Налог на отдых

00:07 20/07/2017 Путешествия
Налог на отдых

В среду, 19 июля, Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла закон о введении курортного сбора. Документ предусматривает взимание специального налога с туристов, которые посещают Алтайский и Краснодарский край, Ставрополье, а также Крым. «Лента.ру» оценила значение и перспективы нововведения.

Суть вопроса

В соответствии с новым законом, с 1 января 2018 года каждый, кто приезжает на отдых в один из четырех российских регионов, должен уплатить курортный налог. Размер выплаты зависит от сезона, расположения курорта, продолжительности проживания в конкретном месте и других факторов. Конкретную сумму субъекты РФ вправе устанавливать самостоятельно, но она не должна превышать 50 рублей в сутки с человека в 2018 году и 100 рублей в последующие годы. От налога освобождаются инвалиды I и II групп, ветераны, блокадники, герои СССР и России, лица, прибывшие на курорт для специализированного лечения, несовершеннолетние и некоторые другие льготные категории граждан. Их окончательный список также остается прерогативой региональных властей.

Право взимать курортный сбор предоставлено любому объекту размещения (гостиницам, санаториям, хостелам, гостевым домам, кемпингам, частным апартаментам и т.д.), оказывающему соответствующие услуги на легальной основе.

По прогнозам, за четыре года сумма поступлений в местный бюджет будет довольно значительной. Она составит от 2,02 миллиарда рублей в Ставропольском крае до 16,4 миллиарда рублей в Крыму.

Все собранные средства планируется направить на развитие объектов региональной туристической инфраструктуры. К таковым относятся объекты лечебно-оздоровительного, спортивного, социально-культурного и рекреационного назначения, включая леса, парки, пляжи и набережные. Пока нововведение объявлено временной мерой. Эксперимент продлится пять лет — до 31 декабря 2022-го. После оценки его экономической целесообразности будет принято решение, сохранять ли его в нынешнем виде и распространять ли на другие регионы.

Мировой опыт

Существуют две основные модели курортного сбора: либо турист платит фиксированную сумму в сутки или процент от стоимости оказываемых услуг непосредственно отельеру, либо курортный сбор сразу включается туроператором в стоимость тура. В последнем случае деньги делятся в заранее оговоренной пропорции между туроператором, региональными властями и конкретным отельером.

Курортный сбор — обычная практика во многих странах мира, и ее эффективность не вызывает сомнений. Только в Европе туристический налог ввели у себя 14 государств. Его сумма зависит от множества факторов — от страны, города, типа размещения, уровня гостиницы и даже стоимости конкретного номера. Например, в разных частях Италии курортный сбор колеблется от 0,5 до 7 евро, во Франции — от 1 до 3 евро, в Испании — от 0,7 до 2,5 евро, в Австрии — от 1 до 2,5 евро, в Бельгии — от 2,15 до 8,75 евро, в Болгарии — от 0,5 до 1,5 евро, в Хорватии — от 0,25 до 1 евро. В Париже — 0,99 евро за ночь в отеле от трех звезд и ниже, в четырех- и пятизвездочных — от 1,5 до 4,4 евро. В Гааге с постояльца кемпинга возьмут 1,27 евро, а с обитателя пятизвездочного отеля — 4,76 евро. В Берлине, Кельне и Амстердаме сбор привязан исключительно к номеру и составляет 5 процентов от его стоимости. В Будапеште эта сумма не превышает 4 процентов.

В других уголках планеты туристический сбор еще больше. Так, в Нью-Йорке он состоит из двух частей — фиксированной и плавающей. Первая составляет 2 доллара за ночь с человека. Вторая привязана к стоимости номера в сутки и равна 13,25 процента. В Египте туристы платят 7 долларов, в Таиланде — 12 евро, в Доминиканской Республике — 20 долларов, на Кубе — примерно 22 евро. В Марокко сумма туристического сбора зависит от стоимости авиабилета. Пассажиры бизнес-класса платят 400 дирхамов (около 36 евро), а прибывающие в страну эконом-классом — в четыре раза меньше.

Вырученные средства поступают в местный бюджет и расходуются на поддержание туристической инфраструктуры в широком смысле слова — не только на благоустройство, но также на проведение различных фестивалей и реставрацию памятников. А в Барселоне знаменитый храм Саграда Фамилия достраивается именно на деньги туристов.

В некоторых странах, например, в эмирате Рас-эль-Хайм, действует прогрессивная шкала налогообложения, благодаря которой бюджетные туристы не платят за богатых.

С 1991 по 2004 годы курортный сбор существовал и в России. Он был установлен в размере 5 процентов от минимальной месячной зарплаты. Для гостей из дальнего зарубежья сумма была выше. В середине 2000-х, в рамках общего курса на резкое сокращение налогов для вывода бизнеса из тени, от сбора отказались.

Чего ждать

Участники отечественного туристического рынка в целом позитивно оценили данное постановление.

«Введение курортного сбора — это правильный путь», — полагает гендиректор холдинга «Випсервис» и советник главы Ростуризма Дмитрий Горин. — Однако в первый год было бы правильней сделать его фиксированным и взимать единую сумму за всю поездку».

По мнению председателя комитета Госсовета Республики Крым по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка, это решение положительно скажется на развитии отрасли. «Новый закон поможет легализовать деятельность многих объектов размещения, — заявил Черняк «Ленте.ру». — Кроме того, доходы от сбора пойдут на развитие курортной инфраструктуры, которая стремительно изнашивается из-за колоссального притока туристов в высокий сезон».

С ним согласен директор по развитию OneTwoTrip Аркадий Гинес. «Эта мера — на пользу отечественным курортам. Улучшение инфраструктуры приведет к развитию въездного и внутреннего туризма. При этом важно, чтобы полученные средства шли исключительно на развитие туризма в тех регионах, где они были собраны», — отметил Гинес.

Напротив, директор по связям с общественностью компании Tez Tour Лариса Аханова считает, что курортный сбор было бы логичнее вводить только после того, как вся туристическая инфраструктура страны будет приведена к общему знаменателю. «В среднем россияне отдыхают на российских курортах 7−10 дней. Причем бюджетным отдых внутри страны назвать нельзя. Для семьи из нескольких человек курортный сбор может представлять существенную сумму. А значит, есть опасность, что туристы отреагируют уходом в нелегальный сектор», — сказала Аханова.

С ней согласна PR-директор компании BSI Group Светлана Баранова. «Стоимость отдыха — одно из главных преимуществ российских курортов. Поэтому вводить дополнительный сбор необходимо максимально продуманно и осторожно, иначе последствия могут быть негативными», — прокомментировала Баранова.

Остается добавить, что во всех четырех регионах, перечисленных в новом законе о введении курортного сбора, в 2017 году отмечен рост турпотока по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. По данным компании Biletix, объем продаж авиабилетов в Горно-Алтайск увеличился на 34 процента, в Сочи — на 20 процентов, в Минеральные Воды — на 75 процентов. Что касается Крыма, то полуостров продолжает оставаться наиболее востребованным туристическим направлением на летний сезон.

Александр Сидоров

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(289):

1 2 345 ... +1
9 +0−0Vjik6117:09:43
20/07/2017
Они реально ;%№;" тые - что за эксперты такие ??? Такие же №;%№тые депутаты решили одним махом убить внутренний туризм - а по другому этот маразм оценить нельзя - цены за несуществующий сервис заоблачные и не конкурентоспособны по сравнению с имеющимися на рынке предложениями, а они "поддержали" повысыв цены.
И что надо отметить ни депутаты ни их "эксперты" на наших курортах не отдыхают...
9 +0−0Илья Ипполитов07:32:27
20/07/2017
А то что туристы оставляют свои деньги в этих регионах уже не канает? Просто легче будет снять комнату у частика.
9 +0−0Гуссейн Гуслия00:42:23
20/07/2017
Вопрос с размером поборов как в Европе (на что тут кивают, как некий пример) и с зарплатами как в России тоже интересен. Как и то, что в упомянутых странах сначала создали инфраструктуру и лишь потом за нее стали брать деньги на содержание. И тут у России свой особенный путь. Сначала содрать денег за отсутствие инфраструктуры со всех, кто посмел заехать в зону типа отдыха, и пообещать к следующему пришествию христа там якобы что- то построить. За это время либо турист умрет, либо чиновник, либо очередной дефолт нагрянет.
8 +0−0№-301023216:26:13
20/07/2017
Что ждёт, что ждёт. В здравом уме итак никто не едет на наши дорогущие помойки, а они ещё какие-то поборы вводят. Привет Турция, Египет, Кипр, Тунис и т.д.
8 +0−0Виолетта Лихачёва14:53:14
20/07/2017
Налоги на курорт, налоги на покупку, налоги на продажу, налоги на всё, а зарплата как была нищенская, так и осталась. Люблю свою страну. Надеюсь нет налога на путешествия в космос на попной тяге.
8 +0−0Aleksey Khvorostov12:03:29
20/07/2017
Отменяйте эотот закон нафиг, он антиконституционный.

Конституция РФ ст. 27 п. 1
Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Курортный сбор, это финансовое ограничение перемещения.
8 +0−0Ярослав Львов11:27:55
20/07/2017
Коту понятно, что этот побор ни на какое улучшение туризма не пойдёт, очередная госпридумка для сбора денег под распил.
8 +0−0Кудай _10:49:24
20/07/2017
У друзей Путина подрастают детишки, сынишке Ротенберга ренту с федеральных трасс подарили.
Кому же этот налог достанется?
8 +0−0Нет Пользователя10:43:52
20/07/2017
-13 +0−0Денис Никулин09:27:32
20/07/2017
НУ вот чего разорались:
Австрия: С 1 ноября 2008 года в Австрии с каждого туриста взимается туристический налог. Он составляет около 1,5 евро в день.
Бельгия: налоговый сбор с туристов зависит от класса гостиницы/отеля и составляет 2,15-8,75 евро с каждого отдыхающего в сутки.
Венгрия: В Будапеште установлен следующий размер налога: 4% от стоимости номера за ночь.
Египет: В Египте начали взимать дополнительный налог с туристов. Его сумма составляет семь долларов, и его обязан уплатить каждый, кто прибывает в страну через аэропорты Александрии, Южного Синая, Хургады, Луксора и Асуана.
Италия: на данный момент туристический налог в этой стране взимается в 20 курортных зонах и городах и составляет не более 5 евро в сутки с одного человека.
и т.п.
Ну и где из перечисленных стран собирают сбор со своих же граждан, а не с иностранных туристов? С австрийцев в Австрии собирают туристический сбор? С бельгийцев в Бельгии? С итальянцев в Италии за то, что они ближе к воде поехали?
8 +0−0kara karsky09:42:25
20/07/2017
как еще " слуги народа" , а проще глисты на теле народа, налог на воздух не ввели ?? или все впереди ??
8 +0−0Андрей Иванов09:39:33
20/07/2017
-13 +0−0Денис Никулин09:27:32
20/07/2017
НУ вот чего разорались:
Австрия: С 1 ноября 2008 года в Австрии с каждого туриста взимается туристический налог. Он составляет около 1,5 евро в день.
Бельгия: налоговый сбор с туристов зависит от класса гостиницы/отеля и составляет 2,15-8,75 евро с каждого отдыхающего в сутки.
Венгрия: В Будапеште установлен следующий размер налога: 4% от стоимости номера за ночь.
Египет: В Египте начали взимать дополнительный налог с туристов. Его сумма составляет семь долларов, и его обязан уплатить каждый, кто прибывает в страну через аэропорты Александрии, Южного Синая, Хургады, Луксора и Асуана.
Италия: на данный момент туристический налог в этой стране взимается в 20 курортных зонах и городах и составляет не более 5 евро в сутки с одного человека.
и т.п.
Вы не сравнивайте опу с пальцем... отдых в указанных вами странах, на порядок качественнее чем в России, иты понимаешь находясь там за что ты платишь.
А в России наценка 400-700% на товары и услуги, в себестоимость которых заложены понты по кредитам, брюлики любовнице, новые кареты топ-менеджерам и бог знает что еще...
8 +0−0№-186386809:38:44
20/07/2017
-13 +0−0Денис Никулин09:27:32
20/07/2017
НУ вот чего разорались:
Австрия: С 1 ноября 2008 года в Австрии с каждого туриста взимается туристический налог. Он составляет около 1,5 евро в день.
Бельгия: налоговый сбор с туристов зависит от класса гостиницы/отеля и составляет 2,15-8,75 евро с каждого отдыхающего в сутки.
Венгрия: В Будапеште установлен следующий размер налога: 4% от стоимости номера за ночь.
Египет: В Египте начали взимать дополнительный налог с туристов. Его сумма составляет семь долларов, и его обязан уплатить каждый, кто прибывает в страну через аэропорты Александрии, Южного Синая, Хургады, Луксора и Асуана.
Италия: на данный момент туристический налог в этой стране взимается в 20 курортных зонах и городах и составляет не более 5 евро в сутки с одного человека.
и т.п.
Найди хоть один аналог итальянских, австрийских, бельгийских курортов в России. Потом сравни достаток туристов посетивших тот или иной курорт России и перечисленных тобою стран. Не нужно сравнить xep с пальцем
8 +0−0David Amirkhanov08:56:56
20/07/2017
Не понимаю, не легче ле не взимать этот налог, тем самым помогая развитию? Чем это отличается от того, чтобы взымать и потом помогать? Ведь все мы прекрасно знаем, то, когда до чего -то касается бездарная рука этой власти - все рушится и губится.

ВЛАСТЬ ПУТИНА АНТИНАРОДНА. ЭТА ВЛАСТЬ НЕ СПОСОБНА РАБОТАТЬ В СОВРЕМЕННОМ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩЕМСЯ МИРЕ, ГДЕ НУЖНЫ СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ. ДОЛОЙ ВЛАСТЬ СОВКОВЫХ БАНДЮГ. ОТДАЙТЕ ВЛАСТЬ МОЛОДОМУ ПОКОЛЕНИЮ!
8 +0−0Виталий Орлов08:55:57
20/07/2017
вот бесит меня, когда они говорят, что перенимают опыт европейских стран
ребята, да вы тут всякий раз когда раскачивают лодку орете, что зачем нам гейская загнивающая европа, у нас свой путь, но когда надо рубить бабосы, сразу к европейскому опыту обращаемся, лицемерие? в квадрате!
почему вы не перенимаете опыт у европы по улучшению качества жизни населения и его благосостояния?

на деле все будет как с дорогами - главные дороги в городе еще более менее сносные, а дворы просто все ра3ье6аны, почему народ должен вам верить, если вы просто внаглую присваиваете налоги, которые должны идти на ремонт дорог?
вы также будете присваивать и эти налоги, лично для меня это без сомнений
8 +0−0Никита Никита08:46:34
20/07/2017
Принципиально не буду платить. А если "прижмут" перестану ездить на курорты РФ.
8 +0−0Товарищ Чжаочжоу01:07:10
20/07/2017
Какой-то ад на фото. Чем руководствуются люди, которые "отдыхают" на этой переполненной выставке жиров и целлюлитов? Отдых должен быть тихим, спокойным, уютным.
8 +0−0Vasily MaestroVS01:06:24
20/07/2017
Вот вам еще камешков с неба, вы там держитесь, дорогие крысчане, в родной говени! Теперь-то точно заживете!
7 +0−0B. G.15:49:31
20/07/2017
за право "отдыхать" в толпе на камнях без элементарных условий, россияне однозначно, должны платить. Скотине -скотские условия.
7 +0−0Андрей Новиков15:43:10
20/07/2017
Российские ж.................ы сошли с ума. Скоро на тротуаре турникеты поставят и в парадных двери открываться будут только за деньги.
7 +0−0ловец душ14:48:38
20/07/2017
Турбизнес лучше всего развит в Турции но там такого налога нет.А приводить в пример Европу вообще не коректно-там уровень жизни совсем другой.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь