«Это мог быть какой-нибудь лихач на снегоходе»

00:11 12/01/2016 Россия
На месте гибели группы Дятлова
На месте гибели группы Дятлова

Cпециальная следственно-оперативная группа из сотрудников СКР, полицейских и спасателей 12 января отправилась на печально известный перевал Дятлова на Северном Урале. 8 января группа туристов обнаружила труп 50-летнего мужчины в палатке неподалеку от того места, где в феврале 1959-го при загадочных обстоятельствах погибли девять лыжников из группы Дятлова. Своими версиями недавнего происшествия и событий полувековой давности с «Лентой.ру» поделился руководитель фонда «Памяти группы Дятлова» и один из лидеров бойскаутского движения Урала Юрий Кунцевич.

«Лента.ру»: Кто и зачем отправился в зимний поход по Северному Уралу в одиночку? Или рядом с погибшим надо искать его товарищей?

Юрий Кунцевич:Я думаю, это мог быть какой-то лихач на снегоходе. Техника вышла из строя, и человек оказался в снежном плену. Турист, имеющий лыжи и соответствующее снаряжение, так не погибнет. А лихачей очень много. Они действуют в одиночку, полагаются на силу техники. Катаются на выходных по пригородам. Мечтают победить всех.

Скоро стартует снегоходная экспедиция, участники которой планируют дойти до Северного Ледовитого океана, пройдя через перевал Дятлова. Это не мог быть кто-то из организаторов?

Нет. Этим проектом занимается опытный турист и знаток техники Константин Кузнецов. Но он подождет марта, когда снег осядет. Сейчас снегоходы вязнут в рыхлом снегу. Он это знает и не стал бы рисковать.

А каковы сейчас метеоусловия на перевале?

Наверху, на самом перевале, снег достаточно плотный. Можно без лыж идти. Но там ветер 30 метров в секунду. Очень тяжелые условия. Надо специальную обувь иметь, ледорубы. Наши в таком случае сразу пошли бы вниз, в лес, и отсиделись там. Там снега полно, ветра нет. Развели бы костер, печку затопили. Просушились. У наших нет такого шапкозакидательства, чтобы пройти во что бы то ни стало и покорить...

Погода там быстро меняется?

Буквально за час. Поднимается ветер — и пропадает видимость. Идет поземка. Она сечет лицо, открытые участки тела отмерзают моментально. Нужно специальное снаряжение. Продуманное. Те же маски, обогревающие дыхание. Масса заморочек. А погибший человек, похоже, чего-то из этого не имел.

Что вы знаете о группе, которая обнаружила замерзшего туриста? Нужно ли за них беспокоиться?

Ребята из этой группы мне говорили о предстоящей экспедиции. Они из Перми — клуб «Меридиан», кажется. Это серьезные люди, не подростки какие-нибудь. У них слаженный коллектив, хорошая подготовка. За них можно не переживать. Моя группа, кстати, уже была на перевале в начале января, и все благополучно вернулись.

Сами туристы не могли вынести тело с перевала?

Трогать они его не будут, потому что все знают: это можно делать только после осмотра места происшествия следственной группой. Иначе можно напортить, как произошло в случае с членами экспедиции Дятлова в 1959 году, когда 30 поисковиков пришли на место их гибели и все там затоптали.

Много ли туристов стремится на злополучный перевал?

Очень много. Недавно были группы из Уфы, Челябинска, из Екатеринбурга сразу три. В феврале туда пойдут студенты Уральского федерального университета, у которых каникулы начнутся.

Другим словом, тропа туда ведет широкая.

Да, спасибо Кузнецову. От Ушмы он пробил туда хорошую лыжню снегоходами, нашим туристам уже не надо торить путь в глубоком снегу, как это дятловцы делали в 1959-м. Но наверх они пойдут только при ясной погоде.

Через несколько недель в Уральском федеральном университете пройдет конференция, посвященная расследованию гибели экспедиции Дятлова в 1959 году. Чего-то нового можно ожидать?

Участники представят, кто что нашел, накопал за этот год, сложил какие-то пазлы. Готовится к изданию сборник в тысячу страниц с результатами уголовного расследования. Объективные версии. Без всякой мистики. Определенный вывод из прочитанного напрашивается сам, но это уже дело читателей.

Версия Евгения Буянова о том, что группа Дятлова погибла под лавиной, вскоре может стать официальной. По крайней мере, именно ему СКР передал материалы уголовного дела.

У многих есть желание закрыть «дело перевала Дятлова» — замять, убрать в архив. Евгения Буянова заклинило на лавине. Он ни разу там зимой не был, реальных условий не видел (угол склона, по мнению многих экспертов, недостаточен для схода лавины —прим. «Ленты.ру»). Сейчас он подтягивает к своей версии глобальные геофизические процессы. Там уже солнечная активность у него вступает в силу — будто бы в другие годы этой активности не было. Совершенно не слушает оппонентов. На конференции 2 февраля представители Буянова озвучат его выводы.

Как по-вашему, существует ли реальная возможность пролить свет на обстоятельства той трагедии, или теперь остаются только домыслы?

Мы ждем, когда откроются некоторые документы из секретных архивов. А для того чтобы их затребовать, нужно возобновить следствие. Но если дятловцев убрали как ненужных свидетелей ядерных испытаний — понятно, что соответствующим госструктурам об этом рассказывать никакого резона нет.

Вы все-таки придерживаетесь этой версии?

Конечным фактором, повлиявшим на трагическую судьбу экспедиции Дятлова, действительно стал банальный холод. Но перед этим их покалечили. Картина места происшествия была инсценирована специалистами под версию лавины — одежду сняли и так далее. Однако у единственного выжившего участника экспедиции Юрия Юдина, который из-за простуды не вышел с остальными на активную часть маршрута, не было сомнений, что это криминал.

В 1959-м уже действовал международный договор, запрещающий проведение ядерных испытаний. Если бы его нарушение предали огласке, случился бы грандиозный скандал. А мы видели огромные поля, метров 200 диаметром, круглой формы, прямо в тайге, поблизости от перевала. На одежде дятловцев, как известно, обнаружены существенные радиоактивные следы. Есть и другие доводы в пользу этой версии.

Когда, на ваш взгляд, могут появиться данные о личности этого туриста-одиночки и причинах его гибели?

Все зависит от того, как скоро Следственная группа туда доберется. На вертолете при нынешней скорости ветра — более десяти метров в секунду — туда не долетишь. На вездеходе они дойдут до Ушмы, оттуда снегоходами до перевала. Придется подождать...

* * *

В управлении СК России по Свердловской области «Ленте.ру» подтвердили, что «с учетом расстояния и необходимости проведения поисковых мероприятий и осмотра места происшествия возвращение в город Ивдель планируется через несколько дней, ориентировочно — до трех суток».

Перевал назвали в честь Игоря Дятлова — руководителя экспедиции, планировавшей восхождение на высоту 1079 Приполярного Урала. В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на безымянном перевале Дятлов и восемь членов его группы погибли при невыясненных обстоятельствах. Людей обнаружили замерзшими, с множественными телесными повреждениями, без верхней одежды и обуви. С годами появились десятки версий произошедшего, вплоть до совершенно фантастических — например, нападение снежного человека и встреча с инопланетянами.

Сергей Лютых

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(273):

123 4 567 ... +1
1 +1−0WHIPPET 999908:18:11
12/01/2016
Комментарий удалён.
читаю - не всегда означает -верю)
1 +1−0WHIPPET 999908:02:24
12/01/2016
Комментарий удалён.
интересно грю)
автор - талантливо излагает
1 +1−0WHIPPET 999906:36:40
12/01/2016
0 +0−0Dutch Bird06:02:36
12/01/2016
По-моему, я это читал.

Нет, другое читал, там были выдержки из текста экспертизы. Где все эти повреждения квалифицировались, как посмертные. Короч, Вип, я не хочу в эту хyйню вдаваться, это еще безблагодатнее, чем укросрач.
ну и в конце автор опровергает выводы следствия. читаю. занятно, фактов много..
1 +2−1Украина цэ Россия05:23:29
12/01/2016
3 +4−1Dutch Bird04:26:31
12/01/2016
Ох уж мне эти мамкины конспиролухи...

Это у вас от недостаточного знакомства с дикой природой. Вы не выбираетесь из своих уютных городов и привыкли, что с вами ничего не может случиться, кроме нападения себе подобных. Сходите в горы, попадите в метель в горах, и всю эту конспирологию как рукой снимет.
Мамин выживальщик в треде, все в убежище.
1 +1−0Украина цэ Россия05:19:10
12/01/2016
3 +3−0Роман Гордиец04:34:16
12/01/2016
Вот его как раз и могли тащить вниз, у остальных травмы небыли столь тяжелыми чтобы люди не могли совсем передвигаться.
Вот список прижезненных травм из вики. Травмы мягких тканей я убрал для компактности, они все посмертные.

Колеватов — за правой ушной раковиной в зоне сосцевидного отростка височной кости рана неопределённой формы размером 3,0×1,5×0,5 см проникающая до кости (то есть сосцевидного отростка височной кости).

Золотарёв — переломы 2, 3, 4, 5 и 6 рёбер справа по окологрудной и средне-подмышечной линии с кровоизлиянием в межреберные мышцы.

Тибо-Бриньоль — разлитое кровоизлияние в правую височную мышцу как следствие вдавленного перелома височно-теменной области размером 9,0×7,0 см (участок вдавления височной кости 3,0×8,5×2,0 см.); в средней черепной яме многооскольчатый перелом правой височной кости с переходом трещины кости в переднюю черепную яму на правую надглазную область лобной кости, другая трещина — с расхождением краёв от 0,1 см до 0,4 см — на задней поверхности турецкого седла с переходом в среднюю черепную яму.

Дубинина — на наружной и передней поверхности левого бедра, в средней трети, разлитой кровоподтёк синюшно-лилового цвета на участке размером 10 х 5 см, с кровоизлиянием в толщу кожных покровов; множественный двусторонний перелом рёбер справа — 2, 3, 4 и 5 рёбра — по средне-ключичной и переднеподмышечной линии, слева перелом 2, 3, 4, 5, 6 и 7 рёбер средне-ключичной линии, в местах рёбер имеются разлитые кровоизлияния в межрёберные мышцы, в области рукоятки грудины справа разлитое кровоизлияние; кровоизлияние в области правого желудочка сердца размером 4 х 4 см.
1 +1−0WHIPPET 999904:42:51
12/01/2016
3 +3−0Роман Гордиец04:34:16
12/01/2016
Вот его как раз и могли тащить вниз, у остальных травмы небыли столь тяжелыми чтобы люди не могли совсем передвигаться.
Вам как это изложение?
Ссылка на murders.ru
1 +5−4Vasya Pupkin02:08:23
12/01/2016
Комментарий удалён.
Не все так просто, возможно была недооценка криминальной опасности - типа барахло заберут и свалят.
0 +0−0WHIPPET 999922:46:37
14/01/2016
1 +1−0Valery Grigoryev16:34:02
14/01/2016
ну так правильно - а представьте, что такое даже 150 км на лыжах морозной зимой, да чтобы внимания к себе не привлекать.
Лыжня остаётся на многие километры..
0 +0−0WHIPPET 999918:19:08
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev16:10:27
14/01/2016
насчёт "участия в важной операции ГБ", естественно, бред" - полностью согласен, тут и аргументы излишни.

но в криминальной версии я уверен.
самое реалистичное - поисковая группа на вертолёте. кстати, если стоять даже в 20 метрах от взлетающего или садящегося вертолёта - плотно надетую зимнюю шапку сдувает, и шум такой, что разговаривать невозможно. поэтому, воздушный поток от зависшего над палаткой вертолёта вполне способен и палатку снегом занести, и ужаса своим шумом нагнать на спящих в палатке.
То,что КГБ что то знает об итогах - это очень вероятно.
а их активное участие во всём этом почти несомненно
0 +0−0Kazimir Almazov17:43:51
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev16:30:01
14/01/2016
я сторонник "техногенной" версии - некие секретные испытания пошли нештатно, и артефакты оказались разбросанными в определённом квадрате.

площадь разброса большая, местность дикая и безлюдная, но артефакты надо обязательно найти - для этого напрягают всех, кто в районе поблизости служит. привлекают лагерную охрану, которой там полно.

всех, кого можно, срочно поставили на уши, несколько поисковых групп из офицеров и старшин вохр на вертолётах прочёсывают местность, и вдруг какие-то "туристы"...да ещё выкобениваются, уходить не хотят...
Кстати а чего они из палатки то разбежались??Резали ее изнутри??
0 +0−0Kazimir Almazov17:41:37
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev16:30:01
14/01/2016
я сторонник "техногенной" версии - некие секретные испытания пошли нештатно, и артефакты оказались разбросанными в определённом квадрате.

площадь разброса большая, местность дикая и безлюдная, но артефакты надо обязательно найти - для этого напрягают всех, кто в районе поблизости служит. привлекают лагерную охрану, которой там полно.

всех, кого можно, срочно поставили на уши, несколько поисковых групп из офицеров и старшин вохр на вертолётах прочёсывают местность, и вдруг какие-то "туристы"...да ещё выкобениваются, уходить не хотят...
Так застрелили бы этих кто выкобенивается и всех делов...то..Но зачем изнутри ребра то ломать и языки отрывать??
0 +0−0Kazimir Almazov17:32:28
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev16:35:23
14/01/2016
"А чего искали то поисковики??"

артефакты аварии на испытаниях. и возможных свидетелей.
Испытаниях чего??Сейчас при нынешних возможностях в тундре неделями не могут найти упавшие вертолеты ..а тут на тебе ..такая оперативность ...Да и на куя убивать этих туристов??
0 +0−0Valery Grigoryev16:35:23
14/01/2016
0 +0−0Kazimir Almazov14:50:09
14/01/2016
А ребра то из нутри ломать? А чего искали то поисковики??
"А чего искали то поисковики??"

артефакты аварии на испытаниях. и возможных свидетелей.
0 +0−0WHIPPET 999916:31:01
14/01/2016
1 +1−0Призрак Бармалея16:05:57
14/01/2016
По логике - так... Что там реально было, чем руководствовались, мне представить сложно, Ракитин историю с бочкой рассматривает как факт:

Ссылка на murders.ru


Я бы начал с вопроса был ли факт вообще, и не было ли это попыткой банально списать бочку спирта под собственные нужды, используя "важное" расследование,
само собой, весь спирт израсходовали по назначению)
но мотивация для получения то должна быть?
0 +0−0Valery Grigoryev16:30:01
14/01/2016
0 +0−0Kazimir Almazov14:51:29
14/01/2016
Кстати...Под поисковой группой вы про ЗЕКов говорите или про тех кто их искал??
я сторонник "техногенной" версии - некие секретные испытания пошли нештатно, и артефакты оказались разбросанными в определённом квадрате.

площадь разброса большая, местность дикая и безлюдная, но артефакты надо обязательно найти - для этого напрягают всех, кто в районе поблизости служит. привлекают лагерную охрану, которой там полно.

всех, кого можно, срочно поставили на уши, несколько поисковых групп из офицеров и старшин вохр на вертолётах прочёсывают местность, и вдруг какие-то "туристы"...да ещё выкобениваются, уходить не хотят...
0 +0−0Valery Grigoryev16:22:24
14/01/2016
0 +0−0Призрак Бармалея14:59:19
14/01/2016
В группе два инженера были с сов.секретного на тот момент объекта - комбината "Маяк" в Челябинске-40, не заинтересоваться Москва не могла таким событием.
так-то оно так, но ведь они не к финской границе путешествовать направились.
0 +0−0Valery Grigoryev16:10:27
14/01/2016
1 +1−0Призрак Бармалея15:40:05
14/01/2016
А про поиски так - группа должна была в Визжай выйти 14 февраля:

"Однако мы помним, что ещё до выступления в "автономный" поход - при расставании с Юрием Юдиным в посёлке Северный-2 - Игорь Дятлов переносит контрольную дату возвращения на 2 дня! Дата возвращения в Вижай сдвигается руководителем похода с 12-го февраля на 14 февраля. "

Ссылка на murders.ru


Поиски начались 20 февраля:

" 20 февраля 1959 г. туристическая секция УПИ провела экстренное собрание на повестке которого стоял один вопрос: "ЧП с группой Дятлова!" Открыли собрание зав. кафедрой физического воспитания "Политеха" А.М.Вишневский и председатель студенческого профсоюзного комитета В.Е. Слободин. Они официально сообщили, что задержка группы Игоря Дятлова несанкционированна и рождает беспокойство относительно судьбы её участников. Решение собрания было единогласным: срочно организовать поисково-спасательную операцию и cформировать группы добровольцев из числа студентов института, готовых принять в ней участие. "

Ссылка на murders.ru


С точки зрения обычной тур.группы начало поисков через неделю после контрольной даты - приемлимо, хоть и не есть хорошо.


С точки зрения" группа Дятлова участвовала в важной операции ГБ", естественно, бред, банально ГБ-шникам надо было что-то докладывать начальству о событиях и вариант: "а они там пока гуляют, как выйдут, через две недели, сообщат, как там-что", он не очень, естественно, реалистичный... Даже если представить, что их на операции ГБ никто не прикрывал ( что само по себе бред) - максимум в течении 2-3 после передачи должна была быть предусмотрена связь, с сообщением как прошло дело и соответственно поиски должны были начаться не позднее 4-5 дней с момента события, а учитывая, что ГБ должно было знать, где начинать поиски - максимум 5 февраля должно было появится известие, что "охотник-манси", гуляя по своим манси-делам, случайно нашёл брошенную палатку на перевале.
насчёт "участия в важной операции ГБ", естественно, бред" - полностью согласен, тут и аргументы излишни.

но в криминальной версии я уверен.
самое реалистичное - поисковая группа на вертолёте. кстати, если стоять даже в 20 метрах от взлетающего или садящегося вертолёта - плотно надетую зимнюю шапку сдувает, и шум такой, что разговаривать невозможно. поэтому, воздушный поток от зависшего над палаткой вертолёта вполне способен и палатку снегом занести, и ужаса своим шумом нагнать на спящих в палатке.
0 +0−0WHIPPET 999915:21:02
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev13:56:30
14/01/2016
например, признаки падения пролетавшей и вышедшей из строя тестовой ракеты, сопровождавшиеся "дождём" или облаком выливающегося гептила (тела погибших были оранжевого цвета).
то есть, не взрыв сам по себе, а признаки некой технической катастрофы.
я видел в инете фото обломка, найденного впоследствии кем-то в районе описываемых событий, и очень похожего на часть ракетного сопла.
похоже, что надвигавшееся "облако" заметил дежурный дятловец, находившийся снаружи и полностью одетый.

а убийцы - скорее всего те, кто был направлен на поиски следов крушения. а это не гб, а скорее всего вохра из близлежащих лагерей, из которой сформировали оцепление района падения - поэтому и сработали грубо.

и ещё один момент, который участники дискуссии упускают из виду: были зафиксированы следы некой группы, шедшей за дятловцами.

картина, нарисованная ракитиным, весьма реалистична - но вот каких-то там "рэмбо" он приплёл без всяких оснований - с тем же успехом мог марсиан приплести.
Мотив убийства?
Ракитин убедительно показал,что кгававая гебня вовсе не убивала свидетелей всякого техногена.
более того,гебня не могла не знать,что двое участников - имели допуск к гораздо более важным секретам.
0 +0−0Призрак Бармалея15:07:05
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev14:05:17
14/01/2016
не только. а плесецк?
и ракеты, знаете ли, уже тогда не на десятки, а на тысячи км летали.

и потом, читал я версию о нештатном событии при испытаниях - и она кажется реалистичной.
если бы описанный район предполагался местом "приземления", его бы оцепили, а туристов туда элементарно не пустили бы.
С Плесецка запуски начались после 59 года, на тот момент пускали только из Байконура Р-7, которая на керосине и кислороде и угрозы для жизни туристов не представляла, кроме варианта падения прямо на палатку. При этом Р-7 имели самоликвидацию при отклонении от тракетории ( как и остальные ракеты, падения "шальной" ракеты на город никто не желал). Запускаемые с Капустина Яра БРСД до Ивделя долететь просто не могли.


Вопрос разобран у того же Ракитина:


Ссылка на murders.ru


Повторюсь, у него конспирология, в чистейшем виде, но само качество проработки материала очень высокое.
0 +0−0Призрак Бармалея15:00:20
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev14:12:41
14/01/2016
да, это возможно.
но тогда зачем группе судебных медэкспертов, вскрывавших трупы, было предписано перед началом работ выкупаться полностью в бочке со спиртом?
Купались после работ, а не перед.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь