«Крестьяне вынесли империи приговор»

00:03 12/08/2017 Наука и техника
«Крестьяне вынесли империи приговор»

Почему демократические традиции в России древнее авторитарных? Было ли российское крепостничество похоже на американское плантационное рабство? Как недостатки крестьянской реформы 1861 года подготовили почву для русских революций XX века? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики и старший научный сотрудник Принстонского университета Игорь Христофоров.

Природа крепостного права

«Лента.ру»: Американский историк Ричард Пайпс в своей книге «Россия при старом режиме» пишет, что наше крепостное право нельзя отождествлять с классическим рабством. Он указывает, что российские крестьяне жили в своих домах, а не в невольничьих бараках; в поле они работали под началом старших членов семьи, а не надсмотрщиков; и, что самое главное, им принадлежала значительная часть создаваемого ими прибавочного продукта. Вы согласны с этим мнением?

Христофоров:Пайпс — яркий представитель тоталитарной школы в западной историографии, которая пыталась объяснить все особенности исторического процесса в России якобы существовавшей у русских на протяжении веков склонностью к авторитаризму. Поэтому для Пайпса крепостное право — не более чем метафора, иллюстрирующая эту склонность. К современной науке такой подход имеет мало отношения.

Почему?

Потому что сейчас ясно, что крепостного права как единой и неизменной системы доминирования и организации хозяйства никогда не существовало, как, впрочем, и рабства. Многие современные историки (например, Алессандро Станциани) вообще считают, что очень сложно провести грань между свободным трудом и несвободным. Даже по отношению к классическому капитализму британского образца едва ли уместно говорить о свободе, поскольку английские рабочие фактически были бесправны.

Чем же тогда было крепостное право?

Сложной и изменчивой совокупностью институтов и практик, главным образом неформальных. При этом с середины XVII века, когда Уложение царя Алексея Михайловича ясно зафиксировало прикрепление крестьян к земле и владельцам, и до середины XIX века в России так многое изменилось, что подводить эти эпохи под один «зонтик» просто бессмысленно. Но и в пределах одного хронологического периода — скажем, в последние десятилетия перед освобождением крестьян — существовало множество разных моделей крепостного права: в зависимости от региона, типа помещичьей экономии (размеров имения, способов извлечения помещиками дохода) и многих других факторов.

Скажем, в оброчной деревне, как показала недавно Трейси Деннисон, крепостные крестьяне были порой гораздо свободнее представителей иных формально свободных сословий. Они покупали и продавали землю, передвигались по всей России, совершали различные финансовые операции. При этом речь не о кучке крепостных предпринимателей-толстосумов, а о гораздо более широком явлении. Разве это похоже на хрестоматийное рабство с бараками и надсмотрщиками?

В то же время в малоземельных и барщинных регионах — скажем, в какой-нибудь Тамбовской или Полтавской губернии — большинство крестьян прозябало на крошечных клочках земли в нищете и бесправии.

Как вы относитесь к работе Леонида Милова «Великорусский пахарь…», где он обосновывал предопределенность крепостного права всем ходом русской истории?

Если Пайпс — сторонник политического детерминизма, то Леонид Васильевич в 90-е годы пришел к детерминизму географическому. Милов считал, что российский климат и зона рискованного земледелия предопределили скудость доступных обществу ресурсов и заставили государство жестко их контролировать и распределять (отсюда и крепостное право). Но ведь ясно, что сводить к природно-климатическим условиям все разнообразие исторического процесса нельзя.

«Крестьянство в России было более свободным, чем западноевропейское»

Чем же тогда можно объяснить крепостное право?

Повторю: какого-то единого и неизменного крепостного права в России не существовало. Объяснять поэтому нужно не крепостничество вообще — это фикция, — а то, как различные институты и практики менялись в тех или иных условиях. Главный вопрос в этом смысле — как усиление внешнего давления на крестьян (со стороны помещиков и государства) накладывалось на внутреннюю эволюцию крестьянской общины, как крестьяне приспосабливались и сопротивлялись, и как из этих процессов родилась та реальность, которую пришлось «отменять» в 1861 году.

Крепостническую систему нельзя свести к какому-то одному фактору: суровому климату, воле государства или помещиков, потребности растущей империи в ресурсах. Нужно смотреть на становление крепостничества «снизу», понять, как оно «работало» в разное время и в разных местах, а уже потом заниматься макромоделями.

Возвращаясь к первому вопросу: вы согласны с Пайпсом, что нельзя крепостное право отождествлять с рабством?

Отождествлять одно историческое явление с другим вообще вряд ли стоит, а вот сравнивать, конечно, можно.

Я уточняю этот вопрос потому, что сейчас есть много спекуляций на сей счет. Не только публицисты или политики, но и некоторые историки говорят о рабском менталитете нашего народа, к месту и не к месту вспоминая фразу Лермонтова о «стране рабов, стране господ»: дескать, что вы хотите от страны, где только полтора века назад отменили рабство…

Демократические традиции в России гораздо древнее авторитарных. Кроме того, не стоит путать претензии власти с реальным контролем. Даже в период апогея самодержавия правительство, желая казаться всемогущим, на самом деле было очень слабым и не могло контролировать даже само себя, не то что страну. Спорадические, конвульсивные вспышки избыточного насилия со стороны власти лишь отражали эту слабость. Вот и крестьянство в России и в XII, и в XVI веках было более свободным, чем западноевропейское, — не из-за свободолюбия элит, конечно, а из-за слабости власти.

Когда же у нас произошло закручивание гаек?

Идеологически и институционально на Московскую Русь, конечно, серьезно повлиял ордынский период ее истории. Потом, во второй половине XV века и особенно в первой половине XVI века, она мучительно искала путь дальнейшего развития. Конец этому процессу положил Иван Грозный. Кровавый хаос и разруха, в которые он погрузил страну, отбросили ее далеко назад. Главной задачей вновь стало выживание.

Но ключевым для становления жесткого централизованного государства и окончательного закрепощения крестьянства стало правление Петра I. Воплощение его имперских амбиций потребовало такой концентрации ресурсов, что в ход пошли самые радикальные по тем временам средства, которые резко сократили пространство личных и корпоративных свобод. Но и государство в итоге стало не столько сильным, сколько разбухшим и малоподвижным.

«Свобода лучше несвободы»

Вернемся к реформе 1861 года. Есть еще один миф, связанный с этим временем: якобы почти все крестьянское население составляли крепостные. Так ли это?

Нет. К концу правления Николая I доля помещичьих крестьян сильно сократилась и составляла примерно треть от всего населения России. Примерно столько же было государственных и удельных крестьян.

То есть в течение десятилетий, предшествующих 1861 году, в России шел непрерывный процесс постепенного освобождения крестьянства?

Не уверен, что этот процесс можно назвать освобождением, но в первой половине XIX века доля крепостных крестьян действительно неуклонно снижалась. Дело в том, что правительство прекратило раздачу казенных крестьян помещикам и, наоборот, старалось по возможности выкупать крепостных в казну (конечно, они выкупались и сами). Главное же — многочисленные рекрутские наборы изымали из крепостного состояния и самих рекрутов, и их потомство.

В своих работах вы утверждаете, что отмена крепостного права не была обусловлена экономическими причинами. Неужели эта система хозяйствования могла существовать еще много десятилетий?

Классическое советское представление об экономическом крахе крепостничества к 1850-м годам, о революционной ситуации — это идеологическая фантазия. Говорить об остром кризисе в помещичьем секторе экономики нет оснований — это была, так сказать, эпоха стабильности. Конечно, крепостническая система и разбухшее государство стали причиной глубоких диспропорций в экономическом развитии. Это был явный тупик, особенно заметный на фоне стремительной индустриализации в Западной Европе. Но, как мы знаем по множеству других примеров, загнивать можно очень долго.

Вот тут как раз очень уместно сравнить нашу ситуацию с отменой рабства в США. Знаменитый американский экономист Роберт Фогель в свое время показал, что плантационное рабство в южных штатах накануне его отмены экономически было вполне рентабельным и могло бы успешно существовать еще много десятилетий. И уничтожение рабства в США, и отмена крепостного права в России были вызваны не экономическими, а скорее политическими и идеологическими причинами.

Если говорить о нашей стране — какими?

Примерно с эпохи Екатерины II русское образованное общество постепенно утверждалось во мнении, что крепостное право — аномалия, а не норма, что «свобода лучше несвободы». К середине XIX века многие помещики считали для себя постыдным владеть крепостными душами. Новое поколение элиты выросло под влиянием этого комплекса вины. К тому же популярная тогда либеральная экономическая доктрина однозначно утверждала, что свободный труд гораздо производительнее подневольного.

Послекрымский консенсус

А как на отмену крепостного права повлияло поражение России в Крымской войне?

Не будем забывать, что эта война совсем не была катастрофой общенационального масштаба вроде того, чем стала для империи Наполеона III франко-прусская война 1870-1871 годов. Крымская война наглядно продемонстрировала не столько военную слабость России, сколько несоответствие ее международных амбиций реальным возможностям. Николай I считал себя ключевой фигурой в европейской политике, разве что Англию воспринимая как равного партнера.

И тут выяснилось, что все совсем не так: Россия не просто была вынуждена воевать на своей территории, но и проиграла все сражения в Крыму сравнительно небольшому англо-французскому экспедиционному корпусу. Конечно, заметна была отсталость в технологиях и средствах коммуникации. Скажем, о поражениях в Крыму в Петербурге за неимением собственной телеграфной связи узнавали из вражеских столиц. Но главное заключалось в том, что Крымская война выявила неэффективность и коррумпированность государственного аппарата. Всем стало ясно, что николаевская административная система просто не работает.

То есть, говоря современным языком, после Крымской войны в элитах установился консенсус, что дальше так жить нельзя?

Да, слишком уж большим оказался разрыв между официальной пропагандистской картинкой и реальностью. Военные неудачи совпали со сменой монарха, с транзитом власти. После внезапной смерти Николая I и воцарения его сына Александра II необходимость серьезных преобразований уже почти никто не подвергал сомнению.

На кого опирался Александр II в своих реформаторских устремлениях?

Первоначально на довольно широкую коалицию сторонников перемен. Но внутриэлитный консенсус установился лишь на короткий период времени (1856-1857 годы), получивший название «оттепели». Когда же дело дошло до обсуждения конкретных реформ, довольно быстро сформировались различные противоборствующие группировки, между которыми и лавировал император. Тем самым он пытался — и довольно успешно — создать систему «сдержек и противовесов» и позиционировать себя как последнюю инстанцию во внутриэлитных конфликтах. Так что в результате либеральных реформ самодержавная власть, как ни парадоксально, лишь укрепилась.

Это была авторитарная модернизация?

Да. В итоге общество, несмотря на колоссальный запрос на политические перемены, было отодвинуто от обсуждения ключевых реформ. Главную опору Александр II нашел в молодом поколении правящей элиты, в своих ровесниках, которые поначалу были чиновниками второго и третьего эшелонов власти. Это было поколение технократов, выросших на европейской либеральной мысли (прежде всего, французской), что, впрочем, не мешало им делать карьеру в николаевской системе. Напротив, образование и деловая хватка выгодно отличали их от прежнего поколения бюрократов, окружавших Николая I, постаревших вместе с ним и панически боявшихся любых перемен.

«Правительство панически боялось революции»

Почему многие помещики в ходе обсуждения будущей реформы предлагали освободить крестьян без выкупных платежей, но и без земли?

В черноземных губерниях, где в дефиците была земля, помещики действительно готовы были отпустить крестьян на все четыре стороны, лишь бы не наделять их землей. Но на территориях с преобладанием оброчной системы все было наоборот: земля стоила мало, а главный капитал помещиков составляли люди. Тут землевладельцы требовали обязательного выкупа земли крестьянами и правительственных гарантий.

В итоге правительство, сыграв на этих противоречиях, предложило дворянству компромиссную модель реформы, в которой роль и помещиков, и крестьян была сведена к минимуму. Крестьяне в обязательном порядке получали земельные наделы по нормам и за цену, которые определялись в Петербурге. Тем самым государство взяло на себя всю огромную ответственность по урегулированию того, что позже стали называть аграрным вопросом.

Насколько это решение было удачным?

Как стало ясно позже, этот подход привел к катастрофическим последствиям. Вместо того чтобы упразднить старые институты и нормы или позволить им, приспосабливаясь к рынку, эволюционировать во что-то новое, правительство фактически их зацементировало. Власть побоялась дать крестьянам реальную свободу распоряжения своей судьбой. Место помещика просто заняли община и местные чиновники.

Почему же правительство не решилось уничтожить общину, очевидно тянувшую страну назад, как это потом понял Столыпин?

Крестьяне интересовали государство прежде всего как источник доходов. Как при крепостном праве, так и после его отмены община была лишь инструментом для контроля над крестьянами и взимания с них податей. С помощью общины, паспортной системы и круговой поруки власть стремилась максимально ограничить мобильность крестьян, заставить их оставаться крестьянами.

Зачем?

А кто же будет платить налоги? Кроме того, правительство панически боялось революции, а появление пролетариата считалось одной из главных ее предпосылок.

Как вы думаете, община была исконным институтом русской истории или позднейшим нововведением для контроля над закрепощенным крестьянством?

Это славянофилы любили рассуждать об уникальности русской общины. На самом же деле переделы земли, которые считались главным признаком присущего русским крестьянам коллективистского духа, были навязаны общине государством и помещиками. Как и круговая порука, они должны были обеспечивать платежеспособность крестьян.

От реформы к революции

Часто говорят, что решения, принятые в 1861 году, стали одной из предпосылок не только 1905 года, как писал еще Ленин, но и 1917-го. Вы согласны с этим?

С одной стороны, революция 1917 года выросла из Первой мировой войны. Не стоит забывать, что война привела к краху четырех европейских империй. С другой — у каждой из рухнувших империй был свой набор проблем и уязвимых мест. В России самым «слабым звеном» было именно крестьянство — бедное, дезориентированное и глубоко неудовлетворенное своим положением.

Оставаясь в плену у представлений о патриархальных и верноподданных мужиках, власть долгие десятилетия пыталась «подморозить» деревню или просто игнорировала ее проблемы. Когда в 1905 году по сельской России прокатились массовые беспорядки, некоторые иллюзии исчезли. Но столыпинские реформы были явно запоздалыми и очень ограниченными. Полноправных граждан из крестьян сделать так и не получилось. И когда началась революция, именно крестьяне вынесли империи окончательный приговор.

Можно ли было этого избежать?

Представлять любую революцию злом глубоко неверно. Революции — неизбежный и естественный спутник становления современного общества. Другое дело, что такой кровавой и жестокой революции, какая произошла в нашей стране, могло бы и не быть, если бы власть смогла расстаться со своими фобиями и фантазиями. У нее просто не оказалось элементарной оптики, чтобы понять и грамотно оценить реальный масштаб социальных перемен, произошедших в России после отмены крепостного права в 1861 году.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(284):

123 4 567 ... +1
1 +0−0Пушкинд12:31:52
12/08/2017
-3 +0−0Jesse Pinkman11:55:22
12/08/2017
Это и твоя история тоже конечно. Только обстоятельства другие, в отличии от ватанов. Ведь своего государства у евреев не было в то время, приходилось жить в чужих.
Ну, в этом была злая воля не-евреев с довольно давних времён.
1 +0−0Jesse Pinkman12:23:28
12/08/2017
0 +0−0Frajer12:19:23
12/08/2017
Искусственно и насилием Золотой Ордьі созданная Московия всегда бьіла, есть и будет страной рабов!
А ты из какой свободолюбивой и гордой страны будешь?
1 +0−0Владислав Юрьевич Борщ11:41:33
12/08/2017
0 +0−0№-214023907:33:17
12/08/2017
РКМП, блeaть, и фкус француской булки.
на таком фоне возня с матильдой просто смехотворна, а поклонская с учителем - мелкие скоморохи, кто ваще это испражнение про гламурного царевича смотреть пойдет?
ну я пойду. После того как вы мракобесы устоили такой шабаш вокруг какого то худеожественного фильма, с крестными ходами, Кадровцами и прочим, нужно пойти обязательно!
1 +0−0Владислав Юрьевич Борщ11:37:44
12/08/2017
2 +0−0Yaroslav Pushkin11:29:20
12/08/2017
пипец, какие то отбросы роются в истории России и лгут не переставая то об одном, то о другом....
Забавно ,что ты не имея ни одного аргумента против, уже брызжешь дерьмом и пытаешься задеть историка, который уж точно знает о ситуации больше твоего.
1 +0−0Иван Петров10:00:49
12/08/2017
Более свободны потому что более слабая власть. Что за бред? Слабого царя с лихвой засеняли салтычихи
1 +0−0Ataka Salata07:13:48
12/08/2017
0 +0−0Марк Опыт06:41:59
12/08/2017
Вероятно, Великий Новгород и ранее, жестокий авторитаризм с Вани пошёл, уклад общества не был постоянным
Великий Новгород это как нынешняя ВНА. у кого бандитов под ружьем больше, тот и режет оппонентов на вече.
1 +0−0Федя Матроскин02:00:04
12/08/2017
0 +0−0№-323502401:51:57
12/08/2017
Нет чёрно-белой истории,есть просто история с разными страницами в ней у всех без исключения-подчёркиваю это! Европейцам можно гордится за свой влад в мировую историю,наукой,культурой,способностью построить комфортные для себя условия но есть и огромный стыд за фашизм и за многое другое,так и России -стыд за эксплотацию соплемеников за тиранию,репрессии,а гордость за культуру -музыку,лит-ру ,за достойные военные победы в защите страны.И так любой стране,народу
еще добавлю, поскольку я сам не русский по крови, и некоторые мои друзья тоже не русские россияне, нигде... вообще нигде в мире ни одна империя не сделала столько для сохранения идентичности и языковой культуры для малых народов. вот такая каверза в истории получается. для некоторых народов, чтоб сохранить создавался даже алфавит. Где такое есть в западном мире?
даже новое их Мульти-Культи и то оказалась всего лишь формой плавной ассимиляции.
Но это и слабая сторона русского мира. Как оказывается в новом мире. На это они и будут бить. Покупать, затягивать к себе элиту этих малых народов.
1 +0−0Марк Опыт01:21:20
12/08/2017
"У нее просто не оказалось элементарной оптики, чтобы понять и грамотно оценить реальных масштаб социальных перемен, произошедших в России после отмены крепостного права в 1861 году."

"Страшно далеки от народа" и если продавали людей вместе с деревнями или по отдельности, то разве это не рабство?

Собственно синдром фараона в лице выбранного боярами царя, -- разве это наместник Божий?
Интересы широких народных масс не были представлены в системе управления государством, вообще не представлены. Можно понять но не принять ограничения в доступе к принятию политических международных решений, но ограничениями экономических прав отказывают в правах на мораль и бизнес на основе моральных исков. Это дискриминация и претензии на Божественную безусловную правоту царской элиты.

Да, и "наместники" Божьи, -- продукт массового обмана на доверии, а бояре "просекли" фишку и сыграли в царство и свиту, которая делает короля:

#честь;

Свита делает Короля?
А то никто не знает? Вначале шут,
при помощи людишек верных,
будет сделан по подставе, –
«маленько» спутали с пiдставой* украинской, –
ведь Королю без клоуна на троне кнут?
Как только согласился наш Король быть шут и нюх, –
он свите отдан на расправу, –
а что ж то за Король, что он не он и мать его не мать, –
не личность он когда пред Богом всем ответ держать?

________
*пiдстава, укр., – основания, причины, а не подстава;

#право #воля #детство #чин;
1 +0−0№-323502401:01:44
12/08/2017
-1 +0−0Федя Матроскин00:34:38
12/08/2017
Пайпс не изучал Россию, просто напросто сравнивал используя свое западное мировозрение. Он просто не в состоянии оказался представить, что кто-то где-то живет по другим законам и организует свое общество по своему. Ведь история России не такая как история США. И почему там должны быть схожие мотивы рабства?
Потому и все эти западные наскоки все ещё - не видя бревна у себя, замечали щепку в глазу у других. Природа их такая, чтож сделать. И все еще такая тенденция в мышлении западного человека продолжается. Фашизм там возник. И он никогда никуда не исчезал из сознания. Он лишь все время преобразовывался, подстраивался, становился гуманнее, так сказать. Может они уже скоро начнут наконец народы не порабощать (теперь экономически) и вдавливать туда свои культурные ценности, а сопережывать и просто помогать?
Знаете в чём разница -рабство в США это угнетение одной расой другую,в России же, больше чем где либо по масштабам, угнетались единокровные ,единоверные с одним языком люди и это было инициаровано гос-вом и освещано церквью.Ещё обратите внимание,что все послабления, вплоть до отмены креп.права были инициированы верхами ,а не низами ,не одно из востаний или бунтов не повлияло на это,а вот просвещение помещиков заставило их стыдится за рабство,просвещались же они в Европе в большинстве ,там то намного раньше от этой дикости ушли да и не было у них оно до такого дикарства когда людей на собак меняли
0 +0−0Ataka Salata05:47:11
13/08/2017
0 +0−0№-323502422:22:32
12/08/2017
Князья были у соседних народов, в окружении которых жили и живут вайнахи ,у кабардинцев,дагестанцев,осетин и жили они не лучше вайнахов тем не менее и в развитии дальше не ушли У вайнахов просто была другая структура общества что то на вроде военной аристократии и это не гордость или бравада я не в том возросте чтоб пыжится от чего то не мной лично достигнутого,а просто реальность того,что было. Сев.Кавказ и его народы ведь имели свою историю и до прихода туда России А на счёт"их владельцы (ну типа князьки)"(с) то уж если имам Шамиль не был авторитетом для чеченцев то какие то "владельцы" просто незнаю откуда могли взятся))Нет всё возможно ,может была какая то шайка головорезов с вожаками не поделившими что то или что то подобное
неа, не шайка головорезов. Надо ж изучать историю родной стороны. Как XVII-XIX век так и в ВОВ. Крайне рекомендую работу "НАРОДЫ КАВКАЗА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ". После этой работы у многих кавказских народов (ну или точнее те кто занимается современным мифотворчеством) случился натуральный бартхерт. Все-таки СССР был слишком добрым к своим гражданам и не давал в открытое обсуждение негативные факты, а предпочитал тешить национальное самолюбие рассказывая только положительные факты. А когда внезапно узнаешь, что СССР в 1942 году прекратил призыв 42-х национальностей, практически достигнув уровня Российской империи (где был запрещен призыв 45 национальностей) и что послужило тому причиной... Я уж молчу о возмутительном факте когда в национальные дивизии распределяли из России бойцов аж по квотам Генштаба с целью повышения боеспособности... Тут уж недалеко до переворота в сознании...
0 +0−0Ataka Salata05:30:24
13/08/2017
0 +0−0№-323502423:05:06
12/08/2017
Кстати у вас видимо тоже портативная машина времени есть))))так образно рассказываете архивный документ,как будто сами там были и про массовость грабежей и даже о скоростi бега "владельцев"))))
Так ведь документ то не один. Если хотите я вам порекомендую знатную работу по истории Чечни, написанную в 30-е гг еще. Там про всё. И про нищету и про жизнь за счет грабежей на Военно-Грузинской дороге и регулярные карательные операции русской армии и про тех самых владельцев, наличие которых вы отрицаете.
0 +0−0Ataka Salata05:26:39
13/08/2017
0 +0−0№-323502421:43:40
12/08/2017
Кадыров не мой президент,а говорю только то,что знаю,обвинения,обличения росс.чиновников мне не интересно, Россия не моя страна, в России моя родина и только она меня интересует."Преподавать на родном языке"в России, имеется в виду что? Один урок в неделю родного языка в сельских школах,в городских этого не было вообще.Нас учили о русской зиме,о русских богатырях и о том как мы счастливы,что мы с Россией,а на бытовом уровне я и не говорю-нам на своей земле в транспорте замечания делали,что говорим на своём языке,да сейчас многое изменилось но развития национального нет потому что базы нет и не может быть нам отведена роль придатков России. То что было в приведёных вами примерах ушло и осуждено и эти народы самостоятельны,а баски,каталонцы сохранили и язык и культуру я был в "стране басков" с двух сторон французской,каталонской, вопрос обретения ими независимости это вопрос их решения и она возможна ,мы же лишены такой возможности законом РФ.
Про истребление 80% знаю из наших преданий и фактов исчезновения тейпов ,у нас каждый знает до 14 своих предков ,память предков культ у горцев.
Я вам объяснил как мог о смешанности нахских племён,повторюсь- например ингушами называли только жителей аула Ангушт,а других (те кто теперь ингуши)галгаи,фяпи,мецхальцы,глигвы,цоринцы,ортсхоевцы потом они приняли общее название -слились в одно но были разными даже враждававшими между собой племенами ,тоже самое с чеченцами но больше в разы чем ингуши ,большие и по численности и по кол-ву племена объеденились
Предания это устные легенды и мифы. А XIX век это эпоха письменных источников. И отчеты в Генштаб, как и Жандармского управления никуда не делись. Если у вас нет собственных письменных источников, то значит нет и фактов. А вера в 80% приведет к выводу, что современная численность чеченцев есть результат усиленной заботы Советского государства.
0 +0−0Ataka Salata05:16:45
13/08/2017
1 +0−0Jesse Pinkman12:23:28
12/08/2017
А ты из какой свободолюбивой и гордой страны будешь?
Неужели не понятно, что это из гордой холопщины польской, миллионнократно изнасилованной крымскими татарами и османами.
0 +0−0Ataka Salata05:14:00
13/08/2017
0 +0−0Jesse Pinkman21:54:21
12/08/2017
Ты же прекрасно понял, о каких теориях Маркса я говорю, зачем цирк устраивать?
а! т.е. в политэкономии он гений, а в манифесте Коммунистической партии он дурак? Забавная у вас логика. Но на Западе вообще-то и манифест до сих пор усиленно изучают.
0 +0−0№-194943604:47:57
13/08/2017
1 +0−0Hryun Morzhov23:32:39
12/08/2017
подготовка к введению самой главной скрепы?
власть имущие решили о людишках подумать?
кому тыща душ, а кому и по более?
Главное Михалкова чтоб не обделили.
0 +0−0№-194943604:42:21
13/08/2017
0 +0−0Нехром Нехромыч01:31:11
13/08/2017
Ты удивишься но император был таким же кресттьянином
В прочем как и теперешний раб на галерах.
0 +0−0№-194943604:40:59
13/08/2017
Когда Россия перестала быть «страной рабов» и круговой поруки? Да никогда!
0 +0−0Oleg Petrov03:27:07
13/08/2017
Крестьян никто и не спрашивал, большевики просто устроили майдан и власть захватили, потом и землю у тех же крестьян отобрали.
0 +0−0№-323774301:57:46
13/08/2017
Женщины-бурлаки были не только в России
(Ссылка на img11.nnm.me
В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века.
0 +0−0№-323774301:38:04
13/08/2017
-1 +0−0№-323502423:20:38
12/08/2017
Блевать на землю можно православным? Я видел не раз нарушение канонов
те были больным скотом, которых ты видел - они от вас, упльутков, понабрались паскудных манер
123 4 567 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь