«Это новый виток агрессивно-тоталитарного безумия»

08:50 12/03/2016 Статьи
«Это новый виток агрессивно-тоталитарного безумия»
На самом деле всё еще проще: основа любой войны - это борьба за ограниченные ресурсы. В странах, о которых идет речь, высокая рождаемость и экономика просто не успевает за приростом населения, поэтому и перманентная бедность. К тому же отсталость самих социальных и экономических институтов. А поск...читать полностью

Последние столетия развитый мир почти не знал понятия «религиозные войны» — большие или локальные конфликты касались, в первую очередь, вопросов национальной идентичности. Но сейчас эта тенденция начинает меняться. Возвращение религиозных войн вписывается в общий контекст создания постсекулярного общества, в котором существует большой интерес к религиозности, а вера снова становится фактором общественной жизни.

Можно ли назвать нынешние события на Ближнем Востоке религиозной войной и в чем их причина? Откуда взялся фундаментальный ислам на Северном Кавказе? Как решить проблему религиозных войн? Эти и другие вопросы в ходе организованной Фондом Егора Гайдара дискуссии обсудили историк, религиовед и политолог Андрей Зубов, руководитель Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров и руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики имени Егора Гайдара Ирина Стародубровская. «Лента.ру» записала основные тезисы их выступлений.

Действительно ли религиозные войны возвращаются?

Шабуров:

Сейчас войны в основном ведутся именно на Ближнем Востоке. Насилие на религиозной почве — это в значительной степени результат глобализации, потому что подобные процессы стали напрямую затрагивать западный мир, а не только ближневосточный регион.

Секуляризация, происходившая в исламских странах на протяжении последних десятилетий, вызвана западным влиянием. Многие из них оказались под колониальным господством, другие были попросту слаборазвитыми.

У правящих кругов и интеллектуальной элиты этих государств в начале XX века возникали вопросы о том, почему исламский мир все время отступает перед миром европейским. Для того чтобы сравняться с западными странами, появилась первая концепция, построенная на заимствовании их образа жизни, — секулярный проект Мустафы Кемаля Ататюрка. На турецкую модель, которая в течение многих десятилетий казалась успешной, ориентировались в Тунисе, Египте и многих других странах.

По разным причинам этот проект не принес необходимых результатов, отставание от Запада продолжилось. Более того, иногда оно даже усиливалось, что усугубляло стрессовую ситуацию. К тому же память о том, что в Средние века исламский мир был впереди христианского, еще жива.

Появился альтернативный проект — обратиться к истокам, а не подражать чуждым образцам. В последние десятилетия в таких странах, как Египет, Иран и Афганистан происходит движение в сторону исламского фундаментализма. На их примере виден взрыв агрессивной религиозности, позволяющей говорить о постсекулярности. Несколько лет назад на одной конференции профессор из Пакистана сравнил происходящее в исламском мире с китайской культурной революцией.

Связанные с насилием и террором события не привязаны к каким-то конкретным религиям и имеют несколько иное происхождение. Например, в случае с IV Крестовым походом, при всей значимости религиозной мотивации, сами авторы средневековых хроник и участники этих событий вполне ясно показывают и другие мотивы: материальные, геополитические и прочие.

Каждый конфликт имеет свой генезис. Откуда взялся, например, ДАИШ (ИГ, «Исламское государство» — террористическая организация, запрещенная в России —прим. «Ленты.ру»)? Ближневосточные государства — прежде всего, Ирак и Сирия — возникли в результате крушения Османской империи. Их границы были проведены относительно случайным образом, и религиозный состав обеих стран очень сложный. Но между ними есть некоторое сходство — в обоих государствах установились относительно светские режимы, но с некоей формой господства религиозных меньшинств (в Ираке — суннитов, в Сирии — алавитов).

Общины в этих странах воспринимают себя в качестве отдельных народов. Пока в них существовали авторитарные режимы со светской оболочкой, равновесие удавалось удерживать. Как только режим Саддама Хусейна в Ираке рухнул, а другие зашатались, события начали развиваться стремительно. Итог — крайняя радикализация, халифаты и прочее.

Откуда взялись нынешние религиозные войны

Зубов:

Религиозная война — это, безусловно, архаика. Но, как мне кажется, мотив любой войны всегда архаичен и придуман для того, чтобы ввергнуть в безумие население и заставить его после нормальной, спокойной жизни убивать себе подобных. В этом смысле призывы Коминтерна или нацистов не менее архаичны (или не менее современны), чем призывы «Аль-Каиды» (террористическая группировка, запрещена на территории России —прим. «Ленты.ру»), или ДАИШ.

Сами по себе мотивы (расовые, религиозные, классовые) не срабатывают, если нет некоторой уязвленности сознания (более глубокой и часто не до конца признаваемой), которая и откликнется на этот призыв. Например, призыв Гитлера пал на благодатную почву — немецкий народ был уверен, что евреи и коммунисты нанесли ему удар в спину, и думал, что страдает (хотя никакого страдания не было) от потери территорий.

Призыв коммунистов упал на благодатную почву русского крестьянства, которое хотело переделить землю, оставшуюся у помещиков и купцов. Это тоже была иллюзия: эта земля дала прирост крестьянского надела примерно на шесть процентов и ничего не решила. Но с точки зрения крестьян, даже не в земле было дело, а в несправедливости крепостного права, которое в то время еще никто не забыл.

Сейчас идет война с исламским экстремизмом, и в ней используются мусульманские лозунги и призывы. При этом огромное количество авторитетных мусульманских лидеров и просто умных людей говорят о том, что мусульманский экстремизм никакого отношения к исламу не имеет. Но он является безусловно мусульманским, потому что предводители экстремистов апеллируют именно к исламским категориям веры, и на эту пропаганду отзывается население.

В чем тут дело? Ислам, как и любая другая религия, привык считать себя истинным (а все остальные авраамические религии — лишь подготовкой к откровению, которое получил Мухаммед на горе Хира), и поэтому его якобы надо проповедовать всему миру. В то же время народ, исповедующий ислам, находится в самом униженном и бедном состоянии. Мало того что исламские страны явно отстают в техническом и военном отношении, так еще и огромное количество образованной мусульманской молодежи едет в западные государства.

Это унизительно, и, значит, что-то здесь не так. Разумеется, с точки зрения нормального человека «не так» заключается в том, что в социально-политической системе этих стран что-то устроено неправильно и это необходимо исправить.

Но намного легче считать себя некой нормативной положительной данностью, как и в любом другом тоталитарном движении. Будь то штурмовики-нацисты или матросы-большевики — эти малообразованные дикие люди считали свое мировоззрение мерилом всего. Так же и тут. В итоге начинаются разговоры о том, чтобы заставить Запад или иноверцев в своих собственных странах (шиитов, алавитов и других) подчиняться, что принесет счастье и рай на Земле. А кто этого не захочет, тому голову с плеч долой — обычная человеческая социальная компенсация.

Откуда взялся радикальный ислам на Северном Кавказе

Стародубровская:

Мы сами себя пугаем термином «религиозные войны». Мол, наш процветающий мир движется к светлому будущему, но появились радикальные фанатики, мешающие этому процессу. Было бы гораздо реалистичнее просто признать, что современный мир так или иначе всегда порождает запрос на радикальную идеологию. Поэтому я думаю, что здесь мы имеем дело не с возрождением старого феномена, а с вполне современным явлением.

Все большее отставание исламского мира порождает ощущение уязвимости, несправедливости, приводящее к усилению напряжения и в итоге к развитию радикальных идеологий и началу войн. На самом же деле, отставание исламских стран идет не первый год, но почему-то обострение ситуации мы получили именно в последние несколько десятилетий. Для того чтобы разобраться в ситуации, нужно добавить некоторые дополнительные нюансы, которые я раскрою на примере Северного Кавказа.

Если рассматривать исламский фундаментализм как идеологию, то он достаточно жестко регулирует жизнь своих приверженцев. Это резко протестная, глобальная и с определенной долей условности левая идеология.

Когда у людей возникает объективная потребность в ней? Тогда, когда вокруг них рушится их прежний мир, сдвигаются прежние традиции, разрушаются определенные правила — ровно это и происходило на Северном Кавказе в 1990-х годах.

Первой причиной стало разрушение социальной системы с ее экономикой, идеологией, социальной структурой во всей стране. Но в этом регионе существовали очень серьезные дополнительные факторы, потому что местный социум был изначально более традиционным. Именно в этот период начался процесс, который в центральной России прошел гораздо раньше и тоже далеко не бесконфликтно — обрушение традиционных правил и норм и активная миграция и урбанизация.

Что это означало для людей, которые тогда входили в жизнь? Человек попадает в мир, в котором прежние нормы разрушились, а новые еще не сформировались, и в нем господствуют право сильного и война всех против всех. Он не может опереться на опыт своих предков, потому что они связаны с совершенно другим, рухнувшим миром. Многие не смогли в полной мере адаптироваться к городской жизни, опереться на прежние сообщества, потому что они тоже находились в кризисе. В условиях же господства права силы вертикальные элиты для обычного человека перекрыты.

Эти факторы формировали запрос на радикальную идеологию в такой среде, и фундаменталистский ислам отвечает на него идеально. Во-первых, он дает жесткую систему правил и норм, делающую жизнь осмысленной и урегулированной в сложившейся ситуации. Во-вторых, он легитимизирует межпоколенческий конфликт, который неизбежен в ситуации, когда правила жизни и успеха предшествующих поколений не работают. Он также дает легитимацию социальному протесту, выдвигая некий альтернативный социальный идеал и представление о том, как должна быть устроена жизнь. Он предлагает некое альтернативное сообщество, которое тем более ценно в условиях обрушения прежнего. С такой точки зрения, именно этот переходный этап в полной мере порождает запрос на подобную идеологию.

Значит ли это, что в любом случае она будет воинственной и радикальной? Ислам — мировая религия, удовлетворяющая запрос многих. Мне кажется, вопрос заключается в том, почему одни люди ищут в этой системе мир, а другие — войну.

Тут сыграли свою роль по меньшей мере три фактора. Во-первых, сам по себе ислам не порождает насилие, но довольно тесно с ним срастается. Когда в стране действует право сильного, человеку тоже надо быть сильным. Путь силы и склонность к силовым методам были присущи в 1990-х годах как исламским общинам, так и всем остальным группам. Более того, для этого периода почти для всех регионов характерен массовый поход криминала в ислам, и в этом смысле такое сращивание криминальной социализации с исламской культурой безусловно способствовало радикализации этой религии.

Во-вторых, благодаря кавказской радикализации мы до сих пор расхлебываем последствия чеченских войн. Люди могут сильно спорить по многим идеологическим вопросам, но пока между ними не встала кровь, вероятность того, что они обратятся к массовому насилию, очень невелика. С началом войны в регионе заработал замкнутый круг насилия, который существует до сих пор и никак не исчерпается, потому что представление о том, что с идеологией надо бороться силовыми методами, существует до сих пор.

Надо также понимать, что пока не возникает такого центра насилия (будь то ДАИШ или подполье на Северном Кавказе), люди не рассматривают такое поведение как возможную жизненную стратегию. Но когда оно превращается в постоянно существующий феномен, то для человека возникает новая траектория жизненного пути.

Мне кажется, что радикальные движения растут не из той или иной идеологии, а из крови и хаоса. Борьба с радикализмом — это, в первую очередь, борьба против таких очагов постоянной нестабильности.

Чем закончатся религиозные войны

Зубов:

Вместо того чтобы направлять силы на внутреннее развитие, пользуясь всеми накопленными сокровищами, — верой, культурой, историей, которые есть в мусульманском мире, — люди занимаются бессмысленной борьбой с другими и уничтожением самих себя. Так же было и с германским народом, который в 1945 году вышел из войны разоренным, оскверненным и опозоренным. Так было и в случае с нашим населением, которое после 70 лет штурма небес оказалось в бессилии и позоре. Я боюсь, и почти уверен, что то же самое произойдет и с нынешними религиозными войнами, порожденными радикальным исламом — все кончится очень плохо.

Религиозная война в этом смысле подобна тоталитарным режимам XX века, но в ней скрывается большая опасность, чем в нацизме или коммунизме. Геополитическое безумие конца XIX — начала XX века (коммунизм, большевизм, нацизм, фашистский национализм), все они не касаются предельных вопросов, бытия божьего и вечной судьбы человеческой личности. Более того, они отказываются их решать. В исламском же радикализме ответы на них даются, и смерть перестает быть страшной и бессмысленной. Это новый виток агрессивно-тоталитарного безумия, и он намного более сильный по своей мотивации, чем все, что видел мир в XX веке.

Разумеется, Запад не ведет с миром ислама религиозную войну, он борется, в первую очередь, за собственную безопасность. Война, которую ведут западные страны, совершенно эвдемоническая, а та, которую ведут «Аль-Каида» и прочие — направленная на спасение, на вечные ценности, и на это несовпадение моделей вся надежда. Если бы Запад так же обезумел, как и радикальный исламский Восток, то тогда бы уже давно началась мировая война.

Сейчас все больше людей соглашаются с тем, что проблемы Сирии, Турции, Ирака и Ирана в конечном счете должны решить сами народы этих стран. Мы можем подсказать, помочь, как-то обезопасить себя, но не навязать им свой стиль жизни. Я очень надеюсь, что эта война не станет ни религиозной, ни мировой, и будет локализована.

Стародубровская:

Замкнутый круг насилия — это один из страшных механизмов сохранения насильственных практик. В этой ситуации уже может не иметь практически никакого значения, с чего начался конфликт и удовлетворены ли стороны предлагаемым механизмом его разрешения. Потому что его прекращение в этой ситуации представляет собой как бы обесценивание всех жертв.

Существует два решения проблемы. Самое простое — когда одна из сторон побеждает другую. Иногда это происходит ценой полного истощения сил одной из них и подрыва ее жизнеспособности. Более сложный вариант — договор между сторонами. В этом смысле интересен пример Северной Ирландии, но это один из немногих случаев, когда оппоненты, находящиеся несколько десятков лет в тяжелейшем конфликте, сопровождающимся очень большими жертвами, в конце концов нашли его мирное разрешение. Думаю, что, например, для российского Северного Кавказа это лучший пример для практики.

У меня есть ощущение, что каждая эпоха несет свой вызов. Сейчас это глобализация, когда нам все время приходится общаться с чужаками, которых мы культурно не понимаем. Основной вызов нашего времени — это вовсе не столкновение цивилизаций, а необходимость жить в окружении этих чужаков. Наверное, точно так же, как в предыдущие эпохи, человечество с этим вызовом справится, но какой ценой — уже другой вопрос.

Записала Виктория Кузьменко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(114):

1 234 ... +1
14 +15−1Vadim Bazyak09:58:49
12/03/2016
На самом деле всё еще проще: основа любой войны - это борьба за ограниченные ресурсы. В странах, о которых идет речь, высокая рождаемость и экономика просто не успевает за приростом населения, поэтому и перманентная бедность. К тому же отсталость самих социальных и экономических институтов.

А поскольку людям проще во всех бедах обвинить кого-то иного, а не себя, то всё это и вырастает в ненависть и конфликт. Люди в основной своей массе глупы и движимы животными инстинктами. Вот, и результат.

+ согласен, имеется большое разочарование в западных ценностях, потому что многие думали, что стоит надеть брюки и пиджак и начать подражать европейцам, как сразу и экономика сама собой станет европейской и все отсталости типа родо-племенных отношений, коррупции, землячества и пр. сами собой исчезнут. Но не бывает волшебной пилюли, нужно непрерывно работать, а работать в этих странах не любят, могут только торговать.

Вся средневековая экономика мусульманских стран держалась на посредничестве в торговле между китаем и Индией с одной стороны и европой с другой, а также на остатках римской и византийской цивилизации. Как только португальцы открыли путь в эти страны по воде, быстро всё рухнуло.
11 +13−2Vladimir Rybkin11:06:59
12/03/2016
Самая прогрессивная проверенная временем и местом религия - это аттеизм, до него - протестантизм. С их появлением страны, в которых они существовали и развивались, начали развиваться вместе с ними и быстро обогнали мусульманский мир. Возвращение к религии - возвращение назад, к средневековью.
9 +9−0Вадимир Долвич20:24:40
12/03/2016
4 +5−1Олег Благиня19:49:23
12/03/2016
Да кто ж игнорирует занозу в жпе? Да и вообще все Авраамистические религии фанатичны и убийственны. Как говориться - заставь дурака Б-гу молиться....
Критика христианства стала почти общим местом, в то время как стоит попробовать начать критиковать ислам, со всех сторон набегут мусульмане и сочувствующие со своей "мирной религией" и воспоминаниями о крестовых походах. Одни будут угрожать убить, другие обвинять в расизме и повторят как мантру - "Ислам мирная религия" - в то время как именно именем ислама, почти каждый день льётся кровь. Основной мотивацией терроризма в современном мире являются почти буквальные строки из древней арабской книге, но мы конечно не можем об этом говорить и ислам тут не причём, всё что угодно влияет на их поведение, генетика, политика, социальная составляющея, американцы, евреи, масоны, но только не коран.
8 +8−0Максим Смирнов20:27:09
12/03/2016
6 +7−1Маматень Бубака19:01:00
12/03/2016
Хорошая статья,только вот эта мантра "террористическая группировка, запрещена на территории России" уже начинает вызывать зуд.
Лента, эту мантру напишите один раз в начале статьи, а далее обходитесь без неё. ИМХО, несмотря на принятый думскими идиотами закон, так можно - никто вас преследовать не осмелится.
Очень, кстати, похоже на "да благословит Его Аллах и приветствует", которую вставляют после каждого упоминания Мухамеда.
7 +7−0Вадимир Долвич20:48:41
12/03/2016
-7 +0−7Исраил Лорсанов20:43:44
12/03/2016
дело в том, что для мусульманина, его вера, дороже чем для т.н христианина, для которого его религия, стала такой же обязательной вещью, как чистка зубов
и соответственно, оскорбление ислама, воспринимается более болезненно и чувствительнее для мусульманина, чем оскорбление христианства для христианина
а раз, воспринимается болезненно и чувствительно, то, это в свою очередь, порождает ряд эмоций, побуждающих к активным действиям, если, у человека, испытывающих эти эмоции, не хватило сил, ума, воли, терпения, возобладать над ними
Именно благодаря этому своему рвению, вы и похоронили свой золотой век. Большинство ваших древних учёных, были последователями Платона и Аристотеля и не боялись вопрошать об окружающим их мире, но религиозные мыслители победили и загнали всех обратно в средние века, где только коран имеет все ответы. "западный" же мир прошёл этот период позже и неустанно задавал вопросы, в том числе и своей религии, и посмотрите где теперь запад и где ближний восток.
6 +7−1Маматень Бубака19:01:00
12/03/2016
3 +4−1Оксана Захарова (Рябова)15:28:00
12/03/2016
Очень хорошая статья! Авторам спасибо большое.
Жаль только, что те кому она была бы очень полезна, не прочитаю ее из за обилия незнакомых терминов и общей сложности.
Хорошая статья,только вот эта мантра "террористическая группировка, запрещена на территории России" уже начинает вызывать зуд.
Лента, эту мантру напишите один раз в начале статьи, а далее обходитесь без неё. ИМХО, несмотря на принятый думскими идиотами закон, так можно - никто вас преследовать не осмелится.
6 +6−0Максим Смирнов17:08:56
12/03/2016
Комментарий удалён.
Дико неэффективная экономика. Мдя...Если тогда была "дико" неэффективная, то сейчас какой эпитет подойдет?
6 +6−0Mariposa Morena14:23:09
12/03/2016
Среди мусульман - неограниченная рождаемость, необходимость " сжигать" лишних людей. О том что лучше уж не давать рождаться "лишним людям" чем устраивать войны муслиму неведано, пророк грабил и остальным завещал. Как жили в 9 веке так и продолжают там жить, еще хотят и остальной мир туда свалить
6 +7−1Максим Смирнов10:42:59
12/03/2016
-6 +0−6Терсус я10:28:48
12/03/2016
На самом деле всё еще проще: основа любой войны - это борьба за ограниченные ресурсы. В странах, о которых идет речь, высокая рождаемость и экономика просто не успевает за приростом населения, поэтому и перманентная бедность. К тому же отсталость самих социальных и экономических институтов.
------------------------------------------------------------------
В СССР были ограниченные ресурсы? Почему тогда развал сопровождал вооруженные конфликты?
Именно так. Когда экономика начала разваливаться, в то время как потребности продолжили расти - у людей сразу возникло ощущение, что "всего на всех не хватит".
4 +4−0Максим Смирнов21:22:33
12/03/2016
-7 +0−7Исраил Лорсанов20:43:44
12/03/2016
дело в том, что для мусульманина, его вера, дороже чем для т.н христианина, для которого его религия, стала такой же обязательной вещью, как чистка зубов
и соответственно, оскорбление ислама, воспринимается более болезненно и чувствительнее для мусульманина, чем оскорбление христианства для христианина
а раз, воспринимается болезненно и чувствительно, то, это в свою очередь, порождает ряд эмоций, побуждающих к активным действиям, если, у человека, испытывающих эти эмоции, не хватило сил, ума, воли, терпения, возобладать над ними
"соответственно, оскорбление ислама, воспринимается более болезненно и чувствительнее для мусульманина, ..."
- Почему, интересно, никто не боиться обидеть дроида?
- Видишь ли, дроиды не отрывают никому руки, когда проигрывают
(с) Звездные войны.

Обидчивость фанатиков вызвана мягкотелостью светских властей и постоянной боязнью "обидеть"
4 +5−1Олег Благиня19:49:23
12/03/2016
4 +4−0Вадимир Долвич15:13:06
12/03/2016
Абсолютно все говорят о социальной составляющей, но полностью игнорируют саму идеологию - ислам. Пока запад будет бояться, даже вступать в дискуссию с исламом, ничего не двинется с мёртвой точки. На смену Алькайде придёт Игил, за ними придут и другие. Многие из идеи исламистов, зарождают в более чем стабильной и процветающей Саудовской Аравии. Немало террористов имеют высшее образование. Не стоит так же забывать, что многие из идеологов, более чем образованы в исламе и знают его лучше чем большинство "умеренных мусульман".
Да кто ж игнорирует занозу в жпе? Да и вообще все Авраамистические религии фанатичны и убийственны. Как говориться - заставь дурака Б-гу молиться....
4 +4−0Вадимир Долвич15:13:06
12/03/2016
Абсолютно все говорят о социальной составляющей, но полностью игнорируют саму идеологию - ислам. Пока запад будет бояться, даже вступать в дискуссию с исламом, ничего не двинется с мёртвой точки. На смену Алькайде придёт Игил, за ними придут и другие. Многие из идеи исламистов, зарождают в более чем стабильной и процветающей Саудовской Аравии. Немало террористов имеют высшее образование. Не стоит так же забывать, что многие из идеологов, более чем образованы в исламе и знают его лучше чем большинство "умеренных мусульман".
4 +5−1Vladimir Rybkin11:02:19
12/03/2016
Так скоро окажется, что Джонатан Свифт был пророком, описывая войну купоконечников с остроконечниками.
3 +4−1Maria Siniakova21:20:57
12/03/2016
0 +1−1Исраил Лорсанов20:34:20
12/03/2016
объясните Елена....каким образом ваше утверждение про: "загнать баранов в стойло" соотноситься с религиозными добродетелями? ответьте на вопрос, вы, хотели оказаться в обществе, воплощающим себе эти самые добродетели ?
перед тем, как дать отрицательный ответ, вы представляете себе, как такое общество, могло выглядеть, не приводя в пример, средневековье, как эти самые религиозные нормы, грубейшим образом попирались, делая человека, рабом человека
Могу объяснить вместо Елены: религиозные добродетели существуют главным образом в фантазиях верунов. Каждый верун глубоко убеждён, что если у него на шее крестик или на голове тюрбан - значит он уже хороший и добродетельный человек... И свою хорошесть и добродетель он щедро несёт в мир: диким криком, законом оскорблённых чувств, взрывами в троллейбусах и другими способами..
3 +4−1Maria Siniakova21:16:51
12/03/2016
1 +2−1Обвор Магазов20:58:42
12/03/2016
Атеизм это слепая вера в то, что Бога нет. :-)
Мир дуален, так что атеизм и слепые религиозные верования это две стороны одной монеты. У тебя есть иллюзия, что это абстолютно разные вещи, но это просто потому что ты не можешь на них посмотреть со стороны, так как твердо прилип к одной из сторон этой монеты. :-))) Единство и борьба противоположностей - слышал? Спроси у Горби. :-))) Единство, понимаешь?
Атеизм - это отсутствие слепой веры во что-то недоказанное.
3 +3−0Максим Смирнов20:22:41
12/03/2016
-6 +0−6Барыгин Амурский18:40:46
12/03/2016
а кто виноват что среди христиан одни импотенты да гомики? размножайтесь тоже,или у вас размножалка не выросла? так как живут мусульмане в многих странах,то по сравнению с ними ты еще в5 веке
Как насчет того, что Земля конечна?
3 +4−1Оксана Захарова (Рябова)15:28:00
12/03/2016
0 +2−2D K12:50:16
12/03/2016
Генералы войн не начинают,они их заканчивают.
Очень хорошая статья! Авторам спасибо большое.
Жаль только, что те кому она была бы очень полезна, не прочитаю ее из за обилия незнакомых терминов и общей сложности.
3 +3−0Максим Смирнов10:45:52
12/03/2016
0 +0−0Терсус я10:35:12
12/03/2016
Как только португальцы открыли путь в эти страны по воде, быстро всё рухнуло.
--------------------------------------------------------------
Да бардак и войны в этом средиземье способствовали этому. Всего три раза в истории весь Шелковый путь контролировало одно гос-во. Во времена Тюркского каганата, империи Чингисхана, и Хромого Тимура.
Дак на востоке у мужчины только два достойных занятия - война и торговля.
2 +2−0Вадимир Долвич14:32:21
13/03/2016
-3 +0−3Исраил Лорсанов10:08:41
13/03/2016
не нужно тра ля ля, эти умы, о которых ты тут отписал, были джихадистами(как их наверное сейчас назвали), так как они стремились к знаниям и изучали различные науки(а не только теологию)
причина, по которой ближний восток находиться в таком состоянии, далеко не связана с религией, это уж точно
Ну конечно ислам не причём, молитесь побольше, учите арабский и притесняйте всех кто не хочет, обязательно аллах вас наградит и ваше общество начнёт процветать. Точно так же как и большинство стран ближнего востока, вам просто надо молиться не пять раз на дню, а десять.
2 +2−0Вадимир Долвич14:30:23
13/03/2016
-3 +0−3Исраил Лорсанов10:08:41
13/03/2016
не нужно тра ля ля, эти умы, о которых ты тут отписал, были джихадистами(как их наверное сейчас назвали), так как они стремились к знаниям и изучали различные науки(а не только теологию)
причина, по которой ближний восток находиться в таком состоянии, далеко не связана с религией, это уж точно
Да конечно. Например Авицена, одна из самых известных личностей мусульманских мыслителей, не раз попадал под не милость шейхов и исламистов, если бы не евреи сохранившие его труды, мы вообще бы толком не знали о нём. Они то может и были мусульманами, но основные их идеи и научные методы пришли через Аристотеля, и сейчас бы их просто поубивали за многие их взгляды на ислам, которых они придерживались.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь