По опыту Европы

12:51 09/10/2014 Бывший СССР
По опыту Европы
Вы лжете, Екатерина. Среднестатистический россиянин пользуется общественным транспортом, не возит биту и не владеет травматическим оружием. Придумайте что-нибудь еще.

Эстония стала первой из постсоветских стран, где решили узаконить однополые союзы. Проект соответствующего закона, готовившийся в течение нескольких лет, принят парламентом в окончательном чтении. Когда он вступит в силу, то позволит как гомо-, так и гетеросексуальным парам регистрировать свои отношения, делить имущество и усыновлять детей. Инициатива уже получила поддержку правительства, ее также одобрили деятели культуры. Против закона выступили общественные активисты, расценившие закон как угрозу традиционным ценностям, и представители церкви.

Гражданское партнерство — как альтернатива традиционному браку, доступная, в том числе, и для геев — давно уже действует во многих странах ЕС. В некоторых из них официально узаконены однополые браки. В их числе, в частности, Голландия, Швеция, Норвегия и Дания, с прошлого года список пополнили также Франция и Великобритания.

Для Эстонии тема гражданского партнерства достаточно актуальна. В свободных отношениях, вне брака, по данным одного из инициаторов закона Имре Соояэра, живут около 170 тысяч человек — более 10 процентов населения страны. Официальный статус, по его словам, позволит им «решить множество юридических проблем».

По данным переписи населения 2011 года, за минувшие десять лет популярность официального брака в Эстонии снизилась. Доля тех, кто выбрал так называемый «свободный брак», напротив, увеличилась до 15 процентов. В том же году республика, по сведениям Eurostat, стала лидером среди европейских стран по числу детей, рожденных вне брака (он составил 60 процентов). По данным на 2012 год, соотношение почти не изменилось.

В то же время легализацию однополых союзов, если верить социологам, большинство населения не поддерживает. Согласно исследованию, проведенному недавно по заказу фонда «В защиту семьи и традиций», против признания государством гомосексуальных семей выступили 67 процентов респондентов. Другой опрос зафиксировал, что около 60 процентов считают гомосексуальность неприемлемой.

По мнению профессора социологии Тартуского университета Марью Лауристин, такое отношение связано как с религиозностью людей (против закона «О сожительстве» выступили эстонские церкви), так и с советским воспитанием старшего поколения, а также «консервативностью и патриархальностью» населения. Закон, как полагает она, может стать для общества «тестом на развитие и открытость».

Все это, безусловно, учитывали эстонские власти — принять закон, разрешающий однополые союзы, они долгое время не решались.

Провести общественные дебаты на эту тему правительство Эстонии предлагало еще в 2005 году. «Нуждается в анализе распространение однополых браков в обществе и готовность гомосексуалистов легализовать свои партнерские отношения, в результате чего придется принять общественно-правовое решение о необходимости узаконивания однополых браков в нашей правовой системе», — отмечали министр социальных дел Яак Ааб и канцлер Маарья Мяндмаа. Принятие закона, о котором просили защитники прав ЛГБТ, допускала тогдашняя глава парламента Эне Эргма.

В парламенте, в то же время, констатировали, что поддержки большинства такой закон не получит. После выборов 2011 года опросы, проведенные среди депутатов, показывали, что отношение к однополым союзам не изменилось: большинство по-прежнему было против их легализации.

В повестке власти тема, впрочем, осталась. В 2008 году министр юстиции Эстонии Рейн Ланг заявил, что закон о партнерских отношениях будет включен в план работы. Позднее он встретился с представителями ЛГБТ, чтобы, как сообщалось, ознакомить их с «анализом относительно правового регулирования сожительства лиц, не состоящих в браке». Власти заявили, что открыты для предложений.

В 2011 году в пользу регистрации однополых союзов высказался канцлер права (в Эстонии он следит за соблюдением Конституции и выполняет функции омбудсмена) Индрек Тедер. Он обратился к министерству юстиции, рекомендовав создать для этого соответствующую правовую базу. В министерстве в итоге пообещали, что разработка закона о гражданском партнерстве начнется в 2012 году. Инициативу поддержали правящая Партия реформ, а также оппозиционные центристы и социал-демократы (последние позднее вошли в состав правящей коалиции). Союзники Партии реформ по коалиции — партия IRL («Союз Отечества и Res Publika») — выступили против.

Проект закона появился в 2012 году, однако принимать его власти не спешили. Весной 2014 года, после долгих споров, документ был внесен в парламент. Тогда же его одобрило эстонское правительство.

Законопроект «О сожительстве» предусматривал, что гомосексуальные (и гетеросексуальные) пары смогут официально зарегистрировать внебрачные отношения. Это хотя и не уравняет их по статусу с людьми, заключившими официальный брак, однако позволит, в частности, регулировать имущественные вопросы. Они также смогут — с определенными ограничениями — усыновлять детей: если у одного из партнеров есть ребенок, то второй сможет этого ребенка усыновить. Прав на усыновление чужих детей у таких пар не будет.

Точное число геев в Эстонии неизвестно. В ходе переписи 2011 года лишь около 400 человек признали, что живут с партнером одного пола. Весной 2014 года один из эстонских депутатов заявил, что тема однополого партнерства «от силы касается пяти процентов популяции чисто биологически и психологически — 10 процентов». Ассоциация ЛГБТ Эстонии при этом утверждала, что уже среди школьников доля геев и лесбиянок составляет от пяти до десяти процентов.

С существованием однополых пар государству приходится считаться. Несколько лет назад, в частности, лесбийская пара, проживающая в волости Виймси (на севере Эстонии) и воспитывающая троих детей, обратилась к местным властям за пособием. Пособие причиталось семьям с тремя и более детьми (в волости его получали, в том числе, и люди, живущие в гражданском браке), но местные власти женщинам отказали, сославшись на то, что их союз не соответствует общепринятому понятию семьи. Паре, однако, удалось оспорить это решение в суде: там, как рассказал юрист Реймо Метс, пришли к выводу, что под семьей может пониматься и однополый союз.

В парламенте, представляя законопроект о гражданском партнерстве, ссылались, в том числе, на интересы детей, рожденных вне брака. «В Эстонии есть очень много однополых пар, где растут дети, и эти дети находятся в самой незащищенной ситуации, потому что не дай бог что-то случится с одним из родителей, и сразу может возникнуть целая куча проблем», — заявила депутат от Центристской партии Ольга Сытник. Схожую позицию заняли представители Эстонского центра по правам человека.

Против законопроекта выступили эстонские церкви. Еще в 2012 году, когда документ только обсуждался, совет церквей (в него входят, в частности, Эстонская евангелическо-лютеранская церковь и Эстонская православная церковь Московского патриархата) обратился к министру юстиции. Авторы обращения заявили, что «гомосексуальный образ жизни в любой его форме — грех перед Всевышним, а грех и порок нельзя акцептировать на законодательном уровне».

Представитель евангелическо-лютеранской церкви Архо Тухкру, комментируя планы властей, отметил, что многие в Эстонии выступают против законопроекта, а сам документ не способствует «объединению народа». Настоятель храма святого Николая (православной церкви Московского патриархата) Игорь Прекуп, в свою очередь, заявил, что воспитание детей гей-парами недопустимо.

«Поскольку также рассматривается возможность отдавать беззащитных детей на воспитание людям, для которых извращение — норма, то должен сказать, что это — преступление, за которое ответственен каждый, кто против этого не протестует (я уж не говорю о тех, кто поддерживает)», — объявил священник. Позднее православная церковь, подтверждая неприятие законопроекта, организовала в Таллине молебен в защиту семейных ценностей.

Параллельно с этим кампанию против регистрации однополых союзов развернул фонд «В защиту семьи и традиционных ценностей». Он организовал рассылку соответствующей петиции. Как сообщалось, в письмах, которые получили многие жители республики, утверждалось, что законопроект, подготовленный властями, ведет к «деградации общества». Петицию в итоге подписали несколько десятков тысяч человек. Позднее, когда законопроект все же поступил на рассмотрение парламента, в Таллине состоялась массовая акция протеста.

Изменить ситуацию противники законопроекта, впрочем, не смогли. В начале октября в его поддержку вновь высказалось эстонское правительство (там указали на важность толерантности и заявили, что «если не примем этот закон, общество откатится назад»). Спустя неделю после этого проект закона прошел второе и третье чтение. Вступить в силу он должен с 2016 года.

Михаил Тищенко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(292):

1 234 ... +1
23 +25−2Магистр Йода12:59:47
09/10/2014
-17 +9−26Екатерина Куцепина12:43:42
09/10/2014
Нет, я описала среднестатистического россиянина
Вы лжете, Екатерина. Среднестатистический россиянин пользуется общественным транспортом, не возит биту и не владеет травматическим оружием. Придумайте что-нибудь еще.
20 +27−7Yuppieless12:38:08
09/10/2014
67% против, а они все равно узаконили. Демократия на марше.
17 +21−4Perus Demari12:29:15
09/10/2014
13 +28−15Магистр Йода12:22:38
09/10/2014
Оказывается, права гомосеков в обществе - это показатель уровня развития (может все-таки деградации) общества. Вот так, с легкой подачи гомолоббистов, белое становится черным, а черное - белым.
Уровень развития это когда не заостряют внимание на всё, что ниже пояса.
13 +16−3Мария Савельева13:23:07
09/10/2014
Вспомнился один старый анекдот:
Пожилой англичанин по возвращении с России рассказывает
приятелям:
- Вы представляете, господа, какая отсталая эта Россия - там мужики до сих пор с бабами спят!
13 +28−15Магистр Йода12:22:38
09/10/2014
Оказывается, права гомосеков в обществе - это показатель уровня развития (может все-таки деградации) общества. Вот так, с легкой подачи гомолоббистов, белое становится черным, а черное - белым.
11 +17−6Завод КВОиТ13:25:23
09/10/2014
3 +10−7Павел Жмогин12:04:15
09/10/2014
Или это типо гей? Фик разберешь... гейропа...
да дебилы.
Я вот только не догоняю одного: ну хочешь ты трахопопиться. Да н аздоровье. Но почему я должен терпимо относиться к его выбору если мне только от одной мысли тянет блевать? Это право любого что терпеть, а что нет. И мое право пожать ему руку или нах послать.
10 +17−7Ilya Arkhipov12:13:30
09/10/2014
чугунный скороход - 3,14доры идут!
9 +11−2Надежда Митрофанова14:08:36
09/10/2014
-17 +9−26Екатерина Куцепина12:43:42
09/10/2014
Нет, я описала среднестатистического россиянина
Я работаю за компьютером, алкоголь не употребляю, у меня маленький городской кроссовер, который при всем желании не разгонится до 200 км/час, автомата нет, в багажнике - сумка с продуктами. И рядом всегда довольный и счастливый ребенок, который тянет бабло... Я не среднестатистический россиянин!!!!! Спасите-спасите!!!! Что же делать?!!!
8 +13−5Надежда Митрофанова13:09:36
09/10/2014
Они даже геями готовы стать, лишь бы все не так, как в России!
8 +13−5Магистр Йода12:39:59
09/10/2014
-6 +17−23Екатерина Куцепина12:34:03
09/10/2014
Нет, показатель уровня развития - это игра в компьютерные игры целый день, семечки и пиво на скамейке, большой черный внедорожник, который гоняет по дорогам со скоростью 200км/час, беспорядочная стрельба из травмата, бита в багажнике, и вечно недовольная купленная телка, которая тянет бабло
Вы только что описали эпизод из жизни провинциального афроамериканца?
7 +9−2Shelonnik18:40:04
09/10/2014
-1 +8−9Надежда Митрофанова13:11:10
09/10/2014
А в США недавно планировали узаконить педофилию. Это Вы тоже считаете нормально? Свобода для всех?
Узаконить педофилию? Вы хоть значение слова узнайте. И лапшу фабрики "Киселдев-ТВ" с ушей снимите, девушка.
6 +6−0Дмитрий Белкин19:36:16
09/10/2014
ГОМОФОБЫ _СОСИТЕ)))
6 +8−2Artur Kert13:35:39
09/10/2014
0 +5−5Александр Новиков13:27:22
09/10/2014
Пиарасы всех стран соедняйсь!
Здорово! На маечке своей напиши!
6 +8−2J P13:21:30
09/10/2014
-17 +9−26Екатерина Куцепина12:43:42
09/10/2014
Нет, я описала среднестатистического россиянина
Нет, оно описАло только что свой собственный распорядок дня.Да прям в деталях ведь!
5 +8−3Sega Prado14:14:09
09/10/2014
-4 +5−9Александр Петров14:12:16
09/10/2014
Гомики враги здорового общества.
По-моему ты сам не здоров )))
5 +9−4Евстигней Правдин13:39:05
09/10/2014
-1 +6−7Blacky Hart13:35:35
09/10/2014
не общайся тогда с геями и бисексуалами. кстати уверен что среди твоих знакомых нет таких? что ни разу руку такому не пожимал? срочно проверь! а то вдруг....
а я хочу чтобы никакие христанутые православнутые и прочие не указывали вести нормальным людям СВОЮ ЛИЧНУЮ жизнь.
Это что-же за ЛИЧНАЯ жизнь, когда усатый мужик рядится бабой, и шагает с флагом по проспекту? Нравится, когда в жопе что-то торчит, закройся в своей комнате, и бита тебе в помощь. Вот это будет ЛИЧНАЯ жизнь. А видеть на улице это нечто, демонстративно лижущее фаллоимитатор и кричащее о свободе я не хочу.
4 +5−1Завод КВОиТ18:22:56
10/10/2014
3 +5−2Bek Kay07:28:09
10/10/2014
Дело-то не в том, хотите вы жать кому -то руку или нет, а в том, ограничивает ли общество такие союзы.

По мне, да пусть женяться/выходыта замуж. Мне-то какое дело. То, что в происходит в сердцах / постели у взрослых людей не должно касаться государства.
а государство в твою постель не лезет. Хоть хомячка своего трахай. Но не смей это выставлять на публику и заявлять, что это норма.
Анал. разнополый секус или орал. тоже многими порицается. Но я чет не наблюдаю на горизонте партию: "Свободное очко"
При том, что мое право, если я этого не приемлю, уволить тебя из своей конторы или разорвать какие либо отношения с тобой.
А все эти радужные выступления- это шоу и политические лобби, которые пытаются оправдать свою нездоровую психику и сексуальные влечения навязав обществу новую мораль.

За примером этой толлерастии и ходить далеко не надо: бриты, покрывали насильников малолеток боясь выглядеть нетолерантными. Это уже клиника и болезнь общества, когда человек открыто боится заявить, что ему неравится, он не хочет или не приемлет и считает аморальным.
4 +4−0Магистр Йода11:03:54
10/10/2014
-2 +1−3Владимир Савченко07:33:24
10/10/2014
в какой высокоморальной стране больше всех абортов-то? а разводов? а убийств? а инцест не наказуется? а считается нормальным унижать и бить непохожих?
Уважаемый, ни какая мораль не остановит человека намеревающегося совершить преступление. Останавливает пуля между глаз или высокая вероятность присесть на электрический стул, и то не всегда, все остальное это демагогия, очередное бла-бла-бла. В Америке нет криминала? В Америке не делают аборты? В Америке нет наркоманов и бомжей? Не смешите меня и других участников дискуссии.
4 +7−3Bek Kay07:42:24
10/10/2014
3 +4−1Андрей Никитчук07:36:56
10/10/2014
Ммм... я в этом не уверен. Падение нравов негативно сказывается и на государстве, а однополые браки это всё-же паталогия.
Падение каких нравов?

Вот у меня в штате разрешены однополые браки. Скажу вам по секрету, что нравы здесь гораздо выше, чем в среднем по России. Чисто из своего опыта говорю.

Однополые браки - паталогия для вас. Сейчас. Также как межрасовые браки были паталогией для абсолютного большинства амеркинацев несколько десятаков лет назад.

Право голоса женщин тоже было паталогией и т.д.

4 +5−1Завод КВОиТ13:22:36
09/10/2014
6 +8−2J P13:21:30
09/10/2014
Нет, оно описАло только что свой собственный распорядок дня.Да прям в деталях ведь!
Ладно, если собственный!
А у этой- несбыточные мечты.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь