«Обречены жить в бедности»

08:40 26/03/2015 Россия
«Обречены жить в бедности»

Согласно недавнему прогнозу Минэкономразвития, в 2015 году уровень бедности в России вырастет на 1,4 процента — из-за роста цен и сокращения доходов населения. Эксперты, однако, считают, этот прогноз слишком оптимистичным, а реальный уровень бедности уже сегодня не соответствует официальным 11 процентам. Кто и как попадает в бедняки современной России? Есть ли у этих людей шанс вырваться из нищеты, повысив свой социальный статус? Или же, оказавшись однажды на дне, и они сами, и их дети обречены там остаться? На эти и другие вопросы «Ленте.ру» ответила кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН Светлана Мареева.

«Лента.ру»: В России появились «новые бедные»?

Мареева:Этот процесс действительно идет. И по моим оценкам, и по оценкам моих коллег, он продолжается последние 10 лет. Но я бы не стала сильно увязывать его с текущим кризисом, как и с кризисом 2008 года.

И в чем же дело?

Согласно официальной статистике, у нас все хорошо. Более того, Росстат говорит, что бедность за последние годы сократилась. Но фокус в том, что Росстат измеряет бедность по абсолютному критерию. То есть бедные — это те, у кого доходы ниже прожиточного минимума, те, у кого нет возможности для простого физического выживания. Но прожиточный минимум не спасает от бедности. Располагая им, люди, например, не могут нормально питаться, покупая мясо и фрукты в необходимом количестве, не могут покупать товары длительного пользования, вкладывать деньги в свое образование и образование своих детей. То есть бедняки — это те, кто не способен поддерживать уровень жизни, принятый в данном обществе.

И их все больше?

Да. Но не это главное. Более печально, на мой взгляд, то, что наблюдается межгенерационное воспроизводство бедности. То есть дети, рождаемые в бедных семьях, не могут вырваться из бедности.

А раньше было иначе?

В том-то и суть. Если вспомнить 1990-е, то тогда почти все население было бедным. Быть бедным было не зазорно и не стыдно. Это было «как все». Сейчас же бедные все больше отрываются от остального общества. Их социальный капитал, их связи, как правило, завязаны на такие же бедные семьи. Со средними слоями и даже с малообеспеченными они пересекаются все меньше. В итоге эта группа замыкается и начинает самовоспроизводиться. Это действительно качественно новое явление. Эта бедность не сопоставима с той бедностью, которая была 15 лет назад.

Что изменилось за эти 15 лет?

Страна восстанавливалась, открывались новые возможности, и наиболее активная часть населения получила шанс на социально-экономическую адаптацию. Вообще термин «новые бедные» был специально введен социологами по аналогии с «новыми богатыми», чтобы обозначить ту категорию людей, которые не выросли в бедности, а попали туда случайно, имея нормальное образование и профессиональные навыки. Так происходило именно в 1990-е, когда грамотные профессионалы лишались работы и средств к существованию. И вот именно эта категория населения, используя свои ресурсы в виде образования, собственности и социальных связей, смогла выйти из бедности.

Сегодня у бедных таких ресурсов нет?

Наши данные показывают, что это так. Экономические ресурсы практически исчерпаны, потому что ликвидная собственность вроде квартир и земельных участков постепенно распродается, чтобы как-то поддержать уровень жизни. А денег на то, чтобы инвестировать в свое образование и образование своих детей, все равно не хватает. То же касается и здоровья. К тому же излишне говорить о том, что социальные лифты в последние годы работают все хуже и хуже.

Кого сегодня больше — потомственных бедняков или новых бедных?

Тех, кто давно и окончательно застрял в бедности, пока не большинство. Но они создают ядро этой группы, с ними уже ничего сделать нельзя, и формирование такого ядра — очень тревожный сигнал. Однако основная проблема, на мой взгляд, в том, что эта категория бедных будет расти. Потому что даже при самой правильной социальной политике и государственной поддержке уровень жизни новых бедных можно поднять максимум до малообеспеченных. Их собственных ресурсов недостаточно, чтобы перейти в средние слои, даже с такой поддержкой.

Рано или поздно они пополнят группу, обреченную жить в бедности.

Другими словами, бедность сегодня — это дорога с односторонним движением.

По сути, да. В период экономического подъема все кто мог, перешли в средние слои. В бедности остались те, чьих ресурсов недостаточно для такого перехода. Возможно, что-то изменится при очередном подъеме экономики, но такие вещи сложно прогнозировать, и, боюсь, к этому времени новые бедные окончательно растеряют свои экономические ресурсы, а иных так и не обретут.

Где больше бедных — в крупных городах или в провинции?

Как ни странно, хотя в больших городах больше возможностей, уровень бедности там выше. Это из-за того, что уровень и стоимость жизни там тоже выше. Чтобы выйти из бедности в большом городе, человеку надо приложить гораздо больше усилий.

Что думают бедняки о себе и о своей жизни?

Это еще один тревожный сигнал, который говорит о том, что новые бедные превращаются в новую периферию общества. Они все чаще отмечают, что испытывают дискриминацию из-за своего низкого социального статуса. Они считают, что представители более успешных социальных групп избегают общения с ними именно из-за того, что они не могут себе позволить приобретать те же товары и услуги. Бедные менее толерантны к неравенствам и считают, что государство должно что-то сделать, чтобы эти неравенства сократить.

Полагаю, большинство нашего населения не испытывают толерантности к неравенствам.

Это так. Три четверти россиян считают, что неравенства слишком сильно выражены, и основания для этих неравенств нелегитимны. Богатые, по их мнению, разбогатели не за счет своего образования, профессионализма и упорного труда, а благодаря своим связям и не вполне законным методам конкурентной борьбы.

Бедные смирились со своим положением или готовы искать новые возможности?

Если говорить о ценностных ориентирах, то в мире существует такая проблема, как «культура бедности». Бедные становятся более пассивными, что дополнительно укрепляет их бедность. Среди бедных реже проявляется конкуренция, инициативность, предприимчивость и стремление выделяться. Впрочем, наши исследования показывают, что в России пока рано говорить о возникновении ценностного раскола между бедными и остальным населением. Безусловно, он уже формируется, но для нашего общества эта проблема пока не столь актуальна.

Некоторые эксперты, и в том числе ваши коллеги социологи, говорят, что в России начал образовываться низший класс. Что он представляет собой, и можно ли говорить о новом классовом обществе?

Признаки возникновения низшего класса действительно есть. Но классовая структура общества несколько отличается от принятого сейчас в России деления по уровню дохода — бедные, малообеспеченные, средние слои и богатые. Классы определяются наличием того ресурса, от которого представители этого класса получают основной доход. Высший класс, или буржуазия по Марксу, получает доход от средств производства — предприятий, земли и т.д. Средний класс обладает человеческими ресурсами — образование, профессиональные навыки и умения. Рабочий класс получает доход за свою физическую силу. Образование и умения в данном случае играют далеко не главную роль. Низший класс — это те, у кого вообще нет никаких ресурсов, либо эти ресурсы не востребованы на рынке труда. Это люди без образования и без уникальных навыков, рабочие самой низкой квалификации, работники, занятые в теневых сегментах экономики. То есть бедные и низший класс — это не одно и то же. Даже представитель среднего класса может быть бедным, если у него невысокая зарплата и много иждивенцев в семье.

Можно ли в ближайшее время ожидать расширения низшего класса?

Здравый смысл подсказывает, что те кто за последние годы все же выбрался из бедных в малообеспеченные, скорее всего, скатится обратно. А часть людей со средним достатком попадут в категорию малообеспеченных. Кроме того, рынок труда будет сокращаться и конкуренция на нем усилится. В результате тех работников, чьи ресурсы окажутся невостребованными, выдавят в низший класс. Думаю, это отразится и в официальной статистике — людей с доходами ниже прожиточного минимума станет больше. И конечно же, это будет видно в социологических исследованиях. Больше людей столкнется с ограничением в питании, приобретении одежды, съеме жилья, проведении свободного времени — тех, кто больше не сможет поддерживать образ жизни, привычный для их социального слоя.

Беседовал Роман Уколов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(349):

1 2 345 ... +1
6 +8−2Boris Mustafin21:34:18
26/03/2015
25 +44−19mike nikov09:27:55
26/03/2015
зато крым наш
думаю, в крыму тож приуныли.
6 +6−0Walther Stalnhelm18:01:08
26/03/2015
Просто надо как-то уменьшать разрыв между богатыми и бедными. Богатые льготы используют, например, им за покупку жилья уменьшают налоги и т.д. А вот бедному человеку, которому с его зарплатой копить на хату лет так 80-100...
И вот какие есть реально пути для человека с мизерной зарплатой выйти из бедности? Как взять квартиру в ипотеку, если зарплата 20, а ежемесячные платежи 25?
В общем, бесполезно это всё. В конце концов масса бедных и просто нищих составит критическую массу - и тогда повторится 1917 год.
6 +6−0михаил сивков13:46:14
26/03/2015
-2 +0−2Ivan Sergeevich13:20:46
26/03/2015
а кто заставляет пить?
Кто мешает получить работу или образование?
Кто виноват,что ты бесхребетная амеба без целей и разума?
Кто виноват,что нет мозга,дабы сначала заработать что то,а уже потом строгать детей?
Это все - красивые слова. К сожалению, не все такие "умные". Реальная жизнь гораздо сложнее, а люди все очень разные. И не жалеть надо этих людей, а помогать, если это им нужно. Но в нашем обществе это не принято.
6 +6−0Maksim Mitkov10:33:58
26/03/2015
-7 +3−10Bash-Na-Bash Srepetuev09:41:22
26/03/2015
Нормальный такой критерий! Т.е. если на столе нет хамона и икры, ананасов и иных тропических фруктов, а дети не учатся в престижных универах, то ты априори нищ! У аффтора с головой порядок? Согласно его "подхода" даже т.н. "золотой миллиард" процентов на 60-70 нищие(:smile:) 80% населения земли вообще не мечтают о разносолах и престижных вузах или вообще о каком-то серьезном образовании. Бедность, это когда НЕЧЕГО жрать и денег на еду нет, а так-же НЕТ возможности их заработать.
проблема в том, что все профессии нужны. кроме высококвалифицированных рабочих, офисного планктона нужны и дворники, и медсестры, и няни в дет садах, и еще куча не особо престижных работников. если они будут получать сумму, которая позволит им не думать как купить еду, то тогда они не нищие. а когда ситуация складывается так, что огромная часть населения, которая трудится в таком сектора получает реально мизер, то говорить о нищите не приходится. и хамоны тут не причем. наш прожиточный минимум - это смешно. там что-то вроде 8 тр. когда за коммуналку отдаешь 5 из них - о каком минимуме можно говорить?
6 +7−1Роман Рогов10:16:33
26/03/2015
Ну вот до 90-х меня БЕСПЛАТНО научили петь при клубе и 20 лет работал ведущим солистом без консерватории,имея ставку выше чем у народного артиста.Так же получил БЕСПЛАТНО архитектурное образование,и когда петь надоело работал как дизайнер.А сейчас такое невозможно.Даже если человек имеет яркие таланты -обречен прислуживать тем кто просто силен создать бригаду и застолбить что-нибудь.А теперь и силу проявлять не надо-дети богатых получают средства по наследству.
6 +7−1я мы10:11:20
26/03/2015
0 +3−3lustramentum10:09:03
26/03/2015
Это был сарказм.
бедность или богатство, даёт не власть, но угробить или развивать страну - её дело
6 +7−1Серый Мельник10:04:36
26/03/2015
8 +10−2mike nikov09:54:26
26/03/2015
с 83 прошло 30 лет как во франции был запущен первый скоростной поезд, проходящий 400км за полтора часа) с тех пор они много чего сделали
как раз сейчас про поезда думал ), раньше в поезде был кочегар, машинист, теперь просто машинист, а потом и машинистов не будет, по крайней мере такие линии метро правда уже где то есть, я к тому что где раньше требовалось 10 человек хватит и 1го фигурально выражаясь, в прочем я конечно сильно преувеличиваю, скорее всего просто появятся какие то новые профессии, но всё же вопрос интересный, во первых на сколько зайдёт роботизация, а во вторых на сколько хватит фантазии по выдумыванию новых профессий =)
6 +6−0Исраил Лорсанов09:50:00
26/03/2015
каждый осел, считающий что круче него, никого нет, кто смотрит на этих несчастных как на мусор, должен понимать, что возможно, его тоже выбросит за социальный берег
6 +11−5Anton Romanov09:27:43
26/03/2015
Чё за бред, сегодня любой парень из бедной семьи может закончив 9 классов пойти учиться в ПТУ на рабочую специальность, на того же станочника, и зарабатывать больше чем юрист с высшим в какой нить шарашкиной конторе.
5 +5−0mike nikov14:33:07
26/03/2015
-3 +2−5Bravetrapper Bravetrapper11:45:24
26/03/2015
Ничего глупого в этом нет. Наглые и беспринципные так и останутся успешными, если на их место не придут со временем молодые и патриотичные. Так и будем плодить Бринов, которые получив то самое "слабое образование" будут уезжать в Европу на работу, да там и останутся.
молодые и патриотичные соснут у наглых и беспринципных как это было всегда у нас при царе))
5 +5−0михаил сивков14:12:51
26/03/2015
1 +1−0Vladimir Kuzmin13:49:28
26/03/2015
А зачем этот ярлык на Россию вешать,он подойдет к любой стране мира.Просто до хрена везде дармоедов,которые и не хотят другой жизни.
Согласен. Это есть в любой стране. А в западных странах таких еще больше - любителей нигде не работать и сидеть на шее у государства. Но это в основном мигранты. Я знаю по Испании, например. При потере работы испанец сделает все, чтобы только не "сесть" на пособие по безработице (которое, кстати, зачастую превышает зарплату). Но в этой статье - речь о другом. О невозможности для многих преодолеть жизненные барьеры, которых у нас больше, чем где бы-то ни было.
5 +5−0Ольга Коротких13:57:43
26/03/2015
2 +3−1Бяша Стружкин11:20:36
26/03/2015
Нет, это правда. The Economist несколько месяцев назад посвятил целый ряд статей этой проблеме. Ничего неразумного в этом сценарии нет - сначала технологии заменили ручной труд, но по мере их развития, по мере совершенствования систем с искусственным интеллектом технологии доберутся, и уже в некоторой степени добрались, до труда умственного. Согласно исследованию ученых из Оксфорда, в ближайшие несколько нет технологии заменят бухгалтеров, аудиторов, юристов и многих, многих других. Мне такое развитие событий вовсе не кажется фантастическим.
живу в провинции..интернет нам здесь заменил врачей))
5 +5−0Holy Spirit13:17:27
26/03/2015
3 +3−0Серый Мельник13:05:24
26/03/2015
хорошь про безлюдные технологии - я же был на этих заводах - я про тенденцию - меньще людей, больше машин
тенденция есть безусловно. я на авиационном вертолетном почти 6 лет отработал. там без человека никак.
5 +5−0Фома13:11:14
26/03/2015
-4 +0−4Сергей Иванов12:37:43
26/03/2015
Город Нижний Новгород. Каменщик хороший получает 150000 рублей в месяц при средней ЗП в 30000.
какая ЧУШЬ!!! не позорься с такой брехней...
5 +5−0Holy Spirit12:38:25
26/03/2015
26 +29−3Собака Чжаочжоу09:13:50
26/03/2015
Поднята очень важная тема, на самом деле. Нынешняя власть, путем разрушения системы образования, социальных лифтов и других важных вещей, может превратить бедность в устойчивое и самовоспроизводящееся явление, как в Пакистане или странах Африки.
бедность - очень опасное соц. явление.
Приводит к росту криминала во всех направлениях.
Ждем-с.
5 +5−0Holy Spirit12:36:37
26/03/2015
0 +1−1Серый Мельник11:16:27
26/03/2015
да не только про поезда, были наверное на современном заводе - там много людей - почти никого, а если вспомнить заводы раньше ?
На шарикопдшипниковом заводе безлюдные технологии были уже в 70-е.
А на авиационном заводе или трансформаторном число рабочих осталось практически тем же.
ИТР стало меньше за счет CAD/CAM/CAE систем.
В Скандинавских странах уменьшют количество рабочих часов при тех же доходах.
5 +5−0Серый Мельник11:45:48
26/03/2015
2 +3−1Бяша Стружкин11:20:36
26/03/2015
Нет, это правда. The Economist несколько месяцев назад посвятил целый ряд статей этой проблеме. Ничего неразумного в этом сценарии нет - сначала технологии заменили ручной труд, но по мере их развития, по мере совершенствования систем с искусственным интеллектом технологии доберутся, и уже в некоторой степени добрались, до труда умственного. Согласно исследованию ученых из Оксфорда, в ближайшие несколько нет технологии заменят бухгалтеров, аудиторов, юристов и многих, многих других. Мне такое развитие событий вовсе не кажется фантастическим.
да я даже не про умственный чисто, скажем раньше было конструкторское бюро с кучей чертёжников, сейчас пара человек и современные проги
5 +5−0Турмасов Геннадий11:35:07
26/03/2015
Классы, это прежде всего капиталисты, как собственники общественного производства. И пролетариат ,класс современных наемных рабрчих, которые будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу! Но в современном обществе россии, где свирепствует класс капиталистов -нуворишей общественное производство уничтожено, т.к. советское пущенно под откос, во избежания конкуренции с западными партнерами, а новое не создается, посему не помогут никакие ПТУ и институты-работы нет и не предвидится! А не создается оно по причыине желания капиталиста -нуввориша получать прибыль немедленно, т.е погоня за короткими деньгами и немедленная их вывоз за бугор. Пока власть имела возможность приватезировать доставшееся от СССР, бюджет еще кае-как пополнялся , но к 12 году малина себя исчерпала. Все ! Приехали! Посему о работе, как о нечто стабильном и квалифицированном, ка в СССР, речи быть не может! Речь может идти только о занятости. Сегодня ты врач, завтра тебя под одно место. Ты Бежишь на биржу труда и, о счастье, грузить вагоны. На завтра подвернулась работа в следственном комитете, но временно! Ну а далее...... . Поэтому товоя аременная жена или гражданская оставили тецбе записку : пошел ты..........
5 +5−0lustramentum10:25:41
26/03/2015
-2 +2−4aektann10:24:56
26/03/2015
Принудительная эвтаназия поможет. Зачем стране тащить на себе этот балласт?!
Смотрите сами по какой-нибудь статье не попадите под эфтаназию. Может у вас гены плохие?
5 +6−1lustramentum10:12:42
26/03/2015
6 +7−1я мы10:11:20
26/03/2015
бедность или богатство, даёт не власть, но угробить или развивать страну - её дело
Я смотрю по сторонам и вижу что окружающим насрать друг на друга во всех мелочах. Почему во власти должны оказаться люди качественно другого мышления?
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь