Главная тема телевизионного августа — уход Андрея Малахова с Первого канала. Пока СМИ пытаются разобраться, почему телеведущий решил оставить родной Первый канал, уйдет ли он к конкурентам на «Россию 1», а если нет, то чем займется и кто его заменит в «Пусть говорят». «Лента.ру» решила рассказать, что такого на самом деле сотворил с телевидением Малахов, за что его уважают даже те, кто люто ненавидит все его передачи.
***
Андрей Малахов очень любит рассказывать одну историю про чайник. В начале 1990-х его в числе лучших студентов курса журфака МГУ отправили на стажировку в США. Он полтора года жил в Америке и проходил практику в престижном Мичиганском университете. Позже он признается, что именно там понял, каким насыщенным и выразительным может быть телевидение.
Вернувшись на родину, он обнаружил, что, в то время как у него перед глазами пронесся целый новый мир, на российском ТВ не поменялось ровным счетом ничего. Только в родной редакции появился новый чайник. Видимо, именно тогда он почувствовал: что-то точно надо менять.
Большое впечатление на молодого Малахова произвели западные мэтры телевидения. В России жанр ток-шоу только зарождался, а в Америке развивался не один десяток лет. А потому, отточив мастерство в программе «Доброе утро» на ОРТ, молодой ведущий попытался применить увиденное в США на практике. Его коллега по утреннему эфиру Лариса Кривцова отмечала, что Малахов фонтанировал идеями о том, как разнообразить эфиры с помощью интерактивов: он собирал подарки детям, спасал бездомных собак и призывал зрителей массово мыть окна. При этом в кадре всегда вел себя интеллигентно и доброжелательно.
Дальше «Доброго утра» Малахова на канале не пропускали. Тогда Кривцова, пресытившаяся работой в кадре и заинтересовавшаяся режиссурой, предложила журналисту придумать шоу лично «под него». Начинающий ведущий в эту затею не особенно верил, но вспомнил, как во время стажировки в США его впечатлило шоу с беседой двух людей на фоне работающей стиральной машины. Кривцова с Малаховым скорректировали концепцию, добавив в нее массовости. Так родилась «Большая стирка» — ток-шоу о житейских проблемах, которые не принято выносить на публику.
«Большая стирка»Здесь без лишней деликатности всей студией обсуждали интимную жизнь, семейные проблемы, любовные похождения мужей и подробности личной жизни звезд. А также разбирались в психологии лжи, выводили героев на чистую воду, приглашали экстрасенсов, устраивали сеансы гипноза и концерты с плясками.
Проект совершил маленький переворот в жанре. В сравнении с другими неполитическими ток-шоу начала нулевых «Большая стирка» напоминала неуравновешенную, временами фриковатую, полуобнаженную девицу, выплясывающую канкан. На этом фоне главный конкурент «Большой стирки» — программа «Моя семья» с Валерием Комиссаровым — казался скучной семейной посиделкой. Истории, которыми в «Моей семье» делились под масками и меняя голос, у Малахова обсуждали открыто, громко и всем миром.
Некоторые называют «Большую стирку» калькой с американского шоу Джерри Спрингера, выходящего в стиле треш. Однако до уровня треша у Спрингера «Стирке» было далеко. (Впрочем, этот пробел вскоре восполнило постановочное ток-шоу «Окна» с Дмитрием Нагиевым, наиболее близкое к американскому оригиналу —прим. «Ленты.ру»). Однако телекритикам передача показалась до ужаса низкопробной. Они писали, что Первый канал эксплуатирует интерес зрителей к грязному белью, Малахова называли «пошлым ведущим», а суждения гостей студии убогими.
Но самого Малахова это не останавливало. Выступившая продюсером программы Кривцова вспоминала, что на первых порах он получал копейки, но работал с дикой энергией. За несколько лет он успел перебрать массу стилей и манер ведения. Например, в первые годы старался быть сдержанным, и даже наблюдая за сеансом гипноза в студии, вел себя серьезно и участливо.
При этом поначалу Малахов под прицелом телекамер то и дело спотыкался о слова, не мог подобрать выражений и, казалось, был способен читать только по бумажке. Для профессионального ведущего это равносильно провалу, но публика быстро полюбила непосредственного и умевшего показаться искренним Малахова. Он не менее быстро раскрепостился и освоился, а его сбивчивая речь, изобилующая частым «э-э-э», превратилась в мем, как и фраза «Добрый день! Добрый день! Добрый день! В эфире ваше любимое ток-шоу "Большая стирка"» и ее различные вариации.
Последний выпуск «Большой стирки» увидел свет в июле 2004 года. По словам Малахова, программу закрыли из-за ее легкомысленности, а вовсе не из-за низких рейтингов. Более того, он искренне считает, что таким образом его проверяли на тонкость душевной организации. На Первом канале объясняли, что передача изжила себя, да и самому ведущему стало тесно в рамках формата.
Внутри программы поговаривали, что претензии были адресованы не Малахову, а продюсеру «Стирки» Ларисе Кривцовой. С 2004 года ток-шоу с Малаховым отдали в руки директора Студии спецпроектов Первого канала Натальи Никоновой, которая была призвана переформатировать программу.
Никонова пошла на эксперимент: передаче добавили респектабельности и сделали тематической, а не привязанной к конкретным событиям. Программа получила название «Пять вечеров», а ее рекламный слоган гласил «Малахов стал серьезнее». Теперь он обсуждал пенсии, низкий прожиточный минимум, преступность в России и другие социальные и политические проблемы, в том числе выборы в США. «Трешевое телевидение никогда не было близко Первому каналу. Приличные цифры неприличным образом — это не наш путь», — спустя несколько лет объясняла в интервью Никонова.
Однако новый формат «не зашел» — рейтинги проекта неуклонно падали. Ему пытались подыскать более удачное время в эфире, но тщетно. К тому же создателям не удалось главное — сохранить анонсированную серьезность. В программе то искали рецепты вечной молодости, то обсуждали девственность звезды «Дома-2» Ольги Николаевой. Не продержавшись года, «Пять вечеров» закрылась. Никонова считает, что причиной неудачи стал отказ от событийного подхода.
«Это было тематическое ток-шоу, к тому времени потерявшее актуальность. Сейчас никакая тема не может быть поводом для обсуждения на телевидении — зрителю интересны только события. События в жизни страны, в жизни людей, — объясняла продюсер. — И следующая программа с Андреем Малаховым "Пусть говорят" стала родоначальником нового жанра — жанра истории». На это указывал слоган: «Невыдуманные истории, о которых невозможно молчать».
Расцвет «Пусть говорят»«Пусть говорят» оказался самым живучим телепроектом с Малаховым. Он существует вот уже 12 лет и является одним из самых рейтинговых на канале.
Треша в нем не меньше, если не больше, чем в «Стирке». Среднестатистический герой передачи — житель глубинки, пострадавший от жестокости или несправедливости, пришедший на программу со своей историей в поисках правды и защиты. В студии разбирают, к примеру, зачем жена обманула мужа, кто отец ребенка, рассказывают об изнасилованиях в семье и издевательствах в детских домах. Все это щедро приправлено скандалами и драками. Отдельные подборки с лучшими побоищами «Пусть говорят» легко найти на YouTube.
Мрачную стилистику программы разбавляют праздничными выпусками, посвященными Олимпиаде, разбором итогов «Евровидения» или передачами о вирусных роликах в интернете.
Излюбленная тема «Пусть говорят» — скандальные подробности жизни знаменитостей: наркозависимость Даны Борисовой, интимная жизнь Алексея Панина, избиение Маратом Башаровым собственной жены и другие невыдуманные истории, о которых и правда тяжеловато молчать.
Впрочем, «желтый» оттенок передач с участием Малахова на репутацию ведущего как будто не влияет. Малахов — успешный шоумен, главный редактор издания о жизни звезд StarHit.ru, с недавних пор лицо бренда очков и всегда желанный гость светских мероприятий. Он не раз отмечал, что не является идеологом «Пусть говорят», ведь он лишь наемный работник, который получает зарплату. И это чистая правда — Малахов хоть и выглядит хозяином своих передач, но оформлен как сотрудник Студии спецпроектов Первого канала и неоднократно подчеркивал, что темы утверждает не он, а продюсеры, которые к тому же не всегда с энтузиазмом откликаются на его предложения.
На вопросы критиков о том, не противно ли ему быть причастным к проектам, эксплуатирующим чужие слезы и боль, Малахов обычно возражает, что «Пусть говорят» — зеркало российской действительности и именно поэтому так популярна у аудитории. В интервью GQ он и вовсе сравнил «Пусть говорят» с творчеством Антона Чехова. «Теоретически это какие-то такие чеховские рассказы про российскую жизнь сегодня, только с возможностью подключить зрителей и почитателей программы к помощи тем, чьи истории мы рассказываем», — считает телеведущий.
Конец эпохиПо данным СМИ, после 16 лет работы над первоканальными ток-шоу ведущий решил сменить место работы. По одной из версий, Малахов подумал расстаться с телеканалом после того, как к работе над шоу вернулась Никонова, в свое время перезапускавшая «Большую стирку». Последние несколько лет она работала на ВГТРК, в частности над шоу «Прямой эфир» — прямым конкурентом «Пусть говорят».
По нашумевшей версии журнала Elle, уход звезды Первого канала и вовсе связан с тем, что руководство отказалось отпустить его в декрет. Официально «трансфер» пока не объявлен, однако 7 августа СМИ сообщили, что находящийся в отпуске телеведущий все же подал заявление на увольнение.
В этот же день появилась и другая новость, которую некоторые сочли символичной. Малахов разместил в Twitter фотографию анкеты при заселении в отель, в которой он обозначил себя как блогера.
Дело в том, что совсем недавно телеведущий и правда обзавелся собственным видеоблогом на YouTube, который довольно скоро обрел широкую популярность. Телезвезда выпускает ролики о героях своих передач, в частности о Диане Шурыгиной и Алексее Панине, размещает видео с планерок в StarHit и учится взаимодействовать с интернет-аудиторией.
В конце июня он анонсировал скорый запуск новых рубрик, в частности передачу «Афтор жжот» с обзором веселых роликов. Программы с аналогичным названием периодически выходили в рамках «Пусть говорят». Учитывая быстрый рост канала (менее чем за три месяца он набрал свыше 6,5 миллиона просмотров), Малахов имеет все шансы реализоваться еще и как видеоблогер, независимо от продюсеров и телеканалов.
Коллеги Малахова по цеху твердят, что он давно перерос телеформат и созрел для более глобального самостоятельного начинания. «Я уверен, если создать отдельный телеканал — "Андрей", например, или, там, "Привет, Андрей!", — он мог бы круглосуточно доводить до экстаза свою целевую аудиторию», — убежден генеральный директор канала «Пятница» Николай Картозия.
Светлана Поворазнюк
Комментирование разрешено только первые 24 часа.
1 +0−0 | no name | 09:26:57 08/08/2017 |
Андрей у ВАС все получится. |
1 +0−0 | Рулон Обоев | 02:19:16 08/08/2017 |
можт он и с "верхним образованием", но теперь по зомбоящику "есть что не смотреть" и после его прихода на "тв" за эти годы ни чего не изменилось - одна большая стирка чужого *овна |
1 +0−0 | Бетуля Пубесценс | 01:11:45 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
Овноед. Срет и ничего ему за это нету. Прикольно же. Ну они срyт медийно а мы россияне гадим им в ответ. По закону симметричности мироздания. Получается они воюют с россиянами а россияне им платят той же монетой в ответ. Поливают овном все их начинания и материалы |
0 +0−0 | Ten Canarias | 23:30:30 08/08/2017 |
Надоел! Пустое место. Вон его с телевидения! |
0 +0−0 | KarinA BambiNI | 23:09:23 08/08/2017 |
Андрюшенька молодец, единственный нормальный ведущий на российском телевидеье не зашкварившийся связями с Кремлем. проффесионал с большой буквы. На котором первый канал делал миллионы. Пора и на себя поработать! |
0 +0−0 | Денис Давыдов | 21:42:01 08/08/2017 |
Я не понял, там, вроде, в заголовке что-то про ж*пу было написано, а тут этот, Малахов. Он тоже из этих, нетрадиционных что-ли? |
0 +0−0 | Алекс Алекс | 21:38:34 08/08/2017 |
Как же он надоел! Не выпускайте его в эфир, надоел он, его очки и детская улыбка тоже надоели! |
0 +0−0 | KarinA BambiNI | 20:43:46 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
Я думаю вы спорить не будете , что остальной контент ютуба собирает в десятки раз меньше просмотров. Соотвтвенно у видеоблоггеров есть стимул делать только дешевую пошлятину, потому что искусство искусством , а хлеб с икоркой хочется кушать всегда. |
0 +0−0 | KarinA BambiNI | 20:29:41 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
ватным судя по минусам пригорело неx ило. А Малахов молодец. Все грязное белье наружу вываливает , которое пoцреoтня неумело скрывает. |
0 +0−0 | KarinA BambiNI | 20:26:00 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
походу тупая вата просто ищет себе подобных. Но Малахов гетеро и это все знают. |
0 +0−0 | Ignat Solovey | 20:09:22 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
Телевизор можно просто не иметь. Я может один раз видел краем глаза и слышал краем уха его передачу, но поскольку это было в каком-то гостиничном кафе то ли в Краснодаре, то ли в Уфе, то ли вообще в Новосибирске, много я не услышал и не увидел. Дома у меня самого устройства под названием «телевизор» нет физически с конца 2001 года, а когда в другой квартире было, я его не включал с конца 1997-го за ненадобностью. А вообще самому снимать интереснее, особенно если это что-то максимально далёкое от широких народных масс (единственная в РФ регулярная программа о малой авиации) |
0 +0−0 | Anatoly Safarov | 19:06:48 08/08/2017 |
Раскрутят кого-нибудь еще, если уж этого раскрутили. А если добавят еще и политических тем, то туповатноголовые схавают с потрохами и через год будут молиться на нового. |
0 +0−0 | Раиль Галимуллин | 18:23:14 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
Телевизор тоже можно включать только в определённый момент. Придумали себе свободу. Это кстати не бьётся с тем, что всех со свободой включения ютуб Малахов все равно достал |
0 +0−0 | Ignat Solovey | 18:07:51 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
Есть одна очень большая разница — на ютубе можно смотреть только то, что тебе действительно интересно, а не то, что решил линейный программный директор. |
0 +0−0 | Ватный Троглодит | 18:07:45 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
нет |
0 +0−0 | Ignat Solovey | 18:03:05 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
А если очень хорошо попросить? Вот прямо настойчиво так... |
0 +0−0 | Ватный Троглодит | 17:59:45 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
могу. но не стану. потому что не хочу. |
0 +0−0 | Ignat Solovey | 17:50:38 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
Повторяю — можете ли вы сами, многоуважаемый троглодит, объяснить развёрнуто и литературно, что такое зашквар? Насчёт задавания идиотских вопросов — это вы мне на больной мозоли гопак пляшете, если что... На Quora, например, иногда такое попадается, что диву даёшься, откуда эти люди вообще знают о существовании не то что самой кворы, а вообще компьютеров |
0 +0−0 | Ватный Троглодит | 17:47:24 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
юноша. ЛОЛ. поисковиками пользуешься, а идиотские вопросы задавать так и не разучился. ну да: поумничать-то охота. лол |
0 +0−0 | Ignat Solovey | 17:46:36 08/08/2017 | ||||||
| ||||||||
Юноша, я поисковиками пользуюсь ещё с тех пор, когда не было ни гугла, ни даже яндекса (он появился чуть раньше гугла, как ни странно), а была одна altavista, причём на домене третьего уровня. Нагуглить не фокус. Фокус — получить объяснение от того, кто чуть что вопит «зашквааар!!!». Разумеется, будучи журналистом (снимающим), сам, я знаю, что такое зашквар, наверное даже лучше вас. |