Живая война

18:26 25/06/2013 Россия
Живая война

Вы когда-нибудь задумывались, зачем они хотят законсервировать нашу войну? Нашу, нашу, с которой мой дед принес в себе домой на память осколок, а ваши, может быть, не пришли. Зачем хотят запрятать ее под камни монументов, да еще таких, которые не столько о подвиге предков говорят, сколько о дурновкусии потомков? Сделать приличной, гладкой, да чего уж там, глянцевой, в которой одетые в красивую форму рыцари без страха и упрека побивают однозначное и несомненное зло, не запачкав этой самой красивой формы?

Для чего депутат Яровая ― во второй уже раз, и теперь с полной надеждой на успех, ― вносит в Думу законопроект об уголовном наказании за критику действий стран антигитлеровской коалиции? Второй вариант жестче первого. В 2009 предполагалось запретить оправдание нацистских преступлений. Теперь можно будет сесть на пять лет или заплатить полмиллиона за попытку высказать о Второй мировой иные мысли помимо восторженных.

Вы думаете, наверное, что они там занимаются унылыми пустяками. Хотят посадить мальчика, сочиняющего корявые тексты о том, как у него однажды было четыреста евро, как он их пропил и какие в связи с этим русские ― скоты. Или, думаете вы, это они вас хотят отвлечь от чего-нибудь важного. А на самом деле, конечно, нет. На самом деле вот только теперь они подобрались к этим своим пресловутым скрепам. Вбивают в стену гвоздь, на котором повиснет картина нового мира.

Советская пропагандистская машина проглотила войну не сразу. Слишком страшен и слишком жив был опыт тех, кто вернулся, слишком болела память о тех, кто остался в земле ― от Москвы до Берлина. Но постепенно война стала превращаться в фетиш. В лакированную картинку, в которой все ― подвиг и напряжение. Все ― только восторг. И никакого живого чувства.

Война оказалась прекрасным поводом оправдывать государственное насилие в перспективе и в ретроспективе. Война убирала, делала неприличными исторические дискуссии о двадцатом веке. Миллионы убитых до войны, миллионы запуганных после ― все это оправдала необходимость противостоять безжалостному врагу. Напоминание о глянцевой войне, состоящей из немеркнущих подвигов, войне, забитой в скуку государственной риторики, накрытой уродливыми памятниками, стало для государства индульгенцией за любые преступления против граждан и в прошлом, и в будущем. Строго говоря, война отменила граждан.

Беда для государства в том, что живая война ― страшный, невообразимый для нас, по счастью, опыт ― война, в которой были подвиги, и были просчеты, были герои, и были предатели, были гении и дураки, люди и подонки, как любая живая история, вообще ничему не учит. Она просто показывает, до какой степени самопожертвования может дойти человек. И до какой степени скотства. Она говорит с нами о нас, но не о том, можно ли государству в ожидании новой войны нас с увлечением калечить.

Советскому государству успешно удалось отучить людей думать и говорить о войне честно. Это стало приобретенным рефлексом, настолько сильным, что даже с развалом советского государства война оставалась зоной, где преобладали стыдливые умолчания, где выживала и выжила, как мы теперь видим, советская пропагандистская модель истории.

И вот теперь государство воспроизводит само себя. На новом этапе, с необходимыми мутациями. И ему снова нужна та война. Чтобы свое прошлое оправдать и о будущем позаботиться. Можно даже отследить это постепенное возвращение в позднесоветский миф, подменивший собой правдивую историю о катастрофе и подвиге. Как это все появлялось, стряхивая пепел: нелепая трескотня из телевизора, повышенное, раз в год по разнарядке, внимание к уцелевшим ветеранам, стыдные фильмы, в которых Саня Белый, или как там его зовут на самом деле, пачками валит беспомощных и нелепых немцев. Как нарастала эта тяга ― снова закатать, не в бронзу, а в дешевую пластмассу, под бронзу раскрашенную, нашу национальную память.

Потому что государству ― такому государству, как это ― не нужна живая война. Ему нужны мертвые. Во всех смыслах. Живые уничтожают риторику и пафос. Живые могут сказать что-нибудь не то, что-нибудь такое, что в государственную, единственно правильную, с орластой печатью в правом углу картину не вписывается. Живые опасны. И живая память опасна. Именно поэтому они сейчас и убивают, законодательно, в том числе, нашу войну, нашу память, нашу возможность разговаривать о прошедшем, оценивать его, и делать какие-то свои, частные выводы.

Поэтому помните, если кто-нибудь с восторгом описывает, как белокурые бестии в июне сорок первого резали глотки косорылым Ванькам или Абрамкам, ― он не фашист. Он, скорее всего, просто дурак. А фашисты ― те, кто запрещает думать и говорить вам, мне и даже ему.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(634):

1 ... 678 9 101112 ... +1
1 +1−0Olesya Fox15:02:11
26/06/2013
1 +2−1Профайл Закрыт14:49:35
26/06/2013
Нет, что Вы. Это я к Вашим словам о людях, которые любят порассуждать о Великой Войне За Великое Ничто.
Поняла вас. Подписываюсь, кстати, под вашими словами про ветеранов.
1 +1−0Olesya Fox14:54:53
26/06/2013
6 +6−0Alex Goretsky13:18:44
26/06/2013
Когда люди думают своей головой или когда ветераны рассказывают о том, какой скотиной был их замполит и что немцы были отнюдь не дураками - это как правило "сведения, не подтверждённые документально", это сведения на основе пройденного и пережитого опыта. Когда Василь Быков писал "неправильные" книги о войне - это как раз и были "сведения, не подтверждённые документально", но опыт, через который он сам прошёл. Что такое документальное подтверждение? Бумажка, которая может потеряться или сгореть при пожаре, или просто быть сознательно уничтоженной. Но теперь получается, если твой опыт или твои выводы на основе чужого опыта не подтверждены документально - то ты лжец и провокатор. Василя Быкова как раз в этом и обвиняли.
Алекс, полностью согласна.
1 +2−1Владимир Киреев14:53:28
26/06/2013
-1 +2−3Alex Goretsky14:49:58
26/06/2013
"Каким макаром кто то в состоянии "запретить думать и говорить"..."

Чувствуется отсутствие опыта проживания в советское время.
1960 г. р. Не надо ля -ля
1 +2−1Профайл Закрыт14:49:35
26/06/2013
1 +2−1Olesya Fox14:38:55
26/06/2013
Вы меня имеет в виду?
Предлагаете православный джихад?
Не моё.
Нет, что Вы. Это я к Вашим словам о людях, которые любят порассуждать о Великой Войне За Великое Ничто.
1 +1−0Alex Goretsky14:46:57
26/06/2013
0 +0−0Alexander Ampelos14:28:23
26/06/2013
Да вот только исторические факты далеко не на Вашей стороне. Может быть Вам не составит труда назвать какая же европейская армия из захваченных Германией стран создавала те самые проблемы и каким тогда образом в первые дни войны с разгромленной Красной Армией немцы понесли потери превосходящие все европейские кампании вместе взятые.
Исторические факты не подтверждают героического сопротивления отдельных советских армий, громивших в самом начале войны превосходящие силы противника? Или (с другой стороны) исторические факты не подтверждают, что немцы окружали превосходящие силы отдельных советских армий? К сожалению, вы так сформулировали вопрос, что даже сложно понять, о чём именно вы хотите спросить или что именно утверждаете.
1 +3−2Владимир Киреев14:45:56
26/06/2013
>>Поэтому помните, если кто-нибудь с восторгом описывает, как белокурые бестии в июне сорок первого резали глотки косорылым Ванькам или Абрамкам, ― он не фашист. Он, скорее всего, просто дурак. А фашисты ― те, кто запрещает думать и говорить вам, мне и даже ему...
По терминологии Ивана Давыдова - он не фашист... Он"скорее всего"...
Каким макаром кто то в состоянии "запретить думать и говорить"...
Высокопарная чушь...
1 +1−0Профайл Закрыт14:44:33
26/06/2013
6 +6−0Стас Немо00:01:30
26/06/2013
К сожалению этот вопрос очень тяжел. Он общий и для государства и для граждан. А значит и решен может быть только совместно. А пока запишите то, что помнят о войне ваши родственники, желательно на бумагу
Да ладно Вам. Всем nobody cares на эту тему. Мне, например, главное, что б не отбирали военные мемуары Жукова и Покрышкина, а то пойду на уголовное преступление.
1 +2−1Olesya Fox14:38:55
26/06/2013
0 +1−1Профайл Закрыт14:27:24
26/06/2013
А что такие любители делают на Лента.ру? В Дагестане не хватает добровольцев для защиты конституционного строя РФ от экстремистски настроенных бородачей.
Вы меня имеет в виду?
Предлагаете православный джихад?
Не моё.
1 +2−1Alexander Ampelos14:32:33
26/06/2013
-1 +2−3Alex Goretsky14:19:47
26/06/2013
Судя по вашему комментарию, вы в статье ничего не поняли. Но виноват при этом автор.
Виновато в этом желание за счет светлой памяти облить грязью третьи силы.
1 +1−0Профайл Закрыт14:21:28
26/06/2013
0 +3−3Ярослав Евтихиев07:56:34
26/06/2013
Призывают учить ложь, грязь и позор. О том как РККА миллионными потерями не добивалась результата, о том как немок насиловали батальонами и полками. Или как вы проводя параллели и знаки равенства между победителем в той войне - СССР и побежденным фашистским Рейхом.
Мой дед тоже угодил в Бухенвальд. Вы наверное лучше учили кто его освобждал... Однако в лагеря не попал.
А вы не спрашивали ветеранов? Что их больше задевает? То что сняли несколько паршивых фильмов, которым верит только быдло? Или то что потомки, ради жизни которых воевали наши ветераны, проспали великую страну, народные богатства, и вообще все национальное достояние, которое хоть как-то существовало до 1991-го.
1 +4−3Alexander Ampelos14:17:34
26/06/2013
Уважаемый Иван Давыдов, прочитав заголовок Вашей статьи, я пришел в легкое недоумение. Как человек, который родился задолго после событий, отчасти описываемых в данной статье, может говорить "О настоящем фашизме", но это не главное. Дальнейшее содержание статьи в которой Вы, не без желчи описываете деятельность действующей или действовавшей власти в нашей стране (да соглашусь не всегда правильно) допускаете себе писать следующее, цитирую: "Напоминание о глянцевой войне, состоящей из немеркнущих подвигов, войне, забитой в скуку государственной риторики, накрытой уродливыми памятниками, стало для государства индульгенцией за любые преступления против граждан и в прошлом, и в будущем. Строго говоря, война отменила граждан" вызывает мягко говоря негодование. Если Ваш дед, как вы утверждаете в начале статьи, также является фронтовиком, то какое Вы, имеете право, память о тех бессмертных подвигах увековеченных в множестве мемориалов и памятниках называть "уродливыми". Если у Вас действительно болит сердце за национальное самосознание и недопущение оправдания всех преступлений фашизма, которые унесли столько жизней, если же это действительно так, а не выполнение чего либо заказа о, как сейчас модно писать "плохой" власти то будьте добры не спекулировать той светлой памятью, которая обошлась нашей стране столь дорого.
PS: На будущее если хотите написать статью о "плохой" власти, то так и напишите. Конечно не так красиво и модно, но зато по крайней мере правдиво. Спасибо.
1 +1−0Профайл Закрыт14:16:21
26/06/2013
-4 +1−5Ярослав Евтихиев20:43:05
25/06/2013
Не нахожу. Была. Великой. Если этого не признать ничего сейчас лучше не станет. Если мы сейчас забудем о войне, то спутники не полетят сами собой к Марсу или за пределы системы.

Уважать нужно то, что достойно уважения. Без хронологических рамок или по взмаху пальчика из Вашобкома.
Великая Война. Погибло Целых Двадцать Семь Миллионов Человек. И это только Наши! Погибло бы 50 млн., Война Была Бы Величайшей!
1 +1−0Alex Goretsky14:11:53
26/06/2013
1 +2−1Антон Захаров13:45:25
26/06/2013
Да да в 41 как раз германская машина перемолола всю советскую армию с 10-ком тысяч танков, самолетов и пр. Вы поймите, что ВОВ это не мороженое с сиропом, это был реальный п****ц и остановили лавину реально старики и бабы которые рыли противотанковые рвы под Москвой и там уже умирали. Это подвиг народа был, а не "гения" руководителей и военночальников. Вот про это и хотят запретить говорить. И вы со своими мыслями реально можете попасть на большие штрафы и за решетку. Очнитесь.
8 и 11 армии, отступавшие через враждебную Прибалтику, не были разгромлены или окружены. Они отступали, периодически переходя в контратаки и создавая проблемы наступающему врагу. 4 армия, получившая удар через Брест, почти разбитая, но при этом ещё и пытавшаяся помочь выходу из окружения войск 13-ой армии. 5 армия, остановившая наступление на Киев. Против 5-ой армии, зацепившейся за Коростенский укрепрайон на старой границе, немцы вынуждены были развернуть 11 дивизий. У них на всем советском фронте было 190 дивизий. Так вот, 1/17 всего вермахта была повернута против единственной 5-ой армии в то самое время, когда на фронт прибывали из глубины страны советские армии с номерами 19, 20, 21,… 37, 38... В течение 35 дней армия нанесла немцам 150 ударов. Одна только 5 армия создала такие проблемы Вермахту, что в директивах немецкого командования уничтожение 5-ой армии было поставлено в качестве задачи, равной по значимости взятию Ленинграда, оккупации Донбасса. Именно 5-ая армия, принявшая бой 22 июня, стала причиной т.н. припятского кризиса, вынудившего немцев остановить наступление на Москву и повернуть танковую группу Гудериана на юг - против Киевской группировки.

Армии, по которым пришлась основная тяжесть удара германской армии, - разгромлены этим ударом не были. Более того, они продемонстрировали живучесть, активность и умение грамотно отступать, а потом еще и громить многократно превосходящего противника. - Не числом, но умением.
1 +1−0Профайл Закрыт14:11:01
26/06/2013
3 +8−5Mala Khuligani20:13:09
25/06/2013
заметим, скоро оно перестанет иметь право.

права вообще бывают только в правовых государствах.

в остальных - только пожизненный долг перед родиной с рождения и до смерти
Пожизненный долг воевать за Родные денежки олигархов, до первого обстрела на горной дороге.
1 +1−0Alex Goretsky14:07:00
26/06/2013
1 +2−1Антон Захаров13:45:25
26/06/2013
Да да в 41 как раз германская машина перемолола всю советскую армию с 10-ком тысяч танков, самолетов и пр. Вы поймите, что ВОВ это не мороженое с сиропом, это был реальный п****ц и остановили лавину реально старики и бабы которые рыли противотанковые рвы под Москвой и там уже умирали. Это подвиг народа был, а не "гения" руководителей и военночальников. Вот про это и хотят запретить говорить. И вы со своими мыслями реально можете попасть на большие штрафы и за решетку. Очнитесь.
Есть ещё одна правда, о которой наши власти предпочитают не вспоминать.

Была ли немецкая армия непреодолимо сильнее Красной армии? Вся логика общих представлений подталкивает к ответу - была. У немцев был опыт нескольких успешных военных кампаний в Европе. У немцев был безупречно отлаженный механизм взаимодействия родов войск. В частности, взаимодействие авиации с сухопутными войсками специально отрабатывалось в течение 2.5 лет в Испании легионом Кондор. Рихтгофен, имевший этот не до конца еще оцененный в литературе для широкого круга читателей опыт, командовал авиацией немцев в полосе нашего Юго-Западного фронта летом 1941 года.

Но есть одно НО. Оказывается ровно те армии, по которым противник нанес удары заведомо превосходящими силами, на которые пришлась вся мощь удара, - именно они как раз и не были разгромлены. Более того, они длительное время успешно воевали, создавая проблемы немецкому наступлению. А подготовленные и превосходящие силами части Красной Армии не выдержали натиска, были разбиты и окружены. Это и есть ответ на вопрос.
1 +3−2Yury Domor14:02:00
26/06/2013
Полная чушь, но деда своего автор знатно попинал.
1 +2−1Антон Захаров13:45:25
26/06/2013
1 +2−1Евгений Фролов08:48:01
26/06/2013
В 41-42-м речь идёт о прекрасной организации эвакуации экономики и запуска заводов на новом месте. О том, что армия перемолола превосходящие силы объединённой Европы. О том, что мы успели доделать всё то, что не было готово к началу войны, уже воюя. А это был гигантский пласт никогда не существовавших в России отраслей и институтов. Вот о чём речь. О том, что любая деятельность даёт выхлоп с временным лагом.
Да да в 41 как раз германская машина перемолола всю советскую армию с 10-ком тысяч танков, самолетов и пр. Вы поймите, что ВОВ это не мороженое с сиропом, это был реальный п****ц и остановили лавину реально старики и бабы которые рыли противотанковые рвы под Москвой и там уже умирали. Это подвиг народа был, а не "гения" руководителей и военночальников. Вот про это и хотят запретить говорить. И вы со своими мыслями реально можете попасть на большие штрафы и за решетку. Очнитесь.
1 +2−1rwolf rwolf13:33:42
26/06/2013
2 +3−1Alexey Kruglov09:43:10
26/06/2013
Женя Фролов страдает размножением личности. Он думает, что имеет право говорить от имени целого народа, что он и есть народ, причем в настоящем, прошлом и будущем... В сознании Жени-народа ветеран, есть существо простое, однотипное, мыслящее просто и ясно. Если же его мысли отличны от шаблона Жени, значит он жег Хатынь, ну, или в крайнем случае, отсиживался в тылу.
Лечится ли такой запущенный случай?
Коллега, я разделяю Ваши сомнения...
1 +1−0Профайл Закрыт13:31:41
26/06/2013
1 +4−3Cannon07:38:05
26/06/2013
Вы и детям "просто статью обсуждаете", а потом вместе с ними упираетесь, что это то, что написано в законе. Мне жаль детей, которым вы таким образом пудрите мозги, если выдаёте за правду статью-пересказ, не удосужась найти совсем небольшую статью Закона и понять её. И не нервничайте, когда вам на вашу очевидную ошибку указывают
Дети вырастут и сами все увидят. Национализм в России разрешен. Кавказ - сила! А кто не согласен, тот будет неплохо дискриминирован.
1 +1−0Профайл Закрыт13:27:06
26/06/2013
0 +5−5Olesya Fox07:02:47
26/06/2013
Цит.: "законопроект об уголовном наказании за критику действий стран антигитлеровской коалиции". Это разве не запрет говорить правду? Или страны антигитлеровской коалиции объективно не за что критиковать?
Это требование говорить правду о странах АГК! Советская Армия в 1945 году была самой гуманной армией в мире, а бомбардировки Хиросимы и Нагасаки положительно воздействовали на экономику Японии, потому что способствовали постройке в этих городах целых новых микрорайонов!
1 ... 678 9 101112 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь