«Эльцины завопят, что башкиры режут христиан!»

00:02 10/12/2018 Наука и техника
Иосиф Сталин, 1918 г.
Иосиф Сталин, 1918 г.

Сто лет назад бывшая Российская империя была объявлена федерацией. Но создание внутри нее национальных республик, сохранившихся до наших дней, было вынужденным и сиюминутным решением большевиков ради сохранения своей власти. Зачем Сталин хотел объединить башкир и татар в одну автономию и чем эта идея была опасна для нашей страны? Почему будущий «вождь народов» лично возил на мотоцикле по Москве башкирского лидера, мечтавшего о единой республике с киргизами и сбежавшего потом к басмачам и туркам? Почему сто лет назад татары доминировали в тюркском мире? Как башкиры переломили ход Гражданской войны в России и чем их потом отблагодарили московские коммунисты? Об этом «Ленте.ру» рассказала доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Тамара Красовицкая.

«Турция на Волге», или советский Идель-Урал

Не получится?

Красовицкая:Да, эту идею выдвинул Сталин, руководивший в то время Народным комиссариатом по делам национальностей. У него тогда было две задачи. Во-первых, Сталин должен был переманить на сторону большевиков бывших делегатов Учредительного собрания, представлявших там многочисленные народы бывшей Российской империи. Во-вторых, разными посулами и уговорами он стремился обеспечить лояльность национальных элит, которые в ту пору к советской власти относились если не откровенно враждебно, то явно настороженно.

Весной 1918 года положение у большевиков было еще очень шатким. Среднее Поволжье и Урал они контролировали слабо. Во многом поэтому Сталин и придумал создать Татаро-Башкирскую Советскую Республику. Но в итоге эта затея так и не осуществилась.

Современная Россия может изжить это противоречие, лежащее в фундаменте ее постсоветской государственности?

Потому что в мае 1918 года восстал Чехословацкий корпус, а в июне в Самаре началось формирование Народной армии Комуча. Теперь большевикам было уже не до татаро-башкирской автономии. К тому же Сталин в свойственной ему манере начал интриговать и хитрить. Мало того что татарам и башкирам он давал взаимоисключающие обязательства, так еще их и не выполнял.

Хотя нужно отметить, что лавировать между ними ему было очень сложно, да и сами башкирские и особенно татарские национальные лидеры еще не воспринимали всерьез ни Сталина, ни Ленина. Большевиков они поначалу считали случайными людьми, временно узурпировавшими власть. Помимо всего этого, оставались противоречия между татарскими и башкирскими элитами. Быстро выяснилось, что в руководящих органах новой автономии преимущество будет у татар. Впрочем, это было вполне очевидно.

Нынешняя Россия унаследовала от СССР сложную систему административно-территориального деления, когда, с одной стороны, есть области и края, а с другой — национальные республики. Как мы выяснили, их создание было ситуативным решением большевиков ради удержания власти. Но разве нет в этом фундаментального противоречия, когда формально наша страна считается федерацией с национальными автономиями, а фактически остается унитарным государством?

Да, но не только поэтому. У них было больше ресурсов, да и в культурном отношении татары-земледельцы на тот момент опережали башкир, сохранявших полукочевой уклад жизни. В этом смысле в начале XX века татары доминировали во всем тюркском мире. Например, в Средней Азии учили по татарским учебникам, в мечетях вели службы татарские муллы, да и татарский язык имел широкое распространение. Татарская культурная экспансия была впечатляющей.

То есть это образование могла постигнуть судьба Чечено-Ингушской АССР, последствия болезненного раздела которой мы ощущаем до сих пор?

Да, и в то время татары практически на равных конкурировали с турками.

Нестабильности?

Согласна. Конфликты и ссоры между татарами и башкирами были неизбежны. Они начались еще до Сталина и советской власти, когда летом 1917 года делегаты II Всероссийского мусульманского съезда разделились на так называемых территориалистов и федералистов.

Татары пытались доминировать, опираясь на свои мощные культурные ресурсы. Башкиры в то время не могли с ними тягаться, поэтому стремились обособиться от родственного, но все-таки другого народа. Это похоже на взаимоотношения украинцев с русскими, пытающихся обозначить национально-культурное отчуждение, — вот у вас есть Пушкин, а у нас Шевченко.

Башкиры между Лениным, Эльциным и Колчаком

Я понимаю, что мы вступаем на нелюбимую для многих историков территорию сослагательного наклонения, но тем не менее. Как вы думаете, если бы проект дуалистического мусульманского государственного образования в Поволжье и на Южном Урале все-таки реализовался, он оказался бы жизнеспособным?

Эльцин был типичным большевистским деятелем того времени. Сначала он устанавливал советскую власть в Екатеринбурге, потом — в Уфе. Идея национально-территориальных автономий ему не нравилась по вполне прозаической причине — он считал ее покушением на свою власть в регионе. И небезосновательно: в 1922 году решением Москвы Уфимскую губернию упразднили, а почти всю ее территорию передали Башкирской АССР.

Была ли среди мусульманского населения Поволжья и Южного Урала проблема плавающей этничности, когда люди не могли определиться со своей национальностью? Иногда пишут, что тот же Валидов сначала считал себя татарином, и только потом стал называться башкиром.

Это не так. Троцкий в то время разъезжал на своем знаменитом бронепоезде по всем фронтам, где складывалась опасная для большевиков ситуация. Поэтому неудивительно, что ему часто приходилось работать в тесном контакте с Эльциным.

Как большевики проводили границы между всеми этими новоявленными автономиями? Произвольно?

Сейчас уже трудно сказать, какие у них тогда были отношения. Но в 1929 году Сталин приказал арестовать Эльцина, а в 1937 году — расстрелять.

Имело ли какое-либо отношение ко всем этим событиям Вилочное восстание против большевиков, вспыхнувшее в Среднем Поволжье и на Южном Урале весной 1920 года?

Везде было по-разному, но скорее рядом, чем вместе. К тому же многие башкиры, как я уже говорила, вели полукочевой образ жизни.

Почему Сталин выступил против проекта Валидова, если совсем недавно они вместе катались на мотоцикле по московским улицам?

Русские жили повсюду. Все города региона в то время были абсолютно русскими. Только в Казани ситуация немного отличалась — в начале XX века татары составляли чуть более 20 процентов ее населения.

Это правда, что еще одной причиной бегства Валидова стал отказ Москвы от его планов по созданию Башкиро-Киргизской республики со столицей в Оренбурге?

Это было ситуативное и во многом вынужденное решение московских большевиков, чье положение в то время становилось совсем отчаянным. В марте 1919 года началось наступление армии Колчака к Волге, и основные боевые действия развернулись на тех территориях, где жили башкиры. Их лидер Ахмет-Заки Валидов с Колчаком договориться не сумел, поэтому башкирские деятели предпочли союз с коммунистической Москвой, предлагавшей башкирскую автономию.

Но не все башкирские элиты были от этого в восторге. Против подписания этого договора выступали и многие видные большевики — Бухарин, Пятаков, Дзержинский и другие левые коммунисты. Они были убежденными унитаристами и противниками идеи федерации, тем более с какими-то национально-территориальными автономиями. Ленину с трудом удалось сломить их сопротивление на VIII съезде РКП (б), потому что он понимал —иначе большевики просто потеряют власть.

Образование Башкирской Советской Республики стало прецедентом. Позже Москве пришлось предоставить автономию татарам и многим другим нерусским народам России. Но, в отличие от случая с башкирами, отныне она всегда делала это на своих условиях. Кстати, башкирские воинские части очень помогли большевикам осенью 1919 года остановить наступление генерала Юденича на Петроград.

Сталин и его мотоцикл

Например?

Потому что Москва в одностороннем порядке нарушила условия договора с башкирами. В мае 1920 года, когда Колчак и Деникин уже были разгромлены, совместным постановлением ВЦИК и Совнаркома права и полномочия башкирской автономии были существенно урезаны.

После бегства Валидов написал в Москву Ленину: «Кто же Вам будет верить после того, как Соглашение, подписанное 20 марта 1919 года Вами, Сталиным, мною и моими товарищами, спустя четырнадцать месяцев было перечеркнуто Постановлением от 19 мая 1920 года, подписанным лишь Вами и Сталиным? … Я, встретив Вас, выразил свой протест. Вы же тогда Соглашение, принятое 20 марта 1919 года, соизволили назвать “клочком бумаги”. Разница между Вашими словами о вручении нациям их неотъемлемых прав в их собственные руки,… и проводимой Вами сейчас политикой настолько велика, что это удивляет».

Получается, московские большевики просто использовали башкирских лидеров в своих целях?

Большевики потому и победили в Гражданской войне, что ни перед чем не останавливались. Но в данном случае их логика вполне понятна — они стремились унифицировать процесс. Ситуация, когда Башкирская АССР имела больше прав и полномочий, чем, например, соседняя Татарская АССР, для Москвы была потенциально опасной и потому неприемлемой.

Но в марте 1919 года, когда Валидов приехал в столицу для подписания договора, Сталин его долго и любезно обхаживал. Валидов потом оставил об этом любопытные свидетельства.

Почему председатель Башревкома Ахмет-Заки Валидов в следующем году сбежал от большевиков и примкнул к басмачам Средней Азии?

Сталин предложил ему окончательно решить вопрос о русских переселенцах, эвакуированных на Южный Урал в годы Первой мировой войны. Валидов требовал, чтобы на будущих выборах эти люди не имели права голоса. Сталин во время конфиденциального разговора с ним дал «дельный совет»: «Уберите их, и дело с концом». Если верить Валидову, тот ответил так: «Иосиф Виссарионович, этих людей не то чтобы убить — да если у них кровь из носа пойдет, все эти уфимские и оренбургские эльцины завопят, что башкиры режут христиан!»

Еще Валидов вспоминал, как Сталин иногда возил его в своем мотоцикле с коляской, который то и дело застревал на московских улицах, утопающих в снегу. Валидов писал: «Кивая на тающие сугробы, Сталин, как бы подтрунивая над собой, сказал: “Наши советские горы”».

Почему тогда первым народом в Советской Федеративной России, получившим свою автономию, стали именно башкиры? Причем это случилось в марте 1919 года, после долгих переговоров и заключения специального договора, который от РСФСР подписывал Сталин.

Как известно, киргизами тогда называли казахов. У Валидова действительно была такая идея, он ее предложил Ленину в декабре 1919 года. По сути это была советская вариация проекта «штата Идель-Урал», но по настоянию Сталина эту инициативу в Москве отвергли.

Вилочное восстание и русские города

А русские?

Видимо, у них так и не сложились личные отношения. Уже после бегства Валидова к басмачам Сталин признавал, что он «человек незаурядный, сильный, с характером, с волей, человек практики». Но Сталин не мог работать с людьми подобного нрава — он предпочитал бесцветных и беспринципных холуев.

Татары и башкиры жили вперемешку или раздельно?

Да, хотя Вилочное восстание было вызвано многими причинами. Это, например, продразверстка, особенно когда от татарских крестьян потребовали сдавать свинину. То, что мусульмане ее не употребляют, большевиков не смущало. Затем к Вилочному восстанию присоединились башкирские и русские крестьяне. Но советская власть утопила его в крови. Там творились жуткие вещи: карательные отряды Красной армии врывались в села и устраивали массовые расправы — мужчин расстреливали, а женщин насиловали.

Известно, что уже тогда Сталин конфликтовал с Троцким. Мог ли этот фактор повлиять на его отношение к Эльцину, тем более что тот возражал против сталинского проекта татаро-башкирской автономии?

Нет, территориальное размежевание советская власть пыталась проводить добросовестно. Другое дело, что это не всегда получалось, и границы постоянно менялись в ту или иную сторону. Например, в современной Башкирии живет много татар, которых в республике почти столько же, что и представителей титульной нации.

Была и другая важная проблема — города. Невозможно руководить автономной республикой из аула или деревни, нужна городская инфраструктура. А города, как я уже говорила, все были целиком русскими. Но несмотря на это, их все равно присоединяли к этим автономиям и делали из них национальные столицы. Не могло же столичную функцию выполнять село Темясово, где изначально была провозглашена Башкирская АССР?

И так делали везде, это была осознанная национальная политика большевиков. Почитайте, что говорил Сталин на X съезде РКП (б) в марте 1921 года: «Недавно еще говорилось, что украинская республика и украинская нация — выдумка немцев. Между тем ясно, что украинская нация существует и развитие ее культуры составляет обязанность коммунистов… Ясно, что если в городах Украины до сих пор еще преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы». Так потом и случилось: если до революции Киев был абсолютно русским городом, то при советской власти стал украинским.

Часто пишут, что Эльцин был ставленником Троцкого.

Такая ситуация действительно существовала. Вполне допускаю, что и к Валидову это тоже относится. В этом нет ничего удивительного. В то время тюркоязычные народы Российской империи прежде всего считали себя мусульманами, все остальное было вторично. Окончательно процесс становления татарской и башкирской наций завершился уже при советской власти.

Ленинско-сталинская федерация

Это правда, что одним из главных противников идеи Татаро-Башкирской АССР был руководитель Уфимской губернии Борис Эльцин?

Думаю, что нет. К тому же и для самой Москвы проект татаро-башкирской автономии представлял потенциальную опасность.

Современная Россия может изжить это противоречие, лежащее в фундаменте ее постсоветской государственности?

Потому что он включал в себя не только два крупнейших тюркоязычных этноса, живущих на территории от Волги до Урала. С конца XIX века этнокультурный ресурс играл важную роль в общественной модернизации многих стран. Это одна из важнейших причин крушения империй — Российской, Австро-Венгерской, Османской — и образования на их территориях национальных государств.

Переформатирование Российской империи в Российскую Федерацию — удачный ответ, который был найден. Но в Татаро-Башкирскую республику должны были бы войти вдобавок чуваши, мордва, удмурты, про которых Сталин не просто забыл, а пренебрег ими. В итоге появилось бы крупное национально-государственное образование, которое не только разрезало бы Россию пополам, но и могло стать источником нестабильности из-за разных этнокультурных планов и интересов.

Современный казанский историк и публицист Рафаэль Мухаметдинов писал, что татарская элита «стремилась сформировать большую тюрко-татарскую нацию, в составе которой должны были быть и башкиры. Башкирская же элита ставила во главу угла сохранение своей башкирской идентичности и создание башкирской нации, она боялась растворения башкир внутри тюрко-татарской нации». Вы согласны с его мнением?

Да, потому что главенствующую роль там бы играли татары, что могло порождать бесконечные внутренние конфликты и противоречия. Поэтому хорошо, что эта идея Сталина так и не осуществилась.

То есть тогда татарская элита претендовала на лидерство в тюркском мире, пытаясь создать «Турцию на Волге»?

Да, и мы это видим не только на примере Чечни и Ингушетии. Очень напряженная межнациональная ситуация сейчас в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, не говоря уже о Дагестане.

Почему? У татар было численное превосходство?

Конечно, это противоречие весьма опасно, и оно действительно досталось нам в наследство от большевиков и их своеобразной национальной политики. Они поначалу вообще грезили о мировой революции, поэтому Ленину, как и Сталину, не нравилось федеративное устройство России. Но оно стало для советской власти залогом выживания и инструментом своего укрепления. Ради этого пришлось перехватить лозунги разогнанного большевиками Учредительного собрания. Как известно, его последним постановлением стало провозглашение Российской Демократической Федеративной республики.

В результате, предлагая новую архитектуру российской государственности, Ленин поддержал идею национальной структуры федерализма вместо территориальной и одновременно выстраивал централизованную систему советских институтов власти. Однако это крайне противоречивые подходы, создающие массу трудностей системе управления, что проявляется до сих пор.

Почему?

А как? Упразднить все национальные республики и перейти исключительно на территориальный принцип, как давно предлагает Жириновский?

«Лента.ру»: Это правда, что проект советской татаро-башкирской автономии в марте 1918 года был попыткой московских большевиков перехватить инициативу у местных национальных деятелей? Те после краха монархии в 1917 году сразу заговорили либо о «возрождении Булгарского государства», либо о создании «штата Идель-Урал».

Конечно нет. Как вы отберете государственность у народов, численность которых свыше миллиона? У народов, имеющих свою письменную традицию и национальную культуру, свои системы образования, высшую школу, науку? Тут уже ничего не поделать — если Москва хочет сохранить страну единой, то ей всегда придется с ними договариваться.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(170):

12 3 456 ... +1
1 +0−0Дмитрий Богданов10:58:19
10/12/2018
1 +0−0Vasia Vasin10:27:39
10/12/2018
чёт я не слышал, чтобы Австралия воевала с Канадой, чтобы создать новую империю, или Мексика с Гватемалой, Канада с США . Только российские империалисты грезят какими то фантастическими имперскими категориями. А для чего ?
А я слышал как Англия (Британия) 700 лет воевала с Галлией (Францией) после развала Римской империи.
1 +0−0Василий Панин10:31:26
10/12/2018
4 +0−0Andronder Rj10:29:19
10/12/2018
Все национальные элиты в 1917 году, в лесу с белогвардейцами лошадь доедали. И не понятно как называть себя историком и не видеть что Сталин объединял все что шевелилось - грузию с осетией западных хохлов с восточными, югославов вообще сделал одной страной - чехию с славакией - прибалтику в Балтию , но с ними не получилось, как и с башкирами, он их объединял а Европа, когда анексировала Балканы, начала их разъединять. Вообще вся центральная или восточная Европа - это нарезанное лоскутное одеяло - все разделены - разделяй и влавствуй - в в. Европе люди меньше отличаются друг от друга, чем немцы в разных землях, но они все разделены принудительно - и Сталин соотв. их объединял, но что толку - все равно эти жадные "элиты" разбежались с отменой СССР. Что такое нац элита? Это люди которые под предлогом национализма, захватывают власть, дербанят свою страну, и несут всяких бред наживаясь на согражданах. Как они умудряются вымазать Сталина даже в таких простых вещах - это надо какой то изощренный больной мозг иметь.
объединять Сталин потом начал. когда у большевиков пригорело.
сначала они с Лениным на пару разваливали страну, объявив принцип самоопределения наций.
1 +0−0Vasia Vasin10:27:39
10/12/2018
3 +0−0Дмитрий Богданов10:22:45
10/12/2018
Это не полное предложение. Полностью оно звучит так, - "Все империи разваливаются, потом части империи воюют между собой за создание своих собственных новых империй".
чёт я не слышал, чтобы Австралия воевала с Канадой, чтобы создать новую империю, или Мексика с Гватемалой, Канада с США . Только российские империалисты грезят какими то фантастическими имперскими категориями. А для чего ?
1 +0−0Василий Панин10:25:13
10/12/2018
0 +0−0Дмитрий Богданов10:20:13
10/12/2018
"...Институт российской истории РАН ..." Его главная задача не рассказать историю , а НЕ РАССКАЗАТЬ историю. То есть скрыть, то есть 316 статья УК РФ "сокрытие преступлений". Какой Сталин в 1918 году со своими "двумя задачами? Хрущёв в своём "секретном докладе" на 20 съезде говорил, -"Сталина до 22 года никто в партии и не знал..." У меня книжка Сталина есть "О национальном вопросе". Нашёл на свалке. Не всё успели уничтожить "историки ".
Судя по фамилии Тамара Красовицкая не хочет говорить об истинных вождях революции. Картинка на www.zarubezhom.com
Сталин стал комиссаром по делам национальностей на 2 съезде рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
только они на пару с Лениным тогда развалом страны занимались, а не созиданием.
1 +0−0Николай Мячиков06:25:19
10/12/2018
-7 +0−0Nitup Hueelo05:36:41
10/12/2018
100 лет назад ТАТАРЫ КАЗАНСКИЕ были второй по численности, после турок-османов, этносом из Тюркских народов и кстати очень влиятельным.
Но а что теперь? Их обогнали по численности и по влиянию сначала азербайджанцы, потом узбеки.......следом казахи, уйгуры........даже киргизы и туркмены обошли.
Лет через 50 можно сказать, что татар уже НЕТ - Они полностью исчезли, ассимилированы, деморализованы и превращены в русских!
Это же такая ТРАГЕДИЯ!
30 000 000 потери русских за 20...двадцать последних лет без войны????????? Ты про геноцид?
1 +0−0Товарищ Чжаочжоу01:21:22
10/12/2018
-8 +0−0Great jew01:14:13
10/12/2018
Весь смысл статьи - не верь русским и евреям так как первые есть рабы вторых и мурлычат только то что им приказывают.
Ой вей!
1 +0−0иван иванов00:44:34
10/12/2018
4 +0−0От меня это 00:21:58
10/12/2018
Эта статья - огромный стёб
Я вот всегда не доверял Борису Эльцину а тут такое !
--"Часто пишут, что Эльцин был ставленником Троцкого."

Ещё : "Это правда, что одним из главных противников идеи Татаро-Башкирской АССР был руководитель Уфимской губернии Борис Эльцин?

Эльцин был типичным большевистским деятелем того времени. Сначала он устанавливал советскую власть в Екатеринбурге, потом — в Уфе."
Его потомок свергал Советскую власть сначала в Екатеринбурге, потом - в Москве и всей России.
0 +0−0Иванов Иван04:14:59
11/12/2018
Татары будут вечно. :))))
0 +0−0konstantin kozincev04:10:53
11/12/2018
Особенно порадовала беспристрастность и объективность ученого - "сталину нужны были холуи" и т.д. Сразу виден высокий профессионализм и тонкость оценок.
0 +0−0konstantin kozincev04:03:50
11/12/2018
-2 +0−0Дмитрий Гуторин15:07:12
10/12/2018
Самое забавное, что многие считают причиной начала революции 1917 в Петрограде проблемы с завозом хлебобулочных изделий в магазины по причине того, что ж/д транспорт в основном использовался под военные нужды, а не для перевозки муки.
Причем возмутились первыми кухарки всякие.
Зато во второй мировой Питер крыс доедал но устроить революцию даже в голову не пришло. Вот как большевички вымуштровали население. Это народ-раб.
надо было сдаться немцам, они бы нашли всем теплое местечко в концлагере.
0 +0−0Тодыров 21:10:54
10/12/2018
0 +0−0Leonid Berkhin17:54:02
10/12/2018
Какая затея Сталина могла расколоть Россию
-------------------------------------------------------------------
Да АБСОЛЮТНО никакая - кто в России мог пикнуть, хоть звук против?
Людей расстреливали, а другие выходили с лозунгами - Слава нашим чекистам!
А на другой день и они сами и чекисты-палачи попавдали под топор.
Так кто-же мог пикнуть?
а кому о чём надо было пикать? если только не контрреволюционерам и националистам
0 +0−0Бертольд Шварц19:22:00
10/12/2018
1 +0−0Максим И15:34:13
10/12/2018
С такой логикой самые казацкие страны - казахстан и киргизия. Здесь больше всего отношение количества потомков казаков к общему населению. И уж наверняка в разы больше чем на украине. Где казацким было только запорожье. В казахстане кстати очень интересная картина наблюдается в этом плане. Много потомков выходцев с украины, очень много, но никто не считает себя не то что свидомым, но и украинцем вообще. Хотя их зачастую в шутку называют хохлами, на что они не обижаются, но при этом сами себя идентифицируют русскими.
Нет, реестровое козацтво не Запорожское, а повсеместное. Тюрки скотоводы и вообще отдельный народ, сравнивать их с украинцами нет смысла, хотя я и рад что теперь у них есть свои нации. Кем считают себя этноукраинцы в России это их личное дело, на Украине мы все считаем себя украинцами и рады радёшеньки, невзирая на все перипетии, что от русских теперь мы отделены государственной границей, это чужой и чуждый нам народ...
0 +0−0Бертольд Шварц19:19:19
10/12/2018
-1 +0−0Юрий К.13:48:45
10/12/2018
Что, хохло-школу закончил, товарищ?
тамбовский волк тебе товарищ, а полковник НКВД (что одно и тоже) твой презик...
0 +0−0Максим И18:18:08
10/12/2018
1 +0−0Andronder Rj13:10:41
10/12/2018
почему обманули - СССР уже в тридцатых обеспечил европейский уровень социализма - европейская демократия это называлось раньше - до событий в России - европейский марксизм, социализм - это обеспечение масс, всего населения, жильем, образованием, медициной и тд. А коммунизм это считалось переизбыток всего - не выполнение минимума необходимого для человека, а уже сверхпотребение. То есть задача стояла обеспечить 90% насеелние уровнем 10% населения царской России что было выполнено уже в тридцатых - где там обман - то что не удалось сделать что то большее - в Китае же получилось - а они от Сталина Ленина Мао никогда не отходили. И в России бы было тоже самое. Навыдумывали сказок "измы"- все гораздо проще
Насчет обеспечения жильем в союзе уже в 30е и насчет получилось в китае - это вы конечно погорячились, мягко говоря, очень сильно. Иначе зачем бы тогда Хрущеву строить знаменитые дома, которые потом получили его имя? Насчет союза в общем ошиблись лет на 30-40. А насчет Китая - там до сих пор сотни миллионов людей живут в абсолютной нищете. Так что тут не соглашусь. Хотя точку зрения "у нас г@вно, а у буржуев молочные реки" тоже считаю крайне узколобой.
0 +0−0Leonid Berkhin17:54:02
10/12/2018
Какая затея Сталина могла расколоть Россию
-------------------------------------------------------------------
Да АБСОЛЮТНО никакая - кто в России мог пикнуть, хоть звук против?
Людей расстреливали, а другие выходили с лозунгами - Слава нашим чекистам!
А на другой день и они сами и чекисты-палачи попавдали под топор.
Так кто-же мог пикнуть?
0 +0−0thefox inbox15:58:59
10/12/2018
-2 +0−0Дмитрий Гуторин15:07:12
10/12/2018
Самое забавное, что многие считают причиной начала революции 1917 в Петрограде проблемы с завозом хлебобулочных изделий в магазины по причине того, что ж/д транспорт в основном использовался под военные нужды, а не для перевозки муки.
Причем возмутились первыми кухарки всякие.
Зато во второй мировой Питер крыс доедал но устроить революцию даже в голову не пришло. Вот как большевички вымуштровали население. Это народ-раб.
Не обобщай - рабами были, возможно, твои дедушки с бабушками и мама с папой.
0 +0−0Andronder Rj15:35:00
10/12/2018
-3 +0−0Дмитрий Гуторин14:59:40
10/12/2018
У русского народа была Российская империя, Русская Императорская армия, отлично развивающаяся экономика и административный аппарат. Доказательством этому служит простейший факт - все желали присоединиться к государству русских. Множество европейцев переселялось в Россию, ее называли "вторая Америка". На что променяли все эти достижения? На совок? На разваленную страну, которой теперь все подтирают ноги? Хвалят коммунистов и боготворят Сралина за то что тот в 41-45 по своему скудоумию минуснул население на 27 миллионов? ЗА что царя убили? За первую мировую? А почему Сралина не убили за такое управление страной?
10% населения в РИ имели доступ к элементарным потребностям - а 90% курило бамбук. В Европе было то же самое в середине 19 века - они посносили своих попов дворян, и к концу века уже имели этот доступ к медицине жилью, зарплате - в десять двадцать раз выше чем они получали до революций, или чем получал русский рабочий. Поэтому и капитал притекал в Россию , приезжали иностранцы - потому что бесплатная рабочая сила. У них маржа шла за счет русских рабов - все было очень просто - фр рабочий получал триста рублей, а русский раб получал тридцать рублей - разница шла в карман инвесторам - они в париже вкладывали франк в Россию и получали полтора - 50 % годовых - за счет беслатного труда рабов из России. Поэтому надо спрашивать - зачем европейцы провели свои революции, снесли попов и дворян, а потом уже спрашивать почему это сделали в России . Очевидно что бы 100% населения получали доступ к элементарным потребностям, что при св. мученнике Николае было просто нереально.
0 +0−0Дядя Рандом15:34:20
10/12/2018
1 +0−0Andronder Rj13:10:41
10/12/2018
почему обманули - СССР уже в тридцатых обеспечил европейский уровень социализма - европейская демократия это называлось раньше - до событий в России - европейский марксизм, социализм - это обеспечение масс, всего населения, жильем, образованием, медициной и тд. А коммунизм это считалось переизбыток всего - не выполнение минимума необходимого для человека, а уже сверхпотребение. То есть задача стояла обеспечить 90% насеелние уровнем 10% населения царской России что было выполнено уже в тридцатых - где там обман - то что не удалось сделать что то большее - в Китае же получилось - а они от Сталина Ленина Мао никогда не отходили. И в России бы было тоже самое. Навыдумывали сказок "измы"- все гораздо проще
:D
Голод с миллионами жертв - это "европейский уровень социализма"?
Ахахаха
0 +0−0Andronder Rj15:25:27
10/12/2018
-2 +0−0Дмитрий Гуторин15:07:12
10/12/2018
Самое забавное, что многие считают причиной начала революции 1917 в Петрограде проблемы с завозом хлебобулочных изделий в магазины по причине того, что ж/д транспорт в основном использовался под военные нужды, а не для перевозки муки.
Причем возмутились первыми кухарки всякие.
Зато во второй мировой Питер крыс доедал но устроить революцию даже в голову не пришло. Вот как большевички вымуштровали население. Это народ-раб.
о революции говорил глава МВД РИ в 1914 году - что после войны революция будет неизбежна, кухарки были не при чем, или сыграли мало роли - там все сделал пулеметный полк, а к ним, как по команде присоединились все слои населения - все было подстроено самими буржуями - революция была буржуйская такая же как в 1905 г - у них уже опыт был - все как по команде вышли - очереди возмущались но это же чепуха что три старухи в очередях снесли царизм. Там дума сразу подключилась, у них уже было свое правительство сформировано. Николай сделал ошибку - позвонил - его на станцию Дно отвезли, веселые шутники путейцы, - сказал думу разгоняю, отменяю, в Думе тоже посмеялись и прислали телеграму что отменяют , разгоняют Николая. Там все по минутам было расписано. Зачем так дебильно упрощать родную историю?
0 +0−0thefox inbox15:12:51
10/12/2018
-1 +0−0Андрей Княжев14:53:38
10/12/2018
А тебе кто сказал, что ты нормальный?
Активный... утёнок. Откуда вас берут таких, если Сталин с Лениным всех расстреляли? В грязном белье самозарождаетесь что ли?
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь