Безлидерная зона

02:06 19/07/2013 Россия
Задержанный участник акции на Моховой улице в «автозаке»
Задержанный участник акции на Моховой улице в «автозаке»

Вечером в четверг, 18 июля, на Манежную площадь в Москве вышли тысячи человек, не согласных с обвинительным приговором Алексею Навальному. В итоге в столице случилась самая крупная несанкционированная акция оппозиции за последние годы. С Манежной площади горожан быстро вытеснили к зданию Госдумы, на перекресток Тверской и Охотного ряда. «Народный сход» не разгоняли очень долго, вплоть до одиннадцати часов вечера. Отличительной особенностью акции стало фактическое отсутствие на ней лидеров оппозиции.

О «народном сходе» на Манежной площади в день вынесения приговора Алексею Навальному было объявлено еще в начале июля 2013-го. После того, как 18 июля Ленинский суд Кирова приговорил Навального к пяти годам колонии общего режима, стало понятно, что акция непременно состоится — и вопрос заключался только в ее численности. Поскольку никто изначально и не пытался согласовывать «народный сход» с властями, в четверг днем московские чиновники начали действовать в привычном стиле. На Манежной площади спешно выковыряли небольшой участок плитки, засыпали его песком, а камни на всякий случай увезли.

Именно на эти мнимые «ремонтные работы» ссылались полицейские, ближе к шести часам вечера оцепившие Манежную площадь и прилегающую к ней часть Александровского сада; также закрыли Красную площадь и торговый центр «Охотный ряд». Всех уже находившихся на Манежной площади людей выдавили за ограждения на улицу Охотный ряд. Больше всего это не понравилось туристам, приехавшим полюбоваться красотами столицы. «Какой-то бред, сад закрыли и покушать негде!» — жаловался кому-то в трубку лысый мужчина с рюкзаком. Кто такой Навальный — он не знал.

Оппозиционеры выстроились вдоль гостиницы «Москва», с проезжей части их на тротуар довольно жестко выдавливали солдаты внутренних войск. На возмущенные крики «Там некуда идти, вы давите нас на ограждения!» солдаты безучастно отвечали: «Нам все равно». В этот момент полиция начала производить точечные задержания: в автозак отправлялись те, кто поднимал над головой плакаты. Шестеро ОМОНовцев задержали велосипедиста, который укрепил на руле листок с призывом освободить Навального и поехал вдоль строя по проезжей части.

Хотя акция на Манежной площади получила название «Обсуждение приговора Алексею Навальному», судебное решение практически никто не обсуждал: все было понятно без слов. Большинство пришедших уже использовали их (в основном ****, ***** или ****** ад) в социальных сетях — сразу после объявления приговора судьей Сергеем Блиновым. Тут вообще было довольно тихо: даже «Навальный!» начали скандировать больше чем через час после начала акции.

На улице Охотный ряд со стороны «Москвы» было довольно тесно, а главное — неоткуда было подойти новым митингующим (выход из подземного перехода закрыли). Зато на той стороне, где высится здание Государственной Думы, не было полиции, поэтому почувствовавших слабое место людей там становилось все больше. «Все-таки Госдума занимает центральное место в нашей стране, даже оппозиционеры там стоят как будто в вип-ложе и смотрят на нас», — грустно отметил публицист Иван Давыдов.

Возле Госдумы люди действительно чувствовали себя намного вольготнее. Некоторые вспоминали, как хорошо было на акции #Оккупайабай в мае 2012-го. Горожане общались, периодически начинали хлопать в ладоши или скандировать классические речевки Навального вроде «Один за всех и все за одного». Центральный вход в здание Госдумы облепили круглыми наклейками с надписью «Навальный». Кто-то написал здесь «Ура», хотя радоваться в этот день было нечему. Иные залезли на высоченные подоконники Госдумы и написали на окнах маркером «Путин — гей». Другая надпись («Путин — вор, а вы ублюдки») была выведена на стекле зеркально, чтобы ее с легкостью могли прочесть обитатели Госдумы.

Немало людей стояло и на другой стороне Тверской улицы возле гостиницы «Националь», где даже ловился бесплатный вай-фай. Здесь пару раз активистам удалось прорвать оцепление и выйти на проезжую часть, перекрыв движение. Об этом взахлеб рассказывал член «Партии 5 декабря» Роман Доброхотов — и гордо показывал снятое им видео. Впрочем, к группе из 50 человек, вырвавшихся на дорогу, основная часть толпы так и не присоединилась, лишь поддерживая их с тротуара аплодисментами. В итоге самых активных задержали, и перекрытие получилось весьма скоротечным.

Больше никаких попыток активных действий оппозиционеры практически не предпринимали. Однажды на автозак, залепленный наклейками «Навальный», залезла совсем молодая девушка и попыталась зажечь файер, но не вышло, и с машины ее стащили трое ОМОНовцев. Человек пятнадцать сели около Госдумы на асфальт с плакатиком «Скоро мы все сядем». Кто-то, видимо, вспомнив, чем закончилась сидячая забастовка на Болотной площади 6 мая, настойчиво просил их встать с асфальта. Остальные просто стояли, скандируя лозунги вроде «Москва для народа, а не для мусоров», либо бродили по тротуарам, общаясь со знакомыми. Когда ближе к ночи полиция начала теснить людей, какой-то мужчина кинул в сторону ОМОНа пластиковое заграждение. Однако подошедший к нему полицейский задерживать его не стал, а только похлопал по плечу, как бы успокаивая.

На Тверской возле самого оцепления стоял националист и ведущий блога «Спутник и погром» Егор Просвирнин. «Я как русский фашист пришел поддержать русского фашиста Алексея Навального», — сказал Просвирнин и показал мне пресс-карту бортового журнала «Аэрофлот», для которого он якобы и собирался освещать акцию оппозиции. Тут к нему подошел нервный мужчина и на глазах у полиции начал экспрессивно допрашивать: «Посадили в тюрьму человека, который за вас выступал, а вы просто стоите и кричите "Позор". И это все? Что вы хотите?» «Хочу пить русскую кровь и получать американские гранты», — ответил Просвирнин как бы в шутку. «А что вы предлагаете-то?» — спросили мужчину. «Не знаю», — смутился мужчина, в котором стоявшая рядом обвиняемая по «болотному делу» Мария Баронова моментально распознала провокатора.

Еще одного провокатора со школьной доской, на которой фломастером был выведен подозрительный текст «Лес — народу, Лесоповал — бизнесу, Навальному — Нью-Йорк», вычислили обычные протестующие. Доску у него с боем отобрали, а самого его прогнали.

«Когда Навальный придет к власти, вы тоже будете так себя вести?» — спросил собравшихся плотный человек в майке с надписью «Твори добро» и начал раздавать листовки летнего лагеря для прогрессивной молодежи.

Отличительной особенностью акции стало отсутствие известных лидеров оппозиции. Кто-то из них находится под арестом (как Навальный и Удальцов), другие уехали поддержать Навального в Киров (Илья Яшин, Борис Немцов, Дмитрий Гудков и Илья Пономарев). Поэтому фактически призвать оппозиционеров к каким-либо согласованным действиям было некому. Редкие статусные политики от каких-либо резких шагов отказывались.

Лидер «Яблока» и кандидат в мэры Москвы Сергей Митрохин рассказывал окружившей его группке из десяти человек про позитивную теорию права. «Закон есть закон, они и в СССР были, и в фашистской Германии. Ничего не поделаешь. Надо прорывать барьеры, идти в Думу и менять законы», — рассудительно бубнил Митрохин. «И мы их прорываем, — сказал Митрохин, но, увидев в глазах слушателей недоверие, поспешно добавил: — Медленно, но упорно».

Полицейские вели себя на удивление спокойно. В отличие от остальных несанкционированных акций (а это была, пожалуй, самая крупная несогласованная с властями политическая акция в истории современной России), гражданам не сообщали через мегафон, что они нарушают закон, их не просили разойтись. Разгонять до темноты протестующих никто не решался. Возможно, дело было в сложной местности, где проходила акция. На пятачке возле Госдумы с трех сторон собралось не меньше десяти тысяч человек — никогда раньше несанкционированная акция, которую полиции нужно разгонять, не была столь многочисленной. Просто выдавить их с площади было непросто; впрочем, в итоге, когда толпа немного поредела, это все равно произошло.

«Ждем, пока вы разойдетесь. Сегодня праздник вам сделали», — сказал ОМОНовец, пояснив, что в целом ему «фиолетово» — разгонять людей или просто стоять в оцеплении. Он явно был в лирическом настроении и добавил: «Вы так и пишите в репортаже: смеркалось, люди стояли у Госдумы, их никто не разгонял…»

Людей периодически заставляли уйти с проезжей части на тротуар.

«Зайди за цепочку — это игра такая. Ты же уже взрослая, должна понимать», — увещевал девушку ОМОНовец. «Покажите приказ!», — начал орать ему кто-то из толпы. «Да-да-да», — игриво ответил ему полицейский.

Стоявшие в оцеплении полицейские вообще довольно активно общались с протестующими. «Поймите, противостояние ни к чему не приведет, потому что там, — и ОМОНовец показал пальцем в сторону Кремля, — вас никто даже не замечает. Это только мы тут с вами разговариваем». Другой полицейский терпеливо объяснял, что ему скоро на пенсию, где его ждет Волга (он родом из Торжка), а потом неожиданно согласился с собеседником: «Мне тоже не нравится, что мои дети растут в этой стране».

После того, как горожан выдавили с Тверской, кто-то поехал домой, но многие отправились гулять по Москве (примерно так же развивались события в мае 2012 года). Мало кто понимал, что вообще оппозиции делать дальше — после ареста Навального.

Еще в полвосьмого вечера у гостиницы «Москва» появился бывший депутат Госдумы и член Координационного совета оппозиции (других членов КС встретить мне не пришлось) Геннадий Гудков. «It’s only the beginning. I know it for sure», — говорил он, смеясь в усы, иностранному журналисту. На мой вопрос о том, что оппозиция собирается делать дальше, Гудков ответил: «Будем проводить митинги и шествия, политические флешмобы. Много чего можно проводить!» «Вы уже два года проводите митинги, и толку никакого», — возразил я ему. «Два, два, два, — передразнил меня Гудков. — Во-первых, полтора, а во-вторых, так быстро ничего не бывает! И запомните, слишком большая концентрация людей в тюрьмах ведет к революции».

Сам он в нее садиться явно не собирался. Полиция, выдавливая людей вдоль по тротуару, старательно обходила Гудкова. «В 20.45 у вас встреча», — напомнил Гудкову его охранник.

Илья Азар

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(163):

1 ... 456 7 89+1
-1 +1−2Александр Савин20:55:09
19/07/2013
6 +10−4Roman Yerin06:29:20
19/07/2013
А вам бы хотелось кровушки то, да?
А как же Истинная Революция без кровушки-то? Ненастояще как-то получается. ТОлько личше других на это подвигнуть, а самим дома или там в фонтане отсидеться.
-1 +2−3Дыртанан18:22:04
19/07/2013
Даже ОМОН уже троллит кряклов. 0_о #днище
-1 +2−3Алексей Доберман16:49:28
19/07/2013
9 +15−6Алексей Горбачев08:58:45
19/07/2013
Забавные все же ребята едроботы. Они в реале не понимают чего к чему.
В принципе можно спокойно превратить 90 процентов страны в быдляк. Это просто. За 10 лет лет Фурсеко и катя андреева сделают это легко. Этот полуграмотный быдляк можно заставить любить власть. Можно заставить верить в чушь, которую вещает зомбоящик. Можно заставить голосовать как надо. Можно натравить на Навального. Нет проблем.
Проблемы начинаются тогда, когда нужно запустить ракету со спутниками. Нормальную ракету могут нарисовать и сделать только люди с нормальным образованием и нормальным кругозором. И их рабочим классом с заводуралвагона не заменишь. А они, эти образованные, и есть те самые хомячки. У которых с помощью Чурова и ОМОНА отобрали свободу, причем даже внутреннюю.
Вывод очень печальный. В ближайшее время в стране будет хорошо вырабатываться чугун и копаться земля, но очень плохо будут строиться современные ракеты и самолеты.
Вы сколько ракет создали или систем в своей жизни, что так говорите за рабочий люд? Я допустим автор ряда систем которые сейчас проходят испытания, и за Путина обоими руками....НА мой взгляд быдло как раз было на тверской, офис-люди, с паразитным менеджерским образованием....
-1 +2−3Андрей Панов15:45:11
19/07/2013
5 +6−1Николай СССС13:05:11
19/07/2013
Не вполне понял твою мысль. Но, отвечу, как сумею.
Есть государство, как форма организации общественных сил для выполнения нужных обществу вещей.
Есть прослойка в этом государстве - бюрократия, которая занимается обеспечением функционирования машины путем передачи сигналов от потребителей к производителям необходимых работ, услуг и т.д.
В условиях нашей страны эта прослойка выполняет не функции выявления и передачи сигналов, а сама их формирует, в соответствии со своими представлениями о пользе прослойки, но не общества.
Смена этой прослойки должна быть встроенным контрольным механизмом, который для нашей страны, общества и государства - утерян.
Именно в этом проблема. А вовсе не в конфликте Навального и кого-то еще.
Отвечать развернуто получается очень долго. Я пытался написать но 4 раза удалял ответ. У меня есть несколько идей но они сырые.
-1 +4−5Denis Komarov14:57:53
19/07/2013
25 +35−10Илья Ермушко07:23:35
19/07/2013
Конечно, лучше в уютной квартирке смотреть "нашу рашу" и петь песни вождю.
Нет, Ильюшка, пока ты там сопли морозил, я работал и получал деньги. И да, я лучше посижу в своей квартирке, чем буду просто мясом в чье-то политической борьбе.
-1 +2−3Черномашенцев Владимир13:47:52
19/07/2013
5 +5−0Andrey Rassanov13:36:24
19/07/2013
Нет, я сам был на углу примерно в 19-30 и во все 4 стороны стояли люди и стояли все, куда хватало глаз (правда). Стояли и на другой стороны от Госдумы и от гостиницы Националь вниз. И действительно, дальше было пожиже и многие стали уходить. Я согласен с вашей оценкой в 3-5 тыс. одновременно. Наверное, елси брать весь вечер, на митинг-таки пришло около 10 тыс. человек.
Да, могу согласиться с 10 тыс за весь вечер, но все же настаиваю,что половина из них - зеваки, туристы и люди, пришедшие развлечься как на футбол или в цирк.
-1 +2−3Владимир Кожичкин10:18:40
19/07/2013
5 +7−2Andrey Rassanov08:52:52
19/07/2013
Слушайте, а полторы сотни задержанных, а водометы стоящие в сторонке, а автобусы омона стоящие за ограждением? Этого всего не было? А куча людей, стоящих везде, куда хватало глаз, этого всгео не было? Или вам надо было прямо там революцию сделать? Может быть мирно постоять и выразить свою гражданскую позицию - гораздо лучшая и цивилизованная форма протеста, не находите?
если посмотреть на фото сверху, то у вас явно сильная степень близорукости или рост маленький.
Ну нельзя такое кол-во назвать "куча людей, стоящих везде, куда хватало глаз"
-1 +1−2Kim Mindcaster09:54:10
19/07/2013
9 +15−6Алексей Горбачев08:58:45
19/07/2013
Забавные все же ребята едроботы. Они в реале не понимают чего к чему.
В принципе можно спокойно превратить 90 процентов страны в быдляк. Это просто. За 10 лет лет Фурсеко и катя андреева сделают это легко. Этот полуграмотный быдляк можно заставить любить власть. Можно заставить верить в чушь, которую вещает зомбоящик. Можно заставить голосовать как надо. Можно натравить на Навального. Нет проблем.
Проблемы начинаются тогда, когда нужно запустить ракету со спутниками. Нормальную ракету могут нарисовать и сделать только люди с нормальным образованием и нормальным кругозором. И их рабочим классом с заводуралвагона не заменишь. А они, эти образованные, и есть те самые хомячки. У которых с помощью Чурова и ОМОНА отобрали свободу, причем даже внутреннюю.
Вывод очень печальный. В ближайшее время в стране будет хорошо вырабатываться чугун и копаться земля, но очень плохо будут строиться современные ракеты и самолеты.
Всех не посадят, замумукаются. Уже многие тираны пытались создать о себе идеальное мнение.
-2 +2−4Denis Komarov19:13:49
19/07/2013
3 +3−0Andrey Rassanov15:24:14
19/07/2013
Ну ведь, вы должны обозначить, коррелирует ли позиция политика с вашей позицией, защищает ли он ваши интересы или нет? Давать ли ему свою поддержку в таком случае вопрос риторический.
Не заметил, чтобы Навальный защищал мои интересы, он даже свои интересы защитить не смог, не то что народа
-2 +0−2Tir Manma18:31:34
19/07/2013
1 +2−1Alexey Danylov17:19:09
19/07/2013
Но иногда найдется вдруг чудак, этот чудак все сделает не так.
Его костер взовьется до небес.
Еще не все дорешено, еще не все разрешено,
Еще не все погасли краски дня.
Еще не жаль огня, судьба хранит меня.
Тот был умней, кто свой костер сберег - он обогреть других уже не мог,
Но без потерь дожил до теплых дней.
А ты был не прав, ты все спалил за час, и через час большой огонь угас,
Но в этот час стало всем теплей
Но иногда найдется вдруг *удак, этот *удак все сделает не так
-2 +3−5Denis Komarov14:53:05
19/07/2013
7 +10−3Andrey Rassanov08:43:38
19/07/2013
Нет, это люди, которые любят Россию и хотят за нее бороться). Чтобы даже вам было понятно, если насрано, давайте говорить, что насрано и убирать, а не обвинять тех, что говорит, что насрано в русофобстве.
Простите, но это не люди, которые за что-то борются, это просто стадо, движимое стадным инстинктом, не более, за что-то борется Навальный, за что-то борется Путин, а это просто люди, вышедшие на улицу постоять, я у метро такие толпы каждое утро встречаю, тоже протестуют?
-2 +2−4Андрей Панов12:46:24
19/07/2013
4 +7−3Николай СССС11:41:32
19/07/2013
Видишь ли, я к Навальному отношусь с известным скептицизмом. Мне - гораздо ближе те люди, которые без лишних политических дрязг и звиздежа занимались самостоятельной организацией мероприятий после фальсификаций думских выборов.
Все эти ксюшади и Навальные - не более чем персонификация протеста.
Но, такова современная цивилизация. Не могут люди без персонификаций. Абстрактные идеи - не воспринимаются.
Поэтому, хоть и говорят - Навальный сядет/не сядет, на самом деле вопрос в другом - будет ли нагло попран принцип равенства всех перед законом или нет. Именно этому равенству, а не Навальному лично, я - отдаю свой голос.
Если представить власть как исполнителей наших заказав. То да это именно то что мы хотим на выходе. Задача да сложна, плохо сформулирована (сделайте чтоб все было зашибись), в исполнителях у нас мягко говоря сомнения. Только вот в чем наша "платежеспособность"? Много комментариев вижу, которые сводятся к тому, что исполнитель как то не сильно заинтересовался в нашем заказе. В протестных мероприятиях есть ли эта разменная монета? Или это просто "бурления"?
-2 +1−3[email protected]10:58:48
19/07/2013
4 +5−1Ras Ved10:50:16
19/07/2013
некоторые перестают "считать это идиотизмом" только в случае, когда реальная веревка коснется шеи
Вас что же, повесить пытались? Меня нет. Ап чом речь?
-2 +4−6Андрей Панов09:20:07
19/07/2013
10 +12−2Николай СССС09:12:15
19/07/2013
Ты с ходом судебного разбирательства знаком?
Причем тут какие-то транскрипции иностраных слов, когда оплевывают идею ПРАВОсудия?
Вопрос не на мой вопрос. Я спросил где в репортажах и может быть статьях об этой акции можно увидеть что протест не за Навального, а против процедуры судебного разбирательства или может быть против несовершенства судебной системы?
-2 +6−8александр животов06:29:56
19/07/2013
38 +44−6Сергей Орлов02:03:31
19/07/2013
А вообще большая проблема нынешнего протеста - его интеллигентность. У каждого протестующего есть что терять. И я уж не говорю о тех, кто сидит дома и не выходит на улицы, а лишь думает что его не касается. Нет. Рано или поздно эта машина всех коснется. Нельзя этого допустить.
ну если у людей есть что терять-значит живут хорошо.Тогда зачем ходить на эти акции-чтобы все потерять.
-3 +3−6Майкл Кейн23:12:55
19/07/2013
55 +72−17Михаил Чичков01:16:37
19/07/2013
Мы дали властям всосать, а вот вы всего лишь платный нашист
Мы дали властям всосать, а вот вы всего лишь платный нашист
===============================
Хомячок "дал всосать власти"...
Ггг)))))
-3 +0−3Cannon21:39:02
19/07/2013
Подростки-недоноски. Это же уму не постижимо, какие они дебилы, эти разглядывающие в телевизорах турецкие и египетские волнения, негритянские в сша. А потом сожалеющие, что их на площади не столько же уродов и их не так же мутузят и убивают, как, например, в Египте..
Не было у них Зарницы, казаков-разбойников, пионерии, комсомолии, не наигрались в детстве.
Никак не пойму - что этой стае недовольных надо на самом деле? Им не нравится ни один период в жизни своей страны..
Что вам надо, кряклы?
-3 +0−3Алексей Доберман16:42:11
19/07/2013
-15 +10−25александр животов06:26:48
19/07/2013
посмотрел.Вот оппозиционеры-кто они? Что сделали для России в своей жизни?Навальный Гудков, Пономарев-кроме болтовни-ничего полезного.Блогер -Навальный.Есть такая профессия-ничего не делать
Достойно и разумно сказали.
-3 +1−4Denis Komarov15:19:04
19/07/2013
19 +24−5Николай СССС07:15:16
19/07/2013
Поясню. Люди хотят работать и иметь возможность отстаивать свои права в независимом и справедливом, руководствующемся только Законом суде, в котором есть соревнование между обвинением и защитой.
В настоящем, у нас - завершается формирование феодальной системы, опирающейся на класс имущих - вороваек и околобюрократических жуликов, прикрывающихся словами про величие и государственность.
Митинг не за Навального. Митинг против наглого обесценивания статуса и смысла процедуры судебного разбирательства. Его циничной профанации.
Забудьте про свои права, их нет ни в одной стране этого мира. Как говориться: "Бог дал, бог взял"
-3 +4−7Черномашенцев Владимир13:50:37
19/07/2013
25 +29−4Roman Yerin06:26:30
19/07/2013
У вас там какое-то искаженное представление о России за МКАД:) И интернета у нас тут нету, и про Навального никто не знает. Херня это, дорогие мои.
Дело не в интернете. Просто Навальный не является тем политиком, которого народ видит как защитника своих интересов. Политический блоггер, а не политик, страшно далекий от народа.
1 ... 456 7 89+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь