Так ли страшен харассмент

06:58 28/06/2015 Россия
Так ли страшен харассмент

Ассоциация адвокатов России за права человека предлагает ввести уголовную ответственность за сексуальное домогательство. В Госдуме и Совете Федерации уже получили соответствующее обращение, в котором юристы говорят о необходимости пополнить Уголовный кодекс новой статьей. Впрочем, депутаты и сенаторы восприняли инициативу адвокатов без особого энтузиазма. В беседах с «Лентой.ру» парламентарии дали понять, что они не в восторге от идеи уголовного преследования за мелкое хулиганство, пусть и с сексуальным подтекстом. Более того, в российских реалиях решительная борьба с харассментом чревата неприятными перегибами и, страшно подумать, — ухудшением демографической ситуации.

Сексуальные домогательства не американское изобретение, но именно США стали первопроходцами в деле судебного преследования за харассмент (домогательство, издевательство, приставание —прим. «Ленты.ру»). В 1986 году Верховный суд США признал домогательство формой сексуальной дискриминации. Сегодня слово «харассмент», как правило, употребляется с эпитетом «сексуальный», так как приставания и домогательства чаще всего происходят по сексуальным мотивам. В 2005 году закон о сексуальном домогательстве на рабочем месте принял Европарламент.

В России понятия, аналогичного харассменту, не существует ни в уголовном, ни в административном законодательстве, и это обстоятельство очень расстраивает председателя Ассоциации адвокатов России за права человека Марию Баст. По ее словам, 133-я статья Уголовного кодекса («Понуждение к действиям сексуального характера») не защищает женщин от домогательств, которые оскорбительны и унизительны для них и без всякого понуждения.

«Проблема существует, а в последнее время такие случаи участились. И я с этим сталкиваюсь, и женщины из числа моих знакомых, и в интернете в женских сообществах подобных свидетельств очень много. На общественном транспорте ездить стало неприятно. В любой момент можешь получить скабрезный комплимент от очередного развязного типа, возомнившего себя неотразимым мачо. Да что там общественный транспорт! Ко мне недавно в суде мужчина приставать начал», — говорит Мария Баст.

Обострение ситуации она связывает с активной пропагандой традиционных семейных ценностей, которые, по ее словам, отводят женщине роль существа подчиненного, зависимого от мужчины. А также с тем, что в средствах массовой информации, особенно на телевидении, вовсю эксплуатируется тема сексизма и мачизма.

«Общество улавливает эти волны. Кто у нас сейчас герой? Байкер Хирург. А кто он такой? Каков его образ? Он гопник с сексистским поведением, доминирующий над женщиной. Как для любого байкера, женщина для него собственность номер два (собственность номер один — мотоцикл,прим. «Ленты.ру»). Таким героям начинают подражать все кому не лень. Строят из себя крутых мачо и получают удовольствие, унижая женщин. Против таких вот гопников и должна работать новая статья».

В Госдуме, однако, предложение Марии Баст энтузиазма не вызвало. Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев назвал эту норму избыточной, не нужной и даже опасной.

«У нас ведь как бывает. Встречается замужняя дама с любовником, и ее на этом деле ловят. Чтобы избежать обвинений в неверности, она заявляет об изнасиловании. Таких случаев масса, поверьте. Некоторые даже на этом деньги делают. Для правоохранителей это не секрет. Зачем давать таким людям еще один инструмент для шантажа и вымогательства. А насколько мы облегчим такой статьей сведение счетов! Парень девушку игнорирует или обидел чем-то — получай заявление. Решил начальник кого-то уволить, а его в сексуальных домогательствах обвиняют. Мы получим завал таких дел. Воров некому ловить будет. Я уже не говорю о том, что творится в США. Помог женщине чемодан с верхней полки достать, а она на тебя в суд подаст, если окажется феминисткой. Неужели мы хотим в нашем обществе подобного рода перегибы получить? Я считаю, что нет».

В США и впрямь ситуация с преследованием за домогательства сложилась не вполне здоровая. В начале 1990-х в стране разразился настоящий бум дел по харассменту. Тогда жертвы сексуальных домогательств получили возможность взыскивать большие суммы в качестве компенсаций морального ущерба. Если инцидент происходил на рабочем месте, то миллионные иски и штрафы вчиняли не только обидчику, но и предприятию.

Доходило до абсурда. Так, в феврале 2006 года в городе Броктон, штат Массачусетс, за сексуальный харассмент от занятий был отстранен шестилетний первоклассник. Мальчик засунул руку под футболку своей однокласснице. По мнению адвоката, мальчика не могли отстранить с такой формулировкой, так как сексуальный харассмент предполагает сексуальный мотив, которого не могло быть у шестилетнего ребенка. Однако школьный комитет Броктона определил сексуальный харассмент как любой нежеланный контакт, будь то прикосновения, шлепки или удары. Известно по меньшей мере еще два аналогичных случая. В 1995 году в Лексингтоне шестилетнего мальчика отстранили от занятий за то, что он поцеловал девочку в щеку. А в 1996-м второклассника из Нью-Йорка исключили из школы за то, что он оторвал пуговицу у одноклассницы.

Сухарев призывает не идти на поводу у феминисток, перегибающих палку. В противном случае через какое-то время нормальная коммуникация между мужчиной и женщиной станет просто невозможна.

«Мужчины у нас и так затюканные. Работы нет, зарплата маленькая, проблем куча. А вы хотите еще и сексуальные домогательства им повесить. У нас демографическая ситуация и без того не блестящая, а так она просто рухнет. Подарил женщине цветы — домогательство. Сделал комплимент — домогательство. Где установлена та планка, за которой комплимент превращается в непристойный намек? Я вам скажу. У каждой свой индивидуальный уровень. То ли угадаешь, то ли нет. Ну, и к чему мы так придем? Что будет с рождаемостью? Парню с девушкой познакомиться — проблема, потому что все в соцсетях сидят. А так они и вовсе из дома выходить перестанут от страха. Не дай бог в харассменте обвинят».

Стоит заметить, что инициатива Ассоциации адвокатов — не первая. В 2014 году депутат Госдумы Олег Нилов уже вносил аналогичный законопроект. Однако поправки тогда не были приняты. Профильные комитеты посчитали документ недоработанным и плохо синхронизированным с уже существующими нормами, в частности со статьей 133 УК РФ.

Сегодня, по мнению Олега Нилова, возвращаться к этому вопросу тем более не следует. Ситуация сегодня не та, что была год назад. Приоритеты изменились.

«Сегодня нам надо больше думать об экономических и политических вопросах. Те проблемы, конечно же, остались, но теперь они далеко не первого порядка. Даже такие важные вопросы, как запрет на размещение средств резервного фонда за рубежом, не доходят до обсуждения. В повестке дня законопроект стоит, а очередь не доходит. А вы говорите харассмент… Рано или поздно и этот вопрос дойдет до обсуждения. Но сейчас не время».

О том, что сексуальные домогательства не самая актуальная на сегодня проблема, говорит и председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению сенатор Валентина Петренко. По ее мнению, куда серьезней ситуация с насилием в семье, от которого страдают не только женщины, но и дети.

«Что касается приставаний и домогательств, то, на мой взгляд, в нашем законодательстве достаточно правовых норм, чтобы защитить себя от такого рода посягательств. Если мы говорим об унижении чести и достоинства, тем более в неприличной форме, то есть в Административном кодексе статья «Оскорбление». Если это какое-то приставание, то там же есть статья «Мелкое хулиганство». Но женщины крайне редко обращаются в суд, и от того, что появится еще и уголовная статья, ситуация вряд ли изменится».

Валентина Петренко предлагает решать такого рода конфликты непосредственно в трудовых коллективах, где сексуальные домогательства не редкость. По ее мнению, огласка и публичное порицание очень болезненны для мужчин, особенно для руководителей. Если женщина публично заявит о том, что какой-то коллега делал ей непристойные предложения или отпускал сальные шуточки в ее адрес, то в следующий раз он дважды подумает, прежде чем совершить что-то подобное. Впрочем, сенатор признает, что этот способ эффективен лишь в том случае, если большинство сотрудников действительно осуждают подобные выходки.

«Конечно, я за то, чтобы этого не было, поймите меня правильно. Но я против уголовного наказания. Так можно неизвестно куда зайти. В некоторых странах мужчина даже дверь перед женщиной придержать не решается, опасаясь, что очередная феминистка на него в суд подаст за то, что он своим действием намекнул на какое-то неравенство. Вроде как он ее унизил, слабой посчитал. Я встречала таких женщин на межпарламентской ассамблее. И ко всему прочему, такие вещи совершенно недоказуемы, если нет каких-то неоспоримых свидетельств. Это ж сколько нужно труда, сколько сил надо отвлечь от более серьезных дел, чтобы изобличить одного мужлана. И не будем забывать, что есть в этом чисто человеческие моменты. Один и тот же комплимент или шутку кто-то воспримет совершенно нормально, а кто-то оскорбится. Может быть, эти инициативы идут из лучших побуждений, но предложение ввести уголовную ответственность за то, что тебе сделали сомнительный комплимент, по-моему, перебор», — подытоживает сенатор.

Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(262):

123 4 567 ... +1
4 +4−0Алексей Толкунов13:52:31
28/06/2015
-3 +3−6Mimi Kiki13:49:02
28/06/2015
Алексей, да тут никто не говорит об уличных знакомствах. Немного путаете понятия.
Про рабочие взаимоотношения тоже можно писать целую поэму.
4 +5−1Стас Немо12:37:26
28/06/2015
На самом деле нужные законы уже есть, просто они более общие. Описанное в статье это ненужное уточнение, которое даст женщинам возможность засудить кого угодно, ибо по этому закону мужчина по умолчанию виновен
4 +6−2Алексей Белильцев11:43:11
28/06/2015
С нашими судами,рановато подобные статьи в УК вводить.
4 +8−4Дейзи Чейн11:16:20
28/06/2015
6 +11−5Judge07:33:06
28/06/2015
Принять этот закон. И все уйдут в угодную демократическому обществу пэдо-эротику.
Да что всем так далась педо-эротика. А вот геи - да. 25% мужчин бисексуальны от природы, просто когда общественные нормы и социальные выгоды склоняются в сторону брака с женщиной - эти мужчины живут в браке. А когда брак или даже флирт почти гарантированно выливается в судебные процессы (от развода, распила имущества до "изнасилования") с тюрьмой-сумой-алиментами, тогда совсем другой коленкор.
Милонов там борется-борется с гей-парадами, и не понимает, болезный, что лучшая пропаганда гомосексуализма - это современная правоприменительная практика Семейного Кодекса (по которой женщина при разводе получает всё, а мужчина отправляется на улицу в одних тапках), и все вот эти статьи за харрасмент.
3 +3−0Алексей Толкунов20:57:06
28/06/2015
3 +3−0Pavel Lapanov19:26:32
28/06/2015
Интересно, когда дамы динамят - делают вид, что заинтересованы в отношениях, чтобы тянуть деньги, - это по какой статье заявление писать?
Мошенничество:)
3 +4−1Игорь Кравчук20:33:45
28/06/2015
31 +32−1владислав миткевич07:21:41
28/06/2015
Я бы тогда вообще школу не закончил, за прищепки на юбках.
какие там харрасменты, много лет назад еще при совке, женился я на подруге своей бывшей и она мне рассказала как та обиделась, что я на первом свидании к ней под юбку не полез и не облапал, а только поцеловал.
3 +3−0Pavel Lapanov19:26:32
28/06/2015
Интересно, когда дамы динамят - делают вид, что заинтересованы в отношениях, чтобы тянуть деньги, - это по какой статье заявление писать?
3 +3−0Fedya Kastorskiy18:35:26
28/06/2015
Комментарий удалён.
Я бы лучше ввел уголовку за назойливую рекламу
3 +3−0Vlad Kosichka17:16:22
28/06/2015
-4 +8−12Mimi Kiki12:13:49
28/06/2015
Вообще жесть, почему многие не поддерживают эту идею.

У меня друг есть, ну как-то они с друзьями гуляли в парке (им всем по 16-17 лет). И были свидетелями такого инцидента - какой-то старый пердун начал прижал девушку и начал лапать, выкрикивать нецензурные выражения. Друзья подошли к ним, их разняли, пригрозили ему типа если ты ее хоть раз тронешь, то ему не поздоровится. Ну естественно мужик их испугался, зассал и убежал.

Хотя это происходило на людном месте, но НИКТО не обратил внимание, кроме 16-17-летних подростков.

А это ссыкло ходит на свободе, потому что статьи никакой нет. А если он позволяет себе лапать девушку, незнакомую, то он и на насилие может перейти.
Вообще-то статья есть, даже несколько. Как минимум - административка (нарушение общественного порядка). Просто ваши друзья сами побежали разнимать, а не искать ментов, потому что знали что ментам будет лень связываться. Ментам будет не лень связываться либо (фантастический вариант) если они реально начнут работать и предотвращать мелкие правонарушения, делая улицы и жизнь безопаснее, либо (реальный вариант) если они почуят запах денег, которые можно срубить с человека за закрытие уголовки. Так как "харрасмент" это наказание за слова, а не за дела, то пространство для манипуляций (есть состав, нет состава) очень большое.
3 +3−0Vlad Kosichka17:10:27
28/06/2015
-8 +2−10Mimi Kiki12:03:51
28/06/2015
Человек не животное и вполне себе может сдерживать инстинкты. Плюс есть асексуалы, которые влечения не испытывают (я асексуал, к примеру).
Если все станут асексуалами - угадайте за сколько поколений асексуалов население вымрет? А я вот двухметрового роста. Тоже биологическая особенность. Мне теперь требовать уголовную ответственность за "дядь, достань воробушка"?
3 +3−0Vlad Kosichka16:51:46
28/06/2015
9 +10−1Bash-Na-Bash Srepetuev13:59:19
28/06/2015
Сексуальные домогательства к лицам противоположного пола куда более привычны и естественны, чем терзание очка "дружка" в мужском туалете. Что-то я не часто встречал инфу по судебным делам об однополых домогательствах в западной практике, хотя уверен, что таковых фактов полно и "у них" и у нас. Это как начинать лечить насморк, насрав на воспаление легких у пациента!(:wonder:)
Навскидку - Джордж Майкл выплатил охрененный штраф какому-то американскому копу за домогательства.
3 +4−1Мария16:32:27
28/06/2015
2 +2−0Дмитрий Волков15:11:54
28/06/2015
Насчёт постоянного домогательства в общественном транспорте вот честно, не понял я эту самую Марию Баст. Не думаю, что председатель какой то там ассоциации на нём ездит. А я езжу. Всегда, ибо без машины. Ответственно заявляю, что НИ РАЗУ не был свидетелем приставаний и скабрезностей. Максимум, место уступить могут, если девушка уж очень симпатичная, и то редкость. Херню тётя сама себе придумала, сама же и озвучила. Мелочь, но остальному уже верить не хочется.
Мария Баст - это дядя - транссексуал).
3 +4−1booom boom15:48:42
28/06/2015
-1 +0−1Дмитрий Волков15:22:02
28/06/2015
Тут два фактора должны совпасть.
1 извращенец рукоблудник, мацающий баб по автобусам. Я думаю таких ооооочень немного.
2 затюканная мышь, которая будет стоически терпеть, когда её щупают. Таких тоже, среди баб, думаю, меньшинство.
Теоретически такое, соглашусь, наверное, бывает. Но всё равно, как то туманно.
Чувак, в юности, когда учился, у меня была куча случаев, когда бабы занимались этим самым со мной, а не наоборот. Однажды одна такая в автобусе переполненном ногу просунула между моими и терлась сам понимаешь обо что. Другие на колени садились, как бы случайно. Их тоже сажать? Закон должен быть одинаков для всех. Бабы мужиков домогаются не меньше, чем мужики баб.
3 +3−0Илья Воронков15:30:33
28/06/2015
-3 +0−3Mimi Kiki14:31:46
28/06/2015
И вообще, Мария для своих лет оч даже красивая.
Плохо переделанный мужик - "оч даже красивая"? Кому и Ляшко - невеста (с) Скахзочная русь
3 +4−1Михаил Проничев15:27:13
28/06/2015
Госдума хорошо знает наших теток и совершенно правильно отказывается обсуждать эту чушь. Где бедной женщине найти мужика, идти в кабак и конкурировать там с "кошолками", так приличные мужики от кабацких-то шарахаются. На улице знакомиться или в клубе, а если тебе лет 30-35? Не, на работе лучше, даже если свадьбой не закончится, все одно - с более-менее проверенным мужиком вступаешь в контакт. Так что наш "взбесившийся принтер", по видимому, остыл и начал слегка задумываться над ситуацией в стране - браво!
3 +4−1Максим Каммерер14:39:29
28/06/2015
редчайший случай госдурского адеквата. удивлён.
3 +4−1Илья Воронков14:27:48
28/06/2015
1 +5−4Soldieress Fortune14:12:00
28/06/2015
Мими, вы боретесь с ветряными мельницами. По ответам здесь можно судить, что для многих наших мужичков (надеюсь, все же не для большинства) нет ничего страшного в том, что кто-то покушается на чужую честь и достоинство. Ну подумаешь, полапал -- значит, "сучка захотела".
Полапал - это хулиганство. Вполне описанное нашим УК действо. Обращаться в полицию. Ничего сверх этого не надо.
Вы точно понимаете смысл того, что предлагает этот недопеределанный мужик? В США под это попадает пропуск дамы вперед в дверях. Помочь снять чемодан с верхней полки. Улыбка незнакомой девушке. Просто долгий взгляд на девушку (и всем плевать, что вы просто задумались и смотрели в пустоту). А так же любимые нашими туристками свисты горячих темных местных в Италии, Египте и Турции. Только вот там наш закон не действует.
3 +3−0bypassed bypassed14:05:37
28/06/2015
---------------
Ассоциация адвокатов России за права человека
----------------

будет рубить капусту с обоих сторон

3 +3−0Владимир Курдюмов12:31:12
28/06/2015
Ну ладно, пусть будет такой закон, а как доказывать это? Намеки обычно делают наедине. Под юбку видеокамеру прикрутить?
3 +7−4Phyllodoce groenlandica12:30:26
28/06/2015
0 +5−5Jim Beam11:10:06
28/06/2015
Чушь полная, баба не захочет, кобель не вскочет.
Жертвам изнасилований расскажите об этом.
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь