«Со временем крыша начинает ехать»

00:01 27/07/2020 Из жизни
«Со временем крыша начинает ехать»

В 20 лет Барбара Морриган перебралась из Самары в Польшу, устроилась в стартап и стала UI/UX-дизайнером. Она прожила в этой стране почти пять лет и полюбила ее, но оставаться там не желает. В рамках цикла материалов о россиянах, перебравшихся за границу, «Лента.ру» публикует ее рассказ о жизни в Варшаве.

Польшу как потенциальную страну для иммиграции я, можно сказать, не выбирала. Я с тринадцати лет мечтала о Штатах, но с возрастом все свелось к тому, чтобы просто сбежать из России хоть куда-нибудь.

Мне было 20 лет, и в тот момент я уже твердо поняла, что буду делать карьеру дизайнера. У меня не было высшего образования, а из опыта работы — чуть меньше года в маленькой студии на четыре человека, которая согласилась взять меня джуниором на небольшой оклад, чтобы я училась. И я действительно училась: жадно читала книги и статьи, практиковалась, на последние деньги оплатила курс по типографике, участвовала в конкурсах. И тут случилось это: я влюбилась.

И нет, не в человека. А в компанию. «ВКонтакте» проводила конкурс иллюстраций, и я решила поучаствовать. Ничего не выиграла, но работы победителя меня просто покорили. Оказалось, что это русскоязычная компания, которая базируется в Варшаве.

Я несколько дней ходила и облизывалась на их портфолио, но написать не решалась: где они — и где я… А потом подумала: может, и черт бы с ним?

Помню, как сказала маме о том, что веду переговоры с польской студией, и она погрустнела. Я думала, что она, как обычно, начнет причитать, что это все обман и мошенники, а она сказала, что сразу поняла, что я скоро уеду. Даже я тогда этого не понимала, а мама оказалась проницательнее всех.

И это действительно произошло. После тестового месяца удаленной работы я получила письмо с оффером, оформила визу, и уже в начале мая села в поезд до Варшавы. Такой непростой способ я выбрала из-за кота — не хотелось травмировать животное полетом на самолете, да и возню с багажом в аэропортах я не люблю. Мы с Марвином провели в поезде 30 часов с пересадкой в Москве и наконец прибыли в Польшу.

Честно сказать, эта страна начала вызывать у меня приятнейшие впечатления с первых минут. Еще на пограничном контроле вместо суровых офицеров в мое купе вбежали милейшая девушка с двумя косичками и мужчина средних лет, который с суровым видом спросил, где плюшевая лошадка, которую мой кот держит на фотографии в своем паспорте. После бесконечных визовых инстанций со злыми тетками в России я была приятно удивлена.

Адаптация

Мой новый начальник встретил меня на вокзале, и мы целый день провели, выбирая квартиру. Жилье в Варшаве в целом приятное: достаточно белых чистых квартирок с икеевской мебелью. Но и бабушкиных ковров тоже хватает, к сожалению. Нам повезло найти приемлемую квартиру в тихом районе, где работает много молодежи.

В плане денег было тяжеловато: в России я зарабатывала копейки, и богатых родителей у меня нет. Поэтому на адаптацию я просто отложила свою зарплату с первого месяца, отработанного удаленно, и добавила немного из того, что наскребла моя семья. Вышло не больше двух тысяч долларов, но хватило и этого.

Я заплатила за квартиру и внесла залог (в Варшаве почти в 100 процентах случаев залог составляет минимум месячную сумму, которую вернут при выезде, если ты ничего не испортил), купила велосипед, всякие бытовые мелочи и отлично жила до следующей зарплаты, ни в чем себе не отказывая.

Поначалу сложно понять, что сколько стоит, но меня сразу предупредили, чтобы я ничего не переводила в рубли. Во-первых, волосы дыбом встанут, а во-вторых — это не поможет. Ну и гораздо приятнее покупать обед за 20 злотых, чем за 350 рублей. Маленькие цифры на чеках хорошо сказываются на душевном спокойствии.

Компания, которая меня пригласила, оказалась украинской, и в офисе на тот момент было всего три человека. Так что я, можно сказать, поучаствовала в рождении стартапа, который сейчас завоевывает все рейтинги индустрии и исчисляет сотрудников десятками.

За это я больше всего люблю визуальный образ Варшавы: в ней много новых зданий не хуже, чем в западной Европе и Скандинавии, но вместо тесных улочек — широкие проспекты в советском стиле. Это создает ощущение свободы.

Работа

Что меня вдохновляет до сих пор — так это польский дизайн. Индустрия здесь на очень высоком уровне: сайты компаний и сервисы сделаны очень грамотно и современно, в онлайне можно сделать практически все.

Наружная реклама тоже классная: никаких пошлых кликбейтов, «вырвиглазных» цветов и плохой типографики. За внешним видом улиц следят: например, во многих местах магазины обязывают делать вывески в едином минималистичном стиле.

Ну и отдельная любовь — это постеры. Местный музей плаката постоянно устраивает тематические конкурсы, а работы победителей висят на остановках и вообще по всему городу. Правда, все вышесказанное больше относится к Варшаве. В других городах Польши тоже довольно красиво, но больше «колхозных» вывесок шиномонтажек.

Что касается польского IT, то в основном студии сотрудничают с США и Великобританией, также с Западной Европой. И немудрено — зарплаты здесь не очень высокие по сравнению с Западом. На них можно отлично жить в Польше, но американец над такой зарплатой просто посмеется.

Поэтому у поляков сложился тандем с западными клиентами: многим американским компаниям выгодно нанимать польских разработчиков. Они талантливы, трудолюбивы, а платить много (по их меркам) не нужно. А поляки, в свою очередь, на западном рынке зарабатывают больше, чем соотечественники, работающие не в IT.

Люди

Поляки — приятнейшие люди. В работе они очень корректны, открыты, но при этом достаточно неформальны. Они не любят понтоваться и выстраивать суровую иерархию. Скорее всего, это особенность IT-команд, но подобный подход я встречала и в других местах.

Конечно, везде есть неприятные личности. И даже в прогрессивной красивой Варшаве можно встретить орущих футбольных фанатов, гопоту и алкашей. Но это, скорее, исключение, если ты не живешь в отдаленных бедных районах. А общий фон более чем позитивный: обслуживающий персонал ведет себя супермило, люди на улице улыбаются, тебе всегда помогут, если попросишь, и в любой инстанции тебя стараются понять и услышать.

В неформальном общении тоже все очень приветливо. Правда, я так и не смогла подружиться с поляками. Они очень подвижные, любят тусоваться, а открываться душевно не спешат. Мне с таким типом людей сложно.

Внешне поляки выглядят классно — главным образом, из-за моды на спорт и здоровый образ жизни. По стилю одежды это что-то среднее между СНГ и Штатами. В СНГ все любят наряжаться как на праздник, а в США, наоборот, — предпочитают простую удобную одежду. Поляки не пренебрегают внешним видом, но и не особенно наряжаются.

Что меня больше всего поразило в Варшаве — это бомжи. В Самаре я их, кажется, никогда не видела, даже не задумывалась, что они вообще существуют. А здесь они ездят на трамвае и тусуются в парках в некоторых районах. Они не буйные и даже зачастую не пьяные, но пахнет от них ужасно.

Планы

Насчет планов я поняла, что оставаться в Польше все-таки не хочу. В основном из-за того, что мне не интересна культура этой страны и я не могу погрузиться в их менталитет. И на польском языке не хочу до конца жизни разговаривать: он простой и красивый, но мне английский намного ближе.

А еще мое решение окончательно подкрепилось политическими причинами: 2020 год, а в стране до сих пор запрещены аборты, и этот закон все сильнее ужесточается. Для меня это нонсенс.

Также здесь до сих пор высокий уровень гомофобии, вплоть до государственного уровня. Я очень люблю Польшу за ее другие аспекты, но представлять свое будущее в стране с такими настроениями просто страшно.

Сейчас я рассматриваю для иммиграции англоязычные страны, буду смотреть исходя из возможностей и работы. По России скучаю, некоторое время назад даже всерьез думала вернуться. Спустя почти пять лет крыша начинает ехать, фотографии панельного ада начинают казаться ламповыми, хочется рыдать от сториз друзей в инстаграме, отдыхающих на Волге. Но я понимаю, что уже не смогу там жить, и социально-политические новости помогают отрезвиться.

Мой переезд в Польшу — одна из лучших вещей, которые со мной случались. Это безумно красивая страна с фантастической природой, приятными людьми, классной архитектурой, развитой инфраструктурой и широкой душой. Ни одна европейская страна не вызвала у меня желания там остаться, а вот Варшаву я считаю своим домом.

Из минусов могу выделить только необходимость перестраивать жизнь под чужой, но не международный язык, частично экологию (в Варшаве и Кракове большие проблемы со смогом в зимнее время) и местами угнетающую политическую повестку. Но если вы не попадаете в угнетаемую группу, не паритесь на эту тему и любите новые языки, то это место с легкостью может стать вашим домом. К тому же попасть сюда не так уж и сложно: поляки с радостью привлекают квалифицированных специалистов и разнорабочих с Украины и из Беларуси (из России тоже, но реже).

Подготовил Олег Парамонов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(190):

12 3 456 ... +1
3 +0−0Владимир Шестаков07:36:34
27/07/2020
Молодец) удачи тебе)))
3 +0−0Bush Walker07:34:32
27/07/2020
Вот так читаешь и думаешь, что нормальная, вроде, баба. А потом оказывается, что она за аборты. Мужики, остерегайтесь её. Она при случае вашего ребёнка убить может, а если вы воспротивитесь, то и заявит на вас.
3 +0−0Barack Obama06:42:01
27/07/2020
1 +0−0Syd Ney04:09:54
27/07/2020
Все правильно говорит. Странно - пошли приличные статьи на Ленте. Поляки супер религиозные - естественно аборты, ЛГБТ запрещены. И да - ежели денег хочешь заработать честно - в Штаты нужно ехать.
В Америке эти деньги так же легко тратить. Если не хочешь жить с румейтами придеться 40-50% зарплаты на жилье отдать. А там машина нужна, страховки, велосипедом как в Европе не отделаешься.
3 +0−0Barack Obama06:40:31
27/07/2020
2 +0−0muhogliberd05:27:56
27/07/2020
Они вас пока не касались просто. А как коснется, они повоинственнее феминисток будут. Мало не покажется. Собственно если она действительно из лгбт - то все понятно с ней. А вот если просто дурочка молодая, которые не познав жизни и не имея семьи, еще думают, что трансы, хиппи и либералы это что-то хорошее - то к таким людям у меня кроме сожаления ничего нет. Когда поймут, если поймут конечно, для них уже поздно обычно бывает - потом начинают яро в обратную сторону пытаться идти, но уже урон нанесен.
Скорее всего просто молодая наивная и думает что трансы и фрики - это модно, важно. Поумнеет с годами.
3 +0−0DVC 3400:32:25
27/07/2020
Да, запрет на выскаблиаание зародыша из чрева матери это нарушение прав человека которое коробит. Полная хренотень а не статья..
2 +0−0Кремлевский вирус23:55:39
27/07/2020
Почитал отзывы и вспомнил притчу.
Умер человек, попал в Рай. Всё хорошо, классно, но захотелось ему на экскурсию в Ад. Отправили. Чёрта - гида выдали. Подводит он его к одному котлу, говорит: "Вот тут мы варим немцев. С ними проще всего, они законопослушны! Вот он пытается вылезти из котла, ползет по стенке, ползет. И достаточно если проведена черта и написано: "Стой! Проход запрещен!". Он прочитает и назад поползет.
Показывает на другой котел и говорит, что там евреи. С ними сложнее всего, если хотя бы один из них из котла вылезет, то всех будет вытягивать.
Подводит к третьему котлу и говорит:
"А здесь у нас русские! С ними никаких проблем! Если кто-то один и попытается вылезти, то остальные его всем скопом сразу на дно потащат!"
2 +0−0Igor Leontjev20:59:23
27/07/2020
2 +0−0Дмитрий В20:57:31
27/07/2020
Если она из этих, то ей бы пришлась по нраву москва. Ну лучше все-таки пускай уезжают. Геи особо не выделяются, а от этих мужеподобных баб непонятного пола рвотный рефлекс появляется
А причем здесь геи ? :-) Если она наивная дура в целом ...
2 +0−0Дмитрий В20:57:31
27/07/2020
Если она из этих, то ей бы пришлась по нраву москва. Ну лучше все-таки пускай уезжают. Геи особо не выделяются, а от этих мужеподобных баб непонятного пола рвотный рефлекс появляется
2 +0−0Алексей Иванченко20:05:33
27/07/2020
Полюбил Польшу
2 +0−0Иван Иванов17:46:20
27/07/2020
Когда прочитал про гомофобию в Польше, сразу понял, что писал извращенец (извращенка) и что статейка заказная и придуманная. Всех ненормальных надо сослать на остров Лес бос и минами этот остров оградить от остального мира.
2 +0−0drBuben17:41:52
27/07/2020
9 +0−0Александр Бондарук14:16:07
27/07/2020
Фраза про аборты просто убила. Совокупиться ради удовольствия и заплатить за него жизнью ребенка-человека! это просто преступный садизм. Многие Ж. так поступают. И за это их самих надо убивать. А эта девочка просто не знает чего ей надо. А надо хорошего мужика с вожжами в руках. Чтобы при необходимости перетянул поперек спины и показал где ее место.
Александр и злой такой, потому что эта самая вожжа ему между ног попала и пережала яичко.
2 +0−0Dmitriy S17:21:07
27/07/2020
29 +0−0Lorem Ipsum de Lenta14:36:20
27/07/2020
Лента, почему я, поживший не один год в самых разных странах, включая те же благословенные (фейковые и лицемерные насквозь во всём) США, с удовольствием живу у себя на Родине после всего и радуюсь тому, что я здесь, а не там? В то же время, всякие бегущие от себя девы с неизмеримо богатым внутренним миром, вдруг заслуживают от вас права публиковать свои истории, густо замешанные на психическом надломе? Почему бы не начать уже публиковать правду о загранице, как она есть, а не пудрить мозги людям какими-то откровенными сказками?
У них в редакционной политике - продвигать статьи о пользе эмиграции из РФ. Единственное, что поменялось - некоторые минусы включать начали, но тональность не изменилась. Если они будут писать, что наши евреи начали уезжать из США, то их отключат от и-нета и заставят выпускать стенгазету в Мытищах.
2 +0−0Dmitriy S17:10:24
27/07/2020
-1 +0−0logaman17:02:18
27/07/2020
Украинский стартап в Польше? Это что получается, хохлы едут в Польшу мыть туалеты панам, а ватаны едут в Польшу мыть туалеты хохлам?
Она такой же креакл, как и ты...
2 +0−0Гавриил Нехамкин16:43:04
27/07/2020
"В Самаре я бомжей не встречала,а здесь в Польше их много".-Приключения потомственной алкашки в Польше
2 +0−0ЛИБЕМРАЗЬ MUST DIE!13:37:27
27/07/2020
-2 +0−0Barack Obama06:39:22
27/07/2020
Совок там кое где остался, да. Но в общем поляки ушли далеко вперед по сравнению с Россией.
где и куда они ушли? Что заводы, что массовое строительство - все родом из СЭВ что в Варшаве, что в Гданьске... Есть новое, но его еще найти надо
2 +0−0Elijah Baley11:04:05
27/07/2020
Комментарий удалён.
Для неё это просто ступенька к Америке, в которую она и стремилась изначально...
2 +0−0Barack Obama10:59:15
27/07/2020
1 +0−0Elijah Baley10:54:39
27/07/2020
Поддерживаю, как показывает Америка негры это очень и очень большая проблема для страны даже если их только около 13%.
Тем более надо ехать в штаты всем кто может это сделать и хочет, нельзя отдавать такую прекрасную страну чёрным разрушителям...
Вся проблема в велфэре, или социалке. Черные были спокойнее до 1960-х годов потому что их детям не давали бесплатно еду. Теперь дают, а зачем тогда работать? Еда есть, какое то жилье есть.
2 +0−0Elijah Baley10:49:38
27/07/2020
1 +0−0Elijah Baley10:48:17
27/07/2020
Ну это очень востребованная профессия в рыночной экономике, которой в России в полном смысле этого слова не будет никогда.
Ну а ты можешь оставаться, никто тебе никуда не тянет, отъезд дело добровольное. Но вот что-то около 10 млн человек за 3 каденцию Вовы решили иначе:

golos-ameriki.ru/a/proekt-media-emmigration/4749208.html
...все отъехавшие заменены таджиками и прочими тюрками...
2 +0−0Лариса Русакова09:08:25
27/07/2020
Комментарий удалён.
Да,гомофобия,это конечно весомый аргумент!
2 +0−0Syd Ney07:08:10
27/07/2020
0 +0−0Barack Obama07:05:15
27/07/2020
У лгбт намного больше прав. С работы если их уволить они могут подать в суд что уволили из-за ориентации и их заставят взять обратно. Бесплатные клиники у них есть, а у меня нет. Специальные сколаршипы в колледже. Вечно помогающие организации. Особые магазины, особые клубы, особые сайты. Быть лгбт модно, стильно, интересно. Быть натуралом скучно, уныло и никто не помогает.
Тут ты прав в том, что Белый Евро Мужчина сейчас считается Злом и Врагом. Это _очень_ серьезная проблема. И реальная.
Посмотри на ютубе Jonathan Haidt: The Three Terrible Ideas Weakening Gen Z and Damaging Universities and Democracies.
Великолепный социальный психолог и очень нейтральный. Он об этом там говорит, в книгах, статьях и лекциях.
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь