Дороже денег

08:47 13/08/2014 Финансы
Дороже денег

Несмотря на замедление роста экономики, россияне продолжают брать деньги в кредит. И ладно если бы это были займы на открытие бизнеса, образование или лечение... Но нет — люди берут деньги под проценты на всякую необязательную всячину: мобильные телефоны, бытовую технику, автомобили, турпоездки. Получается, что страна меньше производит, но больше тратит. Последствия могут оказаться весьма серьезными.

Пирамида для пенсионерки

Пожилая женщина с пенсией восемь тысяч рублей взяла потребительский кредит на сумму чуть менее 10 тысяч рублей на какие-то хозяйственные нужды. Но вскоре поняла, что выплатить долг самостоятельно она не сможет и... пошла в другой банк, где взяла другой кредит, чтобы погасить первый. Затем она обнаружила, что и по новому кредиту расплатиться она не в силах. Находчивая пенсионерка отправилась в два других банка, чтобы вновь перекредитоваться. И так далее... В результате женщина с пенсией (повторимся) восемь тысяч рублей за два года набрала 26 кредитов на общую сумму в три миллиона. История не выдуманная. Ее «Ленте.ру» рассказал финансовый омбудсмен Павел Медведев. Имя и фамилию женщины называть не будем, по понятным причинам.

Господин Медведев уверен, что в данном случае речь не идет речь о мошенничестве. «Мошенники тоже ко мне обращаются, пытаясь обмануть. Но они, как правило, набирают десятки кредитов за короткий срок (например, за пять дней). Эта женщина просто наивна, но она честно пыталась погасить долг», — считает омбудсмен.

Случай не уникален. Павел Медведев рассказывает о другом пенсионере, который набрал 31 кредит на аналогичную сумму. Спрашивается, неужели банки, выдающие кредиты подобным клиентам, не видели их финансового положения? «Не видеть они не могли, — уверен омбудсмен, — в данном случае банки пассивно способствовали тому, что человек оказался в критическом положении».

Ситуацию, когда заемщик набирает новые кредиты для расплаты с предыдущими, Медведев называет кредитной пирамидой. «Такая пирамида оттягивает час расплаты заемщика, но делает расплату страшнее», — отмечает он. По мнению омбудсмена, причина проблемы в том, что некоторые банки поощряют своих сотрудников за количество выданных кредитов. В результате операционистка банка, получающая надбавку за оформление кредитов, грубо говоря, «впаривает» их каждому, кто поддастся на ее уговоры. А вернется кредит или нет — сотрудника не волнует.

Недавно Центробанк выпустил инструкцию о порядке поощрений сотрудников банков, выдающих кредиты физлицам. Документ увязывает поощрения с возвратностью кредита. Понятно, что вознаграждать сотрудника только после возврата клиентом кредита, нереально. Ипотечные займы выдаются в среднем на 17 лет. Но хотя бы частично прекратить раздачу «халявных» кредитов все же необходимо. Тем более, если речь идет о потребкредитовании.

Для старого и малого

Закредитованность стала одной из основных проблем российской финансовой системы. Один из признаков этого явления — рост числа кредитов в тех возрастных группах населения, платежеспособность которых сомнительна. Согласно исследованию Национального бюро кредитных историй (НБКИ), средняя сумма действующих кредитов особенно интенсивно растет у молодых и пожилых заемщиков. Быстрее всего — у граждан старше 60 лет. То есть у пенсионеров! При этом у этой категории заемщиков доля обеспеченных кредитов ниже, чем у других возрастных групп, — всего 15 процентов. Зато самая высокая доля задолженности по кредитным картам — 21 процент. Те, кто пользовался кредитными картами, знает, что траты по ним довольно трудно контролировать. И возрастная группа, финансовая грамотность которой в России довольно низка, активно наращивает задолженность по этому виду кредитов. Другими словами, пенсионеры все больше залезают в долги.

В самой молодой возрастной группе тоже тревожная тенденция. По данным НБКИ, доля заемщиков в возрасте до 24 лет уже составляет девять процентов. Генерального директора НБКИ Александра Викулина это не настораживает. «Расширение целевой аудитории банков за счет заемщиков в возрасте до 24 лет — хорошая тенденция. Именно в этом возрасте людям наиболее важна финансовая поддержка. Тот факт, что банки начали кредитовать молодежь, как правило, не имеющую стабильного источника дохода, говорит о росте доверия кредиторов к заемщикам», — говорит он.

Позволим себе не согласиться. Доверие к заемщикам, не имеющим постоянного дохода, обычно заканчивается плачевно для самих кредиторов. Например, в 2008 году американские финансовые структуры прониклись необычайным доверием к подобным клиентам, выдав им кредиты по суб-прайм-ипотеке. В результате финансовый кризис потряс весь мир, а крупнейшие банки типа Lehman Brothers обанкротились.

Да, в Соединенных Штатах до недавнего времени также было принято брать кредит практически сразу после достижения совершеннолетия. Даже если юный заемщик не планировал покупать ничего дорогостоящего. Это делалось для того, чтобы вовремя погасить кредит и сформировать положительную кредитную историю. Тогда следующие кредиты можно будет брать по более выгодной ставке. Но если в США молодой человек берет ненужный ему кредит, чтобы аккуратно выплатить и тем самым доказать, что он пунктуальный и надежный заемщик, то в России кредиты берут просто на текущие нужды. Например, на покупку модного мобильного телефона, который к моменту погашения займа станет уже совсем не модным.

Впрочем, если с банком не смог расплатиться студент, за него могут заплатить его родители. А кто заплатит в случае дефолта пенсионера?! Или банки, выдающие им кредиты, рассчитывают на оставшиеся в их собственности квартиры, земельные участки?

Кредиты пенсионерам выдают такие банки, как «Ренессанс Кредит» по минимальной ставке 15,9 процента годовых, «Промсвязьбанк» (от 17,9 процента годовых), «Банк Москвы» (от 19,9 процента годовых), «Совкомбанк» (от 29,9 процента годовых). Приведенные ставки — только минимальные по долгосрочным кредитам, а годовые тот же «Совкомбанк» дает под 33 процента годовых (!). Выходит, самую беззащитную группу населения намеренно заманивают в долговую ловушку.

Игра с просрочкой

По данным Центробанка, за первое полугодие текущего года просроченная задолженность физических лиц по банковским кредитам выросла на 28 процентов. Выше был рост только в 2009 году — 31 процент. Правда по отношению к общей сумме выданных кредитов просроченная задолженность составила всего 5,3 процента. Казалось бы, общая доля невелика. Но эта цифра не должна вводить в заблуждение. Не следует забывать, что сами банки не очень любят показывать в своей отчетности просроченные выплаты по кредитам. А скрыть их можно за различными схемами реструктуризации займов. В банковской отчетности реструктурированная задолженность — уже не «просрочка». Но по сути, это все равно долг, по которому платеж не поступил.

Кроме того, следует учитывать, что помимо банков есть еще микрофинансовые организации (МФО). Эти структуры, выпадающие из-под чуткого контроля Центробанка, выдают кредиты «до зарплаты» под два процента в день (или 372,3 процента годовых). По оценкам экспертов, российские граждане должны МФО примерно 120 миллиардов рублей (точных данных нет).

По мнению специалистов, выдавать кредиты пенсионерам и студентам, то есть людям со стабильным, но мизерным доходом, некоторые банки заставляет именно закредитованность населения и необходимость покрывать объем просроченных долгов. Что касается обычных граждан, они должны просчитывать, смогут ли расплатиться с кредитом. Никакая инструкция Центробанка не защитит человека, набирающего один кредит за другим.

Григорий Коган

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(135):

0 +0−0Klapaucjusz Trurl22:30:28
13/08/2014
0 +0−0Alexander Minaichev12:35:56
13/08/2014
как у нас может быть ипотека ниже 10-и? когда депозит по 10%? узнай какой процент по депозиту в странах, где ипотека по 4%
0.75%
0 +0−0Dalany Mokus21:28:18
13/08/2014
Что там за хлам такой на иллюстрации за 20+? Это что, фото десятилетней давности?
0 +0−0Иван Иваноff19:37:02
13/08/2014
Разогнать банки к чертям собачим! Никаких кредитов и ипотек! Расплачиваться золотом!
0 +0−0Елена Тишина19:12:33
13/08/2014
0 +0−0Антон Александров18:59:35
13/08/2014
нутк, кто мешает посчитать доходы, расходы и выяснить какую сумму в месяц ты можешь отдавать в виде платежей по кредитам?
Если эта сумма меньше, чем указано в графике платежей - кредит не брать.
Самый простой вариант: сегодня у человека есть работа - завтра заболел и ее нет. Или еще что случилось. Или просто уволили. Как классик писал: "гладко было на бумаге, да забыли про овраги"
0 +0−0Антон Александров18:59:35
13/08/2014
0 +0−0Елена Тишина12:32:05
13/08/2014
Так провоцируют ведь, да еще как! Агрессивная реклама по всем каналам зомбовидения и в интернетах так и лезет изо всех щелей. Люди, естественно, хотят жить лучше. Кто-то взял в кредит, к примеру, автомобиль, ездит на нем, хвастается перед знакомыми, что запускает цепную реакцию, ведь в современном обществе все социальные маневры направлены на то, чтобы показать свой более высокий уровень потребления. Этим пользуются. Вот и выходит, что люди работают на работах, которые они ненавидят, чтобы купить дерьмо, которое им не нужно. Опять же зависть растет, жадность...зло этот кредитный пузырь, хотя с помощью него работает экономика, как ни прискорбно. Прикиньте, ради интереса, через сколько обанкротятся крупные сети, вроде Эльдорадо, М-видео и иже с ними, если не кредиты, которые впаривают со страшной силой?
нутк, кто мешает посчитать доходы, расходы и выяснить какую сумму в месяц ты можешь отдавать в виде платежей по кредитам?
Если эта сумма меньше, чем указано в графике платежей - кредит не брать.
0 +0−0Николай Игнатьев18:54:19
13/08/2014
2 +2−0Hannibal Lecter13:25:27
13/08/2014
Так то так, но если на морскую осу наступит, настанет кирдык красивому загорелому юноше. Да ещё озоновая дыра, помимо массы ядовитых тварей. Нет идеального места на земле.
зато хоть перед смертью красоту увидит а не судебный приставов на пороге через пару лет после взятия кредита на еблафон или ебота сороковка на двести лет
0 +0−0Igor Pavlov18:31:02
13/08/2014
Могу только посочувствовать
0 +0−0Евгений Петров17:37:29
13/08/2014
Нужно ЦБ РФ понизить ключевую ставку с 8,5 до 3х и ситуация нормализуется, при этом заработают производства и начнёт развиваться экономика, но только вот ЦБ и МИН фином управляют либерасты из вашингтонского ОБКома поэтому будет весьма трудно, но если ВВ взял курс на политику импортозамещения, то глядишь и эти свалят
0 +0−0Максим Когут17:25:15
13/08/2014
0 +0−0Дмитрий Плетнев16:54:45
13/08/2014
По зарплатным временным меркам, примерно столько же и стоила.
ну значит ничего не потерял :) 1квартира=1квартира. А вот если в депозитах держать то может и потеряешь.
0 +0−0Dutch Bird17:14:30
13/08/2014
0 +0−0Vladimir Bouilov16:46:45
13/08/2014
Да именно так и было. Какнада (спасибо, очень улыбнуло) не раздавала ипотек на право и на лево без даунпэйментов и на много-много лет. Ниже 25% дауна обязательно страховались. 5% дауна минимум должен быть при покупке дома. Таков закон и его выполняют в Какнаде.
Щас вроде 20% минимум, чтоб не страховаться. Как раз покупаю, сохрани меня всевышний от тюрьмы и от сумы.

Картинка на cs10507.vk.me
0 +0−0Потап Хренов17:02:07
13/08/2014
За плохую проверку данных банк должен сам нести ответственность.А то на бери бери, а ему и расплатиться не чем и суд (Государство) должен быть на стороне потребителя .Другое дело не достоверные сведения, на то есть СБ банка.
0 +0−0Дмитрий Плетнев16:54:45
13/08/2014
0 +0−0Максим Когут16:45:11
13/08/2014
ну в России 20 лет назад квартиры стоили в двадцать раз дешевле :)
По зарплатным временным меркам, примерно столько же и стоила.
0 +0−0Vladimir Bouilov16:46:45
13/08/2014
0 +0−0Dutch Bird16:11:54
13/08/2014
Поддерживаю, когда в Пиндостане рухнул рынок жилья, в Какнаде только покачали головой, мол, вон оно как бывает с теми, кто дурак.
Да именно так и было. Какнада (спасибо, очень улыбнуло) не раздавала ипотек на право и на лево без даунпэйментов и на много-много лет. Ниже 25% дауна обязательно страховались. 5% дауна минимум должен быть при покупке дома. Таков закон и его выполняют в Какнаде.
0 +0−0Максим Когут16:45:11
13/08/2014
1 +1−0Alexander Minaichev12:35:13
13/08/2014
а ты думаешь твоя квартира через 20 лет все также будет стоить 5 млн?
ну в России 20 лет назад квартиры стоили в двадцать раз дешевле :)
0 +0−0Dutch Bird16:34:28
13/08/2014
Потреблятский кредит имеет смысл брать только на жилье и машину. Без всего остального можно просто обойтись.
0 +0−0Михаил Пучков16:23:37
13/08/2014
1 +1−0Любое Имя12:15:40
13/08/2014
Ипотека, следствие того, что большинство не знакомо с азами арифметики.
скорее то что это единственный угол куда загоняет человека нищенская зарплата.
0 +0−0Dutch Bird16:11:54
13/08/2014
0 +1−1Vladimir Bouilov15:34:20
13/08/2014
Опять же взятие за пример США. Наверное по тому что кажется раз Россия такая большая, то ей надо брать пример с США. А вот "маленькая" Канада пример свой берет не с США вовсе. И России следовало бы брать пример именно с Канады. Финансы в Канаде контролируются гораздо жестче чем в США ии это приводит к большему порядку и адекватности как в банках так и у клиентов банков.
Во-первых, банков в Канаде всего пять. Имеется в виду тех что контролируют больше 90% финансов. Условия во всех пюти крупных банков примерно одинаковы и это дело привычки каждого в каком банке он держит свои деньги и долги. Выгодно это делать в одном банке. В таком случае банк дает дополнительные преимущества клиентам.
Во-вторых, в Канаде невозможно получить кредит без прохождения оценки кредитоспособности. В это входит две компоненты: аккуретность оплаты по счетам и наличие такого дохода, который позволяет клиенту управлять текущими расходами и кредитными обязательствами и при этом должно оставаться на жизнь. Таким образом банк рассматривает доходы, расходы, кредитные обязательства и сумму для жизнеобеспечения клиента.
В кредите могут запросто отказать. Мне, человеку с высоким постоянным доходом, один раз отказали на освании наличия большого количества кредитных карт несмотря на то что балансы по ним были нулевыми. Сказали - заканцелишь карты приходи снова, бутем посмотреть.
В третьих, пытаться обманывать совершенно бесполезно и чревато попаданием в "черные" списки. Кредитные бюро ведут твою историю весьма тщательно и любой твой промах отразится на твоей кредитной истории и способности получать кредит.
А кредит это вовсе не деньги как таковые. Это на самом деле способность иметь то что тебе надо в любое время. Надо машину - берешь, надо дом - опять же берешь. При этом наличие кредита вовсе не исключает накоплений, наоборот, банк смотрит на клиента пришедшего за кредитом и имеющего накопления гораздо добрее чем на клиента без накоплений вообще.
Поддерживаю, когда в Пиндостане рухнул рынок жилья, в Какнаде только покачали головой, мол, вон оно как бывает с теми, кто дурак.
0 +0−0Vladimir Bouilov16:01:51
13/08/2014
3 +3−0Петр Смирнов14:53:28
13/08/2014
всем пофиг, в правительстве сидят однодневки - уже давно обустроены виллы на островах, при появлении подозрений на массовые протесты и свержение власти - просто сядут в личные самолеты и улетят в теплые страны.
Я не в России живу как вы понимаете, но думаю что не все так просто. Коррупции в правительстве и в Канаде хватает. Но, кмк, корупция на среднем уровне гораздо сильнее подрывает экономику и уровень жизни в стране. Что я имею виду. Вот мы все знаем что имея правильных знакомых или за взятку в России каждый может приобщиться к тем или иным источникам ценностей, или наоборот избежать расходов, на налоги например. В Канаде "договориться" против государства очень сложно. Вот пример лет пять назад я поменял унитазы в доме и вскоре узнал что правительство дает возврат на такие унитазы (экономяющие воду). Узнал когда пригласил инспектора по осмотру дома в преддверии более мощных реконструкций тоже подподающих под возврат денег от правительства. Вот же, говорю, старые унитазы еще даже выбросить не успел, вот новые стоят, вот чеки из магазина - запиши мол задним числом. Нет говорит, не запишу - боюсь потерять лицензию. И таких примеров очень много. Народ боится обманывать государство, да и не выгодно это зачастую. И высокие чины тоже боятся и им тоже не выгодно порой. Вот в чем надо баланс искать, именно баланс а не выжимание до последней капли с одной стороны, а с другой - плоская шкала налога на зарплаты - нонсенс.
0 +0−0Vladimir Bouilov15:49:18
13/08/2014
0 +0−0Andy Harchenko14:50:42
13/08/2014
А какая реальная инфляция в Канаде? Т.е. не так что писшут в отчетах, а реальная в магазинах за год?
Честно говоря не знаю числа, но то что инфляция находится под контролем правительства это факт. В начале нулевых следил за изменением ставки и читал аналитику в которой ставка центобанка Канады всегда учитывала два показателя - инфляцию и "температуру" в экономике. Если инфляция росла, то ставка уменьшалась, если "температура" росла то ставка увеличивалась (чтобы сбить температуру), если "температура" падала то ставка уменьшалась тоже. Т.е. как я понимаю противоположно тому что происходит в России.
Поскольку доход у меня приличный то на цены в магазинах я не обращаю внимания, но тем не менее могу сказать что цены эти за 15 лет выросли не в два раза точно. Бензин правда исключение, но и то он не только рос в цене, но и падал и это колебание происходит последние лет 8 постоянно возле отметки $1.40 (сегодня $1.29), а был 15 лет назад - $0.45. Причем цены растут не на все товары одинаково, есть товары на которые цены падают, машины например - цена или не изменилась или даже упала, я бы сказал. Ящик манго (штук двенадцать) купил недавно из-за цены - $5.68, это меньше чем два раза проехать на автобусе.
А зарплата (в нашей кампании) за 15 лет существенно выросла, и растет каждый год по мере роста инфляции ~2% в год.
0 +0−0Хрю-хрю15:47:50
13/08/2014
0 +0−0Иван Иванов13:15:06
13/08/2014
Таких статей за последние 10 лет печатали сотни, предрекая финансовый коллапс, банкротство заёмщиков и т.д. и т.п. Однако же реальность опровергает аналитику таких статей: кредитование растёт из года в год, заёмщики образцово расплачиваются по всем взятым кредитам, несмотря на периодические кризисы и т.д. и т.п. Почему-то в статье ни слова не говорится о том, что кредиты стимулируют потребительский спрос и, тем самым, разгоняют экономику, увеличивая число рабочих мест, зарплаты и т.д. За время стонов по поводу массовых раздач кредитов многие банки стали гигантами в своем секторе (Русский Стандарт, например), а их владельцы - миллиардерами. Заемщики тоже, вроде, не жалуются. Так в чём проблема?
Кредиты действительно стимулируют потребление, но не производство, т.к. значительная часть потребляемого ввозится из-за границы. Но даже в нормальной экономике кредитное стимулирование приводит ко многим проблемам.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь