«Бога бойтесь, царя чтите»

10:48 05/07/2017 Россия
«Бога бойтесь, царя чтите»

В минувшую субботу глава Синодального отдела внешних церковных связей и, как считается, второй человек в РПЦ, митрополит Иларион Алфеев, обращаясь к зрителям федерального телеканала, назвал монархию более совершенной формой правления, чем выборная, и фактически призвал общество к широкой дискуссии о необходимости ее реставрации в России — или нового установления. Вполне ожидаемо, что главным оппонентом церкви по этому вопросу выступит светская интеллигенция. Но что насчет представителей других церквей и религий нашего многоконфессионального государства? Нужна ли им монархия так же, как Илариону? «Лента.ру» обратилась с этим вопросом к видным служителям самых разных конфессий и религиозных культов, представленных в России.

Католичествоотец Юрий Дорогин, викарий петербургского прихода св. Екатерины Александрийской:

Лично мое мнение — монархия действительно лучше. А вообще католическая церковь относится одинаково к любому политическому устройству. Главное, чтобы заботились о человеке. Чтобы была демократия, любовь к другим людям, соблюдались права человека, чтобы забота о его спасении была на первом месте. Идеальных систем, конечно, не существует.

Наше общество довольно разделенное, так что я не вижу смысла в формальном установлении монархии. Нет никаких оснований для такой реставрации. Монархия была и ушла — зачем входить в одну реку дважды?

Благосклонна к религиям может быть любая власть, не только монархия. Это зависит от власти, конкретных людей, их настроений и преференций — в монархии ли или в демократическом обществе.

Протестантизмепископ евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания Павел Бегичев:

Что касается политического устройства, каждый имеет право на свое личное мнение. У церкви (я имею в виду единую христианскую церковь) не может быть единого мнения или учения на этот счет, поэтому мне сложно спорить [с Иларионом]. Господь нам никакого указания на этот счет не оставил. Все высказывания на политические темы, даже иерархов, — личное мнение. Наверняка у владыки есть какие-то резоны так думать.

Но я бы не стал во всем с ним соглашаться. Моя личная позиция сходна с позицией Клайва Льюиса (британского писателя и богослова первой половины XX века —прим. «Ленты.ру»). Он говорил: демократия хороша не потому, что человек прекрасен, а потому, что он испорчен грехом, и очень опасно сосредотачивать власть в одних руках. Демократия, с точки зрения христианской антропологии, — выигрышная форма политического правления.

«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», — из Посланий апостола Петра. Богобоязненный человек обязан уважать любую власть, какая есть. Понятно, что среди лютеран есть сторонники монархических взглядов, есть демократы. Мы допускаем полный плюрализм мнений и даже не спорим об этом, потому что это бесполезно. Представьте, если бы церковь договорилась, что все иерархи будут болеть только за «Спартак» — это нонсенс. Кто-то за «Ювентус» болеет, что, мы теперь подеремся из-за этого? В чем мы должны быть едины — в первичности заповедей Христа и Евангелий. Мы — подданные царства Божьего.

Старообрядчествонастоятель саратовского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, иерей РПСЦ Вадим Коровин:

С точки зрения богословия, единственная наилучшая форма правления — правление Божье. Все остальные формы, изобретенные человеком, несовершенны. Когда древние евреи просили у Господа, чтобы он дал им царя, как у всех других народов, Господь сказал, что это ему неугодно, поскольку он сам управлял еврейским народом. Евреи продолжали просить, и Бог предупредил их, что царь будет их унижать, угнетать, собирать подати, налоги и т.д. Как можно говорить о совершенстве той формы правления, которую сам Господь назвал несовершенной?

Мы, старообрядцы, стараемся в политику не лезть. Слишком многое мы от всякой политики претерпели. Я думаю, что сейчас менять форму правления в России — значит, обострить все существующие в стране противоречия, ни к чему хорошему и продуктивному это не приведет. Наша церковь не формулировала конкретной позиции по отношению к монархии или республиканскому правлению. В любой ситуации, при любой форме правления христианин может спасти свою душу, что бы ни было.

Но как бы в России де-юре ни менялись формы правления, де-факто они всегда остаются квазимонархическими. Видимо, такой у нас менталитет. Выборный, не выборный глава — все равно в глазах народа он превращается в царя, наделяется его функциями и правит вполне авторитарно. Так что польза или вред для народа от его правления проистекают более из его личностных качеств, чем из формы его призвания к верховной власти.

Относительно «помазания на царство» — а кто мазать царя будет, в представлении РПЦ? Понятно, что они сами. А поскольку они не находятся в единстве с древлеправославной Церковью, их миропомазание в наших глазах маловажно. Христиане первых веков признавали власть и языческих царей, не имевших никакого миропомазания, и слушались их во всем, что не противоречило Христовой вере. Так и старообрядцы, хоть царя и не считали истинно верующим, но революционеров в своем подавляющем большинстве отвергали.

А кто же царскую власть сверг? К какой конфессии относилось абсолютное большинство заговорщиков-«февралистов»: деятелей Думы, генералов, чиновников? Напомню, что в 1917 году РПЦ с ликованием восприняла отмену монархии и не поддержала царя. «Русь слиняла в два дня», — писал философ Розанов про те события. Если бы та монархия была так великолепна и поддерживалась бы Господом, она бы не рухнула.

Вообще, русский народ издревле отличался демократическими традициями. Мы помним вече Новгородской республики (да и в других городах). Даже князей изначально избирали. Так что выборная форма правления для нас не новость. И Рюрика мы призывали, и даже святого князя Александра Невского в Новгород — а потом и выгоняли, и опять призывали... Конечно, плохо, когда вече вырождается в майдан. Для старообрядцев последние два десятилетия — самое свободное время с середины XVII века, не сравнимое даже с периодом религиозных свобод 1905-1917 годов. Мне кажется, наша нынешняя форма правления в целом обеспечивает межконфессиональный мир и свободу совести человека, и это главное».

Иудаизмраввин московской синагоги «Даркей Шалом» Довид Карпов:

Вся наша жизнь протекает в определенном пространстве и времени. Невозможно абстрактно ответить на вопрос о преимуществах монархии, не учитывая исторические и прочие реалии, в которых мы сейчас находимся. Согласно еврейской мудрости, царство земное есть отражение царства небесного. Иерархия, которая существует в человеческом обществе, в части того, что есть некое первое лицо, в чьих руках реально сосредоточена большая власть (чуть большая в случае монархии), — отражение того, что есть Царь этого мира, Всевышний. Но это все в идеале.

Мы движемся в сторону этого идеала, мировой просвещенной монархии. В еврейской традиции таким монархом видится будущий избавитель, царь-помазанник. Опять-таки, в еврейской традиции он воспринимается как реальная политическая и религиозная фигура, которая объединит все человечество под своей просвещенной властью. Основана она будет на библейских ценностях, на заповедях Торы, и это будет великое благо для всего человечества.

Эта монархия — не та, о которой говорит митрополит Иларион. Он говорит о российской монархии. В нашем понимании монарх — человек, объединяющий нацию. В России мы не видим такой фигуры или даже тенденции на достижение национального согласия путем восстановления монархии. Хорошо это или плохо, но в России монархия — прошлое, в которое уже невозможно вернуться. Однако и выборная власть, и то, что мы называем демократическими институтами, — крайне несовершенная форма правления, и события нашего времени доказали это несовершенство.

Исламмуфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов:

Мы с глубоким почтением относимся к митрополиту Илариону, он уважаемый религиозный деятель. Конечно же, в обществе, среди православных верующих, тема монархии обсуждается — именно эту мысль, мне кажется, владыка и выразил. Но какой бы привлекательной ни казалась нам монархия, Россия — очень большое государство, многонациональное и многорелигиозное.

При установлении монархии возникнет вопрос — а как к этому отнесутся другие народы? Не захотят ли они восстановить свои ханства, эмираты и другие монархии? К какому устройству мы тогда придем? Наши недруги, стремящиеся к развалу нашего государства, смогут на этом хорошо поиграть и помочь отдельным регионам обособиться. Я думаю, что нынешняя форма никого не ущемляет ни по национальному, ни по религиозному признаку, и она более чем приемлема.

Большая ошибка думать, будто исламу присущ монархизм. По исламской доктрине монархии быть не должно. После Пророка первые четыре халифа избирались сахабами (сподвижниками) совершенно из разных семей, и только потом начались игры в монархию. Передача власти от сына к внуку — не совсем приемлемая форма с точки зрения ислама.

Родновериеволхв, руководитель языческого содружества природной веры «Славия» Любомир:

Нет никаких измеримых доказательств того, что санкция Бога дает какие-либо экономические и социальные преимущества странам, если говорить с позиции науки. Церкви не поможет никакая православная диктатура или монархия, не укроет ее от лицемерия и вранья, царящих в ее рядах. Не уберут процветающую везде и всюду торговлю в храмах. Люди и дальше будут уходить из РПЦ в русское язычество.

Русское язычество совершенно по-разному видит идеальное политическое устройство. Я лично считаю себя народником. Мы стоим за право народа на управление, в той полноте, в которой оно было до принятия на Руси христианства. За полное самоуправление на общинных землях без государства. Даже после пришествия Рюрика в городах ставили посадников и изгоняли князей, если они не отвечали требованиям народа. С принятием христианства эта народная власть постепенно уничтожалась.

Мой идеал — копное право, прямая демократия. Мы все ощущаем, что время представительной демократии уходит в прошлое, что она испытывает глубочайший кризис, не только в России, но и в странах Запада. Люди желают непосредственного управления своей страной. Образец этого — афинская демократия. Если брать современные страны: отчасти Швейцария, отчасти Исландия, где народ осмелился переписать свою конституцию, несмотря на угрозы со стороны Евросоюза.

СатанизмОлег Сатанинский, основатель Сатанинской церкви России:

Лично я политический прагматик, следовательно, голосую за действующую государственную власть. Конечно, это не значит, что я всецело согласен абсолютно со всеми законами, которые действуют сейчас в России, но я в любом случае не выхожу за рамки правового поля, как и все члены Сатанинской церкви России. Ибо это выгодно для развития нашего религиозного объединения, потому что Конституция гарантирует нам, сатанистам, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими нашу религию и поступать в соответствии с ней до тех пор, пока мы не распространяем какие-либо экстремистские идеи. А мы их не распространяли, не распространяем и не будем распространять, ибо у нас их нет. Глупо пилить сук, на котором сидишь, а глупость — первый сатанинский грех.

Сейчас Россия — светское государство, а все сатанисты, которых я знаю, хотели бы жить именно в светском государстве. Иными словами, монархия в чистом ее виде нам не нужна от слова «совсем». Ибо вполне вероятно, что при ее режиме сатанистам будет весьма некомфортно на кострах, виселицах и эшафотах. Так что все недостатки действующей власти — ничто по сравнению с монархией, где христианская церковь, как правило, — часть власти. Да и черт с ними, с недостатками. Нет ничего идеального в этом мире.

Буддизмпредставитель главы Буддийской традиционной Сангхи Санжай Лама Андрей Бальжиров:

Дело не в том, какая форма лучше, а какая нет. Дело в ситуации, во времени, в событиях. Лучше монархия, не лучше? Есть много вариантов. Буддизм в этом вопросе ориентируется на общественное мнение. Если какой-то строй ему соответствует — пусть он и устанавливается. Общество, а не Сангха, само установит, какое положение ему подходит.

Дмитрий Сидоров

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(422):

1 2 345 ... +1
6 +0−0Кирилл Осокин11:00:11
05/07/2017
8 +0−0Кирилл Осокин10:53:54
05/07/2017
Вот царя нам только не хватало. Ну что за ересь. Монархия- худшая форма правления из возможных.
Мало того что конкретный император или царь может быть уродом, так ведь и династия в целом может быть вырожденцами, как было в конце у Романовых. Ну и нафиг оно- такое счастье. Можно для полноты картины на принца Чарльза глянуть. Там тоже проглядывает беда с генами. Данунафиг, монархия- ну что за атавизм. Давайте тогда на конную тягу перейдем.
5 +0−0Дмитрий Е22:36:36
05/07/2017
Затея полный бред и любому вменяемому индивиду тут даже и обсуждать нечего.
5 +0−0Алексей Понедельник22:12:49
05/07/2017
"Думать" и "религия" - несовместимы.
5 +0−0Nik Ram22:08:11
05/07/2017
Олег Сатанинский, основатель Сатанинской церкви России: "Глупо пилить сук"
Таки и правда, глупо сук пилить, их надо иметь по-всякому.
А вообще-то, монархисты - ущербные люди, моральные слеподыры, нуждающиеся в поводыре и не полагающиеся на себя))
5 +0−0Roman Kovalchuk21:47:52
05/07/2017
Да, восстановить монархию. А первобытный строй уже как- то сам собой восстановится...
5 +0−0Костя Иванов18:05:47
05/07/2017
-16 +0−0Михаил Кузнецов17:53:52
05/07/2017
Идею республики поддерживают только предатели и дyраки. Ибо любая слабая власть, а республика - это слабая власть, т.к. президент\монарх\вождь - это сильна власть, так вот, любая слабая власть - это развал страны и империи. Её по этому и называют слабой - от того, что это луzеры.

Так вот либеральные дyрачки, на западный бабос все нам сватают слабаков. Но народ-то, даже кухарки и грузчики, знают, что страна будет сильной, когда власть будет сильной.

Поэтому вас, либеральных клоунов и шутов никто не выбирает - насмотрелся на вас народ в 90-е.
Мда, болезнь прогрессирует. Хорошо, хоть флаг России с авы убрал.
5 +0−0Lera Lera16:34:06
05/07/2017
0 +0−0Muska Domestica16:17:48
05/07/2017
Корова в 1913 году стоила 40 рублей. А учитель гимназии получал 100 р в месяц а квалифицированный токарь -80 р Уровень потребления картофеля , сахара, сыра , мяса и молока населением 1913 года так и не был достигнут Советской Властью никогда. А по многим параметрам не достигнуто и сейчас. Наша продуктовая корзина гораздо скромнее.

Вывод: Поскакали в 1917 году немного а разрухи на 90 лет. Правда хохлы на ошибках России не учатся, они предпочитают наступать на грабли помногу раз.
советская власть ликвидировала повальную неграмотность и отсталость лапотной России и запустила человека в космос, став сверхдержавой. отобрала и совершенно правильно собственность у церкви и ликвидировала сословия, ввела всеобщее образование, 8 часовой рабочий день и огромное количество социальных привилегий для работающих людей, заставив западный мир пойти на беспрецедентные социальные реформы под угрозы революций в своих странах. А разруха - она в головах. благодаря именно этой разрухе Россия имеет то, что имеет
5 +0−0ы в14:51:27
05/07/2017
-3 +0−0Alex Ivan14:36:43
05/07/2017
Батюшки нас г Богу и в Рай ведут, а ... эти в противоположную сторону.
Неужели так трудно понять?
Даже странно такой вопрос слышать.

М.б. вы еще спросите КТО лучше? Бог или сатана? Надеюсь не додумаетесь.
Откуда ты знаешь куда тебя ведет батюшка, ?? Он обычный человек и тоже может ошибаться.
5 +0−0Oleg Pumpkin14:26:04
05/07/2017
Поповской наглости нет предела. Налоги не платят, пользуется всеми благами общества, Монархия для них хорошо, можно лишь только с одним человеком и дела помазанником божьем. Фигу вам на всю рожу
5 +0−0Товарищ Чжаочжоу13:43:23
05/07/2017
-2 +0−0Михаил Кузнецов11:57:03
05/07/2017
Ты так говоришь, как будто кухарки и дворники тебе выберут на выборах наичестнейшего и наимилейшего олигарха.

Монархия однозначно гораздо эффективнее демократии, если монарх попался хороший. Это доказал и Сталин, и Екатерина II, и Петр I, и Иван Грозный. В общем либерасты и демократы ничего хорошего так родить и не смогли за всю человеческую историю, кроме казино на Уолл Стрит.

В общем ту и спорить даже не о чем. 90-е наглядный тому пример - наша либерально-демократическая шушера тупо разворовала страну под улюлюканье про демократию, свободу и борьбу с коррупцией - тупо все развалили, собственно, как и сейчас на Украине разваливают. Либерасты по факту - это луzеры в историческом масштабе.

Тут уж любой монарх великим на их фоне покажется.
>> Это доказал и Сталин

Что там твой дорогой Сpалин доказал? Что можно ухайдокать сотни тысяч человек одной только тупой коллективизацией? Что можно настроить против себя миллионы из числа нацменьшинств, свернув использование их языков и автономию? Что можно провафлить начало войны и потерять в войне больше, чем число нападавших? Что можно рисовать любые данные статистики, расстреляв неправильных статистиков?
5 +0−0Bitch Hunter13:35:13
05/07/2017
-2 +0−0Ярослав Евтихиев13:06:20
05/07/2017
Преимущества и недостатки монархии и демократии основаны на возможностях хороших людей приходить к власти, а плохих людей от власти наоборот держать подальше. В настоящее время репрезентативные демократии гарантируют наличие у власти олигархов, рвачей, популистов, экстремистов и т.д. Они всегда наберут голоса, всегда найдут спонсоров и политтехнологов. И всегда же будет возможность давить на страну и планировать атаки против нее в момент безвластия. Уязвимость страны в этот момент видна по истории с возвращением Крыма, например. Или же распадов Империи и Союза (для читающих не только новости).
Дискуссия имеет право на существование. Жаль, конечно, что интернет-безмозглики будут послушно вопить о том, что все это плохо и надо жить как говорят в Госдепе США. Но их мнение (пусть и сформированное) придется учитывать. Ведь мы планируем страну для всех.

ИМХО главная слабость монархии не в фигуре царя. Фигура царя как раз самое большое достоинство строя. Но беда в привилегированных сословиях. Передача сверхдоходов и сверхимущества из поколения в поколение к сожалению останется ценностью надолго. Но допускать такой же передачи политических прав и карьерных перспектив нельзя. Суть дискуссии должна сконцентрироваться именно на уровне образования, замещения должностей, оценки эффективности чиновников и т.д.
Кто такой царь? Это самый главный олигарх, чьи предки когда то оказались наиболее хитроумными и захватили власть, а потом огородили ее "правом наследования". Если вам не хватает в жизни косплея, сходите на реконструкцию, вовсе не надо реставрировать монархию, если вы мастурбируете на царские мундиры и хруст французской булки.
5 +0−0Евгений Жаданов13:20:26
05/07/2017
Мы добрых граждан позабавим. И у позорно столпа, кишкой последнего попа, Российского царя удавим. (с) А.С. Пушкин
5 +0−0Вася Петров12:43:25
05/07/2017
7 +0−0Иван Иванов12:39:32
05/07/2017
Я сейчас выскажу, может быть, для кого-то крамольную мысль, но всё же - даже после прихода к власти Советов, ДЕ ЮРЕ монархия вроде как исчезла, а ДЕ ФАКТО - нет )))) Потому что, МОНархия - это, по сути, власть ОДНОГО всесильного правителя, в руках которого сосредоточены все бразды правления государством. При этом неважно, имеется ли у него какой-нибудь "благородный" титул - король, царь, император или какой-то другой. Неважно, есть ли у него такие традиционные монаршие регалии, как трон, пышное облачение, корона, скипетр с державой и т.д. - это всего лишь красивые побрякушки, чтобы придать монарху грозный, торжественный и могущественный внешний вид.
После того, как монархия в России ДЕ ЮРЕ пала, все последующие главы государства - это, по сути, ДЕ ФАКТО, такие же всесильные "цари", как и прежде - что Ленин, что Сталин, что Путин ))) И никакая оппозиция толком ничего особо сделать не может против воли правящего "царя-батюшки" ))) Так что, не надо ничего реставрировать или возрождать - те, кто хочет получить монархию, уже давно живут при ней )))
"Но как бы в России де-юре ни менялись формы правления, де-факто они всегда остаются квазимонархическими. Видимо, такой у нас менталитет. Выборный, не выборный глава — все равно в глазах народа он превращается в царя, наделяется его функциями и правит вполне авторитарно."
4 +0−0Artem Grigorenko21:48:32
05/07/2017
рпц подводят к грапжданкой войне. путин сам это делает чтобы потом выпустить пар на медведеве и рпц. чтобы мы уничтожали друг друга в братоубийственной войне. наш президент непонятный тип.... самый главный западник имхо....
4 +0−0Bitch Hunter17:52:22
05/07/2017
-2 +0−0Михаил Кузнецов17:50:49
05/07/2017
После либерастов 90-х любой монарх-шут и даже скоморох покажется сильный и великим лидером.

Тут знаете, с чем сравнивать.

Вот даже Медведев круче Горбачева и Ельцина!!!!
Все таки ты понимешь где то в глубине души, что Вова - шут и скоморох
4 +0−0Костя Иванов17:46:35
05/07/2017
3 +0−0Кирилл Осокин17:39:03
05/07/2017
Да. И мне досадно за этих людей. Проживут ведь жизнь в ощущении... да непонятно в каком. Царя им подавай. В башку бы себе царя подали...
Мечтатели о розовой РИ, где были единороги и радуга.
4 +0−0Игорь Васильев16:54:54
05/07/2017
-9 +0−0Алексей Гурченок16:49:09
05/07/2017
В аду - демократия. В раю - царство Божие. Если мы хотим уподобить нашу жизнь раю, должно быть царство. Если аду - демократия.
После Ленина считалось, что не нужно готовиться к власти. Рабочий от станка станет директором завода или министром. Это самая плохая традиция нашей демократии. Не было у нас подготовленного Главнокомандующего армии после Николая 2. Даже современный Президент может путешествовать по стране на автомобиле. Но не может поднять по тревоге Кантемировскую дивизию. Первым за рулем проехать 100 км марша, форсировать реку в брод и встать там со свитой. Тех комардиров, подразделения которых хорошо форсируют брод награждать прямо на месте. Неудачников увольнять и наказывать!
Кто тебе альтернативно одаренному имбицилу такие мысли в чайник вставил? Ильич как раз говорил обратное - любая кухарка НЕ может управлять государством, не переиначивай классика, сволочь недобитая
4 +0−0Lera Lera16:41:15
05/07/2017
-7 +0−0Михаил Кузнецов16:32:52
05/07/2017
РПЦ - это духовность. духовность нужна для Великой Страны. Религия всегда была опорой государства.

Чё непонятного-то?

Монархия очевидно лучше парламентской демократии (бесполезного демократического болота торгующего мандатами и голосами). На счет президентской демократии спорный вопрос.
"чё". духовность и интеллект льются через край и благоухают, как розарий.
4 +0−0Lera Lera16:13:51
05/07/2017
Истинная демократия в России закончилась на Новгородской республике, уничтоженной Иваном 3 и утопленной в крови тысяч невинных жертв Иваном Грозным. При этом республика устояла после кровавого крещения всенародно "любимым" Владимиром. Пришедшие к власти монархи Романовы начали свое правление с казни 4 летнего ребенка, сына Лжедмитрия и Марины Мнишек, и кровавый след их правления тянулся до самого их бесславного конца. В царской России не было ни единого исторического периода, когда можно было сказать, что люди хорошо живут или хотя бы имеют перспективы, кроме, разве что, хоть что-то сдвинулось при правлении Александра 2. Церковники всех мастей об этом скромно умалчивают потому, что именно при царях они имели огромную власть и жирный доход. Народ, видимо, опять забыл свое прошлое, поэтому оно неизбежно повторится.
4 +0−0Александр Дзензелевский15:54:27
05/07/2017
И нахрена мне атеисту вся эта поповская рать ? Вот они обсуждают видите- ли.)) а мне их мнение по барабану.
1 2 345 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь