Китайский интерес

00:14 23/03/2017 Мир
Китайский интерес

По разным оценкам, от нескольких сотен до нескольких тысяч уйгуров отправились из Китая воевать в Сирию. Вернувшись в родной Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР), эти закаленные в боях экстремисты могут стать серьезной проблемой для Пекина. Поэтому китайское руководство хотело бы, чтобы эти люди сгинули в Сирии под огнем правительственных сил и ударами ВКС России. Однако напрямую вмешиваться в конфликт, оказывая военную помощь Дамаску, КНР не готова. Почему это так — разбиралась «Лента.ру».

В отличие от лидеров многих западных стран, китайское руководство без всякой радости восприняло начало «арабской весны». КНР принципиально не приемлет концепцию «демократических революций», поскольку видит в ней угрозу собственному политическому строю. К тому же на гребне волны «арабской весны», изначальный импульс которой придали сторонники демократии и вестернизации, очень быстро оказались исламисты. Пекин, не понаслышке зная, что такое политический ислам и радикализм его приверженцев, после этого лишь укрепился в своем мнении относительно событий на Ближнем Востоке.

Особое внимание КНР привлекает конфликт в Сирии. Дело в том, что на протяжении последних лет китайцы с тревогой наблюдали за растущим числом боевиков из Синьцзян-Уйгурского автономного района, воюющих в этой стране. Оценки того, сколько именно выходцев из СУАР отправились в Сирию, сильно разнятся. Наибольшую цифру назвал сирийский посол в КНР Имад Мустафа — 5000 боевиков. Арабские СМИ обычно пишут о том, что в зону боевых действий перебрались 2000-2500 членов Исламской партии Туркестана (основной подпольной организации уйгурских сепаратистов). Согласно другим источникам, на самом деле речь идет не о тысячах, а лишь о сотнях уйгурских боевиков.

В основном выходцы из СУАР воюют в рядах организации «Джабхат Фатх ал-Шам», бывшей «Джабхат ан-Нусры» (запрещена в РФ), поскольку у Исламской партии Туркестана давно налажены связи с «Аль-Каидой», чьим филиалом в Сирии является «ан-Нусра». Но немало уйгуров и под черными знаменами «Исламского государства» (ИГ; запрещена в РФ). Они продемонстрировали высокие боевые качества и сыграли значимую роль в нескольких эпизодах сирийской войны. В Сирии отряды Исламской партии Туркестана контролируют определенные районы, где развернуты, помимо боевых формирований, также тренировочные и политические структуры партии.

Находящиеся в Сирии уйгурские боевики регулярно шлют угрозы Пекину. Последнее обращение выходцев из СУАР, живущих на территории халифата, к китайским властям было опубликовано в начале марта.

Возвращение этих боевиков на родину — серьезный вызов для КНР. Китайские власти пытались решить проблему уйгурского сепаратизма путем экономического развития СУАР. Однако сегодня можно констатировать: эта политика успехом не увенчалась. Как и в других регионах Китая, экономический рост привел к усилению социального неравенства в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. В выигрыше от проводимой Пекином политики оказались те жители СУАР, которые и так обладали высоким социальным статусом, были хорошо образованны и интегрированы в китайское общество. Речь идет не только о живущих в СУАР ханьцах, но и о представителях различных национальных меньшинств.

Для большинства же уйгуров на юго-западе региона, такая модель развития Синьцзяна стала дополнительным катализатором антикитайских настроений. Уйгурский терроризм в последние годы набирает обороты и все чаще выплескивается за пределы СУАР в немусульманские районы Китая. Наибольший резонанс получила резня на вокзале в городе Куньмин, столице провинции Юньнань в марте 2014-го, когда группа уйгурских террористов холодным оружием убила 31 человека и ранила еще 143.

Возвращение домой уйгурских радикалов, получивших боевой опыт на Ближнем Востоке, способно серьезно дестабилизировать ситуацию в СУАР. Уже сейчас эта перспектива побуждает китайское правительство к резкому усилению режима безопасности в регионе. Одновременно китайцы активизируют сотрудничество и обмен данными с Дамаском и Москвой. В августе Сирию посетила высокопоставленная китайская военная делегация во главе с контр-адмиралом Гао Юфэем. КНР оказывает сирийской армии помощь в подготовке персонала. Осуществляются и поставки военного имущества, правда, судя по всему, они не включают в себя вооружение.

В целом, китайские интересы в сирийском конфликте схожи с российскими. Пекин заинтересован в военном разгроме действующих в Сирии и Ираке радикальных исламских групп и физическом уничтожении максимально возможного числа сражающихся в них иностранных бойцов. Китай хотел бы, чтобы Сирия оставалась светским государством и готов участвовать в ее послевоенном восстановлении. Интересам КНР также отвечает показательный провал и дискредитация линии США и Евросоюза на поддержку антиправительственных движений в Сирии, равно как и в других странах мира.

Однако возможности Пекина по ведению самостоятельной активной политики на сирийском направлении ограничены. Китайцы связаны по рукам и ногам сложной и запутанной структурой своих экономических интересов на Ближнем Востоке. КНР вовлечена в широчайшее сотрудничество сразу со всеми странами Ближнего Востока и Северной Африки. Почти 60 процентов необходимой ему нефти Китай получает из-за рубежа, при этом более 40 процентов именно с Ближнего Востока. Хотя китайцы и стараются диверсифицировать источники поставок черного золота за счет стран бывшего СССР и Африки, эффект от этих усилий будет получен лишь через некоторое время.

Поставки нефти — далеко не единственное, что связывает КНР с Ближним Востоком. Страны региона являются важными рынками для китайских инвестиций и промышленной продукции. Суверенный инвестфонд China Investment Corp. будет, как предполагается, крупнейшим покупателем пяти процентов акций саудовской государственной нефтяной корпорации Aramco в ходе ее планируемой приватизации в будущем году. Во время визита саудовского короля Салмана в Китай в середине марта были подписаны двусторонние экономические соглашения на сумму в 65 миллиардов долларов.

Но одновременно Китай реализует и грандиозные планы по развитию связей с шиитскими режимами в Иране и Ираке. КНР сегодня — крупнейший торговый партнер Тегерана. Китайские компании активнейшим образом вовлечены в строительство иранской инфраструктуры и промышленной базы. Во время визита в Исламскую Республику председателя КНР Си Цзиньпина стороны заявили о намерении довести товарооборот в следующем десятилетии до фантастической отметки в 600 миллиардов долларов (для сравнения: примерно столько же составляет сегодня объем торговли КНР и США). В дополнение к этому Китай активно и успешно взаимодействует с Израилем, который остается значимым партнером Пекина в сфере высоких технологий.

Одновременная вовлеченность в интенсивное экономическое сотрудничество со странами, поддерживающими враждующие в Сирии группировки, наличие многомиллиардных вложений по всему региону и сохраняющаяся зависимость от ближневосточной нефти заставляют Пекин действовать крайне осторожно. Развивая сотрудничество с Ираном, КНР в то же время заключает крупные сделки на поставку боевых беспилотников в Саудовскую Аравию, а Израиль начинает во все большей степени полагаться на Китай как на партнера в развитии экономики.

В результате в сирийской истории Китай, несмотря на постепенный переход страны к более активной великодержавной политике и даже заявляемые претензии на глобальное лидерство, вынужден следовать традиционной, сформировавшейся в 1990-е модели поведения по отношению к международным кризисам. Эта модель сводится к опоре на тесное сотрудничество с Россией и осторожной поддержке проводимой Москвой линии. Это позволяет, с одной стороны, обеспечить важнейшие китайские интересы (они совпадают с российскими), а с другой — избежать ситуации выбора между противоборствующими группировками ближневосточных государств.

Василий Кашин старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, научный сотрудник ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(95):

0 +0−0ЦерковьИисусаХриста17:49:19
23/03/2017
0 +0−0Nurshat Mansurov15:27:11
23/03/2017
Т.е. террористов убивать плохо? (Если ты государство и у тебя нет другого выхода?)
Ты лжешь !!!

Ты здесь пропагандируешь не действия государства, но ты прямо пропагандируешь исламистские идеи убийства так называемых "неверных" !!!

По твоим исламистским словам выходит - ты якобы такой "верный" салафит, а они якобы такие "неверные" салафиты !!!

Поэтому ты, действуя чисто по-исламистски, призываешь к их убийству - как "неверных" !!!

ВОТ ТВОЯ ИСЛАМИСТСКАЯ ЦИТАТА: "как призвал наш пророк Мухаммад убивать их нужно везде и всегда".
0 +0−0Nekto Lemov17:39:56
23/03/2017
0 +0−0Kurlander_four x15:32:28
23/03/2017
Зачем так Рашку и Китай недооценивать. Я например считаю что за всем нынешним бардаком в восточной Европе стоит КИТАЙ , он развёл глупую Рашку как лохов принципе выпер ее отовсюду где там могла из себя что-то представлять. Если посмотреть выгода получатель то 90% случаев это однозначно Китай. Если не глупо трещать об пиндосах хохлах и англосаксах просто проанализировать события. КрымНаш , ДонбассЛугандония , Рашке Крым как рыбе зонтик а вот когда Рашку предсказуемо заперли в угол она отдала Китаю и остров Даманский и С400 и еще кучу всего об чем Китай ее не мог лет 15 уломать , дальше больше , когда Рашку выгнали из G8 кто был первым в ряду КИТАЙ ну и так далее 90% случаев. Китае последние годы меняется система смены преемственности власти. Вот сдаётся мне Си перехитрил Вову идёт своей цели что миром править будет ОН и США-EC , Рашка уж давно карта битая после 2014 уж 100%. Случись Рашке бардак ее для поддержания порядка чётко разделят между Китаем и ЕС-США.
Да, Россия это нисходящая страна, Китай восходящая...
0 +0−0Nekto Lemov17:38:09
23/03/2017
0 +0−0Александр Матросов11:58:55
23/03/2017
Бредишь как всегда.
Ну тебе тоже надо бы мандарин подучить, пригодится...
0 +0−0Nekto Lemov17:36:47
23/03/2017
0 +0−0Кудай Q11:38:34
23/03/2017
Тю, эта великая древняя нация в скором времени утонет в своих отходах, задохнется от смога.
Напротив, Китай очень быстрыми темпами ведёт перестройку промышленности и прямо на глазах зеленеет...
0 +0−0Nekto Lemov17:34:48
23/03/2017
0 +0−0Александр Матросов11:58:55
23/03/2017
Бредишь как всегда.
Сам ты бредишь, ничего не знаешь, а излагаешь тут своё примитивное и невежественное представление о мире...
0 +0−0Nekto Lemov17:33:04
23/03/2017
0 +0−0Кудай Q11:47:53
23/03/2017
Курды вроде бы не тюрки, уйгуры уже не одну сотню лет не кочуют.
Курды индо-европейский народ близкий по языку к иранцам, ну вот у них возможно и будет своя государственность на фоне распада Ирака и Сирии. Но Китай слишком удачлив и могущественен чтобы отпустить уйгуров. Да и зачем им своё государство чтобы быть бедными, они же никогда самостоятельно не достигнут того что им может дать Китай уже в ближайшее время...
0 +0−0Nekto Lemov17:30:03
23/03/2017
0 +0−0Кудай Q12:37:18
23/03/2017
Иудейская Хазария так же была тюркским государством. )) Хазария и Булгария это осколки Западного Тюркского каганата.
Да она иудейской-то была на одну десятую...
0 +0−0Аргын бек17:05:53
23/03/2017
0 +0−0Fiji181 .16:58:09
23/03/2017
а сейчас что с ними делают? и какие результаты?
и почему они вообще появляются?
везьде братка корысть большые деньги и кто-то впитываеть их на высоком уровнье \\\всякие секты это своего рода синдикать по обагощению \\\сколько по свету обегореных обобратых убитых ради чей-то корыстий -слуги сатаны они
0 +0−0Fiji181 .17:03:02
23/03/2017
0 +0−0Fiji181 .16:58:09
23/03/2017
а сейчас что с ними делают? и какие результаты?
и почему они вообще появляются?
ведь написано же в статье, основная причина появления радикалов - это все увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми, одни богатеют, другие беднеют, образования у них допустим нет, ну и как им думать почему они допустим почти нищие и без прав, и кто в этом виноват, я согласен что преступление есть преступление, но причины ведь до этого

что толку их пускать на смерть, они и так сейчас вне закона, это как говорить что масло масляное
0 +0−0Fiji181 .16:58:09
23/03/2017
0 +0−0Аргын бек16:34:59
23/03/2017
нурик прав этих кафыров которые мечетьий взривають и хотят халифат только смерть \\я лично не хочу жить как трангладит -------я хочу жыть как жыву сечась и если надо я незадумываясь их буду мочить
а сейчас что с ними делают? и какие результаты?
и почему они вообще появляются?
0 +0−0Аргын бек16:34:59
23/03/2017
0 +0−0Fiji181 .16:04:16
23/03/2017
а при чем тут убийства? этим как раз и занимаются разные радикалы, они против чего-то и используют радикальные методы не разбираясь подробно что к чему
нурик прав этих кафыров которые мечетьий взривають и хотят халифат только смерть \\я лично не хочу жить как трангладит -------я хочу жыть как жыву сечась и если надо я незадумываясь их буду мочить
0 +0−0Fiji181 .16:04:16
23/03/2017
0 +0−0Nurshat Mansurov15:27:11
23/03/2017
Т.е. террористов убивать плохо? (Если ты государство и у тебя нет другого выхода?)
а при чем тут убийства? этим как раз и занимаются разные радикалы, они против чего-то и используют радикальные методы не разбираясь подробно что к чему
0 +0−0Kurlander_four x15:32:28
23/03/2017
-5 +0−0Олег Орлов00:49:54
23/03/2017
По моему за всеми этими боевиками.Что в Сирии Игила, что в Китае уйгурцев.Стоят спецслужбы США.И что только им выгодно, чтоб было напряжение между разными слоями общества, между различными партиями.Между странами,именно на религиозной почве.А где напряжение, там война и боевые действия и поставки вооружения враждующим сторонам.На котором можно сделать нехилые бабки и обогатиться, на поставках оружия и чтоб держать регион под своим контролем.И на мой взгляд, амерское правительство печатает деньги под это дело.ЦРУ тайно через свои структуры и доверенных лиц, даёт их саудитам и ихним шейхам.Те уже через своим структуры и подконтрольные им отряды смерти, разносят их по всему миру.Финансируя джихадистов разных мастей, различные религиозные группировки и фанатиков.Чтоб те несли террор в разные страны.Прикрываясь идеями радикального ислама и построение всемирного халифата на всём Ближнем Востоке и дальше.Продвижение идеи борьбы исламского мира, с христианским миром.И кажется, что только с уничтожением саудитского, бандитского государства во всём мире можно будет сказать, что нанесён смертельный удар по террористам всех мастей...
Зачем так Рашку и Китай недооценивать. Я например считаю что за всем нынешним бардаком в восточной Европе стоит КИТАЙ , он развёл глупую Рашку как лохов принципе выпер ее отовсюду где там могла из себя что-то представлять. Если посмотреть выгода получатель то 90% случаев это однозначно Китай. Если не глупо трещать об пиндосах хохлах и англосаксах просто проанализировать события. КрымНаш , ДонбассЛугандония , Рашке Крым как рыбе зонтик а вот когда Рашку предсказуемо заперли в угол она отдала Китаю и остров Даманский и С400 и еще кучу всего об чем Китай ее не мог лет 15 уломать , дальше больше , когда Рашку выгнали из G8 кто был первым в ряду КИТАЙ ну и так далее 90% случаев. Китае последние годы меняется система смены преемственности власти. Вот сдаётся мне Си перехитрил Вову идёт своей цели что миром править будет ОН и США-EC , Рашка уж давно карта битая после 2014 уж 100%. Случись Рашке бардак ее для поддержания порядка чётко разделят между Китаем и ЕС-США.
0 +0−0Nurshat Mansurov15:27:11
23/03/2017
0 +0−0ЦерковьИисусаХриста15:09:13
23/03/2017
ЦИТАТА: "как призвал наш пророк Мухаммад убивать их нужно везде и всегда".

Ты что пришел на этот сайт, чтобы свое исламистское человекоубийство здесь пропагандировать???

Да???
Т.е. террористов убивать плохо? (Если ты государство и у тебя нет другого выхода?)
0 +0−0ЦерковьИисусаХриста15:09:13
23/03/2017
2 +0−0Nurshat Mansurov13:55:53
23/03/2017
Я уйгур, практикующий намаз и придерживающийся корана и хадисов. Хочу прояснить, что многие из нас не поддерживают идеологию ИГИЛ или других террорестических организаций! Так как они противоречат в своих словах и действиях призывам пророка (салаЛлаху алейхи уа салям) подчинятся законному правителю-мусульманину (прим. Назарбаев). Эти люди называют себя салафитами, но на деле не имеют к ним ни малейшего отношения! Правильно их будет называть такфириты и хауариджы и действительно как призвал наш пророк Мухаммад убивать их нужно везде и всегда (т.е. законным властям).
ЦИТАТА: "как призвал наш пророк Мухаммад убивать их нужно везде и всегда".

Ты что пришел на этот сайт, чтобы свое исламистское человекоубийство здесь пропагандировать???

Да???
0 +0−0ЦерковьИисусаХриста15:05:34
23/03/2017
◆◆◆ Сегодня всех исламистов-террористов по всему миру следует заново перевоспитывать и заново переучивать тому, что убивать людей - это очень плохо и это от дьявола, а миловать и любить людей - это очень хорошо и это от Господа Бога !!! ◆◆◆
0 +0−0ЦерковьИисусаХриста15:04:52
23/03/2017
2 +0−0Nurshat Mansurov13:55:53
23/03/2017
Я уйгур, практикующий намаз и придерживающийся корана и хадисов. Хочу прояснить, что многие из нас не поддерживают идеологию ИГИЛ или других террорестических организаций! Так как они противоречат в своих словах и действиях призывам пророка (салаЛлаху алейхи уа салям) подчинятся законному правителю-мусульманину (прим. Назарбаев). Эти люди называют себя салафитами, но на деле не имеют к ним ни малейшего отношения! Правильно их будет называть такфириты и хауариджы и действительно как призвал наш пророк Мухаммад убивать их нужно везде и всегда (т.е. законным властям).
Сегодня всех исламистов-террористов по всему миру следует заново перевоспитывать и заново переучивать тому, что убивать людей - это очень плохо и это от дьявола, а миловать и любить людей - это очень хорошо и это от Господа Бога !!!
0 +0−0John Five12:44:55
23/03/2017
0 +0−0Иван Иванов12:09:53
23/03/2017
Правда? А можно поподробней или ссылки какие.
Это же типа - католики переходят из католицизма в православие. Или наоборот. Такое может быть, конечно. Но, вряд ли имеет массовость.
Иранские- шииты о3,14дарасились и отказались помочь азербайджанцам вернуть Карабах, хотя и числятся единоверцами азербайджанцев. А сунниты помогали азербайджанцам в их борьбе с армянской агрессией. Поэтому до азербайджанцев наконец дошло, что шиизм - лживая секта предателей.
0 +0−0Кудай Q12:37:18
23/03/2017
1 +0−0Александр Матросов11:58:09
23/03/2017
Ты бредишь. Ханств было предостаточно с 5-6 века н.э. Волжская Булгария (X—XIII века) , Великая Булгария (хоть и не долго) и т.д.
Иудейская Хазария так же была тюркским государством. )) Хазария и Булгария это осколки Западного Тюркского каганата.
0 +0−0Кудай Q12:24:55
23/03/2017
0 +0−0Иван Иванов12:09:53
23/03/2017
Правда? А можно поподробней или ссылки какие.
Это же типа - католики переходят из католицизма в православие. Или наоборот. Такое может быть, конечно. Но, вряд ли имеет массовость.
Короче пиши в гугле азербайджан суннизм и всё что нужно найдешь.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь