И за белых, и за красных

17:08 22/05/2013 Россия
Никита Белых на заседании суда
Никита Белых на заседании суда

В среду, 22 мая, на процессе по делу «Кировлеса» прокуроры на полтора часа приостановили чтение письменных показаний, чтобы допросить одного из ключевых свидетелей обвинения — губернатора Кировской области Никиту Белых. Белых был подчеркнуто нейтрален по отношению к обвиняемым в хищении более 16 миллионов рублей — оппозиционеру Алексею Навальному и предпринимателю Петру Офицерову. Но даже эта нейтральность ожидаемо привела к тому, что Белых никак и ничем не подтвердил обвинения, выдвинутые против Навального и Офицерова.

— Представьтесь, пожалуйста, — обратился по форме судья Сергей Блинов к вошедшему в зал губернатору. Во все предыдущие дни, когда в Кирове шел суд, глава области был то по делам в Москве, то в заграничной командировке.
— Белых Никита Юрьевич, — отрекомендовался тот.
— Место работы?
— Губернатор Кировской области, — ответил Белых, срок полномочий которого истекает в январе следующего года и для которого идущий в Кирове процесс, конечно, является очень неприятной занозой.

Тем не менее, в отличие от других свидетелей обвинения, на вопросы Белых отвечал подробно. Фраза «я не помню», которая уже претендует на девиз Ленинского суда Кирова, в исполнении губернатора прозвучала лишь пару раз.

— К подсудимым неприязнь испытываете? — продолжал стандартный набор вопросов судья Блинов.
— Я вообще ни к кому неприязни не испытываю, — отвечал губернатор области.

Белых показал, что с Навальным он знаком с 2005 года, с Офицеровым виделся лишь пару раз на совещаниях, где решались вопросы реструктуризации «Кировлеса». По состоянию на 2009 год предприятие было, по словам губернатора, убыточным и неэффективным, а возглавлял его «некто Опалев». Отвечая на вопрос прокуроров Сергея Богданова и Евгения Черемисинова о полномочиях Навального, Белых сказал, что тот в 2009-м был советником на общественных началах, одним из четырех, зарплату из бюджета не получал и специальными полномочиями не обладал. «Его полномочия — давать советы. Полномочий управленческого характера у него не было», — заявил Белых.

— Имел ли он право затребовать те или иные документы? — поинтересовался один из гособвинителей Евгений Черемисинов.
— Затребовать-то мог. Но и тот, у кого он запрашивал, имел право Навальному отказать, так как спецполномочий у него нет, и он — не проверяющий орган, — отвечал Белых.

Губернатор рассказал, что его тогдашний советник Навальный подготовил документы по реорганизации «Кировлеса» и указал, что предприятие в том своем виде долго бы не просуществовало из-за огромных долгов. На вопрос, предлагал ли Навальный «Кировлесу» контрагентов, Белых ответил: «Не могу утверждать, но и не могу исключать». Нарочитая нейтральность губернатора к происходящему процессу не раз приводила к тому, что его ответы на вопросы звучали в стиле «и нашим, и вашим».

Белых, в целом, позитивно воспринял пролоббированный Навальным приказ о централизации продаж «Кировлесом» своей продукции. «У меня были подозрения, что часть продукции реализуется лесхозами за наличные, вопреки действующему законодательству», — заявил он. При этом Белых негативно оценил сотрудничество «Кировлеса» с возглавляемой Офицеровым «Вятской лесной компанией» (ВЛК). Губернатор рассказал, что деятельность ВЛК никак не могла оздоровить «Кировлес». Кроме того, ему не понравилось, что в ВЛК была трудоустроена приемная дочь Вячеслава Опалева Марина Бура. «Очень странно, что Опалев устраивает на ВЛК свою дочь, а потом предъявляет, что предприятие, где она работает, вовремя не расплачивается с "Кировлесом"», — сказал губернатор. В итоге в 2009 году на совещании, где рассматривались результаты аудиторской проверки отношений «Кировлеса» и ВЛК, Белых принял решение о расторжении договора между ними, а также об отстранении Опалева от должности.

Уже позже, в 2010-м, Опалев был ненадолго восстановлен в должности. «Нужен был человек, который говорил бы на одном языке с директорами лесных хозяйств», — объяснил Белых. Но второе пришествие Опалева продолжалось недолго, завершилось прокурорскими проверками и его увольнением по собственному желанию. Белых признал, что восстановление на работе этого директора было ошибкой, и «когда он уходил, его, прямо скажем, никто не удерживал».

Прокуроры закончили с вопросами, слово взял Навальный. Ранее Навальный много раз говорил, что они с Белых давно не поддерживают отношения, однако ироничную манеру общения они сохранили — и несколько раз откровенно подкалывали друг друга.

— Я понимаю, о чем меня спрашивает, э-э-э… — Белых замялся, не зная как назвать Навального в его нынешней ситуации.
— Подсудимый Навальный, — с улыбкой напомнил тот.
— 1976 года рождения, — моментально подхватил Белых.

Навальный начал с вопросов о состоянии «Кировлеса». Белых отвечал, что ему быстро стало понятно, насколько порочна сама модель устройства предприятия. Оно одновременно исполняло и коммерческие функции, и государственные контракты по охране лесных хозяйств, например. То есть само бесконтрольно перекладывало деньги из одного кармана в другой — и в итоге создало огромные долги. Плюс такое совмещение, по словам губернатора, создавало все предпосылки для коррупции. При этом с растущей задолженностью за аренду лесных участков правительство области не имело право ничего делать — участки находятся в федеральной собственности. Тогда как Опалев высказывал надежды на то, что ему поможет именно региональная власть.

Далее Навальный перешел к вопросам о своем статусе, выясняя у губернатора, давал ли тот ему какие-то особые полномочия. «Ваш статус советника не менялся. Мною делались предложения о вашем переходе на госслужбу, но вы отказались в силу своих убеждений, — отвечал на это Белых. — Так что, увы и ах, вы были просто советником на общественных началах. От других советников отличались только тем, что гораздо больше времени проводили в Кировской области».

— Вы что-то кому-то говорили о моем особом статусе или полномочиях? — интересовался Навальный. Ответ на этот вопрос ему был нужен для того, чтобы доказать, что он не мог ни на кого в области оказывать давление.
— Если бы вы сами меньше о себе говорили, а точнее, писали, — Белых откровенно подколол популярного блогера.
— Я обращался к вам с просьбой об особом статусе для ВЛК? — продолжал Навальный.
— Вы понимали, что это бессмысленно, — отвечал Белых.

Губернатор подтвердил, что ни один директор лесхоза, ни один глава района и даже сам Опалев никогда не обращались к нему с жалобой на то, что советник принуждает лесников работать с ВЛК. «Если директорам делают незаконные предложения, они должны сообщить об этом в профильный департамент, а при необходимости и в правоохранительные органы», — добавил Белых.

Навальный спросил, настаивал ли он на проведении аудита «Кировлеса» одной из компаний «большой четверки» (в нее входят транснациональные компании KPMG, Ernst&Young, Pricewaterhouse Coopers и Deloitte). Белых это подтвердил. Навальный спросил, настаивал ли он на немедленном увольнении Опалева. Губернатор, продолжавший подчеркивать свой нейтралитет, выдал просто совершенную формулировку: «По отстранению я сейчас точно не помню. Решение базировалось на мнении нескольких людей. Не исключаю, что одним из них были вы».

У Петра Офицерова вопросов к Белых не было. Адвокат Ольга Михайлова поинтересовалась, нанесла ли деятельность Навального ущерб бюджету Кировской области. «У меня нет оснований делать такие выводы», — сказал Белых.

Ответив на все вопросы за один час 20 минут, Белых быстро покинул здание суда. Навальный сказал «Ленте.ру», что итогами допроса доволен. «Все нормально. Белых четко сказал все то, что было на самом деле». Раньше губернатор высказывался об отношениях Навального и «Кировлеса» еще четче: «Никаких претензий у КОГУП "Кировлес" и у его учредителя — правительства области к Алексею нет. А вот к бывшему директору "Кировлеса" Опалеву, на показаниях которого, судя по материалам СМИ, строятся претензии к Навальному, есть». Впрочем, с 2010 года, когда была написана эта фраза, и времена немного изменились, да и желания снова стать губернатором Никита Белых не скрывает.

В суде же продолжилось чтение письменных материалов дела: номера платежных поручений, товарные накладные и приложения к договорам гособвинители Сергей Богданов и Евгений Черемисинов озвучивали по очереди. Из этой самой скучной части процесса выяснилась только одна интересная подробность. Накануне, 21 мая, зачитывая один из документов, относящийся к оперативно-розыскной деятельности, прокуроры огласили номера телефонов всех, кто «входил в круг общения Навального и Офицерова». И вот так ненавязчиво выяснилось, что в 2009-м ФСБ прослушивало не только подозреваемых, но еще и губернатора Белых, его первого зама Сергея Щерчкова и работавшую тогда в правительстве области вице-премьером по социальным вопросам Марию Гайдар.

Во второй половине дня защита заявила ходатайство о признании прослушки недопустимым доказательством. Адвокат Светлана Давыдова доказывала, что при ее сборе сотрудники ФСБ не соблюли инструкции и закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Ответ на это ходатайство Ленинский суд даст уже 29 мая, когда процесс по делу «Кировлеса» будет продолжен.

Андрей Козенко (Киров)

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(111):

1 2 345 ... +1
13 +15−2Алексей Неизвестно17:59:24
22/05/2013
-16 +2−18francisk Евгений17:45:03
22/05/2013
Какая милая беседа Навального с Белыхом))) мне это чем то напомнило дибаты Навального с Яшиным перед выбороми в КС. очень мило)
Да вы, батенька, латентный поклонник Навального если его дебаты смотрели :-)
12 +14−2Andrey Rassanov17:05:22
22/05/2013
38 +41−3San Base16:30:52
22/05/2013
Интересно когда и чем этот цирк закончится. Ведь всем, включая прокурора и судью совершенно ясно, что никакого "дела" нет. Но им надо как-то спасти лицо (точнее другое место). Интересно, что они будут делать в такой ситуации.
Да никто по этому поводу не рефлексировал ни на процессе по делу Ходорковского, ни по делу Pussy Riot, я вас умоляю, они не мыслят такими категориями.
12 +13−1Иван Васильевич16:35:24
22/05/2013
Сшито белыми нитками.
11 +11−0laser01:53:51
23/05/2013
-40 +4−44Titiff GX16:55:01
22/05/2013
да плевать на него.кто эт вообще такой чтоб его так много каждый день обсуждать?ноль без палочки,блоггер
> да плевать на него.кто эт вообще такой чтоб его так много каждый
> день обсуждать?ноль без палочки,блоггер

У меня складывается впечатление, что вы немного расстроены тем, что не написали первый комментарий.
11 +11−0San Base22:29:32
22/05/2013
Комментарий удалён.
Боже мой, какой слог, какая экспрессия! И это в ответ на безобидное исправление грамматических ошибок? Ну давайте, демонстрируйте культурный уровень запутинцев. Один такой как Вы стоит десятка оппозиционеров. Лучше Вас дискредитировать прокремлевских активистов никто не сможет, поверьте!
11 +11−0San Base22:07:27
22/05/2013
-12 +0−12Titiff GX21:43:26
22/05/2013
белых просто сесть не хочет вместе с навальным вот и всё.здаст навального,навальный здаст его
Дорогой ТиТи! Слово "сдаст" пишется через "с". Подтяните русский язык, пожалуйста. А то вот Вы боретесь за дело Путина, а сами пишете на уровне двоечника из ПТУ. Стыдно. Просто дискредитируете электорат Лидера. (Это не слишком сложные слова для Вас?)
11 +13−2Артем Климовский18:56:09
22/05/2013
Комментарий удалён.
Не эпично и не трально. Мимо, извини
10 +11−1San Base20:51:12
22/05/2013
-11 +1−12Вячеслав Ширшов20:10:15
22/05/2013
Наивно было ждать, что на судебном разбирательстве (как и на предварительном следствии) губернатор скажет что-либо такое, которое могло бы втянуть его в невольные соучастие в сделку Навального с лесом.Тем не менее, Белых признал возможность Навального представляться "человеком губернатора" в деловых вопросах, а то и в переговорах, а порой и действовать от имени главы области.Если не шило, то мыло вылезло.
Откуда у вас шило вылезло, я не понял?

Все, что сказал Белых, это то, что Навальный был советником на общественных началах и никому ничего диктовать не мог по определению. Он мог только советовать. И все в Кирове об этом знали.
10 +12−2Алексей Неизвестно16:52:06
22/05/2013
Бастрыкин вас всех посадит, обвинит и снова посадит… но уже срок побольше даст.
8 +8−0Федя Шляпин07:39:52
23/05/2013
38 +41−3San Base16:30:52
22/05/2013
Интересно когда и чем этот цирк закончится. Ведь всем, включая прокурора и судью совершенно ясно, что никакого "дела" нет. Но им надо как-то спасти лицо (точнее другое место). Интересно, что они будут делать в такой ситуации.
Судья выйдет и скажет:"Учитывая все обстоятельства... выслушав все стороны... руководствуясь... суд постановил - ВИНОВЕН!" И всё. Точка. А если кто не согласен, можете обжаловать в такой же отстойник высшей инстанции.
7 +7−0Сергей Кононов07:43:38
23/05/2013
-29 +0−29Titiff GX21:59:12
22/05/2013
я не против быть путинцем и не вижу ничего дурного в просмотре нтв.у тебя стереотип который ты примериваешь на других,ты жерва пропаганды,поэтому доказывать тебе что-либо с моей стороны просто глупо...удивительно что столь простые вещи я ещё объясняю,это тебе бонус...цени! .
Забавно слышать от ватника и поклонника НТВ про жертв пропаганды.
7 +8−1Андрей Град-Тихонов00:32:57
23/05/2013
-40 +4−44Titiff GX16:55:01
22/05/2013
да плевать на него.кто эт вообще такой чтоб его так много каждый день обсуждать?ноль без палочки,блоггер
Интересно, а кто Вы по сравенению с таким нулём без палочки?
Минус бесконечность без яичек?)
7 +8−1Сергей Ковалев21:12:45
22/05/2013
14 +15−1Артем Климовский17:16:45
22/05/2013
Чета боты и впрям спят. С первого комента уже час прошел, а ни одного кремлекомента первого уровня.
Я думаю, на такие абсурдные обвинения даже кремлеботам нечего возразить.
7 +7−0San Base20:55:55
22/05/2013
-4 +3−7Антон Антонов17:05:54
22/05/2013
А судья-то такой милашка.
Антон, а вы, пардон, какой ориентации будете? Что то у вас странная реакция на новости из суда. Милонова на вас нет...
7 +8−1San Base19:28:21
22/05/2013
-10 +2−12francisk Евгений19:07:36
22/05/2013
я не путинский электорат. что касается русского языка то согласен. но все таки это немой родной язык. сомневаюсь что вы на моем родном français говорите хотя бы приблизительно на том же уровне что я на русском
"Немой язык" :) Это очень смело сказано! Так если это не ваш язык, если вы не живете в стране, зачем вы лезете с неграмотными комментариями во все ветки?
7 +10−3Алексей Неизвестно18:19:09
22/05/2013
Комментарий удалён.
Вы знаете, мальчики знают что порнушка это плохо, но блин, это же так интересно :-)
6 +6−0Slava Sinichkin21:58:42
22/05/2013
-12 +0−12Titiff GX21:43:26
22/05/2013
белых просто сесть не хочет вместе с навальным вот и всё.здаст навального,навальный здаст его
Сдаст - не сдаст, детсад какой-то. Они (генералы в СК РФ) сначала решают кого сажать, a уж потом показаниями интересуются.
6 +7−1San Base21:02:21
22/05/2013
17 +18−1Артем Климовский17:15:33
22/05/2013
Да зачем они вообще, улики? Украл, мамой клянусь, это же очевидно!
Так ниже ТиТиФ так и говорит - зачем что-то доказывать, если ему и так все ясно?
Зачем вообще этот суд, если сверху поступил приказ посадить... Приказы не обсуждают, их выполняют. А судья и прокурор в одной вертикали.
6 +7−1GT / DT18:59:37
22/05/2013
-33 +4−37Новостной ястреб17:56:16
22/05/2013
Этот суд Навальный использует только для повышения собственного рейтинга и не более того.
ну уж так получается на этом суде, Навальный в этом не виноват ))))
5 +5−0Eugene Rikhvanov09:01:53
23/05/2013
-33 +4−37Новостной ястреб17:56:16
22/05/2013
Этот суд Навальный использует только для повышения собственного рейтинга и не более того.
Получается чешский агент Бастрыкин пиарит по черному своего американского коллегу?
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь