«Бога бойтесь, царя чтите»

10:48 05/07/2017 Россия
«Бога бойтесь, царя чтите»
Илариона надо привлекать за экстремизм. Статья 280 УК РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. 1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного д...читать полностью

В минувшую субботу глава Синодального отдела внешних церковных связей и, как считается, второй человек в РПЦ, митрополит Иларион Алфеев, обращаясь к зрителям федерального телеканала, назвал монархию более совершенной формой правления, чем выборная, и фактически призвал общество к широкой дискуссии о необходимости ее реставрации в России — или нового установления. Вполне ожидаемо, что главным оппонентом церкви по этому вопросу выступит светская интеллигенция. Но что насчет представителей других церквей и религий нашего многоконфессионального государства? Нужна ли им монархия так же, как Илариону? «Лента.ру» обратилась с этим вопросом к видным служителям самых разных конфессий и религиозных культов, представленных в России.

Католичествоотец Юрий Дорогин, викарий петербургского прихода св. Екатерины Александрийской:

Лично мое мнение — монархия действительно лучше. А вообще католическая церковь относится одинаково к любому политическому устройству. Главное, чтобы заботились о человеке. Чтобы была демократия, любовь к другим людям, соблюдались права человека, чтобы забота о его спасении была на первом месте. Идеальных систем, конечно, не существует.

Наше общество довольно разделенное, так что я не вижу смысла в формальном установлении монархии. Нет никаких оснований для такой реставрации. Монархия была и ушла — зачем входить в одну реку дважды?

Благосклонна к религиям может быть любая власть, не только монархия. Это зависит от власти, конкретных людей, их настроений и преференций — в монархии ли или в демократическом обществе.

Протестантизмепископ евангелическо-лютеранской церкви Аугсбургского исповедания Павел Бегичев:

Что касается политического устройства, каждый имеет право на свое личное мнение. У церкви (я имею в виду единую христианскую церковь) не может быть единого мнения или учения на этот счет, поэтому мне сложно спорить [с Иларионом]. Господь нам никакого указания на этот счет не оставил. Все высказывания на политические темы, даже иерархов, — личное мнение. Наверняка у владыки есть какие-то резоны так думать.

Но я бы не стал во всем с ним соглашаться. Моя личная позиция сходна с позицией Клайва Льюиса (британского писателя и богослова первой половины XX века —прим. «Ленты.ру»). Он говорил: демократия хороша не потому, что человек прекрасен, а потому, что он испорчен грехом, и очень опасно сосредотачивать власть в одних руках. Демократия, с точки зрения христианской антропологии, — выигрышная форма политического правления.

«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», — из Посланий апостола Петра. Богобоязненный человек обязан уважать любую власть, какая есть. Понятно, что среди лютеран есть сторонники монархических взглядов, есть демократы. Мы допускаем полный плюрализм мнений и даже не спорим об этом, потому что это бесполезно. Представьте, если бы церковь договорилась, что все иерархи будут болеть только за «Спартак» — это нонсенс. Кто-то за «Ювентус» болеет, что, мы теперь подеремся из-за этого? В чем мы должны быть едины — в первичности заповедей Христа и Евангелий. Мы — подданные царства Божьего.

Старообрядчествонастоятель саратовского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы, иерей РПСЦ Вадим Коровин:

С точки зрения богословия, единственная наилучшая форма правления — правление Божье. Все остальные формы, изобретенные человеком, несовершенны. Когда древние евреи просили у Господа, чтобы он дал им царя, как у всех других народов, Господь сказал, что это ему неугодно, поскольку он сам управлял еврейским народом. Евреи продолжали просить, и Бог предупредил их, что царь будет их унижать, угнетать, собирать подати, налоги и т.д. Как можно говорить о совершенстве той формы правления, которую сам Господь назвал несовершенной?

Мы, старообрядцы, стараемся в политику не лезть. Слишком многое мы от всякой политики претерпели. Я думаю, что сейчас менять форму правления в России — значит, обострить все существующие в стране противоречия, ни к чему хорошему и продуктивному это не приведет. Наша церковь не формулировала конкретной позиции по отношению к монархии или республиканскому правлению. В любой ситуации, при любой форме правления христианин может спасти свою душу, что бы ни было.

Но как бы в России де-юре ни менялись формы правления, де-факто они всегда остаются квазимонархическими. Видимо, такой у нас менталитет. Выборный, не выборный глава — все равно в глазах народа он превращается в царя, наделяется его функциями и правит вполне авторитарно. Так что польза или вред для народа от его правления проистекают более из его личностных качеств, чем из формы его призвания к верховной власти.

Относительно «помазания на царство» — а кто мазать царя будет, в представлении РПЦ? Понятно, что они сами. А поскольку они не находятся в единстве с древлеправославной Церковью, их миропомазание в наших глазах маловажно. Христиане первых веков признавали власть и языческих царей, не имевших никакого миропомазания, и слушались их во всем, что не противоречило Христовой вере. Так и старообрядцы, хоть царя и не считали истинно верующим, но революционеров в своем подавляющем большинстве отвергали.

А кто же царскую власть сверг? К какой конфессии относилось абсолютное большинство заговорщиков-«февралистов»: деятелей Думы, генералов, чиновников? Напомню, что в 1917 году РПЦ с ликованием восприняла отмену монархии и не поддержала царя. «Русь слиняла в два дня», — писал философ Розанов про те события. Если бы та монархия была так великолепна и поддерживалась бы Господом, она бы не рухнула.

Вообще, русский народ издревле отличался демократическими традициями. Мы помним вече Новгородской республики (да и в других городах). Даже князей изначально избирали. Так что выборная форма правления для нас не новость. И Рюрика мы призывали, и даже святого князя Александра Невского в Новгород — а потом и выгоняли, и опять призывали... Конечно, плохо, когда вече вырождается в майдан. Для старообрядцев последние два десятилетия — самое свободное время с середины XVII века, не сравнимое даже с периодом религиозных свобод 1905-1917 годов. Мне кажется, наша нынешняя форма правления в целом обеспечивает межконфессиональный мир и свободу совести человека, и это главное».

Иудаизмраввин московской синагоги «Даркей Шалом» Довид Карпов:

Вся наша жизнь протекает в определенном пространстве и времени. Невозможно абстрактно ответить на вопрос о преимуществах монархии, не учитывая исторические и прочие реалии, в которых мы сейчас находимся. Согласно еврейской мудрости, царство земное есть отражение царства небесного. Иерархия, которая существует в человеческом обществе, в части того, что есть некое первое лицо, в чьих руках реально сосредоточена большая власть (чуть большая в случае монархии), — отражение того, что есть Царь этого мира, Всевышний. Но это все в идеале.

Мы движемся в сторону этого идеала, мировой просвещенной монархии. В еврейской традиции таким монархом видится будущий избавитель, царь-помазанник. Опять-таки, в еврейской традиции он воспринимается как реальная политическая и религиозная фигура, которая объединит все человечество под своей просвещенной властью. Основана она будет на библейских ценностях, на заповедях Торы, и это будет великое благо для всего человечества.

Эта монархия — не та, о которой говорит митрополит Иларион. Он говорит о российской монархии. В нашем понимании монарх — человек, объединяющий нацию. В России мы не видим такой фигуры или даже тенденции на достижение национального согласия путем восстановления монархии. Хорошо это или плохо, но в России монархия — прошлое, в которое уже невозможно вернуться. Однако и выборная власть, и то, что мы называем демократическими институтами, — крайне несовершенная форма правления, и события нашего времени доказали это несовершенство.

Исламмуфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов:

Мы с глубоким почтением относимся к митрополиту Илариону, он уважаемый религиозный деятель. Конечно же, в обществе, среди православных верующих, тема монархии обсуждается — именно эту мысль, мне кажется, владыка и выразил. Но какой бы привлекательной ни казалась нам монархия, Россия — очень большое государство, многонациональное и многорелигиозное.

При установлении монархии возникнет вопрос — а как к этому отнесутся другие народы? Не захотят ли они восстановить свои ханства, эмираты и другие монархии? К какому устройству мы тогда придем? Наши недруги, стремящиеся к развалу нашего государства, смогут на этом хорошо поиграть и помочь отдельным регионам обособиться. Я думаю, что нынешняя форма никого не ущемляет ни по национальному, ни по религиозному признаку, и она более чем приемлема.

Большая ошибка думать, будто исламу присущ монархизм. По исламской доктрине монархии быть не должно. После Пророка первые четыре халифа избирались сахабами (сподвижниками) совершенно из разных семей, и только потом начались игры в монархию. Передача власти от сына к внуку — не совсем приемлемая форма с точки зрения ислама.

Родновериеволхв, руководитель языческого содружества природной веры «Славия» Любомир:

Нет никаких измеримых доказательств того, что санкция Бога дает какие-либо экономические и социальные преимущества странам, если говорить с позиции науки. Церкви не поможет никакая православная диктатура или монархия, не укроет ее от лицемерия и вранья, царящих в ее рядах. Не уберут процветающую везде и всюду торговлю в храмах. Люди и дальше будут уходить из РПЦ в русское язычество.

Русское язычество совершенно по-разному видит идеальное политическое устройство. Я лично считаю себя народником. Мы стоим за право народа на управление, в той полноте, в которой оно было до принятия на Руси христианства. За полное самоуправление на общинных землях без государства. Даже после пришествия Рюрика в городах ставили посадников и изгоняли князей, если они не отвечали требованиям народа. С принятием христианства эта народная власть постепенно уничтожалась.

Мой идеал — копное право, прямая демократия. Мы все ощущаем, что время представительной демократии уходит в прошлое, что она испытывает глубочайший кризис, не только в России, но и в странах Запада. Люди желают непосредственного управления своей страной. Образец этого — афинская демократия. Если брать современные страны: отчасти Швейцария, отчасти Исландия, где народ осмелился переписать свою конституцию, несмотря на угрозы со стороны Евросоюза.

СатанизмОлег Сатанинский, основатель Сатанинской церкви России:

Лично я политический прагматик, следовательно, голосую за действующую государственную власть. Конечно, это не значит, что я всецело согласен абсолютно со всеми законами, которые действуют сейчас в России, но я в любом случае не выхожу за рамки правового поля, как и все члены Сатанинской церкви России. Ибо это выгодно для развития нашего религиозного объединения, потому что Конституция гарантирует нам, сатанистам, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими нашу религию и поступать в соответствии с ней до тех пор, пока мы не распространяем какие-либо экстремистские идеи. А мы их не распространяли, не распространяем и не будем распространять, ибо у нас их нет. Глупо пилить сук, на котором сидишь, а глупость — первый сатанинский грех.

Сейчас Россия — светское государство, а все сатанисты, которых я знаю, хотели бы жить именно в светском государстве. Иными словами, монархия в чистом ее виде нам не нужна от слова «совсем». Ибо вполне вероятно, что при ее режиме сатанистам будет весьма некомфортно на кострах, виселицах и эшафотах. Так что все недостатки действующей власти — ничто по сравнению с монархией, где христианская церковь, как правило, — часть власти. Да и черт с ними, с недостатками. Нет ничего идеального в этом мире.

Буддизмпредставитель главы Буддийской традиционной Сангхи Санжай Лама Андрей Бальжиров:

Дело не в том, какая форма лучше, а какая нет. Дело в ситуации, во времени, в событиях. Лучше монархия, не лучше? Есть много вариантов. Буддизм в этом вопросе ориентируется на общественное мнение. Если какой-то строй ему соответствует — пусть он и устанавливается. Общество, а не Сангха, само установит, какое положение ему подходит.

Дмитрий Сидоров

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(422):

1 234 ... +1
15 +0−0Абыр Валг11:13:58
05/07/2017
Илариона надо привлекать за экстремизм.

Статья 280 УК РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.
2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ
"О противодействии экстремистской деятельности"
Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) экстремистская деятельность (экстремизм):
....... пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
.......

Илларион с помощью средств массовой информации объявляет, что царь ввиду своей социальной и религиозной принадлежности лучше всех остальных. Налицо Статья 280 УК РФ, часть 2я.

Жаль, что судить скорее всего не будут.
14 +0−0Игорь Васильев16:53:09
05/07/2017
Похоже чернопузые опять мечтают о полетах с колоколен, мало им освобожденных от налогов центров комплексного обслуживания с блэкджеком и ... монашками сори единомышленницами более 20 лет прожвающих с иерархами на одной жилплощади...
А по сути короля играет свита, свиту - замы и так до кухарки которая не хочет ругаться с дворником за неубранный подъезд... Но такая скоростная деградация общества конечно настораживает...
12 +0−0Александр Александров17:11:42
05/07/2017
царь - бояре - холопы
земля плоская
11 +0−0Кирилл Осокин17:34:43
05/07/2017
6 +0−0Bitch Hunter17:21:41
05/07/2017
Юмореска заключается в том, что в целом по стране монархическую идею поддерживают 11%, тогда как в Москве - 19%. Что означает, что монархическая идея на устах в основном у нувориш, клерков и салонных философов. А в этом бредовом ленточном опусе все поставлено с ног на голову. Мол идею республики поддерживают только светские интеллигенты. Хотя идею республики поддерживают около 80% респондентов. Лентачи, почем опиум для народа?
Нет и не может быть в России монархических идей. Поймите, не было бы Революции, если бы монархия не опустила себя до последней степени ничтожества. Один Распутин чего стоил. А ведь это была просто капля в море.
9 +0−0Ivan Ivanov12:01:59
05/07/2017
Кроме как "стадо баранов не может жить без пастуха" ни чем этот бред про то, что "монархия более совершенная форма правления, чем выборная" не объяснишь.
8 +0−0Антон Шулятьев19:00:07
05/07/2017
Действительно, кто мы такие чтобы участвовать в формировании своих баринов. Им не монархия нужна, а сословное общество, чтобы не оправдываться перед обществом, нея отмазываться... Чтобы поп, бессмысленное существо в современном мире, мог быть всем...
8 +0−0Vasiliy Popov13:52:13
05/07/2017
-6 +0−0Alex Ivan13:49:52
05/07/2017
Значит в: Канаде, Англии, Австралии, Швеции, Норвегии, Дании царь может быть.
А у нас типа сразу откат в темное прошлое.
Это с каких таких яиц, такие двойные стандарты?
Например потому, что в Норвегии принц может и отсидеть за пьянку за рулём, а у нас этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.
8 +0−0Кирилл Осокин10:53:54
05/07/2017
Вот царя нам только не хватало. Ну что за ересь. Монархия- худшая форма правления из возможных.
7 +0−0Анатолий Завьялов19:49:26
05/07/2017
Монархия - прекрасный пример идеи, которая была жизнеспособна всю человеческую историю, а в последнее столетие умерла. Сейчас в мире около 200 государств, из них только 30 - монархии, из них только в 10 - монархи с неограниченной властью. Странно, что высоко поставленные и несомненно образованные представители церкви не видят этой всемирной тенденции. Теперь о мыслях Иллариона. Если по европейски - король царствует , но не управляет, то зачем? Кого? Путин точно не согласится с потерей реальной власти. Если всесильный монарх, то общество точно не согласиться. 25 лет стремились к демократии, а придём в дремучее средневековье. Церковь потеряла представление о реальности - дурью мается.
7 +0−0Kratos Greed19:22:06
05/07/2017
В то время, когда космические корабли бороздят просторы вселенной....
7 +0−0Яша Забарский15:11:33
05/07/2017
Вообще нужна меритократия, пусть голос на выборах имеет вес, что-то вроде баллов. Закончил школу без троек - плюсик тебе, поступил в ВУЗ на бюджетное отделение - еще плюс, окончил с красным дипломом - еще и т.д. Можно дополнительно помимо образования привязывать официальный доход, соцстатус, приводы в полицию, много чего. В итоге голос культурного образованного человека на выборах будет стоить дороже голоса упоротого ватника-монархиста или быдла дворового.
Эх, мечты-мечты
7 +0−0Vasiliy Popov13:57:40
05/07/2017
-4 +0−0Alex Ivan13:54:45
05/07/2017
Правильно, т.к. он не пьет.
И мановением руки лечит онкобольных. Знаем.
7 +0−0Иван Иванов12:39:32
05/07/2017
Я сейчас выскажу, может быть, для кого-то крамольную мысль, но всё же - даже после прихода к власти Советов, ДЕ ЮРЕ монархия вроде как исчезла, а ДЕ ФАКТО - нет )))) Потому что, МОНархия - это, по сути, власть ОДНОГО всесильного правителя, в руках которого сосредоточены все бразды правления государством. При этом неважно, имеется ли у него какой-нибудь "благородный" титул - король, царь, император или какой-то другой. Неважно, есть ли у него такие традиционные монаршие регалии, как трон, пышное облачение, корона, скипетр с державой и т.д. - это всего лишь красивые побрякушки, чтобы придать монарху грозный, торжественный и могущественный внешний вид.
После того, как монархия в России ДЕ ЮРЕ пала, все последующие главы государства - это, по сути, ДЕ ФАКТО, такие же всесильные "цари", как и прежде - что Ленин, что Сталин, что Путин ))) И никакая оппозиция толком ничего особо сделать не может против воли правящего "царя-батюшки" ))) Так что, не надо ничего реставрировать или возрождать - те, кто хочет получить монархию, уже давно живут при ней )))
7 +0−0Абыр Валг11:47:34
05/07/2017
-1 +0−0Владимир Николаевич11:22:04
05/07/2017
Очевидно, вы королевство Бутан имеете ввиду, Саудовскую Аравию, Бруней, Кувейт и т.д.?
Ага, те страны, которые за счет нефтяной ренты живут. Хотя зачем-то Вы Бутан в список вставили... там 116-е место по ВВП на душу населения.

Если быть честным, то достаточно открыть рейтинг ВВП на душу населения и всё сразу встает на свои места. Например из ТОП-50 демократии в 42 странах. Катар, ОАЭ, Бруней, Кувейт, Бахрейн, Китай, Саудовская Аравия и Оман - действительно не демократии, но все, кроме Китая живут на нефтяной ренте. Китай, кстати, тоже не королевство))
6 +0−0Bitch Hunter17:21:41
05/07/2017
Юмореска заключается в том, что в целом по стране монархическую идею поддерживают 11%, тогда как в Москве - 19%. Что означает, что монархическая идея на устах в основном у нувориш, клерков и салонных философов. А в этом бредовом ленточном опусе все поставлено с ног на голову. Мол идею республики поддерживают только светские интеллигенты. Хотя идею республики поддерживают около 80% респондентов. Лентачи, почем опиум для народа?
6 +0−0Lera Lera17:01:27
05/07/2017
14 +0−0Игорь Васильев16:53:09
05/07/2017
Похоже чернопузые опять мечтают о полетах с колоколен, мало им освобожденных от налогов центров комплексного обслуживания с блэкджеком и ... монашками сори единомышленницами более 20 лет прожвающих с иерархами на одной жилплощади...
А по сути короля играет свита, свиту - замы и так до кухарки которая не хочет ругаться с дворником за неубранный подъезд... Но такая скоростная деградация общества конечно настораживает...
деградация делегируется сверху, обратите внимание. религия - мощнейший административны механизм, как никак. чем невежественнее и фанатичнее прихожанин, тем покорнее избиратель.
6 +0−0ы в14:50:44
05/07/2017
0 +0−0Kookoo Kookoo14:23:22
05/07/2017
Офигеть. Родноверы и сатанисты наравне с мировыми религиями. Да их вообще нельзя в информационное поле допускать!
Почему? А чем хуже христианства или иудеев?
6 +0−0Вася Петров12:49:35
05/07/2017
0 +0−0Михаил Кузнецов12:40:58
05/07/2017
нет, в монархии еще важно престолонаследие.

Без престолонаследия, монархия превращается в сильную президентскую демократию ибо Вождь, Президент - всенародно избран.

Просто кухарки и дворники могут выбрать плохого вождя. А будущего монарха с детства обучают и готовят править Державой.
"Просто кухарки и дворники могут выбрать плохого вождя. А будущего монарха с детства обучают и готовят править Державой."
Опять бред сивой кобылы в майскую ночь.
Ну вот Николая II готовили с рождения править. И что? А подобных "царей/королей" в истории мира не счесть.
Кроме того в 2005 году путин отменил выборы именно под этим предлогом - что, типа, "кухарки не умеют правильно выбирать поэтому что ни мэр - то жулик, что не губернатор - то мерзавец" - и стал всех назначать. Что поменялось? Стало еще хуже! Как были все мэры/губернаторы жуликами и уродами - так и остались, только если раньше они хоть что-то старались делать для людей (потому как можно было пролететь на следующих выборах) - то после этого они просто на все забили (но стали больше воровать) потому как снять и назначит их мог только вышестоящий начальник а значит только ему нужно услуживать и "подносить дары".
6 +0−0Вася Петров12:19:38
05/07/2017
-12 +0−0Михаил Кузнецов12:07:33
05/07/2017
Монархия гораздо эффективнее демократии. Пока демократическое болото делит бабло, власть и ресурсы (см. на Украину), сильный лидер может вершить судьбы мира.
Бред сивой кобылы в майскую ночь.
1.Уровень жизни людей в демократических странах гораздо выше чем в монархиях;
2.Более совершенные формы управления государством меняют менее совершенные. так феодализм сменил рабовладение, а капитализм - феодализм. Именно поэтому явно прослеживается тенденция смены монархической формы правления (а также авторитаризма/тоталитаризма) на демократическую во всем мире.
6 +0−0Абыр Валг11:15:33
05/07/2017
Достаточно посмотреть на уровень жизни демократий и монархий. И, да, Великобритания только на бумаге монархия, фактически там полная демократия. Как и в Бельгии и Испании.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь