«События развивались по наихудшему сценарию»

00:00 15/10/2017 Наука и техника
Плакат «Год пролетарской диктатуры». Александр Апсит, 1918 год
Плакат «Год пролетарской диктатуры». Александр Апсит, 1918 год

«Лента.ру» продолжает цикл публикаций, посвященных революционному прошлому нашей страны. Вместе с российскими историками, политиками и политологами мы вспоминаем ключевые события, фигуры и явления тех лет. Почему осенью 1917 года Временное правительство было обречено? Почему в борьбе за власть эсеры и меньшевики проиграли большевикам? Кому была выгодна Гражданская война? Как нынешняя Россия встречает столетие революционных событий 1917 года? Обо всем этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Борис Колоницкий.

Корниловский рубеж

«Лента.ру»: Вы неоднократно говорили, что Россия была обречена на гражданскую войну не после Октябрьского переворота, а еще раньше, после провала Корниловского выступления. Почему?

Колоницкий:Всякая революция несет в себе потенцию гражданской войны. В истории нечасто случалось, чтобы революция обходилась без маленьких гражданских войн. Например, в Германии с 1918 по 1923 год было немало локальных вооруженных конфликтов: Баварская и Бременская советские республики, Капповский и «пивной» путчи, коммунистическое восстание в Гамбурге. Однако все эти столкновения так и не переросли в общенациональную гражданскую войну.

В России опасность перерождения революции в гражданскую войну существовала на протяжении почти всего 1917 года. Апрельский и июльский кризисы, выступление Корнилова — все эти события ставили страну на грань серьезного вооруженного противостояния, но тогда всякий раз удавалось сохранить ситуацию в мирном русле.

Почему?

Потому что до августа успешно существовала коалиция умеренных социалистов (меньшевиков и эсеров) и «буржуазии» (либералов, предпринимателей и генералитета). После Корниловского выступления Керенскому эту коалицию удалось технически воссоздать, однако она уже не имела реальной политической поддержки ни справа, ни слева. Россия в это время уже раскалывалась, и удержать ее от сползания в гражданскую войну было практически невозможно. Из всех возможных вариантов события стремительно развивались по наихудшему сценарию. Я думаю, что даже более опытный политик, чем Керенский, вряд ли сумел бы что-то сделать в этой ситуации.

Как вы думаете, у Корнилова был шанс на успех?

Корнилов не мог победить без политической поддержки Керенского, но он этого не понимал. Генерал вообще оказался никудышным политиком. Он был готов начать гражданскую войну, в которой у него не имелось ни малейших шансов на победу. Он был обречен еще тогда, когда в своем стремлении восстановить в войсках дисциплину пошел на конфликт с солдатскими революционными комитетами.

Керенский между двух стульев

Еще вы говорили, что «в некоторых случаях Октябрь начался уже в сентябре». Что вы имели в виду — так называемую большевизацию Советов?

«Большевизация Советов» — это такой советский термин, сильно упрощающий реальное положение дел в сентябре 1917 года. Я бы скорее говорил о радикализации Советов, поскольку там могли доминировать не только большевики, но и, например, левые эсеры или анархисты, которые были еще жестче.

Но я имел в виду не только это. Во время Корниловского выступления во многих районах России возникли чрезвычайные органы власти, которые сами определяли свои полномочия. Керенский после ареста Корнилова попытался их распустить, но ему это не везде удалось. И поэтому некоторые территории страны уже в сентябре 1917 года вышли из-под контроля Временного правительства. Пыталась проявлять больше самостоятельности Центральная рада в Киеве, Область Войска Донского тоже стремилась максимально дистанцироваться от Петрограда.

Финляндия из-под власти Керенского уходила двояко. С одной стороны, финны по разным причинам все чаще задумывались о полной независимости от России, в том числе чтобы отмежеваться от нарастающего в ней хаоса. С другой стороны, дислоцированная в Финляндии внушительная группировка армии и флота (Гельсингфорс был крупнейшей базой Балтийского флота) после неудачи Корниловского выступления зачастую просто отказывалась выполнять приказы Временного правительства.

То есть Временному правительству осенью 1917-го доставалось со всех сторон?

Да. К тому же осенью 1917 года всю Россию лихорадило от повсюду вспыхивающих волнений. Это были или свирепые аграрные погромы, или пьяные бунты с нападениями на винно-водочные заводы. Большевики и их союзники (левые эсеры, анархисты, интернационалисты) в одних случаях пытались прийти к власти на гребне этой волны насилия, а в других — взять власть, чтобы, наоборот, навести хоть какое-то подобие порядка. Но в любом случае ситуация уже необратимо выходила из-под контроля Временного правительства. Образно говоря, если сначала Керенскому удавалось одновременно сидеть на двух стульях, то с осени 1917-го эти стулья из-под него не только вытаскивали в разные стороны, но еще и нападали со всех сторон.

Как вы думаете, почему в сентябре 1917 года Временному правительству не помогло ни провозглашение Российской республики, ни созыв Предпарламента?

Провозглашение Российской республики 1 сентября было скорее символическим жестом, потому что осенью 1917 года о восстановлении монархии речь уже не шла. Более того, многие ругали Временное правительство за этот шаг, указывая, что вопрос о будущей форме правления в России должно решать только Учредительное собрание. Не добавило это симпатии к Керенскому и со стороны левых сил. Например, некоторые корабли Балтийского флота в знак протеста против решения Временного правительства объявить Россию республикой вместо Андреевского флага подняли на своих мачтах красные стяги. Революционным матросам этого уже было недостаточно, они требовали провозглашения «демократической республики».

А Предпарламент по своему статусу и характеру не мог быть реальной заменой Учредительного собрания, и лишь слегка легитимизировал новый состав Временного правительства. А когда из Предпарламента со скандалом вышли большевики — влиятельная партия, набиравшая очки на критике власти, — то он вообще потерял значение и не мог играть ту роль, которая была ему предназначена.

Эсеровская альтернатива

В декабре 1917 года один из лидеров партии эсеров Евгения Ратнер говорила, что Учредительное собрание надо было созывать в августе, максимум в сентябре. Если бы Временное правительство так и поступило, добавило бы это ему легитимности?

Думаю, да. Но Временное правительство пыталось соблюсти юридическую корректность. Однако в условиях революции такой правовой перфекционизм ни к чему хорошему не приводит. Когда годом позже революция случилась в Германии, то там довольно быстро созвали в Веймаре национальное собрание, в котором большинство получили социал-демократы и их союзники из буржуазных партий. Поэтому Веймарская республика смогла получить необходимую в условиях демократической революции легитимность. А кто такой был Керенский и его Временное правительство, когда их никто не выбирал? Люди демократических взглядов, которые не пользовались полной поддержкой даже тех партий, которые эту власть создали?

Вы сказали, что в последнем составе Временного правительства была полуживая коалиция либералов и умеренных социалистов, которую почти никто не поддерживал. А если бы правые эсеры (например, Николай Авксентьев и Абрам Гоц) решились на ее разрыв и стали бы договариваться с другими левыми силами (меньшевиками и умеренными большевиками) о земле и мире — предотвратило бы это Октябрьский переворот?

Если бы эсеры решились взять власть в свои руки, легитимности у них было бы больше, чем у Временного правительства (они, например, в результате демократических выборов руководили органами местного самоуправления в Москве, Петрограде и многих других городах), но от гражданской войны это все равно бы не спасло. И хотя эсеры в это время оставались крупнейшей и наиболее влиятельной политической силой России, к октябрю 1917 года они постепенно теряли былую популярность. К тому же в партии неумолимо усиливался раскол на левых и правых эсеров. Многие же либералы, генералы и предприниматели не видели особой разницы между Лениным и, например, одним из лидеров эсеров, Черновым. Поэтому поддержки справа эсеры точно бы не дождались, а слева на них бы давили большевики и другие левые.

Что касается сепаратного мира с Германией, то не думаю, что эсеры на это решились бы. Они были революционными оборонцами и принципиальными противниками переговоров с немцами без участия союзников. Но вопрос о мире в условиях осени 1917 года был ключевым, а без его решения у эсеров ничего бы не вышло.

Повторю еще раз — гражданская война в России после революции 1917 года была неизбежна. Другое дело, что она могла бы пойти не по такому жесткому сценарию, как это потом произошло. Возможно, было бы столкновение широкой коалиции левых против консервативных сил, как это случилось в Испании 20 лет спустя.

То есть широкая левая коалиция сумела бы помешать Ленину в реализации его курса на вооруженное восстание?

Конечно. Как известно, большевистская партия не всегда его безоглядно поддерживала. Многие видные большевики выступали против восстания. Если бы эсеры и меньшевики предложили им войти в коалицию, то Ленину было бы намного труднее навязывать свою волю соратникам.

Неудобный юбилей

Почему же у эсеров ничего не получилось осенью 1917 года?

Эсерам не хватало политической воли и решительности — они вполне комфортно чувствовали себя в коалиции с либералами. Многие лидеры эсеров боялись власти и ответственности, поскольку осознавали, что им для этого явно не хватало политического и практического опыта. К тому же они старались избегать резких шагов, чтобы не усугублять дальнейший раскол партии. А вот большевиков, в отличие от эсеров, перспектива гражданской войны после захвата ими власти совершенно не пугала. Культурно и психологически они были готовы к такому конфликту.

Но речь тут идет не только о большевиках — условия для гражданской войны созревали в стране давно. В России начала XX века отсутствовала культура компромисса, диалога и нормальной политической борьбы, создавалась особая «культура конфликта». Насилие против своих оппонентов было обычным делом — власти регулярно использовали для разгона демонстраций и забастовок армию, а революционеры отвечали на это террором, который часть общества оправдывала. Все это создавало соответствующую культурную рамку для тех политических сил, подготавливающих гражданскую войну как слева, так и справа.

Другим ее катализатором стала Первая мировая война. Например, генерал Корнилов был готов начать гражданскую войну только ради того, чтобы Россия осталась в Антанте. В то же время его противники хотели любой ценой выйти из мировой войны, поскольку им казалось, что ничего ужаснее и страшнее ее быть не может. Как показали дальнейшие события, они все ошибались.

В январе этого года вы предсказывали, что столетие революции будет проходить не под знаком примирения, как хочет власть, а в формате конспирологических теорий и столкновений разных партийных историй: коммунистической, националистической, православно-консервативной и либеральной. Как вы сейчас считаете, оправдался ли этот прогноз?

Во-первых, давайте дождемся, как будет отмечаться юбилей Октября. Во-вторых, позиция нашей власти по-своему совершенно рациональна. Она декларирует курс на национальное примирение, прекрасно понимая, что это сейчас невозможно. Поэтому, на мой взгляд, власть пытается максимально дистанцироваться от этого события и мечтает, чтобы 2017 год поскорее закончился. Для многих наших чиновников столетие революции — не тот юбилей, который можно успешно использовать для решения своих задач.

Я ожидал, что вокруг этой темы будет гораздо больше конспирологии, хотя ее и так всегда хватает. Но я совершенно не предполагал такой поляризации в оценках событий 1917 года. И еще я никак не ожидал, что самым активным игроком в политике памяти в 2017 году станет Русская православная церковь. Столетие революции она успешно использует для наращивания своего влияния в обществе.

Еще вы предостерегали наших либералов, чтобы они не придумывали свою партийную историю, а вырабатывали критическое мышление, как это и полагается настоящим либералам. Вас послушали?

Нет. Я вижу некоторый интерес нынешних политиков, в том числе и либеральных, к моим текстам и работам моих коллег, но это ни во что не трансформируется. В отличие от консерваторов и деятелей РПЦ, которые даже чисто технически наращивают свой ресурс очень грамотно, и либералы, и левые действуют вяло, некреативно и зачастую неумело, повторяя свои старые идеологизированные тексты, созданные 20, а то и 30 лет назад. Они так и не сумели использовать столетие революции для продвижения своих идей, для усиления своего влияния в обществе.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(263):

123 4 567 ... +1
1 +0−0Арсений Пивоваров18:17:41
15/10/2017
-2 +0−0Fernando Cortes16:31:23
15/10/2017
Ирод - такой фольклорный персонаж.
А вам в словарь лень заглянуть?
Мне туда и лезть не надо, Ирод это царь иудейский, правящий в Иудее на стыке нашей и прошлой эр, а не фольклорный песонаж, и я не понимаю причем здесь он.
У вас вообще талант бессвязно изъясняться...
1 +0−0Bitch Hunter17:22:02
15/10/2017
1 +0−0Ilya Druker17:15:20
15/10/2017
Что значит эсеры "хотели" или "не хотели" брать власть? Власть "берут" узурпаторы. Кто такие вообще эсеры, что от них должно зависить будущее страны? Всего лишь одна из МНОГИХ партий. Лучше быть банановой республикой, чем утопленной в крови. По сравнению с красным террором, 70 летним деспотизмом и выращенным народом инфантилов, искореженными судьбами многих стран и наций во всем мире на многие годы любой иной вариант развития событий 1917 г - НЕСОМНЕННОЕ БЛАГО.
Блджад, ты так рассуждаешь, как будто в 1917 году у нас случилась парламентская демократия, а комми ее свернули. На самом деле, в феврале одни узурпаторы свергли главузурпатора, а потом между собой бодались, пытаясь нащупать почву для своего переворота. Комми оказались хитрее всех вот и все. И не самыми плохими.

- По сравнению с красным террором, 70 летним деспотизмом и выращенным народом инфантилов
Ну ничего, после Великой Французской Бурбоны настойчиво хаяли все революционное и наполеоновское. История всех рассудила - Франция республика, флаг ее триколор, а Бурбоны заклеймлены узурпаторами на иностранных штыках...
1 +0−0Ilya Druker17:15:20
15/10/2017
Комментарий удалён.
Что значит эсеры "хотели" или "не хотели" брать власть? Власть "берут" узурпаторы. Кто такие вообще эсеры, что от них должно зависить будущее страны? Всего лишь одна из МНОГИХ партий. Лучше быть банановой республикой, чем утопленной в крови. По сравнению с красным террором, 70 летним деспотизмом и выращенным народом инфантилов, искореженными судьбами многих стран и наций во всем мире на многие годы любой иной вариант развития событий 1917 г - НЕСОМНЕННОЕ БЛАГО.
1 +0−0Alexander Aleks16:35:03
15/10/2017
-3 +0−0Леонид Ф15:05:42
15/10/2017
Конечно, мировая традиция, вам ли этого не знать, наш дорогой любитель 4-го Рейха.
А это что за новый ярлык, товриСЧ ЛЖЕСТЕРДАМУС.
1 +0−0Леонид Ф16:34:12
15/10/2017
-2 +0−0Арсений Пивоваров15:33:08
15/10/2017
Возрождение СССР (!!), хе-хе, дураки еще не перевелись в расее...
Это точно, вы яркий пример этого )))
1 +0−0Леонид Ф16:33:26
15/10/2017
-3 +0−0Арсений Пивоваров16:12:11
15/10/2017
Девочка, ты наивна как трёхлетний ребёнок. Хороших коммунистов не бывает (разве что только мёртвые), это абсолютно утопическая теория не имеющая ничего общего с реальностью и горе народу или нации, которая по наивности, безграмотности или зомбированности (а русские в 1917, увы, были именно, такими) попробует её практиковать...
Ну вы то, не наивный ребенок, я так полагаю, наш дорогой буржуазный агитатор. Сколько вашему хозяину нужно рабов на производстве?
1 +0−0Арсений Пивоваров16:29:20
15/10/2017
0 +0−0yuri ivanov16:13:33
15/10/2017
Эмигрировало 2000, так кто виноват что французы съели 2 миллиона русских дворян?
что-то я не очень понял вашу мысль, русский язык вполне себе позволяет как-то конкретнее изъясняться...
1 +0−0yuri ivanov16:12:10
15/10/2017
0 +0−0Пушкинд16:05:50
15/10/2017
И что это меняет?
"Испа́нский грипп или «испа́нка» (фр. La Grippe Espagnole или исп. La Pesadilla) был, вероятней всего, самой массовой пандемией гриппа за всю историю человечества в абсолютных цифрах как по числу заразившихся, так и умерших. В 1918—1919 годах (18 месяцев) во всем мире испанкой было заражено около 550 млн человек, или 29,5 % населения планеты[1]. Умерло приблизительно 50—100 млн человек или 2,7—5,3 % населения Земли"

-дотянулся проклятый большевик Ленин?
1 +0−0Heetchy15:52:16
15/10/2017
Комментарий удалён.
Ну вы вообще не стесняетесь называть белое черным, а черное белым. Россия не могла больше участвовать в мировой, кончились ресурсы. После Версаля немцев жали со всех сторон, конечно им не позволили оставить себе богатые области восточной европы. Просто надеялись додавить советы и развалить бывшую империю на мелкие кусочки, но не вышло. Эти же страны вырастили Гитлера, охотно снабжая его кредитами и закрывая глаза на нарушения. И все для того, чтобы давить на СССР. Помогли во второй мировой они только тогда, когда стало ясно, что если не вмешаться, КА дойдет до Ламанша. Вы, Арсений, просто плод "правильной западной пропаганды", хорошей, потому что она против Советов. Только вот Советы за равенство между людьми боролись, а капитализм за блага богатых.
1 +0−0Арсений Пивоваров15:47:23
15/10/2017
0 +0−0Fernando Cortes15:17:41
15/10/2017
А где миллиард?
Где миллиард, я вас спрашиваю?
Нет, вы нерукопожатны -)
Он привел энциклопедические данные, чем же вы недовольны, сами собой??
Так во время ВМВ было уработано 27 млн советских граждан, это конечно не миллиард, но прогресс был ощутимый...
1 +0−0yuri ivanov15:47:19
15/10/2017
Так Колоницкий еще и подписант «Письма 140» на имя ректора СПбГУ Л. А. Вербицкой, направленного против тогдашнего декана исторического факультета СПбГУ И. Я. Фроянова, вот негодяй-то..
Вот и оказывается, поздний СССР вырастил совков, то есть недоумков, так и не научившихся культуре, что уж про культуру дискуссии, вилку держать не научились, задницу подтирать Колоницкий не научился, дикарь, варвар, настучал первым делом на профессора, а ведь Фроянов был единственный немарксистский историк во всем СССР.. Конечно, как демократия пришла, так Фроянова и выгнали из профессуры, свобода, она такая..
1 +0−0Пушкинд15:24:07
15/10/2017
0 +0−0Шут Балакирев15:12:53
15/10/2017
Брехня, да ещё какая! Потери от гражданской войны в России, с обеих сторон, не более 650 тыс. человек, что вполне сравнимо с потерями во время гражданской войны в США. Куда масштабнее были потери от гриппа - Испанки - который прорядил население всей Европы и европейской части России почти на четверть. Вообще, преувеличение потерь в гражданских войнах - черта, характерная для многих непримиримых борцов за ту или иную политическую линию. На самом деле рядовое население крайне неохотно втягивается в гражданские войны.
10.5-13 млн погибших.
Большинство -от голода а не в силу боевых потерь сторон.
Читайте источники по статистике народонаселения
1 +0−0Шут Балакирев15:07:46
15/10/2017
Борис Колоницкий - очередной учёный-перевёртыш, во времена СССР защитивший кандидатскую по теме «Центры буржуазной печатной пропаганды Петрограда и их крушение. Март—октябрь 1917 г.», а ныне пытающийся выглядеть умеренным либералом, находясь на финансировании различных иностранных фондов: Фонда поддержки восточно-европейских исследований, Фонда Фольксвагена, Института Кеннана и - прошу заметить - нашего, вполне себе Российского фонда, основанного таким известным "борцом за демократию" как Михаил Прохоров. Ну а, как известно, кто платит девушку, тот её и танцует. На самом деле, никакой масштабной гражданской войны в России могло бы не быть, не начни лидеры Белого движения каждый тянуть одеяло на себя. Уставшее от войны население страны не стало бы воевать, а крестьянам в деревнях и жителям отдалённых городов было абсолютно начихать на идеалы что Белого, что Красного движения.
1 +0−0Леонид Ф15:02:29
15/10/2017
0 +0−0Пушкинд14:59:02
15/10/2017
Потери в результате призыва к насилию со стороны большевиков и более левых, анархистов, например, привели к невиданным потерям и разрушениям.
1 200 000 погибло от красного террора, 900 тыс от белого террора и террора зеленых
6 000 000 погибло от голода и болезней
2 000 000 эмигрировало (за годы войны, хотя суммарное число покинувших РОссию с 1914 и до 1926 года составило около 5 млн человек.)
Брехня
1 +0−0Alexandre Savine14:23:02
15/10/2017
-5 +0−0Иван Топор09:22:47
15/10/2017
с учредилкой еще была какая никакая возможность все изменить.
Ой, да там заседали те же, что и во Временном, и при царе в разных комитетах. Которые за полгода не изменили ничего - разве что армию развалили, тем не менее продолжая войну "за Босфор и Дарданеллы". То есть те, кто хотел этой войны - так и оставались бы при козырях на очередной раздаче.
1 +0−0№-363806911:21:12
15/10/2017
3 +0−0bash _mah_kin01:13:42
15/10/2017
Главный вопрос который всех занимает: на сколько современная ситуация (отсутствие политической жизни, насилие над оппозицией, разрушение правовой системы, изоляция страны и стагнация экономики итд.) похожа на революционную?
изоляция это даже в некотором роде благо....а вот наличие огромного класса помпрадоров под масками оппозиции это самоубийство
1 +0−0№-363806911:13:41
15/10/2017
1 +0−0№-199760409:04:56
15/10/2017
На ближайшее время - да. Но основной раскол, по линии "красные - белые", в дальнейшем может привести к новой Граждаснкой войне.
раскол не по линии цветов....раскол по понятию справедливо не справедливо...до тех пор пока не будут даны реальные оценки деятельности деятелей 90 и 2000 напряженность будет нарастать
1 +0−0Heetchy10:28:35
15/10/2017
И ни слова о том, как наши западные друзья активно раздували огонь гражданской войны. Естественно, ведь должно создаться впечатление, что во всем виноваты большевики. Лента, когда уже нормальных ученых будешь интервьюировать. Есть же в Питере универ, что сложного пригласить оттуда спецов. Они и интереснее расскажут и объективнее. Я имею в виду СПбГУ.
1 +0−0Евгений Михайлов09:47:24
15/10/2017
1 +0−0Ирина Журавская09:19:15
15/10/2017
К Гражданской войне привело то ,что одна часть людей НЕ захотела изменения Системы ,при которой небольшая часть народа паразитирует за счет всего остального народа .
А зачем народ голодом морили?
1 +0−0country of slaves09:45:47
15/10/2017
-8 +0−0Бубака Маматень04:04:45
15/10/2017
Попахивает гражданской войной. С одной стороны кооператив озеро и космополиты, разграбившие страну, с другой стороны национал-шовинисты и просто антисемиты, отодвинутые от кормушки. Либерасты - они в роли смазки и обычных проституток. А народ вообще нипричём - народ это пассивный зритель "Чья возьмёт". Ибо Россия по прежнему "Страна рабов - страна господ", как говорил Лермонтов. А голубые мундиры - всякие там Шойгу, Бортников, Золотов, Бастрыкин и Колокольцев займут нейтралитет - а когда противоборствующие стороны друг друга перебьют, они займутся "спасением" отечества. Путина принесут в жертву молоху революции.
ещё одну революцию раха не выдержит! Будет развал на мелкие страны, в этом помогут!
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь