„ | Нельзя детей в церковь водить, они от неё тупеют. | “ |
«Детский сад у нас был во дворе, и в старшей группе я уже сам в него ходил. Помню, однажды бежал с утра в белой рубашечке парадной, нас на ВДНХ обещали повезти. Очень спешил, поскользнулся и упал второпях, весь испачкался. И меня оставили в саду в наказание, не взяли с собой грязного. Так и просидел весь день один с нянечкой. Ужасно хотел поехать тогда на ВДНХ, просто невероятно хотел».
«Отец мало мной занимался, он в командировки все время ездил. Однажды вернулся, а я в солдатиков играл, расставил их по всей комнате. Он сказал, чтобы я убрал, не то выкинет, а я сразу не послушался. Тогда он собрал их и понес на помойку. Я бегу следом, прошу не выбрасывать, а он идет и прямо в контейнер мусорный их кидает. Контейнер огромный, выше моего роста, никак не достать. И я потом уже больше солдатиков не заводил, перестал играть в игрушки вообще. Стал читать».
Про эти два случая рассказали однажды друзья, когда речь зашла о том, кто что помнит из своего детства. Истории эти поразили всех слушателей своей бессмысленной и неисправимой жестокостью. И ведь в обоих случаях ребенка наказали скорее потому, что существовало некое представление о том, что детей полезно наказывать, чем по действительно серьезному поводу.
Раскидал солдатиков по комнате? Но это была комната ребенка тоже. Играя, дети познают мир и учатся: играть — их работа. Наказывать детей за игру — идти против природы. Не убрал игрушки сразу? Но взрослые тоже не всегда готовы отложить свои дела по первому требованию домашних. А выбросить дорогие другому человеку вещи просто потому, что ты сильнее и можешь, — это не урок послушания, это урок нарушения чужих границ и обесценивания чужих чувств. Когда такой урок дает близкий человек, это подрывает базовое доверие человека к миру. Случай в детском саду тоже за гранью добра и зла. Что грозило воспитательнице, если бы она взяла запачкавшего рубашку ребенка с собой — неужели расстрел? И что именно ребенок должен был понять в результате этого наказания?
Я вспомнила эти две истории из чужого детства, когда на прошедшей неделе весь русскоязычный интернет обсуждал выложенный на YouTube ролик с плачущей девочкой, которая объясняет папе, остающемуся за кадром, что хочет уехать в Африку, потому что родители ее все время ругают и она им не нужна.
«Может быть, нам просто не нужна непослушная девочка?» — отвечал за кадром папа рассудительным тоном. В середине съемки девочка попросила перестать ее снимать и все стереть («стери все»), но съемка продолжалась. Отец не услышал детское «нет», хотя наверняка прислушался бы к такой просьбе, исходи она от взрослого.
Ведь в нашей культуре не принято учитывать желания детей. Это, кстати говоря, объяснимо — уважать их общество начинает тогда, когда остальные проблемы более-менее решены и у взрослых нет других забот, которые отнимают время и силы.
Девочка в ролике прекрасная, с хорошо развитой речью для своих четырех лет, это отметили все. А вот поведение отца заставило комментаторов разделиться на два непримиримых лагеря. Многие возмущались, что ребенка не обняли и не успокоили сразу после того, как прозвучали слова «чтобы меня медведи в Лапландии съели». Высказывались и по поводу неэтичности обнародования съемок без согласия снятого в них маленького человека. Впрочем, последний упрек оказался напрасным: в интернет ссылку на снятое для домашних видео случайно «слила» бабушка ребенка.
Зато немало было хохотавших до упада, называвших девочку «маленькой манипуляторшей». Авторы таких комментариев искренне восторгались, что отец четырехлетнего ребенка не поддался на происки «хитрой маленькой женщины».
Тут, что называется, два в одном: и уверенность, что манипулирование людьми — исключительно женское поведение, хотя такое поведение свойственно обоим полам, и предположение, что маленький плачущий ребенок непременно «манипулирует».
«То, что ощущается родителем как манипулирование — это потребность, которая осталась неудовлетворенной, — пишет Патти Уипфлер, координатор программы для родителей «Рука в руке» . — Что если дети вовсе не пытаются манипулировать родителями? Что если они снова и снова пытаются добиться от них подтверждения любви и связи, которая нужна им, чтобы нормально развиваться?»
«Я бы давно врезал», — пишут в комментариях на YouTube. Потому что идея о том, что бить детей нельзя, у нас далека от популярности.
«Молодец папа, ребенок должен знать, кто тут главный», — пишут еще комментаторы.
Но вся эта концепция борьбы с манипуляцией — бессмыслица. Маленькие дети и так понимают, что их благополучие зависит от родителей. Любой детеныш, и прежде всего человеческий, для нормального развития должен быть уверен, что «его собственный» взрослый его любит и никогда не бросит. Бороться с ребенком за место «царя горы» глупо, потому что его задача — не сместить вас с трона, а убедиться в том, что вы, восседая на вершине, не бросите его даже если он будет плохо себя вести. Ведь ни один ребенок не может быть уверен в том, что всегда будет вести себя хорошо. У всех случаются свои «косяки», и дети — существа до крайности рациональные — понимают это лучше взрослых. Поэтому фразы типа «я люблю тебя, только когда ты себя хорошо ведешь», ранят на всю жизнь. А то, что взрослые воспринимают как уроки воспитания, дети запоминают как уроки нелюбви и предательства.
«Балуйте своих детей, господа, — ведь вы не знаете, что их ждет в будущем», — писал Набоков. Не существует стопроцентно действующего рецепта того, как вырастить успешного, счастливого и любящего своих родителей человека. Но есть проверенный временем рецепт того, как вырастить человека, не ценящего ни свои чувства, ни чувства других людей.
Есть известное высказывание: «Если у вас в детстве не было велосипеда, а потом вы выросли и купили себе "ягуар", у вас все равно в детстве не было велосипеда». Не потому ли сейчас от многих владельцев "ягуаров" лучше держаться подальше?
«Я все детство мечтал о настольном футболе, — рассказывал приятель. — Но родители его так и не купили. Не знаю, почему, зарабатывали они много, стоил этот футбол — ну, рублей 10. Я потом купил его себе сам, но это было уже не то».
Читая комментарии к истории про девочку, «уезжающую в Африку», я поняла, почему ему не купили настольный футбол. Он слишком сильно его хотел и слишком часто его выпрашивал — а родители, конечно, не могли позволить собой «манипулировать».
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
17 +18−1 | Kind Er | 18:05:02 24/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Нельзя детей в церковь водить, они от неё тупеют. |
11 +13−2 | Соня Прядко | 19:37:47 24/04/2016 | ||||||
| ||||||||
вот и выросло у них очевидно говно, считающее нормальным "проявить жесткость" |
10 +10−0 | Hadanasa | 19:57:55 24/04/2016 | ||||||
| ||||||||
" Пороть вас надо! —А вас-то пороли? —А как же, пороли, а ты думаешь почему я такой стал? —А я считаю, что детей пороть нельзя. Вот меня отец тоже порол — а что хорошего? Я до сих пор очень хочу его убить, и еще кого-нибудь заодно" (c) |
7 +7−0 | Призрак Бармалея | 05:06:27 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Закреплять тезис "надо уметь всё словами решать" ремнём - это 5+... Шедевр двоемыслия, я бы даже придумать такую историю бы не догадался ни в жизнь... |
7 +7−0 | vladimir | 01:28:03 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
"...надо уметь всё словами решать." - поэтому нужно детей бить? |
6 +8−2 | Алекс К | 06:48:00 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
"Воспитание и вырабатывание условного рефлекса, - две большие разницы" Глупости говорите. Нельзя воспитывать ребенка в атмосфере вседозволенности. Если ребенок не реагирует на просьбу убрать игрушки, как реагировать? Промолчать? Самому убрать? Тогда ребенок вообще не приучится к труду, потому что не убирать - это всегда приятней, чем убирать. Как же заставить ребенка? Ремнем? За неубранные игрушки - слишком жестко. Бойкотом? Я считаю, что бойкот как средство давления на ребенка может быть применен только в САМЫХ крайних случаях и уж точно не к маленьким детям. Маленькому ребенку ни в коем случае нельзя давать понять, что родители могут не любить его. Приучение ребенка к труду - важная задача. Уборка вообще и игрушек в частности - труд "неинтересный", поэтому иногда приходится и заставлять. А вот к готовке жена приучает дочку в виде игры, когда по выходным они вместе готовят завтрак. Это дочке интересно, в прошлый раз она сама пожарила яичницу (правда, под присмотром, конечно), а ей еще 6 лет. Вы говорите, условные рефлексы? Какие-то вещи надо делать на рефлексах. Но воспитание - это не только это. По большому счету воспитание - это процесс ввода ребенка в социум. Я много беседую с дочерью, читаю ей книги, рассказываю. Например, позавчера она спросила, как летучие мыши видят в темноте. Рассказал, объяснил, как люди, "подсмотрев" это у летучих мышей, стали использовать эту технологию сами. А вчера она спросила, что такое торпеда - тоже рассказал. |
5 +5−0 | Vadim Volkov | 11:34:38 25/04/2016 |
Здесь со всем согласен, что совершенно неожиданно для случайно прочитанного в подобной рубрике здесь. Человека с детства нужно любить и уважать. Чтобы что-то выросло достойное и хорошее после, а не забитое послушное существо с комплексами неполноценности. |
5 +7−2 | Алекс К | 22:33:45 24/04/2016 |
Мы тоже однажды "выбросили" игрушки 4-х летней дочери. Она разбросала их по комнате, а когда пришло время готовиться ко сну, не стала их убирать. Ей раз сказали, два сказали. На третий раз жена просто собрала все в пакет и сказала мне - "Пойди и выбрось в мусорку". И подмигнула так, чтоб дочь не видела. Дочь, конечно, крик подняла, я взял пакет, вышел с ним на улицу и положил... в багажник своей машины. Через пару дней по-тихому занес обратно домой и спрятал. И потом понемногу мы эти игрушки дочери возвращали, мол, сегодня ты себя хорошо вела, вот эту куклу нам вернули. Зато сейчас при малейшем капризе касательно уборки игрушек стоит только задать вопрос: "Что, на мусорку отнести?" - И игрушки убираются тут же. Ребенок должен четко знать, что у родителей слова не расходятся с делом. Папа сказал, что если игрушки не будут убраны, то он их выбросит? И если не будут убраны, то да, выбросит. Папа сказал, что через две недели поедем в цирк? Папа обещал на день рождения желанную игрушку? И да, чего бы это папе не стоило, и в цирк поедем, и игрушка будет. |
4 +4−0 | Алекс К | 10:59:07 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Покажите мне того взрослого, который любит мыть посуду и убирать в доме. Вы думаете, я люблю? Терпеть не могу. Однако мою и убираю, потому что так надо. Сделал уборку, потом сидя в чистоте, можно себя побаловать - сварить, например, кофе как-то по-особому и не торопясь, с наслаждением выпить. |
3 +3−0 | Алексей Круглов | 10:42:24 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Любой человек поставленный надзирателем (особенно если толщина лобной кости больше, чем внутричерепное пространство) начинает распухать от важности. Просто уровень воспитателей оставляет желать лучшего... |
3 +3−0 | Алексей Круглов | 10:38:12 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Не могу с вами согласиться. Дети по сути очень активные, деятельные существа. Они любят трудиться, и, особенно, сотрудничать. Для них это один из способов стать взрослее, значительнее и более умелым в наших и их глазах. Однако, как и любой из нас, они ненавидят приказы и насилие. Сразу начинают бунтовать, а родители - подавлять бунт. Естественно, ничего хорошего из такого расклада не получается. Задача родителя показать, продемонстрировать своим примером, что в уборке за собой нет ничего унизительного. Так делают взрослые. Если ребенок не устал смертельно, то, скорее всего, уберет игрушки (возможно с вашей помощью), а потом еще и поможет вам на кухне... |
3 +3−0 | Владимир Савченко | 09:59:14 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
с детства помогал родителям в саду, многому научился от деда, работа руками не напрягает вообще, но есть два вида деятельности, которые до сих пор вызывают душевные и физические муки при необходимости их выполнения- мытье посуды и уборка в доме. Догадываетесь почему? |
2 +2−0 | Алексей Круглов | 11:18:04 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Я люблю мыть посуду. Особенно зимой. После работы и пробежки по улице. Так выгружаешь голову... |
2 +2−0 | Алексей Круглов | 11:15:55 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Не знаю, на мой взгляд, идеальная чистота в доме хороша, если ее достижение не вызывает неприятных эмоций, а тем более, ненависти. У всех разный порог чувствительности к беспорядку. В любом случае, если не возводить чистоту в абсолют в ущерб близким отношениям, то всегда найдутся компромисы. |
2 +2−0 | Dmitry Shubadeev | 10:15:38 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Согласен полностью. И добавлю, надо с самого детства учить ребенка слушать родителей, а когда он научится слушать, пусть не с первого раза, а хотя бы с четвертого, тогда можно и обсудить проблему, объяснить. Объяснять ребенку, которому до трех лет позволено было все бесполезно, через пять минут у вас кончаться аргументы, через десять терпение. Это особенно касается мам, до трех лет на руках носят наиграться не могут, а потом лупят потому, что слушать не научили, а по другому воспитать не получается. Надо мам воспитывать, что бы относились к своим детям как к личностям, а не к своим любимым игрушкам которых они сначала балуют сидя в декрете, а потом лупят потому, что ей на работу, а он в садик собираться не хочет. В моем понимании воспитание - это научить ребенка жить в этом мире, в этом обществе и если родители не смогут научить ребенка, то его будут учить уже другие люди, которые вряд ли будут любить его так же как родители. А на счет рефлексов приведу пример из своей жизни. В детстве не любил мыть посуду, но родители заставляли, при чем как раз у нас было так, что если тебе сказали, то ты делаешь выбора не было (не помню какие были аргументы, но не лупили точно). Так вот я и сейчас ее мыть не люблю, но когда она грязная стоит еще больше, даже когда один жил все сразу мыл, а сейчас жена довольная ))) И к родителям испытываю только теплые чувства, никаких обид нет. А сейчас воспитываем своего и замечаю, что правильно говорят: поступки становятся привычками, а привычки формируют характер. |
2 +2−0 | Leonid Ivashentsev | 17:37:08 24/04/2016 |
Хоть бы ссылку на видео дала. |
1 +1−0 | Sergey Klinov | 12:23:59 26/04/2016 | ||||||
| ||||||||
От того убрано ли в доме зависит умственное состояние. В голове знаете ли тоже порядок нужен. А то к старости человек превратится в овощ не способный себя обслуживать |
1 +1−0 | Tamara | 15:03:41 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Ахаха, какой жирный тролль. Вас много тут) |
1 +3−2 | filledelaneige | 12:32:24 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
Что ж вы такой глупый-то? Печаль |
1 +1−0 | Призрак Бармалея | 09:06:08 25/04/2016 | ||||||
| ||||||||
В качестве мотивирующего примера как именно надо "словами" всё решать :) "Добрым словом и пистолетом" (с) :D |