«Им очень сильно ударило по мозгам»

00:01 02/08/2015 Россия
«Им очень сильно ударило по мозгам»
В смысле стабильно летим вниз? Похоже. Самое интересное, что вся избирательная компания Путина была построена на "стабильности". Хочешь стабильности - голосуй за Путина. Проголосовали. Сейчас страна переругалась со всем миром, воюет с Украиной (скажи кому такое 3 года назад), экономика идет вразнос, национальная валюта упала в 2 раза. Стабильность, блин...

Результаты соцопросов, проведенных в этом году, показывают что больше половины россиян (от 55 до 87 процентов) замечают ухудшения в экономике, беспокоятся из-за роста цен и экономят на продуктах. При этом они поддерживают продовольственное эмбарго, не собираются выходить на акции протеста и вообще считают себя счастливыми. Среднестатистический россиянин предпочитает стабильность переменам, считает, что порядок важнее демократии, и допускает искажение информации в интересах государства. Все это напоминает недалекое прошлое, когда на кухнях рассказывали анекдоты про Брежнева и ругали дефицит, а в программе «Время» рапортовали о рекордных надоях. Почему спустя четверть века россияне ностальгируют по застою? Почему, замечая негативные изменения, они готовы мириться с ними и даже согласны пожертвовать свободами ради стабильности? На эти и другие вопросы в беседе с «Лентой.ру» ответил научный руководитель департамента политической науки НИУ «Высшая школа экономики», профессор Марк Урнов. Это интервью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

«Лента.ру»: Почему россияне готовы мириться с негативными изменениями и даже испытывают оптимизм?

Урнов: Дело в том, что в отличие от развитых стран, которые прошли долгий путь психологической конверсии и приспособленности к рынку, мы находимся в самом начале этого процесса. Поэтому у нас принципиально иной тип реагирования на сложности. Американский психолог Ричард Аткинсон называл это психологией неудачника. Когда ситуация в стране и жизнь граждан улучшается, параллельно растет и уровень ожиданий. Но еще быстрей растет уровень притязаний. В какой-то момент разрыв между «хочу» и «могу» становится очень большим. Человек понимает, что ему не достигнуть того, чего он хочет, и начинает озлобляться. Но когда ситуация ухудшается, у неуверенного в себе человека уровень притязаний резко снижается. Разрыв между «хочу» и «могу» практически исчезает, появляется уверенность в своих силах, снижается уровень агрессии. Поэтому, как ни парадоксально, в обществах нашего типа люди чувствуют себя комфортнее именно тогда, когда ситуация в стране осложняется. Это фиксировали соцопросы и во время дефолта 1998 года, и в кризис 2008 года.

Разве в экономически развитых странах меньше неудачников?

Там люди адекватно оценивают свои возможности, и даже в благоприятной ситуации не строят заведомо нереализуемых планов. Они достигают поставленной цели и довольны своими результатами. У них разрыв между «хочу» и «могу» возникает тогда, когда начинается кризис и ситуация ухудшается. Тогда возникает недовольство и начинаются протесты.

Что мешает россиянам реагировать так же?

Прошлый опыт. Мы вполне способны изменить тип реакции на кризис, если будем и дальше входить в рыночную экономику и больше полагаться на себя, а не на помощь государства. Но нам до этого еще очень далеко. По всем соцопросам видно, что примерно 70 процентов россиян сомневаются в своих силах и в кризисной ситуации рассчитывают на государство. Положение еще больше усугубляется высоким уровнем недоверия людей к коллективным действиям. Мы, наверное, самое атомизированное общество не только в Европе, но и во всем северном полушарии. Мы не склонны доверять друг другу и выстраивать совместные действия. Все это последствия тоталитарного режима, в котором формировалось мировоззрение нескольких поколений.

Но где индивидуальный протест?

А тут начинаются рассуждения о том, почему, собственно, нам плохо. Ведь протест начинается не только тогда, когда вам плохо, а тогда, когда известна причина и виновник ваших бед. Если начинают обвинять власть и государство, то на высоком уровне агрессии люди начинают бунтовать против власти. Вспомните шахтерские забастовки и «марши пустых кастрюль» в начале 1990-х. Тогда все беды народа ассоциировались с государством, которое должно было опекать население, но не делало этого. Сегодня из-за четко построенной пропаганды среднестатистический россиянин винит не государство и не власть. Причину всех своих бед он видит в иностранной угрозе. Поэтому ухудшение ситуации работает не на конфронтацию граждан и государства, а на сплочение населения вокруг власти против внешней угрозы. Тем более что власть тут блестяще разыгрывает карту великой державы, с которой никто не хочет считаться.

Старая карта.

Очень старая. Еще Сталин в 1938 году, когда перестрелял всех своих противников, говорил, что эти изверги (Бухарин, Рыков и прочие) не понимали, что самый последний советский человек выше любого западного чинуши, так как не испытывает на себе давления капитала. То есть пусть я сижу в помойке, но я выше, чище и светлей любого капиталиста. Вот и теперь нам рисуют образ ненавистного Запада, который всеми силами старается навредить нам. Ну и с чего бы нам выступать против своего же государства, если во всем виновата Америка? Напротив, надо поддержать наше правительство. Пусть нам делают плохо, а мы сплотимся, и никакие ваши запреты и санкции нас не напугают. Перетерпим, потому что мы великие.

Но сегодня не 1938 год. Образованные люди должны понимать, что Америка не виновата в том, что наша экономика завязана на нефтяные цены.

А вот и нет. Не только пассивные недалекие люди попадаются в эту пропагандистскую ловушку. Мои коллеги недавно ездили по регионам и беседовали с представителями мелкого и среднего бизнеса. Это молодые, активные, образованные ребята, но они думают точно так же: «Мы встали с колен. Мы перетерпим» и так далее. Эти мысли порождены пропагандой и распространены очень сильно.

В общем, неудивительно, учитывая, что 88 процентов россиян смотрят новости на телеканалах.

Телевидение работает фантастически мощно. Аудитория телеканалов — это примерно 95 процентов населения. А если учесть, что средний россиянин проводит перед телеэкраном около четырех часов в день, то нетрудно догадаться, что эффект от такой пропаганды колоссальный. И даже если я не смотрю телевизор, я общаюсь с теми, кто смотрит, и начинаю воспринимать их взгляды. Если бы телеэфир был свободен и оппозиция имела бы возможность открыто критиковать власть, тогда бы установка на то, что «власть — наш спаситель» быстро улетучилась. Общественное мнение у нас предельно неустойчиво. Но даже если возникнут обиды на власть, это не означает, что люди выйдут на улицу с политическими требованиями. Все же очень сильна нацеленность на индивидуальное выживание без особой агрессивности и упование на государство как на спасителя.

Вы представитель того поколения, которое застало все стадии советского застоя. Нет у вас ощущения, что мы понемногу втягиваемся в нечто подобное?

А так оно и есть. Для того чтобы изменилось человеческое поведение, чтобы изменились стереотипы и желания, много времени не надо. Неважно, куда направлены эти изменения. Но для того чтобы появился принципиально иной тип реакции, как минимум два поколения должны прожить в новых условиях. Но первое поколение, которое не застало застойные времена, проходит первичную социализацию в семьях, где еще очень сильны обиды за 1990-е годы. За падение статусов, за трудности переходного периода. Все это «заслуга» тех, кто развалил СССР. Но с сегодняшней властью ассоциируется только хорошее — например, благополучие 2000-х. Потому и встречают такую поддержку любые заявления о том, что СССР — это наша славная история, и не все было плохо в Союзе. Любые аналогии с тем периодом воспринимаются скорее позитивно.

Но мы же понимаем, что новый застой не вернет нам Советский Союз. У нас все равно не будет бесплатного образования и других благ развитого социализма.

Это мало кто понимает. Во-первых, работает пропаганда. Во-вторых, человек воспитывается в семье, где постоянно слышит о том, что тогда все было хорошо и правильно, а теперь все стало плохо. Ему говорят о том, как хорошо относились друг к другу люди, как уважали старших и так далее. С этими установками он приходит в школу, где его встречают учителя, которые мало получают и при каждом удобном случае рассказывают, что и раньше учитель зарабатывал немного, но и не было тех, кто загребал миллионы, поэтому не было зависти, все люди были хорошие, все было спокойно. А дома он включает телевизор и получает контрольный выстрел в сознание.

Но вокруг себя-то человек смотрит. Он же должен замечать, что все меньше становится свободы. Тут запрет, здесь цензура, там ограничения.

Чтобы понять, что свободы становится меньше, надо чувствовать, какова она — свобода. Вы это помните, я это помню. А молодое поколение этого уже не помнит и воспринимает как некий миф ужасные 1990-е годы. И надо добавить, что рассказы о свободе не обладают таким уж пафосом притягательности, потому что примерно половина россиян готовы обменять свободу на приличную зарплату и пенсию. В первый раз я этот вопрос задал в 2002 году, а недавно «Левада-центр» повторил этот опрос и результаты оказались примерно такие же: около 43 процентов согласны на такой обмен. Очень глубокий авторитарный синдром внутри, хочется стабильности, хочется государственной опеки. А свобода позитивно воспринимается только в контексте личной свободы от рисков.

Люди боятся ответственности?

Да. Я не хочу брать на себя ответственность за свое будущее, и я не хочу рисковать. Пусть мне создадут такие ватные условия, в которых я буду жить пусть не очень хорошо, но я буду знать, что завтра ничего не изменится и все будет спокойно. А молодое поколение, слушая о том, как все было хорошо и спокойно, просто не знает, что такое дефицит. Им, наверное, не рассказывают о том, как нельзя было купить продукты, книги, нормальную одежду. О том, как невозможно было поехать за рубеж. О том, как сажали в тюрьму за анекдоты. Они не могут себе представить, что такое советская власть. Едва ли им позволили бы так свободно общаться в соцсетях, как сейчас.

То есть критически оценивать происходящее способны лишь те, кому сегодня от 45 до 55 лет, кто в активном возрасте застал и поздний застой, и новую Россию?

И то не все. Ведь им очень сильно ударила по мозгам нестабильность переходного периода. Огромное количество людей потеряло свой статус, и они очень обижены. Когда учителя, инженеры и научные работники ждали свободы, они думали, что все будет как прежде — и плюс свобода. И вдруг выяснилось, что к свободе прилагается конкуренция, и многие из них просто не способны выживать в новых условиях. Да, они помнят и духоту застоя, и свежий воздух свободы. Но сильнее всего им запомнилась эта обида.

Получается, что даже для этих людей возвращение в застой — скорее благо, чем зло?

Это так. Социология дает нам однозначный ответ. По результатам всех опросов личностные свободы и либеральные ценности на первое место ставят не более пяти процентов россиян. Так что база свободолюбия в нашей стране очень слабенькая, и сотворить тут можно все что угодно.

Все что угодно?

В общем — да. Но даже при нынешних установках на авторитарность, при всей обеспокоенности власти за свое положение, при ее иррациональном страхе перед цветными революциями — при всем при этом восстановить такую жесткую систему, которая была при Советском Союзе, сегодня практически невозможно. Ведь даже те, кто реализует сейчас все эти вещи, — это люди уже другой школы. Это уже не советская формация. Да, идет регресс. Да, срабатывают стереотипы, заложенные в советский период. Да, противно, что все это начинает восстанавливаться. Но это все же не Советский Союз. Хотя бы потому, что мы с вами сейчас об этом разговариваем, а потом вы это опубликуете. Ситуация совершенно немыслимая в СССР.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(1378):

1 234 ... +1
57 +89−32Владимир Непутин02:27:22
02/08/2015
15 +31−16Rus Net02:21:29
02/08/2015
Ну так стабильно же летит.
В смысле стабильно летим вниз? Похоже. Самое интересное, что вся избирательная компания Путина была построена на "стабильности". Хочешь стабильности - голосуй за Путина. Проголосовали. Сейчас страна переругалась со всем миром, воюет с Украиной (скажи кому такое 3 года назад), экономика идет вразнос, национальная валюта упала в 2 раза. Стабильность, блин...
42 +73−31Владимир Непутин02:47:15
02/08/2015
0 +68−68Летучая Мышь02:28:08
02/08/2015
Правда в том, что это звиздеж шаблонного зажравшегося московского еврея-либераста. В СССР была электрофикация. В СССР была ликвидация безграмотности и просвещение. В СССР был Гагарин, Луна, Венера и Марс. Нечего общего с власовской православной Рашкой, которая так ничего и не создала кроме храмов и стадионов.. Пусть этот жыд скажет, что Китай жопа мира, что там коммунизм. Только вот проблемы не у красного Китая, у которого сейчас на подсосе черносотенская Рашка. Проблемы у белой Рашки. В Китае производят ноутбуки и смартфоны, осваивают Луну, двигают науку. Коммунизм - это не засахарившийся сталинизм и брежневский застой. Беда русских в том, что они не смогли модернизировать коммунизм в 80-е , как китайцы, не смогли предложить новое видение идей Томаса Мора и Компанеллы, не захотели предложить миру альтернативных свежих идй социализма, не смогли противостоять белым, церквям, черносотенцам и власовцам. Купились за еврейские сникерсы и зассанные рясы с крестами и куполами. И просрали великое будущее.
Что за дремучая смесь их совка и черносотенца? Опять в бедах "Рашки" евреи виноваты? Дорогой мой, не Рашка а Россия. И Путин и его кооператив никакие не "либерасты", а вполне себе российские урки. Они у власти в стране, они ее и ведут. Что до СССР, то там помимо электрификации были еще километровые очереди за колбасой.
42 +68−26Viktor Sob02:20:06
02/08/2015
33 +98−65Владимир Непутин02:06:19
02/08/2015
Вообще очень адекватная статья. Таких на ленте почти не осталось, я был приятно удивлен. Все что написано - правда. Хоть и горькая.
да, Лента удивила-не удивлюсь , если статью уберут
Все правильно, кто не жил в 60-70х-не понять
37 +83−46Владимир Непутин01:56:50
02/08/2015
1 +29−28Rus Net00:54:04
02/08/2015
Расскажи это детям, жёнам и родственникам высшего руководства России:

Ссылка на www.gazeta.ru
>Почему они согласны пожертвовать свободами ради стабильности?
О какой вообще стабильности идет речь? Стабильность была два года назад, сейчас страна на всех парах летит к войне со всем миром. Какая нафиг "стабильность"?
34 +44−10konstantin ***04:56:22
02/08/2015
-29 +46−75Арик Бабаджанян00:10:48
02/08/2015
Ну кризис, беги сдавайся амерам открыв Зад.
Все верно! Нормальная холопская ментальность! Была бы миска с похлебкой и добрый барин, чтоб не бил очень часто, а иногда!
33 +98−65Владимир Непутин02:06:19
02/08/2015
16 +49−33#FF000000:09:56
02/08/2015
«Результаты соцопросов, проведенных в этом году, показывают что больше половины россиян (от 55 до 87 процентов) замечают ухудшения в экономике, беспокоятся из-за роста цен и экономят на продуктах»

На центральных телеканалах начали избегать слов об экономическом кризисе
Подробнее на РБК:
Ссылка на top.rbc.ru
Вообще очень адекватная статья. Таких на ленте почти не осталось, я был приятно удивлен. Все что написано - правда. Хоть и горькая.
23 +55−32Летучая Мышь04:08:42
02/08/2015
42 +73−31Владимир Непутин02:47:15
02/08/2015
Что за дремучая смесь их совка и черносотенца? Опять в бедах "Рашки" евреи виноваты? Дорогой мой, не Рашка а Россия. И Путин и его кооператив никакие не "либерасты", а вполне себе российские урки. Они у власти в стране, они ее и ведут. Что до СССР, то там помимо электрификации были еще километровые очереди за колбасой.
Давай, расскажи мне мне еще про колбасу. Как же дремучие совки умудрялись строить космодромы без колбосы то, на Луну летать без колбасы, Венеру, Марс.. Ах какой дикий пещерный совок!, Строил города, провел электричество в деревню! И усе без колбасы! Зато в 90-е мы этой колбасы нажрались с кровью, в войнах и бандитских ских разборках, а в в 00-е чубайс резал свет в провинции за долги и нищету народа, пока в ваших мегаполисах были "тучные годы".Глаза разуй - видишь, там над кремлем разивается знамя Белой Гвардии, знамя власовщины, порнославия и срамодержавия, посмотри, над Русью вновь кружит черное воронье поповщины, религиозного мракобесия и черносотенщины. КОЛБАСА, БЛЕАТЬ. Да, у вас там в мегаполисах одна проблема - колбаса и хамон, а тут хлеба не каждый день видишь.И так все эти 30 лет "белого" режима. Расскажите Китаю про свою колбасу, пусть они над вами посмеются.
22 +124−102Babka00:07:14
02/08/2015
Бред
21 +38−17Rus Net02:43:25
02/08/2015
57 +89−32Владимир Непутин02:27:22
02/08/2015
В смысле стабильно летим вниз? Похоже. Самое интересное, что вся избирательная компания Путина была построена на "стабильности". Хочешь стабильности - голосуй за Путина. Проголосовали. Сейчас страна переругалась со всем миром, воюет с Украиной (скажи кому такое 3 года назад), экономика идет вразнос, национальная валюта упала в 2 раза. Стабильность, блин...
Никто не обещал что движение будет вверх.

Обещали стабильность, но не сказали в каком направлении.

Всё идёт без обмана у волшебника Сулеймана! (с)
16 +49−33#FF000000:09:56
02/08/2015
-3 +43−46Собака Чжаочжоу00:09:48
02/08/2015
Тебя он, похоже, уже спас.
«Результаты соцопросов, проведенных в этом году, показывают что больше половины россиян (от 55 до 87 процентов) замечают ухудшения в экономике, беспокоятся из-за роста цен и экономят на продуктах»

На центральных телеканалах начали избегать слов об экономическом кризисе
Подробнее на РБК:
Ссылка на top.rbc.ru
15 +21−6Жданов Евгений06:16:07
02/08/2015
0 +68−68Летучая Мышь02:28:08
02/08/2015
Правда в том, что это звиздеж шаблонного зажравшегося московского еврея-либераста. В СССР была электрофикация. В СССР была ликвидация безграмотности и просвещение. В СССР был Гагарин, Луна, Венера и Марс. Нечего общего с власовской православной Рашкой, которая так ничего и не создала кроме храмов и стадионов.. Пусть этот жыд скажет, что Китай жопа мира, что там коммунизм. Только вот проблемы не у красного Китая, у которого сейчас на подсосе черносотенская Рашка. Проблемы у белой Рашки. В Китае производят ноутбуки и смартфоны, осваивают Луну, двигают науку. Коммунизм - это не засахарившийся сталинизм и брежневский застой. Беда русских в том, что они не смогли модернизировать коммунизм в 80-е , как китайцы, не смогли предложить новое видение идей Томаса Мора и Компанеллы, не захотели предложить миру альтернативных свежих идй социализма, не смогли противостоять белым, церквям, черносотенцам и власовцам. Купились за еврейские сникерсы и зассанные рясы с крестами и куполами. И просрали великое будущее.
В Китае производят ноутбуки и смартфоны
.......
производят потому что туда производство привезли "амеры", сами они нихера не сделали, но копируют они блестяще, молодцы
15 +34−19Viktor Sob04:15:57
02/08/2015
23 +55−32Летучая Мышь04:08:42
02/08/2015
Давай, расскажи мне мне еще про колбасу. Как же дремучие совки умудрялись строить космодромы без колбосы то, на Луну летать без колбасы, Венеру, Марс.. Ах какой дикий пещерный совок!, Строил города, провел электричество в деревню! И усе без колбасы! Зато в 90-е мы этой колбасы нажрались с кровью, в войнах и бандитских ских разборках, а в в 00-е чубайс резал свет в провинции за долги и нищету народа, пока в ваших мегаполисах были "тучные годы".Глаза разуй - видишь, там над кремлем разивается знамя Белой Гвардии, знамя власовщины, порнославия и срамодержавия, посмотри, над Русью вновь кружит черное воронье поповщины, религиозного мракобесия и черносотенщины. КОЛБАСА, БЛЕАТЬ. Да, у вас там в мегаполисах одна проблема - колбаса и хамон, а тут хлеба не каждый день видишь.И так все эти 30 лет "белого" режима. Расскажите Китаю про свою колбасу, пусть они над вами посмеются.
:) Все еще бомбит.
Дурачок, ты посмотри сколько жизней на это положено, как Петр начал строить Питер на костях россиян, так коммуняги и продолжили, а все остальное по барабану.
15 +31−16Rus Net02:21:29
02/08/2015
37 +83−46Владимир Непутин01:56:50
02/08/2015
>Почему они согласны пожертвовать свободами ради стабильности?
О какой вообще стабильности идет речь? Стабильность была два года назад, сейчас страна на всех парах летит к войне со всем миром. Какая нафиг "стабильность"?
Ну так стабильно же летит.
14 +17−3Жданов Евгений06:14:30
02/08/2015
57 +89−32Владимир Непутин02:27:22
02/08/2015
В смысле стабильно летим вниз? Похоже. Самое интересное, что вся избирательная компания Путина была построена на "стабильности". Хочешь стабильности - голосуй за Путина. Проголосовали. Сейчас страна переругалась со всем миром, воюет с Украиной (скажи кому такое 3 года назад), экономика идет вразнос, национальная валюта упала в 2 раза. Стабильность, блин...
вы батенька пятая колонна:) сейчас ящик вбивает что стабильность в том что у нас "не украина", кризис только у неудачников которые не могут оторвать свой зад и т.д.:D
13 +16−3Игорь Козлов02:03:07
02/08/2015
Комментарий удалён.
Не кого , а чего . Полный крах экономики и нищета 90-х , это урок на десятилетия .
11 +28−17Собака Чжаочжоу00:10:29
02/08/2015
-12 +20−32Арик Бабаджанян00:10:13
02/08/2015
Еще один недофилософ. Россия никогда не станет как на западе, никогда, пора учесть что менталитет не изменить. Демократия в чистом виде не для России, у нее своей отдельный путь, помесь демократии и автократии. Пора уяснить что ,то что для американца психология неудачника, для россиян, компенсируется широкой душой и большей свободой(!) чем в самой дерьмократической стране мира.
Большей свободой в лизании жопы и яиц начальству?
10 +12−2Игорь Козлов02:12:30
02/08/2015
Комментарий удалён.
Почему вы переносите действия части народа на весь народ ? Я никогда не выбирал ни Ельцина , ни Путина .
10 +14−4Игорь Козлов01:52:55
02/08/2015
Комментарий удалён.
Неправда . Люди боятся , что изменения только ухудшат ситуацию . Научены 90-ми годами .
9 +21−12Констатин Лащухин06:54:56
02/08/2015
7 +20−13kmirom05:04:39
02/08/2015
а у нас "урка" и "либераст" понятия раздельные?
как показали 90е,это почти синонимы:
когда либерал приходит к власти-очень высока
вероятность его коррумпированности.

за очень и очень небольшим исключением.

кстате,вы еще скажите,что грефы,шуваловы,чубайсы-
не либералы и не урки.
они и то и это одновременно.

Восточная Европа получила прививку
от либерального ворья,после прихода в 90е к
власти "розовых"(не поддерживающих дикий капитализм политиков)
и революции в Албании(когда власть слетела из за действий
частного капитала,аналога МММ).

у нас к сожалению,подобного не произошло,
в 93м произошла узурпация и мы пошли по пути скрепостроя.
Угу. И дело как раз в том, что граждане России поддерживают Путю и компанию как меньшее из зол. Тот же самый Чубайс, либеральный вождь, проводивший реформы под чутким руководством американских советников, по итогам этих реформ во всеуслышание заявил, что "мы построили бандитский капитализм для того, чтобы совок не вернулся". И та часть нынешней оппозиции, что последовательно выступает за рыночные реформы и заявляет о том, что "американцы - хорошие, и с ними надо сотрудничать", есть ничто иное, как современный вариант тех самых либералов, которые уже однажды подарили России "свободу" по рецептам дяди Сэма. Ну а что касается подсадки на нефтяную иглу, то оная как раз и является результатом тех самых рыночных реформ, потому как невидимая рука рынка всегда благоволит тому, что приносит максимальную прибыль с минимальными издержками ака не требует инвестиций в средства производства и затрат на оплату рабочей силы. И те самые либералы вроде Кудрина, кои нынче ушли в оппозицию, усилению означенной подсаженности немало поспособствовали. Насчёт же 95% телевизионной аудитории и четырёх часов у телевизора в сутки для среднего россиянина - не верю.
9 +20−11Viktor Sob02:22:03
02/08/2015
-29 +46−75Арик Бабаджанян00:10:48
02/08/2015
Ну кризис, беги сдавайся амерам открыв Зад.
у тебя все посты связаны с гомосексуализмом, агитируешь?
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь