Трехзначный доллар

14:49 26/08/2015 Финансы
Трехзначный доллар
И Путин такой молодой, И полный 3,14здец впереди...

Зампред правления банка «Возрождение» Андрей Шалимов сообщил, что Банк России порекомендовал кредитным организациям провести стресс-тесты, заложив в качестве параметра проверки курс доллара в 100 рублей. Такие стресс-тесты — явление будничное, но сегодня сочетание «100 рублей» и «доллар» заставляет людей нервничать.

Вечером 25 августа ничто не предвещало беды. После лихорадки рынки постепенно успокоились, нефть немного подорожала, а следом голову поднял и рубль. Евро падал до 78,1 рубля, доллар — до 68,13. Не очень страшные цифры, если учесть, что 24 августа за европейскую валюту давали 83,63 рубля, за американскую — 71,65.

И тут прозвучало заявление Шалимова. По словам банкира, регулятор таким образом пытается выяснить, смогут ли финансовые структуры платить по валютным долгам при дальнейшем обвале рубля.

Банк России поспешил опровергнуть Шалимова. Представитель ЦБ отметил, что кредитным организациям не предлагалось проводить стресс-тесты на чувствительность к курсу рубля. И подчеркнул, что сведения о структуре и размере валютных долгов российских банков собираются в постоянном режиме. Иными словами, бояться не нужно, у нас все хорошо. До сих пор неясно: то ли банкир что-то перепутал, то ли ЦБ решил перестраховаться.

Еще одна негативная новость — обновленный прогноз Минэкономразвития. Интересна его пессимистичная часть. В ней говорится, что нефть в ближайшие три года будет держаться около отметки в 40 долларов за баррель (кстати, 24 августа глава ведомства Алексей Улюкаев допускал, что она может упасть ниже 40 долларов, правда, ненадолго). Если данный сценарий реализуется, экономический спад продлится до 2017 года, курс доллара продержится на уровне выше 75 рублей, а в 2018-м подскочит до 78 рублей. Кроме того, в бюджет сейчас заложена стоимость нефти в 50 долларов за бочку. Если она подешевеет на 10 долларов, придется снова резать государственные расходы.

Очевидно, что экономические власти России готовятся к ухудшению ситуации. При дальнейшем удешевлении углеводородов рубль продолжит падать. Не исключено также, что национальная валюта протестирует отметку в 100 рублей за доллар. Тогда российскую экономику ждут суровые испытания.

Директор института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг рисует мрачную картину при трехзначном долларе.

«У нас высокая доля импорта. А это значит, что при столь значительной девальвации рубля взлетят потребительские цены. А ведь удержание инфляции в определенных рамках — это единственная конкретная цель правительства. Рост цен и снижение доходов населения может привести к тому, что потребности значительной части обычных граждан просто не смогут быть обеспечены. Возможно даже введение карточек», — говорит эксперт.

По мнению Гринберга, наполнение бюджета путем девальвации национальной валюты недопустимо. «Это, я бы сказал, утрата чувства юмора и здравого смысла», — считает он. По его словам, существует «масса способов поддержать курс рубля». Среди них самыми действенными эксперт считает введение валютных ограничений: «Можно обязать компании продавать 70-75 процентов валютной выручки, вводить резервирование капитальных операций в банках». Гринберг не опасается негативных последствий валютного регулирования.

«Некоторые пугают возвратом к СССР, но, на мой взгляд, это глупости. Например, романские страны — Франция, Италия применяли валютные ограничения вплоть до конца 1980-х годов, а Германия обязывала продавать валютную выручку до конца девяностых», — напомнил он.

По словам главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, курс доллара может установиться на уровне 100 рублей в двух случаях. Во-первых, при падении стоимости нефти до 20 долларов за баррель. Произойдет разовое сокращение покупательной способности населения, а инфляция приблизится на короткое время к 20 процентам. Во-вторых, по причине неконтролируемого роста денежной массы. Тогда страна войдет в длительный период высокой (15-20 процентов) инфляции и перманентного сокращения уровня жизни населения. «На данный момент оба сценария выглядят крайне маловероятными», — подчеркнула Орлова.

С ней согласна и начальник аналитического департамента инвесткомпании «Совлинк» Ольга Беленькая. «При цене на нефть 30-32 доллара за баррель это вполне возможно, но сейчас такой сценарий представляется уж очень пессимистичным», — считает эксперт.

По ее словам, критически важно время, в течение которого российская валюта может упасть до критических значений. «Одно дело, если это растянется на несколько лет, и экономика успеет к этому подготовиться, и совсем другое — если девальвация будет резкой. Это станет шоком как для финансовой системы, так и для всей экономики», — отмечает эксперт.

При реализации этого сценария платежеспособность граждан упадет, а значит, у банков резко ухудшится качество кредитных портфелей, возникнут проблемы с ликвидностью и достаточностью капитала. Соответственно, еще какое-то количество банков покинет рынок. И все это — на фоне резкого повышения спроса на валюту и изъятия депозитов из банков. По мнению Беленькой, если соответствующий стресс-тест проводился, то цель регулятора — посмотреть, насколько кредитные организации готовы к подобным шоковым ситуациям. Однако информация по таким мероприятиям, как правило, не бывает публичной.

Аналитик инвестхолдинга «Финам» Антон Сороко считает, что доллар подорожает до 100 рублей при снижении стоимости марки Brent до 30 долларов за баррель. «Мы полагаем, что такое развитие событий маловероятно из-за сильного влияния на рынок статистики по нефтедобыче в США. При прохождении отметки в 40 долларов производство может существенно сократиться из-за консервации сланцевых месторождений», — отметил он. Но если нефтяные котировки обвалятся, помимо девальвации рубля, можно будет увидеть и другие последствия: инфляцию по итогам года выше 18 процентов, новую панику на валютном рынке и дальнейший отток капитала из страны. В данном сценарии экономический рост откладывается на 2017 год.

Марат Селезнев
Григорий Коган

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(352):

1 234 ... +1
39 +48−9Кыся *****4615:56:51
26/08/2015
Комментарий удалён.
И Путин такой молодой,
И полный 3,14здец впереди...
39 +48−9Ка Пец14:59:07
26/08/2015
Комментарий удалён.
в 14-м считали нереально писимистические сценарии с нефтью по 60...
тенденция однако...
36 +47−11Chugun Kun15:55:14
26/08/2015
39 +48−9Ка Пец14:59:07
26/08/2015
в 14-м считали нереально писимистические сценарии с нефтью по 60...
тенденция однако...
Инфляция - это же хорошо, больше денег будет. Желаю России 146%-ую инфляцию, чтоб средняя з/п была 10 миллионов рублей*!
(*что примерно будет равно $50)
32 +37−5Борис Викторович15:15:13
26/08/2015
28 +33−5Jawa Marawa15:03:21
26/08/2015
Они все говорят о пздце, как о чём-то надвигающемся. А он уже здесь! 2 года и рубль упал в 2 раза.
В нормальной стране после такой девальвации правительство само в отставку уходит, а в Россиюшке и палкой их из кресел не выгонишь.
28 +33−5Jawa Marawa15:03:21
26/08/2015
Они все говорят о пздце, как о чём-то надвигающемся. А он уже здесь! 2 года и рубль упал в 2 раза.
22 +26−4Кыся *****4615:57:23
26/08/2015
39 +48−9Кыся *****4615:56:51
26/08/2015
И Путин такой молодой,
И полный 3,14здец впереди...
Картинка на pp.vk.me
22 +24−2Gregorist Gregor15:12:51
26/08/2015
Надо было 15 лет заводы строить, а не праздники устраивать,
Сейчас ни рабочих мест, ни отечественного замещения в тяжелой промышленности
21 +27−6Schneider Robert15:06:56
26/08/2015
В руках у меня официальное письмо о переходе центра Германии с Российского газа на Норвежский.
Это вам не сыр в землю закапываать.
(:smile:)
Так что валюты у России станет гораздо меньше не только из-за нефтти.
17 +17−0Слушай Сюда16:39:03
26/08/2015
-20 +11−31Пархатый16:08:42
26/08/2015
Вы таки будете смеяться, но ваша Украина тут не при чем :)))
Проблема в нефти.
Проблема в нефти
--------------
Проблема не в нефти, а в сырьевой экономике.
За десять лет заоблачных цен можно было передовую экономику построить, да и сельское хозяйство тоже.
Так ведь нет - проели и разворовали.
13 +15−2Слушай Сюда16:46:32
26/08/2015
12 +14−2Владимир Непутин16:42:04
26/08/2015
Проблема в голове одного руководителя.
А вообще - статья довольно показательная.
Народ начинают готовить к трёхзначному курсу доллара (даже не евро!)
Следующий этап - статьи об "а так ли уж нам нужен Крым?".
12 +14−2Владимир Непутин16:42:04
26/08/2015
17 +17−0Слушай Сюда16:39:03
26/08/2015
Проблема в нефти
--------------
Проблема не в нефти, а в сырьевой экономике.
За десять лет заоблачных цен можно было передовую экономику построить, да и сельское хозяйство тоже.
Так ведь нет - проели и разворовали.
Проблема в голове одного руководителя.
12 +16−4Кыся *****4616:07:51
26/08/2015
Комментарий удалён.
Уже и NBC пишет о просочившихся данных о компенсации погибшим российским военнослужащим на Востоке Украины:
Ссылка на www.nbcnews.com

А вот кэш оригинальной страницы:
Ссылка на archive.is
11 +13−2Зицпредседатель Фунт15:21:40
26/08/2015
Помолимся Святой Углеводородице!
11 +14−3Жданов Евгений15:16:39
26/08/2015
что будет что будет:D да ничего страшного, цены взлетят еще больше, те кто получал 40 тыс. в покупательной способности к импорту будут получать 15 и в покупательной способности к отечественному 25, будет еще больше драка за место у распильных кормушек вроде Крыма, разного рода чиновники вроде Шувалова и Тунгусова будут жить все так же отлично, неплохо будут жить те кто сможет закрепиться на месте продажников китайского дерьма по гос.контрактам(по крайней мере пока есть деньги в стаб.фонде), всем остальным любить крым - ненавидеть амеров - копать огороды и впитывать в голову новостные помои центральных каналов из "новороссии", больше ничего не остается, крымско - воровская пост.нефтяная эпоха,
10 +12−2Владимир Непутин17:23:36
26/08/2015
0 +4−4Муму Герасимовна17:02:13
26/08/2015
Цены на нефть начали падать в июле 2014 года. И это произошло точно не из за украины, а из за того, что добыча сланцевой нефти в сша резко выросла в первом полугодии 2014 года.
>Цены на нефть начали падать в июле 2014 года. И это произошло точно не из за украины
Цены на нефть стали падать не из-за Украины. Но вот доступ к западным кредитам нам отрубили именно из-за Украины. Точнее из-за нарушения Путиным международных законов и аннексии чужой территории впервые за послевоенное время. Ну а далее Донбасс, Боинг и ритуальное сжигание еды.
10 +16−6Брат из Зимбабве15:18:42
26/08/2015
32 +37−5Борис Викторович15:15:13
26/08/2015
В нормальной стране после такой девальвации правительство само в отставку уходит, а в Россиюшке и палкой их из кресел не выгонишь.
Так за них же 86% мазохистов (они же - граждане) России.
10 +11−1Борис Викторович15:13:50
26/08/2015
...курс доллара продержится на уровне выше 75 рублей, а в 2018-м подскочит до 78 рублей.
______________________________

Да он щас за день скачет на 3 рубля.
9 +12−3Муму Герасимовна17:43:27
26/08/2015
-4 +8−12Пархатый17:41:06
26/08/2015
Для России Крым это национальная гордость, которая не измеряется деньгами. И как раз вот этого не уловил весь мир.
Если раньше про родину говорили, что две войны и Крым просрали, то теперь и войны закончились и Крым вернули.
Для россии крым - это бесполезный кусок земли размером с соплю, ради которого разосрались со всем миром. И да, война ещё толком не началась, а проигравший в ней уже давным давно известен. Обсуждения будет доллар по сто или не будет это наглядно доказывают.
9 +10−1Кыся *****4616:22:03
26/08/2015
-12 +4−16Пархатый16:17:38
26/08/2015
Поменьше опломба :)))
Советую почитать

Закат рубля:
Ссылка на www.novayagazeta.ru
7 +7−0Муму Герасимовна17:56:28
26/08/2015
-1 +6−7Пархатый17:49:09
26/08/2015
Это вы за россиян так решили?
Я думаю вы глубоко ошибаетесь.
Назвать Севастополь бесполезным куском земли... Ну, ну.
А какая от него польза? Если без всякого метафизического говна вроде сакральности? Киев вон ещё сакральнее крыма, и ничего живём как то без киева.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь