Рыцари несущего винта

09:05 28/10/2014 Силовые структуры
Рыцари несущего винта

28 октября в России отмечается День армейской авиации. Накануне праздника «Лента.ру» отправилась в 344-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава в Торжке, где мы узнали о новшествах российской системы обучения военных вертолетчиков, для чего боевой винтокрылой машине нужен экипаж из двух человек и почему в воздушной схватке вертолетов бесполезна мертвая петля.

Дуэт «Аллигатора» и «Охотника»

Армейская авиация в Вооруженных силах России состоит исключительно из вертолетов. Сегодня ее значение ощутимо выросло. Главные функции армейской авиации — обеспечение мобильности сухопутных войск, их снабжение и огневая поддержка с воздуха. Весной этого года в ходе операции по поддержанию мира и спокойствия на Крымском полуострове в период острого кризиса на Украине подразделения армейской авиации успешно выполняли десантно-транспортные и разведывательные задачи. К счастью, до огневого подавления дело не дошло.

Участие летчиков армейской авиации в подобных операциях невозможно без предварительной подготовки. 344-й Центр боевой подготовки и переучивания (ЦБПП) летного состава в Торжке уникален — других таких в России просто нет. Он работает по двум основным направлениям: повышение квалификации летного и руководящего состава армейской авиации и переучивание летчиков на новые типы вертолетов.

В первом случае летчики проходят теоретическую подготовку, а на практике применяют приобретенные знания, уже возвратившись в свои войсковые части. Однако если речь идет о переучивании пилотов на новый тип вертолета, то применяется целый комплекс теоретических и практических занятий. В последние годы существенно усилилась материально-техническая база центра, обучение вертолетчиков проходит с применением разных компьютерных технологий, интерактивных обучающих программ. Как рассказал «Ленте.ру» начальник цикла «Тактика» курсов переобучения майор Виктор Соколов, одно время даже рассматривался вопрос о переводе слушателей центра на компьютерную теоретическую подготовку без участия преподавателя, однако позже от этой идеи отказались.

Программа переобучения заметно изменилась, отметил Виктор Соколов. Боевые возможности российских вертолетов Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28 «Ночной охотник» расширились благодаря оснащению этих машин современной электроникой. Если раньше тактическая подготовка экипажей строилась на применении оптико-механических и аналоговых прицельно-навигационных комплексов, то сейчас обучают работе с цифровыми автоматизированными системами ведения боя.

К примеру, обновленная аппаратура «Аллигатора» позволяет наблюдать и захватывать наземную цель на удалении десяти километров, а дальность ее поражения ракетами увеличилась до семи, что превышает средний радиус поражения средствами противовоздушной обороны противника. Новая техника сделала возможным круглосуточное применение боевых вертолетов и еще на шаг приблизила их ко всепогодному использованию. Кроме того, в ударных подразделениях армейской авиации внедряется так называемая автоматизированная система управления оперативно-тактическим звеном, когда экипаж ударного вертолета получает координаты цели для уничтожения и распознает ее уже на подходе. По мнению специалистов, эта система в разы сократила время на корректировку действий боевых машин и повысила их эффективность.

Также эволюционировал и курс тактики воздушного боя. Помимо стандартных действий при огневом контакте с противником в воздухе слушатели учатся тому, как поражать беспилотные летательные аппараты. Виктор Соколов подчеркнул, что новые российские вертолеты при должной квалификации летчика способны уничтожать как малоразмерные и низколетящие беспилотники, так и дроны, барражирующие на высоте свыше пяти тысяч метров. «Аллигатор» и «Ночной охотник» поднимаются на высоту пяти с половиной километров, а остальное — дело ракет «воздух-воздух».

Примечательно, что переобучение летчиков в торжокском ЦБПП не всегда включает в себя практическую летную подготовку. Почти все вертолетные полки армейской авиации, оснащенные новой техникой, располагают собственными летчиками-инструкторами, выпускниками центра. После завершения теоретического курса авиатор выполняет полеты на новых типах винтокрылых машин у себя в части. Таким образом, ведется летная подготовка пилотов «Аллигаторов» на авиабазе «Черниговка» в Приморье и «Ночных охотников» из Кореновского авиаполка в Краснодарском крае.

А ведь совсем недавно ситуация выглядела по-иному. Так, в рамках программы перевооружения на базу «Остров» в Псковской области была поставлена партия Ка-52 и Ми-28, однако летчиков, способных пилотировать 52-е, там не оказалось. По рассказам преподавателей центра, пока псковские летчики постигали летное мастерство на «Аллигаторах» в Торжке, ЦБПП одалживал островские машины для парада Победы в Москве. Сейчас там появились свои инструкторы, которые натаскивают коллег на пилотирование новой техники, как выразился майор Соколов, «размножают летчиков почкованием». В данный момент центр занимается подготовкой инструкторов для полков в Новосибирской области.

Число новых вертолетов в войсках постоянно растет: только по действующим контрактам, армейская авиация должна получить более 250 вертолетов Ми-28 и Ка-52. Если ранее Ка-52 рассматривались в качестве перспективной машины огневой поддержки спецназа, то теперь очевидно, что эти вертолеты станут основой армейской авиации наряду с Ми-28. Кроме того, в серии находится вертолет Ми-35 — развитие отработанной платформы Ми-24, задача которого — облегчить переход на машины нового поколения.

Темпы производства новых ударных вертолетов — около 50 машин в год, и можно ожидать, что перевооружение боевых частей армейской авиации завершится в течение ближайших 4-5 лет.

Виртуальные бои

Помимо теоретической и, по необходимости, летной подготовки большое внимание в ЦБПП уделяется переучиванию офицеров на новые типы вертолетов с помощью электронных тренажеров. В центре оборудован компьютеризированный комплекс, имитирующий кабину вертолета Ми-8. Как пояснил «Ленте.ру» его оператор капитан Владимир Костюк, основное назначение тренажера — отработка экипажем вертолета определенных алгоритмов действий в различных ситуациях, в первую очередь тех, которые слишком опасны для тренировки на реальной машине.

Все начинается с изучения авионики, или, как принято говорить у российских авиаторов, БРЭО — бортового радиоэлектронного оборудования. Летчик осваивает последовательность включения приборов перед взлетом и при запуске двигателей. Потом — отработка различных ситуаций в режиме имитации полета. На круговом панорамном экране тренажера воспроизводится изображение окружающей местности, а оператор с поста управления вводит различные параметры. Пилот на тренажере оказывается в условиях нулевой видимости, выводит виртуальный вертолет из снеговых и дождевых зарядов, отрабатывает посадку при отказе двигателей.

Все параметры полета и управления, даже вой турбин при перегрузке и стрекот лопастей на виражах, такие же, как и в реальности, за единственным исключением — кабина тренажера неподвижна. Оборудовать тренажер гидравлической системой имитации крена технически возможно, но, как сообщил «Ленте.ру» один из офицеров ЦБПП, это почти в два раза увеличивает его стоимость. По окончании курса обучения на тренажере слушатели сдают на нем практический экзамен, по итогам которого комиссия инструкторов ЦБПП принимает решение о допуске к полетам.

Применение электронных тренажеров будет расширяться, отмечают в ЦБПП. До конца этого года в Торжок поступят тренировочные комплексы ударного вертолета Ми-35 и военно-транспортного Ми-171. В начале 2015-го центр ожидает тренажеры для Ка-52 и Ми-28, оба готовы, специалисты ЦБПП провели на них испытательные и пуско-наладочные работы. Их доставка с завода-изготовителя в Торжок — лишь вопрос времени. Также в недалеком будущем в центре построят новый учебно-тренировочный комплекс, который будет включать в себя по два тренажера «Аллигатор» и «Ночной охотник» для отработки действий в составе звена. Открытым остается вопрос, какими будут эти тренажеры — статичными или на отклоняемой гидроплатформе.

Наука побеждать

Кроме переучивания и повышения квалификации летчиков армейской авиации ЦБПП активно занимается научной работой. Вся информация по этому направлению засекречена, однако что-то у торжокских авиаторов удалось узнать. Так, начальник центра полковник Андрей Попов упомянул, что с 2010 года 344 ЦБПП активно участвуют в разработке макетной комиссии российского боевого вертолета нового поколения, который сможет летать со скоростью до 500 километров в час. Не раскрывая деталей, полковник Попов пояснил, что сейчас пилоты-исследователи центра привлекаются к проектированию компоновки кабины новой винтокрылой машины, а также прорабатывают различные варианты вооружения «вертолета будущего».

Специалисты торжокского центра немного поделились результатами предыдущих научных изысканий. Оказывается, летчики-исследователи поставили точку в многолетнем споре авиаконструкторов и военных о возможности пилотирования боевого вертолета и применения вооружения по наземным целям одним человеком. Знаменитый «летающий танк» Ка-50, «старший брат «Аллигатора», он же «Черная акула», в свое время произведший фурор на международных авиасалонах и ставший героем одноименного художественного фильма, так и не пошел в серию. Испытания показали, что при имеющейся и перспективной бортовой аппаратуре пилот не может «разорваться на две части». Несмотря на все усилия и доводы, практика диктует свои требования — при скоростном полете на высотах от 25 до 100 метров поиском, захватом и уничтожением цели должен заниматься отдельный член экипажа. В будущем автоматика его заменит, но тогда, лет через 30, вся ударная составляющая армейской авиации России, по мнению начальника 344 ЦБПП Андрея Попова, уже перейдет на беспилотные летательные аппараты.

Еще один миф, развенчанный авиаторами Торжка, связан с феноменальной способностью вертолета Ми-28 выполнять «мертвую петлю». Безусловно, этот маневр демонстрирует высокие летные и прочностные характеристики «Ночного охотника», однако для воздушного боя он неприменим. Падение скорости и потеря визуального контакта с противником превращают воздушную машину в легкую добычу для вражеских средств поражения.

Вперед и вверх

Сегодня 344-й Центр боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации переживает подъем. За последние годы на авиабазу в Торжке поступили несколько новых Ми-28, модернизированные «крокодилы» Ми-35, Ка-52, а также военно-транспортные Ми-8 в модификациях МТВ5 и АМТШ. В ближайшее время центр ожидает поставки полноценной учебной версии «Ночного охотника» Ми-28УБ (учебно-боевой) со спаренным управлением. Вырос и общий налет часов пилотов в ЦБПП: по словам начальника центра полковника Попова, еще в 2009 году он не превышал 6000 часов, а к октябрю этого года достиг 9000. Принцип «когда вертолет появляется над полем боя, победа сама падает в руки пехоты» своей актуальности не потерял.

Григорий Миленин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(127):

0 +0−0Noch Varfolomeevskaja19:34:59
29/10/2014
0 +1−1Panamera Turbo22:46:19
28/10/2014
а с чего ты плакал то а
думаешь в случае реального конфликта пендосы не вырубят это гэпэс в епиням или не внесут намерено сдвижку координат на десятки км ???
наивный дурачок
вот они таких дураков и учат что они по карте и компасу маршрут никогда не проложат
ну и пусть
взорвать у них на 40 км один ББ в 25-50 Мт и вся ихняя поганая элеХтроника вырубится после чего их как слепых щенят можно голыми руками давить ?)))
Полечи меня ещё. Может у тебя есть 25-летний стаж работы в авиации как у меня?
0 +0−0алехандро вастес19:10:17
29/10/2014
2 +2−0bypassed bypassed14:48:25
28/10/2014
а как надо? что и о чем должно быть?
надо как клоун Яковина из старой редакции брать восторженные интервью у неонациста Яроша.
Ещё можно у Оробец. Там тоже ума палата -

На своей странице в Facebook Олеся Оробец следующим образом охарактеризовала столкновения в Одессе 2 мая 2014 года, в результате которых погибли десятки человек: «Этот день вошёл в историю. Одесситы несмотря на измену как минимум части милиции, отстояли Одессу и всем доказали, что Одесса — это Украина. Ценою жизней патриотов добыта выдающаяся победа. Колорадские скопища ликвидированы. Агрессоры, которые первые напали, получили более чем адекватный ответ»
0 +0−0кирилл макаров18:04:44
29/10/2014
0 +0−0Сергей Железнов10:52:17
29/10/2014
Точно, именно, наверное, поэтому американцы в своё время постоянно сравнивали F-16 с МИГ-21. То, что эти самолёты были разных поколений их почему-то не смущало...
Миг-21 - 2го поколения, F-16 - 4го поколения
0 +0−0кирилл макаров18:03:50
29/10/2014
-3 +0−3Дмитрий Зарецкий21:32:59
28/10/2014
и в каком месте в Корее победили? эксперты сходятся во мнении что воздушные счета Мигов и сэйбров 1-1. Но миги защищали крошечный пяточек за рекой Ялу, а небо практически над всей Кореей было под полным контролем американцев.
в Аллее Мигов !!!!
0 +0−0кирилл макаров18:01:37
29/10/2014
0 +0−0Дмитрий Зарецкий21:29:17
28/10/2014
Их даже румын Спартак гнул в свое время.
У римлян побеждали полководцы - от Сципиона, до Аэция !
0 +0−0Alexander Adamovich17:28:40
29/10/2014
1 +1−0Георгий В.22:35:24
28/10/2014
Это типа Крымской стратегической наступательной операции, апрель 1944, ванька ты непомнящий.
"В ночь на 22 июня 2014 года без объявления войны Украина вероломно напала на Россию". Как-то так, правда?
0 +0−0николай румянцев17:12:51
29/10/2014
Ура Россия вперед.
0 +0−0Victor G. Vasilyev15:18:44
29/10/2014
0 +0−0tttt ttttt14:14:01
29/10/2014
Так а лучше бы 10 (условно). Конкуренция при разработках - это надо.
При реальном производстве - это уже швах.
Вы просто представьте всю эту двойную бухгалтерию в реальной армии в реальной войне.
Когда всего надо по ДВА комплекта.

Кстати, одна из причин поражения вермахта - именно обилие различной техники, для обслуживания которой нужна была гора специалистов.
Та же Пантера. Не стала "рабочей лошадкой" вместо Т-IV, а выпускалась как второй тяж по сути. А если учесть, что трудоемкость производства Пантеры была раза в 4 выше, чем Т-IV, то прикиньте, сколько вполне нормальных танков T-IV недополучил вермахт (на наше счастье).
Королевский Тигр - вообще абсолютно не нужный танк. Зато в конце войны читаешь про боевой путь немецкой танковой дивизии - отбыли на переобучение на "Тигр-2". Ага, вместо того, что бы воевать - обучаемся на новый не нужный танк.
У нас - "рабочая лошадка" Т-34 и тяж. Были вынужденные Т-60, но как только развернули производство - пошел выпуск только Т-34, и ни каких новых, пускай даже лучших средних танков.
Тяжи тоже. КВ, потом ИС.
А у немцев. Т-III, Т-IV, Пантера, Тигр, Королевский Тигр. При этом вполне хватило был Т-IV и Тигра.

И так во многих других вопросах.
Т-34 это результат естественного отбора. К примеру, лэндлизовские Валентайн быстро выгорели.
0 +0−0Panamera Turbo15:01:37
29/10/2014
1 +1−0tttt ttttt07:24:53
29/10/2014
так Камов под Мистрали вроде как планируют. Ну или вернее Мистрали под них :)
10 Мистралей (условно) - куча Камовых. Вот и нет проблем с мелкосерийностью.

Дополнять могут друг друга РАЗНЫЕ машины. Как в ВМВ - тяжелый танк и средний. Или транспортный вертолет и боевой. А тут два боевых с одинаковой пушкой, сходными ПТУР, НУР, но, млять, абсолютно разные по конструкции и пилотированию.

Я бы еще понял, если бы ситуация была как с истребителями. Дешевый фронтовой МиГ-29 (F-16) и дорогой для завоевания воздуха Су-27 (F-15).
Но Ка-52 явно не тянет на супер вертолет. Или я ошибаюсь?
Ка-52 как раз тянет, у него отличная точность из режимов зависания, он может как скальпель работать почему его первоначально и хотели как огневую поддержку спецназу
0 +0−0Panamera Turbo15:00:06
29/10/2014
0 +0−0tttt ttttt07:26:52
29/10/2014
Конкуренция нужна этапе проектирования и отбора. А серийный должен быть один.
вертолеты по стоимости это не Ту-160 или АПЛ проекта Борей
вполне разумно и возможно иметь пару разных конструкций
у тех же пендосов и АН-1 Кобра свежих модификаций до сих пор в строю, и АН-64 Апач и никто не жалуется + новый проект готовят....
0 +0−0tttt ttttt14:14:01
29/10/2014
0 +0−0Георгий В.11:59:39
29/10/2014
Пока у нас ни один вертолет на супер не тянет.

Поэтому конкуренция полезнее чем когда бы то ни было.

Ка и Ми представляют принципиально разные школы и при их крупносерийном производстве дают также снижение экспортной цены.

На мой взгляд, решение правильное.

Какие 10 "Мистралей", о чем вы? 2 построят, еще 2 - вероятность процентов 30%.
Так а лучше бы 10 (условно). Конкуренция при разработках - это надо.
При реальном производстве - это уже швах.
Вы просто представьте всю эту двойную бухгалтерию в реальной армии в реальной войне.
Когда всего надо по ДВА комплекта.

Кстати, одна из причин поражения вермахта - именно обилие различной техники, для обслуживания которой нужна была гора специалистов.
Та же Пантера. Не стала "рабочей лошадкой" вместо Т-IV, а выпускалась как второй тяж по сути. А если учесть, что трудоемкость производства Пантеры была раза в 4 выше, чем Т-IV, то прикиньте, сколько вполне нормальных танков T-IV недополучил вермахт (на наше счастье).
Королевский Тигр - вообще абсолютно не нужный танк. Зато в конце войны читаешь про боевой путь немецкой танковой дивизии - отбыли на переобучение на "Тигр-2". Ага, вместо того, что бы воевать - обучаемся на новый не нужный танк.
У нас - "рабочая лошадка" Т-34 и тяж. Были вынужденные Т-60, но как только развернули производство - пошел выпуск только Т-34, и ни каких новых, пускай даже лучших средних танков.
Тяжи тоже. КВ, потом ИС.
А у немцев. Т-III, Т-IV, Пантера, Тигр, Королевский Тигр. При этом вполне хватило был Т-IV и Тигра.

И так во многих других вопросах.
0 +0−0tttt ttttt14:02:49
29/10/2014
0 +0−0Георгий В.12:00:42
29/10/2014
Это все прекрасно, но за счет чего прикажете жить проигравшему тендер до следующего?
Ну так, предприятие не должно быть заточено под один объект. да и не практически таких. У того же Камова - полно других вертолетов.
0 +0−0Георгий В.12:00:42
29/10/2014
0 +0−0tttt ttttt07:26:52
29/10/2014
Конкуренция нужна этапе проектирования и отбора. А серийный должен быть один.
Это все прекрасно, но за счет чего прикажете жить проигравшему тендер до следующего?
0 +0−0Георгий В.11:59:39
29/10/2014
1 +1−0tttt ttttt07:24:53
29/10/2014
так Камов под Мистрали вроде как планируют. Ну или вернее Мистрали под них :)
10 Мистралей (условно) - куча Камовых. Вот и нет проблем с мелкосерийностью.

Дополнять могут друг друга РАЗНЫЕ машины. Как в ВМВ - тяжелый танк и средний. Или транспортный вертолет и боевой. А тут два боевых с одинаковой пушкой, сходными ПТУР, НУР, но, млять, абсолютно разные по конструкции и пилотированию.

Я бы еще понял, если бы ситуация была как с истребителями. Дешевый фронтовой МиГ-29 (F-16) и дорогой для завоевания воздуха Су-27 (F-15).
Но Ка-52 явно не тянет на супер вертолет. Или я ошибаюсь?
Пока у нас ни один вертолет на супер не тянет.

Поэтому конкуренция полезнее чем когда бы то ни было.

Ка и Ми представляют принципиально разные школы и при их крупносерийном производстве дают также снижение экспортной цены.

На мой взгляд, решение правильное.

Какие 10 "Мистралей", о чем вы? 2 построят, еще 2 - вероятность процентов 30%.
0 +0−0Konstantin Shevelin11:12:08
29/10/2014
"Армейская авиация состоит исключительно из вертолётов", не исключительно, а преимущественно, ведь также есть самолёты.
0 +0−0bypassed bypassed11:06:17
29/10/2014
0 +0−0Олег Чернышов20:16:41
28/10/2014
Не правда Ваша!!! Есть. Работает. и не в тесте
фотографии группы ми-28 не не редкость.
если покажете группу, в воздухе или на земле с надвтулочной рлс - буду рад. пока располагаю только фотографией единичного экземпляра. как с макетом так и реальной станцией
0 +0−0bypassed bypassed11:04:49
29/10/2014
1 +1−0Дмитрий Зарецкий21:48:07
28/10/2014
надвтулочная Рлс не нужна!
нужна. но возможно олс нужнее :)
0 +0−0Сергей Железнов10:52:17
29/10/2014
Комментарий удалён.
Точно, именно, наверное, поэтому американцы в своё время постоянно сравнивали F-16 с МИГ-21. То, что эти самолёты были разных поколений их почему-то не смущало...
0 +0−0tttt ttttt07:26:52
29/10/2014
0 +0−0Panamera Turbo22:36:43
28/10/2014
Ка-52й прекрасный вертолет, но увы и ах он дороже даже в серии чем 28й
Но плюсов у него хватает, хотя бы в том что соосная схема надежней к боевым повреждениям, это давно доказанный факт

Да и точность ударная у него выше, почему его и хотели в связку к спецназу прикрепить, но это отличные новости что их будет больше и они будут и для обычных частей задачи решать.

По школам полностью согласен, всегда здоровая конкуренция приводила к прорывам и созданию отличных образцов

Взять вон АПЛ. У проекта Ясеня 855 не было конкурента и получилось что долго и не очень очевидным результатом.......
Конкуренция нужна этапе проектирования и отбора. А серийный должен быть один.
0 +0−0tttt ttttt06:46:22
29/10/2014
0 +0−0Сергей Смирнов23:22:30
28/10/2014
Специализация "морские-сухопутные" наиболее грубая из тех, которую можно было предложить. Соосная схема имеет ряд преимуществ, которые позволяют более эффективно использовать вертолеты, например, в горах. Но они слишком дороги для того, чтобы насытить им всю АА.
Всегда есть издержки. У нас 3 основных танка потому что танков было за 40 тысяч, а территориальное распределение производств не позволяло производить одинаковые комплектующие для всего объема продукции.
С танками ситуацию сейчас решают.
Унификация нужна, но это не должно быть самоцелью.
Не, вот только не надо про территориальное распределение сказки рассказывать. Т-34 производили на разных заводах, но в целом это был единый танк. Двигатель, ходовая. Из-за войны на разных заводах были изменения но уже к 43 году обязали всех выпускать танк по единым стандартам. Но это ВОЙНА!
3 основных танка из-за лобби танковых заводов - уж это давно известно.

"Грубую" специализацию используют те же штаты. Есть сухопутный Апач и есть морская Кобра.

Камовы дороги при мелкосерийном производстве. Больше вертолетов - меньше стоимость.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь