Живая война

18:26 25/06/2013 Россия
Живая война

Вы когда-нибудь задумывались, зачем они хотят законсервировать нашу войну? Нашу, нашу, с которой мой дед принес в себе домой на память осколок, а ваши, может быть, не пришли. Зачем хотят запрятать ее под камни монументов, да еще таких, которые не столько о подвиге предков говорят, сколько о дурновкусии потомков? Сделать приличной, гладкой, да чего уж там, глянцевой, в которой одетые в красивую форму рыцари без страха и упрека побивают однозначное и несомненное зло, не запачкав этой самой красивой формы?

Для чего депутат Яровая ― во второй уже раз, и теперь с полной надеждой на успех, ― вносит в Думу законопроект об уголовном наказании за критику действий стран антигитлеровской коалиции? Второй вариант жестче первого. В 2009 предполагалось запретить оправдание нацистских преступлений. Теперь можно будет сесть на пять лет или заплатить полмиллиона за попытку высказать о Второй мировой иные мысли помимо восторженных.

Вы думаете, наверное, что они там занимаются унылыми пустяками. Хотят посадить мальчика, сочиняющего корявые тексты о том, как у него однажды было четыреста евро, как он их пропил и какие в связи с этим русские ― скоты. Или, думаете вы, это они вас хотят отвлечь от чего-нибудь важного. А на самом деле, конечно, нет. На самом деле вот только теперь они подобрались к этим своим пресловутым скрепам. Вбивают в стену гвоздь, на котором повиснет картина нового мира.

Советская пропагандистская машина проглотила войну не сразу. Слишком страшен и слишком жив был опыт тех, кто вернулся, слишком болела память о тех, кто остался в земле ― от Москвы до Берлина. Но постепенно война стала превращаться в фетиш. В лакированную картинку, в которой все ― подвиг и напряжение. Все ― только восторг. И никакого живого чувства.

Война оказалась прекрасным поводом оправдывать государственное насилие в перспективе и в ретроспективе. Война убирала, делала неприличными исторические дискуссии о двадцатом веке. Миллионы убитых до войны, миллионы запуганных после ― все это оправдала необходимость противостоять безжалостному врагу. Напоминание о глянцевой войне, состоящей из немеркнущих подвигов, войне, забитой в скуку государственной риторики, накрытой уродливыми памятниками, стало для государства индульгенцией за любые преступления против граждан и в прошлом, и в будущем. Строго говоря, война отменила граждан.

Беда для государства в том, что живая война ― страшный, невообразимый для нас, по счастью, опыт ― война, в которой были подвиги, и были просчеты, были герои, и были предатели, были гении и дураки, люди и подонки, как любая живая история, вообще ничему не учит. Она просто показывает, до какой степени самопожертвования может дойти человек. И до какой степени скотства. Она говорит с нами о нас, но не о том, можно ли государству в ожидании новой войны нас с увлечением калечить.

Советскому государству успешно удалось отучить людей думать и говорить о войне честно. Это стало приобретенным рефлексом, настолько сильным, что даже с развалом советского государства война оставалась зоной, где преобладали стыдливые умолчания, где выживала и выжила, как мы теперь видим, советская пропагандистская модель истории.

И вот теперь государство воспроизводит само себя. На новом этапе, с необходимыми мутациями. И ему снова нужна та война. Чтобы свое прошлое оправдать и о будущем позаботиться. Можно даже отследить это постепенное возвращение в позднесоветский миф, подменивший собой правдивую историю о катастрофе и подвиге. Как это все появлялось, стряхивая пепел: нелепая трескотня из телевизора, повышенное, раз в год по разнарядке, внимание к уцелевшим ветеранам, стыдные фильмы, в которых Саня Белый, или как там его зовут на самом деле, пачками валит беспомощных и нелепых немцев. Как нарастала эта тяга ― снова закатать, не в бронзу, а в дешевую пластмассу, под бронзу раскрашенную, нашу национальную память.

Потому что государству ― такому государству, как это ― не нужна живая война. Ему нужны мертвые. Во всех смыслах. Живые уничтожают риторику и пафос. Живые могут сказать что-нибудь не то, что-нибудь такое, что в государственную, единственно правильную, с орластой печатью в правом углу картину не вписывается. Живые опасны. И живая память опасна. Именно поэтому они сейчас и убивают, законодательно, в том числе, нашу войну, нашу память, нашу возможность разговаривать о прошедшем, оценивать его, и делать какие-то свои, частные выводы.

Поэтому помните, если кто-нибудь с восторгом описывает, как белокурые бестии в июне сорок первого резали глотки косорылым Ванькам или Абрамкам, ― он не фашист. Он, скорее всего, просто дурак. А фашисты ― те, кто запрещает думать и говорить вам, мне и даже ему.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(634):

1 ... 131415 16 171819 ... +1
0 +0−0Лев Белов19:22:25
26/06/2013
1 +1−0Cannon19:18:07
26/06/2013
Ну, что, остаётся констатировать факт, что поддерживающие "литератора" надорвались и, издавая пых-пых, ку-ку и сам дурак, сошли на нет.
Я? Поддерживаю литератора? Да я так, пописать зашёл.
0 +0−0Лев Белов19:18:02
26/06/2013
0 +0−0Cannon19:12:33
26/06/2013
весь пар вышел?
А, да.
ТЫКТОАААААА?!
0 +1−1Olesya Fox19:13:56
26/06/2013
0 +0−0Cannon19:12:33
26/06/2013
весь пар вышел?
Это рефлексия? :)
0 +0−0Cannon19:12:33
26/06/2013
0 +0−0Лев Белов19:05:20
26/06/2013
пыщпыщ попячса ололо
весь пар вышел?
0 +0−0Лев Белов19:12:17
26/06/2013
Комментарий удалён.
кисакуку
0 +1−1Olesya Fox19:12:13
26/06/2013
-1 +0−1Cannon18:57:47
26/06/2013
вот им вас и показываю, как макаку в зоопарке. чтоб знали, какое дерьмо иногда может встретится на жизненном пути
Кэннон, а теперь идите далее по всем моим постам и минусуйте. Хоть душу отведете. А то нельзя же так в себе-то всё держать. Это вредно.
0 +0−0Лев Белов19:05:20
26/06/2013
0 +0−0Cannon19:02:51
26/06/2013
"намеренно обостряли" (критика) или никакой роли не играли (отрицание)? = ты не отрицаешь факт, а критикуешь его. э..,да, на равных? тогда и ты сука из мартышка и очки
пыщпыщ попячса ололо
0 +0−0Лев Белов19:03:51
26/06/2013
1 +3−2Владимир Ширенин19:02:17
26/06/2013
с точки зрения show mast go on очень даже не как идиоты - неделю пиар духа продолжался.
другой момент с точки зрения морали, что жалеть, что твоих родителей не уничтожили в немецких концлагерях, что поливать помоями контрразведку которая, в том числе, позволила тебе жить это конечно по-любому свинство.
но я привел просто это как одну из ситуаций как пример когда действуют двойные стандарты. на Скойбеду мы будем грозится подать в суд потому что она нас обидела. а вот сами можем говорить что хотим ибо свобода слова.
понятно же что текст автора это провокация - не может нормальный человек выйдя из подросткового максимализма не понимать, что абсолютных свобод не бывает. если хочешь жить в обществе то придется смириться с его правилами в том числе и с ограничениями.
Зато какой срач поднялся! Насчёт Г. и С. плюсаыдн
0 +0−0Cannon19:02:51
26/06/2013
0 +1−1Лев Белов18:53:04
26/06/2013
Как много анальной боли в твоих словах... Если я скажу "Я считаю, что США намеренно обостряли ситуацию в Потсдаме" - разве я не буду, сука, ОТРИЦАТЬ роль стран коалиции в установлении мира во всём мире? И я тебе таких примеров эквилибристики, на основе которых тонны дел наляпать накрутить могу, контуженный ты мой.
"намеренно обостряли" (критика) или никакой роли не играли (отрицание)? = ты не отрицаешь факт, а критикуешь его. э..,да, на равных? тогда и ты сука из мартышка и очки
0 +1−1Olesya Fox18:58:45
26/06/2013
-1 +0−1Cannon18:57:47
26/06/2013
вот им вас и показываю, как макаку в зоопарке. чтоб знали, какое дерьмо иногда может встретится на жизненном пути
Да солнце вы моё, совсем же горите на работе...
0 +1−1Olesya Fox18:56:14
26/06/2013
Комментарий удалён.
А откуда берутся такие тупезные козы как я? Кто их рожает? Кто воспитывает? Расскажите, умоляю. Не томите.
0 +1−1Olesya Fox18:55:00
26/06/2013
Комментарий удалён.
Отчего ж мягчите? Жёстче надо и нетерпимее. Боитесь, что забанят? Так за правду же.
0 +0−0Mala Khuligani18:54:57
26/06/2013
1 +2−1Ярослав Евтихиев09:54:38
26/06/2013
Что? Двести миллионов миллиардов грудничков Сталин съел в тайных комнатах Кремля? Почему вы со мной не соглашаетесь, а другим фантазиям верите на слово? Чем мое вранье хуже? :))) Я тоже знаю много страшных цифр и "эпитетов"!
потому что другие "фантазии" задокументированы, а ваша - так и остается пустомельством.
0 +1−1Лев Белов18:53:04
26/06/2013
Комментарий удалён.
Как много анальной боли в твоих словах... Если я скажу "Я считаю, что США намеренно обостряли ситуацию в Потсдаме" - разве я не буду, сука, ОТРИЦАТЬ роль стран коалиции в установлении мира во всём мире? И я тебе таких примеров эквилибристики, на основе которых тонны дел наляпать накрутить могу, контуженный ты мой.
0 +0−0Cannon18:50:29
26/06/2013
0 +0−0Mala Khuligani18:47:40
26/06/2013
и это разумно, правда?
нет. если персона ограничена в принципе, то это означает ангажированность или дебилизм.
0 +0−0Илья Павлов18:49:34
26/06/2013
0 +1−1Alexander Shurov11:19:04
26/06/2013
Нет не про Польшу. Вы не думайте за меня.
Ну так говорите прямо, что бы мне не пришлось додумывать.
0 +0−0Mala Khuligani18:47:40
26/06/2013
0 +0−0Cannon18:27:46
26/06/2013
А вот вы в принципе ожидаема
и это разумно, правда?
0 +0−0Mala Khuligani18:46:10
26/06/2013
-1 +0−1Vyacheslav Ponomarchook13:25:55
26/06/2013
Ми-ми-ми-ми-ми.
Страна, в принципе не реформируема организмами определяющими её, как -"эта".
а как еще определять? как "та" что ли? заграница нам поможет? не верю!
0 +0−0Cannon18:27:46
26/06/2013
-1 +0−1Mala Khuligani09:33:39
26/06/2013
ну, в принципе, от вас никто ничего внятного и не ожидал.
А вот вы в принципе ожидаема
0 +0−0Леонид Бенкевич18:11:04
26/06/2013
1 +1−0Илья Павлов10:48:58
26/06/2013
Предлагаю для сравнения почитать другую статью. Пост Альфреда Коха, написанный 22 июня сего года. А потом скажите, что воняет сильнее. Считаю, закон нужен.
Обязательно нужен Закон.
1 ... 131415 16 171819 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь