Дело в теле

00:02 01/11/2017 Культура
Дело в теле

Глядя на афишу завершившейся на прошлой неделе театральной «Территории», можно сказать, что темами фестиваля стали смерть, обыденность и национальная идентичность. Среди наиболее интересных участников — один из основоположников contemporary dance Анна Тереза де Кеерсмакер со своей легендарной «Фазой» на музыку Стива Райха, грек Димитрис Папаиоанну с видеоинсталляцией «Изнанка», исследовавшей повседневность и бытовые жесты; показали спектакль эксцентричного бельгийца Яна Фабра (в прошлом сезоне театралы колесили по миру вослед его масштабному спектаклю «Гора Олимп», длившемуся сутки), а также проект компании Rimini Protokoll «Наследие. Комнаты без людей».

«Бельгийские правила»

Яна Фабра, режиссера, хореографа и художника, всегда интересовало тело — как оно выглядит, что оно может, о чем говорит. Еще его интересовала картинка — как разрозненные образы складываются в драматургию. Что такое история или высказывание в условиях современного спектакля — это еще один вопрос. Сюжета нет, есть тема: в «Бельгийских правилах» это отношение человека со своей национальностью. Фабр обманывает всех в самом начале — понятно, тема острая, популярная — конечно, современное искусство и политично, и провокационно. Ждешь высказывания — критического, возбуждающего, — какого угодно, но именно высказывания. В спектакле Фабра оно, в принципе, вычленяется, но назвать его message было бы все же ошибкой — для этого придется забыть о карнавальных трех с половиной часах и сосредоточиться лишь на финале.

Говорят о Бельгии много — иронично, пафосно, с издевкой, с экстатической силой. Фабр использует всю палитру возможных чувств, которые человек испытывает к собственной стране. Произносят все эти программные речи не люди, а… ежи и голуби. Первые — в шубах с длинными деревянными иглами, вторые — в резиновых масках с клювами. Тексты Фабра нет смысла пересказывать в отрыве от картинок и персонажей, ведь одно дело — история о том, как независимый дух бельгийцев рождался на театральных сценах и площадях, а совсем другое — тот скользкий момент, что исторический этот ликбез произносит восторженный еж, спешащий поделиться своей радостью с первыми рядами партера. Как будто бы это самая Бельгия родилась только вчера. Содержание текста меняется — сначала о том, что Бельгия — это новая Эллада, а потом уже о тщеславных потугах, о самомнении, о том, что страна эта — «комический шедевр».

Структура спектакля Фабра проста: монолог на авансцене, потом коллективный номер — ежика сметают со сцены доблестные гвардейцы-барабанщики в каких-то ярких, на грани китча костюмах. Вся сцена в разноцветных блестках, а убирать приходится грустным голубям, этим площадным санитарам.

Красивое у Фабра обращается в смешное и наоборот: стройные девушки медленно движутся из глубины, на руках — по несколько фигурок голубей. А потом материализация, и вот это уже просто люди в масках и плащах, издающие смешные звуки, наподобие птичьего воркования, окрашенного человеческой эмоцией. Фабр, собрав набор каких-то важных для Бельгии образов (наравне с голубями и ежиками — Магритт и гонщик-велосипедист, победитель международных соревнований), протаскивает их через весь большой спектакль. Но меняется интонация, меняются смыслы. Есть, например, монолог обиженного голубя, недовольного положением своих сородичей в мире людей: он рассказывает о своей семье, о славных подвигах дедушки — военного курьера, о разнообразной крови, текущей в жилах каждого голубя, и провозглашает лозунг: «Слава бастардам, слава говнюкам!»

В другой сцене голуби людям все-таки мстят — потихонечку занимают стол, где только что отмечали день рождения какого-то покойника, надевают на скелет голубиную маску и начнут пировать, брезгливо кидая крошки растерянным людям.

Наверное, Фабр поставил мистерию, несмотря на иронию. Здесь какое-то безграничное торжество фантазии, как будто бы рожденной из утверждения, что Бельгия — это плод воображения (как, возможно, и любая другая нация, говорят в одном из текстов спектакля). Все эти иногда гомерически смешные картинки со скелетами, ежами, плюшевыми котами, монологи пьяного толстяка, обливающегося пивом; все это вопреки пародийной ноте складывается в волнующую историю о связи художника с местом рождения и жизни.

У Фабра много о театре, его Бельгия — это страна фантазии, воображения, искусства, страна Магритта, дерзко утверждавшего, что трубка — это не трубка. О театре говорят ежики — о театре жестокости, о театре компромиссов, обслуживающих респектабельную буржуазию, о театре визуальном, дающем совсем другие возможности. И эта прямая связь мысли о стране, ее истории, ее настоящем с мыслью о театре поражает российскую публику, привыкшую к тому, что искусство всегда в опале, а государство так и вовсе с театром (загляните в новости) агрессивно воюет.

Актеры Фабра впечатляют отдачей: три сцены, в которых артисты в трико провозглашают те самые «бельгийские правила», которые вынесены в название, сыграны на пределе физических возможностей. Парни и девушки делают зарядку, но только с ящиками, полными бутылок пива. Скандируют: от абсурда к реальным прокламациям. Правила поначалу такие: «Запрещается называть трубку трубкой», «Запрещается иметь дома больше одного фаллоимитатора». И уже в финале после всех очищающих ироничных сцен (хотя есть и серьезное — про город Ипр, где впервые опробовали газ на Первой мировой войне) актеры, размахивая флагами, выкрикивают выстраданные утверждения: «Можно быть бельгийцем!», «Можно быть лузером!», «Можно быть мусульманином и не быть террористом!» Но и здесь пафос опрокинут в театральное хулиганство: выходят голуби, и у них свои правила и свои флажки.

Rimini Protokoll: за пределами смерти

Компания Rimini Protokoll привезла спектакль о смерти: на площадке Винзавода выстроили восемь комнат, в каждой из них — одна история. Герои спектакля (все истории подлинные) так или иначе связаны со смертью. Кто-то болен, кто-то стар и уже придумал свои похороны, кто-то решился на эвтаназию, а кто-то занимается экстремальным спортом. Спектакль трезвый, лишенный торжественности или мистики, но трогательный. Впрочем, это хрупкое чувство сопричастности, сопереживания рождается не из жалости, а, как ни абсурдно, наоборот — из восхищения.

Спектакль получился и про принятие, и про преодоление смерти, что, в конечном итоге, одно и то же. Ты заходишь в комнату и оказываешься в гостях. Слышен только голос, но хозяин как будто видит тебя — так заботливо он говорит, где можно встать или лечь, где взять тот или иной предмет. Ты слушаешь историю жизни или историю предстоящей смерти — возможно, она уже случилась: материал собирали несколько лет назад. Много говорят о памяти, просят запомнить. Женщина, всю жизнь занимавшаяся Африкой, обговаривает с партнерами детали организации своего фонда, который будет работать на деньги, оставшиеся после ее смерти. Еще молодой, но смертельно больной мужчина показывает видео, которые записал для тринадцатилетней дочери.

Здесь все истории, в конечном счете, о том, что жизнь продолжается и после смерти, в памяти близких, в делах и идеях, которые все еще работают, когда жизнь уже кончилась. Спектакль — терапевтический, он легализует табуированную тему, выводя ее из области мистических страхов в плоскость принятия: смерть как часть жизни.

«Война и мир»: Салон и подиум

Британско-немецкая компания «Гоб Сквод» показала пьесу, не самыми прозрачными нитями связанную с романом Толстого. На самом деле, эта «Война и мир» — что-то вроде кабаре, вернее, спектакль-салон. От образа салона Анны Шерер отталкивается форма: актеры приглашают к сервированному столу троих человек из зала и предлагают беседу. На столе — камера, ее иногда поворачивают, и, когда та фиксируется на одной из пар собеседников, их микрофоны начинают работать. Мы, остальные зрители, подслушиваем эти разговоры.

В спектакле есть и много другого — игровые, пластические сценки на тему героев Толстого (например, выбирают лучшего Пьера Безухова или разыгрывают встречу Наполеона и Александра), есть показ мод, есть финальный парад, где к героям Толстого присоединяются многие-многие другие — и нынешние поп-звезды, и какие-то маскультовские персонажи, и даже Эдвард Сноу из «Игры престолов».

Роман Толстого распахивается в современность. Но все же производят впечатление именно эти разговоры за столом: переводчица, юрист, эвент-менеджер — три женщины из Москвы. Все они немного рассказывают о себе, а дальше актеры обсуждают с ними все, что угодно, все, что навеяно чтением романа, — культуру застольных посиделок, положение женщины, политику как камень преткновения в дружеской коммуникации. Незнакомец на сцене с его непредсказуемостью завораживает.

Может быть, в России, в Москве, это производит особенно сильное впечатление — здесь, где напряжение в дискуссии всегда велико, где от «чужого» ждешь подвоха и боишься узнать его ближе, эта свобода, этот непредвзятый интерес актеров к случайным партнерам заставляет тебя расслабиться и перестать защищаться от разнообразия, от подлинного диалога и неоднозначности.

Анна Банасюкевич

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(116):

1 2 345 ... +1
6 +0−0Татьяна Каширина14:06:18
01/11/2017
уродство.
6 +0−0Алексей Иванченко13:19:08
01/11/2017
Срамота!!!!
6 +0−0Чебурашка Гена01:57:54
01/11/2017
это не искусство, это пошлятина и безвкусица.
5 +0−0Алексей Поляков20:13:57
01/11/2017
искусствоведов группа тихо
восторженно глядит на холст
и вдруг один седой и строгий
отчетливо сказал гoвно
5 +0−0Виталий Казимир12:52:50
01/11/2017
Вот уроды, еще запрещают нам ковыряться в носу ... предлагаю чудо-режиссерам вместе со своими звездами разочек зайти в Михайловский или Мариинку и почувствовать разницу. Какое счастье, что я родился в Советском Союзе!
5 +0−0Khurmatulla Rakhmetov11:42:43
01/11/2017
а что тут шокирующего?
"золотой дождь", подумаешь...
вот если бы был "шоколадный камнепад", вот это да...
5 +0−0Антон Сычёв10:33:41
01/11/2017
7 +0−0Muhhamad Ogli-berdiev01:56:27
01/11/2017
Господа-с, приходите на мой перформан-с в номера! В этот чудесный вечер я изволю испражнится под дуй 2-х вентиляторов. Благоухающий запах свежего дерьмеца истомит ваше утомленное обоняние и пощекочет новые нотки в вашем воображении! Весь день питался только альпийским сыром и ветчиной (контрафактной естественно). ВИП ложе получит возможность даже продегустировать изысканный вкус перформансного кала-с! Жду-с
Поручик, вы никак решили податься в искусство-с?
5 +0−0Kazuar Kazuar08:32:24
01/11/2017
10 +0−0Антон Чехов00:24:22
01/11/2017
Срамота!
Срамота во всем - и статья, восхваляющая этот бред, тоже срамота.
4 +0−0Victor Dorohin16:47:14
01/11/2017
Лента.ру, Лента Сру, Лента Ссу.

Почему бы и нет?
4 +0−0Alexey Kuryshev15:41:41
01/11/2017
Хочу заметить, что эта баба гадит на сцене за свои деньги, а не как гениальный Серебренников за бюджетные.
4 +0−0Ионел Русу14:37:53
01/11/2017
Это что она сcыт на сцене? Кто разрешил это пoрно?
4 +0−0the Ukraine На украине11:02:41
01/11/2017
Шикарное фото !
Слава редакторам ленты !
3 +0−0Sazon Karpov20:52:42
01/11/2017
Голых на сцене может и кому-то интересно посмотреть, но .цать то зачем? В чём "квадрат малевича"? Продвинутые , объясните с высот вашей цивилизованной толерантности в какой момент до, после, во время мочеиспускания надо наслаждаться настоящим искусством?
Готов выслушать и, так сказать, через вас дотянуться до прекрасного.
3 +0−0ЛЮБОВЬ ВЛАСОВА20:15:19
01/11/2017
Эти извращенцы надоели по самое не хочу. Таких не надо принимать в стране!!!
3 +0−0Иван17:44:24
01/11/2017
Какая сволочь этих уродов к нам пустила? Поганой метлой гнать, а нашим уродам яйца поотрывать!
3 +0−0Х** Всемогущий17:43:35
01/11/2017
Голая тетка, писающая на сцену, в момент мочеиспускания должна говорить: "Я чайка, я чайка..!", - передайте эту творческую находку режиссеру.
3 +0−0Pavel Soldatkin17:33:35
01/11/2017
Так, зарекурсим рекурсию. Сейчас найду тут коммент Абизьяна и вставлю свой за ним. А потом про это напишут статью
3 +0−0Eric Larsen14:10:41
01/11/2017
А представление в стиле интерактив не предполагается? Ну там выйти на сцену кому-то из зрителей, может сразу нескольким и отодрать бельгийских баб? Слабо?!
3 +0−0Dmitry Melnikov14:09:26
01/11/2017
5 +0−0Khurmatulla Rakhmetov11:42:43
01/11/2017
а что тут шокирующего?
"золотой дождь", подумаешь...
вот если бы был "шоколадный камнепад", вот это да...
Это тоже будет. Как только "золотой дождь" перестанет шокировать.
3 +0−0Татьяна Каширина14:03:25
01/11/2017
потрясающе!Уважаемые модераторы не разрешают в комментарии просто повторить одно слово "талантливого" бельгийца!Пишут мне не ругайтесь!Я прошу прощения и обещаю не повторять его слов и описаний нигде!
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь