Живая война

18:26 25/06/2013 Россия
Живая война

Вы когда-нибудь задумывались, зачем они хотят законсервировать нашу войну? Нашу, нашу, с которой мой дед принес в себе домой на память осколок, а ваши, может быть, не пришли. Зачем хотят запрятать ее под камни монументов, да еще таких, которые не столько о подвиге предков говорят, сколько о дурновкусии потомков? Сделать приличной, гладкой, да чего уж там, глянцевой, в которой одетые в красивую форму рыцари без страха и упрека побивают однозначное и несомненное зло, не запачкав этой самой красивой формы?

Для чего депутат Яровая ― во второй уже раз, и теперь с полной надеждой на успех, ― вносит в Думу законопроект об уголовном наказании за критику действий стран антигитлеровской коалиции? Второй вариант жестче первого. В 2009 предполагалось запретить оправдание нацистских преступлений. Теперь можно будет сесть на пять лет или заплатить полмиллиона за попытку высказать о Второй мировой иные мысли помимо восторженных.

Вы думаете, наверное, что они там занимаются унылыми пустяками. Хотят посадить мальчика, сочиняющего корявые тексты о том, как у него однажды было четыреста евро, как он их пропил и какие в связи с этим русские ― скоты. Или, думаете вы, это они вас хотят отвлечь от чего-нибудь важного. А на самом деле, конечно, нет. На самом деле вот только теперь они подобрались к этим своим пресловутым скрепам. Вбивают в стену гвоздь, на котором повиснет картина нового мира.

Советская пропагандистская машина проглотила войну не сразу. Слишком страшен и слишком жив был опыт тех, кто вернулся, слишком болела память о тех, кто остался в земле ― от Москвы до Берлина. Но постепенно война стала превращаться в фетиш. В лакированную картинку, в которой все ― подвиг и напряжение. Все ― только восторг. И никакого живого чувства.

Война оказалась прекрасным поводом оправдывать государственное насилие в перспективе и в ретроспективе. Война убирала, делала неприличными исторические дискуссии о двадцатом веке. Миллионы убитых до войны, миллионы запуганных после ― все это оправдала необходимость противостоять безжалостному врагу. Напоминание о глянцевой войне, состоящей из немеркнущих подвигов, войне, забитой в скуку государственной риторики, накрытой уродливыми памятниками, стало для государства индульгенцией за любые преступления против граждан и в прошлом, и в будущем. Строго говоря, война отменила граждан.

Беда для государства в том, что живая война ― страшный, невообразимый для нас, по счастью, опыт ― война, в которой были подвиги, и были просчеты, были герои, и были предатели, были гении и дураки, люди и подонки, как любая живая история, вообще ничему не учит. Она просто показывает, до какой степени самопожертвования может дойти человек. И до какой степени скотства. Она говорит с нами о нас, но не о том, можно ли государству в ожидании новой войны нас с увлечением калечить.

Советскому государству успешно удалось отучить людей думать и говорить о войне честно. Это стало приобретенным рефлексом, настолько сильным, что даже с развалом советского государства война оставалась зоной, где преобладали стыдливые умолчания, где выживала и выжила, как мы теперь видим, советская пропагандистская модель истории.

И вот теперь государство воспроизводит само себя. На новом этапе, с необходимыми мутациями. И ему снова нужна та война. Чтобы свое прошлое оправдать и о будущем позаботиться. Можно даже отследить это постепенное возвращение в позднесоветский миф, подменивший собой правдивую историю о катастрофе и подвиге. Как это все появлялось, стряхивая пепел: нелепая трескотня из телевизора, повышенное, раз в год по разнарядке, внимание к уцелевшим ветеранам, стыдные фильмы, в которых Саня Белый, или как там его зовут на самом деле, пачками валит беспомощных и нелепых немцев. Как нарастала эта тяга ― снова закатать, не в бронзу, а в дешевую пластмассу, под бронзу раскрашенную, нашу национальную память.

Потому что государству ― такому государству, как это ― не нужна живая война. Ему нужны мертвые. Во всех смыслах. Живые уничтожают риторику и пафос. Живые могут сказать что-нибудь не то, что-нибудь такое, что в государственную, единственно правильную, с орластой печатью в правом углу картину не вписывается. Живые опасны. И живая память опасна. Именно поэтому они сейчас и убивают, законодательно, в том числе, нашу войну, нашу память, нашу возможность разговаривать о прошедшем, оценивать его, и делать какие-то свои, частные выводы.

Поэтому помните, если кто-нибудь с восторгом описывает, как белокурые бестии в июне сорок первого резали глотки косорылым Ванькам или Абрамкам, ― он не фашист. Он, скорее всего, просто дурак. А фашисты ― те, кто запрещает думать и говорить вам, мне и даже ему.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(634):

1 ... 8910 11 121314 ... +1
1 +2−1Olesya Fox08:58:39
26/06/2013
-1 +1−2Евгений Фролов08:51:51
26/06/2013
Да. Мы узаконим мою. Потому что она логически, исторически и этически обоснованна. Потому что противоположная - подпевка нацистам. Из каких соображений - непринципиально. И Вам тоже надо хорошенько запомнить то, что я написал. Потому что в отношении Вашего деда это ПРАВДА. А она - всегда на чьей-то стороне. Либо правда Победы. Либо правда Гитлера. Середины в таких вещах нет.
Дихотомия добра и зла. За всё хорошее против всего плохого. Только жизнь - не зебра. И у цветов есть оттенки.
1 +3−2Ярослав Евтихиев08:58:03
26/06/2013
0 +2−2Alexander Shurov08:51:13
26/06/2013
Все что антигитлеровское - то WWII, так ведь. Я просто хочу услышать от вас четкий ответ.
Четкий ответ состоит в том, что:
1. Вторая Мировая война - это собирательное название для разных по причинам и содержанию военных конфликтов. "Вторая мировая война" не более чем внутриисторический термин. В действительности Гитлер никогда не объявлял "Второй Мировой Войны". Это фигура речи.

2. Великая Отечественная Война - это главное событие и военный конфликт наполняющий содержание Второй Мировой Войны. Антигитлеровская коалиция была создана именно в течение Великой Отечественной войны.

:) Сдавайтесь! Депутат права! А вы и ваши методички как обычно...
1 +2−1Andrey Rassanov08:56:04
26/06/2013
-1 +0−1Rusnet 201908:37:53
26/06/2013
О подобных оправданиях хорошо сказано в последнем абзаце статьи:
"...если кто-нибудь с восторгом описывает, как белокурые бестии в июне сорок первого резали глотки косорылым Ванькам или Абрамкам, ― он не фашист. Он, скорее всего, просто дурак. А фашисты ― те, кто запрещает думать и говорить вам, мне и даже ему."

А, как известно, дуракам законы не писаны. А писаны, так не поняты. А поняты, так не выполнены.
Если мы запретим, например, сексуальное насилие, вы будете с женой бояться заняться любовью, боясь подпасть под этот закон? Ваша логика примерно из этой же оперы. А запрещать говорить вам в данном случае не собираются. Почитайте внимательно формулировку выше, а не уважаемого автора.
1 +2−1Евгений Фролов08:48:01
26/06/2013
0 +1−1Rusnet 201906:00:21
26/06/2013
О какой организации идёт речь в 41-ом/хорошей половине 42-го? Кроме того, помимо организации нужно ещё и материальная часть, значительная часть которой была поставлена по лэнд-лизу.
В 41-42-м речь идёт о прекрасной организации эвакуации экономики и запуска заводов на новом месте. О том, что армия перемолола превосходящие силы объединённой Европы. О том, что мы успели доделать всё то, что не было готово к началу войны, уже воюя. А это был гигантский пласт никогда не существовавших в России отраслей и институтов. Вот о чём речь. О том, что любая деятельность даёт выхлоп с временным лагом.
1 +2−1Olesya Fox08:45:37
26/06/2013
-1 +2−3Евгений Фролов08:35:35
26/06/2013
Факт, рассказанный Вами, говорит гораздо больше, чем вы думаете: Ваш дед побывал в плену. Это означало, что потенциально он вполне мог быть власовцем или вообще быть завербованным ведомством Канариса - ничего личного, ведь это было у массы народа, правда? Немцы системно истребляли тех пленных, кто отказался сотрудничать. Миллионами. Именно поэтому он прошёл фильтрационный лагерь, где его жизнь в плену была выяснена и просвечена рентгеном. Что, после этого он был расстрелян? Ничуть не бывало. Он был признан невиновным и наверняка получил все причитающиеся ветерану награды и льготы. А фильтрационный лагерь для бывших пленных - альфа и омега любой контрразведки.
Вот видите - один и тот же факт, а какой простор для интерпретации. Давайте, узаконим только одну?
На ваш выбор :)
1 +2−1Ярослав Евтихиев08:44:33
26/06/2013
-1 +1−2Mala Khuligani23:46:14
25/06/2013
всего лишь сопоставляет. ну кстати, в чем-то эти две победы - в войне и в космической гонке - похожи.

обе достались советскому народу очень дорого.
Не вы платили цену. Ее заплатил советский народ и патриоты государства. Это наше. То, что мы дорого заплатили - это от душевной широты. От вас-то и снега зимой не удалось увидеть. :)
1 +2−1Ярослав Евтихиев08:41:50
26/06/2013
-1 +1−2Alexander Shurov08:22:30
26/06/2013
Т.е. де Голя списали со счетов, и Британцы - не Европа, да?
У вас фамилия Шуравинович или вы не знаете о том что знак "?" - это вопрос? :)
1 +2−1Евгений Фролов08:39:13
26/06/2013
0 +3−3Arsenii Sigiller07:59:24
26/06/2013
Многосерийный фильм "Страх и ненависть в Госдуме".
Надеюсь, ваш Б-г рассчитается с Вами как надлежит.
1 +2−1Евгений Фролов08:37:30
26/06/2013
-1 +1−2Mala Khuligani23:46:14
25/06/2013
всего лишь сопоставляет. ну кстати, в чем-то эти две победы - в войне и в космической гонке - похожи.

обе достались советскому народу очень дорого.
Полёт Гагарина достался вполне нормальной ценой. Более того, сейчас последствия полёта Гагарина оставляют Россию целой и не вбомбленной англосаксонскими друзьями в каменный век. Хотя хотелось страшно и сейчас ещё хочется. Только колется. Так что полёт Гагарина - прекрасные вложения в будущее, который тысячекратно окупились.
1 +3−2Olesya Fox08:21:58
26/06/2013
-1 +0−1Ярослав Евтихиев08:18:10
26/06/2013
А много у вас таких историй? Есть среди них радость от Победы, встреча родных после длительного расставания, неожиданные спасения, примеры стойкости и силы духа, рождение детей после окончания войны? Или эти истории менее достойны упоминания и говоря о войне надо концентрировать внимание на негативе?
Это же Победа, Олеся! Это же наша Победа! У нас едва ли будет такой же культурный капитал и такой же мощный заряд радости и счастья как от Победы!
Второй дед вернулся увешанный медалями, как иконостас - лётчик. С 41-го по 45-й.
Но и он - как-то больше со слезами на глазах.
Там на всём надо концентрировать внимание.
Я вообще воспринимаю это событие как большую боль. Не Победу, разумеется. А войну.
1 +2−1Ярослав Евтихиев08:13:19
26/06/2013
1 +1−0Alexander Shurov08:08:16
26/06/2013
Войска антигитлеровской коалиции относятся ко Второй Мировой или к Великой Отечественной Войне?
говорим по существу законопроекта.
Так.
1 +3−2Ярослав Евтихиев08:12:23
26/06/2013
-1 +1−2Alexander Shurov08:05:55
26/06/2013
Т.е. вы не отрицаете того факта, что СССР ген.штаб совершил фатальные ошибки в летом 41-го года?
Отнюдь. Фатальную ошибку по факту совершило военно-политическое руководство фашистской Германии, напав на СССР, что и было подтверждено 9 мая 1945 года.
1 +1−0Alexander Shurov08:08:16
26/06/2013
-1 +1−2Ярослав Евтихиев08:03:28
26/06/2013
Не второй мировой а Великой Отечественной. "Вторая мировая" - собирательное название для разнообразных конфликтов того времени.
Войска антигитлеровской коалиции относятся ко Второй Мировой или к Великой Отечественной Войне?
говорим по существу законопроекта.
1 +3−2Ярослав Евтихиев08:01:58
26/06/2013
-1 +1−2Alexander Shurov07:49:59
26/06/2013
скажите, стратегический план обороны/наступления - это элемент войны?
Да. И сейчас вы конечно будете доказывать как СССР с ним облажалось, забывая о том, что:
1) СССР готовил к войне промышленность блестяще проведя перебазирование ее за Урал
2) СССР готовил к войне население идеологически, справившись со сложной идеологической задачей
3) СССР готовил к войне армию вовремя проведя ее перевооружение и вычистив ряды от заговорщиков и неумех.
4) СССР заблаговременно составил план войны (те самые игры с Жуковым, о которых вы собираетесь говорить) и составил план действий, сгруппировав мощную войсковую группировку на левом - южном фланге.

Это моя артподготовка в рамках идеологической войны в которой вы сражаетесь против моей Родины. :) А теперь - наступайте. :)
1 +2−1Arsenii Sigiller07:57:34
26/06/2013
-6 +7−13Andrey Rassanov06:47:07
26/06/2013
Так ведь предлагают не запрещать говорить правду, а предлагают запретить распространять заведомо ложные сведения не подкрепленные документально. В статье говорится в первую очередь о реабилитации нацизма. Пора уже с нацизмом, его теориями завязывать - это нормально.
Пора уже завязывать со свободой слова, говорят они.
1 +1−0Ярослав Евтихиев07:53:13
26/06/2013
2 +3−1Mala Khuligani23:11:29
25/06/2013
- чо мужики - правда война кончилась?
- да уж как лет 40 назад
- во дела! а мы до сих пор поезда под откос пускаем!

кстати, за этот анекдот даже при совке в худшем случае грозил выговор
(с серьезным видом) По последним подсчетам британских ученых из-за этого анекдота сто тысяч миллионов граждан было расстреляно в застенках КГБ. Вечная память невинным жертвам и слезинкам ребенков.
1 +1−0Ярослав Евтихиев07:51:57
26/06/2013
3 +5−2rwolf rwolf21:01:35
25/06/2013
Тучи враждебные веют над вами? Злобные силы вас снова гнетут?
И норовят получить контроль над отверстиями вашего тела?
Ага.
Ветры. Веют - ветры. И разгоняют тучи они же... над седыми равнинами моря.
1 +2−1Ярослав Евтихиев07:46:41
26/06/2013
-1 +1−2Alexander Shurov07:20:24
26/06/2013
Ага, например публикация фактов соотношение потерь при взятие/обороне Смоленска или Севастополя/Одессы, и критика командования СССР - это промывка мозгов или нет?
Соотношение потерь - это элементы войны. Вообще имеет смысл следить за тем как работал Геббельс, чтобы наблюдать его продолжателей.
1 +3−2Olesya Fox07:42:37
26/06/2013
1 +4−3Tir Manma07:29:13
26/06/2013
Олеся, я с Вами соглашусь.
Подобных статей не должно быть. С советских времён не люблю слов "инакомыслие" и "диссидент", поэтому постараюсь без них.

Не должно быть юридических препятствий для поиска Истины. Свободомыслие означает, что в процессе поиска истина не будет искажена из-за страха перед преследованием или наказанием.

Это в идеале. Если честно, я восхищаюсь нынешним разнообразием мнений и возможностью реальной дискуссии в российских СМИ. Я живу в Канаде с 1999, а вот теперь и в США с 2008, и могу сказать, что здесь и близко нет такой свободы прессы и просто свободы мысли. Но против России ведётся информационная война. Поэтому приходится принимать меры защиты.

Всё было бы гораздо проще, если бы наше западное окружение - Европа и США - не навязывали нам свои "правила" как единственно верные - а именно это и происходит. Я даже не говорю сейчас об объявлении гомосексуализма как "нормы" и его безудержной пропаганде!

Но в Европе уже лет 20 как можно банально сесть в тюрьму за "отрицание Холокоста". ЛЮБЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ОБЪЯВЛЕНЫ ВНЕ ЗАКОНА! Не думайте, что это какая-то их внутренняя "блажь": от России жёстко требуют того же, и даже большего: признания ВИНЫ СССР В РАЗЖИГАНИИ 2й Мировой Войны.

В этих условиях России просто НЕОБХОДИМЫ законы, нейтрализующие это!

Вот Вам мой ответ. Мы живём не на облаке - мы живём в мире, где на словах объявляется "равенство" и "господство закона", а на деле доминирует право силы. А России надо выжить и сохраниться как Православному Царству Справедливости и Добра.

Вот и думайте, что делать.

А я живу тут.
И никогда не смогу отсюда уехать.
Потому я считаю, что в первую очередь надо учить включать голову. Если мои дети не научатся это делать, мне будет за них страшно. А если мне не на чем будет их учить, то это тоже будет страшно.
Информационная война не страшна тому, кто умеет включать голову.
А вот это - "в Европе уже лет 20 как можно банально сесть в тюрьму за "отрицание Холокоста". ЛЮБЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ ОБЪЯВЛЕНЫ ВНЕ ЗАКОНА!" - полагаю, отчасти является причиной мнения многих моих соотечественников, что Холокоста не существовало в принципе, и его выдумали евреи для того, чтоб оправдать существование своего государства.

Палка - она с двумя концами. И жизнь учит этому правилу - независимо, знаешь ли ты о втором конце, или не знаешь.
1 +4−3Cannon07:38:05
26/06/2013
0 +2−2Olesya Fox07:30:56
26/06/2013
Я просто статью обсуждаемую процитировала. Что вы так занервничали-то?
Вы и детям "просто статью обсуждаете", а потом вместе с ними упираетесь, что это то, что написано в законе. Мне жаль детей, которым вы таким образом пудрите мозги, если выдаёте за правду статью-пересказ, не удосужась найти совсем небольшую статью Закона и понять её. И не нервничайте, когда вам на вашу очевидную ошибку указывают
1 ... 8910 11 121314 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь