„ | Держите нас в курсе. Нам очень... интересно, куда ещё Вы не пойдете ))) | “ |
В прокат наконец выходит главный военно-патриотический фильм года в российском кино — «28 панфиловцев». Героику несколько другого рода являют другие премьеры недели: корейский зомби-блокбастер «Поезд в Пусан», драма о значении хвоста в жизни русской женщины «Зоология» и ода Джима Джармуша Игги Попу.
«Поезд в Пусан» (Busanhaeng)Пока по радио и ТВ вскользь упоминают какую-то утечку химикатов на одном из крупных производств, обеспокоенные прежде всего своими частными заботами сеульцы загружаются в ночной поезд-экспресс до Пусана. Вот карьерист-брокер (Кон Ю) пытается найти общий язык с уставшей от его постоянной занятости маленькой дочкой (Ким Су-ан). Вот недовольно морщится от соседства с простыми смертными пожилой капиталист. Вот немножко быкует на попутчиков простоватый пролетарий, оберегающий от стресса беременную жену. Вот погружена в типичную тинейджерскую ерунду едущая на важный матч школьная бейсбольная команда. А вот последней в вагон поезда заскакивает подозрительная молодая девушка — не пройдет и минуты, как вены у нее на лице вздуются, глаза полезут из орбит, а сама она набросится на первого встречного.
Резво стартуя, «Поезд в Пусан» дальше не дает расслабиться до самого финала, мастерски взвинчивая и взвинчивая темп, колоритными штрихами знакомя публику с ключевыми персонажами и начиная убивать их только тогда, когда эмпатия уже выработана. Ен Сан-хо раньше работал в мультипликации, и его зомби-спецэффекты не уступают голливудским, а способность небанально рассказать сюжет и удивлять на каждом новом повороте жанровых рельсов и вовсе превосходит американские фильмы. Корейский режиссер выучил главный урок Ромеро и Карпентера: вторжение зомби служит поводом прежде всего сообщить несколько неприятных правд о самом человечестве, которому в критической ситуации человечность то и дело отказывает.
«Дальше сами! Держитесь там!» — доносится из рации пожелание из штаба. Четвертой роте второго батальона 1075-го стрелкового полка ничего другого и не остается: варианта отступить не предусматривается — позади Москва. Так что несколько десятков бравых, нормальных парней со всех концов Союза держатся как могут за окопы где-то рядом с разъездом Дубосеково, обреченно, но настойчиво перешучиваются, а главное — жгут и жгут наступающие немецкие танки, конца и края которым не видно. Героически умирать панфиловцы отказываются — Родине они пока нужнее живыми.
По поводу снятых на народные деньги «28 панфиловцев» заранее было сломано столько копий, что даже поразительно доложить: никаким символом разных подходов к историографии Великой Отечественной это кино быть не стремится и не хочет. Основные достоинства «Панфиловцев» проистекают из их емкой структуры: обстоятельная подготовка к сражению, сам бой, все более неравный с каждой минутой и каждым павшим воином, и, наконец, подвиг. Эта лаконичность задает фильму ровный тон: только суровая окопная правда, ничего лишнего — ни сталинистской политинформации, ни романтических линий, ни гибсоновской военной расчлененки, и даже прущий и прущий на позиции героев немец показательно дегуманизирован, спрятан за обезличивающей чернотой прячущих физиономии балаклав. Реконструкция — как по части самой истории подвига панфиловцев (в ее официальной версии), так и в плане костюмов с техникой — более-менее дотошна, так что любителям придраться к недостаточно реалистическим деталям в военном кино придется утереть нос.
Другое дело, что вопрос соответствия исторической правды для кинематографа как такового, даже вдохновленного реальными событиями, на деле не принципиален и на качество фильма не влияет никак. Если чего «28 панфиловцам», этому вполне ладному военному фильму, как это ни парадоксально, не хватает — так именно что выдумки, вымысла, то есть ровно того, что составляет основу любой кинодраматургии. Да, авторы не отступают от канонической версии истории боя под Дубосеково — что как раз нормально. Проблема в том, что Шальопа с Дружининым не решаются и ничего к ней добавить, очищая жанр военного кино от наносного, от опостылевших политики с романтикой, они попутно вдруг отказываются и от психологизма. Панфиловцы предстают приятными, хорошими парнями, бравыми воинами, у каждого из которых есть одна-другая отличительная черта, но не более того: здесь ни разу не проскальзывает ни намека не то чтобы на сомнения, но и на какую-то довоенную биографию, устремления и желания — на жизнь, наконец. Конечно, так проще героизировать персонажей, превратить их в мемориал, памятник (чего в финале фильм и добивается с помощью лихой монтажной рифмы), но никак не помогает их по-настоящему узнать и понять. А без этого понимания панфиловцы, какими они предстают в картине Шальопы и Дружинина, вызывают уважение — но полюбить их так, как было с героями лучших советских военных фильмов, невозможно. Любят все-таки людей, а не модели для памятников, сколь бы угодно достойными те ни были.
Изгой и замарашка, живущая с пожилой мамой и унижаемая коллегами по работе пятидесятилетняя сотрудница провинциального зоосада Наташа (Наталья Павленкова) обнаруживает, что у нее вырос… хвост. Длинный, толстый, недвусмысленно напоминающий фаллос — и фрейдист-режиссер, конечно же, включит в свое кино сцену в ванной, где от этого странного, непослушного отростка для несчастной женщины проявится какой-то толк.
Это изобретательная, остроумная задумка, подразумевающая неслабое понимание довольно распространенных (и, конечно, потаенных) психологических комплексов. От нее «Зоология» могла бы отправиться десятком возможных сюжетных и идейных дорог — хоть на территорию кромешного абсурда, хоть к яростному феминистскому манифесту, хоть к психоаналитическому, а-ля Кроненберг, вскрытию страхов телесных мутаций. Но, приделав своей героине хвост, Иван И. Твердовский затем раз за разом, на каждой сюжетной развилке выбирает самое скучное и предсказуемое развитие. Его фильм окружает кроткую хвостатую Наташу куда более жутким, чем ее смешная новая конечность, людским зоосадом — обрюзгшими кунсткамерными тетками, священниками-лицемерами, глупой и косной паствой. И даже симпатичный молодой рентгенолог, испытавший к женщине неподдельный интерес, на деле оказывается обыкновенным любителем дичи. Твердовский, в сущности, рассказывает историю переходного возраста, первой любви, хотя и всерьез запоздавшей и вызванной причудливыми обстоятельствами. Но истории любви требуют хотя бы временного, хотя бы иллюзорного отказа от пессимизма, а Твердовский избавиться от него оказывается не в силах, и тот не идет потенциально полному черного телесного юмора сюжету, тормозит его, выдает ограниченность авторской мысли. В итоге все, что режиссеру действительно удается, — это отработать на зрителях элементарные эмоциональные реакции: шок и ухмылку, отторжение и возмущение, и, в конечном счете, разочарование.
Джеймсу Остербергу очень повезло с родителями. Когда он ребенком увлекся игрой на барабанах, ему не только выделили под установку большую часть трейлера, в котором жила семья, но и годами терпели неизбежный шум. Не противились Остерберги и когда сын отправился в Чикаго делать карьеру блюзмена, и когда, вернувшись в родной Детройт ни с чем, он сколотил вместе с братьями Эштон группу, которая вознамерилась создать самый грязный и сырой блюз-саунд в истории, а в итоге придумала панк. Именно родителей стоит благодарить и за то, что Остерберг — известный всему миру как Игги Поп — в принципе до сих пор жив: когда в середине 1970-х The Stooges погрязнут в ссорах и зависимостях, слезть с героина ему помогут мама и папа.
В свою очередь именно папой современной музыки самого Игги Попа рисует этот документальный фильм Джима Джармуша — классик независимого кино не стесняется вслух называть The Stooges самой значительной рок-группой в истории. С этим утверждением можно спорить, но куда сложнее сопротивляться бьющему с экрана обаянию Попа, который и на седьмом десятке щеголяет голой грудью, а свою биографию комментирует с подкупающим сочетанием иронии и артикулированности. Джармуш при этом не сильно мудрит, но все равно докапывается до сути. История превращения пятерки раздолбаев из Мичигана в первую великую панк-группу ХХ века оживает в интервью уже пожилых The Stooges, кадрах хроники и концертных съемок, даже незатейливых анимационных вставках. Но основной инструмент фильма — редкое совпадение юношеских по духу энергетических зарядов, которых, как выясняется, не растеряли ни сами музыканты, ни запечатлевающий их историю режиссер.
Денис Рузаев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
14 +0−0 | Андрей Усов | 10:18:55 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Держите нас в курсе. Нам очень... интересно, куда ещё Вы не пойдете ))) |
12 +0−0 | Алексей Белихов | 12:20:24 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
И боя у Дубосеково не было? И немцы просто передумали на Москву наступать и просто решили развернуться, так клоун? А что меняет тот факт, что было их не 28? |
10 +0−0 | Иван Кедов | 10:32:58 25/11/2016 |
Почему в трейлере сцену в ванной не показали?!!!! Только из-за стопкадра смотрел!!!))) |
8 +0−0 | TahiR S | 13:37:30 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Но был Бауржан Момыш-улы. *** Панфиловская дивизия формировалась в Алма-Ате. И на треть состояла из казахов. Бауыржан был командиром батальона в этой дивизии. Блестяще осуществлял тактику боя малыми силами против многократно превосходящего противника, получившую впоследствии название «спираль Момышулы». Б. Момышулы: «Спиралью я это называю потому, что все наши бои при обороне Москвы характерны тем, что мы перерезали путь, отскакивали в сторону и увлекали за собой противника, отводя его километров на десять, потом рывком снова становилась на его пути, и снова уходили. Такими маневрами силы противника распыляются, наши части снова выходят на большак. Это, в настоящем смысле слова, изматывание противника, давало выигрыш во времени». Бауыржан был кумиром Эрнесто Че Гевары. Команданте Че называл его одним из величайших героев Великой Отечественной, а книгу «Волоколамское шоссе» - своей любимой военной книгой, учебником, по которому нужно учиться мужеству, стойкости и блестящему управлению войсками. Казах Бауыржан Момышулы был приглашён на Кубу в качестве личного гостя министра обороны Рауля Кастро. |
7 +0−0 | Максим М | 13:45:34 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
фейк это безвиз для хохлов! |
7 +0−0 | Алексей Фокин | 13:26:52 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
А еще рядового Райана никто не спасал и Гитлера убил не Бред Питт! :-) Но вот бой на смерть у Дубосеково был в котором кучка простых и не слишком вооруженных солдат застопорила продвижение огромной немецкой армады и пожгли кучу танков. В фильме кстати, объясняется, что "28 человек" - это число оставшихся в живых на момент очередного телефонного доклада начальству. |
6 +0−0 | Кастор Трой | 18:20:16 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Они там все - советские люди. А книга, да, сильная... |
6 +0−0 | zzbear79 . | 15:09:36 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
значит в кино не ходили |
6 +0−0 | Алексей Фокин | 13:21:33 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Ага! Немцы сами из под Москвы ушли, разочаровавшись, что никто их не встретил. :-) |
5 +0−0 | Алексей Фокин | 13:28:19 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
В январе у него выходит масштабная фантастика про битву чертановских гопников с трехметровыми инопланетянами:-) |
5 +0−0 | Алексей Белихов | 12:37:06 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
А это пускай Михалков снимает или федька. У них получится как нравится таким как ты, с надрывом, "жертвенностью" и покаянием. |
5 +0−0 | Алексей Баулин | 12:25:11 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
В Алматы скажи, что это фэйк - сразу в бубен получишь. |
5 +0−0 | Павел Вячкилев | 10:32:33 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Поезд в Пусан с любительским переводом давно в сети валяется. Я его пару месяцев тому назад смотрел)) |
4 +0−0 | zzbear79 . | 16:26:06 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Есть, но раритеты. |
4 +0−0 | zzbear79 . | 14:59:10 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Учебное пособие по боевой работе, часть 1 Интервалом между орудиями I n,m называют расстояние по фронту между соседними орудиями. Оно может составлять для орудий и минометов 20 - 50 м, для боевых машин реактивной артиллерии и орудий большой мощности – 50 - 100 м, для орудий, имеющих навигационную аппаратуру, - 100 м и более, а для орудий противотанковой артиллерии - 100 - 200 м. Ссылка на www.google.ru |
4 +0−0 | Алексей Курганов | 13:56:23 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Понятно. Пить начал. Собака. |
4 +0−0 | Пончик Безповидла | 10:36:13 25/11/2016 |
"каждого паДшего воина..." наверное всё-таки паВшего |
3 +0−0 | zzbear79 . | 14:48:33 25/11/2016 |
28 панфиловцев. Хороший фильм. Нужно еще раз сходить. |
3 +0−0 | TahiR S | 12:48:37 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Ага, и Бауржана Момыш-улы не было? |
2 +0−0 | Алексей Грошиков | 08:16:05 26/11/2016 | ||||||
| ||||||||
А на самом деле несколько оказалось в живых и награды свои получили. |