И за белых, и за красных

17:08 22/05/2013 Россия
Никита Белых на заседании суда
Никита Белых на заседании суда

В среду, 22 мая, на процессе по делу «Кировлеса» прокуроры на полтора часа приостановили чтение письменных показаний, чтобы допросить одного из ключевых свидетелей обвинения — губернатора Кировской области Никиту Белых. Белых был подчеркнуто нейтрален по отношению к обвиняемым в хищении более 16 миллионов рублей — оппозиционеру Алексею Навальному и предпринимателю Петру Офицерову. Но даже эта нейтральность ожидаемо привела к тому, что Белых никак и ничем не подтвердил обвинения, выдвинутые против Навального и Офицерова.

— Представьтесь, пожалуйста, — обратился по форме судья Сергей Блинов к вошедшему в зал губернатору. Во все предыдущие дни, когда в Кирове шел суд, глава области был то по делам в Москве, то в заграничной командировке.
— Белых Никита Юрьевич, — отрекомендовался тот.
— Место работы?
— Губернатор Кировской области, — ответил Белых, срок полномочий которого истекает в январе следующего года и для которого идущий в Кирове процесс, конечно, является очень неприятной занозой.

Тем не менее, в отличие от других свидетелей обвинения, на вопросы Белых отвечал подробно. Фраза «я не помню», которая уже претендует на девиз Ленинского суда Кирова, в исполнении губернатора прозвучала лишь пару раз.

— К подсудимым неприязнь испытываете? — продолжал стандартный набор вопросов судья Блинов.
— Я вообще ни к кому неприязни не испытываю, — отвечал губернатор области.

Белых показал, что с Навальным он знаком с 2005 года, с Офицеровым виделся лишь пару раз на совещаниях, где решались вопросы реструктуризации «Кировлеса». По состоянию на 2009 год предприятие было, по словам губернатора, убыточным и неэффективным, а возглавлял его «некто Опалев». Отвечая на вопрос прокуроров Сергея Богданова и Евгения Черемисинова о полномочиях Навального, Белых сказал, что тот в 2009-м был советником на общественных началах, одним из четырех, зарплату из бюджета не получал и специальными полномочиями не обладал. «Его полномочия — давать советы. Полномочий управленческого характера у него не было», — заявил Белых.

— Имел ли он право затребовать те или иные документы? — поинтересовался один из гособвинителей Евгений Черемисинов.
— Затребовать-то мог. Но и тот, у кого он запрашивал, имел право Навальному отказать, так как спецполномочий у него нет, и он — не проверяющий орган, — отвечал Белых.

Губернатор рассказал, что его тогдашний советник Навальный подготовил документы по реорганизации «Кировлеса» и указал, что предприятие в том своем виде долго бы не просуществовало из-за огромных долгов. На вопрос, предлагал ли Навальный «Кировлесу» контрагентов, Белых ответил: «Не могу утверждать, но и не могу исключать». Нарочитая нейтральность губернатора к происходящему процессу не раз приводила к тому, что его ответы на вопросы звучали в стиле «и нашим, и вашим».

Белых, в целом, позитивно воспринял пролоббированный Навальным приказ о централизации продаж «Кировлесом» своей продукции. «У меня были подозрения, что часть продукции реализуется лесхозами за наличные, вопреки действующему законодательству», — заявил он. При этом Белых негативно оценил сотрудничество «Кировлеса» с возглавляемой Офицеровым «Вятской лесной компанией» (ВЛК). Губернатор рассказал, что деятельность ВЛК никак не могла оздоровить «Кировлес». Кроме того, ему не понравилось, что в ВЛК была трудоустроена приемная дочь Вячеслава Опалева Марина Бура. «Очень странно, что Опалев устраивает на ВЛК свою дочь, а потом предъявляет, что предприятие, где она работает, вовремя не расплачивается с "Кировлесом"», — сказал губернатор. В итоге в 2009 году на совещании, где рассматривались результаты аудиторской проверки отношений «Кировлеса» и ВЛК, Белых принял решение о расторжении договора между ними, а также об отстранении Опалева от должности.

Уже позже, в 2010-м, Опалев был ненадолго восстановлен в должности. «Нужен был человек, который говорил бы на одном языке с директорами лесных хозяйств», — объяснил Белых. Но второе пришествие Опалева продолжалось недолго, завершилось прокурорскими проверками и его увольнением по собственному желанию. Белых признал, что восстановление на работе этого директора было ошибкой, и «когда он уходил, его, прямо скажем, никто не удерживал».

Прокуроры закончили с вопросами, слово взял Навальный. Ранее Навальный много раз говорил, что они с Белых давно не поддерживают отношения, однако ироничную манеру общения они сохранили — и несколько раз откровенно подкалывали друг друга.

— Я понимаю, о чем меня спрашивает, э-э-э… — Белых замялся, не зная как назвать Навального в его нынешней ситуации.
— Подсудимый Навальный, — с улыбкой напомнил тот.
— 1976 года рождения, — моментально подхватил Белых.

Навальный начал с вопросов о состоянии «Кировлеса». Белых отвечал, что ему быстро стало понятно, насколько порочна сама модель устройства предприятия. Оно одновременно исполняло и коммерческие функции, и государственные контракты по охране лесных хозяйств, например. То есть само бесконтрольно перекладывало деньги из одного кармана в другой — и в итоге создало огромные долги. Плюс такое совмещение, по словам губернатора, создавало все предпосылки для коррупции. При этом с растущей задолженностью за аренду лесных участков правительство области не имело право ничего делать — участки находятся в федеральной собственности. Тогда как Опалев высказывал надежды на то, что ему поможет именно региональная власть.

Далее Навальный перешел к вопросам о своем статусе, выясняя у губернатора, давал ли тот ему какие-то особые полномочия. «Ваш статус советника не менялся. Мною делались предложения о вашем переходе на госслужбу, но вы отказались в силу своих убеждений, — отвечал на это Белых. — Так что, увы и ах, вы были просто советником на общественных началах. От других советников отличались только тем, что гораздо больше времени проводили в Кировской области».

— Вы что-то кому-то говорили о моем особом статусе или полномочиях? — интересовался Навальный. Ответ на этот вопрос ему был нужен для того, чтобы доказать, что он не мог ни на кого в области оказывать давление.
— Если бы вы сами меньше о себе говорили, а точнее, писали, — Белых откровенно подколол популярного блогера.
— Я обращался к вам с просьбой об особом статусе для ВЛК? — продолжал Навальный.
— Вы понимали, что это бессмысленно, — отвечал Белых.

Губернатор подтвердил, что ни один директор лесхоза, ни один глава района и даже сам Опалев никогда не обращались к нему с жалобой на то, что советник принуждает лесников работать с ВЛК. «Если директорам делают незаконные предложения, они должны сообщить об этом в профильный департамент, а при необходимости и в правоохранительные органы», — добавил Белых.

Навальный спросил, настаивал ли он на проведении аудита «Кировлеса» одной из компаний «большой четверки» (в нее входят транснациональные компании KPMG, Ernst&Young, Pricewaterhouse Coopers и Deloitte). Белых это подтвердил. Навальный спросил, настаивал ли он на немедленном увольнении Опалева. Губернатор, продолжавший подчеркивать свой нейтралитет, выдал просто совершенную формулировку: «По отстранению я сейчас точно не помню. Решение базировалось на мнении нескольких людей. Не исключаю, что одним из них были вы».

У Петра Офицерова вопросов к Белых не было. Адвокат Ольга Михайлова поинтересовалась, нанесла ли деятельность Навального ущерб бюджету Кировской области. «У меня нет оснований делать такие выводы», — сказал Белых.

Ответив на все вопросы за один час 20 минут, Белых быстро покинул здание суда. Навальный сказал «Ленте.ру», что итогами допроса доволен. «Все нормально. Белых четко сказал все то, что было на самом деле». Раньше губернатор высказывался об отношениях Навального и «Кировлеса» еще четче: «Никаких претензий у КОГУП "Кировлес" и у его учредителя — правительства области к Алексею нет. А вот к бывшему директору "Кировлеса" Опалеву, на показаниях которого, судя по материалам СМИ, строятся претензии к Навальному, есть». Впрочем, с 2010 года, когда была написана эта фраза, и времена немного изменились, да и желания снова стать губернатором Никита Белых не скрывает.

В суде же продолжилось чтение письменных материалов дела: номера платежных поручений, товарные накладные и приложения к договорам гособвинители Сергей Богданов и Евгений Черемисинов озвучивали по очереди. Из этой самой скучной части процесса выяснилась только одна интересная подробность. Накануне, 21 мая, зачитывая один из документов, относящийся к оперативно-розыскной деятельности, прокуроры огласили номера телефонов всех, кто «входил в круг общения Навального и Офицерова». И вот так ненавязчиво выяснилось, что в 2009-м ФСБ прослушивало не только подозреваемых, но еще и губернатора Белых, его первого зама Сергея Щерчкова и работавшую тогда в правительстве области вице-премьером по социальным вопросам Марию Гайдар.

Во второй половине дня защита заявила ходатайство о признании прослушки недопустимым доказательством. Адвокат Светлана Давыдова доказывала, что при ее сборе сотрудники ФСБ не соблюли инструкции и закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Ответ на это ходатайство Ленинский суд даст уже 29 мая, когда процесс по делу «Кировлеса» будет продолжен.

Андрей Козенко (Киров)

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(111):

2 +2−0Егор Куртеев22:59:00
22/05/2013
"Лесничий Котельничского уезда Семаков раздаёт лес крестьянам за взятки, а сам пирует." Из рассекреченных сводок Вятского ОГПУ за 1925-1926г.г
2 +3−1Иван Тургенев17:11:32
22/05/2013
Суды стали не место защиты гражданских прав и свобод, а просто показательной поркой или и того хуже... С другой стороны хорошо - больше мотивации решать все по-любовно(:smile:). Люди, любите друг друга и Бог нам всем судья!
1 +1−0Dmitriy Tokarev12:33:20
23/05/2013
-3 +0−3Николай Семёнов11:26:26
23/05/2013
Никакой конспирологии, все логично и просто. Конечно если Вам лично хочется верить про честного Навального и злобного Путина, который ой как боится таких вот честных, то ради бога. Как раз это из разряда конспирологии, а тут все очень просто и понятно. Весь этот протестный бомонд сливают в виду отсутствия перспективы данных лиц. Закроют Навального, Удальцов и еще часть лиц, а вместо них приведут других. И по новой. А эти будут флагом репрессий. Короче, даю прогноз. Навальный сядет.
"а попутно получаем жертву кровавого режима"
- данная фраза, ссылается в своей логичности на фразы которые я для Вас "проанализировал". их не логичность, автоматически делает ее не логичной.
- Возможно, Навальный, банальная жертва политических репрессий? Этот вариант логичен свое простотой...

"Никакой конспирологии, все логично и просто."
- см. анализ выше. не логично. и притянуто "за уши"

"Конечно если Вам лично хочется верить про честного Навального и злобного Путина, который ой как боится таких вот честных, то ради бога."
- первая часть фразы, логики не содержит.
- в чем причина, отсутствия действующей оппозиции, в том что политическое поле старательно зачищается. Спорить с этим сложно. Если будете настаивать, приведу примеры.


Как раз это из разряда конспирологии, а тут все очень просто и понятно."

"Весь этот протестный бомонд сливают в виду отсутствия перспективы данных лиц."
- это просто заявление, не более. в анализе, как и всякая агитка не нуждается...

"Закроют Навального, Удальцов и еще часть лиц, а вместо них приведут других. И по новой. А эти будут флагом репрессий."
- это именно флаг репрессий.
- Попытка переложить вину с Путина и СО на третьих лиц, разобрана выше и не выдерживает критики.


"Навальный сядет."
- противоправное правосудие, Вами признается. Это похвально.
- Попытка переложить вину с Путина и СО на третьих лиц, разобрана выше и не выдерживает критики.

И так, повторюсь
- "Ваш опус, полон стариковской конспирологической истерии..."
1 +1−0Dmitriy Tokarev10:36:48
23/05/2013
-30 +1−31Titiff GX19:09:04
22/05/2013
"""""Ну так докажите.""""

Зачем?Я понаблюдал за процессов,почитал,сделал вывод для себя
=)))))) первый пост в этой ветке, чудесно раскрывает аргументированность таких как Вы.

"Все они воры и должны сидеть в тюрьме, просто потому, не важно почему, в общем, долго объяснять, и я не хочу объяснять, можете мне не аргументировать, потому что вы заведомо не правы, а почему я не объясню, но это совершенно точно так"
1 +1−0Dmitriy Tokarev10:08:13
23/05/2013
Комментарий удалён.
Задача - дискредитировать образ Навального...
1 +1−0Artem Garipov01:56:47
23/05/2013
1 +1−0Мстящий Боксер01:52:24
23/05/2013
обвинение после показаний опалева и буры уже рассыпалось как картичный домик,все последующие показания оставшуюся пыль разметали в разные стороны.Спасти это дело могут лишь сфабрикованные доказательства либо АБСОЛЮТНО ПОЛНОЕ игнорирование УК ,доказательных баз, судейской этики итп.Если будет второй вариант то можно с уверенностью сказать что суд у нас опустился примерно на уровень 37 года
Ну а как Вы себе это представляете? Ну оправдывают они скажем Навального, за отсутствием события преступления. Опалева-то тогда за что осудили, следствие и суд подставляй шапку для выговоров и взысканий? как-о не верится(
1 +1−0Мстящий Боксер01:52:24
23/05/2013
Комментарий удалён.
обвинение после показаний опалева и буры уже рассыпалось как картичный домик,все последующие показания оставшуюся пыль разметали в разные стороны.Спасти это дело могут лишь сфабрикованные доказательства либо АБСОЛЮТНО ПОЛНОЕ игнорирование УК ,доказательных баз, судейской этики итп.Если будет второй вариант то можно с уверенностью сказать что суд у нас опустился примерно на уровень 37 года
1 +3−2Константин Коротков20:30:11
22/05/2013
ФСБ вообще прослушивает ВСЕХ, и сохраняет в архив. А когда кому-то ктото не понравится, оттуда все сразу вынут. Мы же в полицейском государстве живем, это нормально.
0 +0−0Fedya Kastorskiy08:29:26
28/05/2013
Комментарий удалён.
>Если он не виноват, то пусть так и скажет
Так вроде он об этом постоянно твердит. Это бастрыкинские не унимаются, дело шьют
0 +0−0Fedya Kastorskiy08:25:33
28/05/2013
0 +0−0Андрей Васильев13:22:53
23/05/2013
а вы пожизни такой прям весь аргументированный? Многим не нравится навальный так же как и остальная наша власть и элита. Кто сказал что для неприязни должны быть аргументы?
>Кто сказал что для неприязни должны быть аргументы?

Для неприязни аргументы не нужны. Но чтобы признать вором - одного желания мало будет. Нужны доказательства, коих у обвинения похоже нет
0 +0−0Dmitriy Tokarev15:16:27
23/05/2013
-1 +0−1Андрей Васильев13:12:18
23/05/2013
я не говорил что царь хороший. Я допустил что путина могли неправильно понять. А могли и правильно понять.
Не всякий суд инициированный ластью противоправный. О правности или противоправности данного суда мне ничего не известно. Раз дело приняли к рассмотрению, наверное там всё законно.
Мне не запрещают обсуждать кооператив озеро) мне можно обсуждать всё то же что и обычным людям в рамках законов.
Если человек жулик и вор, то озеро там, бастыркин овечкин путин кандализа райс, хоть кого рядом не поставь. Хоть на кого угодно пальцем не показывай. Никакие действия или бездействия третьих лиц не отменят того факта что навальный вор являющийся очередным представителем едросовской шайки. Он только у них внештатный сотрудник. Как всегда у навального, всё серое во внештат)
"Я допустил что путина могли неправильно понять. А могли и правильно понять."

Я не очень понимаю Вашу мысль. Вы не согласны с моим высказыванием?
"ну чё, принимаем ставки, Путин сказал "условно" или "двушечку"?)"

Вы говорили (вчера) что то что вы могли бы предоставить суду, к данному делу не относится... Но настаиваете на его виновности.
Не очень понимаю.

Ну и финал. Вы согласны, что всех участников кооператива озера, нужно проверить на коррупцию?
0 +0−0Андрей Васильев13:22:53
23/05/2013
1 +1−0Dmitriy Tokarev10:36:48
23/05/2013
=)))))) первый пост в этой ветке, чудесно раскрывает аргументированность таких как Вы.

"Все они воры и должны сидеть в тюрьме, просто потому, не важно почему, в общем, долго объяснять, и я не хочу объяснять, можете мне не аргументировать, потому что вы заведомо не правы, а почему я не объясню, но это совершенно точно так"
а вы пожизни такой прям весь аргументированный? Многим не нравится навальный так же как и остальная наша власть и элита. Кто сказал что для неприязни должны быть аргументы?
0 +0−0Dmitriy Tokarev12:46:25
23/05/2013
-1 +0−1Андрей Васильев12:28:45
23/05/2013
Окей принимаю. Но я всё же допускаю что Путин мог поручить объективно и почестному разобраться с кристальностью чистоты Навального, а исполнители могли по привычке принять это как команду "фас") Навальный там с белых в суде перехихикиваются, все понимают что навальному было открыто легальное местечко возле властных кормушек и он не оформился только потому что ему и так хорошо, "советником с полномочиями "требовать", и что бы имя не ассоциировалось с дейчтвующей властью и путином. Красота. И во власти и вроде как не с ней. А люди настойчиво одного из чиновников - воров записывают в оппозиционеры и считают его каким то другим. Не таким как те на кого он работал работает и будет работать. Этот суд внутренние разборки власти. Дать очередной своей шестёрке атата по попке за то что у своих начал хлеб тыреть.
"Царь - хороший, а бояре плохие" Завязывайте с этой ахинеей. Царь, при помощи стабилизца и вертикали, создал эту ситуацию. Царь - плохой.

Вы признаете, что суд противоправный. Это уже большой прогресс для Вас! И я, правда, искренне рад.

"Дать очередной своей шестёрке атата по попке за то что у своих начал хлеб тыреть."
- Власть, в лице Бастрыкина (прямого подчиненного Путина), ради спорных 1.5 миллиона рублей - даже не почешется. А уж при таких репутационных рисках, про такие "мега" деньги... просто забудет.
- Как вы привяжете к "коррупции", другие внезапно заведенные дела?

PS: Скажите, вам запрещают обсуждать кооператив "озеро"?
0 +0−0Артем Климовский11:15:12
23/05/2013
8 +8−0Федя Шляпин07:39:52
23/05/2013
Судья выйдет и скажет:"Учитывая все обстоятельства... выслушав все стороны... руководствуясь... суд постановил - ВИНОВЕН!" И всё. Точка. А если кто не согласен, можете обжаловать в такой же отстойник высшей инстанции.
Ну да, видмо, так и будет
0 +0−0Dmitriy Tokarev10:50:10
23/05/2013
2 +2−0Artem Garipov01:54:08
23/05/2013
Скорее важно не что в суде звучит, а что звучит на центральных каналах.
Скорее важно, не что звучит в суде или на центральных каналах.... а что звучит в кремле.

Хотя, приоритет центральных каналов перед судом, признаю. =)
0 +1−1Dmitriy Tokarev10:24:59
23/05/2013
Комментарий удалён.
Если вы будете воровать, Вас посадють...
Если будете "не правильным" оппозиционером, Вас посадють...

Скажите, за что Вам было бы... приятней сидеть?
0 +0−0Dmitriy Tokarev10:19:46
23/05/2013
1 +1−0Мстящий Боксер01:52:24
23/05/2013
обвинение после показаний опалева и буры уже рассыпалось как картичный домик,все последующие показания оставшуюся пыль разметали в разные стороны.Спасти это дело могут лишь сфабрикованные доказательства либо АБСОЛЮТНО ПОЛНОЕ игнорирование УК ,доказательных баз, судейской этики итп.Если будет второй вариант то можно с уверенностью сказать что суд у нас опустился примерно на уровень 37 года
Эээ... а история с PR .... вам ничего про 37мой год не намекнула?
0 +0−0Dmitriy Tokarev10:18:13
23/05/2013
Комментарий удалён.
Вы оптимист. и то что год 2013... политических репрессий автоматом не отменяет.
0 +0−0Dmitriy Tokarev10:16:44
23/05/2013
-3 +0−3Андрей Васильев00:00:11
23/05/2013
ну чё, принимаем ставки, посадят навального с его подельником Белых или нет?)
Учитывая не материалы дела, а существующий правовой нигилизм в стране и откровенный "заказ" этого дела... Предыдущий опыт ведения "заказных" судебных дел - то Ваш вопрос не корректен.

Правильно так:
ну чё, принимаем ставки, Путин сказал "условно" или "двушечку"?)
0 +0−0Dmitriy Tokarev10:12:50
23/05/2013
-11 +1−12Вячеслав Ширшов20:10:15
22/05/2013
Наивно было ждать, что на судебном разбирательстве (как и на предварительном следствии) губернатор скажет что-либо такое, которое могло бы втянуть его в невольные соучастие в сделку Навального с лесом.Тем не менее, Белых признал возможность Навального представляться "человеком губернатора" в деловых вопросах, а то и в переговорах, а порой и действовать от имени главы области.Если не шило, то мыло вылезло.
Простите, а когда Вы ожидаете? И чего Вы ожидаете?

В данный момент, дело разваливается... прокуроры просят над ними не смеяться....

Или вы надеетесь, что разверзнутся небеса... с них Путин, укажет перстом на Навального.. и громогласно произнесет - "Покарать нечестивца!!!!" =)))
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь