«Это новый виток агрессивно-тоталитарного безумия»

08:50 12/03/2016 Статьи
«Это новый виток агрессивно-тоталитарного безумия»

Последние столетия развитый мир почти не знал понятия «религиозные войны» — большие или локальные конфликты касались, в первую очередь, вопросов национальной идентичности. Но сейчас эта тенденция начинает меняться. Возвращение религиозных войн вписывается в общий контекст создания постсекулярного общества, в котором существует большой интерес к религиозности, а вера снова становится фактором общественной жизни.

Можно ли назвать нынешние события на Ближнем Востоке религиозной войной и в чем их причина? Откуда взялся фундаментальный ислам на Северном Кавказе? Как решить проблему религиозных войн? Эти и другие вопросы в ходе организованной Фондом Егора Гайдара дискуссии обсудили историк, религиовед и политолог Андрей Зубов, руководитель Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров и руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики имени Егора Гайдара Ирина Стародубровская. «Лента.ру» записала основные тезисы их выступлений.

Действительно ли религиозные войны возвращаются?

Шабуров:

Сейчас войны в основном ведутся именно на Ближнем Востоке. Насилие на религиозной почве — это в значительной степени результат глобализации, потому что подобные процессы стали напрямую затрагивать западный мир, а не только ближневосточный регион.

Секуляризация, происходившая в исламских странах на протяжении последних десятилетий, вызвана западным влиянием. Многие из них оказались под колониальным господством, другие были попросту слаборазвитыми.

У правящих кругов и интеллектуальной элиты этих государств в начале XX века возникали вопросы о том, почему исламский мир все время отступает перед миром европейским. Для того чтобы сравняться с западными странами, появилась первая концепция, построенная на заимствовании их образа жизни, — секулярный проект Мустафы Кемаля Ататюрка. На турецкую модель, которая в течение многих десятилетий казалась успешной, ориентировались в Тунисе, Египте и многих других странах.

По разным причинам этот проект не принес необходимых результатов, отставание от Запада продолжилось. Более того, иногда оно даже усиливалось, что усугубляло стрессовую ситуацию. К тому же память о том, что в Средние века исламский мир был впереди христианского, еще жива.

Появился альтернативный проект — обратиться к истокам, а не подражать чуждым образцам. В последние десятилетия в таких странах, как Египет, Иран и Афганистан происходит движение в сторону исламского фундаментализма. На их примере виден взрыв агрессивной религиозности, позволяющей говорить о постсекулярности. Несколько лет назад на одной конференции профессор из Пакистана сравнил происходящее в исламском мире с китайской культурной революцией.

Связанные с насилием и террором события не привязаны к каким-то конкретным религиям и имеют несколько иное происхождение. Например, в случае с IV Крестовым походом, при всей значимости религиозной мотивации, сами авторы средневековых хроник и участники этих событий вполне ясно показывают и другие мотивы: материальные, геополитические и прочие.

Каждый конфликт имеет свой генезис. Откуда взялся, например, ДАИШ (ИГ, «Исламское государство» — террористическая организация, запрещенная в России —прим. «Ленты.ру»)? Ближневосточные государства — прежде всего, Ирак и Сирия — возникли в результате крушения Османской империи. Их границы были проведены относительно случайным образом, и религиозный состав обеих стран очень сложный. Но между ними есть некоторое сходство — в обоих государствах установились относительно светские режимы, но с некоей формой господства религиозных меньшинств (в Ираке — суннитов, в Сирии — алавитов).

Общины в этих странах воспринимают себя в качестве отдельных народов. Пока в них существовали авторитарные режимы со светской оболочкой, равновесие удавалось удерживать. Как только режим Саддама Хусейна в Ираке рухнул, а другие зашатались, события начали развиваться стремительно. Итог — крайняя радикализация, халифаты и прочее.

Откуда взялись нынешние религиозные войны

Зубов:

Религиозная война — это, безусловно, архаика. Но, как мне кажется, мотив любой войны всегда архаичен и придуман для того, чтобы ввергнуть в безумие население и заставить его после нормальной, спокойной жизни убивать себе подобных. В этом смысле призывы Коминтерна или нацистов не менее архаичны (или не менее современны), чем призывы «Аль-Каиды» (террористическая группировка, запрещена на территории России —прим. «Ленты.ру»), или ДАИШ.

Сами по себе мотивы (расовые, религиозные, классовые) не срабатывают, если нет некоторой уязвленности сознания (более глубокой и часто не до конца признаваемой), которая и откликнется на этот призыв. Например, призыв Гитлера пал на благодатную почву — немецкий народ был уверен, что евреи и коммунисты нанесли ему удар в спину, и думал, что страдает (хотя никакого страдания не было) от потери территорий.

Призыв коммунистов упал на благодатную почву русского крестьянства, которое хотело переделить землю, оставшуюся у помещиков и купцов. Это тоже была иллюзия: эта земля дала прирост крестьянского надела примерно на шесть процентов и ничего не решила. Но с точки зрения крестьян, даже не в земле было дело, а в несправедливости крепостного права, которое в то время еще никто не забыл.

Сейчас идет война с исламским экстремизмом, и в ней используются мусульманские лозунги и призывы. При этом огромное количество авторитетных мусульманских лидеров и просто умных людей говорят о том, что мусульманский экстремизм никакого отношения к исламу не имеет. Но он является безусловно мусульманским, потому что предводители экстремистов апеллируют именно к исламским категориям веры, и на эту пропаганду отзывается население.

В чем тут дело? Ислам, как и любая другая религия, привык считать себя истинным (а все остальные авраамические религии — лишь подготовкой к откровению, которое получил Мухаммед на горе Хира), и поэтому его якобы надо проповедовать всему миру. В то же время народ, исповедующий ислам, находится в самом униженном и бедном состоянии. Мало того что исламские страны явно отстают в техническом и военном отношении, так еще и огромное количество образованной мусульманской молодежи едет в западные государства.

Это унизительно, и, значит, что-то здесь не так. Разумеется, с точки зрения нормального человека «не так» заключается в том, что в социально-политической системе этих стран что-то устроено неправильно и это необходимо исправить.

Но намного легче считать себя некой нормативной положительной данностью, как и в любом другом тоталитарном движении. Будь то штурмовики-нацисты или матросы-большевики — эти малообразованные дикие люди считали свое мировоззрение мерилом всего. Так же и тут. В итоге начинаются разговоры о том, чтобы заставить Запад или иноверцев в своих собственных странах (шиитов, алавитов и других) подчиняться, что принесет счастье и рай на Земле. А кто этого не захочет, тому голову с плеч долой — обычная человеческая социальная компенсация.

Откуда взялся радикальный ислам на Северном Кавказе

Стародубровская:

Мы сами себя пугаем термином «религиозные войны». Мол, наш процветающий мир движется к светлому будущему, но появились радикальные фанатики, мешающие этому процессу. Было бы гораздо реалистичнее просто признать, что современный мир так или иначе всегда порождает запрос на радикальную идеологию. Поэтому я думаю, что здесь мы имеем дело не с возрождением старого феномена, а с вполне современным явлением.

Все большее отставание исламского мира порождает ощущение уязвимости, несправедливости, приводящее к усилению напряжения и в итоге к развитию радикальных идеологий и началу войн. На самом же деле, отставание исламских стран идет не первый год, но почему-то обострение ситуации мы получили именно в последние несколько десятилетий. Для того чтобы разобраться в ситуации, нужно добавить некоторые дополнительные нюансы, которые я раскрою на примере Северного Кавказа.

Если рассматривать исламский фундаментализм как идеологию, то он достаточно жестко регулирует жизнь своих приверженцев. Это резко протестная, глобальная и с определенной долей условности левая идеология.

Когда у людей возникает объективная потребность в ней? Тогда, когда вокруг них рушится их прежний мир, сдвигаются прежние традиции, разрушаются определенные правила — ровно это и происходило на Северном Кавказе в 1990-х годах.

Первой причиной стало разрушение социальной системы с ее экономикой, идеологией, социальной структурой во всей стране. Но в этом регионе существовали очень серьезные дополнительные факторы, потому что местный социум был изначально более традиционным. Именно в этот период начался процесс, который в центральной России прошел гораздо раньше и тоже далеко не бесконфликтно — обрушение традиционных правил и норм и активная миграция и урбанизация.

Что это означало для людей, которые тогда входили в жизнь? Человек попадает в мир, в котором прежние нормы разрушились, а новые еще не сформировались, и в нем господствуют право сильного и война всех против всех. Он не может опереться на опыт своих предков, потому что они связаны с совершенно другим, рухнувшим миром. Многие не смогли в полной мере адаптироваться к городской жизни, опереться на прежние сообщества, потому что они тоже находились в кризисе. В условиях же господства права силы вертикальные элиты для обычного человека перекрыты.

Эти факторы формировали запрос на радикальную идеологию в такой среде, и фундаменталистский ислам отвечает на него идеально. Во-первых, он дает жесткую систему правил и норм, делающую жизнь осмысленной и урегулированной в сложившейся ситуации. Во-вторых, он легитимизирует межпоколенческий конфликт, который неизбежен в ситуации, когда правила жизни и успеха предшествующих поколений не работают. Он также дает легитимацию социальному протесту, выдвигая некий альтернативный социальный идеал и представление о том, как должна быть устроена жизнь. Он предлагает некое альтернативное сообщество, которое тем более ценно в условиях обрушения прежнего. С такой точки зрения, именно этот переходный этап в полной мере порождает запрос на подобную идеологию.

Значит ли это, что в любом случае она будет воинственной и радикальной? Ислам — мировая религия, удовлетворяющая запрос многих. Мне кажется, вопрос заключается в том, почему одни люди ищут в этой системе мир, а другие — войну.

Тут сыграли свою роль по меньшей мере три фактора. Во-первых, сам по себе ислам не порождает насилие, но довольно тесно с ним срастается. Когда в стране действует право сильного, человеку тоже надо быть сильным. Путь силы и склонность к силовым методам были присущи в 1990-х годах как исламским общинам, так и всем остальным группам. Более того, для этого периода почти для всех регионов характерен массовый поход криминала в ислам, и в этом смысле такое сращивание криминальной социализации с исламской культурой безусловно способствовало радикализации этой религии.

Во-вторых, благодаря кавказской радикализации мы до сих пор расхлебываем последствия чеченских войн. Люди могут сильно спорить по многим идеологическим вопросам, но пока между ними не встала кровь, вероятность того, что они обратятся к массовому насилию, очень невелика. С началом войны в регионе заработал замкнутый круг насилия, который существует до сих пор и никак не исчерпается, потому что представление о том, что с идеологией надо бороться силовыми методами, существует до сих пор.

Надо также понимать, что пока не возникает такого центра насилия (будь то ДАИШ или подполье на Северном Кавказе), люди не рассматривают такое поведение как возможную жизненную стратегию. Но когда оно превращается в постоянно существующий феномен, то для человека возникает новая траектория жизненного пути.

Мне кажется, что радикальные движения растут не из той или иной идеологии, а из крови и хаоса. Борьба с радикализмом — это, в первую очередь, борьба против таких очагов постоянной нестабильности.

Чем закончатся религиозные войны

Зубов:

Вместо того чтобы направлять силы на внутреннее развитие, пользуясь всеми накопленными сокровищами, — верой, культурой, историей, которые есть в мусульманском мире, — люди занимаются бессмысленной борьбой с другими и уничтожением самих себя. Так же было и с германским народом, который в 1945 году вышел из войны разоренным, оскверненным и опозоренным. Так было и в случае с нашим населением, которое после 70 лет штурма небес оказалось в бессилии и позоре. Я боюсь, и почти уверен, что то же самое произойдет и с нынешними религиозными войнами, порожденными радикальным исламом — все кончится очень плохо.

Религиозная война в этом смысле подобна тоталитарным режимам XX века, но в ней скрывается большая опасность, чем в нацизме или коммунизме. Геополитическое безумие конца XIX — начала XX века (коммунизм, большевизм, нацизм, фашистский национализм), все они не касаются предельных вопросов, бытия божьего и вечной судьбы человеческой личности. Более того, они отказываются их решать. В исламском же радикализме ответы на них даются, и смерть перестает быть страшной и бессмысленной. Это новый виток агрессивно-тоталитарного безумия, и он намного более сильный по своей мотивации, чем все, что видел мир в XX веке.

Разумеется, Запад не ведет с миром ислама религиозную войну, он борется, в первую очередь, за собственную безопасность. Война, которую ведут западные страны, совершенно эвдемоническая, а та, которую ведут «Аль-Каида» и прочие — направленная на спасение, на вечные ценности, и на это несовпадение моделей вся надежда. Если бы Запад так же обезумел, как и радикальный исламский Восток, то тогда бы уже давно началась мировая война.

Сейчас все больше людей соглашаются с тем, что проблемы Сирии, Турции, Ирака и Ирана в конечном счете должны решить сами народы этих стран. Мы можем подсказать, помочь, как-то обезопасить себя, но не навязать им свой стиль жизни. Я очень надеюсь, что эта война не станет ни религиозной, ни мировой, и будет локализована.

Стародубровская:

Замкнутый круг насилия — это один из страшных механизмов сохранения насильственных практик. В этой ситуации уже может не иметь практически никакого значения, с чего начался конфликт и удовлетворены ли стороны предлагаемым механизмом его разрешения. Потому что его прекращение в этой ситуации представляет собой как бы обесценивание всех жертв.

Существует два решения проблемы. Самое простое — когда одна из сторон побеждает другую. Иногда это происходит ценой полного истощения сил одной из них и подрыва ее жизнеспособности. Более сложный вариант — договор между сторонами. В этом смысле интересен пример Северной Ирландии, но это один из немногих случаев, когда оппоненты, находящиеся несколько десятков лет в тяжелейшем конфликте, сопровождающимся очень большими жертвами, в конце концов нашли его мирное разрешение. Думаю, что, например, для российского Северного Кавказа это лучший пример для практики.

У меня есть ощущение, что каждая эпоха несет свой вызов. Сейчас это глобализация, когда нам все время приходится общаться с чужаками, которых мы культурно не понимаем. Основной вызов нашего времени — это вовсе не столкновение цивилизаций, а необходимость жить в окружении этих чужаков. Наверное, точно так же, как в предыдущие эпохи, человечество с этим вызовом справится, но какой ценой — уже другой вопрос.

Записала Виктория Кузьменко

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(114):

1 2 345 ... +1
2 +3−1Максим Смирнов22:02:56
12/03/2016
Комментарий удалён.
Фотон 714- подойдет?
"Народ пахал за еду" - тупой антисоветсвкий штамп. Народ пахал за еду, одежду, бытовую технику (в меру возможностей экономики), игрушки, бесплатныое жилье, дешевый, общестсвенный транспорт, детские сады, медицину, образование....список длинный.
А про унижиения вы расскажите рабочему, который сейчас даже посмотреть косо на начальство боится.
2 +2−0Максим Смирнов21:16:05
12/03/2016
-1 +2−3Исраил Лорсанов20:29:20
12/03/2016
ваш упрек не в тему, критика советского строя, вовсе не означает восхваление нынешнего
"Дико неэффективная" - это критика?
2 +2−0Максим Смирнов12:54:23
12/03/2016
1 +2−1Терсус я12:48:48
12/03/2016
Потребности в джинсах выросла, а советская промышленность джинс не выпускала.
Там много чего выросло.
2 +5−3Максим Смирнов12:41:07
12/03/2016
11 +13−2Vladimir Rybkin11:06:59
12/03/2016
Самая прогрессивная проверенная временем и местом религия - это аттеизм, до него - протестантизм. С их появлением страны, в которых они существовали и развивались, начали развиваться вместе с ними и быстро обогнали мусульманский мир. Возвращение к религии - возвращение назад, к средневековью.
Атеизм - религия, лысый - цвет волос.
Атеизм можно назвать идеологией.
1 +1−0Вадимир Долвич20:08:43
13/03/2016
-2 +0−2Саид Бицоев18:42:33
13/03/2016
Для Долвич!
Владимир, извините, что вмешиваюсь! А вы не задумывались, почему террористы любят сопровождать свои злодеяния криками - Алах акбар! Вот именно! Чтобы все знали, что они - "мусульмане" и что они ужасны! Такую задачу ставят им те, кто их "танцует" ! Так было с Шарли Эбдо, с ИГ, с няней, оторвавшей голову бедной девочке. И этот ужас тиражируется на весь мир - по ТВ, ради, печать, блоги, порталы, ЖЖ. Так что, не согласен с тем, что ислам боятся критиковать. Идет всемирная (может, исключая Китай, Индию и т.д.) тотальная и жесточайшая обструкция и дискредитация ислама ! Причем, делается это широко, с размахом, с чувством и растановкой! Так что, ваши выводы наивны и поверхностны! Особенно, что касается священной Книги мусульман! Разве можно кровожадность и садизм большевиков объяснить влиянием Библии или Торы! Что касается Корана, я беру его в руки, когда мне трудно! И тут же успокаиваюсь, нахожу умиротворение и внутреннюю гармонию...
Вы хотите сказать что все они не имеют отношения к исламу? Они только по злому умыслу, произносят самую распространённую фразу - "алах акбар" и готовы расстаться со своею жизнью, как марионетки? Как тогда быть например с новообращёнными из других культур, кто начинал с изучения корана, а закончил в гуще боевых действий? С многочисленными исламскими учёными, кто стал на путь терроризма? С саудовской аравией, которая не ведёт войны, но чьи правила и законы, не так сильно отличаются от игил?

Все что сейчас происходит, имеет более чем основательную базу в самом коране, львиная доля корана состоит из бескомпромиссной войны, без жалости и компромиссов. Не спорю, запад не раз поджигал этот улей и мусульмане делали всё что от них требуется, для начала новых войн и для оправдания очередного вмешательства на ближний восток. Потому что сложно оставаться в стороне наблюдая за Игил, Алькайдой, Бокохарамом и десятками и сотнями, более маленьких объединений джихадистов. Но при этом запад никогда не критикует сам ислам, который является оправданием всеразличных зверств и постоянно настаивает на том что всё это не имеет, никакого отношения к корану. Нет - имеет, и самое прямое, достаточно критически оценить тексты корана и найти там прямые указания на большинство преступлений террористов.
1 +1−0Solder Desolder13:34:45
13/03/2016
Комментарий удалён.
Я просто жил хорошо в то время. Была много мелких проблем, да, но они не мешали жить. Сейчас мелкие проблемы заменены на крупные и очень трудноразрешимые, являющиеся прямым следствием капиталистической экономики.
1 +1−0Solder Desolder13:32:48
13/03/2016
Комментарий удалён.
Можете сравнить условия жизни в США и в Бразилии. Отчего Бразилия - не США?
1 +1−0Solder Desolder13:27:38
13/03/2016
Комментарий удалён.
С либерастами разговаривать бесполезно. Пусть живут дальше с дерьмом в голове и радуются.
1 +1−0Solder Desolder13:13:22
13/03/2016
Комментарий удалён.
Не надо так нагло лгать. Та же 280-я серия советских телевизоров была неплоха для своего времени. Или вы про ламповые 714-е из начала 70-х?
А "инженер" - это кто? Молодой специалист, инженер первой категории, ведущий инженер отдела? У них зарплата могла раза в полтора отличаться.
P.S. Употребление термина "совок" есть признак либерастического поражения мозга.
1 +1−0Solder Desolder13:05:36
13/03/2016
Комментарий удалён.
Вы, одурманенные свободным рынком, сколько лет будете все недостатки сваливать на якобы тяжелое наследие СССР?
1 +1−0Solder Desolder13:03:41
13/03/2016
Комментарий удалён.
Только вот сейчас кадры выпускаются гораздо хуже, чем в советское время, а про "тебе больше всех надо?" спрашивают точно так же.
1 +1−0Максим Смирнов23:29:50
12/03/2016
Комментарий удалён.
Так. Это уже наглость. Ну-ка отвечайте быстро:
Душевой ВВП Люксембурга: 103187 $
США: 53 183 $
Означает ли это, что экономика Люксембурка в 2 раза эффективнее?
1 +1−0Максим Смирнов23:25:04
12/03/2016
0 +1−1Максим Смирнов23:22:10
12/03/2016
Крупные города все газифицированы. Что касается дровяного отопления - то оно само по себе не является признаком отсталости. Где-то это просто выгоднее.
Да еще про города. Вы заметели, что почти у всех у нас есть родственники в деревне? А знаете почему? Потому что за годы своего СССР стал из аграрной страны промышленной. Фактически из города в деревню переехала целая страна.
1 +1−0Максим Смирнов22:54:29
12/03/2016
Комментарий удалён.
Вот давайте не будем кругами ходить. Я только обобщу.
1. Уровень жихни не меряется одним только качеством товаров в розничной продаже. Нужно все брать в комплексе.
2. Уровень жизни в СССР был ниже чем в богатых странах Запада, и не мог быть другим по объективным причинам.
1 +1−0Максим Смирнов22:43:16
12/03/2016
Комментарий удалён.
Вот не нужно говорить прото, в чем вы не понимаете. Еще раз - в СССР нефти было хоть залейся, это сейчас мы ее всю за бугор сливаем. Поэтому в ТЕХ экономических условиях для внутреннего рынка экономичность двигателей была не так актуальна. Но и на внешнем рынке наши самолеты не были совсем никудышными. И продали мы их немало.
Аналогично про суперджет: наше гражданское двигателестроение было фактически уничтожено. Чего вы теперь хотите?
1 +2−1Максим Смирнов22:29:09
12/03/2016
Комментарий удалён.
"В нормальной экономике в ВПК обкатываются новые технологии, которые потом спускаются в народное хозяйство. "
Ну, значит в СССР была нормальная экономика. Те же транзисторы, понятное дело, сначала появились у военных, а потом в быту появились бытовые полупроводниковые приборы. Реактивные двигатели тоже сначала обкатали на истребителях, а потом поставили на пассажирские самолеты.
Пример с авто просто не в тему. Понятно, что личный автотранспорт в СССР не был приоритетом.
1 +1−0Максим Смирнов22:19:25
12/03/2016
Комментарий удалён.
"В Совдепии фонд оплаты труда был 13% от объёма работ. Так что мои родители получали 13%, а 87% уходило на благо государства. "
Ух какое жадное государство!
Я вас, наверное, рассторою, но такое положение норамльно и по-другому не бывает. Как вы себе вообще представляете объем работ, состоящий из зарплаты?!
Только раньше эти средства уходили на перечисленные выше ништяки, а сейчас - за бугор в оффшоры.
1 +1−0Максим Смирнов22:10:30
12/03/2016
Комментарий удалён.
Именно. СССР тогда надрывался в титанической гонке вооружений, которая нам обходилась на порядок дороже, чем на Западе. Запад тогда мог гораздо больше выделить ресурсов на "бытовую" сферу. В СССР было не до катания с ветерком. Экономить бензин нефтедобывающей стране тоже было ни к чему.
1 +1−0Максим Смирнов22:07:48
12/03/2016
-1 +1−2Исраил Лорсанов21:59:38
12/03/2016
"чтением сказок, <писанных> <безграмотными> пастухами"
Имеется ввиду относительная грамотность. Писать древние авторы, конечно, умели. А вот мир понимали мало.
1 +1−0Максим Смирнов21:56:31
12/03/2016
Комментарий удалён.
Вы сейчас в чем меня хотите убедить? Что СССР отставал? А с чего ему было быть впередиЮ если он "стартовал" от еще боле отсталой Российской Империи и прошел разрушительные войны и революции? Если решительно все в нашем климате обходится дороже? Если наши союзники в мире находились еще на более низком техническом уровне? Чудес-то не бывает.
СССР по электронике отставал, но все-таки тянулся. Сейчас фактически эта отрасль отсутсвует.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь