Восемь батарей за восемь миллиардов

00:04 08/07/2017 Силовые структуры
ЗРК Patriot на учениях на Тайване, июль 2006 года
ЗРК Patriot на учениях на Тайване, июль 2006 года

В ходе визита президента США Дональда Трампа в Польшу 6 июля подписано соглашение о намерениях по поставке Варшаве зенитных комплексов Patriot. Зачем Польша покупает это вооружение и какое место оно занимает в программе дорогостоящей военной модернизации этой восточноевропейской страны — в материале «Ленты.ру».

Что именно произошло?

Несмотря на широко разошедшиеся сообщения о том, что «Польша купила Patriot», собственно покупка еще не состоялась. Пока это всего лишь меморандум о намерениях — аналог российских межправительственных соглашений, смысл которых сводится к тому, что одно государство не против продать некоторое вооружение, а другое намерено его купить.

Контракт на американские ЗРК для Польши еще не согласован и не подписан. Не факт, к слову, что это будет один контракт: программа по дальнобойным ЗРК в Польше (проект Wisla) весьма масштабна, и ее коммерческое исполнение может быть разделено на несколько этапов.

Wisla

Грядущие закупки Patriot будут вестись в рамках программы Wisla. Впервые о ней заговорили в 2013 году, когда польское правительство обнародовало десятилетний план военной модернизации. Ее проработки, насколько можно судить по оговоркам в прессе, велись в 2010-2011 годах. Запуск проекта связывался в том числе с «рисками», которые Варшава видела в идее разместить на территории страны иностранные средства ПВО и ПРО, не обзаводясь собственными.

В частности, в линейке средств ПВО по программе Tarcza Polski («Польский щит») был анонсирован весь набор: от установок для сухопутных войск на базе ПЗРК Grom через комплексы средней дальности (проект Narew) до систем большой дальности, которые и зашифровали под обозначением Wisla. Всего в Варшаве хотят получить восемь батарей (по четыре пусковые установки в каждой) дальнобойных ЗРК, способных бороться как с аэродинамическими целями, так и с тактическими баллистическими ракетами.

Общие затраты, объявленные польскими военными, должны составить 30 миллиардов злотых (около 8 миллиардов долларов), первые подразделения должны быть развернуты в 2018 году (сейчас сроки сдвинуты до 2022-го), а завершить приобретение планируется к 2026-му. Первоначально смета на проект вообще составляла 50 миллиардов злотых (13,4 миллиарда долларов), но была признана чрезмерной, особенно на фоне других масштабных трат на переоснащение вооруженных сил.

Отбор претендентов из 14 заинтересованных фирм закончился в марте 2014 года. В полуфинал вышли четыре образца: два условно европейских проекта — SAMP/T (совместное предложение MBDA и Thales) и MEADS (опять MBDA, но уже с Lockheed Martin), один чисто американский — Patriot (Raytheon) и израильский «Кела Давид» (Rafael совместно с Raytheon).

В финале европейцы отвалились, а два последних проекта причудливо интегрировались в единое предложение, формально отданное Raytheon на базе комплекса Patriot, но с израильскими ракетами.

Что именно купят?

Основным образцом Patriot, который Raytheon продвигает сейчас на мировой рынок вооружений, является комплекс PAC-3 с ракетой GEM-T. Эта ракета, впервые переданная американским военным в 2006 году, обладает улучшенными возможностями по поражению низколетящих крылатых ракет и тактических баллистических ракет.

Минус у этой ракеты один: она достаточно дорога как расходный материал. Скажем, еще в 2010 году Кувейт купил для своих комплексов 209 ракет GEM-T за 900 миллионов долларов.

Поэтому Польша выбрала версию комплекса Patriot с ракетой Skyceptor. Это изделие на базе ракеты Stunner из состава израильского комплекса ПВО/ПРО «Кела Давид» («Праща Давида»). Решение с такими ракетами было предложено Raytheon и Rafael в 2013 году, оно называется PAAC-4. PAAC в данном случае расшифровывается как Affordable PAC — то есть «доступный» — и предлагается странам, не готовым платить много за комплексы с GEM-T. Стоимость одной ракеты типа Stunner оценивается в миллион долларов.

Что принесут в дом?

По условиям соглашения между Rafael и Raytheon, до 60 процентов себестоимости ракет, поставляемых по контрактам на PAAC-4, должны производиться на территории США. Однако известно, что Польша также претендует на выпуск части комплектующих для этих ракет у себя.

Кроме того, поляки заинтересованы в локализации производства электронных компонентов для радаров ЗРК. В частности, речь идет о передаче технологии выпуска СВЧ-компонентов на основе нитрида галлия, которая выбрана в качестве перспективной при создании радиолокаторов нового поколения для американских военных.

Это тоже предмет торга: формально разрешение на экспорт этой технологии у Raytheon есть, но что конкретно они готовы отдать Польше — пока неизвестно. При этом поляки готовы брать ЗРК с новыми всеракурсными радарами, начиная с третьей батареи, и на основании этого торгуются за передачу им технологии.

Зачем все это Польше?

Польша — 24-я экономика мира и 6-я экономика Евросоюза. Это безусловный лидер Восточной Европы, который теперь демонстрирует и военно-политические амбиции. Во-первых, речь идет о том, чтобы поставить себя в качестве безальтернативного регионального партнера номер один в отношениях со старшими товарищами из НАТО и непосредственно с США. А следовательно — и приоритетного получателя военной помощи и передовых вооружений.

Во-вторых, Польша уже достаточно заметна, чтобы испытывать амбиции как самостоятельная региональная держава. Педалирование темы российской военной угрозы в данном случае играет на руку Варшаве, облегчая трансформацию накопленного потенциала экономики в новые возможности вооруженных сил. Раззадоривает и историческая память несостоявшегося гегемона Восточной Европы, на пике возможностей претендовавшего на политический контроль территорий от Одера примерно до Волги.

Программы военной модернизации, запускаемые в Польше, впечатляют. Военные расходы, с середины 1990-х колебавшиеся вокруг отметки 1,9 процента ВВП, в 2015-м скакнули до 2,14 и в 2016-м удержались выше 2 процентов. В абсолютных цифрах они выросли с 25 миллиардов злотых (6,7 миллиарда долларов) в 2010 году до 37-39 миллиардов (10-10,5 миллиарда долларов) в 2015-2016 годах. В дальнейшем оборонные траты планируется держать на уровне 2,5 процента ВВП.

Страна объявила (и частично реализовала) ряд затратных военных программ. Помимо обновления ПВО, Польша активно вкладывается в ВВС. В дополнение к 48 истребителям F-16C/D block 52, полученным из США во второй половине 2000-х, Варшава объявила о своем интересе к покупке 96 подержанных американских самолетов F-16A/B (с модернизацией). Кроме того, после 2025 года ВВС Польши рассчитывают приобрести 32 истребителя пятого поколения F-35.

После 2020 года Польша дополнительно должна получить 70 крылатых ракет большой (до 1000 километров) дальности AGM-158B JASSM-ER для самолетов типа F-16C/D на общую сумму 200 миллионов долларов. Ранее поляки уже купили 40 ракет AGM-158A JASSM (с дальностью 370 километров), которые и начали получать в январе 2017-го.

Кроме того, в планах польских военных — приобрести не менее четырех современных неатомных субмарин. При этом Варшава всерьез намерена добиться оснащения их крылатыми ракетами большой дальности — американской Tomahawk или французской NCM (SCALP Naval).

Каково теперь соседям?

Как единичное явление закупка ЗРК Patriot мало повлияет на баланс сил в Восточной Европе. Безусловно, если рассматривать ПВО Польши изолированно от союзов и военно-политического контекста, то оно, по сути, отсутствует: старые советские образцы типа С-125М или С-200ВЭ не являются серьезной проблемой. Поэтому на первый взгляд закупка Patriot — качественное усиление.

Однако российские военные все равно исходят из того, что в гипотетический угрожаемый период восточноевропейские страны НАТО получат дополнительное усиление со стороны «старших товарищей», и развертывание оборонительных вооружений в виде средств ПВО/ПРО (Patriot, THAAD) здесь едва ли не самое очевидное действие.

Поэтому на вопрос о последствиях программы Wisla ответить в первом и грубом приближении можно так. Усилит ли это существенно ПВО Польши? Да, усилит. Повлияет ли на планирование российских военных в Восточной Европе? Будет учтено, и отвлечет на себя определенные силы.

Константин Богданов

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(76):

0 +0−0Сергей Колеров21:58:18
08/07/2017
0 +0−0cosmic wind 2_021:25:18
08/07/2017
От того Пэтриота одно название осталось уже, тупень.
О, острень нарисовался
0 +0−0Mikhail Yurievitch21:43:37
08/07/2017
Экономика Польши выросла на коррупции, западных еще не возвращенных кредитах и воровстве Российского газа. Ни одного своего бренда, кроме яблок.
...
Не делайте мне смешно и хи-хи,
- 24 экономика мира, сказали же.
0 +0−0cosmic wind 2_021:25:18
08/07/2017
-2 +0−0Banzay20:52:51
08/07/2017
Погугли как здорово "Пэтриот" облажался при попытке борьбы с ракетами СКАД в Ираке. Арабы взяли старенькую советскую ракету без лишних рассчтетов и заморочек врезали еще одну топливную секцию чтобы увеличить радиус и пулялись по тихой грусти. Правда без химии и биологии но к дупе прилегко у всей коалиции и особенно у пархатеньких. "Петриот" показали себя как совсем УГ. Жеды натерпевшись страху и вкурив что ПВО на основе американских подарков чуть более чем дырявое кинулись сочинять свое.
От того Пэтриота одно название осталось уже, тупень.
0 +0−0Banzay21:16:56
08/07/2017
0 +0−0николай шатский08:28:13
08/07/2017
Дырки щас даже бедные не чинят.Если нет бабок на новые джинсы можно их взять со склада благотворительной организации,
А потом удивляются что неработь прожирает бешеные бабки на пособия и всю экономику волокут жалкие треть работяг...
0 +0−0Banzay21:16:00
08/07/2017
0 +0−0Petr1 Pervai03:49:33
08/07/2017
Каккие "новые цели" нищии ватник ?
Патриот именно за етого - не даст ни одного ракета из агресивньйх ватники полетет. Она бьйстро будет превратились в мусор.
Из Калининграда тоже ничего не вьйлетит...
Гугли СКАД 1961 года. Он же "керосинка".
0 +0−0Banzay21:11:54
08/07/2017
1 +0−0Тупая Вата15:58:38
08/07/2017
Жулька, рецепт борща не подскажешь?)
Она гомно и желуди тщательно пережевывает, сплевывает это пюре в кастрюлю, заливает стекломоем и подогревает, непрерывно помешивая. Потом употребляет большим черпаком. Это особенный майданный борщ. Очень повышает свидомость и приближает наступление цеперамоги.
0 +0−0Dobriy Her21:10:52
08/07/2017
Patriot да ещё и с израильской ракетой это чуть-чуть лучше надувной модели. Поляки знают толк в том как лучше распилить бабло.

.
0 +0−0Banzay21:09:59
08/07/2017
0 +0−0Сергей Камчатский12:29:10
08/07/2017
А если в ответку соседи такое же объявят? И первые же наши учения приведут к войне. Думать ведь надо, хоть иногда
Живите тихо не ставте у себя чужие ракеты и базы и никто к вам не полезет даже в случае войны. А если ставите сталбыть рисуете себе на лбу мишень и не удивляйтесь что в случае войны наловите сразу и много.
0 +0−0НаКол Всех18:53:45
08/07/2017
0 +0−0Kurlander seven_x01:23:06
08/07/2017
Если учесть еще целый ряд уже производимых на территории Польши образцов современной западной военной техники как авиационной так бронетехники думаю Польша весьма неплохо сумеет еще заработать на этих приобретениях. Соответственно выгода также соседям , не придется гонять приобретенную или полученную авиа и бронетехнику для обслуживания за океан или Германию
Не заработает ни копейки , США не дадут производить у себя не то что полные системы ПВО , а даже компоненты к ним
0 +0−0НаКол Всех18:52:38
08/07/2017
0 +0−0Сергей Камчатский17:00:29
08/07/2017
Каких именно? Что "патриоты" перехватили все иракские ракеты в 2003 году? (Была атака Кувейта). Говорят, что они и свои самолёты по ошибке пару раз сбили (ф18, торнадо)
В Сирии евреями была сбита сушка-24
В Йемене сбита баллистическая ракета.
А вообще гуглится легко.
Патриот модификации после 2000 года - хорошая система. Дорогая, но хорошая
В Сирии евреями была сбита сушка-24
______________________
тут подробнее
0 +0−0НаКол Всех18:51:42
08/07/2017
-1 +0−0Сергей Камчатский12:39:53
08/07/2017
Насчёт денег согласен - пусть тратятся, гонка вооружений всегда быстро истощала экономику. А вот о неэффективности вы, господин, соврамши. Патриот - вполне эффективное ПВО. Война в Ираке 2003, в Сирии, это вполне доказала
Пэтриоты не смогли сбить СКАТы которые телели на израиль
0 +0−0НаКол Всех18:50:37
08/07/2017
Пусковой контейнер надо направлять чтобы ракеты полетела в нужную сторону , у нас что с-300, с-400 , ТОР стреляют в вертикальном положении , далее ракета летит сама куда надо. Весь штатовский воен.пром так и не сделали нормальные ПУ
0 +0−0Fedor Vaschilov18:48:11
08/07/2017
-1 +0−0Кирилл Буянов16:33:22
08/07/2017
Всё намного проще.
Никто ничего не будет доказывать кастрюлеголовой шлюхе, задирающей свои сальные ляжки по первому свистку США.

ТТХ ЗРК "Пэтриот" объективно уступают С-400, про эффективность нет смысла глворить, тут майданутые рогатки вне конкуренции.
В чем уступает-то?
0 +0−0Виктор Зеваев18:25:45
08/07/2017
Повлияет ли на планирование российских военных в Восточной Европе? Конечно повлияет, вместо 2-х ракет, придется запустить 3.
0 +0−0Vlad Ivanov17:26:41
08/07/2017
Повлияет ли на планирование российских военных в Восточной Европе? Будет учтено, и отвлечет на себя определенные силы. ... т.е. признание подготовки агрессии против польшы... понятно.
0 +0−0владимир фартуна17:02:36
08/07/2017
слабовато, всего лишь 8млр, нет, как саудиты на 100,наверно еще раз посетит,чтобы побольше впарить, молодец, там еще таких стран много,правда он про них может и не догадываться,но наверно подскажут( все время вспоминается фраза из12стульев, а что скажет купечество)
0 +0−0Сергей Камчатский17:00:29
08/07/2017
0 +0−0Тупая Вата15:56:50
08/07/2017
Ждём примеров)
Каких именно? Что "патриоты" перехватили все иракские ракеты в 2003 году? (Была атака Кувейта). Говорят, что они и свои самолёты по ошибке пару раз сбили (ф18, торнадо)
В Сирии евреями была сбита сушка-24
В Йемене сбита баллистическая ракета.
А вообще гуглится легко.
Патриот модификации после 2000 года - хорошая система. Дорогая, но хорошая
0 +0−0.|. (!)16:16:03
08/07/2017
нет бабоньки, что не говорите, а пшеки сошли с ума
купили ракету кила Давидовича аш за 8 млрд $
0 +0−0Тупая Вата15:57:30
08/07/2017
6 +0−0Иса Рамазанов11:22:47
08/07/2017
Если в результате внешней политики сосед вооружается против тебя, это - плохая внешняя политика.
Это такая кавказская мудрость?
0 +0−0Тупая Вата15:56:50
08/07/2017
-1 +0−0Сергей Камчатский12:39:53
08/07/2017
Насчёт денег согласен - пусть тратятся, гонка вооружений всегда быстро истощала экономику. А вот о неэффективности вы, господин, соврамши. Патриот - вполне эффективное ПВО. Война в Ираке 2003, в Сирии, это вполне доказала
Ждём примеров)
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь