«Этого задавила лошадь, а этот утонул молодым»

00:01 07/12/2021 Статьи
Фото: Екатерина Соловьева
Фото: Екатерина Соловьева
Душевно. Дядя Толя вообще классический персонаж из пластелиновых мультиков.

История деревни живет с ее обитателями. Когда те разъезжаются в города, умирают, пропадают в лесах, части этой истории также бесследно исчезают. Или не совсем бесследно? Фотографу Екатерине Соловьевой, которая исследует заброшенные русские деревни, удалось возродить память о жителях целого района — все благодаря откопанным в опустевших избах пленкам. «Лента.ру» публикует первую часть фотоархива и связанных с ним историй.

Пленки из брошенных домов

Эти пленки из заброшенных деревенских домов мне удалось найти благодаря работе в одном из самых интересных мест в нашей стране. Терем Асташово в Чухломском районе Костромской области у многих на слуху — единственный в России восстановленный из руин деревянный дом богатого крестьянина уже три года работает как частный музей-гостиница. Его воссоздание заняло десять лет кропотливой работы историков, реставраторов, строителей, волонтеров. Когда терем заработал, у его команды появилось больше времени на полевые изыскания экспонатов для музея и будущих выставок.

Лесной Терем Асташово

Фото: Екатерина Соловьева

Я принимала участие в нескольких экспедициях — мы исследовали малонаселенные деревни, опрашивали старожилов, собирали письма, фотографии и другие предметы памяти прошлого. Найденные артефакты бережно реставрируются, документы изучаются музейными работниками, а затем занимают место в интерьерах дома. В таких походах порой случаются удивительные находки.

За три последних рабочих визита, с марта по август 2021 года, я совершенно случайно нашла в заброшенных деревенских домах четыре фотоархива. Три — на пленках и один на стеклянных довоенных пластинах.

«Лента.ру» представляет первую часть этой находки — фотографии с пленочных архивов. Больше снимков появится в следующем материале

Совега

Совега — некогда оживленное скопление деревень в самом дальнем северо-западном углу Костромской области. Отсюда видны огни газопровода в соседней Вологодской области, но попасть в Совегу можно только по тайным болотистым тропам, а на машине — в объезд через Солигалич, и только по зимнику.

Совегане то ли в шутку, то ли всерьез относят себя к потомкам выживших после сусанинского похода поляков: «Ляхи мы, что с нас взять?»

Фото: Екатерина Соловьева

На холмах Совеги еще до начала шестидесятых годов стояло несколько десятков мельниц, сюда летали вертолеты и самолеты малой авиации, работали леспромхоз, колхозные школа, интернат, детсады, столовые. Сейчас этот анклав из тринадцати деревень опустел. Молодежь уехала в города, в деревнях постоянно проживают лишь 50 человек, все — предпенсионного или пенсионного возраста. Ведут свое хозяйство, кто-то еще держит коров, у одного жителя есть лошадь. Собирают грибы, ягоды, продают урожай в города. Деревенские занимаются творческой самодеятельностью, ставят спектакли, проводят утренники, на которые приезжают родственники из Солигалича и Костромы.

Музей Совеги в Прокошеве, пожалуй, самый трогательный и теплый из всех деревенских музеев, что я видела. Среди экспонатов — бережно собранные свидетельства жизни местных, потрепанные ученические тетрадки с сочинениями о родном крае, акт позапрошлого века о разделе земли, рукописный словарь диалектизмов со словечками вроде «хруна» и «песьяк» (названия болезней) и, конечно же, фотографии. В них, в этих желтых, гнутых и ломаных карточках — история заповедного, окруженного лесами и болотами, практически островного края.

1 / 2

Первомайская праздничная линейка у школы. 1960-е. На крыльце висят портреты Ленина и Хрущева

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Еще с первым посещением музея я задумалась: где-то же должны быть пленки, с которых напечатаны карточки. Этим явно занимался местный фотограф, возможно, школьный учитель1 / 2

В шляпе — Иванов Александр Николаевич. Он до сих пор живет на Совеге, в Великове

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Так и оказалось. Римма Чистякова, друг терема Асташово и бывшая глава поселения, указала мне на дом с провалившейся крышей. Преподаватель физики и рисования, ветеран, прошедший всю войну, Александр Филаретович Дудин много лет снимал жизнь совеган.

— Посмотри, там на повети, если залезешь, может что-то и найдешь. Фотографировал-то он много.

Александр Филаретович Дудин

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Такие брошенные дома я уже видела тысячу раз — снятые полы, комнаты без дверей. Я залезла в поветь, и там, посреди старых сапог, бутылок и лекарств нашла чехол от фотоаппарата «Зоркий». Рядом — фотореле и одна мутная пленка. Потянула, из вороха соломы показалась еще одна. Я в этот момент даже разволновалась. На пленке были старики, пионеры в галстуках, какой-то субботник или сход. 70-е годы.

Я переворошила всю поветь. Нашла 17 пленок, пакетики с реактивами, коробки от пленок, письма. Когда вылезла из дома, натолкнулась на местную.

— Что это вы там делаете?
— Знаете, кажется, я только что спасла кусочек истории Совеги.

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Екатерина Дудина, по прозвищу Япина, со своими внуками, по прозвищу Дудиковы. Оба внука живы, обоим около 60 лет, живут в Питере. На Совеге почти все родственники — куст деревень населяли два-три клана с одинаковыми фамилиями. Поэтому каждой семье давалось прозвище, как правило, по имени деда или прадеда

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Дети, жители деревни Лихотинка, начало 1980-х

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Жена фотографа Александра Филаретовича, Александра Павловна Дудина, учитель начальных классов

Через два месяца снимки были оцифрованы, и совегане собрались, чтобы опознать людей на фотографиях. Архив также отправили дочери его владельца, она сейчас живет в Санкт-Петербурге. Она помнит, что пленок было гораздо больше, но где они, увы, не знает: «Наверное, выкинули!» Люди, к сожалению, больше не воспринимают пленку как носитель информации. Тем не менее она очень обрадовалась моей находке.

1 / 2

Новоселье в деревне Прокошево на Совеге, 1982 год

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Позже я приехала в Совегу снова. Мы посидели с Риммой за компьютером, исследовали оставшиеся снимки. Римма выступала моим проводником в мир мертвых: «Смотри, этого задавила лошадь, а этот утонул молодым. Здесь Василий, вишь, как одет — в тулуп, это потому что он городской стал с недавних пор и важный. На свадьбу приехал».

Регистрация брака в доме культуры в деревне Василево на Совеге. 1980-е

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Римма затопила печь, принесла парного молока с дойки и спросила меня:

— А ты в Лихотинке не была еще?

Лихотинка

Это почти полностью опустевшая деревня. Не брошенным остался только один дом, да и в том живут только летом. Я пробралась через заросли крапивы в большую избу с выбитыми окнами и обнаружила лишь пустые интерьеры. Отсюда давно вынесено все представляющее ценность: мебель, посуда, даже содраны деревянные вешалки. На повети я нашла бачок для проявки снимков. Обыскала поветь — пусто, только сено и вилы. Пленка дожидалась меня на чердаке. Размотанная, грязная, в паутине и птичьем помете. Посмотрела на свет — лошади, босые дети, застолья, ватники, ушанки. Жизнь!

1970-е годы. Пацан из деревни Лихотинка

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

1970-е. Парни из деревни Лихотинка вернулись из армии и отмечают это событие со своими невестами и друзьями

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Дядя Толя из Прокошева

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Павел Михайлович Вахрушев c другом Алексеeм. Обоих уже нет в живых

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

1 / 2

Заготовка льда для маслосырзавода. Слева — Сан Саныч Тюшков, тетя Тоня Дудина, заведующая маслосырзаводом, далее Серафима Александровна Баранова, она жива, далее неизвестная

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Я отнесла пленку Римме. Она рассказала мне все про лихотинского фотографа — Пашка, Вахрушев Павел Михайлович, снимал на «Смену 8М» и пару раз одалживал «Агат» у своего учителя Дудина. Пашка был сыном учительницы и воспитательницы Александры Евгеньевны, только никого из них уже нет в живых.

1 / 4

Ученики фотографа и учителя Александра Филаретовича Дудина. Позируют ему для школьного выпускного альбома. 1970-е годы

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Фотограф Павел Вахрушев

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Деревенский весельчак Иван, начало 1980-х

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Деревенские похороны. Деревня Василево на Совеге, 1970-е

Фото: из архива Екатерины Соловьевой

Когда оказываешься в опустевшей деревне, кажется, что и не было тут никакой жизни вовсе — люди уходят, память о них тает. Но моменты их жизни, куски воспоминаний остаются на пленке — оттуда их просто так не сотрешь.

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(53):

1 23+1
15 +0−0Юрий Овчинников01:58:59
07/12/2021
Душевно. Дядя Толя вообще классический персонаж из пластелиновых мультиков.
14 +0−0Сергей Бабин08:32:00
07/12/2021
-12 +0−0Пушкинд07:32:54
07/12/2021
Советское качество-вот оно, на пленке. Посмотрите дореволюционные фотографические карточки и вы поймёте, о чем я думаю
Просто не совсем идеальное хранение плёнок.
14 +0−0Vladimir Kindyuk06:05:27
07/12/2021
приятно. девчушки улыбнули. Парни статные. народ конечно задорный.
спасибо за фото, очень мило
12 +0−0Кирилл Сергеев09:38:22
07/12/2021
-14 +0−0Шульц Штольц07:06:56
07/12/2021
Так выглядят нищета и безысходность.
Похоже от нищеты и безысходности на фотографиях начина с 70-ых кожаные куртки и меховые воротники.
12 +0−0Timur Davletshin09:00:31
07/12/2021
-14 +0−0Шульц Штольц07:06:56
07/12/2021
Так выглядят нищета и безысходность.
Так выглядит счастье. Я детство проводил в совершенно сравнимых условиях и меня не смущала ни одежда людей, ни отсутствие бананов в магазине. И люди были куда дружнее сегодняшнего.
11 +0−0Какло Боль15:39:05
07/12/2021
-17 +0−0sashiksas14:20:31
07/12/2021
Русские живут в полном дерьме. В настоящем Средневековье.
Поэтому и прутся в чужие страны, вырезают местное население и заселяются в их дома.
у русских своего полно поэтому они защищаются от тех кто лезет на них
10 +0−0Kosty Bar10:49:04
07/12/2021
-9 +0−0Viktar Klimovič10:38:44
07/12/2021
70-е, 80-е на снимках... Годы советского изобилия.) Раньше была война, позже - развал совка. Понятно, что человек пытается быть счастливым в любые времена, но есть ли на снимках о чем тосковать, кроме молодости?
Например нет заборов, нет решеток на окнах, т.е. криминал фактически отсутствует. А говорить про советское изобилие при удаленных деревнях это откровенно передергивать историю - сейчас в таких же удаленных деревнях люди будут ходить в тех же ватниках, резиновых сапогах и топить печи дровами. Хотя в 50км уже будет 4G интернет, скоростные дороги и супермаркет.
10 +0−0Александр Б07:47:59
07/12/2021
-12 +0−0Пушкинд07:32:54
07/12/2021
Советское качество-вот оно, на пленке. Посмотрите дореволюционные фотографические карточки и вы поймёте, о чем я думаю
Ты думаешь, что качество заключается в ретуши? Качество фотографии заключается в правдоподобности, а не в её театральности. В СССР, 60х/70х., люди ходили к фотографу или вызывали такового на дом, и делали семейные и групповые фото, для памяти. Так там качество вообще на высоте, просто закачаешься.
9 +0−0Кирилл Сергеев10:55:53
07/12/2021
Комментарий удалён.
То, что запечатлено на этих фотографиях, это совершенно не убого. Там же изображен обычный деревенский быт в глубинке в период смены уклада, смены формаций. Полном ходом идет урбанизация. Страна восстанавливается после войны. Всесоюзные стройки. А деревня в глуши. Что происходит с этой деревней?
9 +0−0Александр Б05:16:10
07/12/2021
Деревня как деревня. Своя атмосфера, свои правила, своя жизнь. Сегодня тоже деревня, но только она больше начинает напоминать по стилю жизни город ... , стали ставить выше заборы, меньше общения, много новых заезжих людей, дачников. В общем одним словом капитализм пришел и на деревню.
9 +0−0john_e_martin04:27:33
07/12/2021
-1 +0−0Archer Archer03:25:39
07/12/2021
тоска жуткая
вроде бы и небыло меня
Почему тоска? Тогда была жизнь как жизнь, а сейчас, просто время деревни ушло, вот и всё. Люди живут и работают в городах, или вокруг них, а продовольствием обеспечивает не деревня и 50% населения, а фермы с 4-5% населения.
8 +0−0Александр Казаков11:45:08
07/12/2021
Душевно получилось.
8 +0−0Евгений10:04:22
07/12/2021
Фотограф почти фитнес модель, без всякого фитнеса )
8 +0−0Vasek O06:42:27
07/12/2021
У меня отец занимался с конца 60-х фото,а я подхватил уже в конце 80-х.Было когда то больше 2000 фото .В нулевых я уехал на пмж зарубеж ,а к фотографиям и пленкам вернулся уже в десятых.Все что нашел оцифровал.Чуть больше 700 фото ,а остальное исчезло.Особенно жаль бабушкины фото и ее братьев погибших в финскую.
7 +0−0Е Е11:40:04
07/12/2021
Городские ищут романтику в деревне. Это как никогда не сидевшие романтизируют по АУЕ. А стоит попасть на зону так вся романтика улетает. Так и здесь, вы поживите в деревне, когда сортир на улице, водопровода и газа в доме нет, скотину надо покормить или выпасти и огород обработать соток в двадцать. Сразу потянет в "убогую" хрущевку. Потому деревни и вымирают, жизнь в городе легче.
7 +0−0Marla Singer03:18:11
07/12/2021
Настроенческая статья.
6 +0−0Александр Казаков11:42:05
07/12/2021
Комментарий удалён.
Жаль только что ты и твои собратья пока еще не вымерли. Но к счастью - не долго осталось.
5 +0−0Timur Davletshin08:57:05
07/12/2021
-12 +0−0Пушкинд07:32:54
07/12/2021
Советское качество-вот оно, на пленке. Посмотрите дореволюционные фотографические карточки и вы поймёте, о чем я думаю
Это снималось на любительскую 35мм камеру. А дореволюционные снимались на огромные фотопластинки. Фотопластинки по своему определению хранились в лучших условиях, чем плёнка, валявшаяся на книжной полке. Но на фотопластинках движение плохо выходило и цена в десятки раз выше. И по духу и по качеству это приличные фото, которые пострадали от влаги и от тугого скручивания (царапается сильно). С цветными будет сложнее, т.к. пигмент со временем сильно деградирует. А с ч/б ничего не случится и через 100 лет. Скорее плёнка осыпется )))
4 +0−0Егор Баженов19:35:18
07/12/2021
Вот смотришь на кусочек жизни обычных людей и в душе своей понимаешь как мало от нас остаётся в этом мире и на сколько быстротечна наша жизнь. Пыль на ветру, бледная тень воспоминаний, тех кто останется после нас и только фотографии ярким моментом, когда-то расскажут кем мы были и как жили, о чем мечтали, кого любили.
Автор, искренние поклон и благодарность за ваш труд, за возможность увидеть миг настоящего... пусть для многих всего лишь прошлого.
4 +0−0Алек Петров17:29:53
07/12/2021
Нормальный деревенский уклад тех времён , в семьях по 5-6 человек, свое хозяйство, свои герои деревенские , свои истории и праздники
1 23+1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь