«Это мог быть какой-нибудь лихач на снегоходе»

00:11 12/01/2016 Россия
На месте гибели группы Дятлова
На месте гибели группы Дятлова

Cпециальная следственно-оперативная группа из сотрудников СКР, полицейских и спасателей 12 января отправилась на печально известный перевал Дятлова на Северном Урале. 8 января группа туристов обнаружила труп 50-летнего мужчины в палатке неподалеку от того места, где в феврале 1959-го при загадочных обстоятельствах погибли девять лыжников из группы Дятлова. Своими версиями недавнего происшествия и событий полувековой давности с «Лентой.ру» поделился руководитель фонда «Памяти группы Дятлова» и один из лидеров бойскаутского движения Урала Юрий Кунцевич.

«Лента.ру»: Кто и зачем отправился в зимний поход по Северному Уралу в одиночку? Или рядом с погибшим надо искать его товарищей?

Юрий Кунцевич:Я думаю, это мог быть какой-то лихач на снегоходе. Техника вышла из строя, и человек оказался в снежном плену. Турист, имеющий лыжи и соответствующее снаряжение, так не погибнет. А лихачей очень много. Они действуют в одиночку, полагаются на силу техники. Катаются на выходных по пригородам. Мечтают победить всех.

Скоро стартует снегоходная экспедиция, участники которой планируют дойти до Северного Ледовитого океана, пройдя через перевал Дятлова. Это не мог быть кто-то из организаторов?

Нет. Этим проектом занимается опытный турист и знаток техники Константин Кузнецов. Но он подождет марта, когда снег осядет. Сейчас снегоходы вязнут в рыхлом снегу. Он это знает и не стал бы рисковать.

А каковы сейчас метеоусловия на перевале?

Наверху, на самом перевале, снег достаточно плотный. Можно без лыж идти. Но там ветер 30 метров в секунду. Очень тяжелые условия. Надо специальную обувь иметь, ледорубы. Наши в таком случае сразу пошли бы вниз, в лес, и отсиделись там. Там снега полно, ветра нет. Развели бы костер, печку затопили. Просушились. У наших нет такого шапкозакидательства, чтобы пройти во что бы то ни стало и покорить...

Погода там быстро меняется?

Буквально за час. Поднимается ветер — и пропадает видимость. Идет поземка. Она сечет лицо, открытые участки тела отмерзают моментально. Нужно специальное снаряжение. Продуманное. Те же маски, обогревающие дыхание. Масса заморочек. А погибший человек, похоже, чего-то из этого не имел.

Что вы знаете о группе, которая обнаружила замерзшего туриста? Нужно ли за них беспокоиться?

Ребята из этой группы мне говорили о предстоящей экспедиции. Они из Перми — клуб «Меридиан», кажется. Это серьезные люди, не подростки какие-нибудь. У них слаженный коллектив, хорошая подготовка. За них можно не переживать. Моя группа, кстати, уже была на перевале в начале января, и все благополучно вернулись.

Сами туристы не могли вынести тело с перевала?

Трогать они его не будут, потому что все знают: это можно делать только после осмотра места происшествия следственной группой. Иначе можно напортить, как произошло в случае с членами экспедиции Дятлова в 1959 году, когда 30 поисковиков пришли на место их гибели и все там затоптали.

Много ли туристов стремится на злополучный перевал?

Очень много. Недавно были группы из Уфы, Челябинска, из Екатеринбурга сразу три. В феврале туда пойдут студенты Уральского федерального университета, у которых каникулы начнутся.

Другим словом, тропа туда ведет широкая.

Да, спасибо Кузнецову. От Ушмы он пробил туда хорошую лыжню снегоходами, нашим туристам уже не надо торить путь в глубоком снегу, как это дятловцы делали в 1959-м. Но наверх они пойдут только при ясной погоде.

Через несколько недель в Уральском федеральном университете пройдет конференция, посвященная расследованию гибели экспедиции Дятлова в 1959 году. Чего-то нового можно ожидать?

Участники представят, кто что нашел, накопал за этот год, сложил какие-то пазлы. Готовится к изданию сборник в тысячу страниц с результатами уголовного расследования. Объективные версии. Без всякой мистики. Определенный вывод из прочитанного напрашивается сам, но это уже дело читателей.

Версия Евгения Буянова о том, что группа Дятлова погибла под лавиной, вскоре может стать официальной. По крайней мере, именно ему СКР передал материалы уголовного дела.

У многих есть желание закрыть «дело перевала Дятлова» — замять, убрать в архив. Евгения Буянова заклинило на лавине. Он ни разу там зимой не был, реальных условий не видел (угол склона, по мнению многих экспертов, недостаточен для схода лавины —прим. «Ленты.ру»). Сейчас он подтягивает к своей версии глобальные геофизические процессы. Там уже солнечная активность у него вступает в силу — будто бы в другие годы этой активности не было. Совершенно не слушает оппонентов. На конференции 2 февраля представители Буянова озвучат его выводы.

Как по-вашему, существует ли реальная возможность пролить свет на обстоятельства той трагедии, или теперь остаются только домыслы?

Мы ждем, когда откроются некоторые документы из секретных архивов. А для того чтобы их затребовать, нужно возобновить следствие. Но если дятловцев убрали как ненужных свидетелей ядерных испытаний — понятно, что соответствующим госструктурам об этом рассказывать никакого резона нет.

Вы все-таки придерживаетесь этой версии?

Конечным фактором, повлиявшим на трагическую судьбу экспедиции Дятлова, действительно стал банальный холод. Но перед этим их покалечили. Картина места происшествия была инсценирована специалистами под версию лавины — одежду сняли и так далее. Однако у единственного выжившего участника экспедиции Юрия Юдина, который из-за простуды не вышел с остальными на активную часть маршрута, не было сомнений, что это криминал.

В 1959-м уже действовал международный договор, запрещающий проведение ядерных испытаний. Если бы его нарушение предали огласке, случился бы грандиозный скандал. А мы видели огромные поля, метров 200 диаметром, круглой формы, прямо в тайге, поблизости от перевала. На одежде дятловцев, как известно, обнаружены существенные радиоактивные следы. Есть и другие доводы в пользу этой версии.

Когда, на ваш взгляд, могут появиться данные о личности этого туриста-одиночки и причинах его гибели?

Все зависит от того, как скоро Следственная группа туда доберется. На вертолете при нынешней скорости ветра — более десяти метров в секунду — туда не долетишь. На вездеходе они дойдут до Ушмы, оттуда снегоходами до перевала. Придется подождать...

* * *

В управлении СК России по Свердловской области «Ленте.ру» подтвердили, что «с учетом расстояния и необходимости проведения поисковых мероприятий и осмотра места происшествия возвращение в город Ивдель планируется через несколько дней, ориентировочно — до трех суток».

Перевал назвали в честь Игоря Дятлова — руководителя экспедиции, планировавшей восхождение на высоту 1079 Приполярного Урала. В ночь с 1 на 2 февраля 1959 года на безымянном перевале Дятлов и восемь членов его группы погибли при невыясненных обстоятельствах. Людей обнаружили замерзшими, с множественными телесными повреждениями, без верхней одежды и обуви. С годами появились десятки версий произошедшего, вплоть до совершенно фантастических — например, нападение снежного человека и встреча с инопланетянами.

Сергей Лютых

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(273):

1 ... 345 6 789 ... +1
0 +0−0Иоланта Константинова11:46:20
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev23:27:33
13/01/2016
а как быть со следами радиоактивного загрязнения на одежде?
Очень просто. Одежда не вся имеет радиоактивные загрязнение. Один из членов группы работал одно время на заводе, имевшем дело с радиацией,а Зина жила в местности, попадающей в зону поражения от аварии, с утечкой радиации.
0 +0−0Иоланта Константинова11:43:10
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev23:28:14
13/01/2016
если не в панике - почему без обуви?
Обувь на холоде очень геморно надевать. Она дубеет сильно. Может поэтому
0 +0−0Иоланта Константинова11:37:25
14/01/2016
1 +1−0Глеб Датлоу23:44:04
13/01/2016
Как ещё один факт ( точный), место под горой Халатчахль довольно ровное и безлесое плато , и летом и особенно зимой с самолёта выглядит как очень заметное пустое поле ( почти как ВПП) среди сопок и скал и густой тайги.
И при этом уже в достаточно глухом месте , где нет никаких населённых пунктов в радиусе на 200 км.
Из космоса со спутника именно это самое большое белое пятнышко сразу привлекает внимание , как единственное просторное место на тысячи километров..
Вот просто добавьте сей факт ...
..........
Лично я
более придерживаюсь только боле менее достоверных фактов :
Что туристы погибли под утро с 8 до 9 утра 2 февраля.
Не было бурана и жуткой метели и непроглядной темени и уже начинался рассвет .
И схода лавины не было.
И что рёбра и череп проломили предметом более похожим на кастет ...
Что было убийство...
Надо открывать дело и доводить до конца..
....
Но наверно
Может уже при другой власти , не пут инской ..
Ну кто вам это сказал? Во первых у Отортена пасбища оленей местных манси были. Во вторых лесная поросль там имеется. Средненькая, но есть. Откуда вы знаете что умерли они под утро? Этого никто не знает. Про метель тоже? Что за точный метеопрогноз для гористой безлюдной местности? Ни о каком кастете речи быть не может это тупой и плоский предмет. Травмы получены от сильного удара, сродни со столкновением с автомобилем, падением с высоты (Не человеком!!!!) или в результате сдавливания
0 +0−0Иоланта Константинова11:28:50
14/01/2016
0 +0−0Proud Dictator03:46:40
14/01/2016
Ребята не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте что тут писалось. Я вполне понимаю что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых - стоп. Остальные просто не найдут.
Ну хватит уже мистикой окутывать, простые вещи. Ей богу как вчера РенТВ версии рассмартивал что только не приплели и Гитлера, и заленый человечков и ракеты и шаровые молнии. Все куда проще. не надо усложнять
0 +0−0Призрак Бармалея07:11:01
14/01/2016
0 +0−0Valery Grigoryev23:41:09
13/01/2016
это могло быть падение сошедшей с курса испытуемой ракеты без заряда. взрыв совершенно необязателен.
Ракеты испытывались на полигоне Капустин Яр, на другом конце страны...

Ссылка на ru.wikipedia.org
0 +0−0Призрак Бармалея06:35:29
14/01/2016
0 +0−0WHIPPET 999906:06:57
13/01/2016
Это всё верно.
как и то, весьма странное,что дятловцы в диком безлюдном месте вдруг встретили "еще" ""туристов" -откуда??
в тайге случайных туристов не бывает,да еще и зимой.
и приход диверсантов - откуда .как? лыжи - это чёткий след.
снегоступы - дико!!
и уход..
- куда как?
прчём,тоже самое касается и обычных таёжных обитателей и зеков.
-все на виду.
чужака издали видно.
_______---------------
но другие версии еще хуже.
То,что кгб что то знает по моему -вне сомнений.
------------------------------------------
всё же удивительно, что 10 человек пошли в тайгу без оружия. (с фронтовиком,которого могли легально обязать взять с собой его.
и никаких особых подозрений бы не было.
По поводу оружия - туристы в те времена, всё же, типично без оружия передвигались... Так что и ГБ, скорее всего, оружия бы им с собой не дало бы, но ГБ бы им обеспечило группу прикрытия, у которой оружия было бы в достатке. Это азы оперативной работы, то что встреча происходит где-то посреди ледяной пустыни абсолютно не означает, что там не должно быть группы прикрытия.
0 +0−0Призрак Бармалея06:20:46
14/01/2016
0 +0−0Призрак Бармалея06:20:39
14/01/2016
Нормальная агентурная группа чётко должна была понимать, что отсутствие оружия и радиостанции в пожитках группы ни о чём не говорит, всё это может быть спрятано в километре внизу, в тайнике и если это действительно ГБ-ники - то когда они спустятся к "костерку" вниз добивать "туристов" - то их встретят огнём извлеченного из тайника оружия, а ещё через пару часиков вокруг них с вертолётов будет высажена вызванная по радио рота пограничников и уйти им уже никуда не удастся, это даже при отсутствии группы непосредственного прикрытия, которая вообще-то могла внизу, в том самом лесу, сидеть наготове уже пару недель (прибыв заранее, исходя из того что агентурная группа тоже выйдет в район за неделю и будет тщательно следить не идёт ли кто в прикрытии у "группы туристов") в специально построенных и тщательно замаскированных схронах с наблюдением через стереотрубы, которые с 10 метров нельзя обнаружить проходя мимо...

И такая агентурная группа просто расстреляла бы в течении одной минуты тургруппу и ещё за десять минут зарыла бы где-то в снегу поблизости, так, как они сделали с четверкой "дятловцев" в овраге и которых два месяца не могли найти... Это намного более надёжный и безопасный метод, чем пытаться заморозить ГБ-шников... После его бы они очень резко свалили к ближайшей железной дороге.
А то что описано в книге Ракитина - это всё же какое-то садисткое и изощренное убийство группы туристов людьми, абослютно уверенными, что эти туристы никакой опасности для них не представляют и никто их в ближайшие несколько суток минимум не хватится и которые, скорее всего. получали удовольствие от такого методичного убийства.

Насчёт фотографирования в темноте, фактически, по версии того же Ракитина, который доказывал, что закат в 3 часа наступил там, агентурной группы - ну это просто смешно, можно посмотреть на качество даже дневных фотографий группы Дятолова - 90% нерезкие абсолютно, поскольку не зеркалкой снято, резкость выставляется на глазок, снимаемые люди - обросшие и закутанные в шапки и капюшоны - ценность таких фотографий минимальна.
В агентурной группе такой, скорее всего, никаких мега-агентов, планировших в СССР забрасываться ещё 20 раз не было, что бы им боятся, что их снимут, и даже если были - выбор стоит безопасно уйти сейчас, сделав вид, что всё в порядке, или устроить бойню и получить преследование на хвост в такой местности, в которой ни спрятатся, ни оторваться никуда нельзя, как только их начнут преследовать с вертолётов - они обречены, даже если они вырвутся к ближайшей ж/д - их это не спасёт в таких редконаселённых местах, первый же заметивший незнакомых людей и оповещенный о "бегстве зэков"(100% безопасная возможность для ГБ задействовать всё население в их поисках) сообщит о них.
0 +0−0Призрак Бармалея06:20:39
14/01/2016
0 +0−0WHIPPET 999906:19:39
13/01/2016
поводом к убийству могло быть слишком явное фотографирование пришельцев.
-это ,конечно, слабое место
Нормальная агентурная группа чётко должна была понимать, что отсутствие оружия и радиостанции в пожитках группы ни о чём не говорит, всё это может быть спрятано в километре внизу, в тайнике и если это действительно ГБ-ники - то когда они спустятся к "костерку" вниз добивать "туристов" - то их встретят огнём извлеченного из тайника оружия, а ещё через пару часиков вокруг них с вертолётов будет высажена вызванная по радио рота пограничников и уйти им уже никуда не удастся, это даже при отсутствии группы непосредственного прикрытия, которая вообще-то могла внизу, в том самом лесу, сидеть наготове уже пару недель (прибыв заранее, исходя из того что агентурная группа тоже выйдет в район за неделю и будет тщательно следить не идёт ли кто в прикрытии у "группы туристов") в специально построенных и тщательно замаскированных схронах с наблюдением через стереотрубы, которые с 10 метров нельзя обнаружить проходя мимо...

И такая агентурная группа просто расстреляла бы в течении одной минуты тургруппу и ещё за десять минут зарыла бы где-то в снегу поблизости, так, как они сделали с четверкой "дятловцев" в овраге и которых два месяца не могли найти... Это намного более надёжный и безопасный метод, чем пытаться заморозить ГБ-шников... После его бы они очень резко свалили к ближайшей железной дороге.
0 +0−0Proud Dictator03:46:40
14/01/2016
0 +1−1lead artist13:35:12
12/01/2016
Чего?
Ребята не стоит вскрывать эту тему. Вы молодые, шутливые, вам все легко. Это не то. Это не Чикатило и даже не архивы спецслужб. Сюда лучше не лезть. Серьезно, любой из вас будет жалеть. Лучше закройте тему и забудьте что тут писалось. Я вполне понимаю что данным сообщением вызову дополнительный интерес, но хочу сразу предостеречь пытливых - стоп. Остальные просто не найдут.
0 +0−0Valery Grigoryev23:41:09
13/01/2016
7 +9−2Призрак Бармалея02:01:19
12/01/2016
Версия, про наземные или воздушные испытания ЯО, которые надо было скрывать путём физического устранения группы студентов - смешная, американцы зафиксировали бы и сейсмический удар, и радиоактивные остатки в атомсфере самолёты-разведчики на границе СССР обязательно бы собрали, не говоря уже о том, что убивать их не было смысло - банально взяли бы подписку о неразглашении и поставили на контроль в ГБ по месту жительства. Это помимо того, что в 1961 договор Хрущеву совершенно не помешал взорвать на Новой Земле "Царь-бомбу" (АН602 ) на 50 Мегатонн сразу, что бы никаких сомнений не было :)
это могло быть падение сошедшей с курса испытуемой ракеты без заряда. взрыв совершенно необязателен.
0 +0−0Valery Grigoryev23:31:21
13/01/2016
0 +0−0Kazimir Almazov16:18:09
12/01/2016
Спирт в те года бы дефициом? Его надо было копить??То что брали я не сомневаюсь..А вот сколько...одну флягу??Две??
он весь нетронут был.
0 +0−0Valery Grigoryev23:28:14
13/01/2016
Комментарий удалён.
если не в панике - почему без обуви?
0 +0−0Valery Grigoryev23:27:33
13/01/2016
0 +0−0Маниакальный Бред18:08:46
13/01/2016
Как вариант - обвал. Группа спасалась ниже по склону на опушке леса. Двое ветки с кедра для костра добывали, один грохнулся с кедра, другой замёрз. Ещё четверо готовили лежанку в овраге. Один грохнулся и бошку проломил, двое пошли его вытаскивать и их лавиной, точнее, обвалом снежным завалило. Двое пытались добраться до палатки, видимо, обувь взять, один спотыкнулся и о камень треснулся головой и замёрз, другая заблудилась в темноте и замёрзла.
а как быть со следами радиоактивного загрязнения на одежде?
0 +0−0Valery Grigoryev23:23:44
13/01/2016
0 +0−0Иоланта Константинова15:38:05
12/01/2016
А в этом и есть главная тайна) Как вариант снега сверху много намело, он обрушил стойку, ребята испугались что лавина. Кто то закричал. Порезали выбежали, а потом пошли вниз строить укрытие. Пошли без одежды, торопились успеть до полной темноты. Только топор надо было взять поди хотя бы. Опять не вяжется
так торопились, что без обуви пошли "укрытие строить"?
0 +0−0Valery Grigoryev23:18:30
13/01/2016
2 +3−1Koba Ivanovich08:34:22
12/01/2016
Согласен, криминальную версию считаю Ракитиным доказанной. Хотя версия вражеских разведчиков притянута за уши, хоть и красива.
согласен с вами.
ракитин весьма реалистично расписал сценарий событи, но вот американский "арктический десант" приплёл напрасно.

ребята оказались в неправильное время в неправильном месте и увидели нечто, что видеть были не должны - и их зачистили.
0 +0−0Маниакальный Бред18:49:26
13/01/2016
0 +0−0Украина цэ Россия14:09:41
12/01/2016
Послушайте, ну вы вот заранее оправдываетесь, потому что знаете весь список вопросов к вашей лавине.

"Держать вещи под головой" - окей, какие вещи? Есть список вещей в палатке, обо что Тино-Бриньоль свою вмятину в голове получил? 8 или 9 пар следов было, а вы посмотрите на травмы. У одного перелом черепа, у другой 10 ребер сломано и кровоизлияние в сердце, и по-вашему они вскочили, собрали манатки и быстренько убежали куда-то в ночь на своих двоих.
все эти травмы были получены уже позже, после того, как их завалило трёхметровым слоем снега в овраге. Эти травмы были только у тех, кого нашли под снегом.
0 +0−0Маниакальный Бред18:44:56
13/01/2016
0 +0−0Иоланта Константинова16:11:02
12/01/2016
Меня вот что смущает: чего они печку не поставили на ночь на продуваемом то склоне? На фото трупа Золотарева виден фотоаппарат. Мало того что он один был одет полностью, так еще и фотик с собой взял? Или все таки это не фотоаппарат у него на шее висит. Почему не елочках в лесу кое где верхушки срезаны? Что они с ними делали? С психа что ли просто ножиком махали?
они и дрова не взяли. Температура была -4, а прогнозом погоды не поинтересовались.
0 +0−0Мордатый Политрук18:36:09
13/01/2016
Версия лавины зимой в горах несостоятельна!!!111 А вот ликвидаторы из КГБ - почти наверняка их рук дело!!!!11
Где, блджад, таких недоумков находят?
0 +0−0Маниакальный Бред18:31:24
13/01/2016
Комментарий удалён.
ранения как раз классические. Одни от падения с кедра, другие от удара головой о камень, третьи от сдавления трёхметровым слоем снега.
0 +0−0Alexandr Piskov18:20:05
13/01/2016
Гебри! Я ненавижу вас еще больше! На снисхождение можете не надеяться, пока не отдадите все долги.
1 ... 345 6 789 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь