Все проедали

00:04 12/01/2017 Финансы
Все проедали

Резервный фонд в прошлом году сократился почти в четыре раза — в нем осталось меньше триллиона рублей. На покрытие дефицита бюджета, который, по подсчетам Минфина, в 2017-м составит 2,7 триллиона рублей, денег фонда уже не хватит. «Лента.ру» обратилась к экспертам, чтобы выяснить, как Россия будет жить без резервов.

Вижу дно!

В декабре минувшего года часть средств Резервного фонда в иностранной валюте — 6,87 миллиарда долларов, 6,44 миллиарда евро и 1,21 миллиарда фунтов стерлингов — были реализованы за 966,9 миллиарда рублей. Вырученные средства зачислили на единый счет федерального бюджета.

О том, что Резервный фонд в 2017 году иссякнет, было известно давно. Собственно, он для того и создавался, чтобы распечатать его, когда закончатся тучные годы и начнутся тощие.

В 2004-м всероссийская копилка была создана как единый Стабилизационный фонд. Собственно, сама идея его создания встретила массу возражений и критики в адрес ее автора — тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина. Многие возмущались: «Как это можно — доходы от народной нефти вкладывать в ценные бумаги и валюту главного геополитического противника?!»

В 2008 году, как раз когда гром грянул, фонд был разделен на две части. Так и возникли нынешние Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), объем которых составлял 2,56 и 4,84 триллиона рублей соответственно.

Теперь, когда страна переживает уже третий кризис (или вторую серию второго кризиса), в одной из кубышек явно просматривается дно. При этом надо сказать, что ФНБ создавался для балансирования пенсионной системы. При опустошении Резервного фонда правительству придется запустить руку в копилку, предназначенную для пенсионеров.

Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС при президенте, бывший зампред ЦБ Константин Корищенко не видит здесь особых проблем: «Назначение федеральных фондов столько раз менялось, что сейчас уже трудно говорить об окончательной цели. Да, формально Фонд национального благосостояния должен направляться на финансирование пенсионной системы. Но и значительная часть дефицита бюджета связана с трансфертами в Пенсионный фонд».

Поэтому, считает эксперт, можно сказать, что средства, направленные в бюджет из ФНБ, предназначены для компенсации дефицита Пенсионного фонда. «С экономической точки зрения никакого противоречия здесь нет», — добавил Корищенко.

При этом он не считает, что ФНБ непременно будет потрачен. «Этот фонд будут использовать только в случае необходимости. Есть и другие источники финансирования дефицита бюджета», — объяснил он и напомнил, что цена на нефть, доходы от продажи которой являются важнейшим источником наполнения бюджета, сейчас достаточно высока: около 55 долларов.

Три года протянем

Что же нас ждет в худшем случае, если придется залезть даже в ФНБ? Председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин, занимавший должность главы ЦБ в кризис 1998 года, полагает, что по крайней мере на три года средств ФНБ должно хватить, однако видит проблему в использовании этих денег.

По закону средства фонда изымаются на возвратной основе. Правительство должно расходовать деньги на некие частно-государственные инфраструктурные проекты, которые теоретически принесут доход в будущем. Вроде бы расходы становятся возвратными. Государство получит свою прибыль и сбалансирует пенсионную систему. Такова задумка.

Фактически, говорит Дубинин, рассчитывать на то, что деньги вернутся в фонд, не стоит. «Возвратность средств весьма условна. Ведь бюджет представляет собой некий общий котел: доходная часть формируется целиком, и расходы распределяются без привязки к источникам доходов. Так работают современные государственные финансы. Это только раньше, до XVIII века, государство собирало на определенные цели: на постройку дороги, на ратников, на Кремль. Теперь так финансовая система не работает», — рассуждает экс-глава Банка России.

В современных условиях тоже существует финансирование отдельных проектов из бюджета. Например, строительство платного шоссе, которое потом будет приносить доход. Но окупаемых проектов среди них крайне мало, отмечает Дубинин: «У нас в стране история не знает эффективных государственных проектов. Больше тех, которые, напротив, требуют дотаций».

По мнению председателя наблюдательного совета ВТБ, самой важной задачей в нынешних условиях является борьба с инфляцией — чтобы не обесценивались деньги, которые собираются в бюджет. Но разумеется, следует помнить и о росте экономики. «Если не начнется экономический рост, будет стагнировать бюджет и расходная его часть», — подчеркнул он.

Жизнь в долг

Важно помнить, что, помимо постепенного проедания резервных средств, у правительства есть еще инструменты для латания бюджетных дыр. Один из них — наращивание государственного долга.

Главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников считает, что искать источники финансирования бюджетного дефицита следует именно в заимствованиях. Более того, это гораздо лучше для финансовой системы, нежели расходование фондов.

«Расходование Резервного фонда — это вариант недолгового финансирования бюджетного дефицита за счет продажи накопленных активов. При этом золотовалютные резервы ЦБ не уменьшаются, — пояснил эксперт, — Сначала накопили, потом тратим. Создание Резервного фонда представляло собой стерилизацию — то есть изъятие денег из экономики. Теперь те же деньги возвращаются в экономику, но по сути это эквивалентно эмиссионному финансированию».

Теперь, считает он, назрела необходимость перехода к долговому финансированию дефицита. Однако есть парадокс. В нынешней ситуации сложился порочный круг: Минфин не занимает на долговом рынке, потому что займы дороги из-за высокой ключевой ставки, а Центробанк для борьбы с инфляцией вынужден поддерживать высокую ключевую ставку, потому что Минфин предпочитает тратить Резервный фонд, а не увеличивать госдолг.

Эксперт убежден, что пора разработать оптимальную траекторию перехода к долговому финансированию дефицита. Для удачного «долгового маневра», по мнению Матовникова, есть все предпосылки: «Россия сейчас находится в достаточно комфортной ситуации, когда она может выбрать источник ресурсов. Собственно, и Резервный фонд еще не окончательно потрачен, и другие источники финансирования есть. Инвесторы понимают, что у Минфина есть выбор, это позволит заимствовать на хороших условиях».

Более того, России совершенно необходим переход к увеличению Резервного фонда, уверен аналитик, чтобы иметь возможность поддерживать достаточно низкий курс рубля. Укрепление национальной валюты, наблюдаемое в последнее время, негативно влияет на экономику и особенно неудобно экспортерам.

Но курс рубля зависит от уровня цен на нефть, поэтому надо выработать новое бюджетное правило и направлять дополнительные сырьевые доходы сверх определенной правилом цены в Резервный фонд. ЦБ в такой ситуации сможет наращивать валютные резервы (а их сейчас почти 380 миллиардов долларов, или 23 триллиона рублей). «Вполне возможно, что Фонд национального благосостояния и не придется тратить», — надеется Михаил Матовников.

Григорий Коган

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(510):

1 ... 456 7 8910 ... +1
1 +0−0Hannibal Lecter14:47:24
12/01/2017
1 +0−0Natali Smit14:32:43
12/01/2017
А как же знаменитая записка Дурново? Предостережения Столыпина? И масштабная сеть ячеек РСДРП (б) во всех крупных городах.
Условно сравнивая положение России сейчас и тогда, можно сказать, что наши города стачки и забастовки особо не трясут. Пардон, был антиплатоновский бунт. Он, кстати, мог бы стать искрой, если бы не выскочил Парнас. Мужики шарахнулись от него, как от педика, абы не замараться. На этом бунт и кончился.
Ну нет в стране сейчас силы равной РСДРП, и гения равного Ленину. Как бы я к Ильичу не относилась, надо быть гением, чтоб страну перевернуть. Вопрос к тому добрым или злым гением.
Наши левые смешны и нелепы, наши правые, какими бы ни были, умело прячутся за весьма харизматичной фигурой лидера страны и между ним и весьма слабым Николаем II знак равенства не поставишь. А в появление Распутина, способного подорвать авторитет царя верится слабо. Нет. Ребята, историю делают личности, причем сильные.
Столыпин уже отбыл на небеса к 13-му году, а революцию делал не Ленин, бывший весьма одиозной фигурой на тот момент. Я про настоящую февральскую революцию, а не октябрьский переворот. Но это детали, а главное то, что я не провожу знак равенства между ситуацией тогда и сегодня, а лишь говорю о том, что ситуация иногда поворачивается непредсказуемым образом и за внешней покорностью и рубахорваческим патриотизмом иногда следует русский бунт, суровый и беспощадный. Или как после Ивана Грозного, развал, смутное время. Тем более в наше время, когда мир меняется всё быстрее.
1 +0−0Natali Smit14:32:43
12/01/2017
0 +0−0Hannibal Lecter14:06:36
12/01/2017
Ничуть. В 1913 когда праздновали 300-летие династии Романовых казалось, что 1905-й год не повторится.
А как же знаменитая записка Дурново? Предостережения Столыпина? И масштабная сеть ячеек РСДРП (б) во всех крупных городах.
Условно сравнивая положение России сейчас и тогда, можно сказать, что наши города стачки и забастовки особо не трясут. Пардон, был антиплатоновский бунт. Он, кстати, мог бы стать искрой, если бы не выскочил Парнас. Мужики шарахнулись от него, как от педика, абы не замараться. На этом бунт и кончился.
Ну нет в стране сейчас силы равной РСДРП, и гения равного Ленину. Как бы я к Ильичу не относилась, надо быть гением, чтоб страну перевернуть. Вопрос к тому добрым или злым гением.
Наши левые смешны и нелепы, наши правые, какими бы ни были, умело прячутся за весьма харизматичной фигурой лидера страны и между ним и весьма слабым Николаем II знак равенства не поставишь. А в появление Распутина, способного подорвать авторитет царя верится слабо. Нет. Ребята, историю делают личности, причем сильные.
1 +0−0Kratos Greed14:12:48
12/01/2017
-2 +0−0Вий Вий13:36:49
12/01/2017
норвегия уже плохо живёт, не переживайте. Нефтедоллары и у них кончились тоже, а ничего другого они особо и не производят, разве что рыбу ловят
Конечно норвеги ничего не производят вот только у нас на шельфе почти все оборудование их или штатов))
1 +0−0Менит жыр13:48:25
12/01/2017
0 +0−0Владимир Мышкин13:42:20
12/01/2017
Революцию разгонят танками! Надо кому- нибудь сдаться, например Америке - другого пути у нас нет! Там так не воруют!!!
Все несчастные сбежались в города. В городах пробки и асфальт в дождь кладут, ногтём откавыривается, танки не пройдут. Америка потеряла интерес к исключительности своей нации и стала взрослеть.
1 +0−0Andrey Obraztsov13:41:18
12/01/2017
2 +0−0Владимир Мышкин13:26:24
12/01/2017
Если так думать, то работают по Вашему только менеджеры: на почте наример, когда премию себе выписывают, или Миллер перетрудился имея годовой доход в несколько десятков лямов, от продажи народного газа, А НАРОД ТОЛЬКО РАССУЖДАЕТ, он не трудится! Интересно, а кто трубы за бугор тянет чтобы газ качать? Уж не Миллер ли? И очень много из списка стран выпало с маленьким населением! Хорошо живут там, где демократия не на словах а на деле: Вот в Германии например, бывших ГДРовцев не во что не ставят как немцев, а в Финляндии - увеличили выплаты безработным несмотря на кризис. Вот наш воротила сказал бы, да я виноват в 73 смертях, да повысил акциз и сделал алкоголь недоступным - поэтому покидаю свой пост, но ведь этого никогда не будет! Народ цинично грабят!
Да, совершенно верно. Миллер там всякий, чубайс и пр. работают хорошо, себе на карман, никто не спорит. Еще этот - Люлюкаев, который стихи пишет, тоже молодец!
Это очевидно. ГДР-овцев немцы ни во что не ставят, это тоже правда. И больше всех опускают свою канцлерину, а она им в ответ - мигрантов завозит ))). А про 73х покойников - пора сухой закон вводить. Если все будут так бухать, то нечего ваще и на Пупкина кивать своей опухшей рожей.
1 +0−0Владимир Мышкин13:31:12
12/01/2017
1 +0−0Менит жыр12:58:53
12/01/2017
Алкоголь - это последняя история, но не первая. Промышленность жи.дами разворована, на вырученные деньги банки созданы, каждому персонально звонят, влезть в долги предлагают, коллекторские ОПГ созданы и узаконены для геноцида неимущих. Преступники у власти, и они нам про какие то свои фонды рассказывают.
А причем тут жи.ды, промышленность начала разворовываться при Ельцине, это он дал зеленый свет! А вместо себя он конечно оставил своего человека, иначе вся приватизация - псу под хвост, вон Михалков попробовал на его фонд заикнуться и что? - быстренько принес извинения!
1 +0−0Менит жыр12:58:53
12/01/2017
6 +0−0Владимир Мышкин12:43:59
12/01/2017
Да нет все наоборот это они народ презирают, над законом находятся и считают что закон для народа создан, чтобы его в рабстве держать, ведь народ доступа вверх не имеет и сказать - ничего не может! А если бы имел, то не позволил бы верхам распоряжаться своими природными ресурсами и богатством! В самой богатейшей стране мира, - народ травится очистителем из-за того, что не может позволить купить себе нормальный алкоголь! Что это как не рабство?
Алкоголь - это последняя история, но не первая. Промышленность жи.дами разворована, на вырученные деньги банки созданы, каждому персонально звонят, влезть в долги предлагают, коллекторские ОПГ созданы и узаконены для геноцида неимущих. Преступники у власти, и они нам про какие то свои фонды рассказывают.
1 +0−0Natali Smit12:44:12
12/01/2017
1 +0−0Олег Донич12:27:52
12/01/2017
Мы, живущие за МКАДом, спокойно работаем, воруем, не платим налоги, умираем. Нам всё равно кто в кремле : царь, герой или ещё кто.
Согласна, мы тихо себе живем и живем... Но случись что страну вытаскивать и закрывать будет не Москва...
1 +0−0Олег Донич12:27:52
12/01/2017
10 +0−0Natali Smit10:34:28
12/01/2017
Когда у русских кончается патриотизм, начинается терпение, когда кончается терпение начинается покорность, когда кончается покорность, начинается вера. Мы в стадии иссякания массового патриотизма? У нас еще столько впереди. Наша сила была и есть в том, что мистического, чувственного в нас больше, чем разумного. И наша рубашка нам важна ровно настолько. Что мы можем равно легко перегрызть за нее горло и кинуть под ноги царю-батюшке. 70 лет нас не изменили. Что будет? Да терпеть будем. Наша вера в царя - это наша религия.Наша любовь к стране, пусть нищей и жестокой к собственным детям, тоже из разряда религий. Мы и не скажем: за что любим? Мы даже будем орать, что она-уродина. Но. Она нам нравится. Шевчук еще когда наш патриотизм на ноты положил. Не ждите, что страна рухнет. Многие до вас ждали. Французы тоже несли русскому крестьянину свободу, а получили вилы в бок. И в 40-х под пули шли все ужасы сталинских репрессий узнав. Нет, страна выстоит. Она кажется впервые за много лет не просто мистически любит царя, а еще и гордится. По крайней мере та страна, что живет на нищенскую зарплату далеко за МКАДом. За прочих не поручусь. Но нас точно большинство.
Мы, живущие за МКАДом, спокойно работаем, воруем, не платим налоги, умираем. Нам всё равно кто в кремле : царь, герой или ещё кто.
1 +0−0Шишкин Андрей11:17:10
12/01/2017
Комментарий удалён.
А ты срешся стоя.. козел путинский
1 +0−0Иван Помидоров10:34:41
12/01/2017
6 +0−0Oleg Kozlov09:58:48
12/01/2017
Россия дожывает последние годы, если не месяцы... Закончится резервный фонд, и что тогда?
Мы все умрем на радость хохлам) А хохлы, знамо дело, станут повелителями Вселенной!)
1 +0−0Transcendreamer X.10:25:46
12/01/2017
5 +0−0Alexey Groshikov10:21:10
12/01/2017
Теперь наш народ ждёт великое наедалово -)).
опять? а ну да, как обычно...
1 +0−0Зовут Так09:42:04
12/01/2017
Испанский носоклюв обещал, как и его жаркий друг - порваную экономику
1 +0−0Kratos Greed09:37:55
12/01/2017
-5 +0−0Alexander Kruglov09:26:49
12/01/2017
Слава Богу Трамп санкции не сможет отменить, а республиканский Конгресс их только усилит!

Тогда хоть разорвется колониальная пуповина, связывающая с 1991 года Россию с Западом.
И свяжеться с Ираном и Сирией. Наконец будешь бить жену открыто и детей шлепать. А потом если повезет и многоженство пойдет - ух заживем!
1 +0−0Timur Gromov09:32:50
12/01/2017
-3 +0−0Alexander Kruglov09:30:19
12/01/2017
И хорошо - все равно все эти фонды на вражескую экономику Запада работали, в промышленность России из них не поступило ни копейки.
Теперь нашим врагам на Западе меньше бабла достанется.
ага чтобы Россия и Китай дружили еще сильнее они же не дураки
Китай будет расти еще быстрее
1 +0−0Timur Gromov09:26:07
12/01/2017
-3 +0−0Александр Суворов09:24:00
12/01/2017
Берл Лазар, Папа Франциск и Алексий II осудили и запретили весь коммунизм
ты можешь осудить кого хочешь что сказать то хотел?
1 +0−0Гриб Солнечный06:31:08
12/01/2017
Комментарий удалён.
посасывай молча
1 +0−0Дима Ильин06:21:55
12/01/2017
А теперь я прочитал статью. И нихрена не понял, о чём она. Так о чём же?
1 +0−0Гриб Солнечный04:51:49
12/01/2017
а что говорит глазьев?
1 +0−0Владимир Постников04:24:29
12/01/2017
-1 +0−0Boris Mamaev03:40:21
12/01/2017
"Эти люди" в Калифорнии.

Не нравится Солженицин? Почитайте Варлама Шалмова.

Тут два варианта или дать умным людям работать и зарабатывать (при этом можно ненавидеть сколько угодно), или нащупывать очередное дно. Похоже россиянам больше нравится второй вариант.
Судя по времени и содержанию Америка на связи. Ребята, вы полагаете, что вы там лучшие представители россиян? Вы ошибаетесь. Судя по всему лично вы там не адаптировались, а значит вы там "чужие", поэтому вас тянет на российский информационный ресурс (верный показатель). Тоскливо и одиноко. Россияне тут ни при чем. Те, кто адаптировался, здесь их нет и быть не может.
В истории человеческой цивилизации британцы уже пытались очистить свою нацию от криминального генофонда, ссылая преступников в Австралию. Британцы не стали лучше. Австралийцы оказались не хуже. Поэтому миф про лучший генофонд покинувший Россию, оставьте себе в утешение. Свято место пусто не бывает.
Я в советское время очень неприязненно относился к идеологической деятельности КПСС и никогда не состоял в этой партии. Именно идеологи КПСС виновны более других в разрушении СССР. Если бы эти идеологи выбрали путь рыночного социализма, реальность могла быть другой. Увы, история и сослагательное наклонение - две вещи несовместные. Рыночного социализма в СССР практически не было никогда. Был НЭП, но меня тогда не было, поэтому не берусь судить об этом коротком периоде.
1 ... 456 7 8910 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь