Покрымсали

00:04 21/02/2016 Наука и техника
Легендарная война обросла мифами и выдумками
Легендарная война обросла мифами и выдумками

160 лет назад, в феврале 1856 года, закончилась Крымская война. Даже по прошествии полутора с лишним веков один из кровавейших международных конфликтов описывают мифологическими конструкциями времен Энгельса и Пальмерстона. Мифы позапрошлого столетия оказались чрезвычайно живучими. «Лента.ру» разоблачает восемь отъявленных выдумок о тех событиях.

Война началась из-за стремления Николая к разделу Османской империи

С 1853 года Николай I шел на обострение отношений с Турцией, желая захватить черноморские проливы, а то и присоединить европейскую часть Турции. Ряд историков прямо указывают на то, что точкой отсчета конфликта стало предложение Николая I английскому послу Сеймуру от 9 января 1853 года о разделе Турции.

Источники эту версию опровергают: царь, напротив, заявил, что намерен защищать формальную территориальную целостность Турции на Балканах, равно как и принадлежность ей Босфора и Дарданелл. От британской стороны он хотел лишь гарантий того, что Англия не отберет у Турции проливы. Взамен Николай I предлагал Лондону Египет и Крит: император точно угадал желания британцев, хотя и немного поскупился. В течение 30 лет после этого Британия захватила Египет и Кипр, остров покрупнее Крита.

В британском пересказе говорится о намерении Николая установить протекторат над христианскими областями европейской Турции. Но царь неоднократно подчеркивал, что с 1830-х годов не планировал присоединять к России «ни вершка земли», объясняя это просто: «Я уже два раза мог овладеть Константинополем и Турцией… Какие выгоды от завоевания Турции произошли бы для нашей матушки-то России?»

Более реалистично причины войны описывают поздние западные историки: Британия и Франция рассчитывали ослабить влияние России на Европу.

Россия была готова к войне с Турцией, но не с Англией и Францией

Мнение о том, что турки были второсортным противником, до сих пор преобладает. Штамп этот сформировался потому, что с XIX века все крупные войны с турками велись только Россией, которая их выигрывала. Однако более внимательный анализ этих конфликтов не выявляет слабости Турции. Во всех русско-турецких войнах XIX века соотношение потерь для русской армии было хуже, чем в войне 1812 года, но никто не называет армию Наполеона второсортной.

Русско-турецкие бои Крымской войны производят такое же впечатление. На европейском театре русским не удалось одержать ни одной победы над турками. И в Закавказье турки показали себя чрезвычайно боеспособным противником: две крупнейшие победы над ними обошлись русским войскам в 15 и 17 процентов личного состава. Такой же процент потерь понесла от европейцев армия Меншикова в разгроме при Альме.

Превосходство в вооружении как причина победы союзников

Европейские армии были вооружены прогрессивной нарезной артиллерией и штуцерами, а отсталая русская промышленность их производить не могла, отчего у нас все было гладкоствольным. Вдобавок винтовки союзников стреляли на 1,2 километра и несколько раз в минуту, а русские лишь на 300 шагов и раз в минуту.

Немногочисленные нарезные пушки союзников после серии разрывов стволов не использовались. Нарезное стрелковое оружие было технологически доступно еще в XV веке, и ничего прогрессивного в нем не было: один выстрел занимал минуту, поскольку пули забивались в ствол молотком. Гладкоствольное же стреляло четыре раза в минуту, что и делало его выбором большинства.

Четверть англичан и две трети французов в Крыму были вооружены гладкоствольными ружьями. Промышленно отсталая Россия за войну дала своей армии существенно больше винтовок, чем передовые Англия и Франция. Причины просты: Тульский завод был мощнейшим в Евразии, и еще при Александре I первым в мире перешел на взаимозаменяемость. К тому же его станки работали от паровых машин, а английская Королевская фабрика в Ли лишь после окончания боевых действий запустила первые паровые машины, ликвидировав технологическое отставание от Тульского завода.

Союзники под Севастополем израсходовали более 28 миллионов пуль, убив и ранив 85 тысяч русских.

Даже не учитывая, что за часть потерь отвечают 1 350 000 снарядов англо-французской артиллерии, легко заметить: «точные» штуцера англичан и французов требовали десятков тысяч выстрелов на одно попадание. Русская пехота в Крыму выпустила 16,5 миллионов пуль, нанеся противнику сравнимые потери в живой силе. Тезис о штуцере как главной причине победы союзников весьма непросто подкрепить конкретными цифрами.

Увы, все это не помогло России выиграть войну, да и не могло помочь.

В западных флотах доминировали пароходы, что вынудило Черноморский флот самозатопиться

Лишь меньшая часть союзного флота в Черном море была паровой, да и пароход того времени вовсе не являлся супероружием: примитивные двигатели требовали десятки тонн угля и воды в сутки, оставляя меньше места для пушек. Одиночная труба была не менее уязвима, чем паруса, сбить которые полностью удавалось лишь после десятков залпов. Русский фрегат «Флора», в ту войну отбившийся от трех турецких пароходов, как и парусники мексиканского флота десятилетием ранее, вполне доказали способность эффективно противостоять пароходам.

В 1830-е годы в России изобрели морские мины, как ударные, так и дистанционно активируемые. В Крымскую войну их заряд достигал 0,16 тонны — вполне достаточно для тогдашних деревянных кораблей без переборок. Даже столкновение с легкими минами заставило союзников отказаться от попытки высадки на Балтике. К тому же для перевозки мин и плавсредств для их установки хватало обычных телег. Минировать союзные порты снабжения можно было даже очень ограниченными силами

Однако флот в Крыму возглавлял адмирал Александр Меншиков, не считавший такие действия разумными. Министру показалось, что 160 килограммов пороха могут и не повредить корабль, а потребную на поставку мин сумму 27 тысяч рублей (3 процента суточных военных расходов того времени) он признал чрезмерной.

Еще до 1830 года Меншиков отличился эффективностью в расходовании бюджетных средств, остановив испытания первой в мире цельнометаллической подлодки с ракетным и подрывным вооружением. В результате удалось избежать и напрасных трат на внедрение уже испытанных на Неве судовых электродвигателей и аккумуляторов. Впрочем, Меншиков сдержанно относился и к паровому двигателю, публично заявляя, что поездка по железной дороге столь же опасна, как дуэль на пистолетах. Экономя бюджетные средства, он с 1840-х годов отклонял и требования Черноморского флота о принятии на вооружение винтовых линейных кораблей.

«Солдаты с головой льва, офицеры с головой осла и генералы без головы»

Эту хлесткую характеристику русской армии времен Крыма выдали еще французы, штурмовавшие Севастополь, и на первый взгляд она куда ближе к истине, нежели ходульное представления о том, что крепостническая Россия проиграла военно-технологическую гонку странам Запада.

В самом деле, многие решения русского генералитета вызывают недоумение. Меншиков, имея в Крыму столько же солдат, сколько противник, собрал для битвы при Альме лишь часть из них, да и из тех половина все сражение простояла на месте, не участвуя в бою. Не совсем понятно и то, почему он исключал вероятность высадки десанта союзников в сентябре 1854 года, из-за чего препятствовал укреплению Севастополя и даже организации элементарной морской разведки.

Однако теория «генералов без головы» имеет свои слабые места. Генералы Шильдер, Лидерс, Редигер, Дибич, Муравьев, Бебутов и Завойко были исключительно компетентными, и служили они вовсе не у союзников. Все успешные сражения русской армии распределены на карте той войны вполне единообразно: вне европейской части страны. Все это заставляло еще дореволюционных историков, начиная с Зайончковского, выдвигать мнение, что в среднем военные способности командира того времени были прямо пропорциональны расстоянию от его места службы до высшего руководства.

Если высадка в Евпатории стала полной неожиданностью для Черноморского флота, которому политика министра не позволила организовать разведку, то генерал-майор Завойко, командовавший петропавловским гарнизоном на Камчатке, благодаря личным контактам с королем Гавайев заранее получил данные о нападении.

Меры были приняты: союзная эскадра с 2600 человек на борту при попытке десантироваться потеряла 270 убитыми, Завойко — 37. Нарезное оружие английской пехоты помогло ей даже меньше, чем в боях с зулусами, — так же, как и французы в войне с Австрией в 1859 году, русские успешно компенсировали худшее оружие быстрым штыковым броском, сметя превосходящий по численности десант.

Недаром в Петербурге говорили: морской министр Меншиков «своим управлением погубил Балтийский флот, и что если и делается что-либо хорошее в Черном море, то сим обязаны» не ему. Завойко располагал значительным преимуществом перед черноморцами: Камчатка была намного дальше от морского министра.

Победа, которой не было

Действия Завойко породили один из немногих в ту войну патриотических мифов. Якобы на следующий год тот «в заливе Кастри нанес полное поражение вчетверо сильнейшей британской эскадре». На деле два его военных корабля столкнулись там лишь с тремя британскими. Командующий приказал приколотить флаги к мачтам гвоздями и явно был настроен решительно. Однако англичане благоразумно избежали боя, решив выждать подкреплений в виде еще 11 кораблей. Завойко же, напротив, их ждать не стал и ушел Татарским проливом.

По другому мифу, англо-французы не преследовали его потому, что считали Сахалин полуостровом, а пролив — заливом. Это весьма сомнительно: еще в 1830-х годах Белинский издевался над Булгариным, называя его невеждой за то, что тот не подозревал об островной природе Сахалина. Вряд ли английские адмиралы знали географию хуже русских критиков и публицистов.

«Кабальный» Парижский мир

Это последний миф войны: условия мира были тяжелы и якобы включали в себя секретные пункты. Поддерживают эту теорию даже достаточно серьезные историки И. Валлерстайн (I. Wallerstein) и П. Байрох (P. Bairoch). Они утверждают, что либеральный торговый тариф 1857 года был введен под нажимом победоносной Британии, стремившейся этим подорвать экономику оппонента, как после Опиумных войн это было сделано с Китаем. Сразу после отмены протекционистского тарифа русская промышленность сколлапсировала (исчезла треть рабочих мест), а показатели промпроизводства на душу населения, быстро росшие при Николае, на десятилетия замерли на одном уровне.

Теория выглядит логично, однако Парижский мирный договор не имел секретных статей, и все обстоятельства его заключения детально описаны еще Тарле. Да и Англия закончила войну с Россией не легкой прогулкой, как в Китае, а дорогостоящей кампанией по захвату половины городка с населением современного Моршанска.

Причины резкого слома экономической политики были более тривиальны. Родители Николая I не занимались его воспитанием, а отвечавший за это генерал Ламздорф бил ребенка шомполами и также об стену «так, что.... Николай... почти лишался чувств». При таких воспитателях интереса к учебе у него совсем не было. Поэтому, как позже признавался император, «на уроках.. [по политэкономии] мы или дремали, или рисовали какой-нибудь вздор». В итоге модные в ту пору теории о свободной торговле прошли мимо него, и в экономической политике Николай руководствовался интуицией, отчего был протекционистом.

А вот об образовании своих детей он позаботился. Александр II впоследствии не только снизил пошлины, но и отдал казенные заводы, железные дороги и банки в частное управление.

Странная война

Боевые потери России в войне — 41 тысяча убитыми и умершими от ран, англо-французской коалиции — 35 тысяч, потери турок и итальянцев достоверно не подсчитаны. Позорное поражение отсталой страны, на первый взгляд, выглядит несколько странным: особенно если учесть, что до конца войны в Крыму так и не сосредоточили и 10 процентов от общей численности русской армии. Сопротивляться главным силам двух ведущих держав с помощью считанных процентов своих вооруженных сил России в ее истории более никогда не удавалось.

Даже оставив в стороне мифические штуцера, «стреляющие на 1,2 километра», следует признать: имея командующими Меншикова и Горчакова, можно было ожидать и полного разгрома, и соотношения потерь на уровне опиумных войн. Причиной столь странного исхода могла быть, с одной стороны, значительная моральная устойчивость войск, частично компенсировавшая «ломку, которой подвергались войска европейской России» в мирное время.

Однако не меньшую роль сыграли и вопиющие ошибки руководства союзников. Еще современники отмечали, что, штурмуя Севастополь, они понесли основную часть потерь в кампании, в то время как простой блокадой могли принудить его к сдаче без единого выстрела.

Александр Березин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(319):

123 4 567 ... +1
2 +3−1Grigori Nikitin01:19:41
22/02/2016
Статья хороша уже тем что побуждает население критически мыслить, ещё раз пройтись мысленно по нашей истории, ещё раз вспомнить об истинном лице "наших партнёров", на "экзерсисы партнёрства" с которыми опять пришлось положить 41 тысячу жизней россиян! И опять роль "девятой жизни" для России сыграла беззаветная любовь русских солдат к Родине! А царь-дорогуша ошибался в принципе -- Босфор и Дарданеллы надо (было, и есть!) брать -- с регулярностью в сто - сто пятьдесят лет Турция, науськиваемая гнусным и подлым Западом снова и снова вынуждает Россию к тому! А сам Запад имеет свои форпосты повсюду в мире -- Гибралтар, Диего-Гарсия, Сингапур, Гонгконг, Макао, Фолкленды и т.д.... И нам надо -- и имеем право! И как раз сейчас для этого правильный момент -- подлый, вероломный и гнусный Запад опять катит на нас подлую, предательскую бочку, что он никогда делать и не переставал -- лишь маскировался пальмовою ветвью -- да и Турция как раз сейчас истерично напрашивается! Самое время! Турцию надо подловить на очередном крутом выпендрёже (как хохлов на фашистском русофобном путче) -- и Босфор у них отнять (или поставить войска вдоль проливов)! Или какую-нибудь плавучую крепость!
2 +2−0Александр Березин00:08:21
22/02/2016
0 +1−1Призрак Бармалея20:57:58
21/02/2016
Если бы выпустили достаточно штуцеров - ими бы вооружили, даже не сомневайтесь, мазохистов среди руководства не было.

Проблема в том что выпустили переделанные в нарезные гладкоствольные ружья, и живучесть нарезов в этих стволах, из-за мягкого "железа" ствольного была смешной(поскольку для гладкоствольного оружия важна прочность ствола, но отюдь не его твердость), нужны были твердые стали и станочный парк, способный в таких стволах резать нарезы.
" ими бы вооружили, даже не сомневайтесь, мазохистов среди руководства не было."

Источники вашего утверждения? Или это вы только исходя из логики "не мазохисты"? А отказ от мин на ЧФ из экономии 27 ты.с рублей -- это не мазохизм?

Замечу. что я источник на выпуск штуцеров привел. По стволам: вы не правы, в ту пору на нарезные и гладкие стволы пускали один металл. И в России это было далеко не "железо".
2 +2−0Александр Березин22:01:23
21/02/2016
0 +1−1Призрак Бармалея20:59:14
21/02/2016
Капсюльными - да, было.
А вот с нарезным всё было печально:

"На начало войны доля нарезных ружей в стрелковом вооружении русской армии в Крыму не превышала 4—5%, к концу войны — 13,4%. Во французской же нарезные ружья составляли около трети стрелкового оружия, а в английской — более половины."

Ссылка на www.vokrugsveta.ru

Подумайте на досуге, зачем русской армии было закупать массово до войны штуцера, если из могли легко делать на тульском заводе, как вы утверждаете.
Я вам страшную вещь скажу: как и указано в моем источнике задача массового производства штуцеров ТОЗ не ставилась. Не ставилась просто потому. что генералы не рассматривали штуцера как массовое оружие. Точно также промышленности не ставили задачу на производство морских мин, винтовых пароходов и прочего и прочего и прочего. Все это после начала войны началось выпускаться у нас массово.

И еще раз: в годы войны (даже без учета 56-го года) их было выпущено 136 тысяч. Это значит. что ТОЗ, будь задача поставлена ему до войны, сделал бы нужное количество штуцеров (а вообще оружие с нарезами в России делали с XVII века). Но и 146 тысяч это больше, чем мы когда-либо выставляли войск в любом сражении Крымской войны
2 +2−0Александр Березин21:47:47
21/02/2016
-1 +0−1Петр Литовченко21:41:20
21/02/2016
Очередное переписывание истории, раненько, обычно в России делается при смене строя.
Вы знаете. абсолютно все монографии на которые сделаны ссылки здесь написаны задолго до публикации этой статьи, иногда еще в XIX веке. Назвать переписыванием истории популяризацию того, что было известно при царе Горохе -- это немного слишком сильно, не находите?
2 +2−0Heinz Richter18:59:41
21/02/2016
9 +16−7Овощ Бабруйский01:50:38
21/02/2016
В одиночку выстоять против целой шоблы - не результат?
Результат, но далёк от того, что мы воспринимаем как победу или ничью.
2 +2−0Heinz Richter18:56:31
21/02/2016
Комментарий удалён.
В обмен на к тому времени российский Крым, т.е. союзники всего лишь уступили то, что заняли в ходе самой войны. А Карс ведь отошёл к османам, не на оборот.
2 +2−0Александр Березин17:27:12
21/02/2016
-1 +1−2Константин Саламатин13:04:35
21/02/2016
Странно, войну проиграли, а Крым и Севастополь остались в составе России. Наверное это потому что автор дипломатично умолчал о том что русско-турецких войн было три из которых две закончились для турок и англосаксов весьма плачевно)) Да и в описанной войне вкус победы был не таким уж сладким, как хотелось жирным буржуям и немытым янычарам))
Вам бы текст почитать что ли. Там в конце весьма доступно объяснено почему несмотря на проигрыш в войне терр. потерь мы практически не понесли.
2 +2−0Илья Курчатов14:16:05
21/02/2016
-2 +1−3Walther Stalnhelm10:13:00
21/02/2016
Ну почему? Берём военные способности и берём удалённость от центра. Военные способности условно от 100 до 0 измеряются. Расстояние от центра тоже измеримо. Если прямо пропорционально, то в центре - гении, а на окраинах - глупцы. Если обратно пропорционально, то в центре глупцы, а на окраинах как раз гении. Что мы и видим.
Вы не поняли ! Прямая пропорция - чем больше расстояние от цента тем выше IQ, обратная соответственно наоборот !??
2 +2−0Александр Березин13:03:33
21/02/2016
-1 +0−1Alexander Roshchin12:24:00
21/02/2016
Про превосходство союзников в вооружении никакой не миф, а печальная правда. Попробуй повоюй когда твое оружие стреляет на 300 шагов, а у противника - на 1200. А местность в Крыму равнинная... понятно почему русские войска впервые начали массово рыть окопы (это одно из нововведений этой войны).
"Про превосходство союзников в вооружении никакой не миф, а печальная правда. Попробуй повоюй когда твое оружие стреляет на 300 шагов, а у противника - на 1200. "

Если вы читали статью, то наверняка заметили, что ни на какие 1200 шагов ружья союзников на самом деле не стреляли. Я вам больше того скажу: и современный солдат из своего личного оружия за 1200 шагов может только в бронтозавра попасть, и то если повезет.

Даже если вы не служили в армии, то наверняка стреляли сами для развлечения. Какие 1200 шагов могли быть на дымном порохе. кривых нарезах и пулях незаводского (!) изготовления?

И все это даже опуская тот факт, что в России в ходе войны было выпущено достаочно нарезного оружия, чтобы вооружить армию в Крыму. Генералов. правда. которые бы этого захотели, у нас выпустить забыли, но и у союзников основная часть солдат на самом деле была вооружена гладкоствольным оружием -- кстати, про это в тексте тоже есть.
2 +2−0Александр Березин12:50:30
21/02/2016
4 +6−2Призрак Бармалея11:26:43
21/02/2016
"Промышленно отсталая Россия за войну дала своей армии существенно больше винтовок, чем передовые Англия и Франция. Причины просты: Тульский завод был мощнейшим в Евразии, и еще при Александре I первым в мире перешел на взаимозаменяемость. К тому же его станки работали от паровых машин, а английская Королевская фабрика в Ли лишь после окончания боевых действий запустила первые паровые машины, ликвидировав технологическое отставание от Тульского завода."



Что касается "Россия дала армии значительно больше винтовок" - то видимо это надо читать как "дала армии значительно больше ружей", а не винтовок. Винтовок в массовом количестве русские войска в Крымскую войну так и не увидели, кроме малочисленного, закупаемого за рубежом, так называемого литтихского штуцера, которым были вооружены егеря.
Там есть ссылка. Россия с 1854 года выпускала только нарезное оружие. И выпустила его 136 тысяч штук: Покрымсали Статистика в тех таблицах по-моему, от Федорова, который работал с архивами.
2 +2−0Александр Березин12:48:48
21/02/2016
5 +6−1Призрак Бармалея11:26:29
21/02/2016
В французом штуцере Тувенена расширение происходило в конце заряжания, в выемку в хвосте пули входил специальный стержень и "распирал" её, в британской винтовке Энфильда образца 1853 года - использовалась пуля Минье у которой в донце был специальный железный колпачёк, который в момент выстрела давлением пороховых газов вдавливало в мягкий свинец пули и таким образом расширяло её.

Нарезные штуцера и винтовки британской и французкой армии были грозным оружием, наносившие русским войска серьёзные потери, ситуацию облегчало лишь то, что как сказано в статье - нарезном оружием была вооружена лишь часть французского и британского экпедиционного корпуса.
Оружие грозное. вот только списать на него поражение не получится: пуля Минье нами испытывалась еще до войны, да и штуцеров мы выпустили достаточно, чтобы вооружить ими хоть всю армию в Крыму. Качество имевшихся генералов этого, конечно, не позволило, но к оружию напрямую оно не относится. Да и не решает нарезное оружие исход войны. иначе бы австрийцы били французов, а не наоборот.
2 +2−0Александр Березин12:46:02
21/02/2016
4 +5−1Призрак Бармалея11:26:17
21/02/2016
"Нарезное стрелковое оружие было технологически доступно еще в XV веке, и ничего прогрессивного в нем не было: один выстрел занимал минуту, поскольку пули забивались в ствол молотком. Гладкоствольное же стреляло четыре раза в минуту, что и делало его выбором большинства.

Четверть англичан и две трети французов в Крыму были вооружены гладкоствольными ружьями. "


А автора с историей стрелкового оружия просто беда, прямо скажем, "смешались в кучу, кони, люди".

Нарезное оружие, которое известно с XV века - оно стреляло круглой пулей и не имело перед гладкоствольным оружием преимущества по дальности, только по точности, при этом пулю по нарезам приходилось забивать(в буквальном смысле забивать) с дула на всю длину ствола по НАРЕЗАМ, что и ограничивало скорострельность такого оружия одним выстрелом в минуту.

Нарезное оружие, которым были вооружены союзники в Крымскую войну - это уже следующее поколение, во первых оно капсюльное, а не кремневое, а во вторых оно имело намного большую дальность действительного огня, чем нарезное оружие XV века, поскольку стреляло вытянутой пулей, значительно более тяжёлой, чем круглая, а скорострельность этих штуцеров совершенно не уступало скорострельности гладкоствольных ружей русской армии, так как при заряжании их пули были чуть меньше ширина канала ствола и не врезались в нарезы при опускании в ствол. Врезание в нарезы же происходило потому что пуля расширялась перед или в процессе выстрела:
Текст статьи был сокращен редакцией. В оригинале там был такой кусок "«Штуцера» сместили ружья лишь после изобретения пули Минье, которая была меньше диаметра ствола и поэтому входила в него без молотка, сравнявшись по скорострельности с гладкостволками. Однако русская армия, также как и западные, вела опыты с пулями Минье еще до войны и располагала импортными штуцерами. Их недостаток можно было восполнить работой заводов вроде Тульского, однако такая задача заводу www.reenactor.ru/ARH/PDF/Klishin.pdf не ставилась. После ее постановки за 1854-1855 годы

было выпущено более 136 тысяч таких систем, не считая 20 тысяч импортированных и имевшихся до войны. Теоретически это позволяло вооружить всю пехоту в Крыму нарезным оружием, однако на практике этого не случилось – военное министерство по-прежнему предусматривало вооружение им только для части солдат."

Попутно замечу, что капсюльным было и оружие русской армии.
2 +3−1Александр Березин12:41:08
21/02/2016
0 +3−3ОМ П10:56:03
21/02/2016
Преимущество нарезного было именно в точности, это позволяло открывать огонь по плотным построениям русской пехоты гораздо раньше, чем могли начать ответный огонь русские. Русские несли потери до начала своей стрельбы, просто двигаясь вперёд до дистанции открытия ответного огня(пусть даже более эффективного) и дальше штыкового боя, когда и наносили ответные потери союзникам. Адская стратегия именно технологически отстававших, что вообщем-то описано в "мифах". Поэтому и такое соотношение потерь не выглядит странным. Учитывая ещё, что русские были в обороне и соотношение потерь должно быть не в пользу атакующих союзников, но с гладкостволом особенно в обороне не отсидишься, как зайцев перестреляют или снарядами закидают. А то по статье получается, один Меньшиков у России победу отнял.-))
П.С. Про Камчатку: союзники не захотели связываться с русскими партизанами, это ведь не зулусы с копьями в саванне, а охотники с огнестрелом в тайге, да ещё нечестно по офицерам в первую очередь стреляют гады и плотными колоннами не ходютъ противные.-))
"то позволяло открывать огонь по плотным построениям русской пехоты гораздо раньше, чем могли начать ответный огонь русские"

Завойко разбил союзников со штуцерами и понес при этом меньшие потери. Зулусы в 1879 году под Исандваной убили 1300 англичан копьями, потерев менее тысячи своих. Все эти события случались ясным днем. также как и бои франко-австрйиской войны 1859 года. Вам не кажется, что если бы нарезное оружие играло ту роль, которую вы ему приписываете, все это было невозможно?

"А то по статье получается, один Меньшиков у России победу отнял.-))"

Статья -- не история Крымской войны, а лишь ликбез по ее основным мифам.. Кроме Меншикова в этом плане велики заслуги Горчакова и Паскевича, конечно.

"союзники не захотели связываться с русскими партизанами"

Какие партизаны? Союзников сбросили в море штыковой атакой, и никаких партизан на Камчатке не было.

"да ещё нечестно по офицерам в первую очередь стреляют гады и плотными колоннами не ходютъ противные.-))"

В действительности именно плотные колонны помогли французам выиграть штыками у австрийцев в 1859 году.
2 +2−0Александр Березин12:14:09
21/02/2016
-14 +2−16Igor Brodetskiy04:55:20
21/02/2016
Почему лента пишет о заблуждениях не понЯТНО, все правильно. Вызывают вос хищение англичане, так красиво легко и непренужденно выписаали рашке люлей. Особенно Нокплаю I за егостремление к распостранению самого 3.14 здоватого направления , самой 3.14здоватой религии- православия
"так красиво легко и непренужденно выписаали рашке люлей."

Красиво, легко и непринужденно союзники потеряли 35 тысяч человек (не считая умерших от болезеней), чтобы с трудом захватить половину города с населением Моршанска.

Иными словами воевали они так же "красиво легко и непренужденно" как вы пишите по-русски.
2 +2−0Александр Березин11:59:03
21/02/2016
14 +19−5Сергей Бацуев01:59:07
21/02/2016
Ну и где причины поражения-то? Одни контраргументы, не дающие ответ. С мыслью о том, что не стоит недооценивать турок согласен. Стрельба шапками по противнику для России, во все времена, заканчивалась очень печально. Сейчас какой-то псевдопатриотический угар да и только: " Уря! Так победим! Константинополь будет наш!" С этим пора завязывать. "Плохо кончишь, родной..."
"и где причины поражения-то? "

В тексте же есть "многие решения русского генералитета вызывают недоумение. " и "в среднем военные способности командира того времени были обратно пропорциональны расстоянию от его места службы до высшего руководства".

Вот и причины. Вы считаете, что с руководителями типа Меншикова нужны какие-то другие причины?
2 +2−0Александр Березин11:51:02
21/02/2016
-6 +0−6Salim Abilov09:11:53
21/02/2016
Статья для идиотов и противоречит сама себе . Когда много вранья его срыть невозможно . Лента думает , что читатель проглотит все это , народ ведь уже и не то глотал .
Конкретные примеры противоречий в статье привести можете? Нет?

Почему-то я так и думал.
2 +6−4R Ro10:41:25
21/02/2016
-3 +6−9Georgy Klochkov09:52:01
21/02/2016
Если бы вы очень внимательно почитали статью (а еще лучше почитали ее на не русском языке), то узнали, что это по факту была не русско-турецкая война, а война Турции против Австрии/России. Для Турции основной театр был как раз там, в соверменной Сербии, там же она понесла основные потери. Россия добивала лежачего на второстепенном театре.
щас нам протоукры расскажуть, шо це воны выйграли крымскую войну, под предводительством турецких янычар )))
2 +4−2Vadim Iljin10:30:56
21/02/2016
отличная статья - соль на хвост либерастам
2 +3−1Сергей Железнов08:24:39
21/02/2016
в то время как простой блокадой могли принудить его к сдаче без единого выстрела
-------------------------------------------------------------------------
Вот в этом что-то не уверен...
2 +5−3Sergei Ozerov08:24:24
21/02/2016
Новая российская история во всей красе.
Выдвигания связной собственной теории нет, вместо этого ограничиваемся критикой чужих теорий
Неудобные факты просто игнорируются или замалчиваются
Для подтверждения своих тезисов изобретается популистская чушь типа "расхода патронов на одного убитого". Автор, а вы никогда не пробовали включить голову и подумать какое оружие расходует больше патронов - дальнобойное и позволяющее быстро стрелять или действующее только вблизи и медленное? У пистоли позволяющей стрелять только в упор поди расход 10 пуль на одного убитого, а у штыка так и вообще одного штыка на несколько убитых хватает :). Советское же оружие в ВОВ имело куда худшую статистику расхода патронов на одного убитого не потому что уступало царскому 90-летней давности.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь