#Марснаш

00:08 13/04/2016 Россия
#Марснаш
Потому что люди хотят верить в что то хорошее, еще не испачканное грязными ручонками наших эффективных менеджеров и офшоровладельцев.

В канун Дня космонавтики три четверти опрошенных ВЦИОМ россиян высказались за сохранение прежних расходов на космос. Среди респондентов «Левада-центра» 42 процента считают, что космические исследования необходимо расширять, а финансирование проектов — увеличить. Правительство, однако, в связи с кризисом решило сократить на треть (с двух до 1,4 триллиона рублей) программу Роскосмоса до 2025 года. «Лента.ру» попыталась понять, почему россияне готовы отправлять деньги в космос несмотря на сложную экономическую ситуацию.

«Даешь космос!»

По результатам апрельского опроса ВЦИОМ, 73 процента граждан России хотят, несмотря на кризис, сохранить прежний бюджет космических программ. В прошлом году, правда, такого мнения придерживались на три процента больше респондентов.

Число тех, кто готов сэкономить на ракетах и спутниках, с 2015 года несколько увеличилось — с 15 до 21 процента. По данным ВЦИОМ, о покорении космоса меньше всего задумываются жители крупных городов, за исключением Москвы и Петербурга.

Однако настоящих энтузиастов — тех, кто считает, что расходы на космос нужно увеличивать, среди россиян куда больше. По данным мартовского опроса «Левада-центра», за расширение космических проектов выступают 42 процента респондентов, еще 45 против урезания расходов на космос. Затянуть пояса космонавтам предложили только шесть процентов опрошенных.

Покорение Венеры, в отличие от Марса, большинство россиян готовы уступить иностранцам (54 процента респондентов). В соотношении 48 против 39 распределились голоса тех, кто ждет появления первых лунных баз под российским флагом, и тех, кому наше первенство в этом проекте неважно. Среди молодежи, как оказалось, сторонников российской колонизации Луны значительно больше — 58 процентов.

Космос снова становится модным. 55-летие со дня полета Юрия Гагарина в космос, отмечаемое в этом году, россияне назвали столь же значительной датой, как и 75-летие начала Великой Отечественной войны. При этом наши граждане, как оказалось, не живут одним только героическим прошлым нашей космонавтики. На вопрос «Левада-центра» о том, какая страна сейчас занимает первую позицию в освоении внеземного пространства, 61 процент назвали лидером Россию и лишь 17 процентов отдали преимущество США.

«Тот факт, что даже в условиях непростой социально-экономической конъюнктуры большинство россиян высказываются за сохранение текущих расходов на космические программы, является индикатором потребности общества ощущать себя единым целом, — полагает руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. — Безусловно, эта потребность единения была привита опытом Олимпиады и Крымской весны. Как показывает опыт социальных наблюдений, такие мегасобытия и их результаты становятся мощными драйверами развития общественных настроений на длительную перспективу».

«Сталинград» против «Марсианина»

«Лента.ру» обсудила результаты «космических» опросов с заместителем директора по научной работе Института социологии Российской академии наук Михаилом Чернышом.

«Лента.ру»: Разве эпоха космического романтизма не закончилась в двадцатом столетии? Чем людям эпохи потребления так дорог космос — особенно в условиях нынешнего кризиса?

Михаил Черныш:Напрасно мы противопоставляем индивидуальную стратегию коллективизму. В общественном сознании есть место и тому, и другому. Желание материального благополучия соседствует с идеями покорения космоса и гордости за державу у жителей многих стран. На отношение россиян к космическим программам, на мой взгляд, повлияли актуальные теперь вопросы обороны. Даже новое название ВВС — Военно-космические силы — свидетельствует о том, что космос тесно сплетен со сферой защиты государства. Космос — это наша безопасность и наше будущее.

Все же значительная часть наших программ имеет гражданское назначение, а полеты на Марс — это пока лишь наука.

Мы проводили собственное исследование на базе выборки трех тысяч респондентов. Спросили о том, какие периоды российской истории принесли больше отечеству, а какие меньше, какими временами люди гордятся — и наоборот. Конечно, это некий исторический миф, но все же. При оценке таких периодов люди более всего ценят технологические достижения страны, и покорение космоса в 60-е годы прошлого века занимает первое место. Вообще технологическое лидерство страны рассматривается людьми как самоценность.

Создается впечатление, что нынешняя космическая программа — это некий мемориал, дань памяти прошлым достижениям.

Да, у нас сейчас нет концепции будущего — нет проекта, запроса к деятелям искусства для его художественного описания. Современные российские фильмы посвящены прошлому. У американцев же каждый год выходят новые блокбастеры об освоении космоса: «Гравитация», «Марсианин» и так далее. У нас же выходят «Сталинград», «Конец прекрасной эпохи». Если взять писателей, то о будущем сейчас пишет Глуховский, но в его «Метро 2033» нет места достижениям и открытиям.

Может быть, дело в возрождении православия и моде на консерватизм? Не время мечтать о звездах...

Русский космизм тоже вышел из недр православия. Связан с идеей Спасения, христианскими принципами и ценностями. Некоторые люди, может быть, и пытаются тормозить технологическое развитие, но уровень социума все же другой. В прошлое нас не вернуть. В перестройку мы вошли индустриальным урбанизированным обществом, в котором технологии имели ценность. Развернуться в сторону патриархальной тишины невозможно.

Наши космические достижения объективно скромнее американских. Но даже на фоне сообщений о хищениях на строительстве космодрома Восточный россияне продолжают верить в счастливое будущее нашей космической программы.

Большинство людей все же понимают, что с космосом так или иначе связано будущее цивилизации, а нынешняя российская космическая программа — это единственный способ сохранить то немалое, что уже достигнуто, и приобрести новые знания и технологии, которых до сих пор у нас не было.

Сергей Лютых

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(28):

1 2+1
11 +11−0Йося Шкодманн06:38:15
13/04/2016
Комментарий удалён.
Потому что люди хотят верить в что то хорошее, еще не испачканное грязными ручонками наших эффективных менеджеров и офшоровладельцев.
5 +7−2E V15:33:33
13/04/2016
-4 +2−6Максим Александрович14:49:22
13/04/2016
а вы в курсе что мировой технологический лидер уже много лет не в состоянии человека в космос запустить из-за того что не на чем?
А США не особо нужен человек в космосе - до МКС (тот еще проект по эффективности, 80% времени космонавтов на МКС - самообслуживание) русские возят, а больше никуда особо пока не надо.

У них шикарная беспилотная программа, дающая великолепные научные и коммерческие результаты - в отличие от России.
4 +5−1Sniečkus Visųmetų16:40:36
13/04/2016
-3 +2−5E V11:16:53
13/04/2016
Ничего, что под "власовским триколором" сражались под Бородиным, Полтавой и в Севастополе?
И что нацистский флаг тоже был красным?
в те времена это вообще был торговый флаг, для коммерческих судов и факторий
4 +11−7Дмитрий Фёдоров03:33:12
13/04/2016
Комментарий удалён.
Правильно, вот лучше говно жрать и виолончели друзьям Путина покупать, но ВЕЛИКОДЕРЖАВНОСТЬ Россиюшки не посрамим.
3 +3−0Илья Ковров18:02:29
13/04/2016
Патамуштэ от успехов в экономике хочется лететь куда-нибудь и подальше.
3 +6−3E V11:12:04
13/04/2016
Я действительно рад за соотечественников, действительно.

Смущает только одно:

==На вопрос «Левада-центра» о том, какая страна сейчас занимает первую позицию в освоении внеземного пространства, 61 процент назвали лидером Россию и лишь 17 процентов отдали преимущество США.

Мерзкое Киселев-ТВ. Совсем мозги населению загадили. Ну реально, ребята, ну думайте же своей головой, не засыпайте туда пропагандистский мусор. В чем мы лидеры в космосе? В ЧЕМ?

Ни научная, ни коммерческая составляющая этого совершенно не показывают. Все, что у нас осталось, это двигатели РД-180 (гениальные, но в основном советские), ПОКА дешевые (особенно сейчас) РН и радиотелескоп. ВСЕ. Даже ГЛОНАСС, в целом, уступает GPS, особенно с т.з. коммерциализации.
3 +3−0Hatebreeder10:37:23
13/04/2016
3 +5−2олег иванов09:12:03
13/04/2016
Ложь, ложь и ещё раз ложь. Для справки, в школе даже урока астрономии нет, раньше был!
Зато есть ОПК. Хорошая замена науке!
3 +5−2олег иванов09:12:03
13/04/2016
Ложь, ложь и ещё раз ложь. Для справки, в школе даже урока астрономии нет, раньше был!
2 +2−0владислав миткевич05:38:30
14/04/2016
2 +5−3Dmitrii Godunov12:02:12
13/04/2016
успехи в космосе россиян волнуют больше, чем проблемы в экономике
-----------
Это не надолго.
А какие успехи ? Лунную базу к 2015 году просрали, спутники хрен поднимешь
.Ссылка на lenta.ru
Ссылка на www.interfax.ru
2 +3−1dkm cdk16:06:09
13/04/2016
Ага, он с народом говорил? Как же - "русский космизм", смех да и только. Подавляющее большинство испытывают просто ура-патриотическую гордость, основанную исключительно на успехах 30-ти и более летней давности. Это из той же серии - "зато у нас ракеты самые крутые, кому хош люлей дадим". Вот и весь космизм.
P.S.
Забыл еще религиозную оболваненность, основанную на безграмотности населения.
2 +5−3Dmitrii Godunov12:02:12
13/04/2016
-4 +3−7Кащей Бессмертный10:31:42
13/04/2016
пока власовский режим впаривап быдлу крымнаш, Сшашка захватила всю Солнечную Систему и замахнулась на Альфу Центавра
успехи в космосе россиян волнуют больше, чем проблемы в экономике
-----------
Это не надолго.
2 +4−2E V11:41:05
13/04/2016
4 +11−7Дмитрий Фёдоров03:33:12
13/04/2016
Правильно, вот лучше говно жрать и виолончели друзьям Путина покупать, но ВЕЛИКОДЕРЖАВНОСТЬ Россиюшки не посрамим.
Что-то вы оба какие-то невменяемые. А нельзя как-то нормально к вопросу подойти - котлеты отдельно, мухи отдельно?
2 +5−3Кащей Бессмертный10:33:47
13/04/2016
3 +5−2олег иванов09:12:03
13/04/2016
Ложь, ложь и ещё раз ложь. Для справки, в школе даже урока астрономии нет, раньше был!
А чего вы хотели от власовского триколора, космосу что ли... вспомните идеологию Белого Движа, чей триколор щас болтается над страной. там нет места космосу
2 +4−2Призрак Бармалея02:57:06
13/04/2016
Короче:
"Мы не можем жить без космоса" (с) мультфильм :D

Примером позитивной фантастики предлагаю считать "Незнайку на Луне" :)
1 +1−0Петр Литовченко20:12:35
13/04/2016
Да потому что это как и всякая фантастика отвлекает от серой реальности.
1 +1−0Sniečkus Visųmetų16:37:46
13/04/2016
неплохой эльфинг! )))
1 +1−0Hatebreeder10:36:20
13/04/2016
Комментарий удалён.
Агамс, возрождение православия тормозит космос. Потому что это взаимоисключающие параграфы.
0 +0−0Илья Павлов08:14:32
15/04/2016
11 +11−0Йося Шкодманн06:38:15
13/04/2016
Потому что люди хотят верить в что то хорошее, еще не испачканное грязными ручонками наших эффективных менеджеров и офшоровладельцев.
Дело не в этом. Надо больше вкладывать в космос, потому как технологии, появляющиеся там, позволят государству зарабатывать на них больше, чем на нефти, если подойти к конверсии с умом. В этом плане, у Горбатого идея была правильная, только все сделано было через пятую точку и реформирование СССР, не должно было подразумевать сдачи всех позиций западу. Если бы пошли по пути Китая, то были бы сейчас "суперсверхдержавой" (тафтология), потому что у Китая нет технологий, он вырос только за счет того, что стал стройплощадкой, но технологии не его. А у нас была и передовая фундаментальная наука и самые передовые технологии.
0 +0−0Sniečkus Visųmetų18:32:47
14/04/2016
-1 +0−1E V17:55:51
14/04/2016
Вы лгунишка. За исключением примерно 35 лет во второй половине 19 века, когда триколор был "народным" флагом, использовавшимся наряду с "имперским", со времен позднего Петра он был флагом Империи.
Петька врёт Картинка на images.myshared.ru
0 +0−0вася пупкин18:31:29
13/04/2016
"Космос снова становится модным." ... Космос всегда был в моде. Только дурак считал, что космос не в моде.
1 2+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь