«Товарищ Коба хороший работник»

00:10 12/07/2017 Наука и техника
«Товарищ Коба хороший работник»
Сталин палач русского народа. Хитрая рябая гнида, которая из страха потерять власть, уничтожила не только цвет нации - учёных, инженеров и врачей, но и всех своих друзей-товарищей по красному перевороту. Оставил дол боё бов, вроде Сёмки Будённого, неграмотных и не опасных.

«Лента.ру» продолжает цикл публикаций, посвященных революционному прошлому нашей страны. Вместе с российскими историками, политиками и политологами мы вспоминаем ключевые события, фигуры и явления тех лет. Почему в 1917 году Сталин спорил с Лениным и выступал за сотрудничество с Временным правительством? Отчего он конфликтовал с Троцким и заступался за Зиновьева и Каменева? Зачем после Октябрьского переворота будущий диктатор участвовал в выборах в Учредительное собрание? Об этом «Ленте.ру» рассказал кандидат исторических наук, директор Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) Андрей Сорокин.

Умеренный большевик

«Лента.ру»: Когда случилась Февральская революция, Сталин был в ссылке в Ачинске. Как он узнал о событиях в Петрограде?

Сорокин:В Ачинске узнали о революции в Петрограде 2 марта 1917 года из телеграммы нового министра юстиции Александра Керенского, в которой приказывалось освободить ссыльных. А уже 7 марта вместе со своим старым товарищем по ссылке Львом Каменевым Сталин выехал из Ачинска в Петроград.

Чем он стал заниматься в столице?

Вернувшись из ссылки в Петроград в марте 1917 года, Сталин занял важное, но не определяющее место в большевистском руководстве. Он стал одним из руководителей ЦК РСДРП и вошел в редколлегию газеты «Правда», которую они вместе с Каменевым фактически поставили под свой контроль.

Каких взглядов придерживался тогда Сталин? Можно ли сказать, что он, как и его друг Каменев, поначалу был умеренным или даже правым большевиком, настроенным на сотрудничество с Временным правительством?

Действительно, Сталин поначалу придерживался умеренных взглядов, исходящих из закономерности прихода к власти буржуазии и отдаленности социалистической перспективы. Поэтому он и считал возможной поддержку Временного правительства. Вразрез с политикой большевистского ЦК и лично Ленина предшествующего периода, решительно настроенных на размежевание, Сталин поддержал инициативу меньшевиков о воссоединении российских социал-демократов.

«Творческий» марксист

Почему впоследствии Сталин, в отличие от Каменева, охотно перешел на радикальные позиции Ленина?

Как и большинство членов ЦК, ленинские «апрельские» тезисы Сталин принял не сразу. Однако всего через несколько дней после возвращения Ленина из эмиграции Сталин переориентировался на несомненного лидера партии и поддержал его лозунг превращения «буржуазно-демократической» Февральской революции в пролетарскую социалистическую. Наибольшие расхождения внутри руководства большевистской партии осенью 1917-го вызовет вопрос о вооруженном восстании.

Скорее всего, Сталин, как и большинство большевистских вожаков, уступал не столько логике Ленина, сколько его безудержному яростному напору. Кроме того, вероятно, в ленинском плане по захвату власти партией большевиков Сталин увидел лично для себя большую перспективу, нежели в случае альянса с меньшевиками и в рамках существующего политического режима. В этом случае, личные, политические и административные способности обрекали его на роли второго и третьего плана.

В апреле Сталин в качестве делегата принял участие в работе I Петроградской городской конференции большевиков, затем VII конференции РСДРП(б). Он выступил в прениях по докладу о текущем моменте, поддержал взгляды Ленина, сделал доклад по национальному вопросу. В итоге благодаря рекомендации Ленина его избрали членом ЦК с третьим результатом после Ленина и Зиновьева. Сам Ленин так тогда отзывался о Сталине: «Товарищ Коба… хороший работник во всяких ответственных работах». В июне Сталин уже участвовал в I Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов, его избрали членом ВЦИК и членом Бюро ВЦИК от фракции большевиков. К тому времени он стал известным публицистом и писал много статей в газетах «Правда» и «Солдатская правда».

В августе 1917 года Сталин говорил: «Существует марксизм догматический и марксизм творческий. Я стою на почве последнего». Его биограф Олег Хлевнюк пишет, что «почва "творческого марксизма" оказалась настолько удобной, что Сталин обосновался на ней навсегда, и она позволяла манипулировать теоретическими догматами в интересах текущих политических потребностей». Вы согласны с такой оценкой? Действительно ли Сталин был таким же выдающимся оппортунистом, как и Ленин?

Не стоит интерпретировать поведение Сталина как оппортунистическое. Оппортунизм в марксистской традиции — это теория и практика, заключающая в отказе от революционных форм борьбы, капитуляция пролетариата перед буржуазией. К оценке Хлевнюка, с которой я соглашусь, этот термин не имеет отношения. Сталин в еще большей степени, нежели Ленин, готов был декларируемые им постулаты привязывать к конкретным актуальным политическим задачам, в том числе и потому, что серьезным теоретиком он не был.

Ленин, Сталин и Разлив

Как так получилось, что в «Июльские дни» 1917 года именно Сталин стал главным переговорщиком среди большевиков?

После провала попытки мятежа в начале июля Сталин остался вне списка большевистских лидеров, преследуемых Временным правительством. Например, Троцкого арестовали и посадили в «Кресты», где он находился вплоть до провала корниловского выступления. Кстати, сам Троцкий считал, что «в закулисной работе… Сталин был очень ценен. Он… умел быть убедительным для среднего командного состава, особенно для провинциалов».

Кроме того, еще в марте Бюро ЦК делегировало Сталина в Исполком Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, где он сумел наладить контакты с умеренными социалистами (меньшевиками и эсерами), в том числе из руководства Совета.

После неудачи июльского выступления партия большевиков находилась не в самом лучшем положении: Ленин с Зиновьевым прятались в Разливе, Троцкий сидел в «Крестах». Можно ли сказать, что именно Сталин был одним из немногих большевистских лидеров, остававшихся на свободе?

Да, конечно. Из-за отсутствия Ленина, ушедшего в подполье, Сталин выступил на VI съезде РСДРП(б) с отчётным докладом ЦК, где озвучил ленинские идеи: «Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму». А уже на заседании ЦК РСДРП(б) 5 августа его избрали членом узкого состава ЦК.

В официальной биографии Сталина утверждается, что он дважды встречался с Лениным в Разливе. Так ли это на самом деле?

Разумеется, нет. Версия о встречах с Лениным в Разливе появилась в поздних вариантах воспоминаний рабочего Николая Емельянова, прятавшего в Разливе Ленина с Зиновьевым, под давлением, скажем так, внешних обстоятельств. В его мемуарах не только появился Сталин, но и исчез Зиновьев.

А как сложилась судьба Емельянова во время правления Сталина?

Печально. Вся его семья (он сам, его родители, жена и три сына) в 1930-е годы подверглась репрессиям. Двоих сыновей Емельянова, Николая и Кондратия, в 1937 году расстреляли. Не помогло и участие главы семейства в фальсификации истории в угоду Сталину.

Сталин и Троцкий

Почему Сталин пытался примирить Ленина с Зиновьевым и Каменевым после публикации ими скандальной статьи о готовящемся вооруженном восстании? Как известно, Ленин требовал их исключения из партии, но Сталин выступил против этого, и в итоге Ленин уступил.

Действительно, в октябре 1917 года, впервые со времени возвращения Ленина из эмиграции, Сталин открыто выступил против него. Когда Зиновьев и Каменев опубликовали свое письмо о несогласии с планами Ленина захватить власть вооруженным путем, он долго уговаривал разъяренного Ленина не выгонять их из РСДРП(б). Сталин даже напечатал их письмо в «Правде», снабдив его примиренческим комментарием.

Сейчас уже трудно сказать, каковы были его реальные мотивы. Судя по всему, Сталин видел возможность развития событий не по ленинскому сценарию. Поэтому он предусмотрительно пытался сохранить отношения с умеренными (с Каменевым, напомню, его связывали несколько лет совместной ссылки), а также оставить для себя возможность легального существования в рамках легитимного на тот момент политического режима.

А как складывались отношения Сталина с Троцким в 1917 году?

Если говорить кратко, то неважно. Они были антиподами. «Умеренность и аккуратность» Сталина трудно совмещалась с буйным темпераментом Троцкого, что заложило основы будущих межличностных и политических конфликтов.

Сталин в Октябре

Какова реальная роль Сталина в подготовке и проведении Октябрьского переворота?

На этот счет есть много спекуляций. Вообще, роль Сталина в событиях 1917 года в современном массовом сознании описывается двумя противоположными интерпретациями. Одни утверждают, что Сталин вместе с Лениным был истинным вдохновителем и вождем Великой Октябрьской социалистической революции. Другие считают, что Сталин — это человек, «проспавший революцию». Оба этих тезиса не имеют отношения к исторической реальности.

О том, что «Сталин проспал революцию», первым сказал Троцкий…

Это утверждение основывается на том факте, что Сталин не участвовал в решающем заседании ЦК в ночь на 25 октября (7 ноября). Почему его там не было, неизвестно до сих пор. Возможно, Сталин просто выжидал, просчитывая возможные риски в случае подавления переворота. Но еще 10 октября на заседании ЦК он голосовал за резолюцию о вооружённом восстании, тогда же его избрали членом Политбюро.

А в ночь на 16 октября на заседании ЦК Сталин стал членом Военно-революционного центра. Хотя, как известно, одновременно с этим он послал в Ставропольскую окружную комиссию по выборам в Учредительное собрание телеграмму о своем согласии баллотироваться по списку большевиков.
Поэтому нельзя сказать, что Сталин недостаточно активно участвовал в подготовке и проведении Октябрьского переворота в Петрограде.

Еще один общеизвестный факт: 24 октября (6 ноября), после закрытия накануне приказом Керенского типографии газеты «Правда», Сталин обеспечил выход большевистской газеты «Рабочий путь», где он опубликовал статью «Что нам нужно?» с призывом к свержению Временного правительства и замене его Советом народных комиссаров, где впоследствии получил пост наркома по делам национальностей.

Как вы полагаете, почему в новом правительстве ему достался именно этот портфель?

В 1913 году Сталин опубликовал статью «Марксизм и национальный вопрос» и на этом основании в среде большевиков считался специалистом в этой сфере. С другой стороны, на тот момент он не имел достаточного политического, организационного и интеллектуального багажа, чтобы претендовать на более видные позиции в Совнаркоме. И Сталин это сам понимал.

Ученик Ленина

Вы упомянули про согласие Сталина участвовать в выборах в Учредительное собрание. Как известно, в списке партии большевиков он шел на шестом месте, после Каменева и Коллонтай. Зачем ему это было нужно?

Сталин был очень осторожным и осмотрительным политиком. Я уже говорил, что он, вероятно, хотел, чтобы у него были развязаны руки, чтобы он смог на всякий случай сохранить себя на легальном политическом поле. Учредительное собрание на тот момент было единственным институтом, легитимность которого в России не оспаривал никто, даже большевики.

Как вы думаете, позаимствовал ли Сталин в 1917 году что-либо у Ленина, что в дальнейшем позволило ему взять власть и удерживать ее на протяжении почти трех десятилетий?

Безусловно, Сталин многому научился у Ленина. Он научился у него решительности и последовательности в продавливании собственной программы действий. Следует говорить, видимо, и об известном политическом авантюризме, нашедшем выражение в следовании афоризму Наполеона «нужно сперва ввязаться в бой, а там уже видно будет», не раз цитированному Лениным. Ведь Ленин, реализуя курс на взятие власти вооруженным путем, не предложил положительной программы преобразований. Главным для многих большевиков, и для Сталина в первую очередь, стал захват и удержание власти.

Что именно делать с этой властью для достижения целей построения «социалистического» общества — оказывалось второстепенным, отступало на второй план. Как справедливо пишет упоминавшийся вами Олег Хлевнюк, Сталин позднее в решающий момент — на рубеже 1920-1930-х, как и Ленин в 1917 году, сделает ставку на стратегию «опережающей радикальности», которая во многом и приведет его к успеху в установлении режима личной власти. С тем важным отличием, что к этому времени у Сталина уже сложились общие представления о том курсе, который он намерен реализовать в практической политике.

Беседовал Андрей Мозжухин

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(121):

1 234 ... +1
5 +0−0Воробьев Владимир08:13:19
12/07/2017
Сталин палач русского народа. Хитрая рябая гнида, которая из страха потерять власть, уничтожила не только цвет нации - учёных, инженеров и врачей, но и всех своих друзей-товарищей по красному перевороту. Оставил дол боё бов, вроде Сёмки Будённого, неграмотных и не опасных.
3 +0−0Антон Павлов14:12:28
12/07/2017
-3 +0−0Ярослав Евтихиев11:52:12
12/07/2017
Обращение "братья и сестры" имело религиозный подтекст. Сталин знал о неэффективности антирелигиозной пропаганды в СССР. Сталин был должен сплотить народ для Победы и это ему удалось.

А так вы друг друга стоите с Алекс Иваном ИМХО.
Вы текс выступления читали? Хотя бы начало?
"...Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!
К вам обращаюсь я, друзья мои!..."

Это обращение к гражданам СССР, как семье единых народов - все в рамках идеологии, патриотизма, без религиозности. Еще раз повторюсь - один глупец и провокатор выдумал, другие подхватили. Та же басня про облёт Москвы с иконой.
Если вы верите в эту чушь, это ваша личная глупость, но не надо ее переносить на остальных.
3 +0−0Глок Куздрый13:40:06
12/07/2017
1 +0−0Ярослав Евтихиев11:50:09
12/07/2017
У вас имя собственное со строчной буквы, а имя нарицательное с заглавной. Это вы так религиозность выражаете?
ИМХО Сталин не был святым. Но молиться за него по всем правилам можно. И не стоит кидаться обвинениями в связях с Антихристом всем кому попало.
Молиться можно даже за Макаронного Монстра. Кстати, оно и правильнее будет...
3 +0−0Пушкинд09:45:50
12/07/2017
5 +0−0Воробьев Владимир08:13:19
12/07/2017
Сталин палач русского народа. Хитрая рябая гнида, которая из страха потерять власть, уничтожила не только цвет нации - учёных, инженеров и врачей, но и всех своих друзей-товарищей по красному перевороту. Оставил дол боё бов, вроде Сёмки Будённого, неграмотных и не опасных.
Окружать себя безопасными дол боё бами свойственно не только Сталину :)))
Но характеризует его параноидную (подозрительную и недоверчивую) личность.
2 +0−0Игорь Немов16:31:32
12/07/2017
2 +0−0Alex Ivan10:32:09
12/07/2017
СССР - это порождение антихриста, т.к. Богоборчество.
Все что вы пишите может иметь какое-то значение только для людей принимающих ваши догмы. Вы понимаете, что у нас в стране миллионы атеистов, для них, в том числе для меня, написанное вами - пустой звук, не имеющий смысла.
П.С. К истории своей страны нужно относится уважительно, а не писать то что пишите вы. Миллионы людей, живших в то время искренне верили в эту идеологию, а они наши предки.
2 +0−0Пушкинд12:18:42
12/07/2017
-1 +0−0Ярослав Евтихиев11:43:57
12/07/2017
Рабов на Руси отродясь не бывало. Да и дворянам взяться неоткуда. Тут вам тоже надо чистить от идеологического хлама чердачок как и вашему оппоненту.
Рабы на Руси исчезли соткрытием лондонского метро
2 +0−0Alex Ivan10:32:09
12/07/2017
СССР - это порождение антихриста, т.к. Богоборчество.
2 +0−0Alex Ivan10:31:21
12/07/2017
Сталин - это конкретная Сука.
Миллионы людей в лагерях тварь, сгнобил.
Духовентство все расстрелял, а потом в 1941 в начале войны ... обратился к народу, мол Братья и Сестрыыыы ...
Клеврет Антихриста 100%.

А ведь отец его был церковным старостой и сам сталин учился в церковной семинарии
2 +0−0Пушкинд09:47:12
12/07/2017
-2 +0−0Сергей Снипский03:54:23
12/07/2017
Да ладно вам. У ваты любой царь/президент/начальник - хозяин. Рабская психология-с, батенька.
не, не любой.
Хозяина надо бояться до ус рач ки. Иначе не любят. Вон, посмотрите, Ельцина не боялись - и что вышло?
2 +0−0Апад Интендек02:27:42
12/07/2017
Напрашивается аналогия : Оратор и демагог Ленин и его осторожный и практичный ученик-соратник Сталин; Сто лет спустя : Оратор и демагог Собчак и его осторожный и практичный ученик-соратник Путин!
2 +0−0Padma Sambhava01:21:01
12/07/2017
Хорошая статья.
1 +0−0Николай Автандилов21:46:00
12/07/2017
2 +0−0Alex Ivan10:31:21
12/07/2017
Сталин - это конкретная Сука.
Миллионы людей в лагерях тварь, сгнобил.
Духовентство все расстрелял, а потом в 1941 в начале войны ... обратился к народу, мол Братья и Сестрыыыы ...
Клеврет Антихриста 100%.

А ведь отец его был церковным старостой и сам сталин учился в церковной семинарии
А у тебя факты есть Козел?.
1 +0−0Николай Автандилов21:42:23
12/07/2017
Кто такой Сорокин да никто и зовут его никак . Лучше скажите почему Вы ненавидите Сталина да потому что он не русский скажите так будет намного честнее нежели ходить вокруг да около.
1 +0−0Гарри Купер20:18:57
12/07/2017
2 +0−0Alex Ivan10:31:21
12/07/2017
Сталин - это конкретная Сука.
Миллионы людей в лагерях тварь, сгнобил.
Духовентство все расстрелял, а потом в 1941 в начале войны ... обратился к народу, мол Братья и Сестрыыыы ...
Клеврет Антихриста 100%.

А ведь отец его был церковным старостой и сам сталин учился в церковной семинарии
твоего деда видать не зря в тайге гонял!!
1 +0−0Антон Павлов17:46:27
12/07/2017
-3 +0−0Ярослав Евтихиев14:25:15
12/07/2017
Я боюсь отобрать невинные жизни и потерять свою в этой бессмысленной на мой взгляд затее. Я согласен истребить всех, кто хочет гражданской войны. И был бы не прочь повесить каждого, кто настаивает на этой ценности. На данный момент на страже моего желания гражданского мира стоят силовые ведомства. Но если они дадут слабину, то я без сомнения выйду и буду истреблять каждого знакомого любой падлы со взглядами как у вас Антон. Ничего личного, кстати. Но проще убить всех желающих войны, чем выяснить которая из политических группировок в РФ на данный момент сильнее.
Вас силовые ведомства в период обострения ГрВ защитят как Николашку Кровавого. Как союзники по Антанте. Т.е. никак. и останется Вам бежить встречать войска НАТО, как "освободителей" ,т.к. обожаемый Вами Путин еще в 2007-08 гг подписал закон, что в случае угрозы потери властью контроля над ядерными объектами на территории РФ, войска НАТО беспрепятственно вступают на нашу землю за оказания миротворческой миссии.
1 +0−0Антон Павлов14:24:46
12/07/2017
0 +0−0Ярослав Евтихиев14:19:54
12/07/2017
К какому народу относится обращение "братья и сестры"?

Так можно обращаться только к православным людям. Именно этот подтекст и был у обращения.
Сказать вам где было место РПЦ и других религиозных организаций в 1930? Или сами знаете?...
А делать отсылку на образование Сталина не советую. Практика она всегда отличается от теории, если это не физический или химический опыт в школьной лаборатории.
1 +0−0Антон Павлов14:19:29
12/07/2017
-3 +0−0Ярослав Евтихиев12:08:08
12/07/2017
Зачем нам очередной виток гражданской войны?
А что вы боитесь потерять? Теплое место за компьютером? Навального и Путина?
Такие как ты в армии не служили, а оружие только в тире держали. Поэтому всего боитесь, даже на митинги если и ходите, то только с друзьями от 3 человек.
1 +0−0Антон Павлов14:16:46
12/07/2017
1 +0−0alcel24 .14:11:08
12/07/2017
--- Сталин был обычным руководителем государства, который действовал по обстоятельствам.
Вот чем чем, а обычным он не был. Всё что угодно, но только не обычный руководитель государства.
---Ну а про уничтожение "цвета нации" - это полный бред. Проведена индустриализация - какими кадрами это сделано? Американцами? Нет, нашими соотечественниками.
Без американцев это вряд ли удалось вообще то. Биография Альберта Кана вам в помощь.
--Одержана победа в 1945! Американцами?
Опять же,- далеко не факт что победа была бы одержана без тех самых американцев.
--Создано среднего машиностороение для создания ядерного оружия сдерживания (а не наступления как в США)! Американцами? Нет.
См. выше. Ну и насчёт ядерного оружия... Оно того, несколько спёрто. У кого?
--Не надо говорить, что ГУЛаг - это зло.
Почему нет?
--Политических там было меньшинство, в отличие от уголовников (не нравиться - идите и требуйте роспуска ФСИН, как наследницы, а то зэки устают варежки и одежду шить).
Не такое уж и маленькое меньшинство. А практика ответа ударом (ГУЛАГом) на слово (мнение) привела к отсутствию свежих идей, загниванию и смерти СССР.
--Жаль что Путин не хочет опубликовать архив доносов - много бы граждане узнали о своих родственниках, друзьях и соседях.
В архивах много чего хранится. И не публикуется. Сам факт такого количества секретов 70-летней давности уже должен вам намекнуть что что то было неладно...
Вы живете в информационном обществе, со свободным доступом ко многим архивам и мнению участников событий: пережили взрывы в Москве и Волгодонске, затопление Курска, НОРД-ОСТ, присоединение Крыма. Все у нас хорошо? Ничего не засекречено?
1 +0−0alcel24 .14:11:08
12/07/2017
-1 +0−0Антон Павлов11:01:42
12/07/2017
Сами-то в это вранье верите? Сталин был обычным руководителем государства, который действовал по обстоятельствам. Ну а про уничтожение "цвета нации" - это полный бред. Проведена индустриализация - какими кадрами это сделано? Американцами? Нет, нашими соотечественниками. Одержана победа в 1945! Американцами? Нет. Создано среднего машиностороение для создания ядерного оружия сдерживания (а не наступления как в США)! Американцами? Нет.
Не надо говорить, что ГУЛаг - это зло. Политических там было меньшинство, в отличие от уголовников (не нравиться - идите и требуйте роспуска ФСИН, как наследницы, а то зэки устают варежки и одежду шить).
Дол боёб это вы. Правда, окажись вы в то время, наверняка были бы автором одного из 3 млн доносов.
Жаль что Путин не хочет опубликовать архив доносов - много бы граждане узнали о своих родственниках, друзьях и соседях.
--- Сталин был обычным руководителем государства, который действовал по обстоятельствам.
Вот чем чем, а обычным он не был. Всё что угодно, но только не обычный руководитель государства.
---Ну а про уничтожение "цвета нации" - это полный бред. Проведена индустриализация - какими кадрами это сделано? Американцами? Нет, нашими соотечественниками.
Без американцев это вряд ли удалось вообще то. Биография Альберта Кана вам в помощь.
--Одержана победа в 1945! Американцами?
Опять же,- далеко не факт что победа была бы одержана без тех самых американцев.
--Создано среднего машиностороение для создания ядерного оружия сдерживания (а не наступления как в США)! Американцами? Нет.
См. выше. Ну и насчёт ядерного оружия... Оно того, несколько спёрто. У кого?
--Не надо говорить, что ГУЛаг - это зло.
Почему нет?
--Политических там было меньшинство, в отличие от уголовников (не нравиться - идите и требуйте роспуска ФСИН, как наследницы, а то зэки устают варежки и одежду шить).
Не такое уж и маленькое меньшинство. А практика ответа ударом (ГУЛАГом) на слово (мнение) привела к отсутствию свежих идей, загниванию и смерти СССР.
--Жаль что Путин не хочет опубликовать архив доносов - много бы граждане узнали о своих родственниках, друзьях и соседях.
В архивах много чего хранится. И не публикуется. Сам факт такого количества секретов 70-летней давности уже должен вам намекнуть что что то было неладно...
1 +0−0Глок Куздрый13:41:14
12/07/2017
1 +0−0Андрей Конкин10:59:46
12/07/2017
Европа тоже , и США, и Япония. Те же самые реформы. Но никто не обвиняет Японию в богоборчестве, а РФ обвиняют, при чем ненормально - она и сама себя должна обвинять, и ее все обязаны обвинять. ТО что для других развитие РФ не положено, для нее это грех.
Ага - те же реформы! "Землю крестьянам" - шиш, частную собственность - nach, всё вокруг народное, всё вокруг ЦК...
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь