Живая война

18:26 25/06/2013 Россия
Живая война

Вы когда-нибудь задумывались, зачем они хотят законсервировать нашу войну? Нашу, нашу, с которой мой дед принес в себе домой на память осколок, а ваши, может быть, не пришли. Зачем хотят запрятать ее под камни монументов, да еще таких, которые не столько о подвиге предков говорят, сколько о дурновкусии потомков? Сделать приличной, гладкой, да чего уж там, глянцевой, в которой одетые в красивую форму рыцари без страха и упрека побивают однозначное и несомненное зло, не запачкав этой самой красивой формы?

Для чего депутат Яровая ― во второй уже раз, и теперь с полной надеждой на успех, ― вносит в Думу законопроект об уголовном наказании за критику действий стран антигитлеровской коалиции? Второй вариант жестче первого. В 2009 предполагалось запретить оправдание нацистских преступлений. Теперь можно будет сесть на пять лет или заплатить полмиллиона за попытку высказать о Второй мировой иные мысли помимо восторженных.

Вы думаете, наверное, что они там занимаются унылыми пустяками. Хотят посадить мальчика, сочиняющего корявые тексты о том, как у него однажды было четыреста евро, как он их пропил и какие в связи с этим русские ― скоты. Или, думаете вы, это они вас хотят отвлечь от чего-нибудь важного. А на самом деле, конечно, нет. На самом деле вот только теперь они подобрались к этим своим пресловутым скрепам. Вбивают в стену гвоздь, на котором повиснет картина нового мира.

Советская пропагандистская машина проглотила войну не сразу. Слишком страшен и слишком жив был опыт тех, кто вернулся, слишком болела память о тех, кто остался в земле ― от Москвы до Берлина. Но постепенно война стала превращаться в фетиш. В лакированную картинку, в которой все ― подвиг и напряжение. Все ― только восторг. И никакого живого чувства.

Война оказалась прекрасным поводом оправдывать государственное насилие в перспективе и в ретроспективе. Война убирала, делала неприличными исторические дискуссии о двадцатом веке. Миллионы убитых до войны, миллионы запуганных после ― все это оправдала необходимость противостоять безжалостному врагу. Напоминание о глянцевой войне, состоящей из немеркнущих подвигов, войне, забитой в скуку государственной риторики, накрытой уродливыми памятниками, стало для государства индульгенцией за любые преступления против граждан и в прошлом, и в будущем. Строго говоря, война отменила граждан.

Беда для государства в том, что живая война ― страшный, невообразимый для нас, по счастью, опыт ― война, в которой были подвиги, и были просчеты, были герои, и были предатели, были гении и дураки, люди и подонки, как любая живая история, вообще ничему не учит. Она просто показывает, до какой степени самопожертвования может дойти человек. И до какой степени скотства. Она говорит с нами о нас, но не о том, можно ли государству в ожидании новой войны нас с увлечением калечить.

Советскому государству успешно удалось отучить людей думать и говорить о войне честно. Это стало приобретенным рефлексом, настолько сильным, что даже с развалом советского государства война оставалась зоной, где преобладали стыдливые умолчания, где выживала и выжила, как мы теперь видим, советская пропагандистская модель истории.

И вот теперь государство воспроизводит само себя. На новом этапе, с необходимыми мутациями. И ему снова нужна та война. Чтобы свое прошлое оправдать и о будущем позаботиться. Можно даже отследить это постепенное возвращение в позднесоветский миф, подменивший собой правдивую историю о катастрофе и подвиге. Как это все появлялось, стряхивая пепел: нелепая трескотня из телевизора, повышенное, раз в год по разнарядке, внимание к уцелевшим ветеранам, стыдные фильмы, в которых Саня Белый, или как там его зовут на самом деле, пачками валит беспомощных и нелепых немцев. Как нарастала эта тяга ― снова закатать, не в бронзу, а в дешевую пластмассу, под бронзу раскрашенную, нашу национальную память.

Потому что государству ― такому государству, как это ― не нужна живая война. Ему нужны мертвые. Во всех смыслах. Живые уничтожают риторику и пафос. Живые могут сказать что-нибудь не то, что-нибудь такое, что в государственную, единственно правильную, с орластой печатью в правом углу картину не вписывается. Живые опасны. И живая память опасна. Именно поэтому они сейчас и убивают, законодательно, в том числе, нашу войну, нашу память, нашу возможность разговаривать о прошедшем, оценивать его, и делать какие-то свои, частные выводы.

Поэтому помните, если кто-нибудь с восторгом описывает, как белокурые бестии в июне сорок первого резали глотки косорылым Ванькам или Абрамкам, ― он не фашист. Он, скорее всего, просто дурак. А фашисты ― те, кто запрещает думать и говорить вам, мне и даже ему.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(634):

1 ... 111213 14 151617 ... +1
1 +6−5Frank Montana18:29:54
25/06/2013
Поддерживаю мнение автора.
Вне зависимости от взглядов, будь человек коммунист, либерал, монархист или национал-гомосексуалист, он должен иметь право высказаться - а дальше пусть общество решает, согласно оно с таким мнением или нет.
Рекомендую прочитать:

Ссылка на www.budyon.org

Я не полностью согласен с этой статьей, но в ней точно больше связи с реальностью, чем в бреде ура-патриотов.
0 +0−0Подари-Жизнь Русскому-Народу09:13:33
30/06/2013
65 +84−19Илья Полозовъ17:35:28
25/06/2013
Браво.
Чему браво?! Этому полудурку, ктр. при первой возможности съебется!
0 +0−0Tir Manma19:47:42
29/06/2013
1 +3−2Лев Белов17:01:34
26/06/2013
Меня просто одна вещь интересует: те, кто поддерживает этот закон, сами понимают, что легко могут попасть по его действие... А, допустим, когда говорят, что сшашка переборщила, когда долбанула Японию атомной бомбой? Или когда в пылу спора с очередным либералом примутся рассуждать о том, как бритты и пиндосы пытались кинуть советы - чем это не отрицание "восстановления международного мира странами АГК"?
Я тоже совершенно не согласен с такой формулировкой. При чём тут "союзники"? Имея таких "союзничков" как США или Англия, врагов не нужно.
Нужен более общий закон против диффамации
(предложение Романа Носика,
Ссылка на www.odnako.org
)
" «Об ответственности за историческую диффамацию» — то есть за умышленное распространение порочащих российский народ сведений вне зависимости от подлинности этих сведений.

Диффамацией следует также считать распространение истинных порочащих сведений, если целью их распространения является создание необъективного негативного образа российского народа, государства и истории.

Так, например, диффамацией следует считать распространение истинных сведений о совершенных бойцами Красной Армии изнасилованиях немок — в том случае, если распространение этих сведений производится с целью создать необъективное, ложное, негативное мнение о солдатах Красной Армии, о российском/советском народе, о российском государстве. Например, методом умолчания о мерах, предпринятых командованием РККА для предотвращения насилия, подборки фактов, умолчания об общем настрое солдат к немецкому населению, тенденциозного толкования фактов. "
0 +0−0Tir Manma19:39:13
29/06/2013
0 +1−1Александр Грей06:44:41
27/06/2013
какой лютый бред. ну так давай снимать кино о подонках и предателях, давай отливать их в бронзе и ставить памятники. к чему этот тупой и дутый пафос? Гламур...твою мать, дурак пейсатель, в этих "гламурных" памятниках и фильмах отображается Подвиг, подвиг блять понимаешь? Вот они поклонники утомлённых солнцем 2, продолжай смотреть и радоваться.
ЗЫ. бросай дурналистику, похоже не твоё это
Они не понимают, в чём Ваш пафос. "Подвиг" для этих навозных червей - это просто зряшная трата своей жизни. Вы их не переубедите.
У них свои ценности: например, "жизнь священна". Жизнь, полная вечеров под пиво и устрицы в Жан-Жаке. Ради этого можно всё продать и предать. Даже своего ребёнка или мать. А что, если поставят перед выбором - тогда какой разговор? Конечно, "жизнь"!
Таковы либеральные ценности. Они уже опустились ниже той грани, что отделяет людей от нелюдей.
0 +0−0Лев Белов22:08:22
27/06/2013
1 +1−0Хамаль Ибн-Харек12:32:03
27/06/2013
наверное, надо было его назвать: "законопроект об уголовном наказании за распространении ложных сведений, не подкреплённых документально о странах антигитлеровской коалиции ..." ... в общем, пока текста законопроекта никто не видел - сложно о нём судить. Правду говорить запрещать нельзя, но ведь и с ложью надо что-то делать, а её тоже очень много, причём верят в неё порой даже охотнее, если она даёт повод лишний раз поругать "проклятый совок".
но в таком виде закон власти, видимо, невыгоден
0 +0−0Alexander Shurov14:53:25
27/06/2013
0 +0−0Илья Павлов10:45:09
27/06/2013
Так мы и говорим о Великой Отечественной, меня в данном вопросе Вторая мировая и не интересует.
Уже классический вопрос - критика действий США, Британии, Польше и прочих стран до вступления СССР в 1941-ом году попадает под данный закон или нет?
0 +0−0Владимир Ширенин13:45:22
27/06/2013
1 +1−0Борис Перевалов08:30:50
27/06/2013
Насчет "Райена", пусть кто нить из империи "добра" и "демократии" , снимет фильм,как вояки издевались на гражданами ирака и афганистана, как бравые герои-вояки расстреливали журналюг с вертолета. или такая вот чистой воды правда никому не нужна? И да жалко что в последнем действии нашего журналюги не было, посмотрел бы и почувствовал бы на себе всю "доброту" демократических фашистов (:
я не об этом - я о том что те, кто в первых рядах возмущаются, что закон может запретить им лгать про войну, почему то находятся в первых рядах тех, кто говорит, что снимать патриотические фильмы "в этой стране" нельзя.
0 +1−1Владимир Ширенин13:26:57
27/06/2013
0 +1−1Лев Белов07:13:29
27/06/2013
1) В таком виде закон как раз и играет на руку геббельс-стайл пропаганде
2) Фильмы критикуют не потому, что непатриоты, а потому что 90% фильмов - говно. Что-то не помню, чтобы "Иди и смотри" или как минимум "В августе 44" особо кто-то критиковал.
3) Если факты допускают толкование как в плюс, так и минус странам коалиции (включая, ясно дело, СССР) - нельзя запрещать их толковать таким образом. Понимаю, обидно и все дела, но СССР империей добра не был никогда. Предвидя вашу реплику - никакое государство в принципе на это звание претендовать не может. А для однозначных фактов хватит пункта про "заведомо ложное"
З.Ы. А что за фильм про чеченских бандитов? В последнее время заинтересовался этой темой, хотелось бы добавить в список, что стоит посмотреть.
1. Не согласен - один из ключевых моментов "геббельс-стайл пропаганды" был как раз в том что бы "зафлудить" информационное пространство, а там пусть противник оправдывается и опровергает. Современные эффект "а в главном то он прав" был придуман намного раньше интернета)
2. Ну я говорил не про критику в художественной части - а критику по идеологическим причинам. Та же "легенда номер 17" вызвала критику у всяких шендеровичей только потому что СССР там забыли показать исчадием ада.
3. Я суть закона понял не в том что бы выгораживать одну сторону чисто в плюс, а в том что бы остановить огромную волну лжи которая свободно льется в современном информационном пространстве. Когда спорят историки это одно, а вот когда "журналисты" изгаляются в современном виде спорта кто больше нарисует цифры предателей/потерь в Красной Армии, это уже другая тема.
ЗЫ. прочитал про случай в статье "Творческая интеллигенция. Штрих к портрету" в русском обозреватели.
0 +0−0Профайл Закрыт13:14:04
27/06/2013
-1 +0−1Cannon04:07:59
27/06/2013
Ваши "учителя" потрудились с вами успешно, к сожалению.
Вы так говорите, будто участвовать в школьных олимпиадах по истории это плохо.
0 +1−1Tatyana Shershneva12:52:18
27/06/2013
Во многом я согласна с автором, хоть его текст и довольно скучен.
ВОв была придумана сразу же после после ВОв, ничего с этим уже нельзя поделать.
Я приведу цитату из письма Великого Русского Писателя Виктора Астафьева, фронтовика и труженика: "А между прочим, тот, кто "до Жукова доберется", и будет истинным русским писателем, а не "наследником". Ох, какой это выкормыш "отца и учителя"! Какой браконьер русского народа. Он, он и товарищ Сталин сожгли в огне войны русский народ и Россию. Вот с этого тяжелого обвинения надо начинать разговор о войне, тогда и будет правда, но нам до нее не дожить. Сил наших, ума нашего и мужества не хватит говорить о трагедии нашего народа, в том числе о войне, всю правду, а если не всю, то хотя бы главную часть ее.
Черчилль говорит в своей книге публицистики, что победители в войнах непременно оставались побежденными, и ни одна страна, ни один народ не терпел такого поражения в войне, как Россия и русский народ. Ее, России, попросту не стало. Страшно произносить, но страна-победительница исчезла, самоуничтожилась, и этому исчезновению и самоуничтожению и продолжающемуся неумолимому самоистреблению шибко помогли наши блистательные вожди, начиная со Сталина, и однопартийная система, спохватившаяся спасать страну и народ во время уже начавшейся агонии..." (28 декабря 1987 г., Красноярск, В.Кондратьеву)
Что тут добавишь? Память о Великой Отечественной всегда имела в народе совершенно РЕЛИГИОЗНЫЙ характер. Несмотря на то, что постепенно она, память эта, все больше подчинялась законам ШОУ-БИЗНЕСА, она еще никогда не превращалась в то Абсолютное Блядство и Шоу-Гоу (слова такого у меня нет, но мой Супруг называет это "матлот" - "безудержный пьяный матросский танец"), в какое она превращена в Настоящее время. И тут уж на Правду рассчитывать не то что не приходится, о самой возможности Некоей Правды уже пора забыть - сохранить бы основные понятия - "фашизм", там, "русский народ", "победили", "1941-1945"... И хватит для школьного учебника.
0 +0−0Илья Павлов10:47:56
27/06/2013
0 +0−0Вася Пузякин21:37:19
26/06/2013
Блин ну назвать Михалкова либералом, это надо уметь..))
Если честно, мне пофиг как он определяется)), но фильм этот полностью в стиле либералов. Так же как и "сволочи", "штрафбат"... короче не имеющие отношения к действительности...
0 +0−0Илья Павлов10:45:09
27/06/2013
0 +0−0Alexander Shurov20:40:44
26/06/2013
Точность к терминологии, до освободительной войны оставалось еще два года (к вопросу - "в целом это была освободительная война").

Да и после "освобождения", страны не вернулись к прежним границам.

В целом - это была империалистическая война за передел сфер влияния. Если мы уберем весь идеологический пафос и просто посмотрим как распределились ресурсы и карту границ до и после войны.
Так мы и говорим о Великой Отечественной, меня в данном вопросе Вторая мировая и не интересует.
0 +0−0Лев Белов07:16:41
27/06/2013
-1 +0−1Cannon04:07:59
27/06/2013
Ваши "учителя" потрудились с вами успешно, к сожалению.
Ты опять выходишь на связь, мудило?
0 +1−1Лев Белов07:13:29
27/06/2013
1 +2−1Владимир Ширенин22:52:05
26/06/2013
закон нужен как хотя бы как жупел.
свобода слова, либертарианство и тп это здорово и замечательно, но когда в стране слово патриотизм становится ругательным, когда история страны в сми строится по принципам правил пропаганды геббельса страна должна иметь право себя защитить.
у "свободного человека этой страны" патриотичный фильм вызывает пароксизмы критики - слащаво, черно-бело, а где страдания десятков миллионов изнасилованных немок и подобный бред. при этом он спокойно смотрит какое-нибудь "Спасение рядового Райена". Невозможно себе представить что бы в Америке этот фильм стали бы массово поливать фекалиями в СМИ припоминая все преступления американской армии(мнимые и свершившиеся). А у нас особо свободные и смелые это делают постоянно. Они настолько оторвались от реальности, что когда в фильме британского режиссера главная героиня рассказывает как распиливали российских солдат чеченские бандиты, то встает российский президент гильдии кинокритиков и вводит в ступор иностранцев кипя возмущением - а почему вы так односторонне показываете картину. а где мнение другой стороны.
Извините, но все это соревнование среди "особо свободных жителей этой страны" как бы половчее вылить помои на "эту страну" говорит только о том, что пока что эти "особо свободные" до свободы слова не доросли. Поэтому нужен закон.
1) В таком виде закон как раз и играет на руку геббельс-стайл пропаганде
2) Фильмы критикуют не потому, что непатриоты, а потому что 90% фильмов - говно. Что-то не помню, чтобы "Иди и смотри" или как минимум "В августе 44" особо кто-то критиковал.
3) Если факты допускают толкование как в плюс, так и минус странам коалиции (включая, ясно дело, СССР) - нельзя запрещать их толковать таким образом. Понимаю, обидно и все дела, но СССР империей добра не был никогда. Предвидя вашу реплику - никакое государство в принципе на это звание претендовать не может. А для однозначных фактов хватит пункта про "заведомо ложное"
З.Ы. А что за фильм про чеченских бандитов? В последнее время заинтересовался этой темой, хотелось бы добавить в список, что стоит посмотреть.
0 +1−1Александр Грей06:44:41
27/06/2013
какой лютый бред. ну так давай снимать кино о подонках и предателях, давай отливать их в бронзе и ставить памятники. к чему этот тупой и дутый пафос? Гламур...твою мать, дурак пейсатель, в этих "гламурных" памятниках и фильмах отображается Подвиг, подвиг блять понимаешь? Вот они поклонники утомлённых солнцем 2, продолжай смотреть и радоваться.
ЗЫ. бросай дурналистику, похоже не твоё это
0 +0−0Olesya Fox06:22:10
27/06/2013
0 +0−0Леонид Бенкевич18:11:04
26/06/2013
Обязательно нужен Закон.
Не такой популистский.
0 +2−2Arrhiel Lapple06:00:31
27/06/2013
для большинства из вас фашизм - это ВОВ (1941-1945). Священная корова. когда реальный фашизм - современная Россия. Долбоепизмъ.
0 +2−2Olesya Fox05:28:40
27/06/2013
1 +2−1Владимир Ширенин22:52:05
26/06/2013
закон нужен как хотя бы как жупел.
свобода слова, либертарианство и тп это здорово и замечательно, но когда в стране слово патриотизм становится ругательным, когда история страны в сми строится по принципам правил пропаганды геббельса страна должна иметь право себя защитить.
у "свободного человека этой страны" патриотичный фильм вызывает пароксизмы критики - слащаво, черно-бело, а где страдания десятков миллионов изнасилованных немок и подобный бред. при этом он спокойно смотрит какое-нибудь "Спасение рядового Райена". Невозможно себе представить что бы в Америке этот фильм стали бы массово поливать фекалиями в СМИ припоминая все преступления американской армии(мнимые и свершившиеся). А у нас особо свободные и смелые это делают постоянно. Они настолько оторвались от реальности, что когда в фильме британского режиссера главная героиня рассказывает как распиливали российских солдат чеченские бандиты, то встает российский президент гильдии кинокритиков и вводит в ступор иностранцев кипя возмущением - а почему вы так односторонне показываете картину. а где мнение другой стороны.
Извините, но все это соревнование среди "особо свободных жителей этой страны" как бы половчее вылить помои на "эту страну" говорит только о том, что пока что эти "особо свободные" до свободы слова не доросли. Поэтому нужен закон.
Не такой. Этот закон - популизм в чистом виде. Популизм еще никогда и никому не шел на пользу.
0 +0−0Olesya Fox05:18:22
27/06/2013
1 +1−0Лев Белов20:57:55
26/06/2013
Вот да, кстати, этот момент всё впечатление от статьи испортил. Аффтар (как я понял) имел в виду, что вред от единичных стебанутых нациков и от законов, характерных для полицейского государства, несопоставим, но сделал это так коряво, что получился вброс.
Да, согласна.
0 +0−0Профайл Закрыт02:24:52
27/06/2013
Комментарий удалён.
Детей с 8-ми лет надо тренировать в военных лагерях. Вместе с идеологическим промыванием мозгов. А то с вашими учителями и ЕГЭ они только ягуар могут жрать.
1 ... 111213 14 151617 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь