В прокат наконец выходит главный военно-патриотический фильм года в российском кино — «28 панфиловцев». Героику несколько другого рода являют другие премьеры недели: корейский зомби-блокбастер «Поезд в Пусан», драма о значении хвоста в жизни русской женщины «Зоология» и ода Джима Джармуша Игги Попу.
«Поезд в Пусан» (Busanhaeng)Пока по радио и ТВ вскользь упоминают какую-то утечку химикатов на одном из крупных производств, обеспокоенные прежде всего своими частными заботами сеульцы загружаются в ночной поезд-экспресс до Пусана. Вот карьерист-брокер (Кон Ю) пытается найти общий язык с уставшей от его постоянной занятости маленькой дочкой (Ким Су-ан). Вот недовольно морщится от соседства с простыми смертными пожилой капиталист. Вот немножко быкует на попутчиков простоватый пролетарий, оберегающий от стресса беременную жену. Вот погружена в типичную тинейджерскую ерунду едущая на важный матч школьная бейсбольная команда. А вот последней в вагон поезда заскакивает подозрительная молодая девушка — не пройдет и минуты, как вены у нее на лице вздуются, глаза полезут из орбит, а сама она набросится на первого встречного.
Резво стартуя, «Поезд в Пусан» дальше не дает расслабиться до самого финала, мастерски взвинчивая и взвинчивая темп, колоритными штрихами знакомя публику с ключевыми персонажами и начиная убивать их только тогда, когда эмпатия уже выработана. Ен Сан-хо раньше работал в мультипликации, и его зомби-спецэффекты не уступают голливудским, а способность небанально рассказать сюжет и удивлять на каждом новом повороте жанровых рельсов и вовсе превосходит американские фильмы. Корейский режиссер выучил главный урок Ромеро и Карпентера: вторжение зомби служит поводом прежде всего сообщить несколько неприятных правд о самом человечестве, которому в критической ситуации человечность то и дело отказывает.
«Дальше сами! Держитесь там!» — доносится из рации пожелание из штаба. Четвертой роте второго батальона 1075-го стрелкового полка ничего другого и не остается: варианта отступить не предусматривается — позади Москва. Так что несколько десятков бравых, нормальных парней со всех концов Союза держатся как могут за окопы где-то рядом с разъездом Дубосеково, обреченно, но настойчиво перешучиваются, а главное — жгут и жгут наступающие немецкие танки, конца и края которым не видно. Героически умирать панфиловцы отказываются — Родине они пока нужнее живыми.
По поводу снятых на народные деньги «28 панфиловцев» заранее было сломано столько копий, что даже поразительно доложить: никаким символом разных подходов к историографии Великой Отечественной это кино быть не стремится и не хочет. Основные достоинства «Панфиловцев» проистекают из их емкой структуры: обстоятельная подготовка к сражению, сам бой, все более неравный с каждой минутой и каждым павшим воином, и, наконец, подвиг. Эта лаконичность задает фильму ровный тон: только суровая окопная правда, ничего лишнего — ни сталинистской политинформации, ни романтических линий, ни гибсоновской военной расчлененки, и даже прущий и прущий на позиции героев немец показательно дегуманизирован, спрятан за обезличивающей чернотой прячущих физиономии балаклав. Реконструкция — как по части самой истории подвига панфиловцев (в ее официальной версии), так и в плане костюмов с техникой — более-менее дотошна, так что любителям придраться к недостаточно реалистическим деталям в военном кино придется утереть нос.
Другое дело, что вопрос соответствия исторической правды для кинематографа как такового, даже вдохновленного реальными событиями, на деле не принципиален и на качество фильма не влияет никак. Если чего «28 панфиловцам», этому вполне ладному военному фильму, как это ни парадоксально, не хватает — так именно что выдумки, вымысла, то есть ровно того, что составляет основу любой кинодраматургии. Да, авторы не отступают от канонической версии истории боя под Дубосеково — что как раз нормально. Проблема в том, что Шальопа с Дружининым не решаются и ничего к ней добавить, очищая жанр военного кино от наносного, от опостылевших политики с романтикой, они попутно вдруг отказываются и от психологизма. Панфиловцы предстают приятными, хорошими парнями, бравыми воинами, у каждого из которых есть одна-другая отличительная черта, но не более того: здесь ни разу не проскальзывает ни намека не то чтобы на сомнения, но и на какую-то довоенную биографию, устремления и желания — на жизнь, наконец. Конечно, так проще героизировать персонажей, превратить их в мемориал, памятник (чего в финале фильм и добивается с помощью лихой монтажной рифмы), но никак не помогает их по-настоящему узнать и понять. А без этого понимания панфиловцы, какими они предстают в картине Шальопы и Дружинина, вызывают уважение — но полюбить их так, как было с героями лучших советских военных фильмов, невозможно. Любят все-таки людей, а не модели для памятников, сколь бы угодно достойными те ни были.
Изгой и замарашка, живущая с пожилой мамой и унижаемая коллегами по работе пятидесятилетняя сотрудница провинциального зоосада Наташа (Наталья Павленкова) обнаруживает, что у нее вырос… хвост. Длинный, толстый, недвусмысленно напоминающий фаллос — и фрейдист-режиссер, конечно же, включит в свое кино сцену в ванной, где от этого странного, непослушного отростка для несчастной женщины проявится какой-то толк.
Это изобретательная, остроумная задумка, подразумевающая неслабое понимание довольно распространенных (и, конечно, потаенных) психологических комплексов. От нее «Зоология» могла бы отправиться десятком возможных сюжетных и идейных дорог — хоть на территорию кромешного абсурда, хоть к яростному феминистскому манифесту, хоть к психоаналитическому, а-ля Кроненберг, вскрытию страхов телесных мутаций. Но, приделав своей героине хвост, Иван И. Твердовский затем раз за разом, на каждой сюжетной развилке выбирает самое скучное и предсказуемое развитие. Его фильм окружает кроткую хвостатую Наташу куда более жутким, чем ее смешная новая конечность, людским зоосадом — обрюзгшими кунсткамерными тетками, священниками-лицемерами, глупой и косной паствой. И даже симпатичный молодой рентгенолог, испытавший к женщине неподдельный интерес, на деле оказывается обыкновенным любителем дичи. Твердовский, в сущности, рассказывает историю переходного возраста, первой любви, хотя и всерьез запоздавшей и вызванной причудливыми обстоятельствами. Но истории любви требуют хотя бы временного, хотя бы иллюзорного отказа от пессимизма, а Твердовский избавиться от него оказывается не в силах, и тот не идет потенциально полному черного телесного юмора сюжету, тормозит его, выдает ограниченность авторской мысли. В итоге все, что режиссеру действительно удается, — это отработать на зрителях элементарные эмоциональные реакции: шок и ухмылку, отторжение и возмущение, и, в конечном счете, разочарование.
Джеймсу Остербергу очень повезло с родителями. Когда он ребенком увлекся игрой на барабанах, ему не только выделили под установку большую часть трейлера, в котором жила семья, но и годами терпели неизбежный шум. Не противились Остерберги и когда сын отправился в Чикаго делать карьеру блюзмена, и когда, вернувшись в родной Детройт ни с чем, он сколотил вместе с братьями Эштон группу, которая вознамерилась создать самый грязный и сырой блюз-саунд в истории, а в итоге придумала панк. Именно родителей стоит благодарить и за то, что Остерберг — известный всему миру как Игги Поп — в принципе до сих пор жив: когда в середине 1970-х The Stooges погрязнут в ссорах и зависимостях, слезть с героина ему помогут мама и папа.
В свою очередь именно папой современной музыки самого Игги Попа рисует этот документальный фильм Джима Джармуша — классик независимого кино не стесняется вслух называть The Stooges самой значительной рок-группой в истории. С этим утверждением можно спорить, но куда сложнее сопротивляться бьющему с экрана обаянию Попа, который и на седьмом десятке щеголяет голой грудью, а свою биографию комментирует с подкупающим сочетанием иронии и артикулированности. Джармуш при этом не сильно мудрит, но все равно докапывается до сути. История превращения пятерки раздолбаев из Мичигана в первую великую панк-группу ХХ века оживает в интервью уже пожилых The Stooges, кадрах хроники и концертных съемок, даже незатейливых анимационных вставках. Но основной инструмент фильма — редкое совпадение юношеских по духу энергетических зарядов, которых, как выясняется, не растеряли ни сами музыканты, ни запечатлевающий их историю режиссер.
Денис Рузаев
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
2 +0−0 | La Belle Epoque | 16:02:12 25/11/2016 |
Про хвост и поезд обязательно посмотрю, спасибо. |
2 +0−0 | Жора Форточкин | 14:16:03 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Смотри военную хронику. На таком же расстоянии друг от друга. |
2 +0−0 | Алексей Фокин | 13:19:54 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Вы предлагаете рыдать и каится над поражениями. Это деструктивно. |
2 +0−0 | TahiR S | 12:47:38 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Лучше тоже о панфиловцах, но по книге Бека "Волоколамское шоссе" Гораздо эпичней и правдивей было бы. *** На что рассчитывали немцы, вторгаясь в нашу огромную страну? Они были уверены, что в восточный поход вместе с ними во главе танковых колонн отправится генерал Страх, перед которым склонится или побежит все живое. Наш первый бой, проведенный в ночь с пятнадцатого на шестнадцатое октября тысяча девятьсот сорок первого года, был и сражением со страхом. А семь недель спустя, когда мы отбросили немцев от Москвы, за ними побежал и генерал Страх. Они наконец-то узнали, быть может впервые за эту войну, что значит, когда сзади гонится страх. |
2 +0−0 | Алексей Курганов | 09:46:09 25/11/2016 |
А "гшениальный" сынок действительно гениального (без кавычек) Сергея Бондарчука, некто Фкдюнька чего-то притих. Небось, готовится разродится очередным "шедевром". |
1 +0−0 | дмитрий Староверов | 03:14:35 26/11/2016 | ||||||
| ||||||||
и какие же стороны вам показали? Что в Советском кино немцев показывали безумными тупыми зомбаками, прущих массами на героические советские окопы. А каждый бронебойщик неперменно поджигал по 5 танков. Кстати Танки немецкие из ПТРД не поджигались , даже в борт. Все что они могли из этого неэффективного оружия это стрелять по смотровым щелям. Что сейчас такой же тренд . |
1 +0−0 | Добер Добер | 22:53:26 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
и трехсот спартанцев не было....и рядового райна...А бой у Дубосеково был, и десятки сложивших там советских бойцов были. И немца там остановили. И оттого, что немецкую атаку останавливала рота или полк, и погибло не 28 , а сто или 500 человек подвиг не становится меньше. И таких подвигов были тысячи. И когда то и ваш народ имел к ним отношение. |
1 +0−0 | Добер Добер | 22:49:42 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
А причем тут русский-не русский? ВСе панфиловцы были русскими? Может Ленинград и Сталинград одни русские отбивали? Или одни русские были в бресте? Мы были одним народом, и судя по всему еще будем. |
1 +0−0 | Kirill Ostrovsky | 20:29:30 25/11/2016 |
Хорошие очень получились рецензии. Наверное, пример объективного взгляда на предмет рассмотрения. И никогда я не посмотрю панфиловцев. До Иги, скорее всего доберусь. Про хвосты я не уверен, честно говоря. Но чувство от прочтения очень хорошее осталось. Редкость. |
1 +0−0 | Максим Васильев | 19:33:31 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Если иисуса не было, что же, про него и фильмы снимать нельзя? |
1 +0−0 | Пончик Безповидла | 18:18:49 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Исправили, можно удалять коммент. |
1 +0−0 | Павел Пырин | 15:16:42 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Это же глубокая в прямом и переносом смысле мысль! Куда там 28 |
1 +0−0 | Алексей Баулин | 12:52:04 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Да никого не было. И Панфилов жив остался. |
1 +0−0 | TahiR S | 12:51:25 25/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Только вот у Бека главный герой не русский, да еще с чувством национального достоинства. |
1 +0−0 | Алексей Холмовский | 11:32:56 25/11/2016 |
Панзеры это графика ? работающих образцов нету ? |
1 +0−0 | №-2263453 | 09:54:31 25/11/2016 |
Выeбaть себя хвостом? Аррегенально |
0 +0−0 | Владелец Свинофермы | 14:30:30 26/11/2016 | ||||||
| ||||||||
В Пусан - смотрел. Хороший фильм. |
0 +0−0 | Анатолий Пашков | 14:11:19 26/11/2016 | ||||||
| ||||||||
28 панфиловцев - шедевр без кавычек. Сходите в кино и убедитесь сами. Фильм снимался на народные деньги. |
0 +0−0 | Татьяна Иванова | 12:04:14 26/11/2016 |
Современные отечественные ,,шедевры,, про войну не смотрю,потому,что до мой идеал ,,В бой идут одни старики,, , им до него как до луны пешком. |
0 +0−0 | №-2382291 | 10:33:23 26/11/2016 | ||||||
| ||||||||
Вот и зря, что на "Панфиловцев" не пойдешь. Настоятельно рекомендую. Отличное военное кино при таком малом бюджете. |