Cпециальная следственно-оперативная группа из сотрудников СКР, полицейских и спасателей 12 января отправилась на печально известный перевал Дятлова на Северном Урале. 8 января группа туристов обнаружила труп 50-летнего мужчины в палатке неподалеку от того места, где в феврале 1959-го при загадочных обстоятельствах погибли девять лыжников из группы Дятлова. Своими версиями недавнего происшествия и событий полувековой давности с «Лентой.ру» поделился руководитель фонда «Памяти группы Дятлова» и один из лидеров бойскаутского движения Урала Юрий Кунцевич.
«Лента.ру»: Кто и зачем отправился в зимний поход по Северному Уралу в одиночку? Или рядом с погибшим надо искать его товарищей?
Юрий Кунцевич:Я думаю, это мог быть какой-то лихач на снегоходе. Техника вышла из строя, и человек оказался в снежном плену. Турист, имеющий лыжи и соответствующее снаряжение, так не погибнет. А лихачей очень много. Они действуют в одиночку, полагаются на силу техники. Катаются на выходных по пригородам. Мечтают победить всех.
Скоро стартует снегоходная экспедиция, участники которой планируют дойти до Северного Ледовитого океана, пройдя через перевал Дятлова. Это не мог быть кто-то из организаторов?
Нет. Этим проектом занимается опытный турист и знаток техники Константин Кузнецов. Но он подождет марта, когда снег осядет. Сейчас снегоходы вязнут в рыхлом снегу. Он это знает и не стал бы рисковать.
А каковы сейчас метеоусловия на перевале?
Наверху, на самом перевале, снег достаточно плотный. Можно без лыж идти. Но там ветер 30 метров в секунду. Очень тяжелые условия. Надо специальную обувь иметь, ледорубы. Наши в таком случае сразу пошли бы вниз, в лес, и отсиделись там. Там снега полно, ветра нет. Развели бы костер, печку затопили. Просушились. У наших нет такого шапкозакидательства, чтобы пройти во что бы то ни стало и покорить...
Погода там быстро меняется?
Буквально за час. Поднимается ветер — и пропадает видимость. Идет поземка. Она сечет лицо, открытые участки тела отмерзают моментально. Нужно специальное снаряжение. Продуманное. Те же маски, обогревающие дыхание. Масса заморочек. А погибший человек, похоже, чего-то из этого не имел.
Что вы знаете о группе, которая обнаружила замерзшего туриста? Нужно ли за них беспокоиться?
Ребята из этой группы мне говорили о предстоящей экспедиции. Они из Перми — клуб «Меридиан», кажется. Это серьезные люди, не подростки какие-нибудь. У них слаженный коллектив, хорошая подготовка. За них можно не переживать. Моя группа, кстати, уже была на перевале в начале января, и все благополучно вернулись.
Сами туристы не могли вынести тело с перевала?
Трогать они его не будут, потому что все знают: это можно делать только после осмотра места происшествия следственной группой. Иначе можно напортить, как произошло в случае с членами экспедиции Дятлова в 1959 году, когда 30 поисковиков пришли на место их гибели и все там затоптали.
Много ли туристов стремится на злополучный перевал?
Очень много. Недавно были группы из Уфы, Челябинска, из Екатеринбурга сразу три. В феврале туда пойдут студенты Уральского федерального университета, у которых каникулы начнутся.
Другим словом, тропа туда ведет широкая.
Да, спасибо Кузнецову. От Ушмы он пробил туда хорошую лыжню снегоходами, нашим туристам уже не надо торить путь в глубоком снегу, как это дятловцы делали в 1959-м. Но наверх они пойдут только при ясной погоде.
Через несколько недель в Уральском федеральном университете пройдет конференция, посвященная расследованию гибели экспедиции Дятлова в 1959 году. Чего-то нового можно ожидать?
Участники представят, кто что нашел, накопал за этот год, сложил какие-то пазлы. Готовится к изданию сборник в тысячу страниц с результатами уголовного расследования. Объективные версии. Без всякой мистики. Определенный вывод из прочитанного напрашивается сам, но это уже дело читателей.
Версия Евгения Буянова о том, что группа Дятлова погибла под лавиной, вскоре может стать официальной. По крайней мере, именно ему СКР передал материалы уголовного дела.
У многих есть желание закрыть «дело перевала Дятлова» — замять, убрать в архив. Евгения Буянова заклинило на лавине. Он ни разу там зимой не был, реальных условий не видел (угол склона, по мнению многих экспертов, недостаточен для схода лавины —прим. «Ленты.ру»). Сейчас он подтягивает к своей версии глобальные геофизические процессы. Там уже солнечная активность у него вступает в силу — будто бы в другие годы этой активности не было. Совершенно не слушает оппонентов. На конференции 2 февраля представители Буянова озвучат его выводы.
Как по-вашему, существует ли реальная возможность пролить свет на обстоятельства той трагедии, или теперь остаются только домыслы?
Мы ждем, когда откроются некоторые документы из секретных архивов. А для того чтобы их затребовать, нужно возобновить следствие. Но если дятловцев убрали как ненужных свидетелей ядерных испытаний — понятно, что соответствующим госструктурам об этом рассказывать никакого резона нет.
Вы все-таки придерживаетесь этой версии?
Конечным фактором, повлиявшим на трагическую судьбу экспедиции Дятлова, действительно стал банальный холод. Но перед этим их покалечили. Картина места происшествия была инсценирована специалистами под версию лавины — одежду сняли и так далее. Однако у единственного выжившего участника экспедиции Юрия Юдина, который из-за простуды не вышел с остальными на активную часть маршрута, не было сомнений, что это криминал.
В 1959-м уже действовал международный договор, запрещающий проведение ядерных испытаний. Если бы его нарушение предали огласке, случился бы грандиозный скандал. А мы видели огромные поля, метров 200 диаметром, круглой формы, прямо в тайге, поблизости от перевала. На одежде дятловцев, как известно, обнаружены существенные радиоактивные следы. Есть и другие доводы в пользу этой версии.
Когда, на ваш взгляд, могут появиться данные о личности этого туриста-одиночки и причинах его гибели?
Все зависит от того, как скоро Следственная группа туда доберется. На вертолете при нынешней скорости ветра — более десяти метров в секунду — туда не долетишь. На вездеходе они дойдут до Ушмы, оттуда снегоходами до перевала. Придется подождать...
* * *
В управлении СК России по Свердловской области «Ленте.ру» подтвердили, что «с учетом расстояния и необходимости проведения поисковых мероприятий и осмотра места происшествия возвращение в город Ивдель планируется через несколько дней, ориентировочно — до трех суток».
Перевал назвали в честь Игоря Дятлова — руководителя экспедиции, планировавшей восхождение на высоту 1079 Приполярного Урала. В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на безымянном перевале Дятлов и восемь членов его группы погибли при невыясненных обстоятельствах. Людей обнаружили замерзшими, с множественными телесными повреждениями, без верхней одежды и обуви. С годами появились десятки версий произошедшего, вплоть до совершенно фантастических — например, нападение снежного человека и встреча с инопланетянами.
Сергей Лютых
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
2 +2−0 | Петр Каменченко | 16:34:49 12/01/2016 |
Я довольно долго разбирался с этой историей. Есть много версий, но ни одна из них не объясняет случившееся. Есть ощущение, что мы не знаем какой-то очень важной детали, которая все бы поставила на свои места. Версия с лавиной никуда не годится. |
2 +2−0 | Иоланта Константинова | 16:23:28 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
ага с медведем на пару, который давил остальных, пока Лось проламывал голову Тибо. Еще про поезд есть, раз травмы можно такие получить при автоаварии)) |
2 +2−0 | Иван Семенов | 16:21:38 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Это еще цветочки. Есть версии что в роли такого маньяка выступил лось. Сохатый методично уничтожил группу. |
2 +2−0 | John Doe | 16:00:48 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
И потом все вместе побежали, после чего стали помогать раненым ? |
2 +3−1 | Дмитрий Волков | 12:16:33 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Вот это тоже всегда напрягало в криминалной/КГБшной версии. Много телодвижений. КГБ так вообще бы не церемонились - увезли и закопали. Типа пропали без вести. Вопросов не задавать. А тут прямо спектакльное действо. Не, как то не стыкуется. |
2 +3−1 | Степан Хренников | 12:09:03 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Самая разумная версия. Но всем нужны инопланетяне из КГБ. |
2 +3−1 | Степан Хренников | 11:39:35 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Нет, вы ошибаетесь. Во всём виноваты гномы-рудокопы. |
2 +2−0 | Иоланта Константинова | 10:57:45 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Убить выгнав в лес? Не слишком ли изошренно? Проще в палатке задушить и снегом закидать чтобы сымитировать сход лавины. |
2 +2−0 | Призрак Бармалея | 09:22:10 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Сильный холод действует, вообщем-то, сопоставимо... Переохлажденный, замерзающий человек тоже неадекватен. Медики характеризуют данное состояние как "спутанное сознание". Кстати, некоторые версии упирают, как на главный фактор, именно на то, что там проходил холодный фронт именно в этот день, с резким падением температуры до -28: Ссылка на www.alpklubspb.ru |
2 +3−1 | Koba Ivanovich | 08:39:53 12/01/2016 |
Комментарий удалён. | ||
Ну их и выгнали на холод. Потом пошли добивать, увидев костер. Встреча могла быть и не случайной. |
2 +3−1 | Koba Ivanovich | 08:34:22 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Согласен, криминальную версию считаю Ракитиным доказанной. Хотя версия вражеских разведчиков притянута за уши, хоть и красива. |
2 +3−1 | WHIPPET 9999 | 02:27:02 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
сборник и разбор - здесь и сейчас.) можете даже присоединиться |
2 +5−3 | Vasya Pupkin | 02:19:53 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
точнее чтобы их не стало |
2 +5−3 | Vasya Pupkin | 02:18:31 12/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Вот именно в этом все и дело, дятловцы подумали что им нужны деньги. А оказалось что нужны они сами. |
1 +1−0 | Valery Grigoryev | 16:34:02 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
ну так правильно - а представьте, что такое даже 150 км на лыжах морозной зимой, да чтобы внимания к себе не привлекать. |
1 +1−0 | Valery Grigoryev | 16:20:49 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
я с ракитиным почти во всём согласен, кроме одного - самого важного: "кто именно убивал?" "арктические рэмбо" - бред. |
1 +1−0 | Valery Grigoryev | 16:18:20 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
он как раз этого не показал, отделавшись дивной мыслью типа "такого не могло быть - ведь это наши люди, военнослужащие бла-бла-бла" ? я в "гебню" тоже не верю - просто арестовали бы и доставили для разъяснения в подходящее место. а вот на поисковую группу из лагерных старослужащих мвд с калашами и на вертушке - похоже. сразу не хотели убивать, дали пару раз прикладами и прогнали. а те возвращаться стали - ну и... в общем, "эксцесс исполнителя" ну а потом замять дело надо было. |
1 +1−0 | Призрак Бармалея | 16:05:57 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
По логике - так... Что там реально было, чем руководствовались, мне представить сложно, Ракитин историю с бочкой рассматривает как факт: Ссылка на murders.ru Я бы начал с вопроса был ли факт вообще, и не было ли это попыткой банально списать бочку спирта под собственные нужды, используя "важное" расследование, |
1 +1−0 | Призрак Бармалея | 15:40:05 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
А про поиски так - группа должна была в Визжай выйти 14 февраля: "Однако мы помним, что ещё до выступления в "автономный" поход - при расставании с Юрием Юдиным в посёлке Северный-2 - Игорь Дятлов переносит контрольную дату возвращения на 2 дня! Дата возвращения в Вижай сдвигается руководителем похода с 12-го февраля на 14 февраля. " Ссылка на murders.ru Поиски начались 20 февраля: " 20 февраля 1959 г. туристическая секция УПИ провела экстренное собрание на повестке которого стоял один вопрос: "ЧП с группой Дятлова!" Открыли собрание зав. кафедрой физического воспитания "Политеха" А.М.Вишневский и председатель студенческого профсоюзного комитета В.Е. Слободин. Они официально сообщили, что задержка группы Игоря Дятлова несанкционированна и рождает беспокойство относительно судьбы её участников. Решение собрания было единогласным: срочно организовать поисково-спасательную операцию и cформировать группы добровольцев из числа студентов института, готовых принять в ней участие. " Ссылка на murders.ru С точки зрения обычной тур.группы начало поисков через неделю после контрольной даты - приемлимо, хоть и не есть хорошо. С точки зрения" группа Дятлова участвовала в важной операции ГБ", естественно, бред, банально ГБ-шникам надо было что-то докладывать начальству о событиях и вариант: "а они там пока гуляют, как выйдут, через две недели, сообщат, как там-что", он не очень, естественно, реалистичный... Даже если представить, что их на операции ГБ никто не прикрывал ( что само по себе бред) - максимум в течении 2-3 после передачи должна была быть предусмотрена связь, с сообщением как прошло дело и соответственно поиски должны были начаться не позднее 4-5 дней с момента события, а учитывая, что ГБ должно было знать, где начинать поиски - максимум 5 февраля должно было появится известие, что "охотник-манси", гуляя по своим манси-делам, случайно нашёл брошенную палатку на перевале. |
1 +1−0 | Иоланта Константинова | 11:49:07 14/01/2016 | ||||||
| ||||||||
Травмы прижизненные. Если бы их полностью завалило сразу трехметровым слоем, то причиной смерти была бы асфиксия |