По опыту Европы

12:51 09/10/2014 Бывший СССР
По опыту Европы

Эстония стала первой из постсоветских стран, где решили узаконить однополые союзы. Проект соответствующего закона, готовившийся в течение нескольких лет, принят парламентом в окончательном чтении. Когда он вступит в силу, то позволит как гомо-, так и гетеросексуальным парам регистрировать свои отношения, делить имущество и усыновлять детей. Инициатива уже получила поддержку правительства, ее также одобрили деятели культуры. Против закона выступили общественные активисты, расценившие закон как угрозу традиционным ценностям, и представители церкви.

Гражданское партнерство — как альтернатива традиционному браку, доступная, в том числе, и для геев — давно уже действует во многих странах ЕС. В некоторых из них официально узаконены однополые браки. В их числе, в частности, Голландия, Швеция, Норвегия и Дания, с прошлого года список пополнили также Франция и Великобритания.

Для Эстонии тема гражданского партнерства достаточно актуальна. В свободных отношениях, вне брака, по данным одного из инициаторов закона Имре Соояэра, живут около 170 тысяч человек — более 10 процентов населения страны. Официальный статус, по его словам, позволит им «решить множество юридических проблем».

По данным переписи населения 2011 года, за минувшие десять лет популярность официального брака в Эстонии снизилась. Доля тех, кто выбрал так называемый «свободный брак», напротив, увеличилась до 15 процентов. В том же году республика, по сведениям Eurostat, стала лидером среди европейских стран по числу детей, рожденных вне брака (он составил 60 процентов). По данным на 2012 год, соотношение почти не изменилось.

В то же время легализацию однополых союзов, если верить социологам, большинство населения не поддерживает. Согласно исследованию, проведенному недавно по заказу фонда «В защиту семьи и традиций», против признания государством гомосексуальных семей выступили 67 процентов респондентов. Другой опрос зафиксировал, что около 60 процентов считают гомосексуальность неприемлемой.

По мнению профессора социологии Тартуского университета Марью Лауристин, такое отношение связано как с религиозностью людей (против закона «О сожительстве» выступили эстонские церкви), так и с советским воспитанием старшего поколения, а также «консервативностью и патриархальностью» населения. Закон, как полагает она, может стать для общества «тестом на развитие и открытость».

Все это, безусловно, учитывали эстонские власти — принять закон, разрешающий однополые союзы, они долгое время не решались.

Провести общественные дебаты на эту тему правительство Эстонии предлагало еще в 2005 году. «Нуждается в анализе распространение однополых браков в обществе и готовность гомосексуалистов легализовать свои партнерские отношения, в результате чего придется принять общественно-правовое решение о необходимости узаконивания однополых браков в нашей правовой системе», — отмечали министр социальных дел Яак Ааб и канцлер Маарья Мяндмаа. Принятие закона, о котором просили защитники прав ЛГБТ, допускала тогдашняя глава парламента Эне Эргма.

В парламенте, в то же время, констатировали, что поддержки большинства такой закон не получит. После выборов 2011 года опросы, проведенные среди депутатов, показывали, что отношение к однополым союзам не изменилось: большинство по-прежнему было против их легализации.

В повестке власти тема, впрочем, осталась. В 2008 году министр юстиции Эстонии Рейн Ланг заявил, что закон о партнерских отношениях будет включен в план работы. Позднее он встретился с представителями ЛГБТ, чтобы, как сообщалось, ознакомить их с «анализом относительно правового регулирования сожительства лиц, не состоящих в браке». Власти заявили, что открыты для предложений.

В 2011 году в пользу регистрации однополых союзов высказался канцлер права (в Эстонии он следит за соблюдением Конституции и выполняет функции омбудсмена) Индрек Тедер. Он обратился к министерству юстиции, рекомендовав создать для этого соответствующую правовую базу. В министерстве в итоге пообещали, что разработка закона о гражданском партнерстве начнется в 2012 году. Инициативу поддержали правящая Партия реформ, а также оппозиционные центристы и социал-демократы (последние позднее вошли в состав правящей коалиции). Союзники Партии реформ по коалиции — партия IRL («Союз Отечества и Res Publika») — выступили против.

Проект закона появился в 2012 году, однако принимать его власти не спешили. Весной 2014 года, после долгих споров, документ был внесен в парламент. Тогда же его одобрило эстонское правительство.

Законопроект «О сожительстве» предусматривал, что гомосексуальные (и гетеросексуальные) пары смогут официально зарегистрировать внебрачные отношения. Это хотя и не уравняет их по статусу с людьми, заключившими официальный брак, однако позволит, в частности, регулировать имущественные вопросы. Они также смогут — с определенными ограничениями — усыновлять детей: если у одного из партнеров есть ребенок, то второй сможет этого ребенка усыновить. Прав на усыновление чужих детей у таких пар не будет.

Точное число геев в Эстонии неизвестно. В ходе переписи 2011 года лишь около 400 человек признали, что живут с партнером одного пола. Весной 2014 года один из эстонских депутатов заявил, что тема однополого партнерства «от силы касается пяти процентов популяции чисто биологически и психологически — 10 процентов». Ассоциация ЛГБТ Эстонии при этом утверждала, что уже среди школьников доля геев и лесбиянок составляет от пяти до десяти процентов.

С существованием однополых пар государству приходится считаться. Несколько лет назад, в частности, лесбийская пара, проживающая в волости Виймси (на севере Эстонии) и воспитывающая троих детей, обратилась к местным властям за пособием. Пособие причиталось семьям с тремя и более детьми (в волости его получали, в том числе, и люди, живущие в гражданском браке), но местные власти женщинам отказали, сославшись на то, что их союз не соответствует общепринятому понятию семьи. Паре, однако, удалось оспорить это решение в суде: там, как рассказал юрист Реймо Метс, пришли к выводу, что под семьей может пониматься и однополый союз.

В парламенте, представляя законопроект о гражданском партнерстве, ссылались, в том числе, на интересы детей, рожденных вне брака. «В Эстонии есть очень много однополых пар, где растут дети, и эти дети находятся в самой незащищенной ситуации, потому что не дай бог что-то случится с одним из родителей, и сразу может возникнуть целая куча проблем», — заявила депутат от Центристской партии Ольга Сытник. Схожую позицию заняли представители Эстонского центра по правам человека.

Против законопроекта выступили эстонские церкви. Еще в 2012 году, когда документ только обсуждался, совет церквей (в него входят, в частности, Эстонская евангелическо-лютеранская церковь и Эстонская православная церковь Московского патриархата) обратился к министру юстиции. Авторы обращения заявили, что «гомосексуальный образ жизни в любой его форме — грех перед Всевышним, а грех и порок нельзя акцептировать на законодательном уровне».

Представитель евангелическо-лютеранской церкви Архо Тухкру, комментируя планы властей, отметил, что многие в Эстонии выступают против законопроекта, а сам документ не способствует «объединению народа». Настоятель храма святого Николая (православной церкви Московского патриархата) Игорь Прекуп, в свою очередь, заявил, что воспитание детей гей-парами недопустимо.

«Поскольку также рассматривается возможность отдавать беззащитных детей на воспитание людям, для которых извращение — норма, то должен сказать, что это — преступление, за которое ответственен каждый, кто против этого не протестует (я уж не говорю о тех, кто поддерживает)», — объявил священник. Позднее православная церковь, подтверждая неприятие законопроекта, организовала в Таллине молебен в защиту семейных ценностей.

Параллельно с этим кампанию против регистрации однополых союзов развернул фонд «В защиту семьи и традиционных ценностей». Он организовал рассылку соответствующей петиции. Как сообщалось, в письмах, которые получили многие жители республики, утверждалось, что законопроект, подготовленный властями, ведет к «деградации общества». Петицию в итоге подписали несколько десятков тысяч человек. Позднее, когда законопроект все же поступил на рассмотрение парламента, в Таллине состоялась массовая акция протеста.

Изменить ситуацию противники законопроекта, впрочем, не смогли. В начале октября в его поддержку вновь высказалось эстонское правительство (там указали на важность толерантности и заявили, что «если не примем этот закон, общество откатится назад»). Спустя неделю после этого проект закона прошел второе и третье чтение. Вступить в силу он должен с 2016 года.

Михаил Тищенко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(292):

1 2 345 ... +1
4 +5−1kuhnishkaf13:13:20
09/10/2014
-17 +9−26Екатерина Куцепина12:43:42
09/10/2014
Нет, я описала среднестатистического россиянина
вы не в себе
3 +3−0Завод КВОиТ18:29:36
10/10/2014
0 +2−2Bek Kay08:15:13
10/10/2014
Свинину есть безнравственно. Необрезать ствол тоже. Не иметь несколько мужей (как в Тибете или у Масаи) тоже шибко безнравственно. :)
Именно. Каждое общество вправе определять свои нормы и правила. И нех лезть туда, куда не надо.
Если в России большинство считает, что трахопопится- это ненормально,это наше право и наш выбор. А если тебе нравится большой черный йух в твоем заде- это - твое право, в твоем штате. И мне на это пох. Но для меня ты будешь пидором и это мое право так считать.
3 +4−1Завод КВОиТ18:08:38
10/10/2014
4 +7−3Bek Kay07:42:24
10/10/2014
Падение каких нравов?

Вот у меня в штате разрешены однополые браки. Скажу вам по секрету, что нравы здесь гораздо выше, чем в среднем по России. Чисто из своего опыта говорю.

Однополые браки - паталогия для вас. Сейчас. Также как межрасовые браки были паталогией для абсолютного большинства амеркинацев несколько десятаков лет назад.

Право голоса женщин тоже было паталогией и т.д.

ну хорошо
завтра кто то решит, что можно и детей трахать, ходить по улице тряся мудями, или ссать где хочется. Может людоедство узаконить? А чего, нормально. Многие в природе жрут своих сородичей.
И все дружно должны сказать да?
Или зоофилию узаконить. А чего, по взаимному согласию же! Кроме того, на бойню вести можно, в клетках держать для потехи тоже можно, с хрена ли трахать нельзя, если по любви. А потом еще и брак с животными согласовать. А то фигли, партнер человек сдохнет как же макака брошенной без средств к существованию останется. Придется идти на панель.
А что до межрассовых или прав женщин, то в этом есть своя доля правды. негры отстают в своем развитии , что было доказано еще в 60-х. А женщины, ну какой смысл им право голоса если их доля в политике 1%? Что характеризует их их политическую активность. Иметь партию и представителей- да. А право голоса..., да зачем. Что бы было?
3 +4−1Андрей Никитчук11:32:25
10/10/2014
4 +7−3Bek Kay07:42:24
10/10/2014
Падение каких нравов?

Вот у меня в штате разрешены однополые браки. Скажу вам по секрету, что нравы здесь гораздо выше, чем в среднем по России. Чисто из своего опыта говорю.

Однополые браки - паталогия для вас. Сейчас. Также как межрасовые браки были паталогией для абсолютного большинства амеркинацев несколько десятаков лет назад.

Право голоса женщин тоже было паталогией и т.д.

И всё-же я считаю что это противоестественно. Я не против этого, но когда начинаю носиться с этой идеей и совать всем под нос у меня возникает отвращение.
3 +4−1Андрей Никитчук07:36:56
10/10/2014
3 +5−2Bek Kay07:28:09
10/10/2014
Дело-то не в том, хотите вы жать кому -то руку или нет, а в том, ограничивает ли общество такие союзы.

По мне, да пусть женяться/выходыта замуж. Мне-то какое дело. То, что в происходит в сердцах / постели у взрослых людей не должно касаться государства.
Ммм... я в этом не уверен. Падение нравов негативно сказывается и на государстве, а однополые браки это всё-же паталогия.
3 +5−2Bek Kay07:28:09
10/10/2014
11 +17−6Завод КВОиТ13:25:23
09/10/2014
да дебилы.
Я вот только не догоняю одного: ну хочешь ты трахопопиться. Да н аздоровье. Но почему я должен терпимо относиться к его выбору если мне только от одной мысли тянет блевать? Это право любого что терпеть, а что нет. И мое право пожать ему руку или нах послать.
Дело-то не в том, хотите вы жать кому -то руку или нет, а в том, ограничивает ли общество такие союзы.

По мне, да пусть женяться/выходыта замуж. Мне-то какое дело. То, что в происходит в сердцах / постели у взрослых людей не должно касаться государства.
3 +3−0Иван Иванов20:52:30
09/10/2014
мимо геев и лесбиянок я пройду,и не замечу..но дураки,стоящие у руля,а еще опаснее-дурак с инициативой-такие опасны для общества...
3 +3−0Максим Смирнов19:52:33
09/10/2014
-17 +9−26Екатерина Куцепина12:43:42
09/10/2014
Нет, я описала среднестатистического россиянина
А среднестатистический россиянин-то немеряно крут! За целый день игры на компе по сетке зарабатывает себе на чОрный внедорожник с битой, травмат и телку! И еще при этом умудряется семки лузгать на скамейке под пивко!
3 +3−0Алексей Грошиков19:30:31
09/10/2014
забавно коменты читать к этой статье...
3 +5−2Sega Prado14:56:40
09/10/2014
-1 +4−5Vladislav 114:20:53
09/10/2014
А ведь он прав, и в библии много про это написано.
в библии много что написано что в наше время не соблюдеется
3 +14−11Blacky Hart12:58:43
09/10/2014
все правильно сделали. молодцы. в обществе должна быть свобода для всех!
3 +10−7Павел Жмогин12:04:15
09/10/2014
3 +8−5Павел Жмогин12:03:47
09/10/2014
Ну и рожа у лесбиянки эстонской... )))))
Или это типо гей? Фик разберешь... гейропа...
3 +8−5Павел Жмогин12:03:47
09/10/2014
Ну и рожа у лесбиянки эстонской... )))))
2 +2−0Krokus Krokusov23:38:48
10/10/2014
4 +7−3Bek Kay07:42:24
10/10/2014
Падение каких нравов?

Вот у меня в штате разрешены однополые браки. Скажу вам по секрету, что нравы здесь гораздо выше, чем в среднем по России. Чисто из своего опыта говорю.

Однополые браки - паталогия для вас. Сейчас. Также как межрасовые браки были паталогией для абсолютного большинства амеркинацев несколько десятаков лет назад.

Право голоса женщин тоже было паталогией и т.д.

Бред несёте - однополые браки патология по определению, так как они противоестественны природе человеческой. Распространение и популяризация (даже через простое привлечение чрезмерного общественного внимания) к этому отвратительному явлению ведёт к деградации общества. История цивилизаций не знает иных примеров (древние Рим, Греция и др. пали во многом именно по причине морального разложения).
2 +2−0Дмитрий Эпов14:00:04
10/10/2014
1 +1−0Иван Сидоренко09:03:05
10/10/2014
И несут спиж***ную у детей радугу.
Гниды! Надо же сделали себе символом одно из самых красивых природных явлений! А ведь мы когда-то это слово по букварю по слогам учили! А теперь, все что по расцветке на радугу похоже у меня вызывает стыд!
2 +2−0Дмитрий Эпов13:53:31
10/10/2014
4 +7−3Bek Kay07:42:24
10/10/2014
Падение каких нравов?

Вот у меня в штате разрешены однополые браки. Скажу вам по секрету, что нравы здесь гораздо выше, чем в среднем по России. Чисто из своего опыта говорю.

Однополые браки - паталогия для вас. Сейчас. Также как межрасовые браки были паталогией для абсолютного большинства амеркинацев несколько десятаков лет назад.

Право голоса женщин тоже было паталогией и т.д.

Идиот! А что рождается из жопы кроме говна?))) Иди в жопу со своими высерами!
2 +3−1Магистр Йода10:54:20
10/10/2014
-1 +0−1Bek Kay07:32:25
10/10/2014
"Оказывается, права гомосеков в обществе - это показатель уровня развития."

Ошибаетесь, показатель - равное отношение государства и общества ко всем людям вне зависимости от их сексуальной принадлежности, расы, вероисповедания, убеждений и т.д.
Убийцы - люди? Насильники - люди? Национал-фашисты - люди? У каждой социальной группы могут быть свои "убеждения", но одних мы запрещаем, а другим даем права. Мнение о том, что у всех должны быть равные права - несусветная глупость.
2 +3−1Иван Сидоренко09:00:26
10/10/2014
-1 +6−7Whiteclearbutton Whiteclearbutton16:24:39
09/10/2014
Всяко лучше чему семейной алкашки героинщицы мучительницы 3-5 высранцев ))
Наркоманы не могут рожать, а то что рождается это уже не люди, очень сильные изменения, существуют специальные дома для детей наркоманов, и это зрелище не для слабонервных... такие вещи надо знать.

Гомосексуалисты являются главными переносчиками "СПИДА", 80% из вновь заболевших... это гомосексуалисты. Это из-за того, что они не пользуются презервативами... и из-за разрывов в прямой кишке.

П.с. Эстония страна с самой низкой рождаемостью в мире.
2 +3−1Viktor S.05:27:42
10/10/2014
7 +9−2Shelonnik18:40:04
09/10/2014
Узаконить педофилию? Вы хоть значение слова узнайте. И лапшу фабрики "Киселдев-ТВ" с ушей снимите, девушка.
Она "дочь офицера" ..... у нее такие бааааальшие уши :)))
2 +3−1Blacky Hart18:21:28
09/10/2014
0 +2−2Акакий Пукин18:12:38
09/10/2014
можете хоть сто раз повторить, что это-норма, она этим не станет все равно. Повторяю вопрос-импотенция-норма? еще добавлю: человек без руки-норма? карлики - норма? или еще: в саудовской аравии-гомосятина-норма/культура - раз уж начали кидаться странами?
убийца -не норма. не норма - грабежь. не норма когда едят с мусорного бачка. не норма - это религиозный фанатизм и "традиционные ценности", которые есть по сути скрытый фашизм. если уж на то пошло
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь