«Не хочу быть авторитетом»

03:30 05/07/2017 Культура
Даниил Гранин
Даниил Гранин
)))Понятно...., что для евреев-жыдов Сталин умер только вчера. Кроме них ведь его больше никто не чехвостит в современности, а вдруг вернётся новый Сталин и запретит клопам- прохиндеям паразитировать?! "Грани времени" - "Р С " не зря её финансирует конгресс США.)))

В ночь на 5 июля в Санкт-Петербурге скончался писатель Даниил Гранин, автор романов «Иду на грозу», «Зубр», «Мой лейтенант», «Искатели», а также «Блокадной книги», написанной вместе с Алесем Адамовичем. Он прожил долгую жизнь — 98 лет, воевал на Великой Отечественной войне, был ранен. Он был Почетным гражданином Петербурга. До последних дней Гранин был активен и сохранял ясность мысли. «Лента.ру» публикует подборку высказываний писателя из его бесед и интервью разных лет, в том числе тех, что он дал незадолго до смерти, накануне празднования 9 Мая.

О счастье и чуде

«Всю свою жизнь после войны — такая уж это была война — я расцениваю как приз в лотерее, невероятную удачу, доставшуюся почти без шанса».

«Вспомнил свой первый приезд в Германию, это было году в 1955-м. Когда я шел по улицам Берлина, видел людей своего возраста и старше и думал: "Боже мой, это же встреча промахнувшихся!"»

«Обращаться с жизнью надо как с чудом, Божьим даром или даром судьбы. Поэтому надо жить так, чтобы сегодняшний день был самым счастливым. На войне это было ежечасно. Был обстрел, и я остался жив! Жив — я счастлив! Позже — иногда это было трудно. А иногда — легче. Это всегда утешительно и заставляет жить немножко иначе. Мы плохо ценим жизнь, которая нам дана».

«Я написал три десятка книг, но даже если бы у меня было собрание сочинений томов в девяносто, как у Льва Толстого, а любви в моей жизни не было, то никакого удовлетворения эти тома мне бы не принесли. Cейчас, к концу жизни, я не думаю про книги, которые написал, и не угрызаюсь, что мог бы написать их больше. Я вспоминаю людей, которых любил, с которыми чувствовал себя совершенно счастливым».

Об истории и авторитете

«История — скоропортящийся продукт. Она гниет. Она подвергается разворовыванию. Но в конце концов она обязательно торжествует».

«Да не хочу я быть авторитетом! Не претендую. Все это мешает работать. Звонят, отвлекают. Не нужна мне эта слава. Я знал людей, которым известность доставляла удовольствие, они радовались, что их узнают на улице. Но честно относиться к своей славе очень трудно».

О человеке и обществе

«Для человека мы ничего не делаем. И не умеем делать. Мы все делаем для государства — для обороны, проведения конгрессов…»

«В обществе всегда обсуждаются какие-то разные вещи. Вот до революции обсуждалось, надо ли выходить замуж девственницей или нет. Все время обсуждаются какие-то нелепости».

«Человеку не хватает независимости. Мы конформисты. Мы слишком — особенно советские люди, которые имели одинаковую идеологию, одни и те же лозунги, — привыкли к коллективу. Вся жизнь, от коммунальной квартиры вплоть до похорон, проходила в коллективе. Это ненормально».

«Теологию у нас не преподают, мы ею не занимаемся, а надо бы заниматься: люди уже не хотят довольствоваться только решением квартирного вопроса или, скажем, вопросов заготовки сельскохозяйственной продукции и зимнего отопления. Это, безусловно, насущные проблемы, однако человек желает хотя бы время от времени над ними приподняться».

«У нас культ рубля и культ силы — силы хамской, бандитской. Как-то в Грузии я и мои друзья, грузинские писатели, остановились закусить, зашли в чайхану. Там сидела молодежь, человек десять за одним столом. Остальные столы пустые, никого нет. Когда они нас увидели, встали и уступили нам в качестве приветствия свои места. Это культ учтивости, традиция отношения к старшим. Уважение не показное, а воспитанное с детства».

«Главный недостаток нашего общества — это дефицит любви. Дефицит любви друг к другу, отсутствие культа любви, а ведь только любовь рождает уважение к человеку, понимание, какое это чудо — человек. Любовь показывает, каким красивым, каким хорошим человек может быть. А у нас человек существует исключительно как функция труда и исполнения неких обязанностей, в качестве электората или демографической единицы. Посмотрите, мы только в этой шкале измерений и существуем!»

О Сталине

«Налицо невообразимая, чудовищная извращенность (Сталина —прим. "Ленты.ру"). Понимаете, Толстой, Достоевский — это же величайшие гуманисты, человековеды, никто лучше их о проблемах совести и добра не писал, но вот на Кобе это никак не сказывалось. Облагораживающее влияние литературы, искусства, о которых мы так любим рассуждать, здесь заканчивалось — он приезжал в свой кремлевский кабинет и подписывал расстрельные списки на сотни человек, причем не абстрактных, а тех, которых знал, с кем дружил».

О войне и ненависти

«Когда немцы напали, нам было трудно воевать, потому что мы были идеологически беспомощны: в школах учили немецкий язык, Германия казалась ближе, чем Франция, Англия и тем более Америка. Эрнст Тельман, Карл Либкнехт, Роза Люксембург и в то же время Гете, Шиллер, Бетховен — все это имена были нам дороги. Мы не хотели их убивать, потому что "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" — это же был немецкий лозунг. Но когда увидели пожары, виселицы, весь ужас войны, особенно, когда мы драпали от немцев, начало появляться то, что Пушкин называл "остервенение народа". Это был непростой процесс, только когда разожгли эту ненависть, появилась способность убивать».

«Немцы могли уже в Питер войти, но этого почему-то не сделали. 17 сентября 1941-го мы просто ушли в Ленинград с позиций с мыслью: "Все рухнуло!". Я, помню, сел на трамвай, приехал домой и лег спать. Сестре сказал: "Сейчас войдут немцы — кинь на них сверху гранату (мы на Литейном жили) и разбуди меня"».

«Победу у нас похитили. У меня был разговор с Гельмутом Шмидтом (канцлер ФРГ с 1974 по 1982 год —прим. «Ленты.ру»). Я его спросил: "Почему вы проиграли войну?" Он мне сразу ответил (у него был готов продуманный ответ, он хороший политик, профессиональный историк, сам воевал, все видел, все знает): "Потому что США вступили в войну". А Америка вступила поздно. Черчилль сказал еще в конце 1941 года: "Прилив кончился, начался отлив". Я не мог понять, откуда взялась эта версия. А потом понял: проиграть Америке — гораздо более лестно, чем нищему босому СССР. И американская пропаганда подхватила это. И сейчас это проникло на Западе повсюду, вплоть до школьной истории. А это несправедливо, неприлично. Нам обязано человечество этой победой, разгромом фашизма. Конечно, история восстановится, но гораздо позже. А несколько поколений будут жить и уже живут с такой историей».

О судьбе

«С судьбой у меня никогда не было ровных отношений. Мы всегда с ней то ссорились, то мирились».

По материалам изданий: «Российская газета», «Октябрь», «Невское время», «Аргументы и факты», «Новая газета», «Собака.ру», «Наша газета», «Бульвар Гордона».

Подготовил Александр Зайцев

Комментирование разрешено только первые 24 часа.

Комментарии(307):

1 234 ... +1
12 +0−0Остап Бендер06:40:01
05/07/2017
-4 +0−0Пушкинд06:32:38
05/07/2017
Это не чистка была, а истерия убийств и лжесвидетельств миллионов маленьких людей. Позор нашей истории.
И в каждой семье у нас есть или палачи, или жертвы. Или тайны.
)))Понятно...., что для евреев-жыдов Сталин умер только вчера.
Кроме них ведь его больше никто не чехвостит в современности, а вдруг вернётся новый Сталин и запретит клопам- прохиндеям паразитировать?!
"Грани времени" - "Р С " не зря её финансирует конгресс США.)))
11 +0−0Воробьев Владимир07:43:44
05/07/2017
Надо было прожить сто лет, воевать за свою Родину, написать кучу книг, чтобы после смерти удостоится ведра дерьма от сопливых дрочеров, узнавших о тебе из посмертной статьи.
10 +0−0Злата Аксеновская07:11:18
05/07/2017
-9 +0−0Пушкинд06:44:02
05/07/2017
При всем уважении к его фронтовому прошлому, писатель он был советский и писал, что нужно было. Не мучался конфликтом между правдой и совестью.
Читая ешо молодым, я этого не видел. А взял в руки книгу его лет 10 назад - и не смог читать, коробило от идеологии и партийности
Я Вас умоляю! Вы же "молодым" читали "то, что нужно было" и Вас это, исходя из признания выше, не "коробило". И , не сменись ветер, читали бы до сих пор и нахваливали, так о какой совести Вы толкуете? А Даниил Александрович, разумеется, был советским писателем, ведь он воевал за Советский союз, жил и работал в нем. Так что у него, как раз, в отличие от Вас, все логично и цельно, несмотря на некую этническую общность.
7 +0−0GEHAN 7210:30:03
05/07/2017
Очень жаль что такой великий и умнейший Человек ушёл. Таких Людей надо часто показывать и слушать Их мнение по тв.
7 +0−0Злата Аксеновская07:14:58
05/07/2017
-16 +0−0Max Mad06:54:26
05/07/2017
Надо же почти сто лет прожить и остаться дауном 10-летним. Любви и теологии ему не хватало. Пзц.
Как верно вы охарактеризовали самого себя в трёх последних буквах!
6 +0−0Darja0809:55:13
05/07/2017
Очень жаль...порядочный был человек и любил Санкт-Петербург.
6 +0−0Irina Ostrovskaya07:30:05
05/07/2017
-16 +0−0Max Mad06:54:26
05/07/2017
Надо же почти сто лет прожить и остаться дауном 10-летним. Любви и теологии ему не хватало. Пзц.
Это ты о себе,недоумок?
6 +0−0Любитель Котиков05:44:05
05/07/2017
-9 +0−0Ватный ПидоРОШЕНосос04:20:51
05/07/2017
Конечно, история восстановится, но гораздо позже. А несколько поколений будут жить и уже живут с такой историей».
--------------
История всегда повторяется как фарс.Пример тому,как нацистские орды ватных,упорото-зомбированных кастрюлеголовых ПидоРОШЕНососов ВСУ дохнут в котлах за своего безумного фюрера алкаша.Дичайшие потери,тысячи ватной свинины сгорело в котлах.Ничего не напоминает?
Также позорные "марши" нацистов в Москве 44 года и в Донецке.История некоторых ничему не учит.Но в УкроФашии уже на несколько поколений вперёд,пышным цветом расцвёл нацизм,ватные мозги прогнили под кастрюлями.Они не считают,что виноваты в том,стали жить возле ПАРАШИнко.В этом почему-то виноваты русские.Ватный,кастрюлеголовый зомбированный ПидоРОШЕНоскот.
Ты в следующий раз так много текста не царапай - просто пиши:
- "АБЫР-АБЫР-АБЫР-ВАЛГ!"©
5 +0−0Andrew Lebedev09:47:08
05/07/2017
Не понимаю почему открыты комментарии. Уже начались помойные выплески сталинофилов всех сортов. Светлый, прекрасный человек. Уже за одну "Блокадную книгу" можно ставить памятник, хотя и в ней они не решились осветить 2/3 всего ужаса.
4 +0−0Дмитрий Потехин14:41:19
05/07/2017
1 +0−0vova ivanov13:35:47
05/07/2017
Каждый должен делать что ему бог дал. Писатель должен романы писать а не рассуждать о политике в которой он понимает примерно как балерина или сантехник. То же касается киношников, актеров, художников и прочую "творческую тилигенцию". Заколебали их идиотские гуманистические рассуждения про войну. Сталин выиграл величайшую войну в истории. Иначе бы нас не было. Все остальное либероидный понос и измена Родимне.
Вот поэтому, Вова, ты никогда не станешь Владимиром. Так и проживешь Вовой-Вованом до седин.
4 +0−0Зорин Андрей11:39:31
05/07/2017
3 +0−0Vlad Sobakin10:27:26
05/07/2017
Самое смешное то, что ватники желают Сталина для соседа, но не для себя.
Сами они рассчитывают служить в расстрельных командах. Все.
У обличителей точно какой-то искаженный наркотиками взгляд на историю. Они придумали сами себе какую-то идиотскую сказку и истово в нее верят, при этом проталкивая свои наркотические бредни всем окружающим.
4 +0−0Борис Руденко09:33:27
05/07/2017
-3 +0−0Зорин Андрей08:46:43
05/07/2017
Мало того, что я ничего не слышал об очередном светоче, так еще прочитав его высказывания, я понял, что ничего от этого не потерял.
Ты и не должен был ничего слышать. Он писал не для малограмотных придурков, не научившихся читать. С замечательными, светлыми и трагическими книгами Гранина росло несколько поколений советской интеллигенции. В библиотеках очереди были за романом "Иду на грозу". Честней "Блокадной книги" в советской литературе о войне вообще мало что было написано.
4 +0−0Любитель Котиков07:25:26
05/07/2017
-16 +0−0Max Mad06:54:26
05/07/2017
Надо же почти сто лет прожить и остаться дауном 10-летним. Любви и теологии ему не хватало. Пзц.
придурок, в который раз уже банят твой дебильный "коммент"?
3 +0−0Vlad Sobakin10:27:26
05/07/2017
Самое смешное то, что ватники желают Сталина для соседа, но не для себя.
Сами они рассчитывают служить в расстрельных командах. Все.
3 +0−0Азек Ариман10:13:30
05/07/2017
2 +0−0хотели как лучше10:08:44
05/07/2017
ну ты вначале отсиди в Гулаге лет 10 и напиши хоть одну книгу, потом рассуждай о Солженицыне
Солженицын твой сидел 10 лет в шарашке, где кормили лучше, чем в большей части послевоенного СССР. Практически санаторий. О чём подробно писала в мемуарах его жена. В ГУЛаге сидел Варлам Шаламов чуть ли не 20 лет, но он, почему то, грязью Сталина не поливал
3 +0−0Борис Руденко09:48:14
05/07/2017
-4 +0−0Азек Ариман09:46:21
05/07/2017
В советское время приличный человек счёл бы за оскорбление, если бы его назвали интеллигентом
Кто тебя, придурка, научил такой глупости?
3 +0−0Борис Руденко09:37:21
05/07/2017
-2 +0−0Барак Обама08:46:03
05/07/2017
Ещё один обличитель общественных язв. Чем же ты в таком случае отличаешься от других, как ты их там называешь "сопливых дрочеров"
Тем, чем гражданин отличается от малограмотного быдла.
3 +0−0Остап Бендер06:30:29
05/07/2017
Если бы Сталин не провел чистку в РККА.... да-и в других ведомствах..., неизвестно сколько бы ещё было - Власовых?!
3 +0−0Alexandre Savine05:30:40
05/07/2017
0 +0−0Йозеф Швейк04:49:23
05/07/2017
Эпоха. Правда, единственное, что я читал, это роман «Искатели», про инженеров.
Читал в школьные годы "Иду на грозу". Думал, автор воспевает бескорыстие и подвижничество. А вот по его дальнейшей биографии оказалось, что он воспевает "примазин".

Лицемер. Теологии ему для счастья не хватало.
3 +0−0Дмитрий Витальевич04:55:21
05/07/2017
-9 +0−0Ватный ПидоРОШЕНосос04:20:51
05/07/2017
Конечно, история восстановится, но гораздо позже. А несколько поколений будут жить и уже живут с такой историей».
--------------
История всегда повторяется как фарс.Пример тому,как нацистские орды ватных,упорото-зомбированных кастрюлеголовых ПидоРОШЕНососов ВСУ дохнут в котлах за своего безумного фюрера алкаша.Дичайшие потери,тысячи ватной свинины сгорело в котлах.Ничего не напоминает?
Также позорные "марши" нацистов в Москве 44 года и в Донецке.История некоторых ничему не учит.Но в УкроФашии уже на несколько поколений вперёд,пышным цветом расцвёл нацизм,ватные мозги прогнили под кастрюлями.Они не считают,что виноваты в том,стали жить возле ПАРАШИнко.В этом почему-то виноваты русские.Ватный,кастрюлеголовый зомбированный ПидоРОШЕНоскот.
только за ник сразу минус.помри кастрюля.
1 234 ... +1
Самые
^^^Наверх^^^Обратная связь