На своей странице в Facebook бывшая горожанка Олеся Белова выкладывает видео, на которых учится топить русскую печь, колоть лед, зачищать столетние бревна из лиственницы, стричь ляпаки и работать на старинном ткацком станке. Чтобы узнать, стоило ли ради всего этого уезжать из Москвы, «Лента.ру» позвонила Олесе в ставшую для нее новым местом жительства деревню близ Каргополя. Было 11 часов утра.
«Сегодня тепло, — говорит Олеся, — всего минус пять, но пасмурно и снега сантиметров 15». Воображение сразу рисует картину: хрупкая девушка, ежась, вылезает из-под теплого одеяла ни свет ни заря, как это и положено деревенскому жителю, которому бог дает в том числе и за раннее пробуждение. Но в действительности все не так пасторально, хоть и не менее трогательно. «Я всего пару часов как на ногах, — улыбается Олеся. — Пока у меня никак не получается войти в деревенский ритм жизни. Я все еще по-московски поздно ложусь — сижу по работе в интернете, общаюсь с коллегами, друзьями. Встать после этого рано крайне тяжело».
Олеся, впрочем, вообще не ищет легких путей: в свои 32 года уже сменила несколько мест жительства и родов деятельности.
«Я родилась в Тольятти, — рассказывает она. — Ну, знаете, Самарская область, "АвтоВАЗ". Училась там в школе, поступила в местную Академию управления, где и начала работать уже со второго курса, занимаясь всякой проектной деятельностью в сфере образования, иногда даже по заказу Москвы. Мне все очень нравилось! К выпуску я была уже начальником учебного отдела, руководила коллективом из нескольких человек. А потом…»
А потом, как это иногда случается, Олеся внезапно поняла, что хочет большего. «Скучно стало», — объясняет она, зачем однажды, бросив все, отправилась покорять Москву, чем успешно и занималась около 10 лет. Казалось бы, вполне стандартная история, однако же с нетипичным продолжением: в сентябре этого года Олеся Белова — к недоумению очень многих людей — взяла да и переехала жить в далекую северную деревню.
«Я долгое время сама пыталась осознать, как же такое получилось, — смеется Олеся. — И поняла, что все вышло не просто так, то есть не в одно мгновение, а имело предпосылки. Мне всегда нравилась простая жизнь. В детстве, когда мы с сестрой все лето проводили на даче, сестра всегда помогала бабушке со всякими женскими делами — помыть посуду, что-то приготовить, убрать, а я вместе с дедушкой чинила заборы, строила душ — короче, была этаким "дедушкиным мальчиком". Мне это реально нравилось! Мне вообще нравится заниматься простыми хозяйственными вещами. А тут еще в Москве у меня произошло какое-то моральное выгорание. Я жутко устала от лишнего шума и ненужных действий. Наверное, переела всего этого».
Однако на Москву Олеся зла не держит. Говорит, хороший опыт: человек должен все попробовать, использовать разные возможности, «перебеситься» и «нагуляться», чтобы после сделать взвешенный и осознанный выбор, оценив все возможности. Осознанным выбором Олеси стала деревня.
«Меня долгое время что сдерживало? Я не знала, как мне в деревне зарабатывать. Не чем заниматься — это-то я понимала, у меня много разных интересов, а именно как зарабатывать на жизнь. Но полтора года назад я узнала про фонд "Наследие Севера", пошла на их спектакль, познакомилась с людьми, заинтересовалась, погрузилась во все это, стала совместно с фондом участвовать в разных проектах. А теперь я уже вошла в состав его соучредителей. Свою работу я вполне могу осуществлять и сидя в деревне, входящей в сферу деятельности фонда».
Деревня эта, в которой «Русский Север» пытается возродить традицию станкового ткачества, стоит в муниципальном образовании Ошевенское и носит жизнеутверждающее название Погост. «Зря смеетесь, — говорит Олеся. — Погост — это ведь не только кладбище, это еще и старинное название поселений при церкви. А здесь у нас Александро-Ошевенский монастырь стоит и старинная деревянная Богоявленская церковь. Там иногда даже службы проходят».
Было страшновато, признается Олеся. «Господи, куда я еду!» — думала она, приехав на вокзал. Но отступать казалось поздно: вещи собраны и отправлены в Погост. Здесь же ее ждал купленный, но пока не отремонтированный дом.
«С Ярославского вокзала я добралась до станции Няндома, а оттуда, заплатив 2 500 рублей, на машине через Каргополь до своего нового места жительства. Дороги? Да ничего. Хотя зимой они, конечно, лучше, потому что в это время года грунтовка от Каргополя до Ошевенска хорошо укатана».
Погост — деревня вполне солидная: жителей тут человек 350, плюс еще обитатели соседних пары деревень, практически слитых с Погостом. Есть здесь и почта, и три магазина с ценами хоть и больше московских, ибо логистика, но вполне приемлемыми, есть медпункт с двумя медсестрами, школа и 54 ученика, детсад, пожарная часть, сельский клуб и даже библиотека.
«Дом здесь я купила довольно быстро, — говорит Олеся, — найдя его через свою подругу — директора фонда. На тот момент, когда я решилась на переезд, она как раз была в Погосте, поискала, поспрашивала и в итоге нашла мне дом еще дореволюционной постройки — небольшой, около 60 квадратных метров жилой площади, плюс разные хозяйственные помещения. Состояние? По документам износ был около 60 процентов, но на деле все оказалось не так страшно. На текущий момент я сделала небольшой ремонт, заменив нижние венцы, перестелила и утеплила пол, сейчас шлифую стены».
Сложностей было много. Например, найти тех, кто со всем этим поможет.
«Я хотела запустить ремонт еще в августе, но оказалось, что все мужчины из Погоста заняты другими делами и на других стройках. Пришлось собирать бригаду по соседним деревням». Дело это оказалось непростое.
«Здесь очень много пенсионеров, — говорит Олеся. — А остальные трудятся кто где — в детском саду, в администрации, в школе, в кочегарке, на пилораме».
Пьют ли? «Пьют, конечно, — признается Олеся. — Но не сказать чтобы страшно. У меня, по крайней мере, никаких неприятных ситуаций из-за этого не возникало. И потом, тут же все друг друга знают — это же замкнутое пространство, замкнутый коллектив, в котором все знают, как с кем взаимодействовать, кому что сказать, к кому какой подход использовать».
На постижение этой науки у Олеси ушел не один месяц. Как и на то, чтобы местные жители при виде нее перестали крутить пальцем у виска, искренне удивляясь, что потеряла тут эта городская. Была б дачница, приехавшая сюда на лето, — еще понятно, а тут… Потом, впрочем, привыкли.
«Соседей у меня мало, потому что с одной стороны от дома начинается лесок, с другой течет река. Но те, что есть, очень хорошие. Например, ближе всех живет семья с двумя детьми. Очаровательные люди! У них свое хозяйство — коровы, куры. Жена в садике работает, муж на кочегарке. Они мне очень помогали, кормили, когда ремонт делала, советы давали. Вообще, мне кажется, меня тут все наконец перестали считать дачницей и начали воспринимать всерьез. Мне же, со своей стороны, найти с ними общий язык было довольно просто, хотя, конечно, тут у всех такой характер… северный».
Сформулировать, в чем особенность этого самого северного характера, Олесе удается не сразу. «Не хочется на целую группу навешивать какие-то ярлыки, — объясняет она. — Но… Знаете, они вот так долго к тебе присматриваются, до-о-о-о-олго. Не то чтобы с прищуром, но очень аккуратно, с осторожностью, не очень поначалу понимая, как с тобой взаимодействовать и чего от тебя ожидать. Они не душа нараспашку, короче, в отличие от каких-нибудь южан, которые всегда и всему открыты». Выдерживать эти взгляды тоже пришлось учиться. А еще — разбираться в строительстве, в древесине («Я теперь знаю, что на нижние венцы нужно брать не елку, а сосну, и могу их даже визуально отличить»), в хитростях того, как топить русскую печь и готовить в ней кислые щи, а еще — как мыться в бане по-черному и колоть на реке лед, чтобы набрать воду.
«По правилам же как? — делится она. — Встал — тут же затопил печь, занялся своими делами, как только угли готовы — поставил внутрь чугунок. Главное, ни на каком этапе не опоздать, а у меня пока немножко сумбурное хозяйство. Но я уже и рагу делала в печи, и суп, и мясо запекала. Так что все наладится, все наладится, и научусь всему, и ремонт доделаю, и бревна, за сто лет почерневшие, зачищу, и мебель отреставрирую».
В общем, сдаваться Олеся не планирует, что хорошо, потому как она наглядный пример того, что в жизни всегда есть место подвигу.
«Тут ведь главное — решиться, — говорит она. — А деньги… Они, конечно, важны. Но переезд в деревню не так дорог, как кажется на первый взгляд. Вот смотрите: билет на поезд обошелся мне в 2,5 тысячи; за то, чтобы отправить вещи транспортной компанией, я заплатила 6 тысяч. Ну, и дом. С домом все сложнее, конечно, потому что у каждого — свои предпочтения: есть у нас тут в Погосте дома и за 800 тысяч, и за 100. А так… Коммуналка — недорогая, вода в реке — бесплатная, отопление — печное». «Одна вы там живете?» — интересуюсь я у Олеси.
«Сейчас ко мне дедушка на время перебрался — внученьке помочь. Будет до Нового года. А так — да, одна. Но мне совершенно не одиноко! У меня полно дел, я всегда на связи через телефон и интернет, я общаюсь с односельчанами, с ткачихами, занимаюсь своей работой — то и дело мотаюсь то в Архангельск, то в Каргополь, чтобы забрать собранные фондом и пришедшие из Москвы грузы — ветошь для ткачества, одежду, посуду, привожу все это домой, разбираю, распределяю, что куда. А еще включаюсь во внешние проекты, связанные с развитием сельских территорий. Плюс мы с коллегой продумываем и обсуждаем новые направления деятельности фонда».
Не возникает ли хотя бы время от времени у нее, городской девушки, желания плюнуть на всю эту канитель и свалить обратно в Москву? Кажется, этот вопрос Олесю искренне удивляет.
«Не-е-ет! Для меня сейчас уже даже Каргополь с его населением в 10 тысяч человек кажется слишком большим. Для смены обстановки это, конечно, неплохо, потому что держит в тонусе. Но вернуться во все это я бы не хотела. Мне хорошо. Я счастлива. Все мои сегодняшние действия напрямую направлены к цели. Ведь в Москве было как? Многое из того, что мне приходилось делать, было не для меня, а вытекало из какой-то необходимости, бюрократии. Я бегала целый день, чтобы согласовать какую-нибудь одну бумажку. Тратила кучу времени на дорогу. А здесь, в деревне, все куда более рационально. Здесь нет пустых телодвижений. Все, что делаешь, имеет четкий смысл и понятный результат».
А как же туфли на каблуках, как же платья с глубоким декольте?
«Все это вообще не моя история. Когда-то я всем эти увлекалась, но… Я уже давно люблю платья до колена, закрытые простые фасоны. Люблю, что из моих окон теперь видна речка. И воздух свеж. И можно ходить в одной и той же обуви и дома, и на улице, потому что все здесь очень чисто».
Борис Войцеховский
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
2 +0−0 | Сергей ... | 16:20:44 02/12/2018 |
На фото все лицо размыто "лечащей кистью", как-то это не по-деревенски. |
2 +0−0 | Nimrod Hasmonean | 13:22:32 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
Потому что вознамерился и поведал. |
2 +0−0 | Всегда Против | 11:32:40 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
Вы не гей случаем? |
2 +0−0 | Всеволод Бояринов | 09:06:28 02/12/2018 |
Скоро ей и это надоест, поедет куда-нибудь еще. Так и жизнь пролетит. |
2 +0−0 | влад осипов | 08:29:13 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
Это селфи с примочкой "волшебная палочка"... |
2 +0−0 | Richard Brahman | 06:12:46 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
А зачем быть кому-то нужным, можно быть самодостаточной и помогать другим, а не пытаться кого-то привлекать |
2 +0−0 | Dimon Limon | 02:53:40 02/12/2018 |
Лицо какое-то нереально отфотошопленное. А топить печкой и вода в реке бесплатная- это сильно на любителя. |
1 +0−0 | Инга Скореневская | 20:27:53 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
Погост - это центральная деревня с церковью или часовней. К кладбищу не имеет никакого отношения. У каждой деревни своё кладбище через реку. |
1 +0−0 | Ольга Рыбалкин | 20:09:12 02/12/2018 |
помогу с ремонтом! |
1 +0−0 | Kornei Ulyanov | 19:31:26 02/12/2018 |
Все очень мило и я искренне желаю Ольге успехов и радости. Но вот это предложение удивило: ==И можно ходить в одной и той же обуви и дома, и на улице, потому что все здесь очень чисто Кгм. Ну летом еще ладно - если по травке, не после дождя и не по набитому двору или дороге. А весной или осенью? А зимой? Зимы там короткие, но теплые. |
1 +0−0 | Игорь Гречихин | 17:39:53 02/12/2018 |
Да уж. Тяжело вам там, русским... У нас 21 век, а у вас - баня по-черному, щи в печи, деревянные дома... |
1 +0−0 | Прохожий 21 | 17:02:23 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
ладно вам Девчушка прохорашивалась |
1 +0−0 | wdfyvjgf fgyhgftyhbg | 16:10:15 02/12/2018 |
Люди должны жить в домах, на своей земле. А не ютиться в многоквартирных общагах в муравейниках. Ужас в том, что вся жисть в РФ сосредоточена в нескольких городах. Как может нравиться СУЩЕСТВОВАНИЕ в городах??! Мне не понять. Совсем. Это же мучения и чудовищная пытка. |
1 +0−0 | Albert G | 16:05:35 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
Не обязательно. Жизнь в деревне может быть прекрасна, если есть деньги (ну и здоровье). А вкалывать будут другие - за деньги. Как вариант.... |
1 +0−0 | Беня Крик | 14:29:56 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
У вас либо нет животных, либо вы с совочком выбегаете каждый раз, когда курочка нагадит. |
1 +0−0 | Добрый Доктор | 14:07:31 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
Хм, да, эта тема совершенно не раскрыта)) |
1 +0−0 | Фантик Фунтик | 12:48:08 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
на фото очевидно видно, что в печь ставился не котелок, а чугунок ... видимо "аФФтор" статьи не знает разницы. |
1 +0−0 | Николай Алексеев | 12:18:16 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
Айфон |
1 +0−0 | Наум Дымарски | 12:16:59 02/12/2018 |
Интересно, каких южан имеет ввиду Олеся, когда говорит, что у них характер нараспашку? |
1 +0−0 | Александр Б | 10:57:16 02/12/2018 | ||||||
| ||||||||
Всё это поднятие деревни не имеет никакого отношению к реальности. Человек просто живёт в своё удовольствие и это хорошо. Она просто играет в деревенскую жизнь. |