Трехзначный доллар

14:49 26/08/2015 Финансы
Трехзначный доллар

Зампред правления банка «Возрождение» Андрей Шалимов сообщил, что Банк России порекомендовал кредитным организациям провести стресс-тесты, заложив в качестве параметра проверки курс доллара в 100 рублей. Такие стресс-тесты — явление будничное, но сегодня сочетание «100 рублей» и «доллар» заставляет людей нервничать.

Вечером 25 августа ничто не предвещало беды. После лихорадки рынки постепенно успокоились, нефть немного подорожала, а следом голову поднял и рубль. Евро падал до 78,1 рубля, доллар — до 68,13. Не очень страшные цифры, если учесть, что 24 августа за европейскую валюту давали 83,63 рубля, за американскую — 71,65.

И тут прозвучало заявление Шалимова. По словам банкира, регулятор таким образом пытается выяснить, смогут ли финансовые структуры платить по валютным долгам при дальнейшем обвале рубля.

Банк России поспешил опровергнуть Шалимова. Представитель ЦБ отметил, что кредитным организациям не предлагалось проводить стресс-тесты на чувствительность к курсу рубля. И подчеркнул, что сведения о структуре и размере валютных долгов российских банков собираются в постоянном режиме. Иными словами, бояться не нужно, у нас все хорошо. До сих пор неясно: то ли банкир что-то перепутал, то ли ЦБ решил перестраховаться.

Еще одна негативная новость — обновленный прогноз Минэкономразвития. Интересна его пессимистичная часть. В ней говорится, что нефть в ближайшие три года будет держаться около отметки в 40 долларов за баррель (кстати, 24 августа глава ведомства Алексей Улюкаев допускал, что она может упасть ниже 40 долларов, правда, ненадолго). Если данный сценарий реализуется, экономический спад продлится до 2017 года, курс доллара продержится на уровне выше 75 рублей, а в 2018-м подскочит до 78 рублей. Кроме того, в бюджет сейчас заложена стоимость нефти в 50 долларов за бочку. Если она подешевеет на 10 долларов, придется снова резать государственные расходы.

Очевидно, что экономические власти России готовятся к ухудшению ситуации. При дальнейшем удешевлении углеводородов рубль продолжит падать. Не исключено также, что национальная валюта протестирует отметку в 100 рублей за доллар. Тогда российскую экономику ждут суровые испытания.

Директор института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг рисует мрачную картину при трехзначном долларе.

«У нас высокая доля импорта. А это значит, что при столь значительной девальвации рубля взлетят потребительские цены. А ведь удержание инфляции в определенных рамках — это единственная конкретная цель правительства. Рост цен и снижение доходов населения может привести к тому, что потребности значительной части обычных граждан просто не смогут быть обеспечены. Возможно даже введение карточек», — говорит эксперт.

По мнению Гринберга, наполнение бюджета путем девальвации национальной валюты недопустимо. «Это, я бы сказал, утрата чувства юмора и здравого смысла», — считает он. По его словам, существует «масса способов поддержать курс рубля». Среди них самыми действенными эксперт считает введение валютных ограничений: «Можно обязать компании продавать 70-75 процентов валютной выручки, вводить резервирование капитальных операций в банках». Гринберг не опасается негативных последствий валютного регулирования.

«Некоторые пугают возвратом к СССР, но, на мой взгляд, это глупости. Например, романские страны — Франция, Италия применяли валютные ограничения вплоть до конца 1980-х годов, а Германия обязывала продавать валютную выручку до конца девяностых», — напомнил он.

По словам главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, курс доллара может установиться на уровне 100 рублей в двух случаях. Во-первых, при падении стоимости нефти до 20 долларов за баррель. Произойдет разовое сокращение покупательной способности населения, а инфляция приблизится на короткое время к 20 процентам. Во-вторых, по причине неконтролируемого роста денежной массы. Тогда страна войдет в длительный период высокой (15-20 процентов) инфляции и перманентного сокращения уровня жизни населения. «На данный момент оба сценария выглядят крайне маловероятными», — подчеркнула Орлова.

С ней согласна и начальник аналитического департамента инвесткомпании «Совлинк» Ольга Беленькая. «При цене на нефть 30-32 доллара за баррель это вполне возможно, но сейчас такой сценарий представляется уж очень пессимистичным», — считает эксперт.

По ее словам, критически важно время, в течение которого российская валюта может упасть до критических значений. «Одно дело, если это растянется на несколько лет, и экономика успеет к этому подготовиться, и совсем другое — если девальвация будет резкой. Это станет шоком как для финансовой системы, так и для всей экономики», — отмечает эксперт.

При реализации этого сценария платежеспособность граждан упадет, а значит, у банков резко ухудшится качество кредитных портфелей, возникнут проблемы с ликвидностью и достаточностью капитала. Соответственно, еще какое-то количество банков покинет рынок. И все это — на фоне резкого повышения спроса на валюту и изъятия депозитов из банков. По мнению Беленькой, если соответствующий стресс-тест проводился, то цель регулятора — посмотреть, насколько кредитные организации готовы к подобным шоковым ситуациям. Однако информация по таким мероприятиям, как правило, не бывает публичной.

Аналитик инвестхолдинга «Финам» Антон Сороко считает, что доллар подорожает до 100 рублей при снижении стоимости марки Brent до 30 долларов за баррель. «Мы полагаем, что такое развитие событий маловероятно из-за сильного влияния на рынок статистики по нефтедобыче в США. При прохождении отметки в 40 долларов производство может существенно сократиться из-за консервации сланцевых месторождений», — отметил он. Но если нефтяные котировки обвалятся, помимо девальвации рубля, можно будет увидеть и другие последствия: инфляцию по итогам года выше 18 процентов, новую панику на валютном рынке и дальнейший отток капитала из страны. В данном сценарии экономический рост откладывается на 2017 год.

Марат Селезнев
Григорий Коган

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(352):

1 2 345 ... +1
7 +9−2Schneider Robert16:30:53
26/08/2015
-13 +2−15masha petrova15:54:41
26/08/2015
он говорит о центре Германии. Может, он себе в центр и прикупил баллончик Норвежского?
В Европе активно внедряются альтернативные источники энергии. Поэтому потребность в газе будет только сокращатся.
У меня фирма по монтажу и настройке отопления.
С октября переходим с газа L на газ H (:smile:)
7 +10−3Schneider Robert15:51:33
26/08/2015
-3 +5−8tankmaster tankmaster15:43:25
26/08/2015
Ппц, люди, вы вообще что-ли? Кто все эти эксперты? Такие же диванные, только их мнение лента вставила в заметку. Возьми любого из каментов, убери мат и будет то же самое содержание. Говорят о фигне какой-то, вообще не имеющей отношения к делу.

Посмотрите внимательно на список стран, чьи деньги ВНЕЗАПНО "упали", все как одна. Ничего в голову не приходит?

Чем дешевле нефть, тем меньше за нее дают долларов. Чем меньше долларов, тем меньше рублей при одном и том же курсе доллара к рублю. Но если рубль падает, то количество получаемых рублей за баррель растет. Вот вам и вся арефметика. Если вы хоть на секунду прогоните из головушек установку о том, что в России все измеряется в долларах (что давно уже не так), долгосрочная выгода от "падения" рубля станет для вас очевидной. И тут самое время еще раз взглянуть на список стран, чьи валюты "упали".
Проблема в том что Россия не производит качественный товар и закупает его за валюту.
Следовательно он для Россиян дорожает.
Не одной нефтью живёт экономика.
6 +8−2Владимир Непутин17:26:02
26/08/2015
-6 +1−7Муму Герасимовна17:03:28
26/08/2015
Крым теперь - это кусок земли, который и украине только в тягость будет. Что то вроде курдистана в турции.
>Крым теперь - это кусок земли, который и украине только в тягость будет.
Боюсь что России он уже настолько в тягость, что это грозит коллапсом всей экономики. Спрашивается - зачем нам это счастье? Трудно было просчитать последствия прежде чем хапать? Или в Кремле так привыкли?
6 +6−0Владимир Непутин16:29:53
26/08/2015
-7 +8−15Пархатый16:01:57
26/08/2015
И че!? Ну придет новое правительство и как оно вернет доллар к 30?
Дело не в правительстве и не в Крыме, а в цене на нефть.
>Дело не в правительстве и не в Крыме, а в цене на нефть.
Нефть уже падала в 2009, но рубль так не пикировал. Так что дело НЕ ТОЛЬКО в цене на нефть, но и в международных понтах одного руководителя.
6 +8−2Брат из Зимбабве15:27:53
26/08/2015
11 +13−2Зицпредседатель Фунт15:21:40
26/08/2015
Помолимся Святой Углеводородице!
А также отцу-Путину и святому духу-газу.
6 +12−6Andrey Voinov15:07:47
26/08/2015
К тому времени уже не будет российской экономики, так что не за что переживать.
5 +5−0Владимир Непутин17:06:20
26/08/2015
-2 +0−2Бен Гроссман16:58:30
26/08/2015
Уважаемый, вы могли взять кредит в швейцарском банке? А вот тот же мюллер и ему подобные брал при годовой ставке 0,4%, затем вкладывал в коммерческие банки, у которых, кстати, почему-то стали отбирать лицензии, и слизывал чистую прибыль при стабильном курсе, однако.
PS: очень хорошо, что российским ворам прикрыли доступ к дешевым кредитам, а рост курса свел на нет весь их хорошо налаженный бизнес.
>очень хорошо, что российским ворам прикрыли доступ к дешевым кредитам,
Вы называете Сечина, Миллера и т.д. ворами? В принципе согласен. Но что тогда "российская экономика", кто там еще есть кроме воров? Может "рост курса" и "свел на нет весь их хорошо налаженный бизнес", но населению от этого не легче, ибо цены В РУБЛЯХ растут каждый день. Если у Сечина доходы упадут вдвое - он переживет. И на 25 миллионо вв день проживет. А вот если у моей семьи доходы упадут вдвое - нам хана. Ибо есть надо каждый день и ЖКО платить ежемесечно.
5 +5−0Пархатый16:51:11
26/08/2015
17 +17−0Слушай Сюда16:39:03
26/08/2015
Проблема в нефти
--------------
Проблема не в нефти, а в сырьевой экономике.
За десять лет заоблачных цен можно было передовую экономику построить, да и сельское хозяйство тоже.
Так ведь нет - проели и разворовали.
Согласен и скажу больше, что проблема в тотальной коррупции, которая не дает возможности развивать реальный сектор экономики.
5 +5−0Владимир Непутин16:39:47
26/08/2015
-4 +3−7Пархатый16:35:18
26/08/2015
Еще раз, я экономист :)))
В кризисы 2008-го и в 2014-го правительство РФ выбрало два абсолютно разных подхода для выхода из него.
В 2008 тратили резервы и удержали курс. В 2014 увидев безперспективность разбазаривания резервов перешли на полностью свободный курс рубля.
В 2014 еще добавились ограничения на валютные кредиты. Новых взять невозможно, а по старым платить надо.
>В 2014 еще добавились ограничения на валютные кредиты.
Вот это важно. Но кроме того серия совершенно идиотских решений, типа сжигать еду, запрещать закупку медтехники и т.д. Т.е стали громить собственную страну и наказывать собственный народ. Короче Остапа понесло - Путину сорвало крышу.
5 +5−0Владимир Непутин16:35:50
26/08/2015
2 +3−1Бен Гроссман16:32:57
26/08/2015
На все его понты те же пиндосы клали свой черный с отворотом, а вот стратегические промахи в экономике, за последние пятнадцать лет, начинают истошно отрыгиваться, однако.
За его понты стране закрыли доступ к международным кредитам. Результат - в обменниках.
5 +6−1V K16:00:46
26/08/2015
"По мнению Гринберга, наполнение бюджета путем девальвации национальной валюты недопустимо. «Это, я бы сказал, утрата чувства юмора и здравого смысла», — считает он. "

Вот сука! путина не любит
5 +7−2Neil Norton15:54:00
26/08/2015
У нас как всегда: нефть дорожает - бензин дорожает, нефть дешевеет - бензин дорожает. Так же будет и со всем остальным что привязано не к нефти а к баксу. Всё будет тупо дорожать, потому что все захотят нажиться на этом.
4 +4−0Alexander Rokov18:17:05
26/08/2015
4 +5−1Пархатый18:00:51
26/08/2015
Мда 1917 год ничему вас не научил :((
Это власть он ничему не научил. Это именно власть сейчас пытается заварить крышку кипящего котла, не допуская оппозицию даже до выборов. А что случается с кипящим котлом при заваренной крышке, все знают.
4 +5−1Муму Герасимовна18:02:12
26/08/2015
-4 +0−4Пархатый17:59:05
26/08/2015
Вот и именно никакой пользы. Это при иване грозном земля была ресурсом сама по себе, а в наше время земля не является безусловно полезным ресурсом.
4 +5−1Пархатый18:00:51
26/08/2015
0 +3−3Муму Герасимовна17:58:50
26/08/2015
Нынешняя власть конечно же не захочет добровольно меняться, значит рано или поздно её сменят насильно по украинскому варианту. Так что будет или нет украинский вариант зависит от самого путена.
Мда 1917 год ничему вас не научил :((
4 +4−0Муму Герасимовна18:00:12
26/08/2015
-1 +1−2мария *********17:57:11
26/08/2015
нет, геморрой, это весьма неудобное положение. Главное в нем, не промахнуться.
Вы от темы отклоняетесь. Как именно переход центра германии на норвежский газ создаст проблемы германии?
4 +4−0Муму Герасимовна17:51:42
26/08/2015
-2 +1−3мария *********17:45:50
26/08/2015
вы никогда не пробовали сидеть одновременно на двух стульях ?
стопстопстоп. Давайте по порядку.

переход центра германии с российского газа на норвежский
->
головная боль, вернее геморрой на всю........."голову"

Осталось как нибудь впендюрить сюда метафору про два стула.
4 +7−3Denis Vedernikov16:45:08
26/08/2015
ПУТИН довел страну и население до ручки. скоро русские пойдут на панель очком торговать и сосать американские пиписьки за деньги
4 +7−3Владимир Непутин16:34:47
26/08/2015
1 +4−3Бен Гроссман16:26:44
26/08/2015
Я понимаю, что ваша беда застилает вам глаза, а прав таки ваш оппонент, а не вы, уважаемый. Крым, санкции итд. лишь капельки в переполненной чашке, стабильный рост от продаж нефти и газа избаловал российскую предпринимательскую элиту и тесно связанное с ней коррумпированное правительство, а все остальное, извините, ваши иллюзии, однако.
>Крым, санкции итд. лишь капельки в переполненной чашке,
Да нет, на капельки. Когда нефть упала в 2009 году, России давали кредиты, помогали всем миром, хотя всем было плохо - это был МИРОВОЙ кризис. Потому кризис ман удалось преодолеть сравнительно безболезненно. Теперь, после того как у пожизненного президента снесло крышу, никто помогать нам не будет. И кризис не мировой, а "в одной отдельно взятой стране".
4 +4−0Bison Belaruski16:17:31
26/08/2015
-3 +3−6Farid Isangulov15:36:46
26/08/2015
Да ничего не будет. Беларусь же живёт как-то с 17 тыс рублями.
Вот именно, ничего страшного! Даже развивает арифметические навыки, смотришь на цену в тысячах и мысленно переводишь в баксы по курсу. Нормально!
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь