«Мне комфортнее в русской тусовке»

00:01 25/09/2019 Бывший СССР
«Мне комфортнее в русской тусовке»
ну и выноси горшки за старушками в лондоне и дублине....каждому свое

Сегодня Литва является лидером среди стран ЕС по оттоку населения, больше всего за рубеж уезжают молодые люди в возрасте 18-33 лет. Основными направлениями миграции являются Британия и Скандинавские страны, но студенты продолжают выбирать Россию ради качественного образования, а некоторые так и не возвращаются потом на родину. Власти Литвы утверждают, что таких людей единицы, и пугают молодежь возможными проблемами после обучения. «Лента.ру» поговорила со студентами, которых не остановила антироссийская риторика, и узнала, что страшней — обучение на чужбине или возвращение на родину.

Из России с дипломом

Бывший министр обороны Раса Юкнявичене — сегодня она представляет Литву в Европейском парламенте (ЕП) — после посещения русскоязычной вильнюсской гимназии «Ювентос» писала в соцсетях следующее: «Много русских абитуриентов уезжают учиться на Запад, но в Россию — никто». В этом ее заверяла директор школы.

На официальном уровне в Литве о России говорят как о враждебном государстве, представляющем угрозу нацбезопасности, а среди руководителей гимназий немало таких, кто не рекомендует учащимся поступать в российские вузы. По их словам, в будущем у них могут возникнуть проблемы при трудоустройстве как на родине, так и в странах ЕС, где российские дипломы якобы не котируются.

Но несмотря на ориентирование Литвы на страны Запада и антироссийскую риторику, Россия по-прежнему привлекает молодых людей возможностью получить качественное высшее образование на русском языке. Основной поток студентов формируют выпускники из русскоязычных школ Вильнюса, Клайпеды, Висагинаса и Каунаса.

Ситуация на практике отличается от того, как видят ее официальные лица. Как рассказала «Ленте.ру» председатель Ассоциации учителей русских школ Литвы Элла Канайте, ежегодно в Россию уезжают десятки молодых людей, поступающих на самые разные специальности — от экономики и информатики до журналистики и театрального искусства. И она не согласна с тем, что у них потом возникают проблемы с трудоустройством.

«Интересно, что значительная часть литовских студентов возвращается домой, — говорит Канайте. — И у большинства не возникает никаких сложностей по возвращении, так как Литва признает российские дипломы — между двумя государствами подписаны соответствующие соглашения. Исключение составляют лишь те, кто учится в России на медиков или изучает право, так как потом, если они захотят устроиться в Литве или в других европейских государствах, им, безусловно, придется пересдавать экзамены. Но это обычная практика, которая применяется ко всем специалистам с иностранными дипломами».

Русские европейцы

За последние 30 лет в Литве выросло уже второе поколение русских, которые не помнят о жизни в Советском Союзе. Большая часть этой молодежи по-прежнему говорит по-русски в повседневной жизни, но считает себя скорее европейцами и об исторической родине имеет весьма отдаленное представление. Тем не менее они знают и отмечают русские праздники, слушают русскую музыку и следят за популярными русскими блогерами.

Одна из таких «русских европеек» Паулина Чюрлите — выпускница Российского института театрального искусства ГИТИС, перебравшаяся в Россию. В Москву она приехала из Каунаса — одного из самых моноязычных городов в Литве, где, в отличие от многонационального Вильнюса, почти во всех сферах общественной жизни превалирует литовский язык, а русскоязычные составляют не более трех процентов населения.

По ее словам, специальность актрисы, которую она решила изучать, требует особого отношения, а в Россию она потянулась из-за большой любви к театру и тяги жить там, где говорят на родном языке, — это одна из главных причин, почему прибалтийские студенты уезжают в Россию.

— Во-первых, специальность, которую я собиралась получать, — актер драматического театра и кино, а она все же требует обучения на родном языке, — рассказывает Паулина. — Во-вторых, объективно лучшие театральные вузы — московские. В конце концов те системы, по которым сейчас обучают актеров во всем мире, зародились здесь, поэтому выбор был очевиден. Ну и мне комфортнее в русской тусовке. Я не раз была в Европе, общалась с ребятами из других стран на разных проектах, но все это можно назвать дружбой на неделю... Говоря откровенно, мне было бы неуютно всю жизнь прожить, общаясь на неродном для меня языке.

Отвечая на вопрос, встречала ли она в ГИТИСе своих соотечественников, Паулина говорит, что такие есть. В Москву уже давно тянутся именитые литовские режиссеры. В частности, в вузе сегодня преподает Миндаугас Карбаускис, который, кстати, является родным братом лидера литовской правящей партии «Союз крестьян и зеленых Литвы» Рамунаса Карбаускиса, всецело разделяющего антироссийскую риторику нынешних властей страны.

Россия, по словам Паулины, остается востребованной страной для выходцев и из других стран Балтии. «Если спросить меня, комфортно ли мне сегодня в России, говоря о людях, менталитете, каких-то общих взглядах на жизнь, то я отвечу — да. Абсолютно да! Нигде больше я не чувствовала себя настолько на своем месте, как здесь», — говорит она.

Прибалтийский бунт

Еще одна причина, по которой молодежь из Литвы едет учиться в Россию, — это желание отличиться от сверстников, сделать свой личный выбор наперекор окружающим. Одна из таких бунтарок — Алиса Глебова из Вильнюса, студентка третьего курса факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ).

— Меня бесила повальная ориентированность на Великобританию, потому что половина моих одноклассников просто уехали в Англию, и я реально не понимала, что такого они видят в этой стране, — говорит она. — Иными словами, не хотелось ехать туда же со всей толпой. Я сознательно решила ехать поступать в Россию, хотела обучаться на русском языке, чтобы понимать и впитывать всю информацию, которая будет важна для моей профессии в будущем. И, конечно, я бесконечно люблю Санкт-Петербург.

Отвечая на вопрос о том, много ли на факультете ее соотечественников, Алиса рассказала, что таких она не знает, но отметила, что студентов из Латвии и Эстонии встречает часто.

— Поскольку моя профессия в первую очередь связана с языком, я убеждена, что все грани подобной профессии можно освоить только в том случае, если ты учишься на родном языке, — продолжает девушка. — Немаловажную роль в моем выборе сыграло и то, что моя мама очень любит Россию, любит Петербург, любит Путина. Она настаивала на том, чтобы я училась в России. Также в Литве действует программа «Соотечественники», по которой можно получить бесплатное образование в России — глупо от такого отказываться.

Рассуждая о разнице менталитета и сложностях интеграции, Алиса уверяет, что сегодня в Петербурге она чувствует себя как рыба в воде: «Здесь я дышу полной грудью. Я люблю этот живущий город — в Литве с ее населением в три миллиона мне было скучно».

Что касается планов после окончания вуза, студентка уже определилась: «Я рассуждаю так, если судьба дала мне шанс вырваться из Литвы и добиться чего-то в Питере, а здесь я нашла ту стезю и поняла, чем хочу заниматься, то нужно двигаться в том же направлении».

Качество имеет значение

Еще одна группа прибалтийских студентов в России — молодые люди, которые не смогли найти на родине возможности получить качественное образование по интересующей их специальности, например, ядерной физике, изучении редких иностранных языков или медицине.

Уроженец приморской Клайпеды Арсений Санин (имя изменено по просьбе собеседника), студент Российского национального исследовательского медицинского университета имени (РНИМУ) имени Н.И. Пирогова доволен своим обучением. «Обучение в России я выбрал потому, что моя сфера деятельности, а именно медицина, преподается здесь на очень высоком уровне, — пояснил Арсений. — По крайней мере, я уверенно могу говорить об этом, если судить по московским и петербургским вузам... Мое решение учиться в РФ связано с тем, что я могу делать это на русском — это однозначно. Медицина сама по себе крайне сложна в изучении, а будь она еще и на другом языке, то изучать весь этот массив стало бы практически невыполнимой задачей».

Однако для него очевидна разница в менталитете, характерах россиян и прибалтов, взглядах на жизнь, вопросах воспитания и обучения. В Москве он прожил уже четыре года — сам город ему нравится, но бешеный ритм российской столицы, бесконечное море машин и людей, равно как и сами жители города, так и не стали для него своими.

— Я не говорю за всех, вполне возможно, что это лишь мое впечатление, хотя многие со мной согласятся, но, на мой взгляд, сегодня россияне довольно сильно озлоблены и нервозны… Здесь каждый играет сам за себя, и в связи с этим возникают многие общественные проблемы.

Борьба со стереотипами

Землячка Арсения, выпускница факультета международных отношений Российского университета дружбы народов (РУДН) Марина Беспамятнова, уверена, что свяжет свое будущее с Россией и сделает это именно из любви к Литве.

— Примерно 70 процентов моих одноклассников задолго до выпускного знали, что после школы уедут на Запад — кто учиться, кто работать, — рассказывает Марина. — Всех манила светлая перспектива жизни в развитых странах Европы, в Америке и даже Австралии, поэтому здесь у меня сработал элементарный снобизм — не буду же я как все. Тем более, что у меня была возможность поехать в университет мечты — РУДН. Самый яркий и международный университет, о котором я знала из КВН и не только, действительно впечатлил меня до глубины души!

По ее словам, как это ни странно, но подлинный патриотизм и принадлежность к другой культуре раскрывается именно тогда, когда ты живешь за границей.

— Чем дольше я жила в Москве, тем чаще мне хотелось подчеркнуть свое происхождение. Я все больше ценила страну, в которой выросла, ее природу, ее историю, как бы противоречиво ее сейчас не интерпретировали в России, литовский язык... Наверное, поэтому я и стала председателем московской литовской молодежной общины. Мне приятно, что сегодня у меня есть возможность доносить до порой очень упрямых людей «вести с полей» — развеивать стереотипы о Прибалтике. Но моя деятельность никогда не строилась на моем критическом отношении к России — наоборот, мне всегда хотелось, чтобы меня воспринимали как свою, но при этом со стороны.

В России у Марины появилась семья. «Я вышла замуж за парня, с которым познакомилась в университете. Сейчас мы живем в Москве, растим дочь, и я очень рада, что все сложилось именно так. Сегодня я уверена, что мое будущее точно связано с Россией».

***

В отличие от Латвии и Эстонии, где русские составляют около трети населения, в Литве их не более пяти процентов — это около 150 тысяч человек. Однако, в отличие от соседей, Литва сохраняет русские школы, потому что русский используется в разных сферах жизни страны, особенно когда речь заходит об экономике. Именно выпускники этих школ становятся главными кандидатами на поступление в российские вузы по программе «Соотечественники».

Им не приходится сдавать экзамены, но для поступления необходимо представить аттестат с достаточно высоким средним баллом — минимум 8,5 из 10. По данным Эллы Канайте, в этом году по программе в Россию уехали 83 человека, включая тех, кто претендует на получение степени бакалавра, магистра, а также поступающие в аспирантуру. В 2011-2012 годах, напротив, поступали и свыше сотни человек, однако сокращение количества поступающих обусловлено снижением числа учащихся в русских школах из-за естественной убыли населения и миграции.

Денис Кишиневский(Литва, Латвия)

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(53):

1 23+1
6 +0−0dron dronov06:44:48
25/09/2019
-4 +0−0Kurlander sevenX03:06:20
25/09/2019
Поржал , тупая пропаганда. Не смогли найти прибалтов , выдали русских за прибалтов. Девушка всё запорола , назвав программу для русских соотечественников.
ну и выноси горшки за старушками в лондоне и дублине....каждому свое
6 +0−0Лёха Сибирский04:56:12
25/09/2019
-4 +0−0Kurlander sevenX02:43:07
25/09/2019
Вымирают вымирают ударными темпами 1989 Русских 43% уж 2018 русских 23%.. поплачь над своими собратьями..
Не вымирают а сваливают от вас, таких иди-отов.....
4 +0−0Дмитрий Е05:53:36
25/09/2019
-5 +0−0Vladimir L04:05:06
25/09/2019
Если это правда, то эти ребята дегенераты. "Говоря откровенно, мне было бы неуютно всю жизнь прожить, общаясь на неродном для меня языке." Как вы умудрилась прожить всю жизнь в Литве и не освоить литовский как родной? У меня дочь в 13 лет считает родными французский и русский. На английском свободно общается. Я не верю что можно иметь таких родителей, чтобы ограничили ребёнка в изучении языка страны проживания. Зачем спрашивается ограничивать?
Вы считаете как-то так, другие родители считают иначе, с чего это ваша точка зрения, невзирая на обстоятельства, должна считаться истинно правильной? Дети знают местный язык в совершенстве, но это вовсе не означает, что они не имеют права получать образование на родном для себя языке.
4 +0−0Иван Кедов04:20:28
25/09/2019
-4 +0−0Kurlander sevenX03:06:20
25/09/2019
Поржал , тупая пропаганда. Не смогли найти прибалтов , выдали русских за прибалтов. Девушка всё запорола , назвав программу для русских соотечественников.
Улыбает как ты, русский, выдаешь себя за прибалта.)
3 +0−0Tramparam Parampampam12:16:04
25/09/2019
-5 +0−0Vladimir L04:05:06
25/09/2019
Если это правда, то эти ребята дегенераты. "Говоря откровенно, мне было бы неуютно всю жизнь прожить, общаясь на неродном для меня языке." Как вы умудрилась прожить всю жизнь в Литве и не освоить литовский как родной? У меня дочь в 13 лет считает родными французский и русский. На английском свободно общается. Я не верю что можно иметь таких родителей, чтобы ограничили ребёнка в изучении языка страны проживания. Зачем спрашивается ограничивать?
Если выучить язык он родным не станет. Кто сказал что они не знают литовского языка?
2 +0−0Tramparam Parampampam12:11:36
25/09/2019
-3 +0−0Иван Верховой10:45:50
25/09/2019
Новость на уровне Боровика- старшего - про безработных США)) ПропаГАНДОНы)),
жители стран Балтии после 1985 года рождения свободно говорят на европейских языках, а вот русский им уже не требуется, этнические русские из той же Латвии без проблем работают в Северной Италии врачами и для этого не нужно учиться в московском медуниверситете у ректора-гомосека))
В Латвии русский требуется, что бы с людьми общаться. И это проблема для латышских селюков которые приезжают в Ригу на работу, а русского не знают. Их просто не берут на работу, хотя государство постоянно с этим борется выпуская законы защищающие так называемый "государственный язык".
2 +0−0Evgeny11:16:16
25/09/2019
-1 +0−0Andrew Dark10:32:46
25/09/2019
никому в Литве русский не надо)) все знают английский.
проблема в том что сама Литва в Литве никому не нужна, детки даже не думают о том чтобы учиться и жить в родной стране
2 +0−0beely bones11:14:09
25/09/2019
-3 +0−0Иван Верховой10:45:50
25/09/2019
Новость на уровне Боровика- старшего - про безработных США)) ПропаГАНДОНы)),
жители стран Балтии после 1985 года рождения свободно говорят на европейских языках, а вот русский им уже не требуется, этнические русские из той же Латвии без проблем работают в Северной Италии врачами и для этого не нужно учиться в московском медуниверситете у ректора-гомосека))
Откуда такие глубокие познания про ректора ?) Если бы вы пожили в Литве то поняли что не все так радужно. Там есть проблемы которых нет в России. Хорошо там где нас нет.
2 +0−0Илья BALTAS08:53:37
25/09/2019
-7 +0−0Smith Wesson05:13:08
25/09/2019
Согласен, туповатая пропагандуха для туповатых читателей. Вся надежда на тех, кто 2+2 не осилит. Лента - вперде!
Когда твой ребенок или внук скажет тебе говорить с ним не на твоём родном языке, т.к. другой ему удобнее-роднее, тогда ты поймёшь что такое СВОЕ РОДНОЕ , человек мира... т.е. НИКТО :(
2 +0−0dron dronov07:06:55
25/09/2019
-4 +0−0Kurlander sevenX02:43:07
25/09/2019
Вымирают вымирают ударными темпами 1989 Русских 43% уж 2018 русских 23%.. поплачь над своими собратьями..
елгаве днем прохожих встретить сложно....я уж не говорю про какое гулбене....там вообще по моему жителей нет
2 +0−0Всеволод Бояринов07:04:09
25/09/2019
-3 +0−0рашкинец06:47:40
25/09/2019
статья рассчитанная на эмоции читателя....а главное так и не написали: сколько по статистике уезжают в россию учиться
Почти все они упомянуты в статье.
2 +0−0Дмитрий Е05:48:48
25/09/2019
-4 +0−0Kurlander sevenX03:06:20
25/09/2019
Поржал , тупая пропаганда. Не смогли найти прибалтов , выдали русских за прибалтов. Девушка всё запорола , назвав программу для русских соотечественников.
А что русские Прибалтики не прибалты?
2 +0−0John Wick02:26:59
25/09/2019
Удачи ребятам
1 +0−0Aleksandrs Zincenko16:35:09
25/09/2019
1 +0−0Павел13:14:36
25/09/2019
В Россию сложно попасть из ЕС. Сделали бы для жителей Прибалтики получение разрешения на работу в упрощённом режиме, расклад был бы другим. Там миллион человек прекрасно владеет русским языком, многие имеют высшее образование и опыт работы.
Ага, так все и бросились. Самому то не смешно? Россия тупо не перебьет предложения из Ирландии, Германии, Норвегии.
1 +0−0Регистратор14:56:54
25/09/2019
-3 +0−0Иван Верховой10:45:50
25/09/2019
Новость на уровне Боровика- старшего - про безработных США)) ПропаГАНДОНы)),
жители стран Балтии после 1985 года рождения свободно говорят на европейских языках, а вот русский им уже не требуется, этнические русские из той же Латвии без проблем работают в Северной Италии врачами и для этого не нужно учиться в московском медуниверситете у ректора-гомосека))
Опять саратовский соловей запел свою песню. Ты то чего не сдристнешь в благословенную проебалтику?
1 +0−0Павел13:14:36
25/09/2019
В Россию сложно попасть из ЕС. Сделали бы для жителей Прибалтики получение разрешения на работу в упрощённом режиме, расклад был бы другим. Там миллион человек прекрасно владеет русским языком, многие имеют высшее образование и опыт работы.
1 +0−0Иван Кедов07:43:45
25/09/2019
-1 +0−0Smith Wesson05:15:06
25/09/2019
"Улыбает" или "ржака" все-таки. Ты, Иван, определись. Это же простые русские слова, как-никак.
Зачем мне определятся? Я написал. Твое непонимания должно волновать только тебя.
1 +0−0dron dronov07:02:04
25/09/2019
-4 +0−0Kurlander sevenX02:43:07
25/09/2019
Вымирают вымирают ударными темпами 1989 Русских 43% уж 2018 русских 23%.. поплачь над своими собратьями..
поплачь над своими...за тридцать неполных лет население сократилось наполовну...
0 +0−0Aleksandrs Zincenko16:40:28
25/09/2019
0 +0−0beely bones11:11:36
25/09/2019
И откуда вы эти циферки берете только
Статистика, увы. Русскоязычное население уменьшается очень быстро.
0 +0−0Aleksandrs Zincenko16:38:04
25/09/2019
0 +0−0Дмитрий Е15:44:13
25/09/2019
Ну так и в прибалтийских странах имеются столицы, можно их с Москвой и сравнивать вполне.
Из самого дальнего угла Латвии доехать до Риги - 3 часа на машине не спеша. А на самолете до Берлина - 2 часа. Вот и весь расклад.
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь