Таки шекель

00:01 13/08/2017 Финансы
Таки шекель

Передовые финансовые технологии добрались до самой консервативной части общества. Цифровые валюты — аналоги биткоина — входят в жизнь религиозных людей. Пионерами стали иудеи: кошерная криптовалюта вот-вот должна появиться в России. «Лента.ру» выясняла, как виртуальные деньги распространяются среди последователей разных религий.

Шесть выдающихся евреев

Российский предприниматель и бизнес-тренер Вячеслав Семенчук решил приобщиться к криптотехнологиям и зашел в эту область с неожиданной стороны. Он запускает Bitcoen — первую в мире кошерную цифровую валюту, которая должна работать по правилам иудаизма. Участники системы Bitcoen смогут получать беспроцентные кредиты, а каждый десятый коин передадут еврейской общине.

«Мы рассчитываем, что криптовалюта охватит все еврейские общины по всему миру. И основным гарантом стабильности здесь выступает тот фактор, что ключи от управления криптовалютой будут находиться в руках самых уважаемых членов общины, а не в руках каких-то программистов», — сказал по этому поводу пресс-секретарь главного раввина России Михаил Лидогостер.

Предполагается, что за выпуском Bitcoen присмотрит так называемый «Совет шести». Шесть выдающихся людей (каждый — в своей области: бизнес, политика, финансы, технологии, общественная деятельность, культура; их имена не называются) получат по одной части цифрового ключа. Какое-либо важное решение — например, ограничение вывода денег из системы — можно принять только при одном условии: все шестеро собираются в специальной комнате, складывают шесть частей ключа и голосуют.

Семенчук сообщил, что запланирован выпуск 100 миллионов Bitcoen, стоимость одной «кошерной монеты» на старте составит 1 доллар. Через два года капитализация проекта достигнет 1,5 миллиарда долларов, надеется он. То есть Bitcoen должен подорожать в 15 раз. «Еврейская община — единственная в мире, в рамках которой может быть создана собственная полноценная и самодостаточная криптовалюта, признаваемая всеми членами сообщества», — полагает предприниматель.

Bitcoen сейчас существует только в виде концепции и на биржах пока не торгуется, но его уже успели раскритиковать. Писатель Лев Виленский разносит саму идею кошерной криптовалюты в пух и прах.

«Нелепица номер один: нет курса перевода Bitcoen в шекель! Если уж речь идет о какой-то таинственной еврейской криптовалюте, отчего она никак не привязана к валюте еврейского государства?» — задается он вопросом. Кроме того, по его словам, в иудаизме нет понятия кошерности денег, оно относится в основном к еде, частично — к одежде. Виленский полагает, что проект Bitcoen — либо мошенничество, либо розыгрыш «с антисемитским душком».

«Понятие кошерности равнозначно пригодности, возможности использовать, и оно может быть распространено на любую сферу. Иудеям запрещено участвовать, в том числе получать прибыль или финансировать, в продаже пищи, в которой используется смесь молочного и мясного, запрещается одалживать деньги иудеям под проценты, запрещается торговать квасным в Песах и так далее. Проблема усиливается тем, что сегодня различные доверительные, пенсионные фонды вкладывают деньги, часто не сообщая вкладчикам, что именно они профинансировали. И для людей богобоязненных это большая проблема. Если появится возможность следить за судьбой вложенных денег, такой проект имеет все шансы оказаться востребованным среди религиозных иудеев», — прокомментировал главный раввин Самары Моше Эстрин.

Мы верим в золото

Успешное внедрение и распространение еврейских цифровых денег остается под вопросом. Между тем исламский мир уже обзавелся собственной криптовалютой. Это OneGramCoin (OGC). Проект, запущенный в ОАЭ, вышел на ICO (аналог размещения акций на бирже, смешанного с краудфандингом); 15 сентября ожидается тестовый запуск системы. Ее создатели могут привлечь свыше 500 миллионов долларов, что сделает OGC самым дорогим ICO в истории, пишет Forbes.

Слоган кампании по сбору средств — In Gold We Trust, или «Мы верим в золото». Стоимость одного токена OGC эквивалентна цене 1 грамма желтого металла. Всего система поддерживает существование 12 миллионов 400 тысяч 786 коинов. Иными словами, на продажу выставлено свыше 12 тонн золота.

Мир исламских финансов полон ограничений. К примеру, запрещен ссудный процент — то есть правоверному мусульманину можно забыть о классических кредитах. Исламские инвесторы также испытывают трудности с покупкой фьючерсов на золото, поскольку они не обеспечены физическим металлом, а их приобретение может принести владельцу процентный доход. Именно поэтому инвесторы предпочитают тратить деньги на ювелирные изделия или золотые монеты.

Основатели OGC также указывают на то, что большая часть мусульман сейчас и не подозревает, что деньги, которыми они пользуются, едва ли соответствуют шариату. По правилам ислама, пишут авторы проекта, деньги — это драгоценный металл или еда, сотворенное Богом средство обмена, неподвластное порче или коррозии. «Хотя биткоин и другие криптовалюты намного ближе к исламским представлениям о деньгах, они все еще далеки от идеала, так как не подкреплены никакими реальными активами. А значит, нужна более усовершенствованная валюта», — отмечают они. Таким образом, OGC призван стать настоящими исламскими деньгами.

В России пока ни о чем подобном не думают. Пример Bitcoen остается единственной попыткой запустить в стране криптовалюту, связанную с религией. При этом российские мусульмане понимают всю важность новых технологий.

«Криптовалюты — это вопрос сегодняшнего и завтрашнего дня. Если они существуют — на то воля Всевышнего, и значит, их можно использовать. Если иудейская община считает необходимым ввести для своих расчетов виртуальные валюты, то это можно приветствовать, главное, чтобы это не противоречило законодательству России. А мы вполне комфортно чувствуем себя и в рублевой зоне», — прокомментировал президент Ассоциации предпринимателей-мусульман Айдар Шагимарданов.

Традиционная ориентация

Иудейская и мусульманская общины так или иначе входят в мир цифровых денег. А христиане, как оказалось, являются самым консервативным религиозным течением с точки зрения финансовых технологий. Судя по всему, у них пока нет никаких планов по запуску собственных аналогов биткоина. Церковь делает ставку на традиционную экономику.

Ватикан, который с большим трудом переваривает и усваивает перемены (Папа Римский только в 2010 году признал, что использовать презервативы можно, поскольку они защищают от СПИДа), занимается сдачей жилья в аренду (две тысячи домов и квартир по всей Италии) и банковским делом. Англиканская церковь очень успешно зарабатывает инвестициями. Мормоны владеют торговыми центрами, а РПЦ имела долю в «Пересвете».

Различные ветви христианства — каждая по своему — вовлечены в классическую финансовую систему, существующую вот уже несколько столетий. Последователи Христа пока не планируют активно внедрять в свою жизнь криптотехнологии.

Более того, некоторые православные считают биткоин орудием антихриста, а экономические интересы патриарха Кирилла ограничиваются борьбой с мироедами-микрокредиторами и созданием банка для бедняков.

Ну, а другие приверженцы православия — такие как протодиакон Андрей Кураев — просто не видят в цифровых валютах ничего нового. Для него биткоины — те же деньги, обернутые в новомодную оболочку.

«Я застал времена позднего СССР и ранней демократии — тогда каждый завод в стране свою валюту выпускал. Так что ничего нового в этой затее в принципе нет. Дальше — кому как понравится. С другой стороны, пока это еще не очень законно с точки зрения законодательства России», — заключил Кураев.

Марат Селезнев
Дмитрий Мигунов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(121):

12 3 456 ... +1
0 +0−0Richard Brahman18:33:02
13/08/2017
0 +0−0Nekto Lemov15:46:33
13/08/2017
Это не русофобия, просто евреи другой народ с другой духовностью плохо стыкующейся с русской. Но всё дело в том что евреи хорошо вписаны в современный мир построенный на рыночной экономике и товарно-денежных отношениях, а русские - нет. Поэтому именно русским придётся подправить свою духовность во имя собственной выживаемости...
духовность, вообще плохо стыкуется с экономикой (и это в любой религии), а играть в религию, при этом только и думать о деньгах ,- это лицемерие
0 +0−0Richard Brahman18:27:58
13/08/2017
0 +0−0Nekto Lemov10:28:11
13/08/2017
Увы, самая настоящая. Весь иудаизм без священичества, канона и устава это сплошной контрафакт. Вот взять к примеру каббалу, она появилась в самом начале 13 века н.э. в Испании, там как раз прорезалась эта книга Зогар. А сам иудаизм возник в 13 веке до н.э. Как же он существовал без каббалы все эти 26 веков (!!??) Так разве ж можно эту каббалу было канонизировать, если бы и было кому (без священичества это в принципе невозможно)?? Конечно нет, а по факту каббала распространилась так, что насквозь пронизывает иудаизм, как если бы она была всегда...
для развития религии, нужны святые и мудрецы, которые возникают один на миллион рядовых верующих, канон в приблизительной форме - это тора, единый патриарх это тоталитаризм. Нужно взять пример с Индии, где нет никаких единых патриархов, но их религия и святые - самые великие в мире. Люди, ищущие контакта с Богом находят того, кто продвинулся на этом пути, и такой человек посылается в наш мир, когда есть много таких ищущих. Никакими реформами здесь не поможешь
0 +0−0Alex Passov18:25:02
13/08/2017
0 +0−0Nekto Lemov10:28:11
13/08/2017
Увы, самая настоящая. Весь иудаизм без священичества, канона и устава это сплошной контрафакт. Вот взять к примеру каббалу, она появилась в самом начале 13 века н.э. в Испании, там как раз прорезалась эта книга Зогар. А сам иудаизм возник в 13 веке до н.э. Как же он существовал без каббалы все эти 26 веков (!!??) Так разве ж можно эту каббалу было канонизировать, если бы и было кому (без священичества это в принципе невозможно)?? Конечно нет, а по факту каббала распространилась так, что насквозь пронизывает иудаизм, как если бы она была всегда...
Kabbala poyavilas' vo 2 veke. Avtor (osnovnoy) Zohar - Shimon bar Yohay.
0 +0−0Richard Brahman18:15:35
13/08/2017
1 +0−0Пушкинд10:28:49
13/08/2017
что интересно, в этом "сумрачном состоянии" иудаизм 2000 лет избегает религиозных войн между своими адептами, не имеет зажравшуюся касту поповскую и сохраняет для любого своего адепта ПОЛНУЮ независимость от всех, в том числе и от общины.
зажравшаяся каста поповская, а в данном случае раввинская, вполне даже имеет место быть, просто паства у них поменьше и доильные аппараты менее изощренные, меньше ритуалов, поэтому и ритуальных услуг поменьше.
0 +0−0Richard Brahman18:07:51
13/08/2017
2 +0−0Nekto Lemov09:46:01
13/08/2017
Не скажите, что-то отвратное в них есть.
Как-то интереса ради записался в синагогу на изучение торы, и был просто поражен низким уровнем этого процесса, с ходу попытались зазомбировать, подсунув Танию вместо Торы, уверяя что это одно и тоже. Лекции читали тупо с матюжком, у меня вообще создалось впечатление что хасиды (а синагога была хасидская), это крайне невежественная и фанатизированная часть иудейства, которая глубоко извратила первоначальный иудаизм, сосредоточившись не на его гуманитарной стороне, обращенной ко всем народам мира, а наоборот, на оторванности, противопоставленности и изоляции.
А вообще иудаизм находится в сумрачном состоянии: ни священичества, ни канона, ни устава, сплошное сектантство.
По сути написанного в статье, я полностью согласен с Виленским, идея некой якобы кошерной валюты полный бред, впрочем ничего умного от этих невежд и сектантов я и не ждал...
их внешний вид почти идентичен православным монахам, длинные бороды, черные одежды, хасиды и харидим это совершенно разные песни. Отсутствие единоначалия в иудаизме - это отлично, есть хоть какое-то разнообразие и полемика, чего абсолютно нет в православии. А по сути, внешняя форма поклонения, ни в одной религии не дает духовной реализации, нужно нырять глубже.
0 +0−0Richard Brahman17:59:20
13/08/2017
1 +0−0sasha alex11:28:29
13/08/2017
я если честно не разу не видел на ленте фоток скажем из израильской силиконовой долины,тех евреев которые инженеры в хай-теке,или студентов на фоне техниона.
только вот этих религиозных и причем под любыми статьями про евреев.
как буд то кроме ортодоксов в израиле нет других.
это все равно что в израиле бы под любой статьей про русских и россию вставляли фотки пьяных валяющихся под забором и после 10 статей рядовой израильтянин имел представление что все русские алкаши.
потому что эта предполагаемая валюта нацелена на религиозных евреев, а не на студентов Техниона
0 +0−0Richard Brahman17:57:21
13/08/2017
0 +0−0Vadim Ashdodskiy12:31:27
13/08/2017
Харедим - это более привычный для израильского уха термин, означающий приверженцев ультра-ортодоксальных течений иудаизма. В иудаизме харедим идеологически занимают примерно такое же место, как ваххабиты в исламе (не обладая, разумеется, воинственностью последних).
скорее староверы в православии
0 +0−0Nekto Lemov15:48:41
13/08/2017
0 +0−0Zhuk11:20:08
13/08/2017
Тут писал человек из Иерусалима, никто из еввреев его факты оспорить не смог. Он говорил, что израильским репортерам и вообще СМИ ЗАПРЕЩАЛОСЬ освещать войну в Югославии со стороны идущей вразрез американской официальной позиции. Ага, все врут, да.
Чушь полная, в Израиле слишком много свободы, там в кнессете даже сидят откровенные ненавистники еврейства и государственности, и это отнюдь не только арабы...
0 +0−0Nekto Lemov15:46:33
13/08/2017
0 +0−0Zhuk11:00:08
13/08/2017
Угу, а когда на Ленте пишут сугубо русофобские статьи ты в сторонке помалкиваешь. Не параной, тут всем покер на евреев, антисемитизм скорее исключение из правил.
Это не русофобия, просто евреи другой народ с другой духовностью плохо стыкующейся с русской. Но всё дело в том что евреи хорошо вписаны в современный мир построенный на рыночной экономике и товарно-денежных отношениях, а русские - нет. Поэтому именно русским придётся подправить свою духовность во имя собственной выживаемости...
0 +0−0Nekto Lemov15:38:36
13/08/2017
0 +0−0Vadim Ashdodskiy13:18:13
13/08/2017
Нет, никакой связи. Они ходят в той одежде, в которой ходили пару-тройку столетий назад в Европе (в Польше, например, или в Литве). Для меня загадка, почему привычная и подходящая для того времени и места одежда стала для харедим частью традиции, но никакой связи с религией или холокостом тут нет.
С религией есть, одежда выражает траур и скорбь по разрушенному храму. Только после отстройки третьего храма дресс код сменится на светлый...
0 +0−0Nekto Lemov15:36:55
13/08/2017
0 +0−0Нестор Махно12:25:38
13/08/2017
Ходить в чёрном у них это типа постоянная память о лохокосте.
Нет, чёрная униформа - это траур по разрушенному храму, так одевались задолго до холокоста...
0 +0−0Nekto Lemov15:31:20
13/08/2017
0 +0−0Пушкинд12:18:34
13/08/2017
тебя не заносит ли, милый человек?
все синагоги левые, все евреи придурки, что не знают как с обращаться со своим божеством...
Один ты все понимаешь, но остался неуслышанным!
Нет, тут что-то другое, возможно дух, который есть даже у атеистов и делает их частью единой общности и который сильнее любых доводов рассудка. А с точки зрения самой религии, э-э, да нет уже этой религии, всё вот на духе построено и это к лучшему потому что благодаря ему даже атеисты остаются евреями.
Но религию лучше всё таки подправить, а то как бы всяких там нежелательных противоречий не вылезло...
0 +0−0Nekto Lemov15:13:51
13/08/2017
0 +0−0Пушкинд12:25:09
13/08/2017
это не войны, это религиозные диспуты, которые могут и в драку перерасти даже. С отбиранием шапок.
Но потом, когда мирятся, шапки возвращают.
Вы правы в одном - иудаизм лишен догм и каждый еврей верит и соблюдает заповеди в своей личной и особенной для него пропорции. Идеальных нет.
Ну в случае хасидов и литваков это было скорее всё таки война, там было полное взаимное непризнание, проклятия и даже доносительство в полицию или что тогда было в Речи Посполитой, но что можно было ждать от людей 17 века, самоисключившихся из среды европейского просветительского гуманизма. Это как примерно у христиан было в 15 веке, когда случилась реформация.
Однако, переходя к нашему времени, я давно сделал вывод что весь раввинистический иудаизм по духу своему плохо стыкуется с сионизмом и даже скорее противоречит ему, так как выражает дух униженного и рассеянного народа, народа пребывающего в скорби, трауре и страдании. Поэтому, как мне кажется, поскольку иудаизм это всё таки источник духовности еврейского народа, он в современном мире в Израиле должен пережить глубокую реформацию, обретя такие важнейшие атрибуты полноценной религии как: священничество, устав и канон. Последние два должны быть полностью быть адаптированны к реальностям нашего времени. Иначе будет то что мы имеем сегодня, когда ортодоксальные верующие раздражают и даже порой вызывают ненависть своих соотечественников и соплеменников, когда демонстративно ведут антисоциальный образ жизни в еврейском государстве и ещё пытаются устанавливать свои порядки и повелевать другими...
0 +0−0WHIPPET14:34:31
13/08/2017
0 +0−0igor Brodetskiy06:31:25
13/08/2017
что было хорошевого в совковом безналичном рассчете?
сама идея
0 +0−0Anatoly Seryakov14:16:42
13/08/2017
0 +0−0Vadim Ashdodskiy12:31:27
13/08/2017
Харедим - это более привычный для израильского уха термин, означающий приверженцев ультра-ортодоксальных течений иудаизма. В иудаизме харедим идеологически занимают примерно такое же место, как ваххабиты в исламе (не обладая, разумеется, воинственностью последних).
Угу, 11% чернокипных, грабящих работящих русских израильтян ! :-(
0 +0−0Zhuk13:30:09
13/08/2017
0 +0−0Vadim Ashdodskiy13:23:30
13/08/2017
Может быть он чистосердечно заблуждался, принимая общий тон СМИ за заданный сверху, а может просто хотел сказать какую-то гадость о стране, в которой не нашёл себя. Не знаю. Но в любом случае политической цензуры в израильских СМИ нет. Это не значит, что весь возможный диапазон мнений представлен в равных пропорциях, но нет политически мотивированного регулирования со стороны правительственных структур.
Может и так.
0 +0−0Vadim Ashdodskiy13:23:30
13/08/2017
0 +0−0Zhuk13:12:22
13/08/2017
Это не меня обманули, это человек Пушкинду писал, а потом уже я присоединился к разговору.
Может быть он чистосердечно заблуждался, принимая общий тон СМИ за заданный сверху, а может просто хотел сказать какую-то гадость о стране, в которой не нашёл себя. Не знаю. Но в любом случае политической цензуры в израильских СМИ нет. Это не значит, что весь возможный диапазон мнений представлен в равных пропорциях, но нет политически мотивированного регулирования со стороны правительственных структур.
0 +0−0Zhuk13:22:58
13/08/2017
0 +0−0Пушкинд13:20:26
13/08/2017
на этот раз ты выкрутился
Дык на Ленте полно таких статей.
0 +0−0Zhuk13:21:20
13/08/2017
1 +0−0Vadim Ashdodskiy12:21:00
13/08/2017
Запретить СМИ в Израиле что-то публиковать можно лишь судебным запретом на публикацию. Это рутинная процедура, например, по отношению к оперативным деталям, имеющим отношения к безопасности или интересам расследования, а также к раскрытию личностей пострадавших (в терактах или авариях не важно). Наложить запрет на публикации на политическую тему - или обязать освещать конкретную тему в определённом ключе? Это абсолютно исключено. Если вам рассказывали, что такое произошло в Израиле в последние два-три десятилетия - да, вас обманули.
А тот человек узнал эту инфу от израильского корреспондента, я сильно сомневаюсь что он лжет.
0 +0−0Пушкинд13:20:26
13/08/2017
0 +0−0Zhuk13:11:07
13/08/2017
на этот раз ты выкрутился
12 3 456 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь