Накануне черного дня

09:21 23/09/2014 Финансы
Накануне черного дня

Нефть в последние недели дешевела, серьезно напугав производителей черного золота. Стоимость барреля марки Brent упала до 95 долларов, что является одним из худших показателей со времен кризиса 2008-2009 годов. Ценовые колебания случались и раньше, однако столь длительное и стабильное снижение цены вызывает большое беспокойство. Вполне вероятно, что в ближайшее время нефть продолжит дешеветь, но апокалиптического развития событий все же не ожидается.

2014-й — год беспрецедентной геополитической нестабильности. Конфликт на юго-востоке Украины, полномасштабная гражданская война в Ираке и Сирии, непрекращающиеся беспорядки в Ливии... такого хаоса мир давно не видел. К этому стоит добавить все еще действующие со стороны США и ЕС санкции в отношении одного из ключевых экспортеров нефти — Ирана.

Spice must flow

В прошлом политическая турбулентность таких масштабов всегда заставляла цены на нефть существенно повышаться. Примеров в истории более чем достаточно. Однако на сей раз картина обратная. За последние три месяца нефть марки Brent (основная европейская марка, от которой высчитывается цена на российскую Urals) подешевела более чем на 15 долларов за баррель. На новости об обострении того или иного конфликта углеводороды практически не реагируют.

Более того, разница в ценах между марками Brent и американской WTI заметно сократилась. В цену Brent (по качеству эти марки сопоставимы друг с другом) закладываются как раз геополитические риски. Но пока они особого эффекта не оказывают. Если раньше спред доходил до 10 долларов за баррель, то сейчас он сократился до 5-6 долларов.

Сложившаяся ситуация беспокоит уже и самих производителей, прежде всего страны ОПЕК. Падение до 95 долларов за баррель для них отнюдь не критично, те же Саудовская Аравия и Катар при таком раскладе балансируют свой бюджет. Но вот дальнейшее снижение может стать крайне неприятной новостью. Руководство организации на прошлой неделе впервые за долгое время прокомментировало спад на рынке. Заявление генсека Абдаллы Салем эль-Бадри было спокойным, обвал цен объяснялся сезонным фактором. Однако упоминание о возможности снижения квот на добычу — ясный сигнал о том, что происходящее воспринимают со всей серьезностью.

Что же происходит на самом деле, почему нефть дешевеет? Во-первых, стоит отметить, что нынешний тренд, конечно же, ни в коей мере не является сезонным. Лето в США и других странах-потребителях выдалось вполне обычным, причин для пониженного потребления энергии не наблюдалось. Отпуска остаются отпусками всегда, но в прошлые годы снижение цен (когда оно вообще было) оказывалось весьма умеренным.

Причины нынешнего спада более фундаментальные. Разумеется, геополитические пертурбации на стабильность поставок особо не повлияли. В Ливии все стороны конфликта следуют принципу из «Дюны» Фрэнка Херберта — spice must flow («спайс должен течь»). Поставки приближаются уже к дореволюционному уровню в миллион баррелей в сутки. Ситуация в Ираке несколько сложнее, но и там боевики ИГИЛ в захваченных районах, судя по всему, организовали черный экспорт в Турцию. На шиитском же юге страны добыча ведется в прежнем режиме.

Ощущается эффект добычи сланцевой нефти в США. С 2008 года объем нефтедобычи в целом по стране вырос на 43 процента. Теперь Америка может удовлетворить свой спрос почти на 80 процентов. Это было достигнуто почти исключительно за счет сланцевых источников, традиционные запасы продолжают медленно таять. Нефть из Венесуэлы, Нигерии и арабских стран, которая поставлялась бы в США, если бы не было роста внутренней добычи, направляется на другие рынки и вызывает там избыток предложения, что неизбежно сказывается на глобальных ценах. Опрошенные агентством Reuters аналитики считают, что рост добычи в США должен компенсировать любую геополитическую нестабильность.

Дело в спросе

Основная проблема сейчас, однако, не с предложением, а со спросом. В первую очередь, речь о Европе, где стагнация продолжается. Экономики Германии и Италии по итогам второго квартала вновь показали спад, немногим лучше ситуация и во Франции. Испания потихоньку выбирается из кризиса, но в одиночку она потянуть весь ЕС не может.

Второй локомотив экономического роста — Китай — также замедлил свой ход. На прошлой неделе были опубликованы данные, из которых видно, что энергопотребление в стране (самый верный показатель экономической активности) в августе сократилось на 2,2 процента по сравнению с тем же месяцем предыдущего года. Падение наблюдается впервые за последние четыре года. Что касается промпроизводства, то его рост оказался в прошлом месяце самым слабым с экономического кризиса 2008 года. Сфера услуг и розничные продажи пока еще растут, но уже слабее, чем в прошлом году. Все это явно свидетельствует о том, что за счет Китая мировая экономика сейчас тоже не поднимется.

Спрос на нефть в такой ситуации естественным образом снижается, о чем предупредило и Международное энергетическое агентство (IEA). В целом пока организация прогнозирует некоторый рост спроса в следующем году, но оценка, сделанная в сентябре, была снижена на 100 тысяч баррелей в сутки. В то же время объем поставок на мировой рынок, по мнению экспертов агентства, продолжит увеличиваться.

Впрочем, ждать обвала до показателей кризисного 2008 года (нефть тогда в один момент рухнула до 33 долларов за баррель) также не стоит. Ну, разумеется, если не разразится глобальный экономический коллапс сопоставимых масштабов, который предсказать все равно не получится. Если же все пойдет примерно так же, как и сейчас, то цены на нефть смогут падать и дальше, но лишь до определенного момента.

Есть два ключевых барьера. Первый — на уровне 90 долларов за баррель марки Brent. Если цена упадет до этой отметки, то от стран ОПЕК вполне можно ожидать определенной реакции. Сокращение добычи — логичный шаг для сохранения статус-кво. Конечно, нельзя исключать, что ОПЕК сыграет в привычную игру «обмани соседа», снижая показатели лишь на бумаге. Но в этом случае есть и другой уровень поддержки, который вряд ли будет пробит.

Дело в том, что добыча сланцевой нефти, обеспечившая львиную долю прироста производства в последние пять лет, — весьма дорогое удовольствие. И если мировые цены упадут до 80 долларов за баррель, это удовольствие, по мнению большинства глобальных нефтяных экспертов (включая и специалистов IEA), окажется на грани рентабельности. Добывать нефть американские компании все равно будут, но вот инвестиции в новые скважины могут сократить. Что в конечном итоге приведет к стабилизации цены вокруг указанного уровня.

Конечно, мир, и прежде всего нефтедобывающие страны, уже настолько привыкли к сверхдорогой (по меркам еще 8-10-летней давности) нефти, что даже 80 долларов за баррель — это крайне неприятно. В России бюджет, к примеру, продолжают верстать из оценки в 105 долларов, а Минэнерго предрекает, что в ближайшем будущем цена на ресурс вернется к 110-долларовой отметке. В стране, где нефтегазовые деньги дают свыше половины госдоходов, подобное падение цен будет чувствоваться очень сильно. Видимо, тогда правительство уже не сможет обойтись изъятием пенсионных накоплений и повышением налогов. Придется сокращать расходы. Причем, радикально. И этот день когда-нибудь назовут черным.

Дмитрий Мигунов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(162):

12 3 456 ... +1
1 +1−0Алексей Сулима14:13:20
23/09/2014
Комментарий удалён.
Ну игра, там ордосы, харконены и еще кто-то. Короче, зелененькие, красненькие и синенькие. Там еще червь харвестеры тырил и танки. Я еще на 386-м компе играл, вот. А если серьезно, книга хорошая.
1 +1−0Heinz Richter13:42:21
23/09/2014
2 +2−0Kiryanov Alexey13:38:17
23/09/2014
Лёгкие фракции, можно и без кавычек, не только бумажные манипуляции, ими вполне реально например разбовляют тяжёлую Венисуэльскую нефть, хотя Вы правы больше там казуистики.
Что Техасу выгоднее порой продовать нефть зарубеж известно, у них кстати уже вторая волна о независимости идёт (пока это всё игры конечно, но вроде 350 тыс подписей собрали), но реальных поставок пока нет и не будет.
Сланцевая нефть, даже с гидроразрывами и прочими чудесами горизонтального бурения (тут США очень продвинулись, это я как человек с горным образованием говорю) пока ещё очень дорога и очень вредна, для экологии.

Есть версия и она имеет право на жизнь, что весь шум затеяли, чтоб по всему миру дурочкам продать очень много выпущенной буровой техники + лицензию на технологию + лизинги, обучения и.т.п. ну Вы меня понимаете.

Пока процент даже в самих США сланцевой нефти считаные единицы, газа первые десятки, с кучей не разрешимых проблем (нефть и газ из сланца - "очень грязная", плохо транспортируется и.т.п.) Кстати именно по этому СПГ сжижают классический природный газ и думаю наливают в танкеры обычную WTI, а их уже в свою очередь на внутреннем рынке, местном, замещают сланцевыми.

Это не значит, что проблему когда-нибудь не решат, но при текущих уровнях, это пока махинации.
Прекрасный коментарий. Честно.
1 +1−0Kiryanov Alexey13:41:51
23/09/2014
0 +0−0Heinz Richter13:38:03
23/09/2014
В одном из ваших коментариев приводятся очень похожие соображения и выводы. Особенно обратил внимание на то, что вы тоже указываете на цену, при которой добыча сланцевого конденсата станет убыточной. Конечно, товарищ журналист не рассказал про обмен нефтью и вообще "технологию" продажи нефти, что вы расскырли в двух словах, но всё же общие выводы в существенной мере совпадают.
Ну значит, журналист все же умеет пользоваться источниками :)
И разумеется это усредненные цены.
Есть например твердые сланцы глубокого залегания, а есть нефтеностные пески, они будут стоить по разному. Но эта цифирь вроде средней температуре по больнице и пациент, будет скорее мёртв, если цена уйдёт ещё ниже.
1 +2−1Муму Герасимовна13:33:48
23/09/2014
0 +1−1Kiryanov Alexey13:30:00
23/09/2014
Сорри, забыл ответить на вторую часть.
1. Есть огромные запасы денег вложенные в Американские и Еропейские ГКО, фактически деньги работают на них, а могу на нас. Тут безспорно, что их могут просто разворавать.
2. Де-факто уже очень давно соредоточение технологий это ЮВА, для тогоже айфона в США не производиться вообще ни чего (:smile:)
ЮВА сосредоточение не технологий, а сборочных производств. Построенных на американские же деньги.
1 +1−0Saimon Ozborn13:24:56
23/09/2014
Цитата "spice must flow" не из книги «Дюна» Фрэнка Герберта, а из фильма «Дюна» Дэвида Линча.
1 +2−1Billy Boy13:04:18
23/09/2014
Комментарий удалён.
Приезжай в Волгоград, я тебя и без азеров вырежу, за разжигание розни.
1 +1−0Гриша Гриша12:46:49
23/09/2014
2 +3−1Igor Egorich12:40:50
23/09/2014
Тут же вопрос не в правящей партии,а в тонкостях русской души. Второе поколение россиян хотят спиз...ть и убежать. О молодежи, которая, хочет все сразу и говорить нечего. Вся проблема в нас самих, может когда понимание этого в обществе появится, все сдвинется.
Когда элиты думают - я украл, спрятал, теперь шикую, а остальные думают - вот уроды, наворовали , надо забрать и поделить. А люди которые пашут в РФ, у них все хорошо.
В том, что проблема в нас самих, я с тобой полностью согласен! Каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет!
1 +1−0Alex Myas12:42:15
23/09/2014
Комментарий удалён.
На душу населения не в три, а в два раза. Учитывая ужасную массовую бедность, это просто ничто. При таком росте, а он ещё и замедляется, основная масса населения не выберется из нищеты, как говорится, "никогда". Видимо это (капитализм, социализм, индустриализация) вообще не тот путь для таких стран. В Китае ситуация лучше, но тоже ужасающая бедность, с которой не понятно чего делать в перспективе.
1 +1−0Heinz Richter12:41:26
23/09/2014
13 +16−3Гриша Гриша10:16:56
23/09/2014
Если смешно - смейся. Дуракам всегда смешно, а вот экономистам - не очень. Китай совершил гигантский рывок, но по-прежнему остается очень бедной страной с низким средним уровнем доходов. Китай вырос, став глобальной фабрикой для производства абсолютно всего для развитых стран, но с улучшением качества жизни в стране Китай начал терять свое основное преимущество - дешевизну труда. В последнее время, по словам западных экономистов опять же, наметилась обратная тенденция - многие западные компании стали переносить производство обратно домой, так как подорожавшая рабочая сила в Китае и прочих развивающихся странах наряду с политическими рисками стали делать производство там невыгодным.
В добавок вопрос для товарищей оптимистов, которые по совместительству являются зантоками Китая: сколько Китай нынче тратит на пенсии?
1 +2−1Kiryanov Alexey12:07:51
23/09/2014
21 +26−5Гриша Гриша09:51:30
23/09/2014
Об этом уже давно пишет западная пресса - в современном мире как минимум два крупных геополитических кризиса, а нефть не дорожает, как бывало раньше. США стали добывать и экспортировать больше нефти, скоро к ним, похоже, присоединится Мексика и, видимо, Иран. Идиоты на этом сайте орали, что этого не будет, когда я об этом писал; люди поумнее прислушивались. Так что очень вероятно, что скоро путинская "стабильность" накроется большим медным тазом, так как ни на чем она кроме цен на энергоносители не основывается и все путинские "достижения" в экономике объясняются лишь небывалым золотым дождем от удачной конъюктуры на рынке энергоносителей, совпавшей с периодом его правления. Тут-то все и увидят, что "король-то голый"!
США экспортирует нефть? Сырую?
Дальше Ваш бред даже и читать нет смысла (:joy:)
1 +3−2Billy Boy10:35:11
23/09/2014
0 +1−1Alex Viking10:30:19
23/09/2014
Странно, а хохлы пишут, что нефть дорожает.
Ссылка на www.epravda.com.ua
Неужели автор .ua не читает?
Украина в другой вселенной живет, им можно
1 +4−3lead artist10:10:11
23/09/2014
10 +13−3Гриша Гриша10:04:34
23/09/2014
В Индии население преимущественно ужасно нищее и таким будет оставаться еще очень долго. Более того, западные экономисты стали замечать в последнее время интересный, хотя и печальный феномен - разрыв между развивающимися странами и развитыми перестал сокращаться. Очень может быть, что многие развивающиеся страны ввиду ряда причин достигли своего "потолка", так что ты можешь бубнить, как мантру, про нефть в $200, но этого в ближайшие десятилетия, как минимум, точно не будет, а вот 70-80 баксов за баррель уже скоро - очень может быть. Тут-то российская воровская власть и крякнет, правда, и мы все вместе с ней.
Про печальный феномен, это смешно. Десятки стран мира лет 50 назад жили в средневековье. А сейчас красиво жить хотят все. Поэтому такая невиданная доселе миграция населения. Китай 20 лет назад был отсталым и нищим. Ездили к нам за биноклями, часами и мотоциклами. А сейчас там громадные очереди за айфонами.
1 +5−4Billy Boy08:49:51
23/09/2014
-5 +7−12Холоп Рашкин-Ватников08:48:59
23/09/2014
Автор подпиндосник вестимо, возможно его нашли в США
Причем здесь подпиндосник он или нет и его професионализм?
1 +4−3иванов иван08:31:35
23/09/2014
26 +45−19Путин и Прочие Неврозы08:30:19
23/09/2014
Ботокс нервничает, когда читает подобные новости.
все нефтедобывающие страны - с тараканами в голове
0 +0−0Глеб Щербаков21:22:49
24/09/2014
-1 +0−1андрій ф21:26:09
23/09/2014
РФ - потрясающая страна!
Страна, не имеющая национальной самоидентификации!

Гимна НЕТ (Гимн СССР), флага НЕТ (флаг Нидерландов), Герба НЕТ (Двуглавый орёл, встречается ещё в древнем Шумере! В Золотой Орде, в Черниговском Княжестве, в Австро-Венгрии, и ещё сотнях гербов, каким х*ром он в Московию попал, даже сам этот орёл не в курсе), Москву основал шестой сын Киевского князя Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий, матрёшку - слямзили у китайцев, балалайку - у монголов (Она называлась ДОМБРА).

Национальной кухни - НЕТ! (Очень глупо называть украинский борщ - ЩИ, по той простой причине, что свежей капусты нет, и заменяли её квашенной), пельмени - ну, это вообще смешно! Подобное блюдо, существует в любой кухне, любого народа, только называется по разному: манты, равиоли, хинкали, вареники, и т.д.

Национальный герой - Сталин (Иосиф Джугашвили, грузин), Великий поэт - Пушкин (потомок эфиопов), Великий Космос - Королёв (житомирский укроп), Великий Брежнев - опять укроп...

Бл*... Да, где же русские???? Где же Путин???? Да нет нихрена!!!! Ж*па какая-то...
Да,да! Куда им до великой Вкраины с борщом, варениками и Шевченком! Правда он, собака, исключительно на русском писал.
0 +0−0Eugene Plaksienko18:19:21
24/09/2014
Комментарий удалён.
Роста спроса уже как 6-7 лет нет, идет спад, а сланец открывают потому что это бизнес, а не гос управление, да и стоимость сланцевой добычи не многим дороже обычной, думаю если будет $40 они скорее всего будут так же рентабельны
0 +0−0Fine Products17:03:11
24/09/2014
-4 +8−12Сергей Серебров08:59:04
23/09/2014
На ленинградку не пустят - там переизбыток хохлушек)
для тебя местечко найдется
0 +0−0Александр Исаев16:42:33
24/09/2014
Хорош срать-низких цен на нефть не будет, потому как она истощается.
Когда-нибудь нас спросят: а что делали вы, когда нацисты на Украине убивали людей? А мы скажем: "мы просто стояли и смотрели"...
Если ты считаешь, что СМИ врут, то ПРОВЕРЬ! Реальная информация о войне на Донбассе и в Луганске БЕЗ КУПЮР +18 на Ссылка на vk.com
/> /> />Не знаете, как помочь ополченцам? Официальный счёт помощи ДНР и ЛНР. Помогите Донбассу и Луганску, ДНР и ЛНР! Реальный счёт помощи Донбассу реквизиты: карта Сбербанка 5469 0600 1028 4112 Webmoney: R344721876475 и Z886501475580 Яндекс.Деньги: 4100169867206
0 +0−0Сергей Самаркин15:51:10
24/09/2014
13 +16−3Гриша Гриша10:16:56
23/09/2014
Если смешно - смейся. Дуракам всегда смешно, а вот экономистам - не очень. Китай совершил гигантский рывок, но по-прежнему остается очень бедной страной с низким средним уровнем доходов. Китай вырос, став глобальной фабрикой для производства абсолютно всего для развитых стран, но с улучшением качества жизни в стране Китай начал терять свое основное преимущество - дешевизну труда. В последнее время, по словам западных экономистов опять же, наметилась обратная тенденция - многие западные компании стали переносить производство обратно домой, так как подорожавшая рабочая сила в Китае и прочих развивающихся странах наряду с политическими рисками стали делать производство там невыгодным.
Китай уже несколько лет защищает себя осваиванием самого крупного на земле рынка сбыта, то есть самого себя. Там уже средний уровень зп сравним с российским, а цены в 2.5 раза ниже.
0 +0−0John Smith11:37:23
24/09/2014
0 +0−0Stagger Lee10:37:53
24/09/2014
иплашка, ты слышал что порошенко отказался кормить донбас? ты знаешь, что это для вас озночает? подумай
иплашка, а каким боком, то что тебе лапшает лайфньюз к "производителям черного золота"?
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь