«При поддержке Азербайджана армян вынудили покинуть родину»

00:03 16/05/2018 Наука и техника
Армянская женщина и ее дети во время депортации в сирийскую пустыню
Армянская женщина и ее дети во время депортации в сирийскую пустыню

100 лет назад, в мае 1918 года, после распада провозглашенной месяцем ранее Закавказской демократической федеративной республики на политической карте мира вновь появилось независимое армянское государство. За три года до этого армяне Османской империи пережили геноцид и депортацию со своих исконных земель. Как это трагическое событие разделило армянский народ? Почему потом Армению предали ее западные союзники и московские большевики? Почему после провозглашения независимости у Армении возник военный конфликт с Азербайджаном? Своей точкой зрения по этим вопросам с «Лентой.ру» поделился доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Института истории НАН Республики Армения Карен Хачатрян.

Патриоцид армян

Последний вопрос: то есть Армянская ССР в современной Армении тоже считается некой формой существования армянской государственности?

Хачатрян:Наряду с холокостом геноцид армян стал одной из величайших трагедий человечества в XX веке. Но ситуация с воссозданием государственности у обоих народов тем в корне и различается, что еврейское государство было создано в Палестине после холокоста в Европе, а массовое уничтожение армян на их исторической родине — в Западной Армении — лишило их возможности воссоздать свое государство на этой территории. Фактически в отношении западных армян был совершен патриоцид — лишение родины. Хотя Севрский договор 1920 года предусматривал, что независимое армянское государство должно включать в свой состав не только Восточную Армению, но и находящуюся под турецкой властью Западную Армению.

В январе 2018 года вы говорили, что «власти Армении не уделяют должного внимания празднованию 100-летия Первой Республики». Может ли в ближайшие недели что-нибудь измениться, учитывая нынешнюю внутриполитическую ситуацию в вашей стране?

Да, Восточная Армения стала частью Российской империи по русско-персидскому Гюлистанскому трактату 1813 года и Туркманчайскому миру 1828 года. Эти события позволили восточным армянам консолидироваться на этой части своей исторической родины, ранее находившейся под владычеством Персии. По царскому рескрипту 1828 года Николая I вместо бывших Эриванского и Нахичеванского ханств и Ордубадского округа была создана Армянская область (просуществовала до 1840 года), в некотором виде олицетворявшая армянскую государственность.

Когда в конце мая 1918 года на этой территории была провозглашена Республика Армения (мы ее называем Первой Республикой Армения), естественным образом вскоре встал вопрос об объединении западных и восточных армян — Западной и Восточной Армении. В годовщину Дня независимости, 28 мая 1919 года, правительством республики был принят исторический «Акт о Единой и Независимой Армении». Увы, геноцид 1915 года, депортация турецкими властями уцелевших армян в сирийскую пустыню и переселение в Западную Армению мусульманского населения помешали ее интеграции с Восточной Арменией в составе единого армянского государства.

Вы как-то сказали, что советизация Армении в 1920 году была исторической неизбежностью. Почему Первая Республика Армения просуществовала лишь два с половиной года?

Я несколько раз бывал в Западной Армении, находящейся на территории современной Турецкой Республики, и встречал там армян, отлично знающих свои исторические корни. Но таких уже мало. Хотя, по разным оценкам некоторых исследователей, в Турецкой Республике проживают от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов исламизированных и отуреченных армян.

Известно, что в 1919-1920 годах Армения могла стать подмандатной территорией США, если бы американский Конгресс не отклонил эту идею президента Вильсона.

Для нас, армян, гора Арарат находится на тех исторических армянских территориях, которые находятся в составе Турецкой Республики.

Утраченная родина

Вот они и решали, как могли, — между Арменией и Азербайджаном два года шла война, закончившаяся советизацией обоих государств.

Да, по Севрскому мирному договору не только великие державы, но и сама Турция признавала право армянства на неделимую и независимую Армению. По вытекающему из него арбитражному решению президента США Вудро Вильсона от 22 ноября 1920 года о турецко-армянском разграничении территория независимой Армении должна была составить более 160 тысяч квадратных километров с выходом к Черному морю. К сожалению, в силу разных обстоятельств великие державы не ратифицировали Севрский договор, его положения были пересмотрены на Лозаннской конференции 1923 года.

Тем не менее я могу еще раз повторить: Севрский мирный договор как международный документ никто не отменял. Более того, скрепленное государственной печатью арбитражное решение президента Вильсона, у которого на то были соответствующие полномочия, тоже не ограничено какими-либо сроками. Этими международно-правовыми документами официально и юридически признаются права армянского народа в отношении Западной Армении.

Нахичевань и Карабах по решению великих держав, победивших в Первой мировой войне, тоже должны были отойти независимой Армении?

Армянский народ ни у нас здесь, ни в диаспоре никогда не признает сегодняшнюю границу с Турцией и не считает ее справедливой.

Кавказские татары — это кто? Вы так называете азербайджанцев?

Официально современная Республика Армения (мы ее называем Третьей Республикой Армения), как и предыдущая — Вторая (Советская) Республика, никогда не предъявляла территориальные претензии к Турции, но никогда и не отказывалась от права западных армян на свою историческую родину — Западную Армению. И даже после вынужденного (под давлением большевиков) подписания Карсского договора 1921 года, по которому установлена нынешняя граница, нарком иностранных дел Советской Армении Асканаз Мравян сразу заявил в одном интервью, что армяне «никогда не откажутся от земельных требований», от своих исторических территорий, которые для нас имеют жизненно важное значение.

После Великой Отечественной и Второй мировой войн власти Второй Республики Армения (так у нас принято называть Армянскую ССР в составе Советского Союза) также неоднократно указывали на недопустимость фальсификации истории турецкими властями, пытавшимися уйти от ответственности за геноцид и отторжение армянских земель. По сути руководство Второй Республики выступало в защиту Армянского вопроса, и современная Республика Армения также следует этому курсу.

Соседская вражда

Одновременно с Демократической Республикой Армения 28 мая 1918 года была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Почему отношения между двумя новыми государствами, мягко говоря, сразу не сложились?

Напряженные отношения, стычки и противоречия между армянами и кавказскими татарами, проживающими на территории новопровозглашенной Азербайджанской Республики, существовали и в царское время. После объявления независимости Армении и Азербайджана сразу же возникли споры о границах между ними, приведшие к военным действиям. Помимо территориальных претензий, в Азербайджане проявили полную солидарность с политикой Турции на попытку уничтожения и восточных армян, на недопущение создания армянского государства. Все это не позволило установиться нормальным отношениям между двумя новообразованными республиками.

А власти?

Известно, что в Российской империи их именовали кавказскими татарами. И даже в советское время вплоть до начала 1930-х годов в официальных статистических сборниках, Всесоюзных переписях населения, фигурировал этноним «тюрко-татары», а не «азербайджанцы».

Означает ли это, что в нынешней Армении многие мечтают о пересмотре границы с Турцией?

Что касается Нахичевани, то с согласия английского военного представительства в регионе правление Нахичеванью передавалось Республике Армения. Соответствующий документ об этом был подписан в самом начале мая 1919 года. К сожалению, при поддержке Турции и Азербайджана мусульманское большинство края под угрозой истребления вскоре вынудило многотысячное армянское население покинуть свои родные очаги.

Международное оформление результатов Первой мировой войны в основном касалось армяно-турецкого разграничения, то есть западных границ независимой Армении. Что касается границ между Арменией и другими государствами, возникшими в российском Закавказье — Грузией и Азербайджаном, — то решением держав-победительниц этот вопрос должен был определяться их обоюдными соглашениями. То есть, по мнению международного сообщества, судьбу спорных территорий новообразованным закавказским государствам надо было решать между собой.

В одном из интервью вы сказали, что Севрский мирный договор 1920 года, свидетельствующий «о праве армянства на свою историческую Родину — Западную Армению», никто не отменял.

Да, но в итоге территориальные споры так и не были разрешены ни между Арменией и Азербайджаном, ни между Арменией и Грузией, ни между Грузией и Азербайджаном. Окончательное территориальное размежевание в Закавказье случилось уже в советское время: в середине 1920-х — 1930-х годов.

Известно, что именно на территории Турции находится гора Арарат, которая хорошо видна из Еревана.

Могла, но не стала. На самом деле США не прочь были распространить американский мандат не только на Западную Армению, но и на некоторые другие территории бывшей Османской империи, включая Константинополь с черноморскими проливами, а также на все Закавказье. Но мандатная дипломатия США и европейских держав привела к неожиданным последствиям. Она немало способствовала консолидации националистических кемалистских сил внутри Турции.

Окрепнув благодаря союзу с российскими большевиками, кемалисты осенью 1920 года напали на Армению. Военно-дипломатический альянс с Советской Россией обеспечил им победу в войне с Республикой Армения и позволил не допустить реализации положений Севрского мирного договора, а большевики вскоре советизировали все Закавказье.

Сто лет трех Армений

Сохранилось ли сейчас в Западной Армении хоть какое-то армянское население?

Как я уже говорил, большевики сделали ставку на кемалистскую Турцию, считая ее лидирующей силой на мусульманском Востоке. Другой причиной кемалистско-большевистского союза стало то, что оба непризнанных режима считались изгоями в тогдашней системе международных отношений. В турецко-армянской войне 1920 года Советская Россия помогала туркам как оружием, так и деньгами. В этих условиях зажатая почти со всех сторон во вражеском окружении молодая армянская республика была обречена. При этом западные союзники Армении проявили преступное бездействие.

К тому же не будем забывать, что в свое время Российская империя потратила немало усилий, чтобы овладеть Закавказьем, имеющим для нее важное стратегическое значение. В той же логике действовали и большевики. Поэтому в конце апреля 1920 года они сначала советизировали Азербайджан, потом, в начале декабря, — Армению, а в начале 1921 года настал черед Грузии. Как к этим событиям ни относись, но в тех условиях они действительно были исторически неизбежными.

Демократическая Республика Армения в мае 1918 года была провозглашена на территории исторической Восточной Армении, с начала XIX века входившей в состав Российской империи.

Столетие восстановления армянской государственности на территории Восточной Армении — это огромное историческое событие международного масштаба, а не только нынешней Республики Армения. Ведь армянская диаспора широко представлена во многих странах мира, а это событие надо воспринимать и как столетие непрерывной армянской государственности в новейшее время.

Хотя с января у нас многое изменилось: насколько мне известно, на официальном государственном уровне пройдут соответствующие праздничные мероприятия. В Академии наук будет организована большая и представительная международная научная конференция. Надеюсь, этот исторический юбилей наши власти встретят на высоком и достойном уровне. Но не сомневаюсь, что активно к нему подготовилась и многочисленная армянская диаспора по всему миру.

«Лента.ру»: Одним из доводов в пользу создания Государства Израиль 70 лет назад был холокост, уничтоживший, по разным оценкам, около половины живущих в Европе евреев. Стало ли восстановление государственности Армении 100 лет назад тоже своего рода ответом на геноцид 1915 года?

Я всегда отстаивал эту точку зрения, хотя в первые годы после обретения независимости многие со мной не соглашались. Да, Советская Армения была государством-правопреемником Первой Республики Армения и предшественником Третьей Республики Армения. И я рад, что сейчас такая трактовка становится в нашей стране общепринятой. Даже в условиях 70-летнего тоталитарного коммунистического режима армяне смогли не только сохранить, но и развить свою государственность, советскую государственность. Иными словами, без Первой Республики Армения не было бы Второй, а без нее не было бы и нынешней — Третьей Республики Армения. И наш народ об этом помнит.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(211):

1 ... 456 7 8910 ... +1
0 +0−0Азер Гасанли15:34:36
16/05/2018
0 +0−0Клоп Солдат15:14:00
16/05/2018
Отчего же ? ))) Древний Рим в Армению ходил восстания подавлять .. Именно "восстания армян" . "Анналы" Тацита почитайте . ))) Правда он там не очень лестно о них отзывался ..
Армения тогда располагась на востоке Анатолии. Независмая Армения была лишь 30 лет в начале первого века до н.э. Эту Армению создали не армяне, а парфянский царь Тигран со своим наемным войском. После этого, уже больше никогда не было самостоятельной Армении. Азер Гасанли. Азербайджан.
0 +0−0Клоп Солдат15:26:58
16/05/2018
1 +0−0Семен Петров14:41:29
16/05/2018
Ну врешь то тут ты, а не он. Когда распадался СССР то ВС СССР в этом регионе распадались именно по этническому признаку. Служило там большинство славяне, азербайджанцы дальше прапорщика где можно было поживиться на каком нидь складе ГСМ не шли. И это даже в самом Азербайджане. Сам служил в Баку знаю ситуацию изнутри. И когда началась вся заваруха у вас ни каких военных спецов не было - вы бегали и вербовали тех кто может сесть за штурвал самолета или вертолета и т.д.. У вас министр обороны первый и то русский был.
У меня приятель срочку в Карабахе служил , в конфликте его полк воевал на стороне азеров , а были подразделения , воевавшие за армян ..
0 +0−0Клоп Солдат15:25:21
16/05/2018
-3 +0−0Азер Гасанли14:30:56
16/05/2018
Молчанов, лучше помолчи, чтобы не врать. В 1988-1991 годах советская власть отбрала у нас даже охотничьи ружья. Да, некоторую часть оружия в качестве компенсации за нашу нефть, давшую вам триллионы долларов, вы оставили в Азербайджане, когда мотанули отсель. Вы даже танки нам оставили, но без срезанных тдул. Мы фактически отбивались стрелковым оружием от вооруженных до зубов армян, у которых танковые экипажи, артиллеристы, штабисты были из наемников россиян. И чего добились армяно-русские оккупанты? Лишь незначительного расширения зоны оккупации, которая до сих пор в нашей блокаде. Именно, героизм азерлийского солдата вас тогда остановил. Так что, хватит болтать чушь. Моя рука способна стрелять не хуже твоей. Азер Гасанли. Азербайджан.
Она их не только у ВАС отбирала .. В России за это к стенке большевики ставили . вы же в инете сидите - полюбопытствуйте ..
0 +0−0Клоп Солдат15:18:24
16/05/2018
5 +0−0Андрей Ольшанский14:02:19
16/05/2018
заголовок какой то провокационный, когда это русские армян предавали? по-моему только и делали, что помогали все время)
В Баязет наверное шлепали при царе , чтобы "предать" .. Грузию при царях тоже "предавать" устали , только кровь русская почему-то там лилась ..
0 +0−0Азер Гасанли15:18:19
16/05/2018
0 +0−0Семен Петров15:15:28
16/05/2018
Конечно не падает и часто соответствует его географическому наименованию, это так. И? ) Это же не говорит о том что все географические названия тех или иных земель на картах это доказательство существования одноименных государств? Не говорит. О чем и речь. Т.е. как сказано выше - название земель на картах не равноценно названию государств и не подменяет собой таковые.
Мне достаточно того, что до тебя наконец-то дошла правота моей аргументации. Мог бы и поблагодарить меня за то, что я потратил время на твое просвещение. Но это уже тонкости этики. Азер Гасанли. Азербайджан.
0 +0−0Семен Петров15:15:28
16/05/2018
-1 +0−0Азер Гасанли15:11:46
16/05/2018
Название государств с неба не падает в готовом виде. Чаще всего, название государств соответствует ее географическому названию. Само название государства часто выступает как объединение названия земли и его основного этноса. Например, Азербайджан это и географическое название и название государства этноса Азер. Если создадут завтра государство чукчей на Чукотке , то его назовут Республика Чукотка, чтобы миру было ясно о чем речь. Азер Гасанли. Азербайджан.
Конечно не падает и часто соответствует его географическому наименованию, это так. И? ) Это же не говорит о том что все географические названия тех или иных земель на картах это доказательство существования одноименных государств? Не говорит. О чем и речь. Т.е. как сказано выше - название земель на картах не равноценно названию государств и не подменяет собой таковые.
0 +0−0Клоп Солдат15:14:00
16/05/2018
-2 +0−0Aydan Isayeva14:08:41
16/05/2018
в истории не когда не было не одного армянского государство но всегда была российская ,османская, сафавидская империя...даже Тамерлан не воевал с армянами когда был на кавказе откуда этот армянский врун берет эти факты?пуффф исторические земли от море до моря хаям пора просыпатся от фентези сна.Россия создала армению для пушечного выстрела ,выступать на авангарде или как барерную зону от Турков и это действует кто бы не придумал это, план отличный..а эти возамнили себе кое что другое.
Отчего же ? ))) Древний Рим в Армению ходил восстания подавлять .. Именно "восстания армян" . "Анналы" Тацита почитайте . ))) Правда он там не очень лестно о них отзывался ..
0 +0−0Семен Петров15:12:21
16/05/2018
1 +0−0Aydan Isayeva14:59:26
16/05/2018
википедия в помощ прочти кем были придводители Сафавидской империи и в какой дыре и под кем были тогда армяне ?не одного исторического факта нету что у хаев была страна или в каких та военных действиях участвовали боролись за землю за славу не когда такого не было .сушествовали под влиянием определенной империи как цыгане ..следовательно и сейчас у армян нету права что то требовать
Ну а причем тут государственность Азербайджана то? ) Я понимаю если бы Иран апеллировал к этому они последователи ее. Это персы. Но государственность Ирана и государственность Азербайджана это все таки разные вещи. Мягко говоря, не одно и то же. А вот то что Азербайджан это по сути часть провинции Ирана которая получила государственность после советов так я о том и говорю. Что ранее он никакой государственностью не обладал. Входил в состав иных образований и империй.
0 +0−0intigam akperov14:34:48
16/05/2018
4 +0−0Mess Notmess03:01:10
16/05/2018
КАК НЕ УТВЕРЖДАЙ,В РОССИЙ ГРУЗИНЫ АРМЯНЕ УКРАИНЦЫ,ПРИБАЛТЫ ВСЕГДА ЗАНИМАЛИ ОСОБЫЕ ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ОТЛИЧИЕ ОТ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ.
Тюркские народы всегда преследовались на территории России, в Азербайджане советскую власть устанавливали армяне.
0 +0−0Уладзимир Ульянов14:33:57
16/05/2018
1 +0−0Калабаха Трассеров11:38:45
16/05/2018
Турки уже хохочут в Диарбакыре. Они реально не могут сдерживать курдов
Ты же вроде был тюрком-казахом? Тебя перекупили армяне и курды?
0 +0−0Семен Петров14:20:33
16/05/2018
Азербайджан получил свое название просто по названию провинции Ирана.
0 +0−0Алексей Молчанов13:59:06
16/05/2018
-9 +0−0Gerald Salters11:18:15
16/05/2018
Согласен с Nonam Mo, русские тоько используют нас в своих интересах, и кидают жалкие подачки в виде кредитов на оружие , которое сами же производят и которое никто больше у них не покупает. И статья правильная , они всегда ,всегда предавали армян . Много татарского (читаю турецкого) замешано в их крови.
не удивлен нисколько.. благодарный армянин - это оксюморон.
0 +0−0Telman Teymurov12:50:09
16/05/2018
Первая перепись населения в царской России была при Петре.согласно переписи 50%населения были славяне и 50% тюрки.теперь сколько стало славян и сколько тюрок.после Закавказья царская Россия продолжила колонизаторскую политику на Северном Кавказе.Ермолов огнем и мечом прошол по Кавказу.многие народы и народности были подвергнуты геноциду.многие спаслись бегством в Турции.армяне активно помогали войскам царской России.
0 +0−0Рома Абрамыч12:37:51
16/05/2018
-9 +0−0Gerald Salters11:18:15
16/05/2018
Согласен с Nonam Mo, русские тоько используют нас в своих интересах, и кидают жалкие подачки в виде кредитов на оружие , которое сами же производят и которое никто больше у них не покупает. И статья правильная , они всегда ,всегда предавали армян . Много татарского (читаю турецкого) замешано в их крови.
Что армяне что азеры один черт. Не нравятся они мне оба народа.
0 +0−0Андрей Княжев11:39:49
16/05/2018
То есть Россия не предавала армян. Их, как и русских, предавали коммунисты.
0 +0−0zenbik spb11:35:38
16/05/2018
-2 +0−0Калабаха Трассеров08:48:18
16/05/2018
Любимая присказка ереванских экскурсоводов в советское время: "...А вот там, на юге - вы видите нашу священную гору Арарат, которую мы называем Масис. Сейчас она ВРЕМЕННО находится на территории Турции..." - вот такая серьёзная заявка.... Поэтому единственный герб союзной республики, на котором был изображён географический объект - был у армян. На нём была изображена гора Арарат. Парадокс был в том что объект не находился на территории СССР))) Ну а если всерьёз - рано или поздно - но на нашем веку, быстроплодящееся курдское население Турции станет большинством и государство однозначно расколется на части. Это уже неизбежно. Курды и турки не могут сосуществовать в одном государстве. Вот тогда армяне и воспользуются ситуацией и вернут себе Западную Армению с выходом к Чёрному морю в районе провинции Артвин. Разумеется прихватив Арарат...
Ты это туркам расскажи, они тебя внимательно выслушать. Вместе с ними потом похохочите.
0 +0−0-Геннадий Иванов11:20:17
16/05/2018
3 +0−0Олег Олегов00:22:41
16/05/2018
Жаль турки, в своё время, хорошее дело до конца не довели:(
Ты не мразь , ты что то хуже
0 +0−0Telman Teymurov11:18:23
16/05/2018
Указ Петра . от 1717г. "Армян,.как возможно, приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда".о Карабахе ни одного слова.Карабах по азербайджански "Черный сад".
0 +0−0Боцман Стар10:16:54
16/05/2018
-5 +0−0Nonam Mo09:35:18
16/05/2018
Царская Россия это Босфорская экспедиция 1833 г и три милл мухаджиров, про краснопузых в статье всё рассказано..а демократическая Россия это Этноцид и милл.мигрантов.
Босфорская экспедиция? Так вы за Египетского султана обиделись? А каким боком тут армяне?
0 +0−0Lallusia Lallusishna09:43:04
16/05/2018
-1 +0−0Nugzar Ter-Oganov09:09:55
16/05/2018
Кавказские татары вдруг стали азербайджанцами?
Ну, а что не так?
1 ... 456 7 8910 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь