Активный гражданин

18:16 10/08/2017 Россия
Александр Соколов
Александр Соколов

Тверской суд столицы приговорил к 3,5 годам колонии общего режима журналиста РБК Александра Соколова. Его вместе с тремя соратниками: бывшим редактором газеты «Дуэль» (признана экстремистским изданием) Юрием Мухиным, а также Кириллом Барабашем и Валерием Парфеновым осудили за создание экстремистской организации, выступавшей за введение уголовной ответственности за плохое управление страной. Соколова и двоих других фигурантов этого дела взяли под стражу еще в июле 2015 года. С тех пор в его поддержку высказывались многие коллеги из СМИ и общественные деятели, проводились акции и пикеты. Центр «Мемориал» признал Соколова политзаключенным, а в июле появилось коллективное письмо от журналистов, которое символично подписали 282 человека (по аналогии с номером статьи УК об экстремизме). Вопрос о судьбе Соколова также дважды задавали на прямых линиях с президентом России Владимиром Путиным. «Лента.ру» изучила предысторию его ареста.

«Армия» для красоты, «инициатива» для прикрытия

Об обстоятельствах задержания предполагаемых экстремистов — Юрия Мухина, Валерия Парфенова и Александра Соколова, первое время было известно мало. Главред «Свободной прессы» Сергей Шаргунов сообщил, что их «сцапали» в Крыму, а потом этапировали в Москву. По словам Шаргунова, на полуостров Мухин с товарищами прилетел, дабы посетить родственников.

В среду 29 июля 2015 года Хамовнический суд Москвы санкционировал арест всех троих фигурантов, писал РБК. Тогда пресс-секретарь РБК Злата Николаева отметила, что в медийном холдинге изучают «правовые основания преследования Соколова». В декабре был арестован еще один фигурант — Кирилл Барабаш. По приговору Тверского суда, последнего лишили воинского звания полковника, пишет «Медиазона».

В основе обвинения предположение о том, что арестованные продолжали деятельность запрещенной в 2010 году решением Мосгорсуда организации «Армия воли народа» (АВН) под вывеской «Инициативной группы по проведению референдума "За ответственную власть"» (ИГПР «ЗОВ»).

Определенное сходство между организациями действительно есть. Начнем с того, что в разделе «О нас» на сайте ИГПР «ЗОВ» и на странице «Что такое АВН?» сайта «Армии воли народа» текст частично совпадает.

Например абзац, в котором обосновывается идея о введении уголовной ответственности за плохое руководство страной:

«Водитель автобуса за свои ошибки, повлекшие гибель или травмы пассажиров, будет наказан — посажен в тюрьму. Заранее предусмотрены для этого соответствующие статьи в Уголовном кодексе. Руководителей Чернобыльской АЭС после аварии посадили на 10 лет. И статьи за халатность для таких руководителей в Уголовном кодексе также предусмотрены заранее».

Дальше цитируем цели, декларируемые «Армией» и «Инициативной группой», о тождестве которых утверждает следствие:

«Цель Армии Воли Народа (...) сделать и президента РФ, и депутатов, и сенаторов ответственными людьми. То есть предусмотреть для них в законах России заранее оговоренное наказание за плохое управление страной».

«Цель инициативной группы по проведению референдума "За ответственную власть" (ИГПР "ЗОВ") — сделать и президента РФ, и депутатов с сенаторами (законодателей) ответственными перед народом (населением и будущими поколениями), закрепить для них в законах России заранее оговоренное неотвратимое наказание за ухудшение жизни народа».

Сходство также прослеживается в символике АВН и ИГПР «ЗОВ». На сайте «Инициативной группы» сообщается, что 1 мая 2015 года двое участников организации Вячеслав Мартынов и Сергей Филиппов «были задержаны полицаями на разных мирных митингах и обвинены в том, что они якобы демонстрировали символику запрещенной организации "Армия воли народа"».

Ну и, конечно, обе организации находились, как предполагается, под идейным руководством Юрия Мухина (в ходе расследования его перевели под домашний арест). Яркую и краткую автобиографическую справку о нем составил все тот же Шаргунов:

«Колоритнейший персонаж, известный публицист (для кого-то чудак-конспиролог, и что с того?), один из ключевых деятелей патриотического андеграунда 90-х. Яркая биография у человека. По профессии инженер-металлург. В партии не состоял, за инакомыслие прессовали в КГБ. В казахстанском городе Ермак (с 93-го переименовали в Аксу) стал первым заместителем генерального директора завода ферросплавов, после того, как завод был приватизирован и перешел к иностранцам, пытался этому помешать, потерял работу, переехал в Москву. Здесь оказался в центре оппозиционной движухи 90-х, стал издавать газету дискуссий "Дуэль"».

Это издание было, к слову, признано экстремистским и закрыто в 2009-м. А Мухин как главред получил два года условно за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации».

Непонятно, почему запрещенная на территории страны организация с весьма мирными намерениями именовалась «Армией», а ее члены считали себя «командирами» и «бойцами». Они говорили, что это их дисциплинировало. Кроме того, в ходе разбирательства в Мосгорсуде выяснилось, что Мухину неизвестна численность организации, и вообще постоянного состава нет, но действовала она, по его словам, в 56 регионах страны. Причем, как отмечается в тексте приговора, действовала конспиративно, через связных.

Перед тем, как АВН была запрещена, состоялось несколько судебных процессов о признании экстремистскими распространяемых ею материалов. Так, в феврале 2008-го Адлерский районный суд Краснодарского края признал преступной содержание листовки «Ты избрал — тебе судить!».

В ней речь идет о том, каким путем «Армия» добьется своей цели. Сначала «бойцы» соберут два миллиона голосов избирателей, что, по мнению автора листовки, достаточно для проведения референдума. А затем АВН будет бороться с теми, кто мешал бы исполнению закона об ответственности властей, используя некие силовые методы.

При этом, вероятно, сбор голосов и сам референдум «бойцы» собирались провести в обход существующих легальных процедур.

«Мухиным Ю.И. суду не представлено доказательств, что АВН была образована в установленном приведенным выше Федеральным конституционном законом порядке, инициативная группа по проведению референдума или региональная подгруппа хотя бы в одном из субъектов РФ, равно как и не представлено доказательств совершения АВН каких-либо попыток образования инициативной группы или подгруппы», — говорится в тексте приговора Мосгорсуда.

И такие попытки не предпринимались, по словам судьи, все 12 лет существования организации. Собственно и сама «Армия» никак себя не зарегистрировала. В результате в Мосгорсуде пришли к убеждению, что «заявленная АВН цель — проведение общероссийского референдума — носит лишь декларативный характер, не приводящий к ее реализации, что позволяет данному объединению проводить свою экстремистскую деятельность с конспиративных позиций, под прикрытием в том числе и заявленной цели».

К выводу о том, что ИГПР «ЗОВ» по содержанию своей деятельности продолжает работу «Армии воли народа» в 2016 году пришли также исследователи из информационно-аналитического центра «Сова». Обе организации, по данным, этого центра «являются организацией национал-сталинистского типа».

Влияние рентоориентированного поведения

«Молодой журналист РБК Александр Соколов блестяще защитил кандидатскую диссертацию в Центральном экономико-математическом институте РАН по теме "Влияние рентоориентированного поведения на инвестиции российских государственных корпораций"», — писала «Новая газета». Молодой человек разложил по полочкам финансовые схемы влиятельных госкорпораций: «Олимпстроя» и «Роснано».

«Рентоориентирование — это стремление к личной наживе любым путем. Это модель инсайдерского контроля, то есть неформального контроля в госкорпорациях. По сути, речь идет о том, что в России за счет тех реформ, которые были проведены, сложилась модель управления, в которой доминируют крупные инсайдеры, реально контролирующие бизнес. Не важно, какой у него юридический статус, он к компании вообще никакого отношения может не иметь, "контролером" может быть какой-нибудь чиновник, который скрыт, которого не видно из-за цепочки офшорных или фиктивных фирм», — рассказал Соколов в интервью «Новой».

Кроме новых абстрактных понятий и пространных рассуждений в 450-страничном труде Соколова, по словам его автора, представлен строгий и глубокий анализ с таблицами и надлежащими ссылками.

В диссертации журналиста РБК говорится об огромном перерасходе бюджетных средств при подготовке к Олимпиаде в Сочи, об использовании офшорных схем в «Роснано» и так далее.

«Работа получила большой резонанс. На нее Немцов ссылался и другие», — отметил Соколов.

Журналист не скрывал, что является активистом ИГПР «ЗОВ» и разделяет идею о необходимости ввести ответственность для «плохой власти». В феврале 2014 у него дома провели обыск. Соколов стал свидетелем по делу об экстремизме. Тогда же, по его словам, состоялась беседа с оперативниками из Центра противодействия экстремизму.

«Когда я отказывался беседовать с ними "по душам", они начинали злиться, и один из них сказал другому: "Ну вот видишь, я же говорил, не надо было ему давать защитить диссертацию". А дальше он сказал, что с работы меня уволят, диссертацию ВАК не утвердит, и я пойду в армию. Но может быть и по-другому, если все правильно сделать: у тебя, мол, такие перспективы», — вспоминал он.

Сотрудничать с сотрудниками Центра Соколов, похоже, отказался. И затем, как это часто бывает, сменил статус свидетеля на обвиняемого.

В августе 2016 журналисту предъявили обвинение в новой редакции, вменив ему в вину создание и администрирование сайта ИГПР, писала «Медиазона».

В октябре 2016 года Соколов рассказал навестившей его члену Общественной наблюдательной комиссии Зое Световой, что с 2013 года никакой политической деятельностью не занимался. Об этом она писала на сайте «Открытой России». «С осени 2013 года я начал работать корреспондентом газеты РБК. Защитил диссертацию. Последние годы я не общался с теми людьми, которых следствие считает моими подельниками. Я встретился с ними впервые за несколько лет в автозаке, когда нас везли на продление меры пресечения».

Сергей Лютых

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(132):

0 +0−0Sergey Kuntsevich19:02:31
11/08/2017
0 +0−0Олег Бармин15:24:21
11/08/2017
А что экстремисткого в таком мнении, чтобы за это подвергать преследованию? С чего бы это человек не может в открытую говорить такую точку зрения? Закону она никак не противоречит.
В мнении ничего экстримистского нет, а вот в попытке незаконного изменения государственного строя - есть.
0 +0−0Sergey Kuntsevich19:00:30
11/08/2017
1 +0−0petr volkov22:59:45
10/08/2017
Так и я о том же: Сталин не был диктатором с классической точки зрения. Человек жесточайшей воли, но не самодур: умел прислушиваться к дельным советам. Но всё, что мешало ему достижению поставленной цели - сметалось с пути. Как и вся перечисленная вами публика, кстати, за то, что Рокоссовского посадили. И не только его.
Ну так не секрет же что самая эффективная форма правления - просвещенный абсолютизм. Вопрос только где взять просвещенного "царя" и как застраховаться от прихода во власть "дурака", который страну развалит - именно это и происходило дважды с Россией. Один дурак развалил страну в 1917, другой в 1991.
0 +0−0Sergey Kuntsevich18:58:23
11/08/2017
11 +0−0Георгий Шилов22:05:33
10/08/2017
Так за идею сделать власть уголовно-ответственной перед народом. Сейчас самое страшное наказание для того же депутата это то, что его не переизберут. А они предлагают их сажать в тюрьму на срок полномочий, если народ выскажется за то, что достоин наказания. И это же страшно подумать, что будет. Депутаты должны будут работать на благо народа, судьи исполнять не указания начальства, а руководствоваться законом. Короче, это очень опасно для системы. Это не Навальный какой-то со своей школотой и роликами на ютубе. Вот система и почувствовала опасность.
Так вы уж определитесь, работать он должен в соответствии с законом или умасливать народ (читай быть популистом)? Прям представляю себе - раздающегоь государственную собственность и бюджетные деньги "народу" чиновника - чтобы его "не посадили" в конце так как "не понравился", и вероятно проводил болезненые но необходимые реформы. Как долго страна проживет на таких "подходах", понятиях я бы сказал? Очень недолго.

Чиновник ОБЯЗАН соблюдать закон, и наказан может быть ТОЛЬКО ЕСЛИ ЕГО НАРУШИЛ, а не тогда когда "плебсу зрелищ захотелось". Последнее - это полное беззаконие.
0 +0−0petr volkov17:03:40
11/08/2017
0 +0−0Игорь Васильев16:32:38
11/08/2017
тут скорее надо не Гришку вспоминать, а Бориску Годунова... Что бы понять что грызлищще, медведоид и рогоза mrazi и idioty не надо иметь юридического образования - достаточно иметь глаза и уши
В этом ваша главная ошибка. Вы упускаете из виду ИХ и СВОИ права и обязанности, которые сильно различаются. Глаз и ушей крайне недостаточно. Нужен ещё облечённый доверием народа мандат. Глаза и уши я тоже имею, но я, в отличие от вас, считаю этих людей профессионалами своего дела. И что же дальше? Не будем же мы уподобляться Шуре Балаганову и Паниковскому, с их воплями: "а кто ты такой". А дальше вступают в свои права цивилизованные нормы и правила, которые касаются всех и обязаны к исполнению. Ускорить их исполнение обычно помогает ОМОН, который тоже где-то учился и кое-что знает.
0 +0−0Аврор Семенов16:59:25
11/08/2017
16 +0−0trali_ valli18:41:29
10/08/2017
Идти против власти в этой стране нужно иметь много мужества.
И иметь отсутствие мозгов!
0 +0−0Игорь Васильев16:40:05
11/08/2017
-1 +0−0petr volkov21:06:33
10/08/2017
А я за Ельцина, что ли? Или ты думаешь я за нынешнюю конституцию, написанную пиндосами? Нет. Но и рвать всё нельзя, иначе рухнет всё. Поймите, то что натворили в 1991 году - это надолго, к сожалению. И отдельно взятые борцуны не вернут былое. Для этого должен созреть весь народ, иначе гражданская война и конец России. Как к 1991 году развратили народ жвачкой и джинсами и всем стало пофик, что будет с этой страной, которая не даёт мне 90 сортов колбасы, джинсы и жвачку, а заставляет обходиться тремя - пятью сортами, полушерстяными брюками и леденцами. Но похоже, наука не пошла вам впрок: вам и сегодня неймётся революционировать. А работать не пробовал? Я имею ввиду настоящую работу, а не офисно - компьютерную моль.
"работать-не-пробовали" - обычное мычание манагера-неудачника являющемся канализационной трубой между начальством и подчиненными, пробовали - когда работаешь на себя а не на дядю, и если удается подвинуть государственное ворьё доходы на затраченные усилия возрастают на порядок, но завсегда найдется пара-тройка гнид со связями, считающая что бbIдло должно трудиться только на них...
0 +0−0petr volkov16:33:22
11/08/2017
0 +0−0Олег Бармин15:26:13
11/08/2017
Так ваши слова можно и ровно к вам же применить. А по поводу истории могу вам напомнить судьбу хунвейбинов. Такие "защитники" редко хорошо заканчивают свою жизнь.
Я не имею высшего юридического образования, но здравый смысл подсказывет мне, что препятствовать исполнению власти преступно. Потому что власть обладает законными правами на её осуществление. Это я понял ещё в армии. Простой пример: до 6-и вечера вы простой солдат и обладаете правами простого человека. А в 6 вечера вы заступаете в караул и государство делегирует вам исключительные права(читайте устав караульной службы). Во время несения этой службы вам подчинены и под страхом смерти обязаны выполнять все ваши распоряжения, все люди находящиеся в вашей зоне ответственности, кроме начальника караула и вашего разводящего, которых вы знаете в лицо. Конечно, это все знают и никто не нарывается. Завтра в 6 часов вечера заступает другой караул и вы становитесь опять простым солдатом. Точно так же происходит и в жизни: Избранный депутат на время своих полномочий обладает определёнными правами и обязанностями, за неисполнение которых он несёт ответственность. Например: он обязан привлечь к суду, особо ретивых по его мнению, защитников демократии или сталинизма.
0 +0−0Игорь Васильев16:32:38
11/08/2017
-1 +0−0petr volkov11:29:48
11/08/2017
А у вас есть высшее юридическое образование для этого? Вас избрал народ для этого и вручил вам мандат на право проверки премьер - министра? Нет? Так чего ж вы суетитесь? Вы и вся ваша кодла - самозванцы. Вам напомнить, как на Руси поступали с самозванцами? Или сами вспомните судьбу Гришки Отрепьева? Тот тоже расхрабрился: "Буду царём на Москве".
тут скорее надо не Гришку вспоминать, а Бориску Годунова... Что бы понять что грызлищще, медведоид и рогоза mrazi и idioty не надо иметь юридического образования - достаточно иметь глаза и уши
0 +0−0Игорь Васильев16:31:37
11/08/2017
22 +0−0Ljuda Smirnova19:26:02
10/08/2017
Ничего не поняла, а в чём экстремизм-то? Нельзя требовать с властей добросовестного исполнения своих обязанностей?
ну ваще-то основная задача любой власти - сохранение в первую очередь себя любимой, с чем едросня блестяще справилась, надо отдать ей должное, зачистив конструктивную оппозицию на полметра вглубь, и оставив только клоунов вроде Навального
0 +0−0petr volkov15:58:32
11/08/2017
0 +0−0Олег Бармин15:24:21
11/08/2017
А что экстремисткого в таком мнении, чтобы за это подвергать преследованию? С чего бы это человек не может в открытую говорить такую точку зрения? Закону она никак не противоречит.
За мнение даже при Сталине не сажали. Конечно, если судья вынес кому-то приговор, а вы полезли со своим мнением, да ещё в грубой форме, ясно, что повяжут. Но не за ваше мнение, а за "препятствие судопроизводству". Так, что, для "своего мнения" надо знать время и место. Такой порядок везде и при любой власти, чтобы вы ни говорили о торжестве демократии.
0 +0−0Олег Бармин15:26:13
11/08/2017
-1 +0−0petr volkov11:29:48
11/08/2017
А у вас есть высшее юридическое образование для этого? Вас избрал народ для этого и вручил вам мандат на право проверки премьер - министра? Нет? Так чего ж вы суетитесь? Вы и вся ваша кодла - самозванцы. Вам напомнить, как на Руси поступали с самозванцами? Или сами вспомните судьбу Гришки Отрепьева? Тот тоже расхрабрился: "Буду царём на Москве".
Так ваши слова можно и ровно к вам же применить. А по поводу истории могу вам напомнить судьбу хунвейбинов. Такие "защитники" редко хорошо заканчивают свою жизнь.
0 +0−0Олег Бармин15:24:21
11/08/2017
0 +0−0petr volkov11:16:26
11/08/2017
Ну, почему же? Сначала надо провести разъяснительную работу, при рецидиве - чуствительный штраф, а особо непонятливым - добро пожаловать на лесоповал.
А что экстремисткого в таком мнении, чтобы за это подвергать преследованию? С чего бы это человек не может в открытую говорить такую точку зрения? Закону она никак не противоречит.
0 +0−0Dmitry Kuznetsov14:47:26
11/08/2017
3 +0−0Ал Пуш08:50:40
11/08/2017
ну как за что? за свободу слова... как обычно...
за что? - 3,14здит сука дох...уя
0 +0−0petr volkov11:57:16
11/08/2017
2 +0−0Aleksey Sergeev23:54:37
10/08/2017
Статья 15

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и ЕДИНСТВЕННЫМ источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть НЕПОСРЕДСТВЕННО, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. НИКТО не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Ну так и чего же вы суётесь со своим референдумом? Если вам прямо сказано в статье 15, пункте 1. "Принимаемые законы и правовые акты... не должны противоречить Конституции"... А гарант Конституции ОБЯЗАН пресечь любые попытки антиконституционных действий. Для этого у него есть все необходимые права и средства. Не понимаю, на что вы расчитываете?
0 +0−0Аврор Семенов11:47:11
11/08/2017
22 +0−0Ljuda Smirnova19:26:02
10/08/2017
Ничего не поняла, а в чём экстремизм-то? Нельзя требовать с властей добросовестного исполнения своих обязанностей?
С властей можно требовать только действий, которые влекут наложение новых санкций на страну!!! Т.к. #санкциинамнапользу!
0 +0−0petr volkov11:43:48
11/08/2017
1 +0−0Георгий Шилов22:10:48
10/08/2017
Еще как может! Если референдум собирается, что бы эти самые законы отменить, а возможно и даже поменять Конституцию.
Соблюдайте субординацию. Конституция - высший закон России и она указывает порядок проведения референдума и рассматриваемые на нём вопросы. Но никак не наоборот. Хохлы на майдане сделали наоборот и разрушили страну. Если у вас такие же планы, то продолжайте в том же духе, но не забывайте, что у нас президент, гарант конституции, с яйцами, в отличие от Януковича. Он не посмотрит на "онижедети". И народ поддержит его.
0 +0−0petr volkov11:32:21
11/08/2017
10 +0−0User #163859421:33:04
10/08/2017
в этой стране нельзя
Вы правы. Быдлу нельзя "с суконной мордой, да в калашный ряд". Хорошо что вы это понимаете.
0 +0−0Михаил Истомин11:23:40
11/08/2017
0 +0−0Evgeny Esenin11:10:25
11/08/2017
Частная собственность-это основа семьи.Энгельс в работе"Происхождение государства,семьи и частной собственности"это обосновал.при коммунизме не должно быть частной собственности,а должна быть официальная общность жён.Это для того,чтобы в правах сравнять добропорядочных людей с педерастами.Вот тайные педерасты и борются со здоровыми элементами человечества.
Я уточняю. Вся цепочка энергетики, железная дорога, табачная и ликёроводочная промышленность, крупные предприятия. Полные списки можно найти на сайтах социалистов. Должны принадлежать государству. За менеджерами должен быть установлен жёсткий контроль. Это тоже должно быть где-то расписано. Менеджеры и владельцы крупного бизнеса могут в любую минуту подставить государство. Просто немыслимо, чтобы нажатием одной кнопки миллионы баксов лишь по решению 1 человека могут быть переведены на Кайманы. Россия должна придерживаться определённой разумной автаркии. Люди с отклонениями здесь не при чём. Многие из них сами страдают. Масса суисидальщиков, алкоголиков и наркоманов это люди с нарушением ориентации. Нужно их опять признать больными и лечить.
0 +0−0petr volkov11:16:26
11/08/2017
0 +0−0Олег Бармин21:39:35
10/08/2017
А всех, кто с этим не согласен, сажать за экстремизм?
Ну, почему же? Сначала надо провести разъяснительную работу, при рецидиве - чуствительный штраф, а особо непонятливым - добро пожаловать на лесоповал.
0 +0−01234567 123456711:11:31
11/08/2017
0 +0−0Пушкинд20:32:13
10/08/2017
не знаю.
Я живу в Израиле и у нас президент и премьер-министр отправились в тюрьму - один за сексуальные игры с подчиненными ему женщинами, а другой за протекционизм.
Сейчас активно роют под Нетанияху - похоже и его примут на нары в самом скором времени
Сказать, что это полезно для страны - не-а. Мне бы, как гражданину, хотелось бы верить, что глава государства работает, а не отбивается от ментов и прокуроров
Чувствуется, что вы из России. Тоже любите криминалитет, как и большинство россиян
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь