«Спасайся кто может»

00:10 06/04/2015 Россия
«Спасайся кто может»

Не так давно радиостанция «Говорит Москва» (совместно с социологической службой ЦИМЭС) провела опрос среди своей аудитории. Слушателей спросили о том, как должна реагировать Россия в случае «внешнего вторжения в Крым». Вариант силового ответа выбрало большинство опрошенных. А 25 процентов и вовсе высказались за применение ядерного оружия в отношении агрессора. Их не смутило, что локальный конфликт легко может перерасти в очередную мировую войну, которая уничтожит все, что составляет сегодня нашу жизнь. Неужели мы и впрямь готовы к войне? И о чем думают россияне, слушая бесконечные потоки патриотической риторики федеральных каналов? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответил руководитель Центра комплексных социальных исследований Института социологии РАН Владимир Петухов. Это интервью мы включили в число лучших публикаций 2015 года. Другие лучшие материалы можно посмотреть пройдя по этой ссылке.

«Лента.ру»: Хотят ли русские войны?

Петухов:В стране, пережившей в своей истории столько потрясений, потерявшей миллионы жизней, люди не могут хотеть войны.

Кто же тогда те 25 процентов, которых выявил опрос?

Такие люди всегда были и наверняка будут. Всегда есть определенные группы граждан, как правило, немногочисленные, готовые надрать всем задницы, не задумываясь о последствиях.

Это они придумали лозунг «Взяли Крым — возьмем и Киев»?

Эти настроения имеют эмоциональную подоплеку. На самом деле россияне, судя по опросам, начинают уставать и от событий на Украине, и от тех проблем, которые из-за них возникают. И от того, что Россия вовлечена во все эти проблемы. Все чаще звучат мнения, что пора бы уже все это заканчивать и переключить внимание на внутриполитические и внутриэкономические вопросы.

Да, россияне поддерживают присоединение Крыма, это безусловно. Но это вовсе не свидетельствует об усилении русского империализма. Скажу больше. Мы наблюдаем рост изоляционистских настроений: надо больше заниматься своей страной, а не тем, что происходит за ее пределами.

Мобилизационный потенциал нельзя поддерживать долго. На какое-то время людей можно сплотить вокруг патриотической идеи. Но когда человек заходит в аптеку и видит, что лекарства, которые стоили вчера 130 рублей, сегодня стоят 700 рублей, о патриотизме он думает в последнюю очередь. Вообще неправильно допускать такие противопоставления: либо ты любишь свою страну и готов всем пожертвовать, от всего отказаться, либо ты законченный эгоист и из своего мещанского мирка тебе наплевать на судьбы Родины. Это ложная альтернатива. У большинства людей сочетается и то и другое. Люди действительно любят свою страну и перестали стыдиться ее, как это было в начале 1990-х. В основном благодаря тому, что за эти годы они нарастили какой-то материальный и социальный капитал. Перед ними открылись новые возможности: учиться, путешествовать, покупать предметы длительного пользования. Отказываться от этого тяжело, и людям непонятно, почему они снова должны всего лишиться, чтобы доказать любовь к Родине.

Ну, а если завтра в поход? Готовы наши граждане защищать Отечество с оружием в руках?

Порядка 53 процентов заявляют, что гипотетически готовы. Показатель средний для Европы и чуть меньший, чем в США (59 процентов). Но эти опросы проводились в 2011 году, и ситуация тогда была иной. Возможно, сегодня данные были бы другими.

Желающих стало больше?

Не факт. У нас было исследование, связанное с протестными настроениями.

Оказалось, что в благополучные времена декларируемая готовность протестовать выше, чем в кризисные. Легко заявлять о готовности выйти на площадь, когда все хорошо и в этом протесте нет необходимости. А если ситуация накаляется и гипотетическая возможность превращается в реальную, то желающих становится меньше. Тут, как говорится, каждый сам за себя, и спасайся кто может. После дефолта 1998 года протестные настроения резко пошли на спад. А последний пик протестной активности пришелся на вполне благополучные 2011-2012 годы. Так и с войной. Пока все спокойно, желающих много, а как доходит до дела, желания может и поубавиться. Тут же речь идет о готовности умереть. Уже не гипотетической, а вполне реальной.

Однако государственная пропаганда изо всех сил поддерживает патриотический накал, ежедневно убеждая нас, что Отечество в опасности.

Именно что поддерживает. Я бы не переоценивал ее возможностей. Пропаганда не может изменить полярности настроений. Она действительно влияет на настроения, и мы видим это по опросам. Но для того чтобы пропаганда была эффективна, она должна опираться на какие-то базовые мировоззренческие конструкции. Она должна ложиться на настроения, которые адекватны основному пропагандистскому посылу. Люди действительно поддерживают позицию России по Украине. Но не потому что так сказал депутат Железняк, а потому что люди изначально придерживались таких взглядов. По телевизору им всего лишь сообщили, что их взгляды совпадают с позицией государства.

А если не совпадают?

Если пропаганда противоречит настроениям общества, она бессильна. Можно вспомнить как в 1989 году проходили выборы народных депутатов СССР. Тогда едва ли не каждый день центральное телевидение рассказывало о том, какой негодяй Ельцин. Но люди так не думали. В итоге он получил, если мне память не изменяет, более 70 процентов (91,5 процента —прим. «Ленты.ру») голосов. Пока, очевидно, все то, что идет с экранов телевизоров, как-то коррелируется с настроениями людей.

Но сообщения о событиях на Украине уже не вызывают того интереса, который был год назад, когда все прильнули к экранам телевизоров.

Ощущается усталость, и нарастает желание все это прекратить. Российское общество в большинстве своем не радикальное, не жесткое. Оно пережило кучу войн, революций и кризисов, поэтому где-то на генетическом уровне в нем сидит стремление к стабильности. Одна из базовых причин высокой поддержки Путина состоит как раз в том, что он обеспечил стабильность. Обеспечил людям возможность хотя бы 10 лет пожить в спокойной стране.

Однако не будем отрицать, что реваншистские настроения в обществе присутствуют, а некоторые опросы даже фиксируют их рост.

Мы тут имеем дело с подменой смыслов. Явление достаточно распространенное в последнее время. Многие социологи спрашивают респондентов о том, хотели бы они видеть Россию великой, сильной, мощной державой, пользующейся авторитетом в мире и так далее. И подавляющее большинство россиян — это показывают практически все исследования, и наши в том числе, — полагает, что эта цель одна из самых важных и существенных. Но проблема в том, что под стремлением к величию своей державы многие мои коллеги подразумевают рост экспансионистских настроений. Когда же мы начинаем более подробно разбираться в том, что именно наши сограждане вкладывают в понятие «великая, сильная держава», выясняется, что речь идет не столько о внешних компонентах величия, сколько о решении насущных внутренних проблем. Прежде всего, это рост благосостояния граждан, развитая экономика, улучшение морально-нравственного климата. И только затем укрепление внешней безопасности и сильные вооруженные силы.

Но большинство россиян при этом поддерживают внешнеполитический курс России. Довольно жесткий, надо сказать.

Да, свыше 70 процентов поддерживают внешнюю политику Путина, отмечая ее жесткость. Однако одновременно с этим более 60 процентов опасаются, что дальнейшее усиление этого тренда приведет к полноценной холодной войне, и это скажется на повседневной жизни граждан. В общем-то, уже сказывается.

Впервые за постсоветскую историю наши сограждане начали понимать связь между внешними и внутренними факторами. Пришло осознание того, что Россия — это не Советский Союз, и существовать изолированно от мира не может. Все, что происходит за пределами страны, сказывается не только на какой-то абстрактной экономике, но и на толщине кошелька граждан.

Величие страны обходится россиянам слишком дорого?

Пока еще не слишком. Поддержка достаточно велика, и россияне по-прежнему готовы идти на некоторые жертвы ради величия страны и защиты ее интересов. Например, отказаться от импортных товаров, сократить поездки за рубеж и даже перестать пользоваться банковскими картами международных платежных систем. Но как только речь заходит о реальном «затягивании поясов» в виде возможного замораживания зарплат и пенсий, увеличения налогов, то уже 80 процентов заявляют, что они с этим не согласны. Думаю, и отношение к войне находится где-то здесь.

Перейти снова в зону турбулентности никому не хочется.

Как я уже говорил, люди научились выстраивать взаимосвязи между внешними и внутренними факторами. Они начинают понимать, чем чревата для них эскалация этого конфликта, и ошибаются те, кто считает, что люди готовы поддержать какие-то жесткие радикальные шаги. И уж тем более провоцировать на это власть.

И все же такие люди есть.

Конечно, есть. Но их мало. Желать войны может только человек весьма экзотических взглядов. Человек, у которого нет ни родных, ни близких. Всегда есть какие-то маргинальные группы, готовые разрушить весь мир ради какой-то безумной идеи. О них вам лучше поговорить со специалистом другого профиля. Мы все же имеем дело с нормальными людьми, мы говорим о большинстве россиян. Среди большинства таких нет.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(656):

1234 5 678 ... +1
2 +3−1Vladimir Rentyuk14:38:56
06/04/2015
3 +3−0Сергей Лысиков14:28:42
06/04/2015
к примеру в Японии или Германии вообще нет или не осталось природных богатств, но они намного обогнали нас по развитию и богатству, и как вы думаете почему?
Потому что у русских богатства в земле, а японцев, немцев, американцев и пр. - в голове.
2 +2−0хм ...13:18:56
06/04/2015
В общем все как всегда, отлично соответствует среднестатистическому профилю на ленте: мы великие, мы за мир и за все добро что в нем есть, поэтому весь мир в радиоактивный пепел, в труху всех хохлов, жидов, пиндосов и гейропцев, лишь бы нам за это ничего не было. И если что, то все остальные аморальные и бездуховные.
2 +2−0Максим Слюдкин11:52:07
06/04/2015
-6 +3−9Михаил Лисовин03:58:16
06/04/2015
По ВЫПЛАВКЕ. Из чужой руды. Украинской и казахской. С Украиной у нас понятно какие отношения. Казахстан тоже побаивается: а вдруг Россия оттяпает у него Север, там же русские? А титан - стратегический материал.
Пока есть возможность - выплавлять как раз и лучше из чужой руды, а свою держать в запасе.
"Сначала съедим твое - потом каждый свое" (с) народное
2 +2−0Dmitry Smirnov08:40:30
06/04/2015
3 +3−0андрей06:42:46
06/04/2015
Какая то странная статья а защита отечества в случае нападения не подразумевает силовой ответ или что то в современных условиях изменилось или писатели из ленты привыкли все передергивать
Как заказали, так и написали.
2 +7−5Похититель07:04:40
06/04/2015
Комментарий удалён.
Конрад за себя говори, а не за всех. Можешь подыхать за свой проект, правослабие и своего гоп-президента
2 +2−0Бухгалтерия ООО МФ ДИМИР06:13:21
06/04/2015
-4 +4−8[email protected]00:54:22
06/04/2015
Ну так а тыщу лет назад ни Москвы ни русских никаких не было и что?
Москвы может и не было. А вот русские были гораздо раньше той же европы.
2 +2−0Тимур Канаев06:01:51
06/04/2015
-2 +2−4Нехристь Нехристев02:10:34
06/04/2015
Деды воевали против тех, кто колорадские ленты носил, а вы память сроих дедов продали.
Чо ДЕБИЛ!!!!!!!!! А хотя это и так известно, америке всю жопу вылизали!!!
2 +3−1Тимур Канаев05:10:57
06/04/2015
25 +75−50Серега Печорин00:17:16
06/04/2015
Крым равен России? По размеру, ввп или значению?
Крым не может быть равен России, Крым это и есть РОССИЯ!!!
2 +3−1exfizik03:31:22
06/04/2015
6 +9−3Выпей Йаду00:26:58
06/04/2015
"Российское общество в большинстве своем не радикальное, не жесткое. Оно пережило кучу войн, революций и кризисов, поэтому где-то на генетическом уровне в нем сидит стремление к стабильности."

Лента открыла портал для попаданцев из прошлого.
Кристально незамутнённый персонаж из года эдак 1988.
Вроде учОный, и даже не британский... И чем, интересно, "куча" войн и революций в прошлом России круче прошлого Германии или Франции?
Тамошним социологам не позавидуешь)))
Тем, что еще большое количество участников войн и революций в России до сих пор живы. Кому интересны сейчас революции французские революции, кроме историков?
2 +3−1Михаил Лисовин02:53:10
06/04/2015
0 +5−5Egor Volzhskiy00:27:24
06/04/2015
Да, Серега Печорин считает себя очень умным. Закопипастил текст песни, посвященной жертвам IRA. не в тему, зато на английском. Илитно ;)
Да, конечно, жертвам ИРА:
"With their tanks...... у ИРА чо, танки были?
2 +3−1Alexander Rokov02:47:50
06/04/2015
5 +8−3Mad Hatter02:35:56
06/04/2015
Статья вброс говна на вентилятор и подлая провокация.

Давайте проведем опрос в США, "считаете ли Вы, что должно быть применено ядерное оружие, если русские высадят морской десант в Сан-Франциско" и начнут продвигаться на восток, методично перемалывая армию США?"

Что скажет нормальный гражданин своей страны? Да конечно применим, вот и всё.
А почему ты сравниваешь несравнимое?

Опрос-то как формулировался? Как должна реагировать Россия в случае «внешнего вторжения в Крым». То есть, сценарий, теоретически, предусматривает и тот вариант, что Украина решит силой отвоёвывать Крым. Сугубо теоретический, но всё же. Ты что, одобряешь применение ядерного оружия против Украины?
2 +4−2Mad Hatter02:45:54
06/04/2015
-15 +13−28[email protected]00:39:41
06/04/2015
Интересное замечание, а вы в своей стране наблюдаете укроповские танки? НАТОвские? америкосовские ? а я в своей рашистские наблюдаю - интереснейший способ защиты, не находите?
Я тебе подскажу как определить принадлежность танков к РФ - это будет как в Грузии 08.08.08, колонна из 700-800 танков, уходящая за горизонт.
2 +3−1Виталий Павлов02:10:53
06/04/2015
2 +5−3Юрий Базарнов02:00:24
06/04/2015
Автор не понимает.

Автор не понимает. Как можно ненавидеть тех, кто убивает детей и стариков.

Как можно ненавидеть тех, кто призывает москалей вешать, и уже вешает и убивает всех подряд. И москалей и не москалей, и богатых и бедных.

И самое феерично, автор очевидно не понимает, как можно защищать свою страну от внешнего врага, который идёт на твою землю грабить и убивать, насаждать свои порядки, которые с вероятностью в 100% приведут к геноциду.

Это ведь очень сложно понять, стремление людей защищать свою землю всеми возможными способами. Потому что им, людям, страшно. У них пример перед глазами.
да потому что сдристнет он при любой заварушке за границу, вот и всё
2 +5−3Юрий Базарнов02:00:24
06/04/2015
Автор не понимает.

Автор не понимает. Как можно ненавидеть тех, кто убивает детей и стариков.

Как можно ненавидеть тех, кто призывает москалей вешать, и уже вешает и убивает всех подряд. И москалей и не москалей, и богатых и бедных.

И самое феерично, автор очевидно не понимает, как можно защищать свою страну от внешнего врага, который идёт на твою землю грабить и убивать, насаждать свои порядки, которые с вероятностью в 100% приведут к геноциду.

Это ведь очень сложно понять, стремление людей защищать свою землю всеми возможными способами. Потому что им, людям, страшно. У них пример перед глазами.
2 +5−3Bravetrapper Bravetrapper01:28:56
06/04/2015
Комментарий удалён.
Но себя то ты считаешь умным, сознательным и ответственным?! Никак не участником стада? (:joy:)
2 +3−1Олег Шлотгауэр01:24:53
06/04/2015
-7 +2−9Георгий Агеев01:20:31
06/04/2015
и еще добавлю.

Массированное применение ядерного оружия против ЛЮБОЙ внешней агрессии должно быть прописано в уставе Российской Армии как ЕДИНСТВЕННЫЙ вариант ответа.

И пусть лезут. Добро пожаловать в АД.
А про ответ ты конечно не думаешь...
2 +6−4Bravetrapper Bravetrapper01:22:17
06/04/2015
6 +14−8alcel2401:21:04
06/04/2015
И расистов. Жидов и расистов. Имено так.
Не вижу проблем. Человек существо с гибкими взглядами. Все зависит от места и условий.
2 +5−3Bek Kay01:18:54
06/04/2015
5 +20−15Серега Печорин00:39:28
06/04/2015
В 39 защищались от поляков, а в 40 от финнов =)
Ага, а в 17-19 веке на Россию напал Кавказ со Средней Азией.
2 +3−1Глеб Паршин01:18:38
06/04/2015
0 +4−4D Ar01:00:01
06/04/2015
Та страна применила его против ВРАГА который НАПАЛ на нее

А ты расскажи с какого перепуга ботоксный пидopас стал угрожать ядерным оружием.
Да, и бомбы сбросили не на военные гарнизоны, не на аэродромы, не на стоянку подводных лодок. После разбития Квантунской армии, когда ядерный удар был чрезмерным и необязательным.
2 +6−4Федос фремб01:16:53
06/04/2015
Комментарий удалён.
не знаю насчет калининграда , но за камчатку нет смысла беспокоиться,) поверь. тут без разговоров , ТАКОЕ партизанское движение организуется, это будет АД для любого супостата. .. и это в том случае если смогут пробить Большую часть ВМФ тихоокеанского нашего, и не мало так авиации и остальных частей ВС . с этой стороны страна защищена капитально . у нас АПЛ тут базируется, хватит полностью покрыть боеголовками всю территорию СШП , три ч половиной раза .
1234 5 678 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь