«Плохо помню, где был днем. Надо освежить память»

18:49 28/01/2019 Силовые структуры
«Плохо помню, где был днем. Надо освежить память»

В ночь на понедельник вся страна следила за новостями о краже картины Архипа Куинджи из Третьяковской галереи в Москве. История дерзкого, но не очень удачливого вора вполне достойна экранизации. На глазах у посетителей выставки он спокойно снял со стены пейзаж «Ай-Петри. Крым» стоимостью миллион долларов, неспешно вышел из музея — и был таков. Тогда все решили, что картина утрачена навсегда: дерзкий похититель наверняка все просчитал и позаботился о том, чтобы замести следы... На его поиски отправили лучших оперативников МВД и ФСБ России — и спустя несколько часов они задержали вора. Им оказался 31-летний крымчанин, обвиняемый по делу о хранении наркотиков. Удивительно, но он практически не пытался замести следы и спрятаться от преследователей. Подробности самой громкой музейной кражи последних лет выясняла «Лента.ру».

Украсть за 60 секунд

Минувшее воскресенье в Третьяковской галерее запомнят надолго: на записях с камер наблюдения видно, как в один из залов Инженерного корпуса музея заходит неприметный мужчина. На глазах у посетителей он подходит к висящей на стене картине Куинджи «Ай-Петри. Крым» (ориентировочная стоимость — около миллиона долларов), снимает полотно со стены и уходит за колонну. Вор действовал так уверенно, что свидетели решили: перед ними — работник музея.

Сам злоумышленник между тем вынул небольшое (39 на 53 сантиметра) полотно из рамы и аккуратно положил ее на пол, после чего не торопясь прошел с картиной через весь зал и вскоре покинул Третьяковку. Судя по тому, что вор успел скрыться, пропажу в музее заметили не сразу. По словам официального представителя МВД России Ирины Волк, работники охраны Третьяковки увидели момент кражи на записи с камер видеонаблюдения — и вызвали полицию.

Около 18:00 вход в Третьяковку закрыли, а всех выходящих стали досматривать сотрудники безопасности. По камерам оперативники смогли отследить, что подозреваемый в краже сел в кроссовер Mercedes ML и скрылся с места происшествия. Машину объявили в розыск, в Москве был введен план «Перехват», но до полуночи задержать похитителя так и не удалось.

На тот момент перспективы были печальные. Картину могли уже не обнаружить в России, и тогда ее объявили бы в международный розыск и включили в базу похищенных предметов искусства Интерпола. В таком статусе она могла бы находиться долгие годы — но судьба полотна сложилась иначе.

Прокололся на звонке

Спецоперацию по поимке музейного вора вели как сотрудники уголовного розыска МВД России и столичного главка ведомства, так и оперативники Федеральной службы безопасности (ФСБ). Поймать подозреваемого им удалось спустя несколько часов после преступления: об этом правоохранительные органы отчитались примерно в 8:00 28 января. 31-летнего уроженца Феодосии Дениса Чуприкова взяли в его собственном жилище в поселке Заречье (Московская область) — судя по его реакции, вооруженных гостей он явно не ожидал:

За что задержаны?

Без понятия.

Какое преступление совершили?

Я не совершаю преступления. Я — законопослушный гражданин России.

Вы ранее судимы? Ранее привлекались к уголовной ответственности?

Нет. Я не нарушаю Конституцию и законы России.

За наркотики привлекались на территории России в декабре 2018 года?

Нет.

Где вы сегодня днем были?

Где был днем, плохо помню. Надо освежить память.

По словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, подозреваемого выдал мобильный телефон: на записи с одной из камер наблюдения видно, как мужчина кому-то звонит. Именно биллинг звонков всех абонентов, попавших в объектив камеры, и привел оперативников в поселок Заречье. Сам подозреваемый отпирался недолго и вскоре сознался, что спрятал похищенную картину Куинджи на стройке в Одинцовском районе Подмосковья. Там полотно и нашли.

Следователи считают, что музейный вор действовал из корыстных побуждений. При этом у него оказалось богатое криминальное прошлое: буквально месяц назад — в декабре 2018 года — мужчину задержали за хранение наркотиков, но позже отпустили под подписку о невыезде. Вообще, прошлый год был для Чуприкова не слишком удачным: его также оштрафовали в Можайском районе Подмосковья на 31 тысячу рублей за появление на улице в пьяном виде и нецензурную брань. Сам Чуприков тогда объяснил свой поступок эвакуацией автомобиля, сложностями с получением кредита и ссорой с женой.

Кстати, по данным «Московского Комсомольца», с будущей супругой музейный вор — слесарь по образованию — познакомился в родном Крыму. Вместе они решили податься в домработники и в какой-то момент стали прислугой в одном из домов Барвихи. Но жена Чуприкова, похоже, никак не ожидала, что ее супруг пойдет на кражу в Третьяковке. «Я совершенно поражена случившимся», — прокомментировала она задержание мужа.

Спохватились

К счастью, кража никак не отразилась на полотне — источник в правоохранительных органах предварительно оценил его состояние, как «нормальное». Правда, в Третьяковку картина вернется не скоро, став вещдоком в уголовном деле.

Музейные работники оказались более осторожными в оценках ущерба: «Пока ничего не можем сказать. К сожалению, никаких данных нет», — сообщила начальник отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи Лариса Бобкова. Она добавила, что в музее после кражи сделали серьезные выводы: «Меры безопасности усилены на всех площадках Третьяковской галереи навсегда».

Между тем в истории с похищением картины Куинджи есть немало странностей, которые говорят об одном: возможно, мотивы кражи не так просты, как кажется на первый взгляд. Во-первых, автор полотна родился 27 января (по новому стилю) 1842 года — таким образом вор похитил картину в день рождения Куинджи (177 лет). Во-вторых, полотно «Ай-Петри. Крым» похитил уроженец Крыма — в сети это стало поводом для шуток о ностальгирующем по дому воре.

Другой любопытный момент: всего за 10-15 минут до того, как Денис Чуприков стащил картину Куинджи, в Третьяковке узнали о еще одной, куда более банальной краже. 47-летняя посетительница обнаружила, что у нее исчезла сданная в гардероб шуба стоимостью 250 тысяч рублей. Потерпевшая надевала ее лишь на исключительно важные мероприятия, одним из которых стала... выставка Архипа Куинджи. Музейная охрана начала разбираться в этом инциденте — и не исключено, что ее занятостью вольно или невольно воспользовался вор, укравший картину. По странному стечению обстоятельств, молодой гардеробщик, забравший шубу у посетительницы Третьяковки, проработал там всего два дня...

Наконец, удивительно, что по изначальным данным полотно «Ай-Петри. Крым» стоимостью под миллион долларов (66 миллионов рублей) было застраховано всего на 180 тысяч долларов (12 миллионов рублей). При этом в страховой компании «Стерх» сообщили, что украденная из Третьяковки картина Куинджи не была застрахована на время выставки. Ее страховка распространялась лишь на перевозку из Русского музея (там она экспонируется постоянно) и обратно. Впрочем, днем 28 января директор департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов сообщил, что картина Куинджи все же была застрахована на время экспонирования.

Опасный симптом

— Кража Куинджи из Третьяковки — не первая в своем роде: сейчас идет череда таких событий, — говорит в беседе с «Лентой.ру» Алексей Кисточкин, бывший начальник антикварного отдела Московского уголовного розыска (МУР). — Вся проблема в том, что преступлениями, связанными с арт-рынком, должны заниматься специализированные подразделения: это большая работа со своей спецификой. У нас, к сожалению, такого нет. Плюс к тому, на Западе, в отличие от России, музеи намного лучше технически оснащены в плане безопасности. Там стоит множество камер и датчики движения, которые порой подключают к самим картинам: любая попытка кражи — и сразу срабатывает сигнализация.

По словам Кисточкина, ко всему прочему в западных музеях куда более профессиональная охрана, которая способна вычислять преступников по поведению — к примеру, жестам и взглядам. Сегодня же в российских музеях на рамках стоит Росгвардия, но в залах сидят обычные бабушки, которые не только не способны заметить в общем потоке вора, но и физически не могут оказать ему сопротивление.

— Например, во Франции есть музейная полиция, которая занимается только вопросами охраны искусства и финансируется отдельно из государственного бюджета, — объясняет экс-сотрудник МУРа. — В Англии особый отдел Скотленд-Ярда, в Италии — специальный корпус карабинеров по преступлениям, связанным с культурными ценностями. У них есть выход на таможню и налоговую, через которые можно отслеживать потенциальных покупателей краденого. При этом в России антикварное подразделение системы УгРо с 2011 года фактически постепенно ликвидировали.

Раньше антикварный отдел МУРа контролировал рынок сбыта и проводил профилактические мероприятия в отношении потенциальных скупщиков краденого. Преступники знали, что из-за работы правоохранительных органов украсть ту или иную вещь будет затруднительно. Но сегодня у музейных воров былой опаски нет — поэтому они становятся все наглее и наглее.

Редкая добыча

По мнению собеседника «Ленты.ру», кража картины Куинджи из Третьяковки была спланирована заранее, и вор готовился к ней. Судя по характеру действий Дениса Чуприкова, он заранее прошелся по музею, попытался оценить наличие камер, изучил входы и выходы из помещений. Возможно — просчитал время на подъем и спуск по лестнице. Ко всему прочему, место, откуда украли полотно, располагалось не в самом центре музея и было не особо приметным.

— Спонтанно провернуть подобное практически нереально, — считает Алексей Кисточкин. — В незнакомой обстановке, в окружении людей и при наличии хоть мало-мальской охраны человек неподготовленный попросту растеряется. Его охватит мандраж, который может привлечь ненужное внимание. Но по записям с камер видно: вор был настолько спокоен, что его приняли за сотрудника музея. Единственный прокол с камерами наблюдения, вероятно, связан с тем, что похититель не был уверен, можно ли по ним четко идентифицировать внешность.

Как считает бывший милиционер, кража картины Куинджи была первым для Чуприкова преступлением такого рода — своеобразным воровским дебютом. Настоящие музейные воры-профессионалы сегодня либо мотают долгие сроки, либо известны поименно и находятся в постоянном поле зрения правоохранительных органов. Сегодня профи по антикварным кражам в России скорее редкость. Да и черного рынка антиквариата как такового тоже сейчас нет — есть скорее сделки по продаже отдельных произведений коллекционерам.

— Мотив «музейных» преступлений чаще всего корыстный — либо же это желание войти в историю неким «вором века», — считает Кисточкин. — В случае с Куинджи вероятнее первое, так как на рынке полотен этого художника сейчас практически нет. Последняя продажа его картины была много лет назад на аукционе, а потому о любой нелегальной попытке сбыта сразу же станет известно. Но будь такой вариант возможен — картину бы оторвали с руками минимум за миллион долларов.

Кстати, то, что украденное полотно вернулось в целости и сохранности, позволяет предположить, что кто-то проинструктировал похитителя, как обращаться с картиной. Есть целый ряд условий — не складывать, не мочить, не держать на солнце, не подвергать резким перепадам температур... Их все похититель выполнил. И вряд ли до этого он догадался сам.

***

— После возвращения в музей краденая вещь в обязательном порядке должна пройти экспертизу на подлинность, — говорит эксперт в области живописи и коллекционер Сергей Подстаницкий. — Ее длительность зависит от каждого конкретного случая. Полагаю, сотрудники музея могут просто посмотреть на нее и сказать, она это или нет. Если до кражи картина проходила рентген, то может быть осуществлена повторная процедура для сверки результатов.

В свою очередь Алексей Кисточкин уточняет, что экспертизу на подлинность картины можно провести за сутки. Но в случаях, если речь идет о редких, уникальных произведениях, экспертиза может длиться и месяц.

К вечеру 28 января в громкой истории с кражей картины Куинджи, кажется, все встало на свои места. Вор пойман — завтра его ждет арест. Украденное полотно снова в надежных руках. Теперь дело за малым — дождаться итогов экспертизы, которая подтвердит, что в руки полицейских действительно попала та самая картина…

Обратная связь с отделом «Силовые структуры»:

Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]

Антонина Матвеева
Владимир Шарапов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(90):

0 +0−0 Дмитрий Б10:58:20
29/01/2019
Пацан к успеху шёл. Судя по всему, он просто пешка, настоящую картину украли еще до его прихода, и она уже за границей... лет через 30 - всплывет. Реально фильм можно снять "Про коллекционеров-корупционеров и подставленного ими терпилу".
0 +0−0Beloushkin Aleksandr10:15:17
29/01/2019
А били почему при задержании? для порядку? или чтоб хрясь, в пол уложить?
0 +0−0Сергей Фельдман10:06:19
29/01/2019
0 +0−0Кастусь Каліно́ўскі21:59:13
28/01/2019
Молодец мужик! Он отлично понял и угадал нынешнюю ментальность народа мокшанской орды. В Беларуси такое просто невозможно.
Эрзянской орды. Ты путаешь.
0 +0−0Igor T09:31:55
29/01/2019
кино "Старики разбойники" вспомнилось....
0 +0−0Рекорд Надоев09:11:07
29/01/2019
0 +0−0Тимур Амуров09:02:15
29/01/2019
Указанный способ обнаружение вполне может быть дезой. Его могли и по отпечаткам пробить, и по показаниям сообщницы с шубой.
Да вот боюсь, что не деза, вполне работоспособный метод.
Если хорошенько задуматься, то, разумеется, до него можно дойти и самому. А можно и забыть - ведь надо учесть еще кучу других факторов, голова то не резиновая.
А какие-то идиёты про это напомнили. Нафига!
0 +0−0Тимур Амуров09:02:15
29/01/2019
0 +0−0Рекорд Надоев08:50:00
29/01/2019
Некоторым журналюгам надо настучать по башке. А может и эффективным ментам, которые раскудахтались, недоумки!
Нафига было сливать способ обнаружения! Я имею в виду мобилу! - что на камерах увидели, как он позвонил кому-то из музея.
Мобила сейчас настолько привычна, что перестаешь ее воспринимать. Если бы не обратили на это внимания, глядишь - и другие забыли бы про это!
Указанный способ обнаружение вполне может быть дезой. Его могли и по отпечаткам пробить, и по показаниям сообщницы с шубой.
0 +0−0Рекорд Надоев08:50:00
29/01/2019
Некоторым журналюгам надо настучать по башке. А может и эффективным ментам, которые раскудахтались, недоумки!
Нафига было сливать способ обнаружения! Я имею в виду мобилу! - что на камерах увидели, как он позвонил кому-то из музея.
Мобила сейчас настолько привычна, что перестаешь ее воспринимать. Если бы не обратили на это внимания, глядишь - и другие забыли бы про это!
0 +0−0Angels Video23:28:35
28/01/2019
0 +0−0Igor Brodetskiy19:55:32
28/01/2019
Там и так была подделка, когда лишне хромосомные оккупировали крым все разворовали
вот эта верия мне нравится боьше, подменить,а потом срежиссировать воровство, быстро сдать и поймать вора, и все свалить на него..
0 +0−0Angels Video23:27:28
28/01/2019
6 +0−0Anatholy Nikolaev19:49:53
28/01/2019
Картину надо срочно проверить на подлинность. Полиции могли сдать подделку, чтобы отменить план-перехват и спокойно вывезти оригинал из страны. Исполнитель - пешка, которого после освобождения будет ждать круглая сумма за рубежом.
Так тут и преступления по сути нет. Все вернулось в целости сохранности. Вор раскаялся, судя по всему страдает провалами памяти. Понять простить
0 +0−0Р_Узкий Мир v2923:26:22
28/01/2019
Полудурок какой-то, украсть и тут же звонить под камерой...
0 +0−0Карина Андреевна23:19:21
28/01/2019
Лично я возмущена! К российскому гражданину применяли "особые методы дознания"! А если он себя оговорил под пытками? Наркоман же... как удобно!
Кстати, перед этим в Сми инфа проходила, что у него ВОЛОСЫ СРЕДНЕЙ ДЛИННЫ!
Если то что на фото средней длинны, то я даже не знаю...
0 +0−0dumler888 Dumler22:44:42
28/01/2019
6 +0−0Anatholy Nikolaev19:49:53
28/01/2019
Картину надо срочно проверить на подлинность. Полиции могли сдать подделку, чтобы отменить план-перехват и спокойно вывезти оригинал из страны. Исполнитель - пешка, которого после освобождения будет ждать круглая сумма за рубежом.
Я тоже первым делом об этом подумала.
0 +0−0Vladimir Romanyuga22:05:42
28/01/2019
То что так тупо на телефоне спалился говорит только об одном, что человек совершенно не профи, а это в свою очередь говорит об ужасном состоянии системы безопасности музея.
0 +0−0Кастусь Каліно́ўскі22:03:41
28/01/2019
0 +0−0ALEX )))21:08:06
28/01/2019
А как же шуба?
Шуба для Третьяковки не является культурной ценностью. Разве что для шубохранилища Якунина.
0 +0−0Кастусь Каліно́ўскі21:59:13
28/01/2019
Молодец мужик! Он отлично понял и угадал нынешнюю ментальность народа мокшанской орды. В Беларуси такое просто невозможно.
0 +0−0Влад Гансовский21:48:05
28/01/2019
0 +0−0Карина Андреевна20:18:43
28/01/2019
- Сам подозреваемый отпирался недолго и вскоре сознался, что спрятал похищенную картину Куинджи на стройке в Одинцовском районе Подмосковья.
Сознался добровольно? А по фото видно , что Крымчанина просто лупили )
Вот только не надо мне тут лепить, что он сопротивлялся при аресте )))
Все сходится - отпирался не долго, один же глаз подбит только :)
0 +0−0Anders Midnatt21:37:48
28/01/2019
Ну, теперь сядет и получит на зоне погоняло "Художник".
" - За что к нам?
- Картину Куинджи спи...л.
- Ну ты художник=)))"
0 +0−0vancetti21:35:51
28/01/2019
Врут и краснеют. Этот бедолага картину выставил на продажу и на "Авито" был лот с этой картиной и телефоном этого неудачника. Поэтому, так быстро и скрутили похитителя.
0 +0−0Калабаха Трассеров21:24:54
28/01/2019
"...Есть целый ряд условий — не складывать, не мочить, не держать на солнце, не подвергать резким перепадам температур... Их все похититель выполнил...."
------------
А я сомневаюсь что вынос из отапливаемого помещения на морозный воздух и хранение на морозной стройке, без должной не-гигроскопичной упаковки, не позволяющей скапливаться конденсату - и есть выполнение условий.
Солнца зимой мало. Складывать при лёгкой брусковой рамке по периметру, из-за малых размеров - смысла не было. Мочить картину - ему было не зачем.
Короче - никто этого балбеса не инструктировал.
0 +0−0mxm mxm21:18:34
28/01/2019
7 +0−0Александр Прайс20:34:41
28/01/2019
Ему пытались освежить память...он попросил еще немного освежить!
Левый глаз освежили , правый забыли.
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь