Грязная зеленая бумажка

00:01 09/08/2017 Финансы
Грязная зеленая бумажка

В России снова заговорили о долларовой зависимости. Отечественной экономике жизненно важно ее снизить, считают в МИДе. Но эксперты уверены, что у рубля мало шансов стать полноценной международной валютой. Этому есть несколько причин, среди которых — усиливающаяся изоляция РФ, ее слабая экономика и отсутствие доверия к рублю.

На несколько долларов меньше

Насущная необходимость для экономики России — уход от доллара. Так считает замминистра иностранных дел Сергей Рябков. Страна собирается уменьшить зависимость от американской валюты в ответ на расширение санкций США. «Мы, конечно, активизируем работу, связанную с импортозамещением, сокращением какой-то зависимости от американских платежных систем, от доллара как расчетной валюты и так далее», — пригрозил дипломат.

В России уже давно сформировалось антиглобалистское движение, борющееся с долларом. Это движение проявляется в разных формах.

Например, в сказочно-маргинальной. Многим знакомо название детской книги «Как отважный рубль хитрого доллара победил» (спойлер: никак) и труды псевдоисторика Николая Старикова («Национализация рубля — путь к свободе России», «Хаос и революции — оружие доллара»). Здесь доллар демонизируется и представляется чуть ли не главной проблемой мировой экономики.

Вторая форма — более цивилизованная. Российские власти пытаются создать национальную финансовую систему и поднять значимость рубля на мировой арене. Платежная система «Мир» и отечественный аналог SWIFT — вот первые шаги на этом пути.

Разумеется, есть и проблемы. Пока не удается продвинуть рубль в качестве торговой валюты. Дальше пожеланий зайти не удалось: Москва хотела бы исключить доллар при обмене товарами с Турцией, Арменией, Вьетнамом, Египтом, Индией и Китаем, но пока партнеры не готовы к такому радикальному шагу.

Непонятно и то, каким образом слова Сергея Рябкова о сокращении зависимости от американских денег будут реализованы в конкретный план. И нужно ли это вообще — тоже открытый вопрос. Эксперты видят здесь несколько трудностей.

Рисковый доллар

«В условиях возрастающей изоляции России и внутренних структурных перекосов экономики полноценной международной валютой рублю стать никак не удастся», — полагает аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев. При этом он отмечает, что борьба с зависимостью от иностранных валют (особенно от валют стран, которые ведут агрессивную торговую политику) — правильное дело.

В долларизации экономики, по его мнению, есть несколько рисков. Это препятствует проведению независимой денежно-кредитной политики, снижает ее эффективность. Если в денежной массе страны много иностранной валюты, то влияние ЦБ на экономику через процентные ставки снижается.

«Кроме того, наличие значительной внешней задолженности делает финансовую систему страны уязвимой: обесценивание национальной валюты резко повышает долговую нагрузку банков, а закрытие внешних финансовых рынков (например, из-за санкций) ведет к дефициту источников фондирования», — предупреждает аналитик.

Но даже с учетом этих рисков дедолларизация экономики — очень сложный и трудоемкий процесс. Ее можно проводить как естественным путем (за счет постепенного повышения доверия к рублю), так и искусственным (запретительные меры вроде ограничения движения капиталов и искусственного курса помогут стране избавиться от доллара, но никак не приведут к повышению международной значимости рубля).

Вопрос веры

Часть населения России перестало доверять рублю из-за череды кризисов, указывает управляющий директор Национального рейтингового агентства Павел Самиев. Эти граждане продолжают делать вклады в долларах, закрывая глаза на то, что ставки по валютным депозитам находятся на крайне низком уровне. Их, в общем-то, не интересует доходность — куда важнее защититься от колебаний курса рубля. В этом и кроется одна из причин бегства от российской валюты. «Она пока крайне нестабильна. И в этом смысле рубль имеет много факторов неопределенности для людей, которые как раз и делают валютные сбережения», — комментирует эксперт. Он не видит каких-то специальных мер, которые позволили бы рублю стать более значимым. Можно, конечно, искусственно устанавливать курс российской валюты к американской, но «это в корне неправильно» и никак не повлияет на глобальное положение рубля.

Еще одну радикальную меру предложили в Госдуме. Зампред комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев в беседе с «Лентой.ру» отметил, что России нужно «отозвать наши доллары из США, коих сейчас около 100 миллиардов». Также народный избранник предлагает ввести новую валюту — золотой червонец, который бы принимали на территории бывшего СССР. Впрочем, он так и не смог сказать, хватит ли российских золотых запасов на выпуск такой валюты и каким образом она сможет стать международно признанной и стабильной денежной единицей. Он ограничился лишь нелестной характеристикой доллара, назвав его «просто бумажкой».

«Российский рубль — волатильная и сырьевая валюта, — возражает Самиев. — Она сильно зависит от внешней конъюнктуры, внешних рынков, цены ресурсов, топлива. Рубль нестабилен, поэтому мировой валютой он не сможет стать в ближайшей перспективе. Доллар же стабилен, и это валюта номер один в мировых расчетах».

Рубль против рупии

«Зависимость нашей страны от доллара — следствие перекоса внешней торговли в сторону продаж природных ресурсов. Исторически нефть, газ и металлы торгуются в долларах. Продавая их, мы имеем стабильный приток именно этой валюты в нашу страну», — поясняет Андрей Хохрин из инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент».

Да, такие страны, как Россия и, например, Китай, стремятся поднять роль своих национальных валют. Но реального воплощения их планов все еще не видно. Юань, к примеру, относительно недавно стал резервной валютой МВФ. У Москвы же и вовсе мало шансов занять какое-либо заметное место в системе мировой торговли — вот почему у рубля мало шансов в ближайшем будущем стать похожим на доллар.

«Экономика РФ сильно уступает по размеру экономикам стран, эмитирующих резервные валюты. Доллар, евро, юань, иена — валюты намного более крупных экономик. В этом смысле в международной торговле гораздо больше надежд на индийскую рупию, чем на российский рубль», — заключает Хохрин.

Марат Селезнев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(873):

123 4 567 ... +1
3 +0−0A S16:47:51
09/08/2017
-4 +0−0Михаил Кузнецов16:33:32
09/08/2017
Клоун, экономика - это порождение политики. Запомни это.

А то у либерастов тут понимаю, а потом почему все не так вышло - не понимаю.
Клоун это ты. Вообще то политика - это перевернутая экономика и только так! Во главе любой политики стоит экономика а не наоборот
3 +0−0поставлю тут загогулину16:43:41
09/08/2017
-4 +0−0Михаил Кузнецов16:40:32
09/08/2017
Вот еще один олень )))) Ты тоже не в курсе, что экономика - это порождение политики?
а империализм последняя стадия капитализма?
3 +0−0Солопій Черевик16:36:24
09/08/2017
1 +0−0A S16:30:37
09/08/2017
Ужас! Куча комментов уровня детсада. Мировая экономика завязана на доллар. Составляющие этой экономики - страны с совокупным ВВП примерно 80% поддерживают доллар. Китай в ближайшее время не планирует ввод юаня на внешний валютный рынок так как это повлияет на товарооборот с США - основным их партнером. Они частично могут просадить доллар играя с внутренним курсом юаня фиктивно занижая внутреннюю валюту что приводит к увеличению долларовой массы. Пока эти манипуляции возможны доллар их полностью устраивает. А страна с 1% мирового ВВП отставшая в развитии от США и Китая на 30-40 лет, без тенденций к развитию рассуждает о вводе новой валюты в международный финансовый рынок. О чем вы?! Многие пишут - МЫ С КИТАЕМ... Да Китаю то нужна слабая Россия как источник халявных ресурсов и дармовых территорий в бессрочную аренду. Сравните товарооборот Китая с США и с Россией и станет ясно кого поддержит практичный Китай. Да и лишний конкуррент на мировое господство им не нужен. Поэтому Китай и делает вид что частично поддерживает Россию, чтоб в противостоянии с Штатами она сожгла за собой мосты. А покончив с РФ руками Штатов они вдвоем поделят сферы влияния и начнут бодаться между собой
Давно пора запретить доллары и перейти на талоны на питание, мыло и сигареты. Только так Россия сможет встать с колен и все остальные начнут завидовать !!
3 +0−0Bitch Hunter15:21:16
09/08/2017
-4 +0−0Михаил Кузнецов15:07:39
09/08/2017
>>так как это повлияет на товарооборот с США

Просто поражаюсь скудоумию либерастов.

Обмен бумаги на товар - это не товарооборот, - это лохотрон.

Т.е. сейчас USA дают пособие негру 1000$, тот скупает на него микроволновки, которые делают рабы в Китае.

Вопрос. Китаю это зачем надо? Китай сам что ли не может напечатать Юаней, дать своим Китайцам, чтобы те скупили лишние микроволновки?

Поэтому вопрос не в том, как грохнуть доллар - тут секрета нет. Тупо дружно перестать за него отгружать, потребовав от жертвы золото, земли и рабов в счет оплаты и услуг.

Поэтому Китай тупо будет медленно но верно наращивать торговлю за юани. Если другие страны его поддержат (тот же БРИКС) То всё. Америка пойдет лесом. Вариантов ибо нет.

А что значит, что она пойдет лесом? Там сразу обвал бирж, кризис, голод и куча голодных негров вооруженных полуавтоматическим оружием. Это конец.
С такими "финансистами" я не удивлен, почему Раха в экономической дупе.
3 +0−0Aleks Moor14:48:24
09/08/2017
0 +0−0Михаил Кузнецов14:00:50
09/08/2017
Всему свое время.
Универсальная фраза! Пихай в любую ветку и что-нибудь она да будет значить-)))
3 +0−0Голубин Валерий14:14:40
09/08/2017
0 +0−0Патриот России13:56:31
09/08/2017
Таких выродков, как псевдо аналитик Маратик Селезнёв, надо просто кастрировать. Чтобы не плодили себе подобных тварей.
аргументация настоящего патриота
3 +0−0A S13:58:44
09/08/2017
2 +0−0Bitch Hunter13:57:08
09/08/2017
- Так считает замминистра иностранных дел Сергей Рябков
Интересно, а что он думает о ситуации в здравоохранении?
Его здоровье охраняется в ЕС и Штатах. Так что все ок в этом плане
3 +0−0Василий Пупкин13:38:34
09/08/2017
Главная причина не изоляция РФ, а ЧИНОВНИКИ-ПРЕДАТЕЛИ в экономическом и финансовом блоке Правительства, а также ЦБ РФ, который напрямую управляется из ФРС США.
3 +0−0Внук Войны13:10:12
09/08/2017
Путин укрепил доллар в два раза обобрав население россии . Скот стерпит все бессонные ночи тысячи километров за рулем горячие домны и так далее лижбы царь не убежал
3 +0−0threbbler12:01:22
09/08/2017
0 +0−0Корней Чуйковский11:47:05
09/08/2017
все коментаторы в этом треде окончили минимум факультет высшей экономики))))
Доллар обречен. Дни доллара сочтены. Мнение двух крупнейших мировых экономических авторитетов, Рябкова и Жириновского, это вам не хрен собачий. На острове Борнео уже подскочил курс морских раковин.
3 +0−0Morozov Konstantin09:01:59
09/08/2017
4 +0−0Р_Узкий Мир v908:59:09
09/08/2017
Мир по-русски - это бардак и нищета. Доказано историей.
Мир по-европейски это богатство колонизаторов и нищета колоний. Доказано историей до сих пор.
3 +0−0Сергей Караулов07:38:50
09/08/2017
Очередные рассуждения юристов-экономистов,дремучих как Баба Яга...
Рубль как международная валюта - это уже проходили.В 70-е.Те-же американцы вдруг стали принимать рубли в оплату своих товаров.А за русские товары расплачивались долларами.Через перу лет,накопив рублей,стали ими платить за русские товары.Разом вдули несколько десятков миллиардов и вызвали дефолт.
Как результат - "на прилавке только кильки,в промтоварах только шпильки".
А вот в середине 90-х была мысль накормить пиндосов ихней-же конфеткой: страны тихоокеанского торгового союза всерьёз рассматривали идею сделать американский доллар своей национальной валютой.Американцы пришли в ужас и энергично идею заблокировали: посчитали,что экономика США при таком раскладе и двух лет не протянет.
Работать надо,чтобы национальная валюта котировалась,товары производить.Причём как в Китае - хорошие для себя и фуфлецо на экспорт.
А что производит (не добывает,а именно производит) страна менеджеров и курьеров?
3 +0−0Petr Kazimirenko07:10:29
09/08/2017
1 +0−0Andrei Lavrenenko00:17:28
09/08/2017
«Экономика россии сильно уступает...» Какая экономика россии???
Экономика России сырьевая.
Отказаться от доллара - ну никак не получится.
Просто надо продавать свои энергоресурсы - газ, нефть, уголь за рубли.
Кто хочет купить к примеру газ, проситм. За рубли. Меняйте свою валюту или доллары, евро на рубли по установленному ЦБ РФ курсу.

Это будет поводом комить рубли. И тут рубль будет в некотором смысле резервной валютой.
3 +0−0Александр Федотов06:19:41
09/08/2017
-15 +0−0Михаил Кузнецов03:26:47
09/08/2017
Как бы тебе это объяснить по проще. )))

Ну вот поставь себя на их место (не просто там разбогатевших оленей, а тех, кто реально рулит).

Вариантов всего 2
1) Сдаться USA (в результате чего в России будет кризис затяжной и долгий и куда хуже чем сейчас (как в 90-х) и в итоге на выходе могут придти коммунисты и все отобрать). Печалька, да? Если при этом попытаться свалить в Европы и USA (что во первых смогут сделать далеко не все по политическим причинам). А у остальных вполне могут тупо забрать награбленное. Как говорится - ничего личного, просто бизнес. Бабло у вас откуда?
В общем как ты понял - это плохой вариант.

2) Не сдаваться. А вместе с Китаем грохнуть доллар и поднять на этом деле нереальную кучу конкретного бабла, тем паче, что ситуация в международной политике к этому располагает, а Китай на это уже вполне конкретно намылился.
И что-то мне подсказывает, что это отличный вариант для тех кто хочет поднять бабла и стать круче всех.

Ну а тех клоунов, кто еще почему-то не продал там свои виллы и не вывел оттуда бабос в иные активы на территорию союзнических стран (а ведь предупреждали) - по факту сами виноваты. Бабло - есть бабло. Кто не успел, тот опоздал. Ведь те кто предупреждал, всё забугорное уже давно слили. И-таки уже намылились на новый астрономический гешефт.

А тех клоунов, кто может начать разводить тут революционную деятельность - вполне себе могут отправить рыть новый беломор канал.
да проснитесь же Вы!!!
3 +0−0Кубик Рубика01:06:47
09/08/2017
-6 +0−0Вотан Спасский00:21:23
09/08/2017
какие все смешные, все все толкают за валюту, любой экспорт - валюта, для всех стран и экономик, кроме исключительной нации, их это не касается
В США даже друг другу за валюту продают, прикинь.
2 +0−0Брат из Зимбабве23:35:23
09/08/2017
"в международной торговле гораздо больше надежд на индийскую рупию, чем на российский рубль" - добавить нечего.
2 +0−0Seraffo Ivanov21:43:51
09/08/2017
странно, меня забанили за слово соси.

а дркгих за такое слово не банят и комменты не удаляют .... :)
2 +0−0Seraffo Ivanov21:38:46
09/08/2017
как быстро здесь народ стучит
2 +0−0Муму Герасимовна21:19:49
09/08/2017
0 +0−0Василий Сугубов21:14:20
09/08/2017
Нет, Герасимовна, он перестанет работать в моём реальном мире, когда я уничтожу 5-й и 6 и пр.флота сга. А ты - будешь сушить суши. Или туши. Своих друзей.
Главное при этом боевой диван окончательно не пропердеть. Лучше уповай на йеллоустоун или разлом сан-андреас, эта угроза выглядит реалистичней.
2 +0−0Seraffo Ivanov20:23:41
09/08/2017
0 +0−0Мел Бурн19:01:51
09/08/2017
Полностью согласен, но не верю, что это произойдет в ближайшие лет 10 - 20.
это уже происходит
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь